Автоматизация учета и продаж товаров на предприятии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Информационные технологии
  • 76 76 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 19.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПО 5
1.1 Общая характеристика компании 5
1.2 Анализ бизнес-процессов учета продаж 7
1.3. Анализ аналогов разрабатываемой системы 27
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 34
2.1. Обоснование выбора среды реализации приложения 34
2.2. Разработка структуры данных информационной системы 36
2.3. Моделирование в UML 40
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 46
3.1. Описание функционала разработанной системы 46
3.2. Тестирование приложения 56
3.3. Оценка экономической эффективности системы 61
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
Список использованных источников 77

Фрагмент для ознакомления

Таблица 19 – Протокол тестирования режима учета данных по отгрузке продукцииОперацияРабота системыУчет отгрузки продукции- вызов режима ввода данных по отгрузке продукции- заполнение выпадающих списковЗаполнение данных:- выбор контрагента- Дата отгрузки- Тип продукции- Количество продукцииДанные по отгрузке продукции готовы для сохраненияЗапись данных о поступлении продукцииДанные по отгрузке продукции сохраненыВ таблице 25 показан протокол тестирования системы в части формирования отчётности по спросу на продукцию.Таблица 25 - Протокол тестирования системы в части формирования отчётности по спросу на продукцию№МодульВид тестаПредусловиеПостусловиеОжидаемый результат1Работа с выходными документамиАнализ возможностей по формированию выходных документов по сбыту продукцииНаличие запроса на формирование выходного документаВыходной документ выведен на экранВыходной документ распечатанПо результатам проведенного тестирования было показано, что реализованный функционал соответствует требованиям.3.3. Оценка экономической эффективности системыВ рамках планирования проекта информационной системы проведено обоснование выбора модели жизненного цикла, планирование организации работ по проекту, порядка выполнения задач. В качестве стандарт жизненного цикла выбран ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010.Выбор модели жизненного цикла предполагается из следующих вариантов [16]:каскадной модели, которая предполагает разделение выполнения работ на этапы, для которых определены задачи и организованы приемочные испытания, по завершению которых можно переходить к следующему этапу. В случае одновременного выполнения нескольких этапов и задержке в выполнении какой-либо из работ, в команде наблюдается простой в работе до момента, когда все работы по плану будут завершены. Данный принцип организации проекта приводит к увеличению длительности проекта, но сокращению периода внедрения, так как гарантируется отсутствие ошибок в модулях, по которым проводились проверки на ранних этапах;итерационной модели, в рамках которой проводится поэтапная разработка ИТ-решения, при этом отсутствуют простои рабочих мест, на которых выполнятся параллельные работы. В случае выявления ошибок проводится возврат на начало этапа и корректировка программного кода;спиральная модель предполагает разработку модулей программного решения и поэтапный их ввод в эксплуатацию еще на стадии создания системы. При этом при выявлении ошибок в функционале существует возможность их быстрого исправления. Недостатком данного варианта организации ИТ-проекта является длительный срок разработки, сложности в адаптации персонала к изменению технологии. В рамках данного проекта при планировании работ над созданием информационной системы выбрана спиральная модель жизненного цикла. Также в рамках планирования ИТ-проекта проводится планирование внедрения разрабатываемой системы из вариантов, описанных в таблице 19.Таблица 20 – Описание способов внедрения разрабатываемой ИС в деятельность компанииСпособОписание ПреимуществаНедостаткиОдномоментный переходПереход к новой технологии в указанную датуСокращается время перехода к новой технологии, стимулирует разработчиков оперативно устранять недостаткиПростои рабочих мест при выявлении ошибок, кратковременное снижение производительности из-за изменения технологии, увеличение количества пользовательских ошибок Параллельный режимРабота в двух системах до исправления ошибокОтсутствие простоев на период перехода, постепенное устранение ошибок, ошибки пользователей не имеют негативных последствийДлительность периода внедрения, отсутствует стимул разработчиков оперативно устранять ошибки, двойная нагрузка на специалистовОпытная эксплуатацияРабота проектной группы в новой системе до исправления ошибок, полного изучения технологии специалистамиОтсутствие простоев на период перехода, постепенное устранение ошибок, ошибки пользователей не имеют негативных последствий, программа доводится до работоспособного состояния перед внедрениемКратковременное увеличение нагрузки на сотрудниковПо итогам проведённого анализа была выбрана модель внедрения «опытная эксплуатация».При разработке проекта автоматизации технологии работы специалистов компании был составлен календарный план внедрения автоматизированной информационной системы, представленный в таблице 27.Таблица 27 – Календарный плат ИТ-проекта по созданию и внедрению программного продуктаЭтапДлительностьСтартОкончаниеЗадействованные специалисты Изучение бизнес-процессов производственной деятельности5 дн.Чт 10.04.2024Ср 16.04.2024ПрограммистИзучение структуры информационных потоков2 дн.Чт 10.04.2024Пт 11.04.2024Программист; Менеджер проектаВыявление бизнес-процессов, предполагающих внедрение информационных систем2 дн.Пн 14.04.2024Вт 15.04.2024Финансист; ПрограммистОпределение потребностей сотрудников в автоматизации бизнес-процессов1 дн.Ср 16.04.2024Ср 16.04.2024Финансист; ПрограммистИздание приказа на разработку ИС3 дн.Чт 17.04.2024Пн 21.04.2024ИТ-менеджер; Директор; ПрограммистПроектирование системы21 дн.Вт 22.04.2024Вт 19.05.2024ПрограммистНастройка системы безопасности3 дн.Вт 22.04.2024Чт 24.04.2024Программист, специалист по защите информацииТестирование приложения7 дн.Пт 25.04.2024Пн 04.05.2024Программист, тестировщикПроверка функционала системы5 дн.Вт 05.05.2024Пн 11.05.2024Программист; ИТ-менеджерУстановка СУБД6 дн.Вт 12.05.2024Вт 19.05.2024ПрограммистЗаполнение справочника пользователей5 дн.Ср 20.05.2024Вт 26.05.2024Программист; АдминистраторУстановка системы на рабочие станции8 дн.Ср 27.05.2024Пт 08.06.2024ПрограммистИздание пользовательской документации 4 дн.Ср 27.05.2024Пн 04.06.2024Программист; Менеджер проектаПроведение технических учёб2 дн.Вт 05.06.2024Ср 06.06.2024Программист Оформление акта ввода в эксплуатацию2 дн.Чт 07.06.2024Пт 08.06.2024ИТ-менеджер; ДиректорСтадии разработки программного продукта включают [17]:построение схемы данных;создание объектов базы данных на уровне СУБД;разработка алгоритма обработки данных;написание программного кода.В таблице 22 приведено описание ролей участников проекта и порядка их взаимодействия.Таблица 21 – Система взаимодействия специалистов, задействованных в проекте автоматизацииДолжностьВыполняемые работыУровень полномочийФункцииИнтерес к ИТ-проекту РуководительКоординация работ по созданию системы Управление Утверждение планов, прием предложений, управленческие решения по реализации проекта Значительный РазработчикОпределение функциональных и нефункциональных требований, программная реализацияИсполнение технической частиНаписание программного кода, развертывание системы, техническая поддержка Значительный Специалист экономического отдела Финансирование проекта, расчет стоимости работ Управление выделением средствПроведение оплат, связанных с реализацией проекта ПосредственныйСотрудник, курирующий вопросы работы по учёт продажОпределение функциональных требований, анализ качества программной реализации Исполнение в части тестированияПроверка реализованных функций, предложения по функционалуЗначительный Администратор безопасности Определение требований к защищенностиЭкспертизаПроверка настроек системы защиты, настройки ролей пользователейЗначительный В таблице 22 проведен анализ факторов риска реализации проекта на каждой из стадий, определён порядок минимизации негативных факторов.Таблица 22– Оценка влияния рисков реализации проекта автоматизации № этапаСтадия Описание рискаСпособы снижения негативного влияния 1Изучение технологии реализации произведенной продукции Некорректное описание предметной области, алгоритмов расчета показателей, правил заполнения форм документов Экспертиза анализа предметной области, проведение совещаний, решение технологических вопросов с участием сотрудников различных отделов2Формулировка функциональных требований к ИС учета продажНекорректная формулировка задач автоматизации, пропуск значимых факторов и необходимого функционала Утверждение технического задания у руководства подразделений, в которых предполагается эксплуатация системы 3Разработка средства автоматизации учета продажОшибки при вычислении показателей, несоответствие требований в области производительности. Системные ошибкиТестирование системы на каждой стадии, оперативное выявление неточностей4Установка системыНекорректное размещение файлового ресурса, ошибки в настройке системы безопасностиСогласование архитектуры системы с администраторами и специалистами по защите информации5Использование ПОПользовательские ошибкиСоглашение о порядке поддержки системыРазработка программных продуктов предполагает необходимость оценки вложений в его реализацию, стоимости сопровождения, на основании которой делается заключение о целесообразности внедрения программного продукта в работу компании. Внедрение программных продуктов, как правило, предполагает необходимость вложений, связанных с работой проектной команды, приобретением дополнительного компьютерного оборудования. Сопровождение внедряемых систем предполагает необходимость дополнительных затрат, связанных с работой ИТ-специалистов в части выполнения работ по обслуживанию базы данных, управления учетными записями, установкой обновлений, резервному копированию и др.При оценке показателей ожидаемого экономического эффекта проводится расчет сокращения трудозатрат на операции, связанные с учетом обращений пользователей и процессом их отработки. Вычисляется сокращение времени выполнения операций в годовом выражении с переводом в денежные единицы и далее рассматриваются возможности перераспределения нагрузки на специалистов, либо оптимизации штатной численности.Принятие решения о внедрении проводится в случае, когда эксплуатационные затраты на сопровождение системы ниже, чем сумма получаемого эффекта в денежном выражении, а также показатели срока окупаемости проекта составляют приемлемую для компании величину.В таблице 24показаны расчеты величины фонда оплаты труда привлеченных к ИТ-проекту специалистов.Таблица 23 –Расчеты величины фонда оплаты труда привлеченных к ИТ-проекту специалистовДолжностьОклад специалиста в час, руб.Длительность участия, час.Общая сумма заработной платыРазработчик (ИТ-специалист)45018081000Специалист по продажам3508028000Специалист по информационной безопасности4806028800Экономист140202800Итог140600Таким образом, затраты на заработную платы оцениваются в 140,6 тыс.руб. Далее указанная величина должна быть увеличена на тариф страховых взносов: 140600 * 1,302 = 182780 рублей.Далее проведен расчет затрат, связанных с использованием компьютерной техники в части ее амортизации. Для расчета используется показатель длительности проекта, норматив использования техники и стоимость ее приобретения.Величина издержек, связанная с оплатой электроэнергии, учитывает действующую стоимость 1кВт*ч, потребляемую мощность техники и длительность е использования в часах.S_E = 6 * 180 * 0,7 = 756 рублей.В смету затрат включены также расходы, связанные с покупкой необходимых материалов, размер которых заложен в сумме 7,8 тыс.руб.Величина сметы на реализацию проекта по автоматизации предприятия: S = 182780 + 2000 + 756 + 7800 = 193336руб.В рамках проведения оценки ожидаемого экономического эффекта проводится хронометраж выполнения операций до и после внедрения разработанной системы, по результатам которого вычисляется выигрыш по времени на одну операций. Далее с учетом оценки годовой потребности в выполнении соответствующих операций рассчитывается ожидаемый объем сокращения трудозатрат, который переводится в денежное выражение (таблица 24). Таблица 24 – Расчет показателей ожидаемого экономического эффекта от внедрения системыОперацияГодовая периодичность операций Длительность операции по базовой технологии, мин.Длительность операции при использовании ИС, мин.Сокращение времени выполнения на 1 операцию, мин.Снижение трудоемкости операций, мин.Снижение трудоемкости операций, руб.Ведение журналов поставок продукции200010281600080000Ведение учета стоимости реализации продукции30015114420021000Учет договоров поставокпроизведённой продукции25007161500075000Учет платежной информации50003121000050000Печать сводной отчётности 50201193801900Учет прайс-листов50020218900045000Печать документации по обороту продукции 6010194502250Итого275150Таким образом, оценка полученного эффекта составляет 275150 руб.Срок окупаемости проекта составит:Таким образом, внедрение программного продукта для автоматизации промышленного предприятия является экономически обоснованным.Выводы по разделу 3Описаны требования к архитектуре программного продукта, пользовательские сценарии его использования. Далее проведено описание пользовательского и административного режимов работ системы. В экономической части работы проведено планирование проекта по созданию и внедрению созданного программного решения в работу производственной компании. Составлен календарный план по участию специалистов в работе по программной реализации, определены длительность выполнения работ по стадиям. Далее проведены расчеты экономической эффективности проекта, затраты на создание проекта, оценен срок возврата средств, вложенных в создание системы. Проведено планирование проекта по внедрению разработанного программного средства, описаны этапы создания системы, перечень задействованных сотрудников и содержание работ.4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИВ данном разделе работы проведено определение требований к обеспечению требований охраны труда при работе с компьютерным и коммуникационным оборудованием.Общие правила техники безопасности при работе с компьютерным оборудованием включают:необходимо убедиться, что в границах досягаемости нет оголённых проводов и различных шнуров;не следует работать с компьютерной техникой с признаками повреждений;поверхность дисплея должна быть идеально чистой.на системном блоке не должны располагаться никакие предметы, поскольку в результате вибраций может быть нарушена работа устройства.запрещается подключать персональные компьютеры через удлинители и розетки, в которых нет заземляющей шины.запрещено начинать работу в помещениях, где имеется повышенная влажность, а также когда поблизости присутствуют открытые источники влажности (лужи, мокрый пол).включать компьютерное оборудование допускается только после полного высыхания окружающих предметов.не следует часто включать и выключать персональный компьютер в течение рабочего дня без особой необходимости.Меры безопасности при подключении компьютеров к сети включают:проведение визуального осмотра на предмет наличия повреждений в узлах подключения. В случае их обнаружения подключение не производится;недопустимо подключение компьютерного и сетевого оборудования к сетям питания, в которых отсутствует заземление;запрещается подключение компьютера в помещениях с повышенной влажностью;необходимо убедиться в отсутствии оголенных проводов.Вредоносные факторы, характерные для работы пользователя с компьютерным оборудованием, включают:воздействие высоких температуры в помещении, нагревание поверхности от работающих модулей системного блока;монотонность при выполнении работ с компьютерной техникой;зрительные нагрузки, характерные для работы с компьютерной техникой;риск поражения статическим электричеством при случайном контакте с отдельными элементами техники;факторы, связанные с ошибками при расчете количества светильников;влияние электромагнитных полей;факторы, негативно влияющие н зрение вследствие неправильного расположения монитора относительно глаз;другие факторы.При приеме на работу или изменении должностных обязанностей, что предполагает необходимость использование компьютеризированных рабочих мест, работник проходит обучение по правилам техники безопасности, по факту прохождения которого делаются отметки в журнале. Инструкции по технике безопасности составляются ответственным сотрудником и проверяются контролирующими органами.Основные положения инструкции размещаются в кабинетах сотрудников, что позволяет получать основную информацию в наглядном виде.Продолжительность работы сотрудников определяется следующим образом:при 8-часовойдлительности рабочего дня в зависимости от тяжести и напряженности труда работника общая продолжительность перерывов за рабочий день должна составлять от 50 до 90 минут;при 12-часовой длительности рабочего дня – от 80 до 140 минут.Показатели влажности в интервале 45 – 65% не приводят к наступлению негативных факторов, которые могут снижать уровень работоспособности сотрудников. При показателях важности в 99 – 100% необходимо принять меры к приведению показателей к нормативным значениям, так как указанные значения не позволяют обеспечивать возможность полноценно выполнения обязанностей. По итогам анализа состояния микроклимата помещений компании было показано соответствие стандартам.В рамках использования компьютерного оборудования необходимо проверить безопасность систем электропитания. Изучить документацию по использованию оборудования, при работе с которым соблюдать требования, включающие:профилактику нарушения температурного режима, а также режима влажности, допустимого при использовании электрооборудования;обеспечить защиту от механических повреждений оборудования, а также внешних воздействий, не предусмотренных штатным режимом его функционирования;обеспечивать доступность средств вентиляции внутри корпуса компьютера;не использовать компьютеры при открытом корпусе;обеспечить доступность проходов, а также возможности доступа к системному блоку.При возникновении пожара или его признаков необходимо немедленно сообщить в пожарную часть по телефону 112.Принятие мер к тушению возгоранияосуществляется немедленнос момента выявления источника горения.При выявлении обрыва проводов питания, неисправностях в системе заземления и других повреждениях, появления гари, необходимо провести отключение компьютера от электропитания и сообщить об аварийной ситуации руководителю.В случае, когда выявлены признаки нештатного функционирования техники, приступать к работе запрещается. При получении травм или внезапном заболевании немедленно известить своего руководителя, организовать первую доврачебную помощь или вызвать скорую медицинскую помощь.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время с развитием информационных технологий появляется множество возможностей по внедрению систем автоматизации бизнес-процессов различной направленности. Использование программных продуктов в деятельности специалистов позволяет получить оперативный доступ к информации, используемой в деятельности компании, возможностям формирования отчетности, сократить время оформления документов, а также на обмен данными в рамках выполнения должностных обязанностей.В данной работе проведено изучение вопросов, связанных с внедрением информационных систем в деятельность производственных предприятий. Актуальность вопросов разработки информационных систем для промышленных предприятий обусловлена необходимостью снижения себестоимости продукции за счет сокращения управленческих издержек. Автоматизируемые бизнес-процессы предприятий могут включать: учет данных о производстве и сбыте продукции, ведение платежных операций, работу с поставщиками, оформление накладных и счет-фактур, ведение кадрового и складского учета и другие процессы.Проведено решение задач: изучение деятельности предприятия, его организационной структуры и основных направлений деятельности;построение модели бизнес-процессов производственной деятельности, выявление потребностей сотрудников во внедрении информационной системы;разработка структуры данных проектируемой системы;реализация программного обеспечения в выбранной среде, тестирование функционала;расчет показателей ожидаемого экономического эффекта от внедрения системы в работу компании.На этапе анализа предметной области изучена специфика деятельности машиностроительного предприятия, описана организационная структура, должностные обязанности специалистов. В рамках проведённого анализа технологии работы сотрудников компании были выявлены недостатки существующей технологии работы, включающие невозможность ведения картотек по компаниям, с которыми взаимодействует предприятие, учет данных по документации, используемой в производственной деятельности, невозможность формирования отчётности. Далее проведено определениеперечня задач автоматизации, функциональные и нефункциональные требования к системе, проанализирована ИТ-инфраструктура организации. По результатам анализа существующих программных систем принято решение об отказе от приобретения готовых решений и самостоятельной разработке программного продукта под специфику предприятия.В проектной части работы проведено создание информационной модели производственной деятельности, описан реквизитный состав для атрибутов информационной системы. Далее определены требования к пользовательским сценариям, архитектуре проектируемой информационной системы. Описаны требования к архитектуре программного продукта, пользовательские сценарии его использования. Далее проведено описание пользовательского и административного режимов работ системы. В экономической части работы проведено планирование проекта по созданию и внедрению созданного программного решения в работу производственной компании. Составлен календарный план по участию специалистов в работе по программной реализации, определены длительность выполнения работ по стадиям. Далее проведены расчеты экономической эффективности проекта, затраты на создание проекта, оценен срок возврата средств, вложенных в создание системы. Проведено планирование проекта по внедрению разработанного программного средства, описаны этапы создания системы, перечень задействованных сотрудников и содержание работ.Список использованных источников

-