Либерально-реформаторский курс Российской Федерации в 90-е гг. XX века: содержание реформ, проблемы, итоги
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 15.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Сущность и специфика реализации либерально-реформаторского курс Российской Федерации в 90-е гг. XX века 5
1.1. Политические реформы первого постсоветского десятилетия 5
1.2. Преобразования экономического характера 11
1.3. Социальные реформы российской власти в 90-е гг. 15
2. Итоги и последствия реформ 90-х гг. в России 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Социальная защита.Говоря о преобразованиях в области социальной защиты, стоит отметить, что главной реформой стал отказ от гарантированной занятости и социальной поддержки. В советское время государство гарантировало работу и социальные блага всем гражданам. В условиях рыночной экономики от этой модели пришлось отказаться.Социальная защита стала строиться на принципе адресности и нуждаемости, то есть помощь оказывалась не всем, а только тем, чей доход ниже прожиточного минимума. Значительная часть полномочий передана на региональный уровень, что привело к неравномерности социальной поддержки в разных регионах.Кроме того, произошло введение пособий по безработице - ранее безработица считалась преступлением, теперь же появилось пособие, но размер его был крайне низок.Можно говорить о том, что социальнаясферав90-егодысталаоднойизсамыхуязвимыхсферроссийскогообщества.Многиепроблемытогопериодаоказалисьнерешеныдоконцаипродолжаютвлиятьнасоциальноесамочувствие россиян до сих пор.Итоги и последствия реформ 90-х гг. в РоссииРеформы, проводимые в рамках нового либерального курса, в первую очередь, касались политической системы постсоветского государства. Так, конституция 1993 года заложила правовую основу для развития России как демократического государства. Документ существенно расширил полномочия президента, сделав его гарантом Конституции и главой государства. Многие положения Конституции критиковались за недостаточную четкость формулировок, противоречия и уязвимость перед произвольным толкованием.Несмотря на критику и недостатки, принятие Конституции РФ в 1993 году стало важным этапом в истории России. Она положила конец конституционному кризису, закрепила основные принципы государственного устройства и дала толчок для дальнейшего развития страны. Важно отметить, что Конституция 1993 года неоднократно подвергалась изменениям и поправкам, наиболее существенные из которых были приняты в 2020 году. Эти поправки, в частности, обнулили президентские сроки Владимира Путина, что вызвало широкую волну критики, как в России, так и за рубежом.ФедерализмвРоссии90-хгодовформировалсявусловияхглубокогополитическогоиэкономическогокризиса.Этопривелокрядупроблемипротиворечий,которыесохраняютсядосихпор.ВопросонахожденииоптимальногобалансамеждуцентромирегионамиостаетсяоднимизключевыхдляразвитияРоссии.К сложным итогам привело предоставление автономии регионам. Так, противостояниемеждуМосквойиКазаньюсталооднимизнаиболееяркихпримеров"ызаконов",происходившейвРоссиив90-егоды. "Татарстанскийкейс"показалсложностьформированияфедеративныхотношенийвРоссииинеобходимостьпоискакомпромиссныхрешений.Важноотметить,чтодоговор1994годамеждуМосквойиКазаньюнерешилвсехпроблем.Вдальнейшемоннеоднократнопересматривалсяикорректировался.Темнеменее,онсыгралважнуюрольвстабилизацииситуацииипредотвращениидальнейшейэскалацииконфликта.Экономические реформы заключались в демонтаже плановой экономики, то есть в отказе от централизованного управления и переход к рыночным отношениям, основанным на механизмах спроса и предложения. Была объявлена приватизация - массовая передача государственной собственности в частные руки, формирование класса собственников.Еще одним направлением экономических преобразований стала макроэкономическая стабилизация, иными словами, борьба с гиперинфляцией, создание стабильной денежной системы, достижение сбалансированного государственного бюджета. Результатом также стало открытие российского рынка для иностранных инвестиций, привлечение зарубежного капитала, вступление в ключевые международные экономические организации (МВФ, Всемирный банк).Критики утверждают, что либерализация цен Гайдара 1992 года была проведена слишком резко, без должной подготовки и создания конкурентной среды. Не были предусмотрены меры по защите наиболее уязвимых слоев населения от последствий скачка цен. Либерализация цен способствовала уходу части экономики в "тень". Несмотря на все негативные последствия, либерализация цен сыграла важную роль в переходе к рыночной экономике. Она уничтожила систему государственного контроля над ценами и запустила механизмы рыночного ценообразования. Однако цена, которую заплатило население за эту реформу, была очень высока.Можно говорить о том, что экономические реформы проводились слишком быстро и радикально, без учета социальных последствий. Приватизация же проходила с многочисленными нарушениями, что способствовало росту коррупции и криминализации экономики. При этом, стоит отметить, что в результате приватизации возник крупный частный сектор экономики. Приватизация также способствовала развитию конкуренции, появлению новых собственников, заинтересованных в повышении эффективности производства.С другой стороны, ваучерная приватизация привела к тому, что значительная часть населения продала свои ваучеры за бесценок, тогда как более предприимчивые и информированные граждане смогли сколотить на этом огромные состояния. Залоговые аукционы способствовали концентрации собственности в руках узкой группы олигархов, которые получили огромное влияние на экономику и политику страны. Приватизация не всегда приводила к повышению эффективности предприятий. Многие из них обанкротились или были разграблены.Приватизация усилила социальное расслоение общества и вызвала чувство несправедливости у значительной части населения. Приватизация не привела к ожидаемому экономическому росту, а напротив, сопровождалась падением производства и уровня жизни.Денежнаяреформа1995годабыласложнымипротиворечивымявлениемвисторииРоссии.Онапозволилаостановитьгиперинфляциюистабилизироватьфинансовуюсистему,ноприэтомобостриламногиесоциально-экономическиепроблемы.Дефолт 1998 года показал важность сбалансированного бюджета, контроля за государственным долгом и недопустимость финансовых пирамид. Россия слишком сильно зависела от экспорта сырьевых ресурсов, что сделало ее уязвимой перед внешними шоками. Кризис 1998 года показал, насколько важно иметь эффективную систему социальной защиты, способную смягчить удары по населению во время экономических трудностей.Экономические преобразования в России в 90-е годы были крайне противоречивым явлением. Они положили конец советской плановой экономике и создали базу для развития рыночных отношений. Однако цена, которую пришлось заплатить за эти реформы, оказалась очень высокой и отразилась на жизни нескольких поколений россиян. Социальная политика российского правительства в 90-е годы была весьма противоречивой. С одной стороны, были сделаны попытки создать новую систему социальной защиты, адаптированную к рыночной экономике. С другой стороны, нехватка ресурсов, поспешность реформ и коррупция привели к тому, что социальная сфера оказалась в глубоком кризисе, а большинство населения столкнулось с серьёзными трудностями.Таким образом, к положительным результатам реформ, проведенных в рамках либерально-реформаторского курса РФ в 90-е гг. прошлого века, можно отнести:Россия вступила напутьдемократического развития,были заложены основыгражданского общества.Сформироваласьмногопартийная система,прошли первые свободные выборы. Странавключиласьвпроцессыглобализациии сталачастью мирового сообщества. К отрицательным последствиям, в свою очередь, принято относить:Распад СССРиобвальнаяэкономическаяреформапривеликглубокомуэкономическомукризису.Резкоепадение уровня жизни,ростбезработицы,криминализации,социального неравенства.Обострениемежнациональныхконфликтов,ростсепаратистскихнастроений.ОслаблениемеждународныхпозицийРоссии.Стоит также отметить тот факт, что реформы в рассматриваемый период проводилисьвусловияхкрайнесжатыхсроков,отсутствиянеобходимогоопытаичёткогопланадействий. Многие решенияпринималисьподдавлениемобстоятельств,чтоприводилокошибкамипровалам. Неучитывался также факторменталитетанаселения,неготовогокстольрадикальнымпеременам.Послеприходаквластив2000годуВладимираПутинаначалсяпроцессукрепления"вертикаливласти"ицентрализацииуправления.2000-хгодахбылаотмененапрактикапрямыхвыборовгубернаторов,чтоусилилоконтрольфедеральногоцентранадрегионами.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что сущность либерально-реформаторского курса России в 90-е годы XX века заключалась в стремительной и радикальной трансформации общественно-политического и социально-экономического уклада страны. Целью было построение демократического государства с рыночной экономикой на месте советской системы.С одной стороны, в РФ была проведена демократизация государственной системы, то есть состоялся переход от однопартийной системы к многопартийности, были проведены первые свободные выборы, введен пост президента, принята новая Конституции (в 1993 году), гарантирующая базовые права и свободы граждан, перераспределены полномочия от центра к регионам, создано новое федеративное устройство.С другой стороны, резкий скачок цен в начале 90-х обесценил сбережения населения, а значительная часть граждан РФ оказалась за чертой бедности. Кроме того, произошла резкая социальная дифференциация общества, образование класса сверхбогатых и массовая бедность, а также резкое падение промышленного производства, утрата многих отраслей промышленности.Последствия реформ 90-х гг. можно наблюдать до сих пор, так как переходРоссиикподлинномуфедерализмуосталсянезавершенным.По сей день сохраняетсяасимметриявотношенияхмеждуцентромирегионами,чтопорождаетнапряженностьиконфликты. Чрезмернаяцентрализациявластипривелакослаблениюрегиональногосамоуправленияиснижениюэффективностиуправлениянаместах.Можно говорить о том, что либерально-реформаторский курс в Российской Федерации в 90-е годы прошлого века был чрезвычайно сложным, противоречивым и болезненным процессом. Он привел к коренным изменениям во всех сферах жизни общества. Однако, многие цели этого курса не были достигнуты, а ряд решений привели к серьезным негативным последствиям, которые Россия ощущает до сих пор. Тем не менее, этот период стал важным этапом в истории страны, позволившим ей отойти от тоталитарного прошлого и начать движение в сторону демократии и рыночной экономики.Список использованной литературыАндросенко А.Р. Распад СССР. / А.Р. Андросенко. // Вестник магистратуры, №5 (61), 2022, С. 9-13Берсенёв В.Л. Процессы разгосударствления и приватизации в России в 90-е гг. Часть 1. / В.Л. Берсенёв. // Экономика региона, №7-2, 2017, С. 94-99Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Данилов. - Москва: Проспект, 2018. - 316 с.Малашенко В.П. Приватизация - раковая опухоль России: монография / В. П. Малашенко. - Старый Оскол : РОСА, 2012. - 339 с.Пономарева М.А. Либеральные идеи в 90-е годы ХХ в.: основа концепции модернизации России. / М.А. Пономарева. // Система ценностей современного общества, №2, 2011, С. 33-38Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков. Москва: Проспект, 2018. - 864 с.Тарасова Н.С. Ваучерная приватизация как инструмент формирования рыночного типа экономической культуры. / Н.С. Тарасова. // Научный диалог, №4, 2016, С. 19-23
2. Берсенёв В.Л. Процессы разгосударствления и приватизации в России в 90-е гг. Часть 1. / В.Л. Берсенёв. // Экономика региона, №7-2, 2017, С. 94-99
3. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Данилов. - Москва: Проспект, 2018. - 316 с.
4. Малашенко В.П. Приватизация - раковая опухоль России: монография / В. П. Малашенко. - Старый Оскол : РОСА, 2012. - 339 с.
5. Пономарева М.А. Либеральные идеи в 90-е годы ХХ в.: основа концепции модернизации России. / М.А. Пономарева. // Система ценностей современного общества, №2, 2011, С. 33-38
6. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков. Москва: Проспект, 2018. - 864 с.
7. Тарасова Н.С. Ваучерная приватизация как инструмент формирования рыночного типа экономической культуры. / Н.С. Тарасова. // Научный диалог, №4, 2016, С. 19-23