Профилактика агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 72 72 страницы
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 17.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 4
1 Теоретико-методические основы исследования проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста 7
1.1 Агрессивное поведение как психологическое явление и психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности развития и специфика проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Психолого-педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 24
2 Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 26
2.1 Анализ деятельности заведения дошкольного образования по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников и диагностика агрессивного поведения старших дошкольников 26
2.2 Разработка комплекса мероприятий по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников в заведениях ДОО 31
2.3 Результаты реализации программы 46
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Список использованных источников 55
Приложение А Описание диагностических методик………………………….61
Приложение Б Программа тренинга……………………………………………63

Фрагмент для ознакомления

Полагаем, что результаты диагностики на контрольном этапе изменились в положительную сторону. Обратимся к повторным результатам беседы «Я и телевизор» (рис. 5)Рисунок 5 - Результаты повторного исследования агрессивности (предрасположенности к ней) по методике «Я и телевизор» В.Д. Пурина (n=34)Как показывает рисунок, повышенный и высокий уровень агрессивности на контрольном этапе исследования у старших дошкольников не выявлен. Средний уровень определили всего у 3%, оставшиеся 94% не показали агрессивности. Последняя методика, результаты которой мы рассмотрим, - проективная методика «Несуществующее животное» (рис. 6).Рисунок 6 - Результаты повторного исследования предрасположенности к агрессивному поведению старших дошкольников по методике «Несуществующее животное» С.Л. Колосовой (n=34)Данные исследования по последней методике полностью совпали с предыдущей. Повышенный и высокий уровень агрессивности в выборке после реализации коррекционной программы больше не выявлен.Выводы по главе 2Эмпирическое исследование было реализовано на базе МБДОУ «Детский сад № 39 комбинированного вида» г. Мурома.Анализ деятельности ДОО в области профилактики агрессии и агрессивного поведения дошкольников показал, что воспитатели и специалисты ДОУ осуществляют работу в двух направлениях:1. Работа с воспитанниками, которая выстраивается по следующим направлениям: обучение детей способам выражения гнева, недовольства, раздражения в приемлемой форме; обучение детей приемам саморегуляции; 3. отработка новых навыков взаимодействия и общения при возможных конфликтах. 2. Работа с родителями, которая проводится в виде информирования, бесед.Нами было осуществлено исследование агрессивности детей в старшей группе ДОУ. В исследовании принимало участие 34 человека старшей группы, возраст испытуемых 5-6 лет, из них 14 мальчиков и 20 девочек. Диагностика проводилось в присутствии воспитателя.Были использованы следующие методики:1. Графическая методика «Кактус» (автор:М.А. Панфилова). 2. Беседа с воспитанниками на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). 3. Проективная методика «Несуществующее животное» (автор - Колосова С.Л.).По результатам исследования повышенный уровень агрессивности выявлен у 3% старших дошкольников, высокий уровень - у 21% дошкольников, средний уровень - у 9% дошкольников. Эти дети имеют проблемы в эмоциональной сфере, трудности в конструктивном выражении своих эмоций и переживаний, они могут быть вспыльчивы, раздражительны, им может быть тяжело принимать другую точку зрения, соглашаться с желаниями сверстников, которые противоречат их собственным желаниям (например, Маша хочет играть в куклы, а Лена - в доктора) и т.п.По результатам проведенной диагностики, нами была разработана и апробирована коррекционная программа в виде тренинга, рассчитанная на 14 академических часов.В программе были использованы следующие методы работы с детьми: беседа, различные упражнения, ролевое воспроизведение моделей желаемого поведения в разных жизненных ситуациях, этюды, пантомимы, психогимнастика, рисование, физические упражнения, подвижные игры, техники ауторелаксации.Профилактическая работа проводилась в виде занятий, каждое из которых состояло из 6–7 игр и заданий и длилось 30–35 минут. Каждое такое занятие имело четкую структуру, а его части были четко определены содержательно и установлены конкретные временные пределы.По окончании программы было проведено повторное исследование агрессивности старших дошкольников, которое позволило констатировать о снижении уровня агрессивности в выборке, и мы смогли сделать вывод об эффективности реализованной программы. ЗаключениеАнализ научной литературы по проблемам агрессии, агрессивности и агрессивного поведения свидетельствует о существовании многих научных концепций, трактующих формирование и развитие данного явления. Основными теориями, объясняющими феномен агрессии являются: 1) врожденный инстинкт индивида; 2) теория фрустрации, где агрессию рассматривают как результат состояния фрустрации; 3) теория социального научения, трактующего агрессию как усвоение поведения в процессе социализации через наблюдение определенного способа действий. В работе агрессивное действие рассматривается как проявление агрессивности, как ситуативная реакция; агрессивность – как ситуативное, социальное психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия; агрессия – мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам сосуществования людей в обществе, наносит вред объектам нападений, приносит физический вред людям или вызывает у них психологический дискомфорт. Соответственно, агрессивное поведение мы понимаем, как периодически повторяющееся агрессивное действие с целью удовлетворения собственных потребностей.2. Основными причинами, обусловливающими агрессивное поведение являются: биологические (гормоны, гены, имеющие отношение к агрессивному поведению, соматическое состояние здоровья), физические (атмосферное давление, температура воздуха, теснота в помещениях), психологические (низкая самооценка, высокий уровень тревожности, несформированность навыков самоконтроля поведения, психические отклонения, психоэмоциональные перенапряжения), социальные (неадекватный тип родительского отношения, отрицательное влияние сиблингов). Последние два фактора являются определяющими в формировании агрессивного поведения детей дошкольного возраста.3. Агрессивность в поведении младших школьников является одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и родители. Это явление имеет свои особенности, которые следует учитывать при работе с детьми этого возраста:•младшие школьники еще находятся в процессе формирования своей личности и социальных навыков. Им свойственно проявление агрессивности в попытках утвердить себя и свое место в социальных отношениях. Ребенок может становиться агрессивным, чтобы привлечь внимание окружающих, выделиться из общей массы, это своего рода попытка создать свою индивидуальность и отличаться от других;•дети младшего школьного возраста еще не всегда способны рационально оценивать свои эмоции и контролировать их проявления. Из-за недостатка навыков саморегуляции, ребенок может реагировать слишком эмоционально на мелкие конфликты или возникающие преграды. При этом агрессивное поведение может стать для ребенком способом дать выход своим эмоциям, что особенно актуально, если ребенок испытывает стресс или неуверенность в себе.•младшие школьники не полностью осознают социальные нормы и правила поведения, они только начинают понимать, что такое добро и зло, что можно делать, а что нельзя. Большинство агрессивных поступков младших школьников основано на их незрелом понимании социальных норм и правил. Они могут неосознанно нарушать личные границы других детей, не понимая, что такое поведение неприемлемо.4. Эмпирическое исследование было реализовано на базе МБДОУ «Детский сад № 39 комбинированного вида» г. Мурома.Анализ деятельности ДОО в области профилактики агрессии и агрессивного поведения дошкольников показал, что воспитатели и специалисты ДОУ осуществляют работу в двух направлениях: 1. Работа с воспитанниками, которая выстраивается по следующим направлениям: обучение детей способам выражения гнева, недовольства, раздражения в приемлемой форме; обучение детей приемам саморегуляции; 3. отработка новых навыков взаимодействия и общения при возможных конфликтах. 2. Работа с родителями, которая проводится в виде информирования, бесед.Нами было осуществлено исследование агрессивности детей в старшей группе ДОУ. В исследовании принимало участие 34 человека старшей группы, возраст испытуемых 5-6 лет, из них 14 мальчиков и 20 девочек. Диагностика проводилось в присутствии воспитателя.Были использованы следующие методики:1. Графическая методика «Кактус» (автор:М.А. Панфилова). 2. Беседа с воспитанниками на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). 3. Проективная методика «Несуществующее животное» (автор - Колосова С.Л.).По результатам исследования повышенный уровень агрессивности выявлен у 3% старших дошкольников, высокий уровень - у 21% дошкольников, средний уровень - у 9% дошкольников. Эти дети имеют проблемы в эмоциональной сфере, трудности в конструктивном выражении своих эмоций и переживаний, они могут быть вспыльчивы, раздражительны, им может быть тяжело принимать другую точку зрения, соглашаться с желаниями сверстников, которые противоречат их собственным желаниям (например, Маша хочет играть в куклы, а Лена - в доктора) и т.п.По результатам проведенной диагностики, нами была разработана и апробирована коррекционная программа в виде тренинга, рассчитанная на 14 академических часов.В программе были использованы следующие методы работы с детьми: беседа, различные упражнения, ролевое воспроизведение моделей желаемого поведения в разных жизненных ситуациях, этюды, пантомимы, психогимнастика, рисование, физические упражнения, подвижные игры, техники ауторелаксации.Профилактическая работа проводилась в виде занятий, каждое из которых состояло из 6–7 игр и заданий и длилось 30–35 минут. Каждое такое занятие имело четкую структуру, а его части были четко определены содержательно и установлены конкретные временные пределы.По окончании программы было проведено повторное исследование агрессивности старших дошкольников, которое позволило констатировать о снижении уровня агрессивности в выборке, и мы смогли сделать вывод об эффективности реализованной программы. Список использованной литературыАдлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 2015. – 296 с.Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей / Л.О. Бадамен // Дошкольное воспитание. – 2016. – №1. – С 27-35.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – Спб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2011. – 516 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2017. – 283 с.Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. — 560 с.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2019. – 140 с.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб: Речь, 2021. – 97 с.Бубнова Э.Ш.Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада // дисс.кан.псих.наук, 1998. - 163 с.Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб: Питер, 2018. – 252 с.Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. –2018. – №4. – С. 63-73.Валеев А.Р. Об особенностях развития эмоционально-волевой сферы / А.Р. Валеева // Дошкольное воспитание. – 2017. – №12. – С. 14-19Ватова Л.Н. Как снизить агрессивность детей / Л. Ватова // Дошкольное воспитание. М.: 2003. № 6. С.55-58.Выготский JI.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1968. – №2. – С.149 – 156Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 160 с.Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – М.: Просвещение 2014. – 256 с.Гладченко В.Е. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка / В.Е. Гладченко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. – Уфа: Аэтерна, 2017. – Ч. 2. – С. 191-194Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 49 с.Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям) / А.И. Захаров. – СПб: Респекс, 1995. – 191 с.Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2018. – 752 с.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 320 с.Князева, О. Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Дрофа, ДиК, 1999. - 215 с.Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М: Просвещение, 2018. – 207 с.Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей: диагностика, тренинги, занятия / Е.В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2019. – 133 с.Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т.А. Кошкарова // Школа здоровья. – 2014. – №2. – С.5-14.Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С. 16-25Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: НПФ «Смысл», 2020. – 882 с.Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды / Б.Ф. Ломов. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 624 с.Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Г.Б. Монина Е.К. Лютова. – СПб: Речь, 2017. – 145 с.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2020. – 582 с.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2015. —269 с.Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская // Журнал практического психолога. –1998. – №3. – С.51-55.Мельникова М.Л. Агрессивное поведение: детерминанты и условия коррекции: автореф. дис. … д-ра пед.наук. Екатеринбург, 2007. – 193 с.Можгинский Ю.Б. Подходы к анализу тяжелых форм антисоциального поведения в детском и подростковом возрасте / Ю.Б. Можгинский // Юрид. психология. – 2009. – № 1. – С. 8–12.Мочалов А.В. Исследование стилей семейного воспитания младших дошкольников в России / А.В. Мочалов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Москва, 2017. – №4-2. – С. 103-105Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие для студентов / А.В. Мудрик. – М.: Институт практической психологии, 1997.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 456 с.Нестерова А.А. Психологические особенности детей, склонных к виктимности в ситуации школьной травли / А.А. Нестерова // Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2015. – C. 277-285.Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. – М.: Гном, 2000. – 160 с.Пасечник В.Н. Агрессивное поведение дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2008. – №5. – С.73-78.Петровский В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В.А. Петровский // Вопросы психологии. –2018. – №1. – С. 19-26.Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: учеб.пособие / Н.М. Платонова. СПб: Речь, 2014. – 336 с.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб: Питер, 2020. – 624 с.Реан, А.А. Психология детства: учеб.пособ. / А.А. Реан. – СПб: Прайм-Еврознак, 2018. – 368 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2023. – 720 с.Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2019. – 460 с.Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Дошкольное образование. М.: Генезис, 2003. 2004 с.Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева // Семейная психология и семейная терапия. – 2015. – № 4. – С. 32-34Терехина Т.А. Влияние стиля родительского воспитания на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка / Т.А. Терехина // Инновационные подходы в современном педагогическом образовании. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – С. 212-216Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. – М., 1994. – 192с.Фурманов И.А. Детская агрессивность И.А. Фурманов. – Минск: ООО «Попурри», 1996. – 315 с.Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. –Ярославль: Академия развития, 2019. – 160 с.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2016. – 512 с.Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия Э.Г. Эйдемиллер. – М.: Речь, 2007. – 352с.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2016. – 384 с.Эрикосн Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб: Питер, 2019. - 448 с.Приложение 1Описание диагностических методикГрафическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:1. Кактус домашний или дикий?2. Его можно потрогать? Он сильно колется?3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?Обработка результатов и интерпретацияПри обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:пространственное положениеразмер рисункахарактеристики линийсила нажима на карандашАгрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажимЭгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листаЗависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листаДемонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность формСкрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактусаОптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусовТревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линииЖенственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, формЭкстровертированность - наличие других кактусов, цветовИнтровертированность - изображен только один кактусСтремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактусаСтремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - в том случае, если ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доли агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллов производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).Шкала оценки результатов: Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов. Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов. Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов. Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.Проективная методика «Несуществующее животное» С.Л. Колосовой.Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка. Инструкция: «Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!» Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).Шкала оценок результатов: Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов. Средний уровень агрессивности —4-6 баллов. Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.Приложение 2Описание некоторых занятий программыЗАНЯТИЕ 1Цель: обеспечение положительного эмоционального фона, чувства комфорта, сплоченности группы; снятие эмоционального напряжения; развитие эмпатийных способностей у детей.Ход занятия:1. «Приветствие»Цель: подготовить участников к работе, создать положительную атмосферу, хорошее настроение, способствовать сплоченности группы.Оборудование: мягкая игрушка.Ход упражнения: психолог здоровается с группой и просит участников по очереди поздороваться с мягкой игрушкой невербальным способом, без слов. Психолог приветствует игрушку первым и передает ее по кругу. Затем предлагает каждому поздороваться со своим соседом так же, как он здоровался с игрушкой.2. Упражнение «Имя»Цель: развитие коммуникабельности, снятие тревожности, формирование положительной самооценки, чувства собственной неповторимости, уверенности, покоя.Оборудование: мяч.Ход упражнения: дети передают по кругу мяч, называя предыдущих участников и добавляя свое имя. Разрешается называться вымышленным именем – это служит диагностическим симптомом недовольства собой и низкого уровня самооценки3. Пластический этюд «Солнышко»Цель: обеспечение чувства комфорта.Ход упражнения: Психолог: «От ласковых имен стало тепло как от летнего солнышка. Сейчас мы все станем маленькими солнышками и согреем друг друга». Дети становятся в круг и повторяют за психологом.«Я – маленькое солнышко. Я просыпаюсь, я умываюсь. Я расчесываю свои лучи и медленно поднимаюсь. Я – большой шар. Во мне много тепла и света. Я – большое солнце. Я дарю свое тепло всем: небу, облакам, рекам, полям, людям, я выдыхаю тепло.Я превращаюсь в тоненький солнечный луч. Я лечу к земле ныряю в мягкую зелень листьев, я купаюсь в волнах моря, я играю в белой пене».4. Игра «Доброе животное»Цель: снятие напряжения, формирование чувства сплоченности группы.Ход упражнения: Участники становятся в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – шаг вперед, на выдох – 1 шаг обратно. Вдох – 2 шага вперед, Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. мы все берем стук сердца этого животного себе.»5. Этюд «Спаси птичку»Цель: развитие сострадания, сопереживания, эмпатии у детей.Ход упражнения: Психолог: «Представь, что у тебя в руках маленькая беспомощная птичка. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей ее. Медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птичку, подыши на нее, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птичке доброту своего сердца дыхания. А теперь раскрой ладони – и ты увидишь, что птичка радостно взлетела, улыбнись ей и не грусти, она еще прилетит к тебе».6. Этюд «Улыбка по кругу»Цель: снижение напряжения, создание атмосферы доверия, обеспечение положительного эмоционального фона.Ход упражнения: Все берутся за руки и передают улыбку по кругу: каждый участник обращается к своему соседу направо и налево и, пожелав ему что-нибудь хорошее и приятное, улыбается ему, тот улыбается следующему соседу и т.д. ЗАНЯТИЕ 2Цель: обеспечение атмосферы доверия; снятие эмоционального напряжения, повышение адаптации в коллективе; развитие умения распознавать эмоциональные состояния других людей; развитие чувства сострадания, милосердия, развитие положительных эмоцийХод занятия:1. Упражнение «Пушистики и колючки»Цель: подготовить участников к работе, создать положительную атмосферу, хорошее настроение, способствовать сплоченности группы.Оборудование: набор небольших пушистых и колющих предметов (шарики ваты и кнопки), ящик (коробка).Ход упражнения: психолог здоровается с группой и спрашивает, с какими эмоциями они пришли на сегодняшнее занятие: с «колючкой», символизирующей какие-то неприятности, раздражение, негатив, или с «пушистиком» – радостью, возвышенностью? Начиная с психолога, все по очереди выбирают «колючку» или «пушистика» и выражают свои эмоции на данный момент, кладя их в сундук.2. Подвижная игра «Пожалуйста»Цель: снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы доверия, обеспечение положительного эмоционального фона, развитие внимания.Ход упражнения: психолог представляет команду, которую нужно выполнять только с условием, если она сопровождается определенным обращением, то есть: «Сделай - пожалуйста…». Если это слово не прозвучало, а некоторые из детей выполнили команду, то они выбывают из игры. Команды могут быть разными, например: «справа», «слева», «поднять правую ногу», «поднять левую руку» и т.д.3. Упражнение «Наши эмоции»Цель: развитие умения распознать эмоциональные состояния других людей. Оборудование: значки различных эмоциональных состояний, бумага А4, карандаши, зеркало.Ход упражнения: психолог показывает пиктограммы детям.В одной сказочной стране жили гномы. Все они были очень разные, каждый жил в своем домике. Они назывались: Весельчак, Грустинка, Ворчун (сердитый гном), Боюнчик (всего боится), Удивляка. Психолог обращается к детям:1) «А теперь, дети, давайте найдем пиктограммы, похожие на наших гномов и назовите, когда бывает такое лицо у людей».2) «Перерисуйте схематические рисунки так, чтобы слева были изображения эмоциональных состояний, которые детям нравятся, а справа – не нравятся».После выполнения задания дети поочередно называют эмоциональные состояния, изображения которых оказались слева, затем – справа, и объясняют, почему им нравятся или не нравятся определенные эмоциональные состояния.3) «Определите свое настроение, эмоциональное состояние в этот момент, нарисуйте его на листе бумаги и кратко объясните причину того или иного состояния».При обсуждении различных эмоциональных состояний психолог обращает внимание на особенности экспрессии лица: форма глаз и бровей, форма губ, положение уголков рта и т.д.Упражнение «Зеркало».Цель: научиться распознавать эмоциональные проявления.Ход упражнения: детям предлагается изобразить поочередно все эмоциональные состояния перед зеркалом.Во время проведения упражнения следует обратить внимание детей на то, что каждый человек проявляет эмоции по-своему, но в выражении их всегда есть нечто похожее.4. Беседа «Волшебное слово»Цель: снять эмоциональное напряжение.Ход беседы: проводится беседа о силе «волшебного» слова «пожалуйста», о последствиях вежливости и грубости, о том, какое впечатление производит на людей вежливый, а какое – грубый человек и какая из этих двух тактик решение проблем является более конструктивной и эффективной.5. Этюд «После дождя»Цель: снятие усталости, создание атмосферы доверия, обеспечение положительного эмоционального фона.Ход упражнения. Дети представляют жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг лужи, стараясь не замочить ноги. Потом прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны, им очень весело.6. Этюд «Улыбка по кругу».ЗАНЯТИЕ 3Цель: снятие эмоционального напряжения; формирование положительной самооценки; осознание своих положительных черт; повышение чувства личностной значимости; формирование альтруистских форм поведения, умение беспокоиться о других.Ход занятия:1. Упражнение – поздравление «Подвижные огоньки».Цель: способствовать установлению контакта между участниками и настройка на работу в группе.Ход упражнения: Сейчас один из нас скажет своему соседу какую-нибудь совсем краткую приветственную фразу, например: «Здравствуйте!», «Привет!». Сосед должен как можно скорее встать, повторить фразу и сесть, а следующий участник – сделать то же самое. Так волна подъемов и приветствий бежит по кругу.Выполнять эту задачу нужно максимально быстро. Когда волна проходит полукруг, к заданию добавляется еще один элемент, по усмотрению, скажем, пятого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным. К примеру: участник, сидящий напротив того, кто начал игру, встает и говорит: «Добрый день!», а потом дважды хлопает в ладоши и садится. Теперь все дети должны выполнять этот комплекс, а затем очередной участник добавляет что-нибудь новое. Игра прекращается, когда членам группы приходится повторять 3–4 движения или фразы.2. Игра «Котик»Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установка положительного эмоционального настроения в группе.Оборудование: музыкальные записи спокойной музыки: «Волшебные голоса природы», «Малыш в лесу», «Малыш на реке», «Малыш и птичка» и т.д.Ход игры: Дети находятся на коврике. Под музыку они придумывают сказку о котике который:• нежится на солнышке (лежит на коврике);• потягивается;• умывается;• царапает коготками коврик и т.д.3. Упражнение «За что меня любит мама?»Цель: повышение значимости каждого ребенка, осознание своих положительных черт.Ход упражнения: Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Если возникают проблемы, другие дети могут помочь. Подвести детей к выводу о том, что нужно внимательно относиться к окружению.4. Упражнение «Работа с зеркалом»Цель: формирование адекватной самооценки; развитие положительного самовосприятия.Оборудование: зеркальце.Ход упражнения: психолог предлагает детям поочередно взять в руки зеркальце, глядя в него, рассказать вслух о любви к себе или простить себе что-то, что тревожит ребенка. Движение зеркальца начинается от психолога. Другие дети могут «подсказывать» тому, у кого есть зеркальце.5. Беседа по сказке «Гусы-лебеди»1Цель: вербализация глубинных переживаний, моделирование ситуаций, мобилизация жизненных сил детей, развитие сочувствия, сопереживания.Оборудование: сказка «Гусы-лебеди»Ход беседы: После прочтения сказки «Гуси-лебеди», осуществить анализ героев сказки: гусей и сестренки:• Какие герои вам понравились?• Почему?• Какие не понравились? Почему?Дети называют и демонстрируют мимикой основные черты сказочных героев:• Кого бы вы выбрали себе в друзья? Почему?• У кого из сказочных героев сердце было: доброе, прекрасное, злое, каменное, холодное.После обсуждения следует проиграть сцены из сказки.6. Игра «Подари свое сердце»Цель: диагностика уровня сформированности нравственных чувств.Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаши.Ход игры: Предложить детям нарисовать и вырезать из цветной бумаги сердечко и «подарить» его героям сказки «Гусы – лебеди», которые нравятся.7. Упражнение «Львы»Цель: снять эмоциональное напряжение, ауторелаксация и обучение саморегуляции.Ход упражнения. Психолог говорит: «Представьте себе, что все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнования, кто громче зарычит. По моей команде начинаем».Затем психолог спрашивает: «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы!» Дети пытаются рычать еще громче. А психолог подсказывает детям, когда они злятся, могут представить себе, что они – львы, и громко зарычать на своего обидчика.Однако, лев – это царь зверей, сильное благородное животное. Он прекрасен и горд, свободен, не суетлив. Он умеет себя сдерживать. Мы все – сильные духом, преисполненные достоинства львы (все изображают величественную осанку льва), могущественные, уверенные в себе, спокойные и мудрые.8. Этюд «Улыбка по кругу»Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит группу за работу и приглашает на следующую встречу.

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 2015. – 296 с.
2. Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей / Л.О. Бадамен // Дошкольное воспитание. – 2016. – №1. – С 27-35.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – Спб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2011. – 516 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2017. – 283 с.
5. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. — 560 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2019. – 140 с.
7. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб: Речь, 2021. – 97 с.
8. Бубнова Э.Ш. Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада // дисс.кан.псих.наук, 1998. - 163 с.
9. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб: Питер, 2018. – 252 с.
10. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. –2018. – №4. – С. 63-73.
11. Валеев А.Р. Об особенностях развития эмоционально-волевой сферы / А.Р. Валеева // Дошкольное воспитание. – 2017. – №12. – С. 14-19
12. Ватова Л.Н. Как снизить агрессивность детей / Л. Ватова // Дошкольное воспитание. М.: 2003. № 6. С.55-58.
13. Выготский JI.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1968. – №2. – С.149 – 156
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 160 с.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – М.: Просвещение 2014. – 256 с.
16. Гладченко В.Е. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка / В.Е. Гладченко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. – Уфа: Аэтерна, 2017. – Ч. 2. – С. 191-194
17. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 49 с.
18. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям) / А.И. Захаров. – СПб: Респекс, 1995. – 191 с.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2018. – 752 с.
20. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 320 с.
21. Князева, О. Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Дрофа, ДиК, 1999. - 215 с.
22. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М: Просвещение, 2018. – 207 с.
23. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей: диагностика, тренинги, занятия / Е.В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2019. – 133 с.
24. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т.А. Кошкарова // Школа здоровья. – 2014. – №2. – С.5-14.
25. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С. 16-25
26. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: НПФ «Смысл», 2020. – 882 с.
27. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды / Б.Ф. Ломов. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 624 с.
28. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Г.Б. Монина Е.К. Лютова. – СПб: Речь, 2017. – 145 с.
29. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2020. – 582 с.
30. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2015. —269 с.
31. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская // Журнал практического психолога. –1998. – №3. – С.51-55.
32. Мельникова М.Л. Агрессивное поведение: детерминанты и условия коррекции: автореф. дис. … д-ра пед.наук. Екатеринбург, 2007. – 193 с.
33. Можгинский Ю.Б. Подходы к анализу тяжелых форм антисоциального поведения в детском и подростковом возрасте / Ю.Б. Можгинский // Юрид. психология. – 2009. – № 1. – С. 8–12.
34. Мочалов А.В. Исследование стилей семейного воспитания младших дошкольников в России / А.В. Мочалов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Москва, 2017. – №4-2. – С. 103-105
35. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие для студентов / А.В. Мудрик. – М.: Институт практической психологии, 1997.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 456 с.
37. Нестерова А.А. Психологические особенности детей, склонных к виктимности в ситуации школьной травли / А.А. Нестерова // Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2015. – C. 277-285.
38. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. – М.: Гном, 2000. – 160 с.
39. Пасечник В.Н. Агрессивное поведение дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2008. – №5. – С.73-78.
40. Петровский В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В.А. Петровский // Вопросы психологии. –2018. – №1. – С. 19-26.
41. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / Н.М. Платонова. СПб: Речь, 2014. – 336 с.
42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб: Питер, 2020. – 624 с.
43. Реан, А.А. Психология детства: учеб. пособ. / А.А. Реан. – СПб: Прайм-Еврознак, 2018. – 368 с.
44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2023. – 720 с.
45. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2019. – 460 с.
46. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
47. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Дошкольное образование. М.: Генезис, 2003. 2004 с.
48. Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева // Семейная психология и семейная терапия. – 2015. – № 4. – С. 32-34
49. Терехина Т.А. Влияние стиля родительского воспитания на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка / Т.А. Терехина // Инновационные подходы в современном педагогическом образовании. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – С. 212-216
50. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. – М., 1994. – 192с.
51. Фурманов И.А. Детская агрессивность И.А. Фурманов. – Минск: ООО «Попурри», 1996. – 315 с.
52. Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. –Ярославль: Академия развития, 2019. – 160 с.
53. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2016. – 512 с.
54. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия Э.Г. Эйдемиллер. – М.: Речь, 2007. – 352с.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2016. – 384 с.
56. Эрикосн Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб: Питер, 2019. - 448 с.