Особенности мужского и женского лидерства.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 38 + 38 источников
- Добавлена 15.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Аннотация ....................................................................................................... 3
Глоссарий..........................................................................................................4
Введение........................................................................................................... 5
Глава 1. Концепция психологии лидерства и гендерных различий ..7
1.1. Теории лидерских качеств ……...............................................................7
1.2. Стили и типы лидерства...........................................................................10
1.3. Гендерная психология лидерства............................................................13
1.4. Гендерные теории лидерства..………………………………………… 16
Глава 2. Исследование мужского и женского лидерства ......................21
2.1. Описание особенностей исполнения функций управления персоналом………………………………………………………...................21
2.2. Исследование представлений людей, работающих в сфере малого бизнеса……………………………………………………………………………...23
Заключение .....................................................................................................30
Список использованных источников ...........................................................32
Ответы заносились в специальную таблицу, а результаты подсчитывались из 10 баллов: ориентация на цель, деловитость, доминирование, инициативность, доверие, требовательность, жесткость, упрямство, негативизм, гибкость, надежность, психологическая находчивость и реактивность. Шкалы лжи учитывались при обработке полученных ответов. Точность результатов составила 76 %. (таблица 2).Таблица 2Результаты оценивания сотрудниками профессиональных и личностных качеств лидеровШкалыоценки профессиональныхи личностных качествОценка мужчин-лидеровОценка женщин-лидеровженщинамимужчинамиженщинамимужчинамиНаправленностьнацель163225183113Деловитость162233206118Доминирование129155222133Уверенностьвсебе109117188131Требовательность6689152144Упрямство3755ш177Уступчивость522648109Зависимость576551182Психологическийтакт1241628991Отзывчивость75996666По мнению мужчин, женщины-руководители более уверены в себе, требовательны, упрямы, покорны и зависимы. Мужчины-руководители, напротив, более целеустремленные, деловые, доминирующие, психологически мягкие и чувствительные, чем женщины-руководители. Таким образом, по оценке мужчин, и мужчины, и женщины-лидеры обладают традиционными чертами и качествами, которые раньше считались прерогативой противоположного пола.По оценкам женщин, женщины-руководители превосходят мужчин-руководителей по следующим критериям: ориентированность на достижение цели, ориентация на работу, доминирование, уверенность в себе, требовательность и настойчивость. Мужчины-руководители более покорны, зависимы, реактивны и психологически более тонки, чем женщины-руководители. Другими словами, по мнению женщин, мужчины-руководители обладают «традиционными женскими» чертами, а женщины-руководители – «традиционными мужскими».При оценке лидеров одного пола ответы испытуемых были более женственными при оценке лидеров-мужчин, чем при оценке лидеров-женщин по критериям надежности, психологической находчивости и чувствительности. Женщины-руководители более «мужественны» в оценках женщин, чем мужчины-руководители в оценках мужчин. Оценки доминирования, которые обе группы респондентов дают лидерам противоположного пола, примерно равны. В отношении лидеров противоположного пола мужчины воспринимают доверие, требовательность, упрямство, покорность и зависимость как более значимые (по сравнению с восприятием женщинами лидеров-мужчин). Женщины видят в лидерах-мужчинах ориентацию на достижение цели, деловитость, психологическую тонкость и чувствительность (по сравнению с оценками мужчин в отношении лидеров-женщин).На основе полученных данных была составлена таблица ранжирования личных и деловых качеств, которые сотрудники бизнес-организаций ищут в лидерах. Первую строчку ранжированного списка заняли качества, наиболее часто упоминаемые респондентами, а последнюю - качества, наиболее редко упоминаемые в ответах. Полученные ранжированные списки представлены в таблицах 3 и 4.Как видно из данных таблицы 3, ранжирование качеств, приписываемых коллегами мужчинам-руководителям, не обнаруживает существенной разницы между группами респондентов-мужчин и женщин. Стереотипы о мужчинах-руководителях практически однородны по всей выборке. По мнению респондентов, основными качествами мужчин-руководителей являются ориентация на работу, ориентация на цель, психологическая тонкость, доминирование и уверенность в себе.Таблица 3Рейтинговая таблица личностных и деловых качеств, приписываемых сотрудниками коммерческих фирм лидерам-мужчинамШкала оценки деловыхи личностных качествНомер рейтинговой позициивоценках сотрудников-мужчинНомер рейтинговой позициивоценках сотрудников-женщинДеловитость12Направленностьнацель21Психологическийтакт34Доминирование43Уверенностьвсебе55Отзывчивость66Требовательность77Зависимость88Упрямство910Уступчивость109Восприятие лидерских качеств женщин-руководителей существенно различается в двух группах выборки (таблица 3). По мнению мужчин, женщины-руководители в первую очередь зависимы, упрямы и требовательны. Иными словами, мужские стереотипы содержат больше негативных характеристик женщин-руководителей, чем женские представления.Таблица 4Рейтинговая таблица личностных и деловых качеств, приписываемых сотрудниками коммерческих фирм лидерам-женщинамШкала оценки деловых и личностныхкачествНомер рейтинговой позиции воценкахсотрудников-мужчинНомер рейтинговой позиции воценкахсотрудников-женщинЗависимость19Упрямство,негативизм26Требовательность,жесткость35Доминирование,инициативность41Уверенностьвсебе53Деловитость62Направленностьнацель74Уступчивость810Психологическийтакт97Отзывчивость108В оценке наименее представленных качеств женщин-руководителей наблюдается больше совпадений. И мужчины, и женщины менее всего готовы проявлять заботу и чуткость. Женщины-руководители считают психологическую вежливость менее эффективной, в то время как мужчины-руководители подчеркивают надежность женщин-руководителей.Таким образом, можно сделать вывод, что сотрудники-мужчины и женщины одинаково воспринимают мужчин-руководителей. В то время как мужчины-руководители обладают типичными лидерскими качествами, такие характеристики, как забота, чуткость и вежливость, воспринимаются женщинами-руководителями в меньшей степени. Согласно восприятию мужчин, руководители-мужчины более демократичны, а согласно восприятию женщин, руководители-мужчины более либеральны.Стереотипы о женщинах-лидерах не столь однородны. Ответы испытуемых доказывают, что женщины признаются в качестве лидеров. Об этом свидетельствует как тот факт, что лидеры обоих полов были оценены всеми испытуемыми, так и согласованность оценок по некоторым шкалам, например, по шкале доминирования. Однако мужчины склонны подчеркивать традиционно «женские» характеристики женщин-лидеров и дистанцироваться от их оценок. Женщины же, напротив, выделяют женщин-лидеров в первую очередь как лидеров, тем самым уравнивая гендерные маркеры и в некоторой степени исключая возможность проявления «врожденной слабости».Полученные данные свидетельствуют о том, что стереотипы, которые существовали раньше, меняются. В глазах последователей лидеры больше не обязательно мужчины. Окружающая среда по-прежнему отдает предпочтение мужчинам на руководящих должностях, формируя ожидания относительно лидерских функций и проявления определенных рабочих и личных качеств, таких как психологическая тонкость и чувствительность. Женщины, претендующие на лидерские роли, сталкиваются с более неоднородным и поляризованным отношением. Последователи склонны дистанцироваться от женщин-руководителей в большей степени, чем от мужчин-руководителей, по разным причинам. Мужчины чаще дистанцируются от женщины-лидера, потому что она противоречит им как женщина, в то время как женщины чаще дистанцируются от женщины-лидера, потому что она отличается от них как лидер. Из полученных результатов можно сделать вывод, что в реальности лидеры сталкиваются с множеством проблем при взаимодействии с ближайшим окружением, вызванных стереотипными представлениями о лидерах в целом и гендерными различиями в лидерстве в частности.ЗаключениеЦелью работы было выяснение, действительно ли проявление лидерских качеств зависит от гендера (гендер влияет на эффективность, успешность руководителя), раскрыть особенности проявления лидерства у мужчины-руководителя и женщины-руководителя. Стили руководства мужчин направлены на укрепление их авторитета. Наруководящихдолжностях, где нет жесткого разделения труда, мужчины обычно авторитарны, а женщины - демократичны. Мужчинам легче использовать проблемно-ориентированный директивный стиль, а женщинам - социальный стиль руководства, создающий «командный дух». Мужскойстильобщениядемонстрирует стремление к независимости, а женский - к взаимозависимости. В большинстве случаев женщины выражают себя менее прямолинейно и предпочитают способы влияния на других, которые соответствуют женскому пониманию отношений.Женщин часто считают недостойными лидерских ролей и властных позиций, вероятно, из-за стереотипов о женщинах, существующих в обществе. Женщин не выбирают на руководящие должности, потому что часто считается, что их место дома или на кухне, или что женщины не являются образцом для подражания и не подходят для работы с большой ответственностью.Вышеперечисленные стереотипы в нашем обществе заставляют людей верить, что женщины не могут быть хорошими лидерами из-за своего пола. Существует предубеждение, что женщины нерешительны и эмоциональны. У женщин есть много преимуществ, и если они признают их, у них есть все шансы стать действительно успешными лидерами в своих организациях. Женщины-лидерыобладаютболеетонким социальным интеллектом и более чувствительны к идиосинкразии отношений и отношению к ним других людей. Женщины обладают способностью оценивать и предсказывать будущее поведение других людей. Однако следует помнить, что женщины более склонны к внезапным эмоциональным вспышкам, чем мужчины. Лидерство и истерика абсолютно несовместимы.У женщин больше навыков общения и реалистичного мышления. В товремякак мужчины предпочитают долгосрочное планирование и долгосрочную перспективу, женщины предпочитают конкретные, гарантированные результаты - здесь и сейчас. Женщины также более склонны контролировать свои собственные ошибки и ошибки других людей, чем мужчины. Женщины воспринимают риск как негативное и опасное явление. Для мужчин риск означает прибыль или убыток, поражение или победу, возможность или опасность.Хотя гендерные различия в лидерских качествах, несомненно, существуют, это не является фактором, полностью исключающим возможность занятия женщинами руководящих постов в политике и бизнесе.Из полученных результатов можно сделать вывод, что в реальности лидеры сталкиваются с множеством проблем при взаимодействии с ближайшим окружением, вызванных стереотипными представлениями о лидерах в целом и гендерными различиями в лидерстве в частности.Также, хотелось бы отметить, что люди, женщины обладают наибольшим психологическим преимуществом, поскольку они относительно свободны от жестких гендерных различий и имеют в своем распоряжении более широкий спектр деятельности. Вовлечение женщин в мир управления людьми и организациями и их растущее участие в лидерских ролях означает, что «несоответствие в доминировании» между женщинами и мужчинами-лидерами означает не несоответствие в женском предпринимательстве в том смысле, что женщины считаются менее качественными руководителями. Можно еще раз подтвердить, что это означает необходимость изучения и разработки единой модели женского и мужского лидерства.Список использованных источниковАгеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы. — М.: МГУ, 1990. — 240 с Антологиягендернойтеории:сборникпереводов/сост.Е.И.Гапова,А.Р.Усманова. —Минск: Пропилеи,2000. —384с.АронсонЭ.Общественноеживотное.Введениев социальнуюпсихологию: пер.сангл./ Э.Аронсон.— М.: АспектПресс,1998.—517 с.Басенко В.П. Организационное поведение: современные аспектытрудовыхотношений:учебноепособиедлявузов.—М.:ДашковиК,2012. —384с.БелинскаяЕ.П.Социальнаяпсихология:Учебное пособиедлястудентоввузов.— М: Аспект Пресс,2003.—471с.БемС.Линзыгендера:Трансформациявзглядовнапроблемунеравенстваполов:пер.сангл.—М.:Российскаяполитическаяэнциклопедия(РОССПЭН),2004. —336с.Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие для вузов. —СПб.:ПитерПринт,2005.—430с.БернШ.Гендернаяпсихология:пер.сангл./Ш.Берн.—2-еизд.—СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК Олма-Пресс,2002.—318с.ВолковаЛ.Женщинаикарьера.—СПб.:ПитерПаблишинг,1997—288с.Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. — М.: ЕдиториалУРСС,2004.—320с.Гендериэкономика:мировойопытиэкспертизароссийскойпрактики /Под ред. Е. Б. Мезенцевой. — М.: Русская панорама, 2002. — 352с.ЕвтиховО.В.Управлениеперсоналоморганизации:учебноепособиедля вузов. —М.:Инфра-М,2014.—296с.Жеребкина И.А. Теория и история феминизма: Учебное пособие. –Харьков: ХЦГИ,1996.– 387с.Злотников, А.А. Основы лидерства: учеб. пособие / А.А. Злотников; ГГТУ им. П.О. Сухого. – Гомель, 2006. – 38 с. Квинн В.Н. Прикладная психология: Учебное пособие для вузов / В.Н.Квинн.—4-е междунар.изд. —СПб.: Питер,2000. —560с.Ким С. А. Теория управления: учебник для вузов. — М.: Дашков иК,2016. —239с.КлецинаИ.С. Гендернаясоциализация: Учебноепособие.—СПб.:Изд-воРГПУ,1998. —91с.КрумингЛ.С.Женщинавобществе:мифыиреалии.—М.:Информация-XXI век, 2001.—332с.Мишель-Альдер Э. Стиль женского руководства: Лекция. — М.:Высшаякоммерческая школа МВЭС,2011.—87с.Нечаев В.Я. Предприниматель и благотворительность // Деньги и благотворительность. 1996. № 2. С. 18.ОбозовН.Н.Женщина +мужчина—СПб.:Облик,2000.—111с.ПочебутЛ.Г.Социальнаяпсихология:учебноепособиедлявузов/Л.Г.Почебут,И.А. Мейжис.—СПб.:Питер,2010.—672с.РайгородскийД. Я. Психология руководства: Учебное пособие длявузов.—Самара:Бахрах-М,2005.—768 с.Росс Л. Человек и ситуация: пер. с англ. / Л. Росс, Р. Э. Нисбетт. —М.: Аспект Пресс,2000. —429с.Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебное пособие. — М.:Проспект,2005. —336с.Селезнева Е. В. Лидерство: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт,2013.—429с.Сельченок, К.В. Психология лидерства. Хрестоматия / К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. – 364 с. СпивакВ.А.Лидерство:учебник дляакадемическогобакалавриата/Санкт-Петербургскийгосударственныйэкономическийуниверситет(СПбГЭУ).—М.:Юрайт,2015. —301с.СтепановС.С.Способностиикарьера.М.,2001.124с.ТидорC.H.Психологияуправления:отличностиккоманде.Петрозаводск,1997.252 с.Фромм Э. Мужчина и женщина пер. с англ. / Э. Фромм. — М.:АСТ,1998.—512с.ХеннингМ.,Жарден А.Леди-босс.—М.:Дело,2001.—449с.ЧириковаА.Е.Лидерыроссийскогопредпринимательства:менталитет,смыслы,ценности. М., 1997. 203 с.ЧириковаА.Е.Психологическиеособенностиличностироссийскогопредпринимателя// Психологический журнал. 1998. № 1. С. 62-74.Шекелтон, В. Психология лидерства в бизнесе / В. Шекелтон. – СПб.: Питер, 2003. – 222 с. 6. Яхонтова, Е.С. Эффективность управленческого лидерства / Яхонтова. – М.: ТЕИС, 2002. – 501 с.Электронные ресурсыПодлесный, К. Гендерные особенности проявления лидерства у студентов / К. Подлесный // Каталог электронных работ [Электронный ресурс]− 2013. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/ file/357000/ − Дата доступа: 27.07.2013. Проблемы лидерства в женских организациях, типы современного лидерства: теория и политическая практика // Каталог электронных работ [Электронный ресурс] 2013. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/ file/182256/ − Дата доступа: 27.07.2013. Терпугова О. В., Шех Е.И. Гендерные особенности представлений о деловых и личностных качествах лидеров. Кемеровский государственный университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// spf.kemsu.ru/portal/psy200
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы. — М.: МГУ, 1990. — 240 с
2. Антология гендерной теории: сборник переводов / сост. Е. И. Гапова, А. Р. Усманова. — Минск: Пропилеи, 2000. — 384 с.
3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию: пер. с англ. / Э. Аронсон. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 517 с.
4. Басенко В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: учебное пособие для вузов. — М.: Дашков и К, 2012. — 384 с.
5. Белинская Е.П. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
6. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 336 с.
7. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие для вузов. — СПб.: Питер Принт, 2005. — 430 с.
8. Берн Ш. Гендерная психология: пер. с англ. / Ш. Берн. — 2-е изд. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК Олма-Пресс, 2002. — 318 с.
9. Волкова Л. Женщина и карьера. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997— 288 с.
10. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 320 с.
11. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Под ред. Е. Б. Мезенцевой. — М.: Русская панорама, 2002. — 352 с.
12. Евтихов О. В. Управление персоналом организации: учебное пособие для вузов. — М.: Инфра-М, 2014. — 296 с.
13. Жеребкина И.А. Теория и история феминизма: Учебное пособие. – Харьков: ХЦГИ, 1996. – 387 с.
14. Злотников, А.А. Основы лидерства: учеб. пособие / А.А. Злотников; ГГТУ им. П.О. Сухого. – Гомель, 2006. – 38 с.
15. Квинн В.Н. Прикладная психология: Учебное пособие для вузов / В. Н. Квинн. — 4-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
16. Ким С. А. Теория управления: учебник для вузов. — М.: Дашков и К, 2016. — 239 с.
17. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 91 с.
18. Круминг Л.С. Женщина в обществе: мифы и реалии. — М.: Информация - XXI век, 2001. — 332 с.
19. Мишель-Альдер Э. Стиль женского руководства: Лекция. — М.: Высшая коммерческая школа МВЭС, 2011. — 87 с.
20. Нечаев В.Я. Предприниматель и благотворительность // Деньги и благотворительность. 1996. № 2. С. 18.
21. Обозов Н.Н. Женщина + мужчина — СПб.: Облик, 2000. — 111с.
22. Почебут Л. Г. Социальная психология: учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. — СПб.: Питер, 2010. — 672 с.
23. Райгородский Д. Я. Психология руководства: Учебное пособие для вузов. — Самара: Бахрах-М, 2005. — 768 с.
24. Росс Л. Человек и ситуация: пер. с англ. / Л. Росс, Р. Э. Нисбетт. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 429 с.
25. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебное пособие. — М.: Проспект, 2005. — 336 с.
26. Селезнева Е. В. Лидерство: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2013. — 429 с.
27. Сельченок, К.В. Психология лидерства. Хрестоматия / К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. – 364 с.
28. Спивак В. А. Лидерство: учебник для академического бакалавриата /Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ). — М.: Юрайт, 2015. — 301 с.
29. Степанов С.С. Способности и карьера. М., 2001. 124 с.
30. Тидор C.H. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск, 1997. 252 с.
31. Фромм Э. Мужчина и женщина пер. с англ. / Э. Фромм. — М.: АСТ, 1998. — 512 с.
32. Хеннинг М., Жарден А. Леди-босс. — М.: Дело, 2001. — 449 с.
33. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., 1997. 203 с.
34. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 62-74.
35. Шекелтон, В. Психология лидерства в бизнесе / В. Шекелтон. – СПб.: Питер, 2003. – 222 с. 6. Яхонтова, Е.С. Эффективность управленческого лидерства / Яхонтова. – М.: ТЕИС, 2002. – 501 с.
Электронные ресурсы
36. Подлесный, К. Гендерные особенности проявления лидерства у студентов / К. Подлесный // Каталог электронных работ [Электронный ресурс]− 2013. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/ file/357000/ − Дата доступа: 27.07.2013.
37. Проблемы лидерства в женских организациях, типы современного лидерства: теория и политическая практика // Каталог электронных работ [Электронный ресурс] 2013. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/ file/182256/ − Дата доступа: 27.07.2013.
38. Терпугова О. В., Шех Е.И. Гендерные особенности представлений о деловых и личностных качествах лидеров. Кемеровский государственный университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// spf.kemsu.ru/portal/psy200