Русский духовный ренессанс перед лицом социальной катастрофы в книге Федора Августовича Степуна, роман «Из писем прапорщика-артиллериста»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 24 24 страницы
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 10.07.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Русский духовный ренессанс: поиск смысла в эпоху перемен 10
Глава 2. Социальная катастрофа: отражение в романе Федора Августовича Степуна 20
Заключение 27
Список использованной литературы и источников: 29

Фрагмент для ознакомления

Эти записи позволяют нам лучше понять, как развивались его христианские взгляды и чуть-чуть скорректировать общепринятое представление о нем и его творчестве в целом.Обратимся к записям в дневниках – они сразу выражают угрызения совести автора. Еще до отправки на фронт, автор осознает: война требует умения применять насилие против одних и защищать других, при этом различие между ними условно. Для Степуна, русского немца, это различие было ясным. Он не мог не вспомнить своего друга Георга, с которым они учились в Германии, возможно, тоже отправленного на фронт для убийства людей, таких же как они, но называемых русскими, которые когда-то спасли его. Степун задается вопросом: как найти систему умений и методов, чтобы одни люди стонали и кричали, а другие – нет? Вспоминая студенческие годы, он чувствует острую тоску по России и вспоминает своего друга Георга, который каждый вечер заходил к нему в комнату в своем драповом пальто с сигарой в руке.Георг, возможно, в данный момент находится в боевом расположении или в строю пехоты и желает, чтобы те, кого называют русскими, были убиты, несмотря на то что Россия спасла его, а Достоевский предотвратил его самоубийство.По словам Степуна, изменения в сознании людей становятся более ужасными, чем материальные разрушения, причиняемые войной. Пропагандистская истерия с обеих сторон выдает ложь за героизм, выращивает ненависть, злобу и самые низменные порывы в людях. Под воздействием пропаганды люди начинают отвергать культуру враждебной стороны, попадая в примитивный национализм, и каждая сторона соревнуется в разрушении культурных связей, порой даже основ собственной культуры и истории.Согласно мнению Степуна, все эти военные фобии подавляют в людях элементарные проявления человеческих отношений друг к другу. В результате возникают грандиозные миры упорной лжи в сознании людей, где все злое и грешное, запрещенное обычной совестью в отношении одного человека к другому, становится правдой и геройством в отношении одного народа к другому. Каждая сторона безраздельно проклинает и отвергает все великое, что когда-то было создано духом и гением враждующей стороны.В России неблагодарное забвение в том, что сделала германская мысль в формировании русской культуры, проявляется в бездарном и безвкусном переименовании Петербурга Петра и Пушкина в Шишковско-националистический Петроград. В Германии, стране философии и музыки, ситуация еще хуже, так как немецкие журналисты и писатели протестуют против переводов на немецкий язык величайших произведений сторон, враждующих с Германией. Немецкие ученые отказываются от почетных знаков, дарованных им научными институтами Франции и Англии. Кроме того, немецкая армия безумно и бездарно расстреливает величайшее произведение искусства - собор в Реймсе, изменяя тем самым благодарную "вечную память" потомству.Что касается описания военных действий, Степун изначально воспринимает их как некое удалое соревнование с противником, поражаясь своему веселью: каждый выстрел с другой стороны и ответные действия, а также информация о погибших, принимаются им во время боя как должное и даже с радостью, что погибли другие, а не его близкие товарищи. Лишь спустя какое-то время Степун удивляется молчанию своей совести, осознав, что его реакция была рефлекторной и безусловно веселой.Понять себя самого человеку, безусловно, противоречиво. Бой, который я отвергал всем своим сердцем и разумом, вызывает у меня радость и веселье. Возможно, я мог бы даже сказать, что для мужчины бой - это как бал для юноши. Особое стыдное, но неотразимое чувство радости вызывало в каждом из нас осознание, что погиб за этот тяжелый день не он сам или тот, кто был рядом с ним, а целый ряд других людей, ему совсем или почти неизвестных.Попав на фронт, Степун не занимался постоянным самоанализом или пытался задавать себе сложные этические вопросы. Вместо этого, он стремился полностью погрузиться в состояние каждого солдата и почувствовать глубину и страдания окопной жизни без предварительных условий. Как артиллерист, Степун выполнял приказы по корректировке наводки орудия и принимал участие в артиллерийской дуэли с врагом. В то же время, он осознавал «минорный» голос совести и даже чувствовал удовлетворение от успешного поражения врага. Он анализировал свои собственные чувства и признавал, что хотя он старается понять внутреннюю драму смерти, происходящую в окопе, своими командами "правее-левее" он не приходит к какому-либо ответу. Иногда его тихий внутренний голос, который несмотря на общее бодрое настроение во время войны, все же существовал в его душе, иногда усиливался. Однако, следующий выстрел противника по окопам заглушал это усиление, и Степун с полной моральной безответственностью, наслаждаясь чаем из талого снега, приготовленным разведчиками на костре, и жуя сухарь из кармана, запах которого напоминал овчину, смотрел в трубу и радовался очевидным попаданиям, не осознавая полностью последствий своих действий, и с таким же рвением повторял: "верно, прекрасно, так, хорошо".Степун обращает внимание на то, что люди, участвующие в войне, не испытывают постоянной ненависти к своим противникам, чего не скажешь о многих людях на тылу, которых заразила пропагандистская истерия. Он замечает, что война не разъединяет, а скорее объединяет тех, кто участвует в ней, через более глубокий аспект, чем ненависть между сторонами конфликта. Степун считает, что участники войны объединены тем фактом, что им приходится сталкиваться со смертью и вынуждены совершать действия, которые противоречат человеческой натуре – убивать других. Он заключает, что на передовой решительно никто никого не ненавидит (кроме моментов ярости во время боевых действий). Люди либо убивают врагов неведомо для себя, либо под влиянием чувства спортивного состязания. Реальную ненависть к врагу, на его взгляд, испытывают лишь те, кто находится на тылу: журналисты, мечтательные девушки, немецкие русские, бойкотирующие немецкие компании, и все, кто находит в войне повод для своих собственных эгоистических страданий и слабостей. Воины, включая немцев, глубоко объединены чем-то более важным, чем вражда. Сущность этого объединения, по его мнению, заключается в общности судьбы каждого из нас, когда каждый сталкивается со смертью и вынужден совершать самые непривычные для себя действия, такие как убийство. Аналогичный момент судьбы как у себя, так и у врага, считает он, и есть то, что в войне возносит и утверждает человеческую любовь и единение над враждой и раздором.Итак, в своих рассуждениях Степун отмечает, что участники войны не испытывают постоянной ненависти к своим противникам, в отличие от людей на тылу. Он утверждает, что война не разъединяет, а скорее объединяет непосредственных участников через более глубокий аспект, чем ненависть. Степун приходит к выводу, что воины объединены общностью судьбы, сталкиваясь со смертью и вынуждены совершать непривычные и противоположные их натуре действия, такие как убийство. Он заключает, что этот общий момент судьбы поднимает и утверждает человеческую любовь и единение над враждой и раздором во время войны.ЗаключениеВ заключении хочется подчеркнуть, что роман "Из писем прапорщика-артиллериста" Федора Августовича Степуна представляет собой не только литературное произведение, но и важный источник для понимания русской духовной и социальной динамики в период социальной катастрофы. Автор, используя жанр эпистолярной прозы, позволяет читателю проникнуть внутрь мыслей и переживаний героев, ощутить их внутренний мир и реакции на события военного времени и социальных потрясений. В ходе анализа романа мы обнаружили яркие проявления русского духовного ренессанса, выраженные через героев, их духовные поиски и моральные дилеммы. Такие качества, как вера, милосердие, искренность, становятся основополагающими в поведении персонажей и отражают глубинные ценности русского общества. Вместе с тем, роман является свидетельством социальной катастрофы, которая охватывает общество и приводит к переосмыслению ценностей, потере веры в будущее и чувству потерянности. В контексте социальной катастрофы герои ищут свой путь в мире, размышляя о смысле жизни, справедливости и возможностях изменить свою судьбу. Русский духовный ренессанс, хоть и испытывает испытания со стороны социальных бурь, продолжает свое существование через внутренние трансформации героев, их стремление к духовному совершенствованию и поиску высших истин. Таким образом, роман Федора Августовича Степуна представляет собой глубокое исследование русской души в контексте социальной катастрофы, а также является свидетельством неистощимой силы духовных поисков и преодоления трудностей в поисках истины и света.Роман Федора Августовича Степуна заслуживает особого внимания в контексте изучения русского духовного ренессанса перед социальной катастрофой. Его произведение представляет собой ценный источник для анализа духовных течений, моральных устремлений и внутренних противоречий русского общества в период социальных потрясений.Исследование романа позволяет выявить ключевые аспекты русского духовного ренессанса, такие как поиск смысла жизни, борьба за истинные ценности, размышления о природе человеческого бытия и его связи с высшими началами. Автор представляет своих героев как носителей духовных стремлений, которые сталкиваются с вызовами социальной катастрофы и вынуждены искать ответы на актуальные для своего времени вопросы.Таким образом, роман Федора Августовича Степуна играет важную роль в контексте изучения русского духовного ренессанса, предоставляя исследователям возможность проникнуть в духовный мир русского общества перед лицом социальной катастрофы и раскрыть его внутренние противоречия, духовные поиски и ценностные ориентиры.Русский духовный ренессанс перед лицом социальной катастрофы отражает важные аспекты русского общества в период социальных потрясений. Анализ романа "Из писем прапорщика-артиллериста" Федора Августовича Степуна выявил яркие проявления духовного возрождения, выраженные через героев, их стремление к духовному совершенствованию и поиску смысла жизни в условиях социальной нестабильности.Исследование подтверждает актуальность темы и важность изучения русского духовного ренессанса в контексте социальных кризисов. Русская литература и ее отражение духовных поисков на примере романа Федора Августовича Степуна представляют собой ценный материал для понимания внутренних преобразований общества перед лицом социальной катастрофы.Таким образом, исследование подчеркивает значимость русского духовного ренессанса и его влияния на формирование ценностей, мировоззрения и характера русского народа в условиях социальной катастрофы. Результаты исследования подтверждают необходимость углубленного изучения данной темы для полноценного понимания исторического и культурного контекста русского общества.Список использованной литературы и источников:Волков, В. В. «Ренессанс русской литературы»: национальный менталитет и литература духовного реализма в преподавании русской словесности / В. В. Волков, Н. В. Волкова. – Вестник Тверского государственного университета. Серия : Филология, 2017. – № 3. – С. 147-157.Дитрих, В. Федор Степун и Николай Бердяев / В. Дитрих. – Русская философия, 2021. – № 1. – С. 134-150. Досекин, Е. С. Русское общество в эпоху войн и революций: «Духовный ренессанс» или духовный кризис? / Е. С. Досекин. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2015. – С. 255-261.Кантор, В. К. Федор Степун: философ, хранимый судьбою заметки главного редактора / В. К. Кантор. – Философические письма. Русско-европейский диалог, 2019. – Т. 2, № 3. – С. 12-24. Хенч, А. Федор Степун - посредник между Россией и Европой / А. Хенч. – Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2020. – Т. 21, № 1. – С. 155-165.Ши, П. Русский духовный ренессанс: поэзия Серебряного века / П. Ши. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. – С. 2897-2899.

Список использованной литературы и источников:
1. Волков, В. В. «Ренессанс русской литературы»: национальный менталитет и литература духовного реализма в преподавании русской словесности / В. В. Волков, Н. В. Волкова. – Вестник Тверского государственного университета. Серия : Филология, 2017. – № 3. – С. 147-157.
2. Дитрих, В. Федор Степун и Николай Бердяев / В. Дитрих. – Русская философия, 2021. – № 1. – С. 134-150.
3. Досекин, Е. С. Русское общество в эпоху войн и революций: «Духовный ренессанс» или духовный кризис? / Е. С. Досекин. – Самара : Самарский государственный институт культуры, 2015. – С. 255-261.
4. Кантор, В. К. Федор Степун: философ, хранимый судьбою заметки главного редактора / В. К. Кантор. – Философические письма. Русско-европейский диалог, 2019. – Т. 2, № 3. – С. 12-24.
5. Хенч, А. Федор Степун - посредник между Россией и Европой / А. Хенч. – Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2020. – Т. 21, № 1. – С. 155-165.
6. Ши, П. Русский духовный ренессанс: поэзия Серебряного века / П. Ши. – Барнаул : Алтайский государственный университет, 2015. – С. 2897-2899.