Основные аспекты информационной безопасности (ИБ).
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 03.03.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
2Законодательные аспекты информационной безопасности
3Организация информационной безопасности
3.1Организационные аспекты
3.2Физические аспекты
4Психологические аспекты информационной безопасности организации
5Брендовые аспекты информационной безопасности
Заключение
Список литературы
Основаниями для беспокойства являются: проявления эмоциональной неуравновешенности, недовольства, хитрости, разочарования служащих, идеи которых отвергнуты. Предлагается создать систему внутрифирменной коммуникации, не допускающей полной автономности отдельных работников. В целом, психологическое обеспечение коммерческой тайны в процессе отбора, подготовки, выдвижения и увольнения кадров эффективнее и дешевле, чем при обычном засекречивании информации. Весьма эффективны организационно-психологические меры защиты информации:
дробление, распределение информации между сотрудниками;
ведение учета ознакомления сотрудников с особо важной информацией;
распространение информации только через контролируемые каналы;
назначение лиц, ответственных за контроль документации;
обязательное уничтожение неиспользованных копий документов и записей;
четкое определение коммерческой тайны для персонала;
составление, регулярная оценка и обновление перечня информации, представляющей коммерческую тайну;
включение пункта о неразглашении коммерческой тайны в трудовой договор, правила внутреннего распорядка и должностные инструкции;
включение положений о неразглашении тайны в соглашения и договоры с партнерами.
Особо остановимся на мерах по обеспечению информационной безопасности при увольнении сотрудника. О намерениях сотрудника уволиться косвенно свидетельствует посещение соответствующих сайтов в Интернете, рассылка резюме. С этого момента вся переписка с рабочего адреса и некоторые операции на ПК должны быть взяты под негласный контроль. Как можно скорее в отсутствие данного пользователя необходимо сделать резервную копию всех его файлов. Принимая во внимание, что сотрудник может изменить свои намерения и остаться, а также допуская, что просмотр вакансий мог осуществляться по просьбе знакомых, ищущих работу, нет необходимости принимать сразу явные меры безопасности.
Если сотрудник увольняется не по причине уличения в промышленном шпионаже, то перечисленные меры не должны быть чрезмерно настойчивы, дабы не оказывать негативного воздействия на психологическое состояние человека. Необходимо внушить сотруднику, что таков общий порядок, и он лично ни в чем не подозревается.
Если сотрудники увидят, что увольнение каждого пользователя ПК неразрывно связано с моральным ущербом, то пострадает общий социально-психологический климат: организация будет ассоциироваться с тюрьмой или сектой. Кроме того, нецелесообразно портить отношения со всеми увольняющимися сотрудниками: кто-то может вернуться, а кто-то - оказать помощь.
Если сотрудника увольняют, уличив в промышленном шпионаже, то процедура сопровождения остается на усмотрение службы безопасности. Задача службы управления персоналом: происходящее не должно нанести ущерб социально-психологическому климату в коллективе, а по возможности, напротив, консолидировать остальных сотрудников.
Меры по обеспечению информационной безопасности с позиций «человеческого фактора» можно рассматривать в качестве щита от воровства информации как специфического ресурса, имеющего значительную ценность.
Воровство и мошенничество как психологическая проблема имеют и свою идеологию: «в России воруют все». С некоторыми вариациями это суждение существует уже столетия. В чем же конкретно проявляется тяжелая наследственность российской ментальности?
Психологически человек не готов различать свое и чужое (детская установка: «поделись или ты жадина-говядина»).
В сознании людей закон не воспринимается как объективная реальность: (установка: «закон, что дышло, куда повернул — туда и вышло»).
Возможность заработать воспринимается людьми как возможность украсть (установка: «кто смел, тот и съел»).
Наличие отраслей, в которых воровство традиционно негласно входит в систему оплаты труда (установка: «работать на кухне и не воровать?»).
Различают такие формы воровства, как:
индивидуальное воровство, в основе генетический код и ощущение анонимности, самооправдание (все воруют);
коллективное воровство, в основе идеология восстановления социальной справедливости (экспроприация экспроприаторов).
Наиболее эффективно противодействовать этому можно, только учитывая такой фактор, как экономическое поведение работника.
Экономическое поведение - это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, при котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. В основе экономического поведения лежат ценностные ориентации людей (деньги, статус, роль, идеалы).
На экономическое поведение оказывают влияние различные факторы: технический уровень производства, организация, нормирование, оплата и условия труда, удовлетворенность трудом, морально-психологический климат в коллективе, образовательный и культурный уровень работника, характер общественно-политической активности в обществе и рабочей группе.
Различают четыре стратегии экономического поведения:
минимум труда - минимум дохода,
минимум труда - максимум дохода,
максимум труда - гарантированный доход,
максимум труда - максимум дохода.
Поведение человека в рамках одной стратегии регулируется исключительно его мотивами. Переход от одной стратегии к другой регулируется системой стимулов. Исключение - стратегия «максимум труда — максимум дохода», где поведение человека определяется стимулами. Стратегия «минимум труда — минимум дохода», возникая, как вынужденная реакция человека на ситуацию, формирует у работника чувства «внутреннего увольнения», подавленности, способствует становлению терминаторного, то есть разрушительного поведения.
Рекомендации по профилактике воровства в организации.
Создать сильную корпоративную культуру организации (отношения, социальные приоритеты, мораль в организации). Если сформирована «критическая масса» работников, то новички попадают в систему самовоспроизводящегося общественного сознания.
Создать эффективную систему контроля, отвечающую следующим требованиям: регулярность и систематичность, персональная ответственность работников. Условие — контроль рассматривать, как помощь людям в борьбе с искушением украсть.
В качестве профилактических средств периодически вызывать у работников синдромы «чувства вины», «чувства благодарности», играя роль строгого начальника или начальника-спасителя.
Быть разборчивым в производственных связях. Утверждение «свои не украдут» достаточно спорно.
Могут быть сформулированы и общие правила стимулирования, обеспечивающие безопасное поведение персонала:
доступность (я тоже могу заработать не меньше!);
ощутимость (премия не менее 20 % к окладу, оклад больше возможного ущерба от воровства);
минимальный разрыв между результатами и оплатой по времени (недостаток стимулирования восполняется воровством);
сочетание стимулов и мер наказания;
сочетание материальных, социальных и психологических стимулов.
Превентивные действия службы управления персоналом:
гибкая организационная структура «под задачи» организации: лишние подразделения следует ликвидировать, перераспределив и частично уволив сотрудников;
определение приоритетов в развитии персонала и реализация функций управления ими;
ежегодная аттестация персонала предприятия;
систематический пересмотр «Положений о подразделениях» и «Должностных инструкций» с целью их совершенствования в соответствии с изменениями в разделении и организации труда, а также в связи с изменениями уровня профессионализма самих работников;
разработка компенсационных пакетов (размера, структуры, соотношения различных форм вознаграждения работникам) с ориентацией на конечные результаты, значимые для организации (например, система сквозных показателей), и с учетом индикации;
разработка системы мер профилактики противоправного поведения сотрудников, в том числе и на случаи возникновения объективных причин к снижению уровня преданности фирме, например, при угрозе увольнения (здесь речь идет о защите конфиденциальной информации, включая соответствующие положения в трудовых соглашениях, и мерах против мошенничества, включая внутренний аудит);
постоянное информирование сотрудников о состоянии рынка товаров и услуг, на котором действует организация, формирование рыночного мышления, обеспечение причастности к проблемам организации.
Также могут быть приняты превентивные меры, начиная с момента поступления работника на работу, на случай снижения деловой активности фирмы и необходимости проводить сокращение работников, хотя эти меры не способствуют формированию у работника преданности фирме и увязке его жизненных целей с целями фирмы. К таким мерам относятся: заключения срочного трудового договора, заключение договора о сохранении коммерческой тайны, конфиденциальной информации, служебной тайны, о материальной ответственности, ознакомление под расписку с должностной инструкцией (для руководителей подразделений - еще и с Положением о данном подразделении), Правилами трудового распорядка, Положением об оплате и стимулировании труда, Коллективным договором (если таковой имеется), специальные меры в случае необходимости увольнения.
Брендовые аспекты информационной безопасности
Результаты недавнего исследования Совета директоров по маркетингу (Chief Marketing Officer Council) США свидетельствуют о том, что в условиях цифрового информационного рынка специалисты в области маркетинга не в состоянии поспеть за развитием финансовых, потребительских и брендовых аспектов информационной безопасности (ИБ)
По заключению аналитиков Совета директоров по маркетингу, в условиях повышенной потребительской «чувствительности», контроля со стороны СМИ и общественной осведомленности о повышении роли обеспечения безопасности во всех секторах экономики компании должны прилагать все больше усилий по развитию плана аварийных мероприятий, а также стратегий развития брендов для управления и рисками и возможностями в области безопасности.
Исследование «Безопасность как уровень доверия к бренду: обеспечение безопасности и целостности информации влияет на корпоративные бренды» показало, что вопросы информационной безопасности (особенно нарушение защиты информации и потеря клиентских данных) оказывают ощутимое воздействие на изменение уровня рыночной стоимости активов компании, производственной деятельности, доверия и лояльности заказчика и репутации бренда. Аналитики делают вывод о том, что специалисты по маркетингу и бренд-менеджеры должны усилить свою роль в области обеспечения безопасности в своих компаниях. Однако многие организации не спешат приступать к внедрению планов на случай возникновения риска, а также использованию новых средств маркетинговой подачи компании и бренда, имеющих отношение к вопросам безопасности.
Рассмотрим некоторые результаты исследования.
1. Большинство специалистов по маркетингу и руководителей компаний подчеркивают, что вопросы безопасности приобретают приоритетное значение как для самих организаций, так и для их клиентов. Тем не менее, лишь 29% маркетологов сообщают о том, что в их компаниях имеется четкий план по восстановлению работоспособности информационной инфраструктуры предприятия после сбоя ИБ. Налицо противоречие: хотя 60% специалистов по маркетингу считают, что должная защита корпоративной информации позволяет оградить бренд от возможных угроз его развитию, 60% также говорят, что обеспечение безопасности до сих пор не приобрело достаточного значения в маркетинговых коммуникациях.
* 65% клиентов признались, что когда-то сталкивались с проблемами компьютерной безопасности. Более половины респондентов уверены, что, скорее всего, в случае утечки личных данных прекратят отношения с компанией, услугами которой они пользуются.
*Происшествия, связанные с нарушением ИБ, напрямую воздействуют на состояние курса акций компаний. В случае сообщения о нарушении защиты корпоративной базы данных стоимость акций компании падает в среднем от 0,63 до 2,1%, что равноценно падению рыночной стоимости компании от 860 млн до 1,65 млрд долларов при каждом инциденте.
*27% маркетологов не знают о наличии в компании плана действий на случай нарушении ИБ. Напротив, 49% руководителей компаний осведомлены о наличии подобного плана, что свидетельствует о возможной разобщенности сотрудников компании на разных уровнях. Чуть более половины опрошенных маркетологов считают, что связь между ИБ и доверием к бренду в будущем будет только крепнуть. Тем не менее, согласно результатам исследования, в то время как ряд компаний учитывают вопросы безопасности ИБ в своей деятельности, слишком многие пускают ситуацию на самотек, подвергая тем самым риску доверие к бренду и стоимость бизнеса.
Выделяют три важных действия по сохранению и развитию доверия к бренду:
1)профилактика - использование надлежащих технологий и мер безопасности для предотвращения нарушения ИБ;
2)локализация кризиса - в случае нарушения ИБ компания должна быть готова честно и открыто проинформировать об этом своих клиентов, бизнес-партнеров, акционеров, а также СМИ, тем самым смягчив удар собственномубренду;
3)возмещение убытков - компания должна иметь план помощи жертвам инцидента (своим клиентам и партнерам) - финансовой или в виде оказания бесплатных услуг.
Наиболее ценные активы компании - это ее репутация и способность поддерживать лояльность клиентов. А нарушение ИБ компании и огласка произошедшего в СМИ может поставить это доверие под угрозу. Те компании, которые способны эффективно поддерживать свою репутацию, имеют больше шансов привлекать новых клиентов и сохранять имеющихся.
Заключение
Информация становится одним из главных активов современных компаний, влияние информационных технологий на текущие бизнес-процессы постоянно растет, растут и требования к уровню защищенности информационных систем, сохранности и доступности данных.
Значение защиты информации определяется не только в системе информационной безопасности, но и в системе национальной безопасности. Цели защиты информации для государства, общества и отдельных личностей различна. Они в конечном итоге дополняют друг друга и каждый из субъектов объективно заинтересован в защите информации других субъектов. В различных сферах деятельности политической, экономической, военной, социальной интересы всех субъектов должны или совпадать или дополнять друг друга. С учетом этого значения защиту информации следует рассматривать с привязкой не к субъектам, а к сферам деятельности независимо от того ко всем или одному субъекту относится эти сферы деятельности.
Меры обеспечения сохранности и защиты информации в государственной организации, на предприятии или фирме различаются по своим масштабам и формам. Они зависят от производственных, финансовых и других возможностей фирмы, от количества охраняемых на нем секретов и их значимости. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять по принципу экономической целесообразности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», поскольку чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли или привести к непоправимым убыткам. Отсутствие у руководителей предприятий четкого представления об условиях, способствующих утечке конфиденциальной информации, приводят к ее несанкционированному распространению.
Поэтому, чтобы быть уверенным в своей безопасности, необходимо найти серьезную фирму с хорошей репутацией и платить ей столько, сколько действительно стоит такая работа. Безопасность — это продукт тяжелой работы, хорошего планирования и здравомыслия.
Список литературы
Дейнека О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2005.
Дубейковская Я. С. Стоп. Кадры! Управление персоналом для умных. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005.
Родичев Ю. Информационная безопасность: Нормативно-правовые аспекты. СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
Ушанков В. А. Становление информационной системы: ценностные характеристики / Проблемы современной экономики, № 3/4, 2002.
Черкасов В. Н. Бизнес и безопасность. Комплексный подход. М.: Армада-пресс, 2001.
Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. М.: ДМК Пресс, 2008. — 544 с.
Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты. — М.: Книжный мир, 2009. — 352 с.
Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. М.: ДМК Пресс, 2008. — 544 с.
Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты. — М.: Книжный мир, 2009. — 352 с.
Дейнека О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2005.
Родичев Ю. Информационная безопасность: Нормативно-правовые аспекты. СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
Дубейковская Я. С. Стоп. Кадры! Управление персоналом для умных. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005.
Черкасов В. Н. Бизнес и безопасность. Комплексный подход. М.: Армада-пресс, 2001.
Ушанков В. А. Становление информационной системы: ценностные характеристики / Проблемы современной экономики, № 3/4, 2002.
28
1.Дейнека О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2005.
2.Дубейковская Я. С. Стоп. Кадры! Управление персоналом для ум-ных. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005.
3.Родичев Ю. Информационная безопасность: Нормативно-правовые аспекты. СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
4.Ушанков В. А. Становление информационной системы: ценностные характеристики / Проблемы современной экономики, № 3/4, 2002.
5.Черкасов В. Н. Бизнес и безопасность. Комплексный подход. М.: Армада-пресс, 2001.
6.Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. М.: ДМК Пресс, 2008. — 544 с.
7.Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоре-тические основы. Практические аспекты. — М.: Книжный мир, 2009. — 352 с.
Вопрос-ответ:
Какие исторические аспекты привели к возникновению и развитию информационной безопасности?
Информационная безопасность стала актуальной проблемой с появлением компьютерной техники и расширением использования интернета. Развитие технологий и повышение уровня преступности в сфере информационных технологий потребовала усовершенствования систем защиты информации.
Какие законодательные аспекты связаны с информационной безопасностью?
В разных странах существуют законы, регулирующие область информационной безопасности. Они определяют ответственность за нарушение безопасности информации, правила защиты персональных данных, наказания за хакерские атаки и другие правила и требования.
Какие организационные аспекты связаны с информационной безопасностью?
Организационные аспекты информационной безопасности включают в себя создание политики безопасности, разработку процедур использования информационных ресурсов, обучение сотрудников основам безопасности, контроль доступа к информации и управление рисками.
Какие физические аспекты имеют отношение к информационной безопасности?
Физические аспекты информационной безопасности включают защиту серверов и компьютеров от несанкционированного доступа, создание безопасных центров обработки данных, контроль и ограничение доступа к помещениям с конфиденциальной информацией.
Какие психологические аспекты связаны с информационной безопасностью организации?
Психологические аспекты информационной безопасности связаны с мотивацией и поведением сотрудников. Организации часто проводят тренинги и обучение сотрудников, чтобы научить их определять и предотвращать угрозы информационной безопасности, а также прививать им чувство ответственности за безопасность данных.
Какие исторические аспекты легли в основу возникновения и развития информационной безопасности?
История информационной безопасности начинается с появления компьютеров и развития информационных технологий во второй половине XX века. Самые первые проблемы безопасности были связаны с несанкционированным доступом к данным, взломами и вирусами. Затем потребовалось введение законодательных механизмов для регулирования информационной безопасности, а также организационных, физических и психологических аспектов, чтобы обеспечить надежную защиту информации.
Какие законодательные аспекты связаны с информационной безопасностью?
Законы и нормативные акты, связанные с информационной безопасностью, регламентируют использование информационных технологий, защиту персональных данных, борьбу с киберпреступностью, ответственность за нарушения информационной безопасности и многое другое. Они направлены на создание правовой базы для обеспечения безопасности информации и защиты от угроз, связанных с использованием информационных технологий.
Какие организационные аспекты важны для обеспечения информационной безопасности?
Организационные аспекты информационной безопасности включают разработку политики безопасности, обучение и осведомленность сотрудников, установку и настройку систем защиты, регулярную проверку и аудит информационных систем, обеспечение контроля и ответственности за безопасность информации. Они направлены на создание структуры и механизмов, необходимых для эффективной защиты информации в организации.
Какие физические аспекты имеют значение для обеспечения информационной безопасности?
Физические аспекты информационной безопасности включают физическую защиту серверных комнат и центров обработки данных, установку систем контроля доступа и видеонаблюдения, защиту компьютеров от физического доступа и уничтожение конфиденциальных данных. Они направлены на предотвращение несанкционированного доступа к информации и уничтожение данных после их использования.
Какие исторические аспекты связаны с возникновением информационной безопасности?
Исторические аспекты возникновения информационной безопасности связаны с развитием компьютерных технологий и распространением интернета. В начале информационной эры, проблемы безопасности связаны были в основном с хранением документов и физической защитой информации. Однако с развитием компьютеров и Интернета, информационная безопасность стала актуальной и важной задачей для организаций и государств.
Какие законодательные аспекты связаны с информационной безопасностью?
Законодательные аспекты информационной безопасности определяют правила и нормы, которые регулируют использование и защиту информации. В разных странах существуют различные законы, касающиеся информационной безопасности. Например, в России действует Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который устанавливает требования к защите информационных систем и персональных данных.
Какие организационные и физические аспекты важны для обеспечения информационной безопасности?
Организационные аспекты информационной безопасности включают в себя разработку политики безопасности, проведение аудитов и контроль за доступом к информации. Физические аспекты связаны с обеспечением физической защиты информационных ресурсов, таких как серверные комнаты, центры обработки данных и компьютеры. Это может включать использование систем видеонаблюдения, контроля доступа и физической охраны.