Разговорная речь современных подростков
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 22.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты изучения разговорной речи молодежи 7
1.1 Понятие о молодежном социолекте как об отдельном варианте языка ….......7
1.2. Основные функции языка молодежи …............................................................15
1.3. Основные лингвистические особенности сленга современных подростков 17
Глава 2. Разговорная речь подростков в различных ситуациях общения 25
2.1. Особенности коммуникации подростков со сверстниками …........................25
2.2. Особенности коммуникации подростков со взрослыми ….............................38
2.3 Особенности репрезентации речи молодежи в произведениях массовой культуры (на примере сериала «Слово пацана») …................................................40
2.4 Иноязычные заимствования в речи молодежи и их лингвистические характеристики (на примере речевых особенностей сообществ поклонников аниме, манги и дорам) …...........................................................................................43
Глава 3. Практическое применение результатов исследования молодежной речи 47
3.1 Возможности лингводидактического использования результатов изучения речи молодежи ….......................................................................................................47
3.2 Проблема повышения грамотности и культуры речи в свете изучения молодежных жаргонов и сленгов ….........................................................................52
3.3 Некоторые практические методы и методики повышения культуры речи молодежи …................................................................................................................55
Заключение 60
Список использованной литературы 64
п. лексики может негативно сказываться на коммуникации молодых людей как между собой, так и с представителями старшего поколения. Помимо коммуникативных неудач и недопонимания при передаче информации здесь важен еще и эмоциональный аспект: речь, перенасыщенная жаргонизмами, просторечиями, обсценными выражениями, звучит некрасиво и агрессивно. Это также может затруднять установление контакта между участниками коммуникации, что негативно сказывается на самом процессе общения.
Также в третьей главе предметом обсуждения стала культура речи и основные методы ее повышения и развития, а также некоторые проблемы, связанные с этим. Для повышения культуры речи молодежи можно использовать различные методы и способы, которые могут быть как основаны на цифровых технологиях, так и принадлежать к более традиционному кругу средств обучения. Важно показать учащимся, что разговорная речь, жаргоны и сленги не являются «испорченным» вариантом языка, а органично встраиваются в систему современного русского языка, формируя особые языковые варианты, отличные от литературной нормы. Знание таких форм существования языка необходимо для тех, кто желает связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с филологией и лингвистикой, и будет полезно для тех учащихся неязыковых специальностей для расширения их лингвистического кругозора и повышения лингвистических компетенций.
Мы полагаем, что нужно обучать молодежь не только и не столько культуре речи, но также и представлениям о коммуникативной уместности употребления тех или иных вариантов языка. Так, нужно давать им понять, что употребление жаргонизмов или сленгизмов в некоторых модусах коммуникации является неуместным. Вместе с тем, в некоторых случаях употребление жаргонизмов и сленгизмов допустимо в художественных произведениях, например, для раскрытия образов персонажей или для создания их речевого портрета. Мера допустимости использования единиц литературного языка и внелитературного варианта языка определяется не только языковым вкусом и принципами культуры речи, но также и прагматической уместностью, а кроме того и общей направленностью коммуникации и ее интенцией.
Таким образом, разговорная речь современной молодежи представляет собой комплексный лингвистический феномен, который обладает существенным лингводидактическим потенциалом, а также и научным значением в качестве объекта лингвистического исследования. По этой причине его изучение и лингвистический анализ представляется важной задачей, которая решается в современном языкознании.
Я благодарю вас за внимание и буду рада ответить на ваши вопросы, замечания и комментарии!
1. Арапов М. В. Сленг // Лингвистический энциклопедический словарь. – Москва: «Советская энциклопедия», 1990. – С. 461.
2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. стереотип. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 576 с.
3. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. – 1995. – №1. – С. 37-67.
4. Беликов В. И., Крысин Л.П. Социолингвистика. – Москва: РГГУ, 2001. – 439 с.
5. Береговская Э. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. – 1996. – № 3. – С. 32-41.
6. Буйлова Н.Н. Классификация лексем аниме-сленга (на основе материалов русскоязычных форумов) // Lingua Mobilis. – 2013. – № 5(44). – С. 79-85.
7. Быков В. Русская феня. Словарь современного интержаргона асоциальных элементов. – Смоленск : ТРАСТ-ИМАКОМ, 1993. – 224 с.
8. Быкова К. В. Демонстрация субкультурной идентичности на примере молодёжной субкультуры аниме // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования.—Екатеринбург, 2015. – 2015. – С. 59-67.
9. Велим Е. С. Употребление молодежного сленга в современном дискурсе // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». – 2014. – №1. – С. 162–165.
10. Даниленко В. П. Введение в языкознание: курс лекций. – Москва: Флинта: Наука, 2010. – 288 с.
11. Долинин К. А. Стилистика французского языка: учеб. пособие. – Ленинград: «Просвещение», 1978. – 344 с.
12. Журавлев, В. К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. – Изд. стереотип. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. – 336 с.
13. Ибатуллина Ю. Н. Японское заимствование «ня»: основные сферы функционирования и аспекты изучения / Ю. Н. Ибатуллина // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения: Материалы XXXIX научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Миасс, 24 апреля 2015 года. – Под редакцией А. Г. Бент. – ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Миасский филиал. – Миасс: Геотур, 2015. – С. 288-292
14. Иванова М. В. Расширение литературной нормы и его исторические основания // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2017. – Т. 8. – №1. – С. 124-129.
15. Иваницкий В. Л. Изменение норм языка СМИ под воздействием фирмы масс-медиа // Медиаскоп: электронный научный журнал. – 2011. – №1. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/743 (дата обращения 01.04.2023)
16. Клещина Н. Н. Трансформация русского языка и речи в условиях сетевого общества // Власть. – 2016. – Том 24. – № 11. – С. 56-59.
17. Лавренова В. С. Сленг как объект изучения лингвистики // Восточнославянские языки и литературы в европейском контексте – VI. Сборник научных статей VІ Международной научной конференции. Под редакцией Е. Е. Иванова. – Могилев: Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, 2020. – С. 285–288.
18. Левикова С. И. Молодежный сленг как своеобразный способ вербализации бытия // Бытие и язык. – Новосибирск, 2004. – Текст : электронный // Русский филологический портал : [сайт]. – URL: http://www.philology.ru/linguistics2/levikova-04.htm (дата обращения 08.03.2024)
19. Лежнев С. Н. Структурно-семантические особенности англоязычного студенческого сленга // Восточнославянская филология. Языкознание. – 2015. – №1 (27). – С. 261-267.
20. Маковский М. М. Современный английский сленг: Онтология, структура, этимология. – Изд. 5-е. – Москва : ЛКИ, 2013. – 168 с.
21. Пешковский А. М. Объективная и нормативная точка зрения на язык. – Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. – 190 с.
22. Тонкова Е. Г. Речь участников уличных группировок конца xx – начала xxi века: новые возможности и перспективы изучения // Russian Linguistic Bulletin. – 2024. – № 1(49). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rech-uchastnikov-ulichnyh-gruppirovok-kontsa-xx-nachala-xxi-veka-novye-vozmozhnosti-i-perspektivy-izucheniya (дата обращения: 04.04.2024).
23. Храмов Ю. К интерпретации русского «пацан» // International Journal of Russian studies. – 2014. – No. 3/2. – Pp. 209-211.
24. Цивьян Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. – Изд. 4-е. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 280 с.
25. Щербаков А. В. Стилистические трансформации в современном русском языке // ПУШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник научных работ по итогам Международной научно-практической конференции «XXVIII Пушкинские чтения». – Москва: ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 86-92.
26. Coleman J. The life of slang. – Oxford: Oxford University Press, 2012. – 368 p.
27. Dumas B., & Lighter J. Is Slang a Word for Linguists? // American Speech. – 1978. – 53(1). – Pp. 5–17.