Детско-родительское общение, как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 37 37 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 17.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
АННОТАЦИЯ 2
Глоссарий 3
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы детско-родительского общения 7
1.1 Понятие детско-родительских отношений и их роль в развитии личности ребенка 7
1.2 Факторы гармоничного воспитания ребенка в семье 11
Глава 2. Практическое исследование особенностей детско-родительского общения, как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье 15
2.1 Эмпирическое изучение специфики восприятия ребенком семьи и типа детско-родительских отношений отца и матери 15
2.2 Сопоставительный анализ восприятия ребенком семьи и реализуемого родителями типа детско-родительских отношений 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения 29
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, детско-родительское общение играет решающую роль в формировании здоровых отношений в семье, в воспитании и развитии ребенка. Открытость, внимание, поддержка и понимание со стороны родителей способствуют укреплению уз и установлению доверительных отношений с детьми.Важно помнить, что качественное взаимодействие с ребенком требует времени, терпения, эмпатии и индивидуального подхода. Настрой на диалог, готовность выслушивать и поддерживать, способность решать конфликты спокойно и конструктивно являются основами успешного взаимодействия с детьми.Детско-родительское общение не только способствует развитию навыков общения и эмоциональной интеллектуальности у ребенка, но и формирует его ценностные ориентации и укрепляет психологическое благополучие. Эти качества могут оказать влияние на будущие отношения ребенка в обществе, его успешность в учебе, карьере, личной жизни.Итак, семейное общение, базирующееся на взаимопонимании, уважении и любви, играет ключевую роль в создании гармоничной атмосферы в семье и формировании психологического комфорта у детей. Поэтому важно уделять должное внимание общению с ребенком, стремиться к налаживанию качественных отношений и быть активно вовлеченным в его жизнь для достижения взаимопонимания и счастья всей семьи.Список использованных источников1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства. [Текст] / В. В. Абраменкова - М.: ПЕР СЭ, 2020. - 431 с. 2. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношения: монография / А. Я. Варга. - М.: Педагогика, 2022. - 258 с. 3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. [Текст] /О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с. 4. Карабанова, О. А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания /О. А. Карабанова // Национальный психологический журнал. - 2022. - № 3(35). - С. 71–79. 5. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания [Текст] /В. М. Минияров. – М.: МОДЭК, 2023. - 256с. 6. Морозова, И. С. Особенности родительских установок супругов в семьях с различным стажем семейной жизни [Текст] /И. С. Морозова. // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. - 2021. - 2 (29). - С. 102–108. 7. Савина, Е. А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Е. А. Савина. – М.: Когито-Центр, 2023. - 228 с 8. Солынин, Н. Э. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений [Текст]/ Н. Э. Солынин.// Молодой ученый. - 2021. - № 6 (348). - С. 313-315. 9. Спиваковская, А. С. Как быть родителями? /А. С. Спиваковская. - Москва: Педагогика, 2021. -160 с. 10. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений[Текст] / Л. К. Фомина. // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (61). - С. 704-707. 11. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка [Текст] /Г. Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 2020. - 160 с. 12. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия в семье [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер - СПБ: Питер. - 2021. - 672 с. Электронные ресурсы13. МБОУ Детский сад № 441 «Кузнечик» – URL: https://mdoy.pro/index_ds.php?sad=11114. Методика «Рисунок семьи» (К. Маховер) – URL: https://www.ocri.ru/upload/userfile/metodiki/7/64.pdf?ysclid=lxhmaiemib15. Тест-опросник родительского отношения, авторы А.Я. Варга, В.В. – URL: Столин https://www.eduportal44.ru/koiro/prof-IPB/DocLib25/ПриложенияПриложение 1Таблица 3 – Особенности восприятия детьми семьиИспытуемыйПолВозрастСемьяТип семьиВосприятие семьиИспытуемый 1ж4 г. 6 мес.Семья 1полнаяблагоприятноеИспытуемый 2ж4 г. 8 мес.Семья 2полнаяблагоприятноеИспытуемый 3м4 г. 5 мес.Семья 3неполнаянеблагоприятноеИспытуемый 4ж4 г.Семья 4полнаячастично благоприятноеИспытуемый 5м4 г. 6 мес.Семья 5полнаянеблагоприятноеИспытуемый 6м5лет 7 мес.Семья 6полнаяблагоприятноеИспытуемый 7м5 лет 2 мес.Семья 7полнаячастично благоприятноеИспытуемый 8ж5 лет 3 мес.Семья 8полнаячастично благоприятноеИспытуемый 9м5 летСемья 9полнаячастично благоприятноеИспытуемый 10ж4 г. 7 мес.Семья 10полнаблагоприятноеТаблица 4 – Тип детско-родительских отношений отца и матери в семье 1 (полная)ШкалыКонтрольные баллыМатьОтецПринятие / отвержение24-33 – принятие, положительные эмоциональные отношения 0-8 – отрицательные чувства к ребенку3031Кооперация7-8 – интерес к ребенку и его способностям 1-2 – отсутствие интереса67Симбиоз6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка43Авторитарная гиперсоциализация6-7 – высокий контроль, требовательность 1-2 –отсутствие контроля43Отношение к неудачам ребенка – «маленький неудачник»7-8 –отношение к ребенку как неуспешному 1-2 –вера в ребенка, в его успешность02Предполагаемый тип отношенийДемократичес кийДемократичес кийТаблица 5 – Тип детско-родительских отношений отца и матери в семье 2 (полная)ШкалыКонтрольные баллыМатьОтецПринятие / отвержение24-33 – принятие, положительные эмоциональные отношения 0-8 – отрицательные чувства к ребенку2729Кооперация7-8 – интерес к ребенку и его способностям 1-2 – отсутствие интереса55Симбиоз6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка43Авторитарная гиперсоциализация6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка64Отношение к неудачам ребенка – «маленький неудачник»7-8 – отношение к ребенку как неуспешному 1-2 – вера в ребенка, в его успешность11Приложение 2Таблица 6 – Тип детско-родительских отношений отца и матери в семье 3 (неполная)ШкалыКонтрольные баллыМатьОтецПринятие / отвержение24-33 – принятие, положительные эмоциональные отношения 0-8 – отрицательные чувства к ребенку29-Кооперация7-8 – интерес к ребенку и его способностям 1-2 – отсутствие интереса5-Симбиоз6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка6 (отсутствует дистанция)-Авторитарная гиперсоциализация6-7 – высокий контроль, требовательность 1-2 – отсутствие контроля4 (выше среднего)-Отношение к неудачам ребенка – «маленький неудачник»7-8 – отношение к ребенку как неуспешному 1-2 – вера в ребенка, в его успешность1-Предполагаемый тип отношенийДемократичес кийТаблица 7 – Тип детско-родительских отношений отца и матери в семье 4 (полная)ШкалыКонтрольные баллыМатьОтецПринятие / отвержение24-33 – принятие, положительные эмоциональные отношения 0-8 – отрицательные чувства к ребенку2526Кооперация7-8 – интерес к ребенку и его способностям 1-2 – отсутствие интереса56Симбиоз6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка56Авторитарная гиперсоциализация6-7 – высокий контроль, требовательность 1-2 – отсутствие контроля37Отношение к неудачам ребенка – «маленький неудачник»7-8 – отношение к ребенку как неуспешному 1-2 – вера в ребенка, в его успешность12Предполагаемый тип отношенийДемократичес кийАвторитар ныйПриложение 3Таблица 8 – Тип детско-родительских отношений отца и матери в семье 5 (полная)ШкалыКонтрольные баллыМатьОтецПринятие / отвержение24-33 – принятие, положительные эмоциональные отношения 0-8 – отрицательные чувства к ребенку2930Кооперация7-8 – интерес к ребенку и его способностям 1-2 – отсутствие интереса65Симбиоз6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка33Авторитарная гиперсоциализация6-7 – высокий контроль, требовательность 1-2 – отсутствие контроля72Отношение к неудачам ребенка – «маленький неудачник»7-8 – отношение к ребенку как неуспешному 1-2 – вера в ребенка, в его успешность21Предполагаемый тип отношенийАвторита рныйПопусти тельскийТаблица 9 – Тип детско-родительских отношений отца и матери в семье 6 (полная)ШкалыКонтрольные баллыМатьОтецПринятие / отвержение24-33 – принятие, положительные эмоциональные отношения 0-8 – отрицательные чувства к ребенку3329Кооперация7-8 – интерес к ребенку и его способностям 1-2 – отсутствие интереса54Симбиоз6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка65Авторитарная гиперсоциализация6-7 – высокий контроль, требовательность 1-2 – отсутствие контроля65Отношение к неудачам ребенка – «маленький неудачник»7-8 – отношение к ребенку как неуспешному 1-2 – вера в ребенка, в его успешность23Предполагаемый тип отношенийсмешан.с тенденц.к симб. и высокому контролюдемокр. с тенденц. к симб. и конролюПриложение 4Таблица 10 – Тип детско-родительских отношений отца и матери в семье 7 (полная)ШкалыКонтрольные баллыМатьОтецПринятие / отвержение24-33 – принятие, положительные эмоциональные отношения 0-8 – отрицательные чувства к ребенку2729Кооперация7-8 – интерес к ребенку и его способностям 1-2 – отсутствие интереса53Симбиоз6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка64Авторитарная гиперсоциализация6-7 – высокий контроль, требовательность 1-2 – отсутствие контроля44Отношение к неудачам ребенка – «маленький неудачник»7-8 – отношение к ребенку как неуспешному 1-2 – вера в ребенка, в его успешность10Предполагаемый тип отношенийДемократич.Смешан. с отсутствием интересаТаблица 11 – Тип детско-родительских отношений отца и матери в семье 8 (полная)ШкалыКонтрольные баллыМатьОтецПринятие / отвержение24-33 – принятие, положительные эмоциональные отношения 0-8 – отрицательные чувства к ребенку3028Кооперация7-8 – интерес к ребенку и его способностям 1-2 – отсутствие интереса55Симбиоз6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка64Авторитарная гиперсоциализация6-7 – высокий контроль, требовательность 1-2 – отсутствие контроля54Отношение к неудачам ребенка – «маленький неудачник»7-8 – отношение к ребенку как неуспешному 1-2 – вера в ребенка, в его успешность01Приложение 5Таблица 12 – Тип детско-родительских отношений отца и матери в семье 9 (полная)ШкалыКонтрольные баллыМатьОтецПринятие / отвержение24-33 – принятие, положительные эмоциональные отношения 0-8 – отрицательные чувства к ребенку3126Кооперация7-8 – интерес к ребенку и его способностям 1-2 – отсутствие интереса65Симбиоз6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка64Авторитарная гиперсоциализация6-7 – высокий контроль, требовательность 1-2 – отсутствие контроля54Отношение к неудачам ребенка – «маленький неудачник»7-8 – отношение к ребенку как неуспешному 1-2 – вера в ребенка, в его успешность12Предполагаемый тип отношенийдемократичес кийдемократичес кийТаблица 13 – Тип детско-родительских отношений отца и матери в семье 10 (полная)ШкалыКонтрольные баллыМатьОтецПринятие / отвержение24-33 – принятие, положительные эмоциональные отношения 0-8 – отрицательные чувства к ребенку3130Кооперация7-8 – интерес к ребенку и его способностям 1-2 – отсутствие интереса65Симбиоз6-7 – отсутствие границ с ребенком 1-2 – излишняя дистанцированность от ребенка75Авторитарная гиперсоциализация6-7 – высокий контроль, требовательность 1-2 – отсутствие контроля54Отношение к неудачам ребенка – «маленький неудачник»7-8 – отношение к ребенку как неуспешному 1-2 – вера в ребенка, в его успешность32Предполагаемый тип отношенийДемократичес кий с симб и контролемДемократич ескийПриложение 6Таблица 14 – Показатели семей по шкалам опросника родительского отношенияПринятие / отвержениеКооперацияСимбиозАвторитарная гиперсоциализац ияМаленький неудачникматьотецматьотецматьотецматьотецматьотецСемья 1303167454302Семья 2272955466411Семья 329-5-6-4-1-Семья 4252656563712Семья 5293065337221Семья 6332954656522Семья 7272953644410Семья 8302855645401Семья 9312665645412Семья 10313065755432Таблица 15 – Балльные показатели уровня выраженности типов отношений родителей с детьмиУровни выраженностиВысокийСреднийНизкийШкалыПринятие / отвержение24-339-230-8Кооперация7-83-61-2Симбиоз6-73-51-2Авторитарная гиперсоциализация6-73-51-2Маленький неудачник7-83-61-2Приложение 7Таблица 16 – Сводная таблица типов родительского отношенияСемьиТип родительского отношенияМатьОтецСемья 1Демократизм с высоким принятием и кооперациейДемократизмСемья 2Демократизм с тенденцией к контролю и повышенной требовательностиДемократизмСемья 3Демократизм с высоким принятием, но с тенденцией к контролю и стиранию границ (симбиозу)отец отсутствуетСемья 4ДемократизмАвторитаризм со сверхвысоким контролем, нарушением границ и дистанций взаимодействияСемья 5Авторитаризм с высокой степенью контроля и дистанцированиеПопустительский с высокой дистанцированностью и отсутствием контроляСемья 6Демократизм с элементами авторитаризма (высокий уровень контроля) и гиперопекающих тенденцийДемократизм с высоким уровнем контроляСемья 7Демократизм с тенденцией к стиранию границ, но средним уровнем контроляДемократизм с элементами низкого интереса к ребенкуСемья 8Демократизм с тенденцией к симбиотическому слиянию и высокому контролюДемократизмСемья 9Демократизм с тенденцией к симбиотическому слиянию и высокому контролюДемократизмСемья 10Демократизм с тенденцией к симбиотическому слиянию и высокому контролюДемократизмПриложение 8Таблица 17 – Тип детско-родительского взаимодействия по результатам диагностикиСемьиТип родительского отношенияОбщая тенденцияМатьОтецСемья 1Демократизм с высоким принятием и кооперациейДемократизмконструктивное взаимодействиеСемья 2Демократизм с тенденцией к контролю и повышенной требовательностиДемократизмчастично конструктивноеСемья 3Демократизм с высоким принятием, но с тенденцией к контролю и стиранию границ (симбиозу)отец отсутствуетчастично конструктивноеСемья 4ДемократизмАвторитаризм со сверхвысоким контролем, нарушением границ и дистанций взаимодействиясмешанный тип взаимодействияСемья 5Авторитаризм с высокой степенью контроля и дистанцированиеПопустительский с высокой дистанцированностью и отсутствием контролянеконструктивное взаимодействиеСемья 6Демократизм с элементами авторитаризма (высокий уровень контроля) и гиперопекающих тенденцийДемократизм с высоким уровнем контроляближе к конструктивномуСемья 7Демократизм с тенденцией к стиранию границ, но средним уровнем контроляДемократизм с элементами низкого интереса к ребенкучастично конструктивноеСемья 8Демократизм с тенденцией к симбиотическому слиянию и высокому контролюДемократизмчастично конструктивноеСемья 9Демократизм с тенденцией к симбиотическому слиянию и высокому контролюДемократизмчастично конструктивноеСемья 10Демократизм с тенденцией к симбиотическому слиянию и высокому контролюДемократизмчастично конструктивноеПриложение 9Таблица 18 – Сопоставление данных о восприятии семьи детьми и типах родительского отношения в этих семьяхИспытуемыйПолВозрастТип отношенийСемьяТип семьиВосприятие семьиИспытуемый 1ж4 г. 6 мес.конструктивное взаимодействиеСемья 1полнаяблагоприятноеИспытуемый 2ж4 г. 8 мес.частично конструктивноеСемья 2полнаяблагоприятноеИспытуемый 3м4 г. 5 мес.частично конструктивноеСемья 3неполнаянеблагоприятноеИспытуемый 4ж4 г.смешанный тип взаимодействияСемья 4полнаячастично благоприятноеИспытуемый 5м4 г. 6 мес.неконструктивное взаимодействиеСемья 5полнаянеблагоприятноеИспытуемый 6м5лет 7 мес.ближе к конструктивномуСемья 6полнаяблагоприятноеИспытуемый 7м5 лет 2 мес.частично конструктивноеСемья 7полнаячастично благоприятноеИспытуемый 8ж5 лет 3 мес.частично конструктивноеСемья 8полначастично благоприятноеИспытуемый 9м5 летчастично конструктивноеСемья 9полнаячастично благоприятноеИспытуемый 10ж4 г. 7 мес.частично конструктивноеСемья 10полнаблагоприятное

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства. [Текст] / В. В. Абраменкова - М.: ПЕР СЭ, 2020. - 431 с.
2. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношения: монография / А. Я. Варга. - М.: Педагогика, 2022. - 258 с.
3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. [Текст] /О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
4. Карабанова, О. А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания /О. А. Карабанова // Национальный психологический журнал. - 2022. - № 3(35). - С. 71–79.
5. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания [Текст] /В. М. Минияров. – М.: МОДЭК, 2023. - 256с.
6. Морозова, И. С. Особенности родительских установок супругов в семьях с различным стажем семейной жизни [Текст] /И. С. Морозова. // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. - 2021. - 2 (29). - С. 102–108.
7. Савина, Е. А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Е. А. Савина. – М.: Когито-Центр, 2023. - 228 с
8. Солынин, Н. Э. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений [Текст]/ Н. Э. Солынин.// Молодой ученый. - 2021. - № 6 (348). - С. 313-315.
9. Спиваковская, А. С. Как быть родителями? /А. С. Спиваковская. - Москва: Педагогика, 2021. -160 с.
10. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений[Текст] / Л. К. Фомина. // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (61). - С. 704-707.
11. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка [Текст] /Г. Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 2020. - 160 с.
12. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия в семье [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер - СПБ: Питер. - 2021. - 672 с.
Электронные ресурсы
13. МБОУ Детский сад № 441 «Кузнечик» – URL: https://mdoy.pro/index_ds.php?sad=111
14. Методика «Рисунок семьи» (К. Маховер) – URL: https://www.ocri.ru/upload/userfile/metodiki/7/64.pdf?ysclid=lxhmaiemib
15. Тест-опросник родительского отношения, авторы А.Я. Варга, В.В. – URL: Столин https://www.eduportal44.ru/koiro/prof-IPB/DocLib25/