Анализ педагогического опыта организации экспериментальной деятельности на уроках по учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 17.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы организации экспериментальной деятельности на уроках по учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе. 7
1.1. Особенности учебного предмета окружающий мир в начальной школе 7
1.2. Методические основы организации экспериментальной деятельности в начальной школе 11
Глава 2. Практическая работа по изучению организации экспериментальной деятельности на уроках по учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе. 15
2.1. Характеристика базы исследования 15
2.2. Изучение опыта работы учителя начальных классов Тищенко Марины Николаевны по организации экспериментальной деятельности в начальной школе 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Приложение 26
Принцип соответствия возможностям учащихся. Необходимо учитывать индивидуальные способности школьников, так как самостоятельный выбор темы не всегда позволяет им правильно оценить свои возможности и глубину исследуемого предмета.Принцип постановки проблемы. Исследование всегда начинается с формулировки вопроса или новой проблемы, что позволяет уточнить предыдущие знания или открыть новые истины.Согласно мнению педагога, в начальной школе в основном используются качественные эксперименты, которые не требуют специальных измерительных инструментов. Эти эксперименты базируются на качественном анализе результатов сенсорного восприятия различных свойств природных объектов, явлений, процессов или ситуаций и их индуцированных изменений. Например, такие учебные эксперименты могут включать работу с водой (в жидкой или твердой форме) или полезными ископаемыми.Существуют разные организационные формы учебных экспериментов: индивидуальные (как долгосрочные, так и краткосрочные), групповые (тоже длительные и краткосрочные) и фронтальные (главным образом краткосрочные). Краткосрочные эксперименты можно проводить как в ходе уроков, так и во внеурочное время, тогда как длительные эксперименты проходят исключительно во внеурочное время, включая работу на учебно-опытном участке.При подготовке эксперимента педагог:определяет тематику эксперимента;определяет, как будет проводиться эксперимент – каждым учащимся, парой или в составе групп из 3-5 человек;определяет характер, количество опытов, которые необходимо поставить в ходе проведения эксперимента;определяет примерный ход эксперимента, его возможные результаты.Педагог до урока проделывает все опыты, которые входят в эксперимент, какими бы простыми они не казались. Это связано с тем, что многие опыты отличаются рядом тонкостей, без знания которых они могут не получиться. Процесс выполнения эксперимента осуществляется в соответствии с планом: формулировка цели и задач эксперимента; предоставление инструкций по методике выполнения (устно, на инструкционных картах, в учебнике) и определение порядка работ и наблюдений; непосредственное осуществление эксперимента;контроль за проведением эксперимента педагогом, корректировка и диагностика хода эксперимента.Далее проводится анализ полученных результатов, формулировка выводов.Педагог отмечает, что в рамках любого эксперимента проводится один или несколько опытов. Перед тем, как демонстрировать опыт, преподавателю необходимо выполнить следующее:Убедиться в наличии оборудования и проверить его работоспособность; Определить количество и качество веществ, которые задействованы в эксперименте; Провести предварительное испытание, чтобы выявить и устранить возможные неисправности, а также определить время проведения опыта;Подготовить вопросы, задания и комментарии, которые помогут ученикам лучше понять наблюдаемый процесс.При выполнении демонстрационного опыта важно учитывать следующие аспекты:Перед началом опыта учитель формулирует познавательное задание. Опыт проводится на демонстрационном столе, чтобы учащиеся могли видеть все действия учителя независимо от места в классе и наблюдать результаты. Строго соблюдаются правила техники безопасности. Оборудование собирается на глазах у учеников, при этом учитель называет и объясняет назначение каждого прибора.В ходе опыта учитель комментирует свои действия.По завершении опыта проводится анализ собранных данных, выполняются обобщения и формулируются заключения. Затем проводится дискуссия на основе заранее подготовленных вопросов.Тищенко Марина Николаевна применяет эксперименты в рамках обучения детей в начальной школе. Список экспериментов представлен в Приложении.Таким образом, Тищенко Марина Николаевна придерживается определенного порядка проведения экспериментов, активно применяет их в рамках своей педагогической деятельности. При организации экспериментальной деятельности детей начальной школы есть ряд важных требований. Во-первых, дети должны осознавать цели проведения, быть заинтересованными в его проведении. Эксперимент должен проводиться на основании какого-то проблемного вопроса. При проведении эксперимента важен план. Для каждого этапе эксперимента должны быть свои цели и задачи. В случае с детьми в начальной школе важно иметь подробные инструкции для проведения отдельных опытов в рамках одного эксперимента. Важно вести контроль за ходом эксперимента. ЗаключениеВ учебном предмете «Окружающий мир» объединены три дисциплины – естествознание, география, история (обществознание). Кроме этого, в него включено содержание из других областей научных знаний – экологии, безопасности жизнедеятельности, психологии, информатики и других. Предмет «Окружающий мир» даёт возможность использовать самые различные методы изучения: экскурсии, прогулки и наблюдения, использование наглядного материала, дидактические и ролевые игры, речевые разминки, логические задачи, творческие рассказы, задания с использованием музыки и живописи, опыты и эксперименты и др.Экспериментирование – это процесс исследования, включающий в себя, формулировку проблем, выдвижение гипотез, наблюдение, проведение эксперимента и последующее обоснование выводов. Основное преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет учащимся получить реальные представления о различных аспектах исследуемого объекта, его взаимодействии с другими объектами и окружающей средой. В ходе эксперимента развивается память учащихся, активируются их мыслительные процессы, так как появляется необходимость проведения анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование способствует не только ознакомлению школьников с новыми фактами, но и развитию умственных навыков и операций, которые считаются когнитивными умениями. В начальных классах экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей для младших школьников. В начальной школе выделяются два типа экспериментов: мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами. Экспериментирование здесь нацелено на получение новых знаний о конкретных предметах, явлениях и веществах. Основным мотивационным фактором для этой деятельности является стремление к приобретению новых и неожиданных сведений.Исследование было проведено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №16 муниципального образования город-курорт Анапа имени генерала-фельдмаршала И.В. Гудовича.Опыт работы учителя начальных классов Тищенко Марины Николаевны по организации экспериментальной деятельности в начальной школе показывает, что Тищенко Марина Николаевна придерживается определенного порядка проведения экспериментов, активно применяет их в рамках своей педагогической деятельности.Список использованной литературыАнтифонова Е.П. Реализация опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира как одно их средств формирования познавательных УУД младших школьников / Е.А. Антифонова // Экономика и социум, 2017. – № 4 (35). – С. 2056-2060.Гаглоева К.А. Эксперименты на уроках окружающего мира как средство познавания природы / К.А. Гаглоева // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 59-61.Добротин Д.Ю. Методические аспекты применения виртуального эксперимента на уроках окружающего мира / Д.Ю. Добротин // Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, 2017. – С. 148-152.Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности: методическое пособие / А.И. Иванова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. – ISBN 978-5-9949-1748-0.Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с. – ISBN 978-5-7695-9450-2.Миронов А.В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.В. Миронов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2024. – 447 с. – ISBN 978-5-534-11375-4.Нехлюдова М.В. Наблюдение, опыт, эксперимент при изучении предмета «Окружающий мир» / М.В. Нехлюдова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, 2019. – С. 241-243.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Информационно-правовой портал Гарант.ру. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/. – (Дата обращения: 15.06.2024).Смирнова А.Ю. Изучение окружающего мира младшими школьниками с помощью экспериментов / А.Ю. Смирнова // Герценовские чтения. Начальное образование, 2012. – Т. 3. – № 1. – С. 227-230.Смирнова М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Изучение историко-обществоведческого материала: учебное пособие для среднего профессионального образования / М.С. Смирнова, А.Н. Россинская, Л.Е. Штанова; под ред. М.С. Смирновой. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 196 с. – ISBN 978-5-534-15191-6.Федеральная рабочая программа начального общего образования «Окружающий мир» (для 1-4 классов образовательных организаций) // Единое содержание общего образования. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/09_ФРП_Окружающий-мир_1-4-классы.pdf. – (Дата обращения: 15.06.2024).Приложение1 класс:Когда жили динозавры?Звезды, созвездия, Луна.Причины возникновения дождя и ветра.Радуга – откуда она берется?Гигиена – залог здоровья.Что я ем?2 класс:Звездное небо в моей комнате.Воздух и его состав.Вода и ее свойства.Что такое растения?Кто такие животные?Как растут растения?3 класс:Химия вокруг нас – чем отличаются вещества?Круговорот воды в природе.Свойства почвы.Как размножаются растения?Грибы – растения или животные?Обман зрения.4 класс:Планеты Солнечной системы.Мы – славяне.Все профессии нужны, все профессии важны.Откуда есть пошла земля Русская?Крестьянская изба.Праздники моей страны – происхождение, особенности, традиции.
2. Гаглоева К.А. Эксперименты на уроках окружающего мира как средство познавания природы / К.А. Гаглоева // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 59-61.
3. Добротин Д.Ю. Методические аспекты применения виртуального эксперимента на уроках окружающего мира / Д.Ю. Добротин // Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, 2017. – С. 148-152.
4. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности: методическое пособие / А.И. Иванова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. – ISBN 978-5-9949-1748-0.
5. Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с. – ISBN 978-5-7695-9450-2.
6. Миронов А.В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.В. Миронов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2024. – 447 с. – ISBN 978-5-534-11375-4.
7. Нехлюдова М.В. Наблюдение, опыт, эксперимент при изучении предмета «Окружающий мир» / М.В. Нехлюдова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, 2019. – С. 241-243.
8. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Информационно-правовой портал Гарант.ру. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/. – (Дата обращения: 15.06.2024).
9. Смирнова А.Ю. Изучение окружающего мира младшими школьниками с помощью экспериментов / А.Ю. Смирнова // Герценовские чтения. Начальное образование, 2012. – Т. 3. – № 1. – С. 227-230.
10. Смирнова М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Изучение историко-обществоведческого материала: учебное пособие для среднего профессионального образования / М.С. Смирнова, А.Н. Россинская, Л.Е. Штанова; под ред. М.С. Смирновой. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 196 с. – ISBN 978-5-534-15191-6.
11. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Окружающий мир» (для 1-4 классов образовательных организаций) // Единое содержание общего образования. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/09_ФРП_Окружающий-мир_1-4-классы.pdf. – (Дата обращения: 15.06.2024).