Основы конституционного строя как обьект безопасности государства
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 25.02.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Правовое регулирование основ конституционного строя, взаимосвязь с безопасностью государства
1.1. Основы конституционного строя – сфера безопасности государства
1.2. Законодательное обеспечение безопасности конституционного строя
2. Конституционная защита безопасности государства и конституционного строя
2.1. Конституционные гарантии обеспечения безопасности государства
2.2. Полномочия Конституционного Суда РФ по защите основ конституционного строя как объекта безопасности государства
Заключение
Библиография
Решение названных проблем возможно лишь при наличии независимого и самостоятельного органа конституционного контроля с четко определенными полномочиями, главными из которых должны стать контроль за соответствием всех законов и иных актов конституции, а также аннулирование неконституционных нормативных актов.
Конституционный Суд РФ, выступая органом государственной власти, призван быть важным инструментом в системе "сдержек и противовесов" других ветвей власти. Конституционный судебный контроль должен способствовать согласованности и скоординированности действий властей, уравновешивать их, чтобы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими либо подавить их.
Различия в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государственной власти не должны нарушать единства государственной власти. Конституционный Суд РФ с его задачами, функциями, полномочиями, осуществляя конституционный контроль, как раз и призван обеспечить это единство.
Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. Но при этом государственные органы не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь власти следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. В Постановлении от 23 апреля 2004 г. было сказано, что "парламентский контроль за исполнением федерального бюджета является неотъемлемой конституционной формой осуществления Федеральным Собранием государственной власти, одним из необходимых его полномочий как представительного и законодательного органа РФ и существенным элементом системы сдержек и противовесов в демократическом государстве, основанном на принципах господства права и разделения властей".
Конституционный Суд много раз определял параметры принципа разделения властей, самостоятельности различных органов государственной власти, пределы контрольных полномочий в отношении других органов как на уровне РФ, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Одной из основ конституционного строя в Конституции РФ названо местное самоуправление. Более того, с учетом значимости местного самоуправления как вида публичной власти в Конституции выделена самостоятельная глава, в которой определены основные принципы, характеристики данного правового института.
Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал вопросы, касающиеся местного самоуправления. Несколько раз Конституционный Суд обращался к вопросу о природе местного самоуправления. Интересные правовые позиции были сформулированы в Постановлении от 30 ноября 2000 г. Конституционный Суд установил, что из статьи 130 (ч. 1) Конституции РФ следует, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти: возможность передачи органам государственной власти полномочий по вопросам местного значения в федеральном законодательстве отсутствует. Кроме этого, Конституционный Суд признал, что контролирующий орган не должен иметь право самостоятельно определять пределы и способы контроля за местным самоуправлением. Органы государственной власти субъекта РФ не вправе принимать самостоятельные решения, прекращающие или приостанавливающие действие актов органов местного самоуправления либо влекущие невозможность применения этих актов. Делая выводы по делу, Конституционный Суд констатировал, что ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц может наступать исключительно на основании федерального закона и только по решению суда.
Основы конституционного строя характеризуют не только основные начала организации публичной власти, но и основные конституционные начала организации общества. Поэтому не менее значимой задачей органов конституционного судебного контроля в РФ является защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Данная задача выполняется Конституционным Судом при осуществлении всех его полномочий при: проверке конституционности законов и иных нормативных актов федерального и регионального уровней, договоров между государственными органами, не вступивших в силу международных договоров; разрешении споров о компетенции между органами государственной власти; рассмотрении жалоб на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина и запросов судов о проверке конституционности закона в связи с его применением в конкретном деле; официальном толковании Конституции и др. Таким образом, Конституционный Суд отстаивает права и свободы человека и гражданина не только в случаях их прямого обращения, но и при разрешении иных дел. Предметом рассмотрения со стороны Конституционного Суда были отдельные права человека и гражданина, вопросы равенства всех форм собственности, идеологическое и политическое многообразие и др.
Конституция допускает возможность ограничения конституционных прав только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и только федеральным законом. Конституционный Суд в развитие этих положений высказал несколько правовых позиций. Так, в Постановлении от 15 января 2002 г. Конституционный Суд установил, что "целью обеспечения прав других лиц может обусловливаться только устанавливаемое федеральным законом соразмерное ограничение права. Вместе с тем ни законодатель, ни правоприменитель не вправе исходить из того, что этой целью может быть оправдано какое-либо существенное нарушение права, а также отказ в его защите, поскольку тем самым фактически допускалось бы умаление права как такового".
Конституция РФ является достаточно абстрактным актом, когда отдельные положения, в том числе определяющие основы конституционного строя, не раскрывают содержание того или иного принципа. Конституционный Суд РФ является единственным органом, который вправе толковать Конституцию РФ. В результате деятельности Конституционного Суда уточняется нормативное содержание тех или иных конституционных положений, разрешаются коллизии между нормами разных по юридической силе актов, выявляется конституционно-правовой смысл норм текущего законодательства. Конституционный Суд, рассматривая самые разные дела по вопросам организации власти в государстве, по вопросам о конституционном понимании основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения гарантий, способов их защиты, устанавливает новые концептуальные подходы к пониманию конституционных основ организации публичной власти и организации самого общества.
Заключение
Таким образом, Конституция составляет прочную нормативно-правовую основу обеспечения конституционной безопасности личности, общества, государства. Процесс глубоких исторических преобразований, сопровождавший Россию на всем протяжении выработки и принятия Конституции 1993 г., выдвигает на передний план исследование Конституции как документа, впитавшего в себя всю гамму социальных отношений и противоречий в условиях политических и экономических преобразований и призванного конституционно-правовыми средствами способствовать разрешению соответствующих противоречий на качественно новых направлениях социально-экономического и политического развития российского общества и государства.
Тем не менее, приходится констатировать, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует четко разработанная система законодательного обеспечения ее конституционной безопасности. Многие вопросы в этой области законодательно еще не урегулированы, существующая нормативно-правовая база содержит пробелы в урегулировании соответствующих общественных отношений, противоречия по отношению к Конституции Российской Федерации. Многие нормативно-правовые акты по вопросам обеспечения безопасности государства содержат разный понятийный аппарат, в определенных случаях противоречат друг другу и практически не дифференцируют виды безопасности государства. Так, в частности, в настоящее время в национальном законодательстве Российской Федерации практически отсутствуют нормы, регулирующие институт вооруженного вмешательства в дела субъекта Федерации как крайней меры обеспечения конституционного порядка на территории данного субъекта Федерации и в стране в целом. Применение этих крайних мер имеет место в случае, если субъект Федерации, определенные политические силы на его территории противостоят Федерации, решая при этом прежде всего сепаратистские задачи и используя незаконные вооруженные формирования.
Библиография
Конституция РФ (принята на референдуме 12.12.1993 года). М., 1993.
Закон РФ "О безопасности" от 05.03.1992 N 2446-1. Российская газета, № 103, 06.05.1992.
Указ Президента РФ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" от 12.05.2009 N 537. Российская газета, № 88, 19.05.2009.
Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. М., 2007. – 498 c.
Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. – 784 с.
Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. – 312 с.
Бондарь Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия // Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика: Сборник статей. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2004. – 197 с.
Галузин А.Ф. Правовая безопасность и ее принципы. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008. – 208 с.
Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2002. – 312 с.
Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. М.: Издательство МГУК; Издательский дом "Друг", 2001. – 162 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008 – 417 с.
Конституционное право России: Учебник для вузов / Под ред. Кокотова А.Н., Кукушкина М.И. М.: Норма, 2008. – 544 с.
Мелешкина Т.С. К вопросу о месте Конституции в системе нормативных правовых актов страны и ее высшей юридической силе // Вопросы гуманитарных наук. 2004. N 1.
Некрасов С.И., Шульженко Ю. Конституционное право России. Курс лекций. М. Проспект, 2008. – 428 с.
Несмеянова С.Э. Основы конституционного строя Российской Федерации в решениях Конституционного Суда. Журнал конституционного правосудия, 2008, № 4.
Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями. М., 2007. – 219 с.
Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. – 287 с.
Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. – 284 c.
Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М., 2004. – 267 с.
Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. – 387 с.
Ряховская Т.И. К вопросу о роли правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам прямого действия Конституции в сфере основ конституционного строя. Государственная власть и местное самоуправление, 2008, № 6.
Чапчиков С.Ю. Конституционные гарантии обеспечения безопасности общества и государства. Конституционное и муниципальное право, 2009, № 17.
Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). М., 1993.
Закон РФ "О безопасности" от 05.03.1992 N 2446-1. Российская газета, № 103, 06.05.1992.
Мелешкина Т.С. К вопросу о месте Конституции в системе нормативных правовых актов страны и ее высшей юридической силе // Вопросы гуманитарных наук. 2004. N 1. С. 215.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 94 - 100. (Автор главы - О.Е. Кутафин.).
Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями. М., 2007. С. 74.
Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. М.: Проспект, 2008. С. 51.
Некрасов С.И., Шульженко Ю. Конституционное право России. Курс лекций. М. Проспект, 2008. С. 29.
Чапчиков С.Ю. Конституционные гарантии обеспечения безопасности общества и государства. Конституционное и муниципальное право, 2009, № 17.
Указ Президента РФ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" от 12.05.2009 N 537. Российская газета, № 88, 19.05.2009.
; Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М., 2004. Галузин А.Ф. Правовая безопасность и ее принципы. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008. С. 5 - 10.
Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. С. 17 - 20.
Бондарь Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия // Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика: Сборник статей. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2004. С. 42 - 43.
Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 1. Второе издание: Учебный курс. М.: Юристъ, 2007. С. 138 - 144.
Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. С. 39.
Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. М.: Издательство МГУК; Издательский дом "Друг", 2001. С. 59 - 60.
Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. С. 168.
Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2002. С. 72 - 88.
ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994. № 1-ФКЗ. СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
Определение Конституционного Суда от 28 декабря 1995 г. N 137-О // СПС "КонсультантПлюс".
Ряховская Т.И. К вопросу о роли правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам прямого действия Конституции в сфере основ конституционного строя. Государственная власть и местное самоуправление, 2008, № 6. С. 27.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 25. Ст. 2728.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 25. Ст. 2728.
Конституционное право России: Учебник для вузов / Под ред. Кокотова А.Н., Кукушкина М.И. М.: Норма, 2008. С, 134.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 19. Ст. 1923.
Несмеянова С.Э. Основы конституционного строя Российской Федерации в решениях Конституционного Суда. Журнал конституционного правосудия, 2008, № 4. С. 32.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 50. Ст. 4943.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 6. Ст. 626.
3
1.Конституция РФ (принята на референдуме 12.12.1993 года). М., 1993.
2.Закон РФ "О безопасности" от 05.03.1992 N 2446-1. Российская газета, № 103, 06.05.1992.
3.Указ Президента РФ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" от 12.05.2009 N 537. Российская газета, № 88, 19.05.2009.
4.Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. М., 2007. – 498 c.
5.Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. – 784 с.
6.Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. – 312 с.
7.Бондарь Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия // Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика: Сборник статей. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2004. – 197 с.
8.Галузин А.Ф. Правовая безопасность и ее принципы. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008. – 208 с.
9.Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2002. – 312 с.
10.Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. М.: Издательство МГУК; Издательский дом "Друг", 2001. – 162 с.
11.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008 – 417 с.
12.Конституционное право России: Учебник для вузов / Под ред. Кокотова А.Н., Кукушкина М.И. М.: Норма, 2008. – 544 с.
13.Мелешкина Т.С. К вопросу о месте Конституции в системе нормативных правовых актов страны и ее высшей юридической силе // Вопросы гуманитарных наук. 2004. N 1.
14.Некрасов С.И., Шульженко Ю. Конституционное право России. Курс лекций. М. Проспект, 2008. – 428 с.
15.Несмеянова С.Э. Основы конституционного строя Российской Федерации в решениях Конституционного Суда. Журнал конституционного правосудия, 2008, № 4.
16.Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями. М., 2007. – 219 с.
17.Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. – 287 с.
18.Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. – 284 c.
19.Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М., 2004. – 267 с.
20.Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. – 387 с.
21.Ряховская Т.И. К вопросу о роли правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам прямого действия Конституции в сфере основ конституционного строя. Государственная власть и местное самоуправление, 2008, № 6.
22.Чапчиков С.Ю. Конституционные гарантии обеспечения безопасности общества и государства. Конституционное и муниципальное право, 2009, № 17.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет правовое регулирование основ конституционного строя и его взаимосвязь с безопасностью государства?
Правовое регулирование основ конституционного строя направлено на обеспечение стабильности и непрерывности функционирования государства. Это позволяет создать условия для обеспечения безопасности государства, так как основы конституционного строя определяют основные принципы и структуру государственной власти, а также права и свободы граждан. Взаимосвязь между правовым регулированием основ конституционного строя и безопасностью государства заключается в том, что правовые гарантии и механизмы защиты конституционного строя способствуют укреплению государственной безопасности и предотвращению угроз внутренней и внешней безопасности.
Какие основы конституционного строя относятся к сфере безопасности государства?
Основы конституционного строя, относящиеся к сфере безопасности государства, включают в себя принципы разделения властей, правового государства, суверенитета и целостности государства, обеспечения прав и свобод граждан, гарантий конституционных прав и свобод. Эти основы формируют основу стабильного и безопасного функционирования государства.
Каким образом осуществляется законодательное обеспечение безопасности конституционного строя?
Законодательное обеспечение безопасности конституционного строя осуществляется путем принятия специальных законов и нормативных актов. Например, Конституция гарантирует права граждан и определяет структуру и функции государственных органов, а законы и иные нормативные акты детализируют правовые основы конституционного строя и устанавливают механизмы их защиты.
Каковы основы конституционного строя и как они связаны с безопасностью государства?
Основы конституционного строя включают систему государственного устройства, принципы организации государственной власти, закрепленные в конституции. Они определяют основы правового строя и функционирования государства. Связь с безопасностью государства заключается в том, что стабильность и надежность конституционного строя являются основой для обеспечения безопасности государства. Конституционные нормы и принципы способствуют созданию устойчивых институтов власти, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, а также безопасность страны в целом.
Какая роль законодательства в обеспечении безопасности конституционного строя?
Законодательное обеспечение безопасности конституционного строя включает принятие и регулирование норм, которые обеспечивают правовую защиту конституционных прав и свобод граждан, гарантируют функционирование государственных органов и институтов, а также предотвращают дестабилизацию конституционного строя и угрозы его безопасности. Законы определяют компетенцию органов государственной власти, устанавливают порядок и форму правового регулирования, а также предусматривают ответственность за нарушение конституционного строя.
Как конституционные гарантии способствуют обеспечению безопасности государства?
Конституционные гарантии обеспечивают защиту основных прав и свобод граждан, а также стабильность и надежность конституционного строя, что способствует обеспечению безопасности государства. Конституционные гарантии предусматривают механизмы правовой защиты и судебного контроля, которые позволяют гражданам отстаивать свои права и интересы, а также обжаловать незаконные действия государственных органов. Это создает условия для соблюдения законности и предотвращения возможных угроз безопасности государства.
Каково значение основ конституционного строя для безопасности государства?
Основы конституционного строя являются фундаментальными принципами и правилами, определяющими порядок управления государством и взаимодействие его органов. Стабильность конституционного строя и его соответствие принципам правового государства непосредственно влияют на безопасность государства. Принципы конституционного строя обеспечивают эффективное функционирование государственных институтов, предотвращают возможность злоупотреблений властью и обеспечивают защиту прав и свобод граждан. В этом контексте основы конституционного строя являются важным объектом безопасности государства.
Как осуществляется правовое регулирование основ конституционного строя и его взаимосвязь с безопасностью государства?
Правовое регулирование основ конституционного строя осуществляется через конституции и другие законы, которые определяют структуру и функции государственных органов, порядок принятия решений и контроля за их исполнением, гарантии прав и свобод граждан. Конституционный строй является основой правового порядка государства и определяет его безопасность. Правовое регулирование конституционного строя направлено на обеспечение стабильности и взаимодействия государственных институтов, а также на защиту прав и интересов граждан.
Какие основы конституционного строя относятся к сфере безопасности государства?
Сфера безопасности государства включает в себя такие основы конституционного строя, как принципы разделения властей, государственного устройства, закрепление прав и свобод граждан, систему государственной безопасности и другие. Разделение властей и система контрольных механизмов обеспечивают эффективность и ответственность государственных институтов, что является важным фактором для обеспечения безопасности государства. Также, закрепление прав и свобод граждан, включая права на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, обеспечивают защиту основ государства и его безопасность.
Какое значение имеет правовое регулирование основ конституционного строя и его взаимосвязь с безопасностью государства?
Правовое регулирование основ конституционного строя является основой стабильности и надежности государственной системы, а также гарантией безопасности государства. Конституционный строй определяет принципы организации и функционирования государственных органов, а также права и свободы граждан. Через законодательство осуществляется защита конституционного строя и безопасности государства, обеспечивая законность и правовую охрану основных институтов и принципов государственного строя.
В чем суть основ конституционного строя и как они связаны с сферой безопасности государства?
Основы конституционного строя представляют собой основные правовые принципы, на которых строится политическая система государства. Они включают в себя принципы разделения властей, соблюдения прав и свобод граждан, конституционную защиту, организацию выборов и механизмы контроля за исполнением законов. Сфера безопасности государства включает в себя защиту от угроз внутренней и внешней безопасности. Конституционный строй является непосредственным объектом защиты безопасности государства, так как он ставит границы политической деятельности и обеспечивает стабильность и нормальное функционирование системы власти.
Как законодательство обеспечивает безопасность конституционного строя?
Законодательство играет ключевую роль в обеспечении безопасности конституционного строя. В законах определены правовые нормы, которые обеспечивают защиту конституционных принципов, прав и свобод граждан, а также ограничивают возможность нарушения конституционного строя. Например, законы могут предусматривать ответственность за деятельность, направленную на нарушение конституционного порядка или насилие над конституционными институтами, а также устанавливать механизмы контроля и надзора за соблюдением конституционного строя.