Проектная деятельность как средство развития базовых исследовательских действий обучающихся в курсе биологии (6 класс)
Заказать уникальную дипломную работу- 39 39 страниц
- 59 + 59 источников
- Добавлена 11.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Цель работы 3
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: 3
Предмет исследования 4
Объект исследования 4
Гипотеза исследования 4
Теоретические основания 4
Научно-практическая новизна 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Особенности применения технологии проектной деятельности в процесе обучения. 5
1.2. Основные виды и этапы проектной деятельности и формирование универсальных учебных действий (УДД) с использованием проектного подхода 9
Выводы по Главе I 18
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ БИОЛОГИИ (6 КЛАСС). РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ 19
2.1. Методология проведения экспериментального исследования на базе МБОУ "Маргенауская СОШ". 19
2.2. Способы оценки эффективности проводимого исследования 21
2.3. Проектная деятельность учащихся 6 класса по дисциплине "Биология" 25
2.4. Подготовка к проведению проектной работы по дисциплине «Биология» в 6-х классах 28
3.1. Результаты проведения педагогического исследования по методике Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой 31
3.2 Результаты проведения педагогического исследования по методике Н.В. Матяш и В.Д. Симоненко 33
3.3 Результаты проведения педагогического исследования по методике В.А. Ядова 38
3.4. Итоговое тестирование по дисциплине «Биология» в 6-х классах. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра "Цепь питания": Создание игры, в которой учащимся предлагается составить цепь питания из предложенных карточек с организмами. Проекты, направленные на создание биологической экосистемыСоздание на территории школы небольших участков, на которых будут высажены растения, относящиеся к определенном виду/семейству с их последующей характеристикой и поддержанием условий для их жизниЛибо создание биологических экосистем из разных видов растений2.4. Подготовка к проведению проектной работы по дисциплине «Биология» в 6-х классахПодготовка проводилась в несколько этапов. На 1-м этапе проводили анализ мотивации учителей. В ходе беседы с 6 учителями было выявлено, что 100% педагогов считают реализацию проектной деятельности важной составляющей образовательного процесса. Однако, 50% (2 человека) отводят ей преимущественно роль внеурочной деятельности, а не основной учебной работы. Данный факт свидетельствует о том, что, хотя учителя признают важность проектной деятельности, они сталкиваются с определенными барьерами на пути ее реализации. Это может быть обусловлено недостаточным временем на уроке, нехваткой методических материалов, неготовностью к работе в новой, более творческой форме. Далее производили выявление затруднений в реализации проектной деятельности. Важным результатом подготовительного этапа стало выявление затруднений, с которыми сталкиваются учителя при реализации проектной деятельности. 75% (3 человека) опрошенных педагогов испытывают трудности в процессе работы с учениками над проектами. Причины затруднений могут быть разнообразными: Недостаточная подготовка учащихся: учащиеся могут испытывать трудности с самостоятельной организацией работы, поиском информации, оформлением результатов, выбором оптимального решения проблемы. Отсутствие необходимых навыков у педагога: некоторые учителя могут не обладать достаточным опытом работы с проектами, не знать эффективные методики организации проектной деятельности. Недостаток ресурсов: не всегда есть возможность обеспечить учащихся необходимыми ресурсами для реализации проекта: компьютеры, специальное оборудование, материалы. Далее оценивалась координация проектной деятельности 100% (4 учителя) регулярно участвуют в совместных совещаниях, направленных на координацию работы в области проектной деятельности. Данный факт является позитивным, поскольку показывает готовность учителей к сотрудничеству и обмену опытом. Анализ уровня сформированности проектной компетентности В рамках наблюдения изучались следующие аспекты проектной деятельности: Анализ ситуации и формулировка проблемы: учащиеся должны уметь выделить проблему, требующую решения, и четко ее сформулировать. Информационный поиск: учащиеся должны уметь находить необходимую информацию, анализировать ее, отбирать релевантные источники. Выдвижение идей: учащиеся должны уметь генерировать идеи по решению проблемы, критически их оценивать. Постановка цели проекта: учащиеся должны уметь определить конкретную цель, к которой они стремятся в рамках проекта. Оценка идей и результатов: учащиеся должны уметь выдвигать критерии для оценки идей и результатов проекта, оценивать свою работу и работу своих коллег. Результаты наблюдения позволили выявить уровень сформированности проектной компетентности учащихся. Результаты подготовительного этапа научного исследования демонстрируют, что учителя 6-х классов считают проектные методы важным инструментом обучения. Однако, необходимо преодолеть существующие барьеры в реализации проектной деятельности: недостаток времени, нехватка методических материалов, недостаточная подготовка учащихся. В дальнейшем необходимо продолжить разработку методических рекомендаций для учителей, организовать курсы повышения квалификации, создать условия для более широкого включения проектной деятельности в учебный процесс. ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ3.1. Результаты проведения педагогического исследования по методике Г.Б. Голуб и О.В. ЧураковойНа 1 этапе проводили"Уровневую диагностику сформированности ключевых компетенций, проявляющихся в проектной деятельности" по методике Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой, среди обучающихся опытной и контрольной групп. Результаты формирования компетенций представлены в таблицах 1,2 и 3.Таблица 1. Уровни сформированности компетенции «решение проблем» в опытной и контрольной группахОпытная группаКонтрольная группаУровень(% от общего количества учащихся)6А6Б6В6ГНизкий23,515,833,342,1Средний35,347,444,436,8Высокий41,236,822,221,1Таблица 2. Уровни сформированности компетенции «работа с информацией» в опытной и контрольной группахОпытная группаКонтрольная группаУровень(% от общего количества учащихся)6А6Б6В6ГНизкий11,815,833,336,8Средний47,142,133,336,8Высокий41,242,133,326,3Таблица 3. Уровни сформированности компетенции «коммуникация» в опытной и контрольной группахОпытная группаКонтрольная группаУровень(% от общего количества учащихся)6А6Б6В6ГНизкий5,95,350,036,8Средний47,136,827,836,8Высокий47,157,922,226,3Таким образом мы видим, что среди учащихся опытной группы значительно ниже процент низкого уровня сформированности по всем трем компетенциям – «решение проблем», «работа с информацией» и «коммуникация».М ывидим самые высокие показатели в уровнях формирования компетенций «работа с информацией» и «коммуникация»При этом наибольшие различия наблюдались по компетенции «коммуникация», что может свидетельствовать о том, что проектный подход способствует формированию необходимости в построении коммуникативных связей между учениками, в процессе работы над проектом.3.2 Результаты проведения педагогического исследования по методике Н.В. Матяш и В.Д. СимоненкоНа втором этапе оценивали собственное отношение к проектной деятельности среди учащихся 6-х классов, с использованием "Мое отношение к проектной деятельности", разработанной Н.В. Матяш и В.Д. Симоненко.Распределение мнений учащихся в опытной группе по логическим парам представлены на рисунках 1 и 2.Рисунок 1. Распределение учащихся 6А по логическим парам в методике Н.В. Матяш и В.Д. СимоненкоРисунок 2. Распределение учащихся 6Б по логическим парам в методике Н.В. Матяш и В.Д. СимоненкоКак видно из данных, приведенных на рисунке, большая часть учеников положительно оценила свое отношение к проектной деятельности Результаты тестирования опытной группы по логическим парам в процентном соотношении представлены в таблице4.Таблица 4. Результаты тестирования собственного отношения к проектной деятельности в опытной группе 6А (17 учащихся)6Б (19 учащихся)Показатель%Показатель% Показатель% Показатель% приятная100неприятная0приятная94,7неприятная5,3однообразная0разнообразная100однообразная5,3разнообразная94,7интересная100скучная0интересная94,7скучная5,3желательная100нежелательная0желательная94,7нежелательная5,3нужная100ненужная0нужная94,7ненужная5,3спокойная88,2беспокойная11,8спокойная68,4беспокойная31,6простая64,7сложная35,3простая52,6сложная47,4понятная88,2непонятная11,8понятная73,7непонятная26,3полезная100бесполезная0полезная94,7бесполезная5,3Далее была проанализирована контрольная группа учащихся. Распределение мнений учащихся в контрольной группе по логическим парам представлены на рисунках 3 и 4.Рисунок 3. Распределение учащихся 6В по логическим парам в методике Н.В. Матяш и В.Д. СимоненкоРисунок 4. Распределение учащихся 6Г по логическим парам в методике Н.В. Матяш и В.Д. СимоненкоРезультаты тестирования контрольной группы по логическим парам в процентном соотношении представлены в таблице 5.Таблица 5. Результаты тестирования собственного отношения к проектной деятельности в контрольной группе 6В (18 учащихся)6Г (19 учащихся)Показатель% Показатель% Показатель% Показатель% приятная61,1неприятная38,9приятная68,4неприятная31,6однообразная44,5разнообразная55,5однообразная63,2разнообразная36,8интересная44,5скучная61,1интересная52,6скучная47,4желательная55,5нежелательная44,5желательная52,6нежелательная47,4нужная55,5ненужная44,5нужная52,6ненужная47,4спокойная61,1беспокойная38, 9спокойная63,2беспокойная36,8простая61,1сложная38, 9простая63,2сложная36,8понятная61,1непонятная38,9понятная63,2непонятная36,8полезная61,1бесполезная38, 9полезная63,2бесполезная36,8Как видно из данных, приведенных на рисунке, в контрольной группе процент учеников, положительно оценивших свое отношение к проектной деятельности значительно ниже, чем в опытной.3.3 Результаты проведения педагогического исследования по методике В.А. ЯдоваНа следующем этаапе проводилось тестирование по методике В.А. Ядова. Результаты данных, полученных среди учеников коонтролной и опытной группы представлены в таблице 6.Таблица 6. Удовлетворённость учащихся опытной и контрольной групп проектной деятельностью (методика В.А. Ядова)КлассВарианты ответовзанимаюсь с удовольствиемнравитсяне знаю, мне все равноне очень нравитсясовсем не нравится6А88,2%5,8%5,8%006Б73,7%26,3%0006В11,1%33,3%38,9%16,7%06Г5,3%36,8%36,8%21,1%0Как видно из таблицы , равнодушное отношение к проектной деятельности в экспериментальной группе (6А и 6Б классы) выявлено только у 5,8% детей, в то время, как в контролькой группе в 6В негативное отношение к проектной деятельности проявили 55,6% из всех учащихся, а в 6Г – 57,9%. И наоборт: 94% и 100% учащихся в опытной группе и только 44,; и 42,1% в контрольной.Итоговое тестирование по дисциплине «Биология» в 6-х классах.И последним, заключительным этапом педагогического исследования стало итоговое тестирование по дисциплине «Биология» в 6-х классах. В рамках итогового занятия оценивались знания, полученные учениками за весь год обучения. Результаты тестирования представлены в таблице 7.Таблица 7. Результаты итогового тестирования1.4.по дисциплине «Биология» в 6-х классах.Неуд2Удовл3Хор4Отл56А011,8%58,8%29,4%6Б5,2%15,8%57,9%21,1%6В11,1%38,9%38,9%11,1%6Г5,3%36,8%42,1%15,8%Из полученных результатов мвидно, что обучающиеся в классах, где применялся проектный подход к обучению показали значительно более высокие результаты на итоговом тестировании по дисциплине «Биология».ЗАКЛЮЧЕНИЕПроектная деятельность в школьном образовании - это не просто модная тенденция, а настоящий прорыв в методах преподавания. Она позволяет сделать процесс обучения более интерактивным, интересным и, что особенно важно, практически ориентированным. Проведенное начно-педагогическое исследование подчеркивает, что проектная деятельность является актуальным методом обучения, поскольку она способствует: 1. Развитию познавательной активности: учащиеся активно вовлекаются в процесс обучения, самостоятельно добывая информацию, анализируя ее и применяя полученные знания на практике. 2. Формированию ключевых компетенций: проектными заданиями развиваются коммуникативные, исследовательские, творческие, инициативные, командные навыки. 3. Повышению мотивации: учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, видя реальный результат своей работы.Учебная программа по биологии для 6 класса предлагает широкие возможности для реализации проектной деятельности. Педагогические условия: для успешной реализации проектной деятельности необходимо: 1. Создание мотивационной среды: заинтересовать учащихся темой проекта, дать им возможность выбрать направление работы. 2. Определение конкретных целей и задач проекта: что должны сделать учащиеся в результате реализации проекта, какие навыки и знания они должны приобрести. 3. Планирование этапов реализации проекта: какие шаги будут предприниматься на каждом этапе проекта. 4. Обеспечение необходимых ресурсов: учащимся должны быть доступны необходимые материалы, информационные источники, технические средства. 5. Осуществление эффективной коммуникации: учитель должен регулярно общаться с учащимися, давать им обратную связь, помогать им в решении возникающих проблем. Результаты опытно-экспериментальной работы показали высокую эффективность использования проектной деятельности на уроках биологии в 6-х классах: учащиеся значительно улучшили свои знания по биологии, так как они не только усваивали теоретический материал, но и применяли его на практике. Помимо этого, ученики проявили творческий подход к выполнению проектных заданий, придумали нестандартные решения, разработали новые методы исследования. Учащиеся успешно освоили коммуникативные, исследовательские, творческие навыки, а также научились работать в команде. Все школьники, участвующие в эксперименте, проявляли активный интерес к урокам биологии, с удовольствием выполняли проектные задания, принимали участие в их обсуждении и презентации.
2. Андреевская, Е.Г. Исследовательская и проектная деятельность школьников [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Е.Г. Андреевская. –Москва: Паганель, 2013. –1 электрон. опт. диск (CD–ROM): ил.; 12 см.
3. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. –Москва: Просвещение, 2013. –175 с.
4. Беленок, И.Л. Методические рекомендации по реализации практическойчасти учебных предметов: биология, география, физика, химия в соответствии с ФГОС ООО [Текст] / И.Л. Беленок. –Новосибирск: НИПКиПРО, 2017. –83 с.
5. Белозерова, О.М. Организация и реализация проектной деятельности среднего звена и старшей школы / О.М. Белозерова // Завуч, 2016. –No8. –С. 89–95.
6. Богомолова, А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А.А Богомолова // Биология в школе, 2006. –No5 –С. 35–38.
7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. / А.В. Бычков. – М.: Просвещение, 2000. - 231 c.
8. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя; под ред. А.Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
9. Великанова, С.С. Основы проектной деятельности [Текст]: учебное пособие /С.С. Великанова; М–во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский гос. технический ун–т им. Г.И. Носова». –Магнитогорск: [б. и.], 2014. –21 с.
10. Глухарева, О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы [Текст] / О.Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании, 2014. –No1. –С. 17–24. с57
11. Голуб, Г.Б. Технология портфолио в системе педагогической диагностики [Текст]: методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. –Самара: Профи, 2004. –62 с.
12. Городилина, Т.В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе федеральных государственных образовательных стандартов / Т.В. Городилина // Стандарты и мониторинг в образовании, 2014. –No6. –С. 37–41.
13. Доброва, В.В. Организация проектной деятельности: теория и практика [Текст] / В.В. Доброва, Е.А. Елизарова; М–во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. технический ун–т», Каф. иностранных яз. –Самара: Самарский гос. технический ун–т, 2013. –140 с.
14. Добрынина, Е.С. Использование проектной деятельности в подготовке будущих учителей биологии [Текст] / Е.С. Добрынина, О.В. Хотулёва // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика. Сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции, 2019. –С. 58–61.
15. Добрынина, Е.С. Организация проектной деятельности как способ развивающего обучения в школе на уроках биологии [Текст] / Е.С. Добрынина, О.В. Хотулёва, Г.В. Егорова // Проблемы современного педагогического образования, 2019. –No 65–2. –С. 114–117.
16. Евтеева, В.В. Методика использования метода проектов в обучении биологии / В.В. Евтеева, О.В. Хотулёва, Ю.А. Ющенко // Международный научно–исследовательский журнал, 2020. –No 8 (98). –С. 73–76.
17. Заграничная, Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. [Текст]: Учебно–методическое пособие / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина.–Москва: «Интеллект–Центр», 2013. –196 с.
18. Зюльганова, О.А. Инновационная модель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования как условие формирования компетенции выбора и самоопределения обучающихся / О.А. Зюльганова, Е.А.Ябурова // Управление качеством образования, 2017. –No2. –С. 11–17.
19. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. 2004. №2. С. 54-68.
20. Ивочкина, Т.Н. Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО [Текст]: учебно–методическое пособие / Т.Н. Ивочкина; Муниципальное образовательное учреждение доп. проф. образования «Ин–т повышения квалификации» (МАОУ ДПО ИПК). –Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2015. –111 с.
21. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе [Текст]: учебное пособие для учащихся 7–11 классов / В.С. Лазарев; Департамент образования и науки ХМАО –Югры, ГОУ ВПоО ХМАО –Югры «Сургутский гос. пед. ун–т». –Сургут: РИО СурГПУ, 2014. –135 с.,
22. Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа школьников 5–11 классы / А.В. Леонтович, А.С. Савичев; под ред. А.В. Леонтовича. –М.: Вако, 2014. –160 с.
23. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. –3–е изд., стер. –Москва: Издательский центр «Академия», 2014. –160 с.
24. Матяш, Н.В. Методика оценки проектной компетентности [Электронный ресурс] / Н.В. Матяш, Ю.А. Володина. –Режим доступа http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3–17/488–matyash–volodina17.html (дата обращения 18.03.2018).
25. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: методическое пособие / под ред. В.С. Рохлова –М.: МИОО, 2006. –96 с.
26. Михалкина, Е.В. Организация проектной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е.В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», Экономический факультет. –Ростов–на–Дону: Изд–во Южного федерального ун–та, 2016. –144 с.
27. Молис, С.С. Активные формы и методы обучения биологии. Животные. [Текст] / С.С. Молис, С.А. Молис –М.: Просвещение. 1988 –176 с.
28. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. –М.: АРКТИ, 2003. –112 с.
29. Пахомова, Н.Ю. Оценивание успешности учащихся в проектной деятельности [Текст]: методическое пособие и электронный дневник наблюдений на CD–диске / Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, Е.В. Кузьмина; Департамент образования г. Москвы, Московский ин–т открытого образования, Лаб. информационной поддержкиразвития образования каф. начального образования, Педагогическое сообщество учебного проектирования. –Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2014. –39 с.
30. Педагогические технологии поддержки проектной деятельности детей и молодежи [Текст]: материалы всероссийского форума / Министерство образования и науки Российской Федерации [и др.]; [редактор: В. Б.Тулвинский]. –Набережные Челны: НГПУ, 2017. –214 с.
31. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С. Полат . –М.: Издательский центр «Академия», 2009. –272 с.
32. Потапкин, Е.Н. Совершенствование исследовательских умений учащихся по биологии в условиях реализации ФГОС [Текст] / Е.Н. Потапкин, А.С. Малькова // Современные наукоемкие технологии, 2019. –No 12–2. –С. 365–370.
33. Поташник, М.М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС / М.М. Поташник, М.В. Левит // Завуч, 2016. –No1. –С. 4–25.
34. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию (протокол от 5 сентября 2022 г. No 6/22) [Электронный ресурс]. –Режим доступа https://fgosreestr.ru/poop/primernaia–osnovnaia–obrazovatelnaia–programma–osnovnogo–obshchego–obrazovaniia–2 (дата обращения 19.01.2023).
35. Проектная деятельность [Текст]: методическое пособие / Составители: М.А. Иваненкова, Н.В. Судденкова, Ю.А. Евстафьева, В.С. Тригубова, В.В. Бахурина. –ОГБПОУ СмолАПО, 2015. –23 с.
36. Проектная деятельность [Электронный ресурс]: [Е.В. Протопопов, Д.А. Гафарова, Л.А. Ермакова и др.]; Сибирский государственный индустриальный университет: электронный учебно–методический комплекс. –Новокузнецк: СибГИУ, 2016. –1 электрон. опт. диск (CD–ROM); 12 см.
37. Проектная деятельность школьников в современном образовательном пространстве [Текст]: сборник научно–методических материалов / [под. ред. А.Ю. Белогурова, Н.В. Поликашевой]. –Москва: Спутник+, 2015. –93 с.
38. Профессиональный стандарт специалист в области воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schooHnt24.ш/docs/profstandart/speciaHst_v_oЫasti_vospitaшja.pdf
39. Реализация проектной деятельности учащихся общеобразовательной школы [Текст]: методическое пособие по организации проектной деятельности для учителей–предметников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / М–во образования и науки Челябинской обл., Гос. бюджетное образовательное учреждение доп. проф. образования «Челябинский ин–т переподгот. и повышения квалификации работников образования»; [сост.: А.В. Ильина и др.]. –Челябинск: ЧИППКРО, 2015. –115 с.
40. Роль проектной деятельности в формировании метапредметных умений [Текст]: методический сборник / Междунар. ин–т независимых пед. исслед. МИНПИ–ЮНЕСКО, Гос. бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная шк. No 558 с углубленным изучением математики Выборгского р–на Санкт–Петербурга; [авт.–сост. И.Г. Салова]. –Санкт–Петербург: ООО «Архей», 2013. –21 с.
41. Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе методическое пособие / М.Б. Романовская. –М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. –160 с.
42. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения школьников». https://docplayer.ru/40396937-Savenkov-a-i-metodika-issledovatelskogo - obucheniya-mladshih-shkolnikov.html
43. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2014. –80 с.
44. Сонин, Н.И. Биология 8 класс. Многообразие живых организмов. Животные. Учебное пособие [Текст] / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. –М.: Дрофа, 2021. –224 с.
45. Татарченкова С.С., Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие / Татарченкова С.С., Телешов С.В. ; Под ред. С.С. Татарченковой. - СПб.: КАРО, 2008. - 160 с.
46. Токарева, М.И. Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2016. –No 21 (125). –С. 934–937.
47. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст] / Е.В. Тяглова. –М.: СПб. [и др.]: Питер, 2011. –256 с.
48. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
49. Урих И. В. «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках биологии». Научно–методический журнал «Концепт», 39, 2013, с 101–106.
50. Фадеева, Л.А. Проектная деятельность на уроках / Л.А. Фадеева, М.А. Зуенко, Ю.А. Морозова // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. –С. 1–7.
51. Чувашева, О.В. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС: методическое пособие / О.В. Чувашева [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://infourok.ru//metodicheskoe–posobie–proektnaya–deyatelnost–kak–sredstvo–realizacii–fgos–3925195.html.
52. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения / А.В. Хуторской// Школьные технологии. –Москва: Эйдос, 2013. –No3. –С. 95–100.
53. Шустова, И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И.Ю. Шустова, А.Ю. Нуруллова // Завуч, 2016. –No 7. С. 110–127.
54. Щеглова, Т.М. Формирование проектной компетентности [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования. –2016. –No 2. –Режим доступа https://www.science–education.ru/ru/article/view?id=24355 (дата обращения 20.05.2018).
55. Ядов, В.А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования [Текст] / В.Я. Ядов, А.А. Киссель. –Москва : [б. и.], 1974. –23 л.
56. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учебное пособие: модуль: «Проектная деятельность в образовательном учреждении»: электронное издание / Н.Ф. Яковлева; М–во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Красноярский гос. пед. ун–т им. В. П. Астафьева». –Красноярск: КГПУ, 2013. –1 электрон. опт. диск (CD–ROM): ил.; 12 см.
57. Якунчев Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - режим доступа: http//www.standart.edu.ru.
58. Янушевский, В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы [Текст]: методическое пособие / В.Н. Янушевский. –Москва: Владос, 2015. –126 с.52.
59. Янушевский, В.Н. Учебное проектирование школьников: первые шаги в новой образовательной реальности/ В.Н. Янушевский // Журнал руководителя управления образованием, 2015. –No3. –С. 67–71.