Основные аспекты информационной безопасности (ИБ).

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: ОБЖ
  • 28 28 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 03.03.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
2Законодательные аспекты информационной безопасности
3Организация информационной безопасности
3.1Организационные аспекты
3.2Физические аспекты
4Психологические аспекты информационной безопасности организации
5Брендовые аспекты информационной безопасности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Основаниями для беспокойства являются: проявления эмоциональной неуравновешенности, недовольства, хитрости, разочарования служащих, идеи которых отвергнуты. Предлагается создать систему внутрифирменной коммуникации, не допускающей полной автономности отдельных работников. В целом, психологическое обеспечение коммерческой тайны в процессе отбора, подготовки, выдвижения и увольнения кадров эффективнее и дешевле, чем при обычном засекречивании информации. Весьма эффективны организационно-психологические меры защиты информации:
дробление, распределение информации между сотрудниками;
ведение учета ознакомления сотрудников с особо важной информацией;
распространение информации только через контролируемые каналы;
назначение лиц, ответственных за контроль документации;
обязательное уничтожение неиспользованных копий документов и записей;
четкое определение коммерческой тайны для персонала;
составление, регулярная оценка и обновление перечня информации, представляющей коммерческую тайну;
включение пункта о неразглашении коммерческой тайны в трудовой договор, правила внутреннего распорядка и должностные инструкции;
включение положений о неразглашении тайны в соглашения и договоры с партнерами.
Особо остановимся на мерах по обеспечению информационной безопасности при увольнении сотрудника. О намерениях сотрудника уволиться косвенно свидетельствует посещение соответствующих сайтов в Интернете, рассылка резюме. С этого момента вся переписка с рабочего адреса и некоторые операции на ПК должны быть взяты под негласный контроль. Как можно скорее в отсутствие данного пользователя необходимо сделать резервную копию всех его файлов. Принимая во внимание, что сотрудник может изменить свои намерения и остаться, а также допуская, что просмотр вакансий мог осуществляться по просьбе знакомых, ищущих работу, нет необходимости принимать сразу явные меры безопасности.
Если сотрудник увольняется не по причине уличения в промышленном шпионаже, то перечисленные меры не должны быть чрезмерно настойчивы, дабы не оказывать негативного воздействия на психологическое состояние человека. Необходимо внушить сотруднику, что таков общий порядок, и он лично ни в чем не подозревается.
Если сотрудники увидят, что увольнение каждого пользователя ПК неразрывно связано с моральным ущербом, то пострадает общий социально-психологический климат: организация будет ассоциироваться с тюрьмой или сектой. Кроме того, нецелесообразно портить отношения со всеми увольняющимися сотрудниками: кто-то может вернуться, а кто-то - оказать помощь.
Если сотрудника увольняют, уличив в промышленном шпионаже, то процедура сопровождения остается на усмотрение службы безопасности. Задача службы управления персоналом: происходящее не должно нанести ущерб социально-психологическому климату в коллективе, а по возможности, напротив, консолидировать остальных сотрудников.
Меры по обеспечению информационной безопасности с позиций «человеческого фактора» можно рассматривать в качестве щита от воровства информации как специфического ресурса, имеющего значительную ценность.
Воровство и мошенничество как психологическая проблема имеют и свою идеологию: «в России воруют все». С некоторыми вариациями это суждение существует уже столетия. В чем же конкретно проявляется тяжелая наследственность российской ментальности?
Психологически человек не готов различать свое и чужое (детская установка: «поделись или ты жадина-говядина»).
В сознании людей закон не воспринимается как объективная реальность: (установка: «закон, что дышло, куда повернул — туда и вышло»).
Возможность заработать воспринимается людьми как возможность украсть (установка: «кто смел, тот и съел»).
Наличие отраслей, в которых воровство традиционно негласно входит в систему оплаты труда (установка: «работать на кухне и не воровать?»).
Различают такие формы воровства, как:
индивидуальное воровство, в основе генетический код и ощущение анонимности, самооправдание (все воруют);
коллективное воровство, в основе идеология восстановления социальной справедливости (экспроприация экспроприаторов).
Наиболее эффективно противодействовать этому можно, только учитывая такой фактор, как экономическое поведение работника.
Экономическое поведение - это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, при котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. В основе экономического поведения лежат ценностные ориентации людей (деньги, статус, роль, идеалы).
На экономическое поведение оказывают влияние различные факторы: технический уровень производства, организация, нормирование, оплата и условия труда, удовлетворенность трудом, морально-психологический климат в коллективе, образовательный и культурный уровень работника, характер общественно-политической активности в обществе и рабочей группе.
Различают четыре стратегии экономического поведения:
минимум труда - минимум дохода,
минимум труда - максимум дохода,
максимум труда - гарантированный доход,
максимум труда - максимум дохода.
Поведение человека в рамках одной стратегии регулируется исключительно его мотивами. Переход от одной стратегии к другой регулируется системой стимулов. Исключение - стратегия «максимум труда — максимум дохода», где поведение человека определяется стимулами. Стратегия «минимум труда — минимум дохода», возникая, как вынужденная реакция человека на ситуацию, формирует у работника чувства «внутреннего увольнения», подавленности, способствует становлению терминаторного, то есть разрушительного поведения.
Рекомендации по профилактике воровства в организации.
Создать сильную корпоративную культуру организации (отношения, социальные приоритеты, мораль в организации). Если сформирована «критическая масса» работников, то новички попадают в систему самовоспроизводящегося общественного сознания.
Создать эффективную систему контроля, отвечающую следующим требованиям: регулярность и систематичность, персональная ответственность работников. Условие — контроль рассматривать, как помощь людям в борьбе с искушением украсть.
В качестве профилактических средств периодически вызывать у работников синдромы «чувства вины», «чувства благодарности», играя роль строгого начальника или начальника-спасителя.
Быть разборчивым в производственных связях. Утверждение «свои не украдут» достаточно спорно.
Могут быть сформулированы и общие правила стимулирования, обеспечивающие безопасное поведение персонала:
доступность (я тоже могу заработать не меньше!);
ощутимость (премия не менее 20 % к окладу, оклад больше возможного ущерба от воровства);
минимальный разрыв между результатами и оплатой по времени (недостаток стимулирования восполняется воровством);
сочетание стимулов и мер наказания;
сочетание материальных, социальных и психологических стимулов.
Превентивные действия службы управления персоналом:
гибкая организационная структура «под задачи» организации: лишние подразделения следует ликвидировать, перераспределив и частично уволив сотрудников;
определение приоритетов в развитии персонала и реализация функций управления ими;
ежегодная аттестация персонала предприятия;
систематический пересмотр «Положений о подразделениях» и «Должностных инструкций» с целью их совершенствования в соответствии с изменениями в разделении и организации труда, а также в связи с изменениями уровня профессионализма самих работников;
разработка компенсационных пакетов (размера, структуры, соотношения различных форм вознаграждения работникам) с ориентацией на конечные результаты, значимые для организации (например, система сквозных показателей), и с учетом индикации;
разработка системы мер профилактики противоправного поведения сотрудников, в том числе и на случаи возникновения объективных причин к снижению уровня преданности фирме, например, при угрозе увольнения (здесь речь идет о защите конфиденциальной информации, включая соответствующие положения в трудовых соглашениях, и мерах против мошенничества, включая внутренний аудит);
постоянное информирование сотрудников о состоянии рынка товаров и услуг, на котором действует организация, формирование рыночного мышления, обеспечение причастности к проблемам организации.
Также могут быть приняты превентивные меры, начиная с момента поступления работника на работу, на случай снижения деловой активности фирмы и необходимости проводить сокращение работников, хотя эти меры не способствуют формированию у работника преданности фирме и увязке его жизненных целей с целями фирмы. К таким мерам относятся: заключения срочного трудового договора, заключение договора о сохранении коммерческой тайны, конфиденциальной информации, служебной тайны, о материальной ответственности, ознакомление под расписку с должностной инструкцией (для руководителей подразделений - еще и с Положением о данном подразделении), Правилами трудового распорядка, Положением об оплате и стимулировании труда, Коллективным договором (если таковой имеется), специальные меры в случае необходимости увольнения.

Брендовые аспекты информационной безопасности

Результаты недавнего исследования Совета директоров по маркетингу (Chief Marketing Officer Council) США свидетельствуют о том, что в условиях цифрового информационного рынка специалисты в области маркетинга не в состоянии поспеть за развитием финансовых, потребительских и брендовых аспектов информационной безопасности (ИБ)
По заключению аналитиков Совета директоров по маркетингу, в условиях повышенной потребительской «чувствительности», контроля со стороны СМИ и общественной осведомленности о повышении роли обеспечения безопасности во всех секторах экономики компании должны прилагать все больше усилий по развитию плана аварийных мероприятий, а также стратегий развития брендов для управления и рисками и возможностями в области безопасности.
Исследование «Безопасность как уровень доверия к бренду: обеспечение безопасности и целостности информации влияет на корпоративные бренды» показало, что вопросы информационной безопасности (особенно нарушение защиты информации и потеря клиентских данных) оказывают ощутимое воздействие на изменение уровня рыночной стоимости активов компании, производственной деятельности, доверия и лояльности заказчика и репутации бренда. Аналитики делают вывод о том, что специалисты по маркетингу и бренд-менеджеры должны усилить свою роль в области обеспечения безопасности в своих компаниях. Однако многие организации не спешат приступать к внедрению планов на случай возникновения риска, а также использованию новых средств маркетинговой подачи компании и бренда, имеющих отношение к вопросам безопасности.
Рассмотрим некоторые результаты исследования.
1. Большинство специалистов по маркетингу и руководителей компаний подчеркивают, что вопросы безопасности приобретают приоритетное значение как для самих организаций, так и для их клиентов. Тем не менее, лишь 29% маркетологов сообщают о том, что в их компаниях имеется четкий план по восстановлению работоспособности информационной инфраструктуры предприятия после сбоя ИБ. Налицо противоречие: хотя 60% специалистов по маркетингу считают, что должная защита корпоративной информации позволяет оградить бренд от возможных угроз его развитию, 60% также говорят, что обеспечение безопасности до сих пор не приобрело достаточного значения в маркетинговых коммуникациях.
* 65% клиентов признались, что когда-то сталкивались с проблемами компьютерной безопасности. Более половины респондентов уверены, что, скорее всего, в случае утечки личных данных прекратят отношения с компанией, услугами которой они пользуются.
*Происшествия, связанные с нарушением ИБ, напрямую воздействуют на состояние курса акций компаний. В случае сообщения о нарушении защиты корпоративной базы данных стоимость акций компании падает в среднем от 0,63 до 2,1%, что равноценно падению рыночной стоимости компании от 860 млн до 1,65 млрд долларов при каждом инциденте.
*27% маркетологов не знают о наличии в компании плана действий на случай нарушении ИБ. Напротив, 49% руководителей компаний осведомлены о наличии подобного плана, что свидетельствует о возможной разобщенности сотрудников компании на разных уровнях. Чуть более половины опрошенных маркетологов считают, что связь между ИБ и доверием к бренду в будущем будет только крепнуть. Тем не менее, согласно результатам исследования, в то время как ряд компаний учитывают вопросы безопасности ИБ в своей деятельности, слишком многие пускают ситуацию на самотек, подвергая тем самым риску доверие к бренду и стоимость бизнеса.
Выделяют три важных действия по сохранению и развитию доверия к бренду:
1)профилактика - использование надлежащих технологий и мер безопасности для предотвращения нарушения ИБ;
2)локализация кризиса - в случае нарушения ИБ компания должна быть готова честно и открыто проинформировать об этом своих клиентов, бизнес-партнеров, акционеров, а также СМИ, тем самым смягчив удар собственномубренду;
3)возмещение убытков - компания должна иметь план помощи жертвам инцидента (своим клиентам и партнерам) - финансовой или в виде оказания бесплатных услуг.
Наиболее ценные активы компании - это ее репутация и способность поддерживать лояльность клиентов. А нарушение ИБ компании и огласка произошедшего в СМИ может поставить это доверие под угрозу. Те компании, которые способны эффективно поддерживать свою репутацию, имеют больше шансов привлекать новых клиентов и сохранять имеющихся.

Заключение

Информация становится одним из главных активов современных компаний, влияние информационных технологий на текущие бизнес-процессы постоянно растет, растут и требования к уровню защищенности информационных систем, сохранности и доступности данных.
Значение защиты информации определяется не только в системе информационной безопасности, но и в системе национальной безопасности. Цели защиты информации для государства, общества и отдельных личностей различна. Они в конечном итоге дополняют друг друга и каждый из субъектов объективно заинтересован в защите информации других субъектов.  В различных сферах деятельности политической, экономической, военной, социальной интересы всех субъектов должны или совпадать или дополнять друг друга. С учетом этого значения защиту информации следует рассматривать с привязкой не к субъектам, а к сферам деятельности независимо от того ко всем или одному  субъекту относится эти сферы деятельности.
Меры обеспечения сохранности и защиты информации в государственной организации, на предприятии или фирме различаются по своим масштабам и формам. Они зависят от производственных, финансовых и других возможностей фирмы, от количества охраняемых на нем секретов и их значимости. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять по принципу экономической целесообразности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», поскольку чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли или привести к непоправимым убыткам. Отсутствие у руководителей предприятий четкого представления об условиях, способствующих утечке конфиденциальной информации, приводят к ее несанкционированному распространению.
Поэтому, чтобы быть уверенным в своей безопасности, необходимо найти серьезную фирму с хорошей репутацией и платить ей столько, сколько действительно стоит такая работа. Безопасность — это продукт тяжелой работы, хорошего планирования и здравомыслия.

Список литературы

Дейнека О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2005.
Дубейковская Я. С. Стоп. Кадры! Управление персоналом для умных. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005.
Родичев Ю. Информационная безопасность: Нормативно-правовые аспекты. СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
Ушанков В. А. Становление информационной системы: ценностные характеристики / Проблемы современной экономики, № 3/4, 2002.
Черкасов В. Н. Бизнес и безопасность. Комплексный подход. М.: Армада-пресс, 2001.
Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. М.: ДМК Пресс, 2008. — 544 с. 
Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты. — М.: Книжный мир, 2009. — 352 с. 
 
Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. М.: ДМК Пресс, 2008. — 544 с.
Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты. — М.: Книжный мир, 2009. — 352 с.
Дейнека О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2005.
Родичев Ю. Информационная безопасность: Нормативно-правовые аспекты. СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
Дубейковская Я. С. Стоп. Кадры! Управление персоналом для умных. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005.
Черкасов В. Н. Бизнес и безопасность. Комплексный подход. М.: Армада-пресс, 2001.
Ушанков В. А. Становление информационной системы: ценностные характеристики / Проблемы современной экономики, № 3/4, 2002.









28

Список литературы

1.Дейнека О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2005.
2.Дубейковская Я. С. Стоп. Кадры! Управление персоналом для ум-ных. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005.
3.Родичев Ю. Информационная безопасность: Нормативно-правовые аспекты. СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
4.Ушанков В. А. Становление информационной системы: ценностные характеристики / Проблемы современной экономики, № 3/4, 2002.
5.Черкасов В. Н. Бизнес и безопасность. Комплексный подход. М.: Армада-пресс, 2001.
6.Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. М.: ДМК Пресс, 2008. — 544 с.
7.Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоре-тические основы. Практические аспекты. — М.: Книжный мир, 2009. — 352 с.

Вопрос-ответ:

Какие исторические аспекты привели к возникновению и развитию информационной безопасности?

Информационная безопасность стала актуальной проблемой с появлением компьютерной техники и расширением использования интернета. Развитие технологий и повышение уровня преступности в сфере информационных технологий потребовала усовершенствования систем защиты информации.

Какие законодательные аспекты связаны с информационной безопасностью?

В разных странах существуют законы, регулирующие область информационной безопасности. Они определяют ответственность за нарушение безопасности информации, правила защиты персональных данных, наказания за хакерские атаки и другие правила и требования.

Какие организационные аспекты связаны с информационной безопасностью?

Организационные аспекты информационной безопасности включают в себя создание политики безопасности, разработку процедур использования информационных ресурсов, обучение сотрудников основам безопасности, контроль доступа к информации и управление рисками.

Какие физические аспекты имеют отношение к информационной безопасности?

Физические аспекты информационной безопасности включают защиту серверов и компьютеров от несанкционированного доступа, создание безопасных центров обработки данных, контроль и ограничение доступа к помещениям с конфиденциальной информацией.

Какие психологические аспекты связаны с информационной безопасностью организации?

Психологические аспекты информационной безопасности связаны с мотивацией и поведением сотрудников. Организации часто проводят тренинги и обучение сотрудников, чтобы научить их определять и предотвращать угрозы информационной безопасности, а также прививать им чувство ответственности за безопасность данных.

Какие исторические аспекты легли в основу возникновения и развития информационной безопасности?

История информационной безопасности начинается с появления компьютеров и развития информационных технологий во второй половине XX века. Самые первые проблемы безопасности были связаны с несанкционированным доступом к данным, взломами и вирусами. Затем потребовалось введение законодательных механизмов для регулирования информационной безопасности, а также организационных, физических и психологических аспектов, чтобы обеспечить надежную защиту информации.

Какие законодательные аспекты связаны с информационной безопасностью?

Законы и нормативные акты, связанные с информационной безопасностью, регламентируют использование информационных технологий, защиту персональных данных, борьбу с киберпреступностью, ответственность за нарушения информационной безопасности и многое другое. Они направлены на создание правовой базы для обеспечения безопасности информации и защиты от угроз, связанных с использованием информационных технологий.

Какие организационные аспекты важны для обеспечения информационной безопасности?

Организационные аспекты информационной безопасности включают разработку политики безопасности, обучение и осведомленность сотрудников, установку и настройку систем защиты, регулярную проверку и аудит информационных систем, обеспечение контроля и ответственности за безопасность информации. Они направлены на создание структуры и механизмов, необходимых для эффективной защиты информации в организации.

Какие физические аспекты имеют значение для обеспечения информационной безопасности?

Физические аспекты информационной безопасности включают физическую защиту серверных комнат и центров обработки данных, установку систем контроля доступа и видеонаблюдения, защиту компьютеров от физического доступа и уничтожение конфиденциальных данных. Они направлены на предотвращение несанкционированного доступа к информации и уничтожение данных после их использования.

Какие исторические аспекты связаны с возникновением информационной безопасности?

Исторические аспекты возникновения информационной безопасности связаны с развитием компьютерных технологий и распространением интернета. В начале информационной эры, проблемы безопасности связаны были в основном с хранением документов и физической защитой информации. Однако с развитием компьютеров и Интернета, информационная безопасность стала актуальной и важной задачей для организаций и государств.

Какие законодательные аспекты связаны с информационной безопасностью?

Законодательные аспекты информационной безопасности определяют правила и нормы, которые регулируют использование и защиту информации. В разных странах существуют различные законы, касающиеся информационной безопасности. Например, в России действует Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который устанавливает требования к защите информационных систем и персональных данных.

Какие организационные и физические аспекты важны для обеспечения информационной безопасности?

Организационные аспекты информационной безопасности включают в себя разработку политики безопасности, проведение аудитов и контроль за доступом к информации. Физические аспекты связаны с обеспечением физической защиты информационных ресурсов, таких как серверные комнаты, центры обработки данных и компьютеры. Это может включать использование систем видеонаблюдения, контроля доступа и физической охраны.