МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ ОРФОЭПИИ 5-7 КЛАСС
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 17.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения орфоэпии в средней школе……….5
1.1. Орфоэпия как раздел науки о языке…………………………………………5
1.2. Понятие «орфоэпическая норма». Виды орфоэпических норм………….7
Вывод по первой главе……………………………………………………………10
Глава 2. Методика обучения орфоэпии………………………………… 11
2.1. Изучения орфоэпических норм по УМК по русскому языку……………11
2.2. Виды упражнений и заданий формирующих орфоэпический навык…14
Вывод ко второй главе……………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы… 19
Основы произносительной культуры вкладываются в детстве в семье и школе, но в средней школе этому не уделяется достаточно внимания. Акцентные вариации, двуязычие и недостаток понимания важности орфоэпической культуры являются препятствиями в этой работе. Беспокоит тот факт, что некоторые люди игнорируют важность произношения, что может привести к недопониманию и ошибкам в коммуникации.Для улучшения произносительных навыков требуется развивать несколько важных умений. В первую очередь, нужно уметь анализировать речь по ее чистоте, правильности произношения звуков и звукосочетаний. Также важно уметь разбирать слова с точки зрения орфоэпии. Ученикам необходимо обращать внимание на правильность своей речи и уметь аргументированно оценивать речь носителей языка. Кроме того, имитация звучащего образца и использование орфоэпического словаря являются важными навыками. Эти умения можно отрабатывать, выделяя небольшой отрезок времени на каждом уроке для выполнения орфоэпического анализа слов. Учащиеся должны сосредоточиться на значении слова, его произношении и правильном ударении. Постоянная практика этих навыков поможет студентам улучшить свою речь в целом, развить более правильное произношение, улучшить слух и усовершенствовать свою речь в общении.Упражнения, углубленно изучающие произношение и ударение, полезны при изучении орфоэпии и грамматики. Они помогают студентам ознакомиться с основными нормами произношения и ударения, чтобы распознавать закономерности и применять правила для разрешения проблем произношения слов. Примеры упражнений могут включать произношение безударного [o] или прилагательных сравнительной степени. Также можно использовать упражнения, развивающие умение определять ритм и рифму, чтобы определить расстановку ударения и произношение звуков в рифмующихся словах. Например, в детской песенке «Жили у бабушки два веселых гуся» ударение падает на основу (два гуся, а не две гусыни).Чтобы эффективно изучать любую тему, важно постоянно анализировать произношение слов. Для этого можно определить, всегда ли слово произносится одинаково или по-разному, и проверить правильность произношения. Также рекомендуется практиковаться в правильном произношении слов вслух. Для анализа можно заранее подготовить список слов. При изучении орфоэпии и грамматики полезными могут быть упражнения, направленные на изучение произношения и акцентных норм. Эти знания позволяют выявить закономерности в различных примерах и применить известные правила для решения проблемы произношения конкретных слов. В качестве примера можно привести упражнения на произношение безударного [o], прилагательных в сравнительной степени, глаголов прошедшего времени и кратких страдательных причастий.Вывод ко второй главеОрфоэпия - это отрасль лингвистики, которая изучает правила произношения в соответствии с национальным языком. В школе особое внимание уделяется произношению и ударению, которые не всегда передаются в письменной форме. Изучение произносительных и акцентных норм помогает развивать навыки произношения. Произношение включает фонемы, их качество и изменения в разных фонетических условиях, составляя фонетическую систему языка. Однако произношение также может зависеть от конкретных слов и групп слов и не всегда соответствовать системе языка. Например, орфографическое сочетание «чн» в некоторых случаях может произноситься как «шн». В русском языке существуют различные варианты произношения, но фонетическая система остается неизменной.ЗаключениеСоблюдение языковых норм является важным аспектом эффективного общения, особенно в речи. Орфоэпические нормы, включающие правильное произношение и ударение, являются частью языковых норм и необходимы для поддержания связности в речи. Это подмножество языковых норм исследовалось М.В. Ломоносовым, русским ученым, который выступал за совершенствование языка. Точное произношение имеет большое значение, так как от него зависит понимание речи окружающимиОрфоэпия – это раздел лингвистики, который занимается изучением нормативного литературного произношения в русском языке. Этот термин происходит от греческих слов «ortho´s», что означает «правильный» или «прямой», и «e´pos», что означает «слово» или «речь». Основные значения орфоэпии заключаются в установлении и обосновании норм произношения звуков, их сочетаний, слов и ударения. Существуют разные определения понятия "орфоэпия". Некоторые лингвисты считают, что орфоэпия включает только нормы произношения звуков, их сочетаний и слов, в то время как другие считают, что она также включает нормы произношения и ударения. Исследователи, поддерживающие первую точку зрения, включают в себя М.В. Панова, А.Н. Гвоздева и В.В. Иванова, тогда как поддерживающие вторую точку зрения – А.А. Реформатского, Р.И. Иванова и Р.И. Аванесова., и ошибки в орфоэпии могут помешать этому. Навык свободного владения орфоэпией свидетельствует о высоких речевых способностях, культурной осведомленности и образованности человека.Орфоэпия, изучение произносительных норм и отклонений от них, является сложным процессом для учащихся начальной школы. Учителя играют важную роль в выявлении и исправлении ошибок произношения. Однако нормы произношения независимы и стабильны, разработанные на основе фонетических законов. Преподаватели должны хорошо владеть литературной речью для эффективного обучения произношению. Некоторые ошибки в произношении встречаются реже, но ошибки, такие как «бАлаловат» вместо «бАловат» или «красИвЕе» вместо правильного «красИвее», встречаются чаще. Изменение норм произношения возможно в зависимости от общественного мнения.Список использованной литературы1. Аванесов, Р. И. Орфоэпический словарь русского языка : произношение, ударение, грамматические формы : учебное пособие / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова. – Москва : Русский язык, 1988. – 704 с. 2. Бархударова, Е. Л. Русский язык : учебник / Е. Л. Бархударова, Е. И. Диброва ; под общ. ред. Л. Л. Касаткина. – Москва : Академия, 2005. – 768 с. 3. Бебчук, Е. М. Орфоэпия : учебное пособие / М. Я. Запрягаева, Л. Л. Сандлер. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т журналистики, 2004. – 89 с. 4. Бондаревская, Р. С. Становление проектной деятельности педагога на основе акмеологическогоподхода :автореф. дис. … канд. пед. наук :13.00.01. / Роксана Сергеевна Бондаревская. – Санкт – Петербург, 2011. – 23 с.8. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2002. – 528 с. – ISBN 5-94010-008-2. 9. Виды лингвистического анализа : учеб. пособие. В 3-х ч. Ч. 1 / Е. А. Абрамова [и др.] ; под. ред. М. В. Пименовой. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. – 128 с. – ISBN 978-5-9984-0594-5 (ч. 1). – ISBN 978-5-9984-0593-8. 10. Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. – М. : МПГУ, 2018. – 136 с. – ISBN 978-5-4263-0689-9. – [Электронный ресурс]. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1020583. 11. Друговейко-Должанская, С. В. Современное русское письмо : графика, орфография, пунктуация : терминологический словарь / С. В. Друговейко-Должанская, М. Б. Попов. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. – 190 с. – ISBN 978-5-288-05942-1. – [Электронный ресурс]. – URL: https:// dokumen.pub/9785288059421.html (дата обращения: 24.03.2023).12. Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М. : Просвещение, 2012. – 192 с. 13. Разумовская, М. М. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. – М. : Дрофа, 2012 . – 317 с. 14. Романова, Н. Н. Стилистика и стили : учеб. пособие; слов. / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. – 2-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2012. – 416 с.
2. Бархударова, Е. Л. Русский язык : учебник / Е. Л. Бархударова, Е. И. Диброва ; под общ. ред. Л. Л. Касаткина. – Москва : Академия, 2005. – 768 с.
3. Бебчук, Е. М. Орфоэпия : учебное пособие / М. Я. Запрягаева, Л. Л. Сандлер. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т журналистики, 2004. – 89 с.
4. Бондаревская, Р. С. Становление проектной деятельности педагога на основе акмеологического подхода :автореф. дис. … канд. пед. наук :13.00.01. / Роксана Сергеевна Бондаревская. – Санкт – Петербург, 2011. – 23 с.
8. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2002. – 528 с. – ISBN 5-94010-008-2.
9. Виды лингвистического анализа : учеб. пособие. В 3-х ч. Ч. 1 / Е. А. Абрамова [и др.] ; под. ред. М. В. Пименовой. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. – 128 с. – ISBN 978-5-9984-0594-5 (ч. 1). – ISBN 978-5-9984-0593-8.
10. Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. – М. : МПГУ, 2018. – 136 с. – ISBN 978-5-4263-0689-9. – [Электронный ресурс]. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1020583.
11. Друговейко-Должанская, С. В. Современное русское письмо : графика, орфография, пунктуация : терминологический словарь / С. В. Друговейко-Должанская, М. Б. Попов. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. – 190 с. – ISBN 978-5-288-05942-1. – [Электронный ресурс]. – URL: https:// dokumen.pub/9785288059421.html (дата обращения: 24.03.2023).
12. Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М. : Просвещение, 2012. – 192 с.
13. Разумовская, М. М. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. – М. : Дрофа, 2012 . – 317 с.
14. Романова, Н. Н. Стилистика и стили : учеб. пособие; слов. / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. – 2-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2012. – 416 с.