Особенности коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 15.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Понятие и причины девиантного поведения 4
2. Сущность и содержание коррекции девиантного поведения 9
3. Основные направления реабилитации лиц с девиантным поведением 13
Заключение 19
Список использованных источников 20
Социально – педагогическая реабилитациянаправлена навоспитаниеутраченныхфункций впроцессеобразования.Социально – психологическая реабилитациянаправлена на коррекциюиликомпенсациюпсихологическихфункцийиздоровьядевиантногоподростка.Социально –трудоваяреабилитациянаправлена навосстановлениетрудовыхнавыкови умений.Социально – правовая реабилитациянаправлена на защиту прав и интересовподросткаиповышениеуровняправовойграмотности.Работусподростками,имеющимидевиантноеповедение,целесообразноорганизовыватьвсоответствиисоследующимиэтапами:информационный этап, связанный со сбором первичной информации о среде жизнедеятельности подростка;диагностическийэтап,накоторомпроисходитизучениепричин возникновения девиантного поведения;организационный этап, на котором на основании данных диагностики разрабатывается план сопровождения подростка;реабилитационный этап, на данном этапе осуществляются мероприятия в соответствии с планом сопровождения;завершающийэтап–проведениеповторнойдиагностикисцелью определения результативности проделанной работы.Элементыкомплекснойреабилитацииподростковсдевиантнымповедениемпредставляютсобойвзаимосвязанныеивзаимозависимыетехнологическиепроцессы.Деятельностьврамкахэтихнаправленийосуществляетсясогласноиндивидуальномупланусоциальногосопровожденияподросткапривзаимодействиивсехспециалистов.Впроцессереабилитационногопроцессацеленаправленнаяактивностьспециалиста заключается в адаптации подростка к полноценной социальнойжизнипутёмсозданияоптимальных условий.Вид деятельности по социализации, в которой принимает участие нетолькоподросток,ноиспециалист,требуетглубокихпрофессиональныхзнаний, высоких морально - нравственных качеств. Социальная реабилитациязаключает в себе как бы двойной эффект с одной стороны личностный ростподросткасдевиантнымповедением,сдругойсоциализацияподросткавобществе и снижение негативных показателей. В процессе организации иосуществления деятельности по социальной реабилитации важно не толькопомочьпродемонстрироватьвозможныеперспективывнутриновогосоциального статуса и сформироватьу подростка ощущение собственнойзначимостино,ичувствоответственностизасвоипоступки.Цельюреабилитационногопроцессаподростковсдевиантнымповедениемявляется:Восстановлениесоциальногостатусаподростка;Достижениеопределённогоуровнясоциальной,материальнойидуховнойнезависимости;Повышениеуровнясоциальнойадаптацииподросткакновымусловиямжизнедеятельности.Однимизнаправленийвреабилитацииподростковсдевиантнымповедением являетсяпрофилактика, котораявключает в себя,прежде всего,социальнуюрекламупоформированиюустановокназдоровыйобразжизнии трезвость, формированиенравственных ценностей. Необходимовыделитьпервичные,вторичныеитретичныемерыпрофилактики:Первичныемерыпредназначеныдляустраненияопределенныхфакторов,вызывающихнегативноеповедение.Вторичнаяпрофилактиканацеленанавыявлениеивосстановлениепосленервно-психическихнарушений,провоцирующихопределенныеотклонениявпривычномповедении.Третичныемерыпрофилактикипредназначеныдлярешенияособых проблем: восстановление после нервно-психического расстройства,котороесопровождаетнеадекватноеповедениеребенка,атакжедляпредотвращения рецидивов среди подростков с устойчивосформированнымдевиантнымповедением.Благодарятехнологиямсоциальногопроцессадостигаетсячёткаярегламентация адекватных возможностей в достижении поставленных целейреабилитационного процесса. Однойиз эффективных технологий являетсявосстановлениеутраченныхвоспитательныхфункцийпутёмпедагогическойкоррекциикакиндивидуальной,такигрупповой.Педагогическийсмыслреабилитациисвязываетсяссозданиемблагоприятныхусловий,безопаснойсреды,необходимыхдляразвитияисаморазвитияподростков,раскрытияиреализацииихвнутреннихсил,формированияспособностиксамостоятельномудействиюисвободномувыбору,которыйопределяетследующиеэтапы.Во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы подростка,приэтомдинамичностьиизменчивостьсостоянияпоследнегопринимаютсяв технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичнойдиагностики,такивовремя,ипоокончаниисоциально-педагогическоговзаимодействияспециалистаи ребенка;Во-вторых,содержательносвязанспоследующимипредыдущимэтапамитакимобразом,чтоневыполнениезадачлюбогоизэтаповнапрактикеприводиткнеобходимостиего выполненияилиповторениявновь;В-третьих, сампосебеможетрассматриватьсякакинструментстабилизацииположенияподростка.Такимобразом,приосуществленииреабилитацииподросткасдевиантнымповедениемнеобходимоучитыватьиндивидуальные особенности и уровень личнойготовностик изменениям.Неотъемлемойчастьюреабилитационногопроцессаявляетсяпсихологическаякоррекция.Вданномслучаеподростокможетрассчитыватьнаконфиденциальностьобращения,взаимноедоверие,чувствоподдержки,принятиеи уважениеего личности,индивидуальности.Психосоциальнаяреабилитацияиграетсвязующуюрольвданномпроцессеи отличается выраженной гуманистической направленностью. Этотфакт получил отражение в таких принципах психологической работы какконфиденциальность,добровольностьиличнаязаинтересованность,принятиечеловекомответственностизасвоюжизнь,взаимноедоверие.Деятельныйподходвсоциально-психологическойреабилитациинесовершеннолетнегопредполагаетразвитиеикоррекциюребенкавпроцессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которогоребенок овладевает определёнными знаниями и умениями, позволяющимиемуосуществлятьконтрольиуправлениесвоейвнутреннейивнешнейактивностью.Таким образом, девиантное поведение представляет собойрезультатсложного взаимодействия процессов,происходящих в сознании подростка инаправленныхназаполнениетехнедостающихресурсов,которыенеобходимыв процессе его стремления к намеченной цели. Формированиеценностно-ориентированноймотивацииуподростковвучебно-воспитательнойдеятельностибудетслужитьпрофилактикойипредупреждениемдевиантногоповедения.Социальнаяреабилитацияподростков с девиантным поведением заключает в себе двойной эффект соднойстороныличностныйрост,сдругойсоциализацияподросткавобществе и снижение негативных показателей.ЗаключениеОчевидно,чтораннеевыявление,какфизиологическихособенностейчеловека,такинеблагоприятныхситуацийвоспитаниямоглобыспособствоватькоррекцииегоповедения,преждевсего,созданиемсоциальныхусловий,необходимыхдляформированияполноценнойличности.Издесьвозрастаетрольмедико-психолого-педагогическойдиагностики.Раннеепроведениепсихологическойдиагностикипозволяетвыявитьдефектвразвитиипсихическойдеятельностиивовремясоставитьличностно-ориентированнуюнаконкретногочеловекапрограммукоррекциивоспитанияиобразования.Длядиагностикиотклоняющегосяповеденияиспользуютклиническийипсихологическийметоды.Клиническийметодявляетсянаиболеераспространеннымипоканаиболееточным,т.к.слагаетсяизопросаподростка,опросародителейисведенийотдругихлиц,осмотраподросткаинаблюдениязаегоповедением.Психологическаядиагностиказаключаетсявпривлеченииэкспериментально–психологическихметодов.Еслиотклоняющеесяповедениесвязаносаномалияминервнойипсихическойдеятельности,торебенокдолженбытьосмотренпсихиатромипролеченвсеминеобходимымисредствами.Приэтомобязательнодолжнабытьоказанапсихологическаяипсихотерапевтическаяпомощьсемье.Припроведенииреабилитационныхилечебно-коррекционныхмероприятийусилияврачей,психологовипедагоговобъединяются.Существуютметодыиндивидуальнойигрупповойпсихологическойкоррекцииотклоняющегосяповедения.Коррекциявэтомслучаенедолжнабытьнаправленатольконасглаживаниеповеденческихпроявлений.Необходимо,чтобыподростокосозналособенностисвоегохарактера,специфическиеегопроявлениявситуацияхиотношениях,вкоторыхоннепосредственнопринимаетучастие,такжесвоюуязвимостьипричины,приводящиекней.Осознаниеувеличиваетширотуигибкостьвосприятияуказанныхситуацийисебявэтихситуациях.СписокиспользованныхисточниковАпинянГ.В.Опонятиях«девиация»,«девиантность»,«девиантноеповедение»//ИзвестияРоссийскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаим.А.И.Герцена,2009.№118-С.119-123БаклановаН.К.Девиантноеповедениеподростков:основыпрофилактики/Н.К.Бакланова//Наукаишкола.2018.№4.–С.84-91.БастраковаН.С.ПроблемагендернойсоциализациивобразовательныхучрежденияхРоссии//Современныепроблемынаукииобразования.–2009.№4.-С.72-73КазданянС.Ш.Девиантноеповедениестаршеклассников:причины,профилактика,коррекция/С.Ш.Казданянидр.//Бюллетеньнаукиипрактики.2017.№3(16).-С.287-293КошарнаяГ.Б.МордишеваЛ.Н.Основныеподходыкизучениюдевиантногоповедения//Пензенскийгосударственныйуниверситет2010.№1(13).С.70-81НовиковаД.С.Девиантноеповедение/НовиковаД.С.//ВестникУлГТУ.2019.№1(85).С.21-34
2. Бакланова Н.К. Девиантное поведение подростков: основы профилактики / Н.К. Бакланова // Наука и школа. 2018. №4. –С.84-91.
3. Бастракова Н.С. Проблема гендерной социализации в образовательных учреждениях России // Современные проблемы науки и образования. – 2009. № 4. -С.72-73
4. Казданян С.Ш. Девиантное поведение старшеклассников: причины, профилактика, коррекция / С.Ш. Казданян и др. // Бюллетень науки и практики. 2017. №3 (16). - С. 287-293
5. Кошарная Г.Б. Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения // Пензенский государственный университет 2010. №1(13). С. 70-81
6. Новикова Д.С. Девиантное поведение / Новикова Д.С. // Вестник УлГТУ. 2019. №1 (85). С. 21-34