Физическое развитие детей с двигательными патологиями

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Медицина
  • 20 20 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 17.07.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
1. Психолого-педагогические особенности детей с двигательными патологиями 5
2. Физическое развитие детей с двигательными патологиями 8
3. Особенности коррекционной работы по развитию физических качеств у детей с двигательными патологиями 12
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

- Принцип учета зоны ближайшего развития, предполагающий постепенное усложнение двигательных задач с опорой на имеющиеся у ребенка возможности.Принцип учета зоны ближайшего развития является важным в коррекционной работе по развитию физических качеств у детей с двигательными патологиями и предполагает постепенное усложнение двигательных задач с опорой на имеющиеся у ребенка возможности.Зона ближайшего развития – это область, в которой ребенок может выполнять задания с помощью взрослого, но не может самостоятельно. Это промежуточная ступень между тем, что ребенок уже[13, 18].Основными направлениями коррекционной работы по развитию физических качеств у детей с двигательными патологиями являются:- развитие статической и динамической координации движений;- развитие мышечной силы, выносливости, гибкости;- формирование навыков ходьбы, бега, прыжков, метания;- развитие пространственной ориентации и двигательной памяти;- профилактика и коррекция нарушений осанки, деформаций опорно-двигательного аппарата [5, 12, 16].Содержание коррекционной работы по развитию физических качеств у детей с двигательными патологиями может быть представлено следующими этапами:1. Подготовительный этап:- диагностика уровня развития двигательных функций;- определение индивидуальных целей и задач коррекционно-развивающей работы;- подбор комплекса специальных физических упражнений.2. Основной этап:- реализация индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы;- использование разнообразных методик физической реабилитации (лечебная физкультура, адаптивная физкультура, массаж и др.);- постепенное усложнение двигательных заданий с учетом динамики развития ребенка.3. Заключительный этап:- повторная диагностика уровня развития двигательных функций;- анализ эффективности проведенной коррекционной работы;- определение дальнейших направлений работы.Важную роль в коррекционном процессе по развитию физических качеств у детей с двигательными патологиями играет семья. Родители являются активными участниками реабилитационного процесса, обеспечивая преемственность в работе специалистов и домашней среды [13, 18].Таким образом, коррекционная работа по развитию физических качеств у детей с двигательными патологиями осуществляется на основе комплексного подхода, реализуемого в соответствии с принципами индивидуализации, системности и активного участия семьи.ЗаключениеПроведенный анализ научной литературы позволяет сделать ряд важных выводов относительно особенностей физического развития детей с двигательными патологиями.Дети с двигательными нарушениями представляют собой разнородную группу, характеризующуюся широким спектром психолого-педагогических особенностей. Для них типичны нарушения двигательной сферы, познавательной деятельности, речевого развития, эмоционально-волевой сферы. Ведущим нарушением у данной категории детей являются двигательные расстройства, которые проявляются в виде парезов, параличей, нарушений координации движений, мышечной ригидности и др.Развитие двигательных функций у детей с двигательными патологиями характеризуется значительным отставанием по сравнению с нормативным развитием. Для них типичны трудности в овладении основными двигательными навыками, нарушения мелкой моторики, пространственно-временной организации движений. Данные особенности обусловливают необходимость комплексной медико-психолого-педагогической помощи, направленной на коррекцию и компенсацию двигательных нарушений.В работе с детьми, имеющими двигательные патологии, используется комплекс различных методик, включающих коррекционную ритмику, адаптивную физическую культуру, массаж и другие специальные методы. Применение данных методик в рамках индивидуальной программы реабилитации способствует максимально возможной компенсации и коррекции нарушений двигательной сферы, что в целом повышает двигательную активность и качество жизни данной категории детей.Таким образом, проведенное исследование позволило расширить представления об особенностях физического развития детей с двигательными патологиями, а также обозначить наиболее эффективные пути оказания им комплексной медико-психолого-педагогической помощи.Список литературыАбкович, А. Я. К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А. Я. Абкович // Специальное образование. - 2016. - № 3 (43). - С. 5-12Буторина, В. В. Физкультурно-оздоровительное занятие "Путешествие зернышка" : Для детей с ТНР в подготовительной к школе группе / В. В. Буторина, Г. В. Уфимцева, Л. И. Уманжинова // Воспитатель ДОУ. - 2022. - № 2. - С. 15-20.Вареник, Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет / Е. Н. Вареник. - Москва : Сфера, 2008. - 128 с.Васильева, Т. А. Конспект НОД по разделу "Физическое развитие" в разновозрастной логопедической группе "Тренировка олимпийцев" / Т. А. Васильева, И. Н. Рогулева // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 3. - С. 44-45.Гребова, Л. П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков : учеб.пособие для студентов вузов / Л. П. Гребова. - Москва :Academia : Академия, 2006. - 175 с.Гусейнова, А. А. Особенности познавательной деятельности и личности детей старшего дошкольного возраста с проявлениями детского церебрального паралича / А. А. Гусейнова // Специальная психология. - 2005. - № 2. - С. 23-28.Дети с ограниченными возможностями : Проблемы наруш. развития и инновац. тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу "Коррекц. педагогика и спец. психология" / ред.-сост. : Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. - Москва : Гном и Д, 2001. - 448 с.Детский церебральный паралич и другие нарушения движения : материалы II междисцип. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 15-16 нояб. 2012 г. / Департамент здравоохранения г. Москвы [и др.]. - Москва : ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. - 66 с.Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст : метод.пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - Москва : Образование плюс, 2008. - 197 с.Завьялова, Т. П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся : учеб.пособие для СПО / Т. П. Завьялова ; Тюмен. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 184 с.Конюхова, О. В. Интегрированное физкультурно-речевое занятие "Пираты в поисках сокровищ" : в подготовительной к школе группе / О.В. Конюхова, М.В. Борисова // Инструктор по физкультуре. - 2019. - № 2. - С. 68-75.Лаврова, Г. Н. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ДЦП на занятиях по физической культуре / Г. Н. Лаврова, Н. А. Тулупова, Л. П. Кудрявцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 3. - С. 56-61.Левченко, И. Ю. Инклюзивное образование детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - Москва : Практика, 2016. - 210 с.Левченко, И. Ю. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации : [монография] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - Москва : Нац. кн. центр. НКЦ, 2016. - 121 с.Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальности 0319 - Спец. педагогика в спец. (корекц.) образоват. учреждениях / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - Москва :Academia, 2001. - 186 с.Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом :младенч., ранний и дошк. возраст / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1991. - 159 с.Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении : метод.рекомендации / Департамент образования г. Москвы [и др.]. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2012. - 205 с.Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии : метод.пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001. - 159 с.Приходько, О. Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни : метод.пособие для педагогов спец. дошк. учреждений / О. Г. Приходько, Т. Ю. Моисеева. - Москва :Полиграф сервис, 2003. - 159 с.Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни : метод.пособие / О. Г. Приходько. - Санкт-Петербург :Каро, 2006. - 112 с.

Список литературы
1. Абкович, А. Я. К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А. Я. Абкович // Специальное образование. - 2016. - № 3 (43). - С. 5-12
2. Буторина, В. В. Физкультурно-оздоровительное занятие "Путешествие зернышка" : Для детей с ТНР в подготовительной к школе группе / В. В. Буторина, Г. В. Уфимцева, Л. И. Уманжинова // Воспитатель ДОУ. - 2022. - № 2. - С. 15-20.
3. Вареник, Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет / Е. Н. Вареник. - Москва : Сфера, 2008. - 128 с.
4. Васильева, Т. А. Конспект НОД по разделу "Физическое развитие" в разновозрастной логопедической группе "Тренировка олимпийцев" / Т. А. Васильева, И. Н. Рогулева // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 3. - С. 44-45.
5. Гребова, Л. П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков : учеб. пособие для студентов вузов / Л. П. Гребова. - Москва : Academia : Академия, 2006. - 175 с.
6. Гусейнова, А. А. Особенности познавательной деятельности и личности детей старшего дошкольного возраста с проявлениями детского церебрального паралича / А. А. Гусейнова // Специальная психология. - 2005. - № 2. - С. 23-28.
7. Дети с ограниченными возможностями : Проблемы наруш. развития и инновац. тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу "Коррекц. педагогика и спец. психология" / ред.-сост. : Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. - Москва : Гном и Д, 2001. - 448 с.
8. Детский церебральный паралич и другие нарушения движения : материалы II междисцип. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 15-16 нояб. 2012 г. / Департамент здравоохранения г. Москвы [и др.]. - Москва : ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. - 66 с.
9. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - Москва : Образование плюс, 2008. - 197 с.
10. Завьялова, Т. П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся : учеб. пособие для СПО / Т. П. Завьялова ; Тюмен. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 184 с.
11. Конюхова, О. В. Интегрированное физкультурно-речевое занятие "Пираты в поисках сокровищ" : в подготовительной к школе группе / О.В. Конюхова, М.В. Борисова // Инструктор по физкультуре. - 2019. - № 2. - С. 68-75.
12. Лаврова, Г. Н. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ДЦП на занятиях по физической культуре / Г. Н. Лаврова, Н. А. Тулупова, Л. П. Кудрявцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 3. - С. 56-61.
13. Левченко, И. Ю. Инклюзивное образование детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - Москва : Практика, 2016. - 210 с.
14. Левченко, И. Ю. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации : [монография] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - Москва : Нац. кн. центр. НКЦ, 2016. - 121 с.
15. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 0319 - Спец. педагогика в спец. (корекц.) образоват. учреждениях / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - Москва : Academia, 2001. - 186 с.
16. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом : младенч., ранний и дошк. возраст / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1991. - 159 с.
17. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении : метод. рекомендации / Департамент образования г. Москвы [и др.]. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2012. - 205 с.
18. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии : метод. пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001. - 159 с.
19. Приходько, О. Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни : метод. пособие для педагогов спец. дошк. учреждений / О. Г. Приходько, Т. Ю. Моисеева. - Москва : Полиграф сервис, 2003. - 159 с.
20. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни : метод. пособие / О. Г. Приходько. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 112 с.