психологические особенности восприятия времени

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 13.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава I. Время в психологии 5
1.1 Определение понятия времени в психологии 5
1.2 Особенности и характеристики времени 9
Глава II. Психологические особенности восприятия времени 14
2.1. Особенности восприятия времени 14
2.2. Психоэмоциональное чувство времени 16
2.3. Компетентность и время в поведении человека 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Такая степень восприятия чувства времени может содержать разнообразное описание, данное личностью и содержать в себе субъективные характеристики. Меньшей точностью характеризуется чувство времени с словесной оценке при попытке воспроизведения порогов события или явления, то есть человеку трудно определить, когда именно наступило и завершилось событие или явление, если он в процессе не обладал дополнительным источником информации о хронометраже или измерении времени. Такая особенность обуславливается тем, что человек полагается исключительно на свои субъективные представления, основанные на предыдущем опыте и смысловой ориентации о представлении течении времени, которые лишь условно предполагают учет эталонного исчисления времени, который базируется на предыдущем опыте, опыте столкновения или преодоления аналогичных событий, то есть опять на субъективном представлении, что вполне может выступать парадоксальностью восприятия и реального хронометража. Оценить определенный период или этап, применить к нему систему измерения, основанную на внутреннем представлении и учете опыта, пытаясь соотнести его с реальным объективным течением времени возможно только при вовлечении в эти процессы расчета когнитивного самоопределения в сочетании с сензитивным и осязательным восприятием, то есть анализаторов физиологических, что вызывает определенные затруднения, так как внутреннего хронометража, склонного к эталонному и реальному, в организме и психологии человека не имеется, и является по-прежнему субъективным процессом, лишь частично полагающимся на таковой эталон. Свойством, отличающим измерение времени и его чувства, таким образом, выступает система действующих анализаторов организма., имеющих физиологическую основу взаимодействия центральной нервной системы и особенностями реагирования на происходящее корой головного мозга[20]. Обладая способностью к аналитическому и критическому мышлению, каждый человек будет иметь разную степень и уровень чувства времени, и его оценивание, которое никак не связано с ориентированием в пространстве. Способность человека управлять временем не возникает, как проблематика, так как ни в одной из наук и системе знаний не предполагается такой возможности. Но субъективно чувство времени подчиненно условиям и процессам физиологического и биологического определения человека, как действующего организма, следовательно, вполне возможно рассчитывать время и использовать его в своих интересах, опираясь на объективный хронометраж. Личность, обладающей таким свойством, как способной определения своих действие и их периодизации с учетом объективного хронометража, называют – пунктуальной. Такое свойство имеет возможность получать свое развитие, если личность определяет ее потенциал, как качественный для себя. Пунктуальностью называют свойства и качества человека, определяющих способность ориентироваться в соотношении пространства и времени с целью достижения поставленных целей и имеющейся мотивации. Пунктуальности свойственна аккуратность и систематичность действий, а также некоторая степень тревожности, определяющей высокое качество результата, но не всегда имеющей патологического потенциала. Пунктуальность выражается: - в самоконтроле, осознанном и неосознанном, но направленном на результативность деятельности и имеющихся возможностей. - в соблюдении режима и последовательности направленных действий, с целью организации возможностей, созданию для этого условий и использованию текущей событийностью. - в смысловых и ценностных ориентирах, опирающихся на долгосрочную перспективу и понимания взаимосвязи последовательности событий и результатов, а также использовании этих звеньев в построении глобальной конструкции жизнеориентации человека. Для приобретения и развития пунктуальности необходимо определение времени, как ценностной ориентации, определяющей степень смысловой нагрузки и обеспечения процессов жизнедеятельности. Чаще всего пунктуальность возникает в системе воспитательного и педагогического отношения к ребенку со стороны родителей и педагогов, ставящих перед собой целью воспитание полноценной личности, и прививая соответствующие ценности, в системе координат которых существует представление формулы «мотив – причина – действие – результат». Участие самодисциплины и определения стиля своего поведения на почве смысложизненных ориентаций и целеполагания являются ключевыми в определении пунктуальности, как качества личности[18, 149 с.]. Пунктуальность, как проявляемое свойство, определяется осознанным полаганием цели и побуждающим мотивом к достижению результата, а следовательно, определением чувства времени внутри этой конструкции в формате ведущего фактора обеспечения. Компетентность и время в поведении человекаКомпетентность определяется свойством человека, включающим в себя способность ориентировать во времени и пространстве с учетом имеющегося опыта и возможностей, без выраженной концентрации на предыдущем опыте и возникновению ситуативной тревожности о предположительном результате, концентрируясь на происходящем, подчеркивая тем самым его приоритетность и актуальность для личности. Полагается, что личность, обладающая компетентностью, имеет свойство критического и аналитического восприятия, выражающих свою совокупность в перфекционизме, как индивидуальномпроявлении личностной характеристики. В том числе, полагается, что такая способность личности, склонной к перфекционизму и компетентности, может оценивать и воспринимать причинно-следственные связи прошлого с текущими событиями в установке и определения долгосрочной перспективы типа деятельности, процесса или событий предстоящих, и более рационально формировать выбор и этапность деятельности [10].Способность определения планирования и этапности деятельности в соотношении с более вероятным результатом по факту исполнения поставленных задач называются компетентностью, которая может распространятся в широком смысле для профессиональной самореализации, и в частном порядке в виду текущих потребностей самоактуализации. Стремление к самоактуалиизации для разрешения очередности и приоритетности задач считается возможностью объективного представления о времени с субъективным. Компетентность подразумевает достаточно острое восприятие критическое и аналитическое в рассмотрении иной субъективной точки зрения, и определения ее приоритетности или значимости восприятием во времени в долгосрочной и краткосрочной перспективе[6]. Тревожность, стереотипность поведения субъективные представления о возможном развитие событий и его представлении, вносят в компетентность степень самоактуализации с прямым взаимодействием с чувством времени, когда при нарастающем отрицательном значении эмоций, возникает неспособность организовать свою деятельность в объективном течении времени с субъективном проявлении интересов. Объективность восприятия подразумевает в том числе способность толерантного отношения к иному субъективному мнению и исключению конфронтации в этой связи, как источнику иного субъективного мнения, имеющего право на существование и возможность реализации, не обусловленную количественными и фактическими барьерами социального взаимодействия.Компетентность подразумевает причинно-следственную связь во времени между прошлыми событиями, текущими событиями и явлениями, и возможными будущими перспективами развития, стагнации или ликвидации имеющейся проблематики с максимально возможным сосредоточением на ее разрешении. Некомпетентность подразумевает актуализацию прошлых событий и тревожный перенос полученного опыта на будущие события, при которых повышается уровень отрицательных эмоций и переживаний. Тревожность и стереотипность такого поведения оказывают влияние на самоактуализацию, которая в свою очередь может сформировать неадекватное мировосприятие текущих событий[10, 13, 16]. Преобладание критического мышления при самоактуализации и адекватное мировосприятие способно оказывать положительное влияние на компетентность, в том числе способствуя различию реальных и мнимых ожиданий при использовании своего потенциала и возможностей. То есть, компетентность участвует в процессе формирования целостной адекватной личности, воздействуя в том числе на ее мировосприятие и определение в выборе деятельности в повседневной жизни. ЗаключениеВремя является неотъемлемой частью существования и бытия, как основа установления порядка и общей координации деятельности человека, имеющая и подчиненная законам хронометрии и системе исчисления. Периодом отсчета времени, определяемым человеком, может считаться начало и конец какого-либо процесса, явления или события, которое может начинаться и заканчиваться в понимании и восприятии человека его субъективным представлением о ходе времени. Любая деятельность или процесс, событие, явление определены во времени и имеют хронометрическое отражение начала и конца. Восприятие времени человеком является его субъективным отражением и представлением о действительности и времени, а также о последовательности и причинно-следственных связей. Время в восприятии человека определяется динамичным процессом, которому свойственно в субъективном представлении замедляться и ускоряться в зависимости от психоэмоционального и общего развития личности, включающие в себя ценностные представления личности и функциональность организма, в частности – нервной системы. Восприятие времени может сопровождаться положительными и отрицательными эмоциями в ожидании тех или иных событий. Восприятие длительности времени сформировано на внутренних ощущениях и эмоциях, и возможно без использования дополнительных хронометрических средств, формируя более конструкционное чувство времени. Чувство времени обладает представлениями о темпе и ритме времени и событийности. Компетентность во времени выражается в способности оценивать происходящие события, явления и процессы, концентрируясь на их текущей актуальности и значимости, без сопроводительной ситуативной тревожности о предстоящем результате и прошлом опыте, который может на этот результат повлиять. При этом сама компетентность, как явление и процесс, способна оказывать на человека положительное воздействие для формирования целостности личности. Список используемой литературыАбульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. - М, 1998 – 89-92 с. Багрова Н. Д. Фактор времени в восприятии человеком. – М, 1998 – 123 с.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопов в романе.// Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, 234-407 с.Балашова Е. Ю. Восприятие времени и некоторые методические возможности его изучения в клинико-психологических исследованиях // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6, № 2. 97–108 с.Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М., МПСИ, 1997 – 208-226 с.Болотова А.К. Психология организации времени. – М., 2006, 132-144 с.Вороненко И. Н. Особенности воспроизведения временных отрезков и интервалов у студентов с различным типом вегетативной регуляции и уровнем тревожности :автореф. дис. … канд. пед. паук. Ставрополь, 2005. 14 с.Горностай П. П. Чувство времени и скорость двигательной реакции. - М, 2003г, 74-92 с.Зинченко, В. П. (2001) Время — действующее лицо // Вопросы психологии. №6. С. 36–54. К теории субъективных времен. Выведение метода из теории [Электронный ресурс] // Ла% бораториятемпометрии. URL: http://tempometry.ru/cntnt/rus/left%column%rus/teoriya%subek% tivnih%vremen%vived.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.05.2024).Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии, 1991, № 2.Ковалев В.И. "Категория времени в психологии (личностный аспект)". Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л. И. Анциферовой. // М.: Наука, 2008, 65-89 с.Мелехин, А. И. (2013) Исследования времени в отечественной психологии: наследие и пер% спективы [Электронный ресурс] // Институт исследований природы времени. 3 февраля. URL: http://chronos.msu.ru/old/RREPORTS/melehin_issledovaniya_vremeni.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.05.2024)Мельникова С. Л., Мельников В. В. Показатели индивидуального восприятия времени как характеристика общего состояния организма // Вестник новых медицинских технологий. 2002. № 2., 20–23 с.Ольсен Г. - О циклической и линейной концепциях времени в трактовке античной и раннесредневековой истории/Цивилизации. Вып. 2. –М.: Наука. –1993. –237 с.Полухина О.Н. О некоторых способах выражения концепта «время» в клинической терминологии // Научные и методические проблемы медицинской терминологии. – М., 2003.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер»: ил. – (Серия «Мастера психологии»), 2000, 712 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»), 266-267 с.Рубинштейн, С. Л. (2012) Человек и мир. СПб. : Питер. 224 с.Чилигина Ю. А. Влияние экзаменационного стресса на субъективную оценку времени у студентов-первокурсников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2015. № 4(122), 257–262 с.Чувство времени//Загадки сознания. От 27.04.2009г. http://brainmystery.ru/chuvstvo-vremeni/

1. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. - М, 1998 – 89-92 с.
2. Багрова Н. Д. Фактор времени в восприятии человеком. – М, 1998 – 123 с.
3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопов в романе.// Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, 234-407 с.
4. Балашова Е. Ю. Восприятие времени и некоторые методические возможности его изучения в клинико-психологических исследованиях // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6, № 2. 97–108 с.
5. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М., МПСИ, 1997 – 208-226 с.
6. Болотова А.К. Психология организации времени. – М., 2006, 132-144 с.
7. Вороненко И. Н. Особенности воспроизведения временных отрезков и интервалов у студентов с различным типом вегетативной регуляции и уровнем тревожности : автореф. дис. … канд. пед. паук. Ставрополь, 2005. 14 с.
8. Горностай П. П. Чувство времени и скорость двигательной реакции. - М, 2003г, 74-92 с.
9. Зинченко, В. П. (2001) Время — действующее лицо // Вопросы психологии. №6. С. 36–54. К теории субъективных времен. Выведение метода из теории [Электронный ресурс] // Ла% боратория темпометрии. URL: http://tempometry.ru/cntnt/rus/left%column%rus/teoriya%subek% tivnih%vremen%vived.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.05.2024).
10. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии, 1991, № 2.
11. Ковалев В.И. "Категория времени в психологии (личностный аспект)". Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л. И. Анциферовой. // М.: Наука, 2008, 65-89 с.
12. Мелехин, А. И. (2013) Исследования времени в отечественной психологии: наследие и пер% спективы [Электронный ресурс] // Институт исследований природы времени. 3 февраля. URL: http://chronos.msu.ru/old/RREPORTS/melehin_issledovaniya_vremeni.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.05.2024)
13. Мельникова С. Л., Мельников В. В. Показатели индивидуального восприятия времени как характеристика общего состояния организма // Вестник новых медицинских технологий. 2002. № 2., 20–23 с.
14. Ольсен Г. - О циклической и линейной концепциях времени в трактовке античной и раннесредневековой истории/Цивилизации. Вып. 2. –М.: Наука. –1993. –237 с.
15. Полухина О.Н. О некоторых способах выражения концепта «время» в клинической терминологии // Научные и методические проблемы медицинской терминологии. – М., 2003.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер»: ил. – (Серия «Мастера психологии»), 2000, 712 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»), 266-267 с.
18. Рубинштейн, С. Л. (2012) Человек и мир. СПб. : Питер. 224 с.
19. Чилигина Ю. А. Влияние экзаменационного стресса на субъективную оценку времени у студентов-первокурсников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2015. № 4(122), 257–262 с.
20. Чувство времени//Загадки сознания. От 27.04.2009г. http://brainmystery.ru/chuvstvo-vremeni/