«Организация и проведение психологического консультирования»
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 17.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты психологического консультирования 5
1.1. Сущность психологического консультирования 5
1.2. Этапы процесса психологического консультирования 9
1.3. Интервью как основной метод консультирования 14
Глава 2. Особенности организации и проведения психологического консультирования на разных возрастных этапах 18
2.1. Психологическое консультирование подростков 18
2.2. Консультативная работа со взрослыми людьми 21
2.3. Консультирование людей пожилого возраста 26
Заключение 28
Список использованных источников 30
Средиосновныхобъективныхпричинуказанныхпроблемвыделимследующие. Во-первых, взрослость, в отличие от других периодов жизни -самый длинный временной отрезок, ориентировочно от 25 до 55-60 лет, когдапроисходитокончательноеобразованиеличностнойипрофессиональнойидентичности. Во-вторых, психолог общается со взрослыми людьми разногоинтеллекта, профессий, жизненного опыта, требует от консультанта хотя быэлементарных коммуникативных навыков, умение поддерживать беседу, тоесть,профессиональнойкомпетентности.В-третьих,у взрослогочеловекаосложняется формулировки психологического запроса и проблемы, котораямаскируется с помощью механизмов психологической защиты различноговида.Поэтомупсихолог-консультантдолженбытьодновременнопрофессиональнымпсихоаналитиком,чтобыпонятьивыделить основныепервопричинывозникновенияжизненныхпроблем,скрытуюмотивациюповедения,спецификупринятияважных решений.Отдельно выделим сложность чисто психологического характера. Вовремяконсультациипсихологдолженподдерживать у клиентаощущениепсихологическогокомфорта,защищенности.Раскрываяличныетайны,переживания,заказчикчувствуетуязвимость,поэтомуотспециалистатребуетсяправильноеповедение,соответствующеереагирование.Неуместныйжест,мимика,фразавключаютвдействиемощнуюзащитуобраза "Я" человека, пришедшего на консультацию. Клиент замыкается, какправило, больше не обращается за психологической помощью, поскольку нехочетвторой разпереживатьпсихологический дискомфорт.Остановимся на психологических проблемах взрослых, нуждающихся впсихологическойконсультации.Этосамыйраспространенныйвозрастнойсегментобщества,представителикотороговосновномобращаютсясзапросами:помочьрешитьконфликты(семейные,профессиональные,межличностные, внутриличностные, в системе "родители - дети", "взрослые -взрослые"),помочьрешитьпроблемыпотериздоровьяприневрозах,аддиктивномповедении(алкоголизм,игромания,табакокурение,компьютерная,игровая,Интернет,пищеваяидругиезависимости),определитьдиагнозиустановить,можнолиприопределенныхусловияхсчитатьповедениечеловекаадекватным.Помимо наиболее распространенных тем консультативной беседы совзрослыми людьми существуют и специфические - разрушение жизненногомира человека в результате потерь, целостности образа "Я" под действиемкатастроф,катаклизмов,совершеннонепрогнозируемыхобстоятельств;переживания значительных финансовых убытков вследствие манипуляций,запугивания,мошенничествасимуществом,деньгами и т.д.Выборметодологииконсультирования-следующийлогическийэлементуспехапрактики.Вреализацииконсультативнойпомощи,всвоихвзглядах,сужденияхопричинахвозникновенияидальнейшегоразвитияпроблемыклиентапсихологсознательноилибессознательноиспользуетопределеннуюпсихологическуюпарадигму.Выборпарадигмыделоличное,однако,чащевсего,консультантначинаетсвоюпрофессиональнуюдеятельность,внедряяразличныеидеи,положения,методы,ночерезопределенныйпромежутоквремениостанавливаетсянаединой,той,чтоприноситмаксимальныйтерапевтическийэффект.Инымисловами,профессиональноемышлениепсихологакакбы"обостряется"натехнаучныхпринципах,чтобольшесоответствуютсобственномужизненномуопыту,индивидуальнымособенностям,мировоззрения,способностям.Каждыйспециалистимеетличностныйвыбор-учитыватьлиобщественноемнениеивзглядыпсихологическогосообществапопринятию(непринятие)теорийиконцепций,которыевлияютнаэффективностьпсихологическойпрактики.Вконсультативнойдеятельностиследуетиметьввидууказанныйвышеаспект,посколькупсихологнеоднократнопризаписинаприемможетуслышатьвопрос:"КакимметодомВыработаете?"Потенциальныйклиентещедовстречихочетуслышатьответ,которымможетбыть:"Используемметодпсихоанализаилинаучение,внушение,убеждение,программирование,арт-психологии,сказкотерапии,гештальт-терапии,телесно-ориентированнойтерапии,гуманистическойпсихологии,духовногоподхода,самоактуализацииит.д.".Оттого,насколькопозитивновоспринимаетсяклиентомметод,насколькоонраспространенивызываетположительныйоткликсредилюдей,зависитэффективностьконсультативнойработы.Взаимодействиясистемы"психолог-клиент"необходимоорганизоватьнатакихконкретныхнаучныхначалах:консультативнуюбеседустоитусловноразделитьнадвечасти:исследовательско-диагностическую-консультантработаетнадсозданиемраппорта,используетактивноеслушание,собираетинформациюитерапевтическую-вкоторойрешаютсяипринимаютсярешенияпоповодувозможныхизмененийиформируютсянавыки,необходимыедлясоответствующихтрансформаций(напримериспользуютсясоответствующиетехникиработысфобиями,ограничениями,убеждениямиит.п.);реализоватьвконсультативнойбеседеподход"помочьпомогатьсебе",тоестьнаучитьличностьсправлятьсясосвоимипроблемами,сосвоейжизнью.Малосказатьчеловеку,которыйволнуется,"успокойся",нужнообъяснить,показать,научить(т.е.потренировать),какэтосделать,чтобычеловекимелвозможностьразвиватьсядальше,реализовыватьсебя,ондолжнаосвоитьновые,болеесложныеэлементыиблокисознания.Именнонасозданиефункциональныхновообразований,осознаниеиумениеихэксплуатироватьидолжнабытьнаправленаработаконсультанта;проявлятьмедиаторскиеумения,которыепомогаютчеловекуотразитьпережитое,рефлексироватьиосознатьто,чтоснимпроисходит.Процессвербализации(проговаривание)психологическихпроблемнаконсультативнойвстречедаетвозможностьотделитьсебяотсвоихэмоцийимыслей,внестикритику,оценитьситуацию.Когдаречьзаходиточувствахипереживаниях,тоихвластьзаканчиваетсяиделаетсяпервыйшагвнаправленииконтролязажизненнойкризиснойситуацией;наблюдениеи"калибровка"являютсяцентральнымитехникамиконсультативнойдеятельности.Психологвтечениевсегоконтактасклиентомосуществляетподстройкикнесловеснымсигналамклиента,которыесвидетельствуютоегосостоянии.Техника"калибровка"требуетсенсорнойчувствительности,тоестьспособностизамечатьизменения(дажеоченьмелкиеи,напервыйвзгляд,несущественные)втакихэлементах,какположениетела,поворотыголовыидругихчастейтела,жестыивыражениелица,мимическиедвижения,мелкиедвиженияглаз,изменениявеличинызрачковивлажностиглаз,характерныедвижениягуб,измененияцветакожи,дыхание,громкостьидругиекачестваголоса,темпречиитомуподобное;измногихстилейпрофессиональногообщенияпсихологурекомендуетсявыбратьнедирективныйподход(К.Роджерс),тоестьумениевестиконсультативнуюбеседутак,чтобыстимулироватьклиентаксамостоятельномупоискурешенияпроблемы,принятиярешения,атакжевозложениенасебяответственностизареализациюзадуманного.Чемлучшеконсультантумеетсоздаватьпсихологическуюатмосферууваженияипозитивности,темэффективнеебудутизмененияврешениижизненногокризисаклиента.Обобщаявопроспоконсультированиювзрослых,отметим,чтоэтотвиддеятельноститребуетотпсихологапостоянногосовершенствованиятеоретическихзнаний,практическихумений,духовногоразвития.2.3.КонсультированиелюдейпожилоговозрастаПожилыелюдиявляетсяспецифическойкатегориейклиентовпсихологическойпомощи.Специфичностьпроявляетсявобострениииизменениинекоторыхчертхарактера,снижениизаинтересованностивновом,несостоятельностивосприниматьсовременныевзгляды.Изменениявихсоциальномстатусе,материальномположенииивнешностиприводятктому,чтопожилыелюдистановятсяоченьуязвимыми,унихнаблюдаетсяэмоциональнаяподавленность,изменениянастроения,склонностькдепрессивнымсостояниям.Консультированиепожилыхлюдейтребуеттеоретическихзнанийосновгеронтопсихологии,которыенеобходимыдляправильнойоценкипсихическогосостоянияпожилогочеловекаприконтактесним,дляверногопониманияегопроблем.Важнопонять,вкакихслучаяхжалобыявляютсяистинными,авкаких-этоличностнаяреакция,потребностьвобщенииилинедостаточностьинформациипоопределенномувопросу.Но,влюбомслучае,человекнедолженоставатьсябезпсихологическойподдержки.Согласногуманистическойнаправленностиконсультативнойдеятельностиспожилымилюдьми,ееглавнойцельюявляетсяпревращениенегативногообразастаростивположительныйивосприятиееекаквременидляотдыха,любимыхзанятийиразмышлений.Цельконсультативнойработыспожилымилюдьмиконкретизируютследующиезадачи:адаптациякновомустатусу,помощьвпереоценкежизненныхресурсовиинтересов,ввыборедругогодела;помощьвпринятиистаростиивсегопрошлойжизнивцелом,впоискеновыхориентиров(формированиеположительногообразастаростикаквременидлясчастья,развитиявнутреннегопокоя,обсуждениявсегохорошего,чтоявляетсяактуальнымвжизненнойситуациичеловека)улучшениеэмоциональногосостояния,настроения;повышениесамооценки.Необходимоучитыватьиндивидуальностьпожилоговозрастаито,чтомыобщаемсясличностью,котораяимеетбольшойжизненныйопыт,ночастоэтотопытейнескемподелиться.Итак,консультированиепожилыхлюдейбазируетсявосновномнапсихологическихпроблемах"финишажизни".Пожилыелюди(всвязистемиилиинымиобстоятельствами)оченьчастоявляетсяодинокими,имнескемпоговорить,даженеобязательнообихпроблемах,апростопообщаться.Целипсихологическогоконсультированиявпроцессеработыспожилымилюдьмизаключаютсявоказаниипомощичеловекупринятьстаростьивсяпрошлаяжизньвцелом,найтиновыежизненныеориентиры,смыслжизни;гармонизациииобогащениисодержанияжизниидеятельностичеловека,продолженииихпродолжительностиипроизводительности.Методамипсихологическогоконсультированияпожилыхлюдеймогутбытьтакие:интервью,целенаправленноенаблюдение,дискуссионноеобсуждениетем,рефлексивныеметоды.Основнойтехникойконсультированияпожилыхлюдейявляетсятехникаактивногослушания.Надослушатьиуслышать,потомучтолюдямвэтомвозрастенеобходимобытьуслышаннымиичувствоватьсебянужными.Вцеломособенностиконсультативнойдеятельностиспожилымилюдьмисточкизрениясовременныхнаучныхпредставленийостаростиистарениязаключаютсявсодействииадаптациикновомуэтапужизненногопути,формированииоптимистичногоотношениякновымжизненнымобстоятельствам,максимальнойпримененииположительныхаспектовимеющегосяопытаисосредоточенииналюбимыхвидахдеятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕПсихологическоеконсультированиеявляетсяособойобластьюпрактическойпсихологии,связаннойсоказаниемсостороныспециалиста-психологанепосредственнойпсихологическойпомощилюдям,которыенуждаютсявней,ввидесоветовирекомендаций.Онидаютсяпсихологомклиентунаосновеличнойбеседыипредварительногоизучениятойпроблемы,скоторойвжизнистолкнулсяклиент.Чащевсегопсихологическоеконсультированиепроводитсяпсихологом-консультантомвзаранееоговоренныечасы,вспециальнооборудованномдляэтогопомещении,какправило,изолированномотпостороннихлюдей,ивконфиденциальнойобстановке.Психологическоеконсультированиекакодинизвидовпсихологическойпомощивозниквответнапотребностилюдей,которые,неимеяклиническихнарушений,искалипсихологическуюпомощь.Именнопоэтому,специалистыпопсихологическомуконсультированиюпомогают,преждевсего,людям,испытывающимтрудностивповседневнойжизни,деятельности,общенииит.д.Психологическоеконсультированиеявляетсяоднимизвидовпрофессиональнойдеятельностипсихолога.Онотребуетсерьезнойтеоретическойипрактическойподготовки.Психологическоеконсультированиеявляетсяпроцессом,вкоторомвзаимодействуютипроживаютчастьсвоейжизнидвое:клиентиконсультант.Этотпроцессдинамичен,внемвозможныуспехиинеудачисобеихсторон.Консультантработаетспроблемамиповседневнойжизни,вкоторуювключеналичностьклиента.Этомогутбытьитрудностиразвитияиадаптации,итрудностипринятиярешения,трудностижизненноговыбора,сложностипереживаниякризисныхпериодов,сложностивовзаимоотношенияхслюдьми,вызванныеакцентуациямихарактеров,заболеваниями,трудностиличностногоростаисовершенствования.Широкийкругтакихпроблемисоставляетпредметконсультирования.Психологическоеконсультированиепомогаетчеловекувыбиратьидействоватьпособственномуусмотрению,обучатьсяновомуповедениюспособствуетразвитиюличности.Входеконсультативнойбеседыимеетсявозможностьширевзглянутьнаситуацию,иначеоценитьсвоюрольвнейи,всоответствиисэтимновымвидением,изменитьсвоеотношениекпроисходящемуисобственноеповедение.Впроцессеконсультированияакцентируетсяответственностьчеловека,т.е.признается,чтонезависимый,ответственныйиндивидспособенвсоответствующихобстоятельствахприниматьсамостоятельныерешения,аконсультантсоздаетусловия,которыепоощряютволевоеповедениечеловека.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВАлешина Ю.Е.Индивидуальноеисемейноепсихологическоеконсультирование.–М.:Независимаяфирма«Класс»,2019.БолотоваО.В.Основыконсультативнойпсихологии:учебноепособие /сост.О.В.Болотова.– Ставрополь:Изд-во СКФУ,2020.Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. –Изд.3-е,испр.и доп.–М.:Независимаяфирма«Класс»,2019.Бурдин М. В., Игнатова Е. С. Психологическое консультированиеи психотерапия: технология сократического диалога: учеб.пособие / М. В.Бурдин,Е.С.Игнатова.–Пермь,2019.Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. –СПб.:Питер,2020.Голубева,Г.Ф.Технологииформированиябазовыхнавыковпрофессиональнойкомпетентностипсихологов-консультантов/Г.Ф.Голубева,Р.К.Карнеев,Е.М.Фещенко.–Киров:Изд-воМЦИТО,2021.ГольеваГ.Ю.Психологическоеконсультирование.Учебноепособие.-Челябинск:Изд-во«Цицеро»,–2019.Джордж, Р. Консультирование: теория и практика. Пер. с англ. А.Шадура/ Р.Джордж,Т.Кристиани.–М.:Эксмо,2019.Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / ЗабродинЮ.М.,ПахальянВ.Э.:подобщ.Ред.Ю.М.Забродин.–М.:Эксмо,2020.Капуччи,Д.,Стауффер,М.Психологическоеконсультированиезависимых клиентов / ДейвидКапуччи, Марк Д. Стауффер; пер. с англ. С.В.Кравченко.–Киев:«Диалектика»,2021.КочюнасР.Основыпсихологическогоконсультирования.–М.:«Академическийпроект»,2019.ЛиндеН.Д.Психологическоеконсультирование:Теорияипрактика.–М.:АспектПресс,2019.Меновщиков,В.Ю.Введениевпсихологическоеконсультирование/ В.Ю.Меновщиков.–М.:Смысл,2020.Очирова Л. И. Основы консультативной психологии: учеб.-метод.пособие/сост.Л.И.Очирова.—Улан-Удэ:ИздательствоБурятскогогосуниверситета,2019.ФроловаС.В.Теорияипрактикапсихологическогоконсультирования / С.В. Фролова. – Саратов: Саратовский государственныйуниверситет,2019.ХухлаеваО.В.Основыпсихологическогоконсультированияипсихологическойкоррекции.–М.,2020.ШнейдерЛ.Б.,ВольноваГ.В.,ЗыковаМ.Н.Психологическоеконсультирование.–М.,2020.
2.Болотова О. В. Основы консультативной психологии: учебное пособие / сост. О. В. Болотова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020.
3.Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2019.
4.Бурдин М. В., Игнатова Е. С. Психологическое консультирование и психотерапия: технология сократического диалога: учеб. пособие / М. В. Бурдин, Е. С. Игнатова. – Пермь, 2019.
5.Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2020.
6.Голубева, Г. Ф. Технологии формирования базовых навыков профессиональной компетентности психологов-консультантов / Г. Ф. Голубева, Р. К. Карнеев, Е. М. Фещенко. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2021.
7.Гольева Г.Ю. Психологическое консультирование. Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», – 2019.
8.Джордж, Р. Консультирование: теория и практика. Пер. с англ. А. Шадура / Р. Джордж, Т. Кристиани. – М.: Эксмо, 2019.
9.Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.: под общ. Ред. Ю.М. Забродин. – М.: Эксмо, 2020.
10.Капуччи, Д.,Стауффер, М. Психологическое консультирование зависимых клиентов / Дейвид Капуччи, Марк Д. Стауффер; пер. с англ. С.В. Кравченко. – Киев: «Диалектика», 2021.
11.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: «Академический проект», 2019.
12.Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2019.
13.Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 2020.
14.Очирова Л. И. Основы консультативной психологии: учеб.-метод. пособие / сост. Л. И. Очирова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2019.
15.Фролова С. В. Теория и практика психологического консультирования / С.В. Фролова. – Саратов: Саратовский государственный университет, 2019.
16.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2020.
17.Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. – М., 2020.