Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История
  • 18 18 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 17.07.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Анализ статьи А.В. Гришина «Об основных направлениях трансформации недемократических политических режимов» 5
2. Основные идеи И.Н. Ившиной, изложенные в «Создание федеративного государства» 8
3. Институциональный анализ специфики российской коррупции в «Кормить и править. О власти в России XVI - XX вв.» Т.С. Кондратьевой 12
4. Патцельт Вернер «Эволюция институтов, морфология и уроки истории. Можно ли извлекать уроки из истории?» 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Фрагмент для ознакомления

Это помогает ей выявить как специфические черты "кормления" в российском контексте, так и его место в более широком историческом процессе.Институциональный анализ заключается в процессе изучения "кормления" как своеобразного института, обладающего собственными нормами, правилами, традициями. Автор анализирует, как "кормление" было институционализировано в рамках российской системы управления, какие существовали неформальные правила и нормы, регулирующие отношения между "кормящимися" и "кормящими".Стоит отметить, что сочетание разных методов позволяет Татьяне Кондратьевой создать объёмную и убедительную картину эволюции "кормления" в России, показать его влияние на развитие государства, общества и менталитета.Патцельт Вернер «Эволюция институтов, морфология и уроки истории. Можно ли извлекать уроки из истории?»Статья Вернера Патцельта "Эволюция институтов, морфология и уроки истории. Можно ли извлекать уроки из истории?" посвящена сложной и многогранной теме – возможности извлечения уроков из исторического опыта с точки зрения институциональной экономики.К основным идеи данной статьи можно отнести:Критика простого переноса исторического опыта. Патцельт критикует наивный подход к истории, предполагающий, что можно напрямую копировать успешные модели прошлого или избегать прошлых ошибок. Он подчеркивает, что исторические события уникальны и неповторимы, а институты развиваются в определенном контексте, который невозможно воспроизвести. Институциональная эволюция и морфология. Автор опирается на концепции институциональной эволюции и морфологии. Институты, по мнению автора статьи, не статичны, а постоянно развиваются под влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, культурных). Подобно биологическим организмам, институты имеют свою "анатомию" (структуру) и "физиологию" (принципы функционирования), которые формируются исторически.Патцельт утверждает, что понимание эволюции и морфологии институтов позволяет более глубоко анализировать исторический опыт и делать более обоснованные выводы."Уроки" истории – не рецепты, а принципы. Автор утверждает, что из истории нельзя извлечь готовых "рецептов" для решения современных проблем. Однако изучение истории может помочь выявить общие принципы и закономерности функционирования институтов, которые могут быть полезны для понимания настоящего и прогнозирования будущего.Патцельт иллюстрирует свои идеи на примерах из экономической истории (например, развитие финансовых институтов, эволюция форм собственности). Он показывает, как изучение истории помогает понять, почему одни институциональные решения оказываются успешными, а другие – нет.Ключевой вывод Патцельта - к истории нужно подходить с осторожностью, учитывая контекст, в котором развивались события и формировались институты. Извлечение уроков из истории – это не механический процесс, а творческая интеллектуальная задача, требующая глубокого анализа и понимания исторического процесса.Статья Патцельта важна тем, что он призывает к более глубокому и критическому осмыслению исторического опыта. Автор показывает, что история может быть полезным инструментом для понимания современных проблем, но только при условии правильного к ней подхода. В целом, статья Патцельта - это призыв к более взвешенному и аналитическому использованию истории в общественных науках, в частности, в институциональной экономике.Из методов исследования, которые Патцельт использует в своей статье, можно выделить:Историко-институциональный анализ. Патцельт исследует историю развития различных институтов (финансовых институтов, форм собственности), чтобы выявить общие закономерности их эволюции и воздействия на экономическое развитие.Сравнительно-исторический метод. Автор статьи обращается к примерам из истории разных стран, чтобы подкрепить свои аргументы о разнообразии институциональных форм и траекторий развития.Морфологический анализ. Патцельт использует термин "морфология" для обозначения структурных особенностей институтов, которые складываются исторически и влияют на их функционирование.Концептуальный анализ. Автор исследования уделяет большое внимание проблеме интерпретации исторического опыта и того, что следует понимать под "уроками истории".Важно отметить, что Патцельт не просто использует эти методы механически, а стремится к их творческому сочетанию и адаптации к исследуемой проблеме. Он призывает к осторожному и взвешенному подходу к историческому анализу, подчеркивая, что история - это не набор готовых рецептов, а источник ценных уроков, которые нужно уметь правильно извлекать и интерпретировать.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что Богатое историческое наследие служит обширной базой для эмпирической верификации теоретических моделей и гипотез, разработанных в русле сравнительной политологии и исторического институционализма. Интерпретируя события прошлого сквозь призму конкретной теории, исследователи получают возможность оценить её состоятельность, выявив как подтверждающие, так и опровергающие факторы, а также определить её эвристический потенциал и ограничения.Из всех рассмотренных научных трудов, мне ближе всего идеи, изложенные в статье «Эволюция институтов, морфология и уроки истории. Можно ли извлекать уроки из истории?».Политилог из Германии, Вернер Патцельт считает, что из истории не только можно, а нужно извлекать уроки. Для этого необходимо изучать процессы изменений на разных уровнях действительности. Некоторые изменения происходят медленно, например, развитие человеческой природы и форм человеческого поведения, а также развитие языков, культур, экономических и общественных систем. Другие изменения происходят очень быстро: перемена моды, круга общения, конкретных профессиональных задач. Наконец, есть изменения, которые протекают со средней скоростью и охватывают большие временные промежутки. Морфология и исторически-эволюционныйинституционализм позволяют обнаружить в каждой исторической модели и в каждом предмете зависимые и случайные процессы формирования структур. Открытие и обобщение таких процессов имеет практическое значение для образовательных целей.Список использованной литературыГришин А.В. Об основных направлениях трансформации недемократических политических режимов. / А.В. Гришин. // Каспийский регион: политика, экономика, культура, №1(66), 2021, С. 101-106Ившина И.Н. Создание федеративного государства: сравнительно-правовое исследование / И.Н. Ившина. - Москва :Юрлитинформ, 2014. - 321 с.Кондратьева Т.С. Кормить и править. О власти в России XVI - XX вв. / Т.С. Кондратьева. 2-е изд. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2009. - 207 с.Патцельт Вернер. Эволюция институтов, морфология и уроки истории. Можно ли извлекать уроки из истории? / Вернер Патцельт. // Политическая наука, №4, 2012, С. 50-69

1.Гришин А.В. Об основных направлениях трансформации недемократических политических режимов. / А.В. Гришин. // Каспийский регион: политика, экономика, культура, №1(66), 2021, С. 101-106
2.Ившина И.Н. Создание федеративного государства: сравнительно-правовое исследование / И.Н. Ившина. - Москва : Юрлитинформ, 2014. - 321 с.
3.Кондратьева Т.С. Кормить и править. О власти в России XVI - XX вв. / Т.С. Кондратьева. 2-е изд. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2009. - 207 с.
4.Патцельт Вернер. Эволюция институтов, морфология и уроки истории. Можно ли извлекать уроки из истории? / Вернер Патцельт. // Политическая наука, №4, 2012, С. 50-69