ОСОБЕННОСТИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 35 35 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 12.07.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования расстройств личности 6
1.1. Взгляда на расстройство личности в научной литературе 6
1.2. Понятие и особенности расстройств личности 8
Глава 2. Психоаналитический подход к лечению личностных расстройств 15
2.1. Расстройства личности в психоанализе 15
2.2. Стратегии аналитической психотерапии при расстройствах личности 19
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Фрагмент для ознакомления

Также пациенты с шизоидными, параноидными и садомазохистскими расстройствами личности могут быть подходящими для экспрессивной терапии. Однако при антисоциальной структуре личности следует быть осторожным при использовании психоаналитической психотерапии.Одной из главных трудностей в изучении психологии является проблема различения типов личности. Юнг сделал эту проблему ключевой в своих исследованиях. Его классификация личности, основанная на способе взаимодействия человека с миром, была важным открытием. Он выделил два типа ориентации: экстравертную и интровертную [15].Согласно К. Г. Юнгу, в деятельности и мышлении человека важную роль играют как индивидуальные особенности, так и коллективное бессознательное. Исследования показали, что более 90% решений принимается под влиянием бессознательного. Это означает, что человек часто действует неосознанно, используя навыки и опыт. Большинство решений определяются не личностными, а коллективными частями сознания, такими как интуиция, страх, любовь и т.д. Эти части наполнены содержанием коллективного бессознательного, которое передается из поколения в поколение. Оно выражается в виде общих для всех людей стереотипов поведения и эмоциональных откликов, известных как архетипы.Юнг выделил и описал следующие архетипы:1. Анима - бессознательный, фемининный архетип в мужчине;2. Анимус - бессознательная, маскулинная часть личности женщины;3. Персона (маска) - «социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве»;4. Самость - архетип единства и целостности, вместилище смыслов;5. Мудрец - это та часть индивида, которая направлена по познание, на мудрость.6. Тень - «это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием: ее содержание включает в себя те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком, как несовместимые с Персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам» [17, с.51].Архетип Самости - главный организующий принцип коллективного бессознательного. По Юнгу, осознание Самости является целью жизни человека, так как оно обеспечивает целостность и смысл его существования. Самость не ограничена пространством и временем, поэтому прошлые события могут оказывать такое же влияние на психику человека, как и происходящие в настоящем. В архетипе Самости нет понятия положительной или отрицательной энергии, он представляет собой как потенциал возможностей, так и потенциал разрушения.Архетипы играют важную роль в формировании сознания. Они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Это зависит от того, насколько мы способны объединить бессознательные импульсы с нашим сознанием, чтобы они работали в гармонии. Одним из самых значимых открытий К. Г. Юнга в области изучения психологической структуры личности является понятие коллективного бессознательного - общего хранилища памяти человечества, а также архетипов, которые заполняют его. Представление о Самости является высшей точкой в его исследовании архетипов.Коллективное бессознательное - это хранилище общих переживаний и знаний, накопленных человечеством за многие годы. К. Г. Юнг считал, что люди постоянно сталкиваются с одними и теми же кризисными ситуациями, и их психика разработала внутренние механизмы для решения этих проблем. Поэтому Юнг полагал, что в каждом человеке уже есть необходимые знания из опыта всего человечества, и внутри каждого человека есть решение для проблем из коллективного бессознательного [15].В теории личности Юнга, поведение человека не случайно, а подчиняется определенным закономерностям и может быть предсказано. Каждый человек, несмотря на свою уникальность, относится к определенному типу личности. Этот тип сохраняется неизменным в течение длительного времени, независимо от событий в жизни человека. Определение типа личности имеет большое значение, как показывает практика. Особенно важно это в бизнес-сфере, где позволяет прогнозировать поведение сотрудников и определять их мотивацию.Общество создает возможности для стимуляции у человека тех психологических процессов, которые помогают ему наилучшим образом приспособиться к текущим условиям и достичь успеха в данном этапе жизни, способствует улучшению тех врожденных функций, которые особенно важны и востребованы.Для понимания людей, их ценностей и мотивов поведения, специалистам необходимо знать различные теории и концепции развития личности. Изучение теории личности К.Г. Юнга остается актуальным и востребованным, так как помогает понять внутренний мир человека. В юнгианском подходе важно сотрудничество между психотерапевтом и клиентом, цель которого - не только решение проблем, но и развитие личности и осознание своей уникальности. Сам Юнг считал психотерапию лечением души душой.В процессе терапии аналитик и клиент встречаются лично и общаются друг с другом, в отличие от психоанализа. Аналитик использует образы, символы и метафоры, чтобы обсудить с клиентом его проблемы. Таким образом, клиент может выразить свои эмоции и чувства через сказки, фантазии и сны.В юнгианстве большое внимание уделяется взаимодействию между психотерапевтом и клиентом, которое отражает привычные для клиента способы общения с важными для него людьми (родителями, друзьями, коллегами). Этот перенос позволяет психотерапевту показать клиенту его проблемы и помогает установить новые, более здоровые и комфортные для клиента отношения.Кроме разговоров, в юнгианской терапии поощряется любое творческое занятие (рисование, ведение дневника, написание песен и стихов), которое помогает клиенту выразить себя и избавиться от негативных эмоций. Обычно, этот подход используется в долгосрочной терапии (от полугода), но бывают случаи, когда несколько сессий достаточно для достижения желаемых изменений.Многие известные ученые и писатели внесли свой вклад в развитие идей Юнга. Например, американский исследователь мифологии Джозеф Кемпбелл, американский психолог Джеймс Хиллман, который основал школу архетипической психологии, и американский психоаналитик Джин Шинода Болен, автор популярных книг о мужских и женских архетипах.Понимание того, что человек нуждается в чем-то большем, чем просто материальный мир, является одной из главных причин популярности Юнга в настоящее время. Понимание того, что движущей силой развития личности является конфликт между Эго, которое формируется под влиянием традиций, обстоятельств и воспитания, и истинным, более глубоким Я, связанным с предназначением и миссией, делает поиск глубинных смыслов особенно актуальным для современного человека. Юнг считал, что к середине жизни Эго может полностью сформироваться, но не каждый человек находит себя, и не все потребности души могут быть удовлетворены, поэтому процесс обретения истинности и целостности продолжается.ЗаключениеИзучение психических отклонений личности имеет длительную и многостороннюю историю. В настоящее время существует разногласие среди ученых относительно проблемы толкования, классификации и лечения психопатий. Было установлено, что в социально-психологическом контексте личностные расстройства представляют собой постоянные и закрепившиеся модели поведения, которые характеризуются неспособностью приспособиться к различным социальным ситуациям.Изначально, психиатрия более детально изучала категорию «расстройства личности» по сравнению с психологической наукой. Однако, стоит отметить, что клиническая и медицинская психология также внесли значительный вклад в исследование этой проблемы. Недостаток информации о личностных расстройствах в психологической и социально-психологической областях влияет на диагностику и психологическую коррекцию этих расстройств в повседневной практике психологов. Изучение личностных расстройств имеет долгую и многогранную историю, однако до сих пор нет единого мнения среди ученых относительно трактовки, классификации и лечения этих расстройств.Согласно современным взглядам, расстройства личности - это жесткие и неизменные модели поведения и личности, которые вызывают личный дискомфорт и нарушают социальную и профессиональную жизнь. Эти модели существенно отличаются от общепринятых в культуре и проявляются в различных аспектах психологического функционирования человека: мышления, эмоций, отношений с другими людьми, желаний и контроля над своим поведением. Они имеют общий и стойкий характер, определяют структуру личности в целом и проявляются в различных ситуациях и отношениях. Такие патологические модели обычно возникают в детстве или подростковом возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни.Определение психологической структуры расстройства личности зависит от трех основных факторов. Во-первых, в современной психиатрии существует дискуссия о том, как отличить данное расстройство от других пограничных расстройств и форм шизофрении, что влияет на выбор методов лечения. Во-вторых, ограниченность феноменологического анализа может затруднить различение различных форм расстройств личности и определение эффективных методов психотерапии. В-третьих, в традиционном подходе к изучению расстройств личности, основанном на выявлении иерархической структуры нарушений, модель данного расстройства может быть недостаточно систематизированной.Согласно теории психоанализа, личностное расстройство представляет собой постоянное нарушение функционирования психики, которое вызывает сильное неудовлетворение и ухудшение качества жизни. Оно может проявляться через неподходящие эмоциональные реакции, неспособность к установлению и поддержанию отношений, трудности в адаптации к обществу и другие проблемы.Психоанализ исследует нарушения личности как следствие неполноценного развития в детстве, которое может быть вызвано травматическими событиями, недостаточной эмоциональной поддержкой, неправильным воспитанием и другими причинами. В психоанализе полагается, что нарушение личности происходит из-за столкновения различных сторон личности. Например, человек может ощущать внутреннее противоречие между стремлением к самостоятельности и потребностью в зависимости от других.Психоанализ и психоаналитическая терапия давно применяются для лечения людей с нарушениями личности. В процессе психоаналитического лечения работают с неосознаваемыми конфликтами и стремятся достичь более гармоничного баланса между различными аспектами личности. Это достигается через терапевтический процесс, включающий анализ снов, свободные ассоциации и другие методы.Для разработки плана лечения пациентов с расстройствами личности недостаточно только клинической диагностики. Главная цель и смысл общения пациента и психотерапевта заключается в облегчении страдания пациента, поэтому необходим структурный подход. Независимо от того, какие факторы способствовали развитию болезни - генетические, конституциональные, биохимические, семейные, психодинамические или психосоциальные - все они влияют на психическую структуру человека, которая в конечном итоге определяет его поведенческие нарушения.Список использованной литературыАссанович, М. А. Пограничные психические расстройства : учеб. пособие / М. А. Ассанович. Минск : Новое знание, 2015. 366 с. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. - М.: Север, 2017. - 142 с. Горинов В.В., Корзун Д.Н., Васюков С.А. Расстройства личности: современные классификации, диагностика и особенности экспертной оценки // Судебная психиатрия. Актуальные проблемы. Под ред. В.В.Вандыш-Бубко. М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П.Сербского» Минздрава России, 2018. С. 50-63Горинов В.В., Корзун Д.Н., Васюков С.А., Илюшина Е.А., Шехов-цова Е.С. Судебно-психиатрические аспекты расстройств личности в уголовном процессе: Аналитический обзор. М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2018. 55 с.Кернберг О. Тяжёлые личностные расстройства: Стратегии психотерапии/Пер с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2019. - 464 с. 7Клиническая психиатрия: пер с англ доп.//гл.ред. Т.Б. Дмитриева. -М.: ГЭОТАР Медицина, 1998. -505 с. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства. СПб.: Питер, 2010. 400 с. 10Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2009. 256 с. 11Николаев Е.Л., Чупрова О.В. Психологические особенности темпоральной перспективы личности в системе «зависимый-созависимый» // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 102-105. Райх В.: Анализ характера, 3-е издание. Нью-Йорк, Фаррар, Штраус и Жиру, 1949 год. Смулевич А.Б. Расстройства личности. Психиатрия. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - С. 663 — 668. Смулевич, А. Б. Расстройства личности / А. Б. Смулевич. Москва : Мед. информ. Агентство, 2016. 192 с. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты,упражнения. - СПб.: прайм-Еврознак, 2015. - 864 с.Шнайдер В.Ф., Талалуева Т.А. Современные аспекты теории личности К.Г. Юнга // Символ науки. 2021. №10-2. С. 50-55Шостакович Б.В. Расстройства личности (психопатии) в судебно-психиатрической практике. - М.: Издательство МБА, 2016. –172 с. Юнг К.Г. Воспоминания, размышления, сновидения. - Минск: «Харвест», 2003. - 496 с. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии: в 2 т. М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1996. 256 с. Caligor E, Kernberg OF, Clarkin JF: Handbook of Dynamic Psychotherapy for Higher Level Personality Pathology. Arlington, VA, American Psychiatric Publishing, 2007 Chanen A, Sharp C, Hoffman P, et al.: Prevention and early intervention for borderline personality disorder: a novel public health priority [letter]. World Psychiatry 2017; 16:215–216 De Man J. De DSM-5 in 1 oogopslag // De Psychiater. 2013. № 5. P. 8-10. 22Diamond D, Yeomans FE, Stern BL, et al.: Treating Pathological Narcissism With Transference-Focused Psychotherapy. New York, Guilford Press, 2021 DSM-5: wetenschappelijker onderbouwd dan ooit // De Psychiater. 2012. № 3. P. 30-31. Fonagy, P., Bateman, A., Luyten, P., Allison, E., & Campbell, C. (2020). Psychoanalytic/psychodynamic approaches to personality disorders. In C. W. Lejuez & K. L. Gratz (Eds.), The Cambridge handbook of personality disorders (pp. 427–439). Kernberg OF: Some implications of new developments in neurobiology for psychoanalytic object relations theory. Neuropsychoanalysis 2022; 24:3–12 Kernberg PF, Weiner AS, Bardenstein KK: Personality Disorders in Children and Adolescents. New York, Basic, 2000 Google ScholarPanksepp J, Lane RD, Solms M, et al.: Reconciling cognitive and affective neuroscience perspectives on the brain basis of emotional experience. Neurosci Biobehav Rev 2017; 76:187–215 Sharp C: Adolescent personality pathology and the Alternative Model for Personality Disorders: self development as nexus. Psychopathology 2020; 53:198–204 Silbersweig D, Clarkin JF, Goldstein M, et al.: Failure of frontolimbic inhibitory function in the context of negative emotion in borderline personality disorder. Am J Psychiatry 2007; 164:1832–1841 Yeomans FE, Clarkin JF, Kernberg OF: Transference-Focused Psychotherapy for Borderline Personality Disorder: A Clinical Guide. Arlington, VA, American Psychiatric Association, 2015


1. Ассанович, М. А. Пограничные психические расстройства : учеб. пособие / М. А. Ассанович. Минск : Новое знание, 2015. 366 с.
2. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
3. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. - М.: Север, 2017. - 142 с.
4. Горинов В.В., Корзун Д.Н., Васюков С.А. Расстройства личности: современные классификации, диагностика и особенности экспертной оценки // Судебная психиатрия. Актуальные проблемы. Под ред. В.В.Вандыш-Бубко. М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П.Сербского» Минздрава России, 2018. С. 50-63
5. Горинов В.В., Корзун Д.Н., Васюков С.А., Илюшина Е.А., Шехов-цова Е.С. Судебно-психиатрические аспекты расстройств личности в уголовном процессе: Аналитический обзор. М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2018. 55 с.
6. Кернберг О. Тяжёлые личностные расстройства: Стратегии психотерапии/Пер с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2019. - 464 с. 7
7. Клиническая психиатрия: пер с англ доп.//гл.ред. Т.Б. Дмитриева. -М.: ГЭОТАР Медицина, 1998. -505 с.
8. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства. СПб.: Питер, 2010. 400 с. 10
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2009. 256 с. 11
10. Николаев Е.Л., Чупрова О.В. Психологические особенности темпоральной перспективы личности в системе «зависимый-созависимый» // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 102-105.
11. Райх В.: Анализ характера, 3-е издание. Нью-Йорк, Фаррар, Штраус и Жиру, 1949 год.
12. Смулевич А.Б. Расстройства личности. Психиатрия. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - С. 663 — 668.
13. Смулевич, А. Б. Расстройства личности / А. Б. Смулевич. Москва : Мед. информ. Агентство, 2016. 192 с.
14. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты,
упражнения. - СПб.: прайм-Еврознак, 2015. - 864 с.
15. Шнайдер В.Ф., Талалуева Т.А. Современные аспекты теории личности К.Г. Юнга // Символ науки. 2021. №10-2. С. 50-55
16. Шостакович Б.В. Расстройства личности (психопатии) в судебно-психиатрической практике. - М.: Издательство МБА, 2016. –172 с.
17. Юнг К.Г. Воспоминания, размышления, сновидения. - Минск: «Харвест», 2003. - 496 с.
18. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии: в 2 т. М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1996. 256 с.
19. Caligor E, Kernberg OF, Clarkin JF: Handbook of Dynamic Psychotherapy for Higher Level Personality Pathology. Arlington, VA, American Psychiatric Publishing, 2007
20. Chanen A, Sharp C, Hoffman P, et al.: Prevention and early intervention for borderline personality disorder: a novel public health priority [letter]. World Psychiatry 2017; 16:215–216
21. De Man J. De DSM-5 in 1 oogopslag // De Psychiater. 2013. № 5. P. 8-10. 22
22. Diamond D, Yeomans FE, Stern BL, et al.: Treating Pathological Narcissism With Transference-Focused Psychotherapy. New York, Guilford Press, 2021
23. DSM-5: wetenschappelijker onderbouwd dan ooit // De Psychiater. 2012. № 3. P. 30-31.
24. Fonagy, P., Bateman, A., Luyten, P., Allison, E., & Campbell, C. (2020). Psychoanalytic/psychodynamic approaches to personality disorders. In C. W. Lejuez & K. L. Gratz (Eds.), The Cambridge handbook of personality disorders (pp. 427–439).
25. Kernberg OF: Some implications of new developments in neurobiology for psychoanalytic object relations theory. Neuropsychoanalysis 2022; 24:3–12
26. Kernberg PF, Weiner AS, Bardenstein KK: Personality Disorders in Children and Adolescents. New York, Basic, 2000 Google Scholar
27. Panksepp J, Lane RD, Solms M, et al.: Reconciling cognitive and affective neuroscience perspectives on the brain basis of emotional experience. Neurosci Biobehav Rev 2017; 76:187–215
28. Sharp C: Adolescent personality pathology and the Alternative Model for Personality Disorders: self development as nexus. Psychopathology 2020; 53:198–204
29. Silbersweig D, Clarkin JF, Goldstein M, et al.: Failure of frontolimbic inhibitory function in the context of negative emotion in borderline personality disorder. Am J Psychiatry 2007; 164:1832–1841
30. Yeomans FE, Clarkin JF, Kernberg OF: Transference-Focused Psychotherapy for Borderline Personality Disorder: A Clinical Guide. Arlington, VA, American Psychiatric Association, 2015