Представление веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 44 44 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 20.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования представлений веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге 5
1.1. Характеристика социальных представлений 5
1.2. Исследования представлений веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге 11
Глава II. Эмпирическое исследование представлений веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Результаты исследования 23
Заключение 32
Список литературы 35
Приложение 38

Фрагмент для ознакомления

Мясоеды также считают себя достаточно упрямыми,отзывчивыми, в меру сильными.Оценки вегетарианцев и веганов по данным характеристикам ниже.Мясоеды считают себя скорее эгоистичными и зависимыми. Вегетарианцы считают мясоедов еще более эгоистичными и зависимыми.Для веганов мясоеды очень эгоистичны, зависимы, скорее безответственны, несправедливы, враждебны и неискренни.Таким образом, образ мясоеда в целом довольно противоречивый, при этом веганы более критично относятся к мясоедам. Результаты диагностики по шкале враждебности В. Кука, Д. Медлей, CMHS в трех группах испытуемых представлены в таблице 2 в Приложении.Среднегрупповая выраженность цинизма, агрессивности и враждебности отражена на рисунке 6.Результаты диагностики показали, что во всех группах отмечается средний показатель цинизма с тенденцией к высокому. Им иногда характерно пренебрежительное отношение к нормам морали, общепринятым устоям, недоверие к мотивам других людей, отсутствие веры в людей. Более всего цинизм характерен веганам, менее всего – мясоедам.Во всех группах отмечается средний показатель агрессивности с тенденцией к высокому. То есть, у всех есть предрасположенность к поведению, целью которого является причинениевредаокружающему, людям или себе. Более всего агрессивность выражена у мясоедов, менее всего – у вегетарианцев.Рис. 6. Среднегрупповая выраженность цинизма, агрессивности и враждебности.Во всех группах отмечается средний показатель враждебности с тенденцией к высокому. То есть, всем испытуемым иногда характерно недоброжелательное отношение к людям, недоверие, подозрительность, обида. Более всего враждебность выражена у веганов и вегетарианцев, немного меньше – у мясоедов.Результаты диагностики по шкале принятия других В. Фейя в трех группах испытуемых представлены в таблице 3 в Приложении.Результаты диагностики показали, что во всех группах отмечается среднийуровеньпринятия других с тенденцией к высокому. Однако разброс в группах сильно различается. Соотношение испытуемых трех групп с разным уровнем принятия других отражено на рисунке 7.По данным соотношения видно, что по уровню принятия других веганы являются самой разнородной группой, в которой есть лица со всеми уровнями принятия других. У большинства веганов (40%) высокий уровень принятия других. Они принимают людей такими, как они есть, выражают большую терпимость и приветствую различия и многообразие вдругихлюдях. В группе мясоедов такой человек один (20%), среди вегетарианцев лиц высоким уровнем принятия других нет. По одному человеку среди веганов имеют тенденцию к высокому уровню, тенденцию низкому уровню и низкий уровень принятия других. Низкий уровень принятия других в остальных группах не встречается.Рис. 4. Соотношение испытуемых трех групп с разным уровнем принятия других.Группа вегетарианцев самая однородная по уровню принятия других. Подавляющее число вегетарианцев (80%) имеют тенденцию к высокому уровню принятия других, они в основном принимают людей такими, как они есть, достаточно терпимо относятся к многообразию людей. У одного человека (20%) отмечается тенденция к низкому уровню принятия других.Большинство мясоедов (60%) имеют тенденцию к высокому уровню принятия других, они в основном принимают людей такими, как они есть, достаточно терпимо относятся к многообразию людей. У одного человека (20%) отмечается тенденция к низкому уровню принятия других и у одного человека (20%) выявлен высокий уровень принятия других.Результаты сравнительного анализапредставлений веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге представлены в таблице 4 в Приложении.Значимые различия представлений веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге представлены в таблице 5.Таблица 5Значимые различия впредставлениях веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге (U-критерий Манна-Уитни)Группа 1 и 2 Группа 1 и 3Группа 2 и 3UрUрUРСильный Ч2,50,014Добрый Ч2,50,014Независимый Ч0,00,003Отзывчивый Ч2,50,014Справедливый Ч2,50,014Дружелюбный Ч2,50,014Честный Ч0,00,0032,50,014Честный М2,50,014Раздражительный ВН2,50,014Раздражительный ВЦ2,50,0142,50,014Результаты статистического сравнительного анализа показали, что вегетарианцы представляют мясоедов более честными, чем веганы (р≤0,05). Веганыпредставляют веганов (р≤0,05) и вегетарианцев (р≤0,05) более невозмутимыми и спокойными, чем вегетарианцы.У мясоедов значительно больше, чем у веганов образ «чужой» представляется как сильный (р≤0,05), добрый (р≤0,05), независимый (р≤0,01),отзывчивый (р≤0,05), справедливый (р≤0,05), дружелюбный (р≤0,05) и честный (р≤0,05).Веганы представляют вегетарианцев более невозмутимыми и спокойными, чем мясоеды (р≤0,05).У мясоедов значительно больше, чем у вегетарианцев образ «чужой» представляется как честный (р≤0,05).Таким образом, представления веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге значимо различаются.ЗаключениеДанноеисследование было предпринято с целью изучения представлений веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, чтопредставления представляют собой психический процесс создания объектов и явлений объективного мира, ранее воспринятого человеком в уме, информация о котором сохраняется в его памяти. Структура представления как многокомпонентного, многослойного образования включает в себя сознание, объектное отображение внешнего мира и предметное отображение. Социальные представления – это универсальный социально-психологический феномен, который включает в себя все формы познания, объединяя мысли, идеи, знания и образы, которыми обмениваются члены сообщества.Вегетарианство и веганство– мировоззрение, система убеждений и поведения. В основе вегетарианства лежит принцип недопустимости убийства живых существ. В основе веганства лежит принцип недопустимости убийства и эксплуатации живых существ. В настоящее время быть здоровым веганом или вегетарианцем вполне возможно, поскольку есть доступ к разнообразию продуктов, что позволяет составить сбалансированный рацион. Что касается представлений веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге, то таких исследований не проводилось.По данным социологических исследований, веганы стоят на втором месте по степени общественного неприятия после людей с химической зависимостью. Мясоеды и вегетарианцы и веганы постоянно сталкиваются друг с другом. Чаще все лояльно относятся кдруг другу, однако, многие вступают в споры друг с другом, нередко опускаясь до оскорблений.Результаты эмпирического исследования показали, что для всех групп испытуемых образ своих ассоциируется с полной отзывчивостью, дружелюбием и честностью. Для веганов чужая группа очень слабая, эгоистичная, зависимая, чёрствая, несправедливая, враждебная и неискренняя, чаще недобросовестная, раздражительная. Для вегетарианцев чужие очень раздражительны, в меру сильные, добросовестные, упрямые, уверенные в себе. Для мясоедов чужие очень независимые, уверенные, честные, достаточно сильные, упрямые, добрые, отзывчивые, справедливые, дружелюбные. Веганы противопоставляют группы своих и чужих больше всего. У мясоедов группы своих и чужих имеют сходство.Вегетарианцы и мясоеды считают веганов очень добросовестными, упрямыми и честными. Для вегетарианцев веганы также очень справедливые, а для мясоедов веганы очень отзывчивые и уверенные в себе. Оценки самих веганов по данным характеристикам ниже. Веганы считают вегетарианцев полностью невозмутимыми и спокойными, вегетарианцы и мясоеды считают вегетарианцев достаточно раздражительными. Вегетарианцы и мясоеды считают вегетарианцев очень справедливыми и достаточно отзывчивыми. Мясоеды также считают вегетарианцев очень добросовестными, независимыми, дружелюбными, уверенными в себе и достаточно упрямыми.Оценки самих вегетарианцев, а также веганов по данным характеристикам ниже.Мясоеды считают себя очень раздражительными. Веганы и вегетарианцы считают мясоедов достаточно спокойными. Вегетарианцы и мясоеды считают мясоедов достаточно уверенными в себе и в меру справедливыми.Вегетарианцы считают мясоедов очень честными, достаточнодружелюбными идобросовестными.Для веганов мясоеды очень эгоистичны, зависимы, скорее безответственны, несправедливы, враждебны и неискренни.Во всех группах отмечается средний показатель цинизма с тенденцией к высокому. Им иногда характерно пренебрежительное отношение к нормам морали, общепринятым устоям, недоверие к мотивам других людей, отсутствие веры в людей. Во всех группах отмечается средний показатель агрессивностии враждебности с тенденцией к высокому. Во всех группах отмечается среднийуровеньпринятия других с тенденцией к высокому. Веганы являются самой разнородной группой, в которой есть лица со всеми уровнями принятия других. Группа вегетарианцев самая однородная по уровню принятия других. Подавляющее число вегетарианцев имеют тенденцию к высокому уровню принятия других.Результаты сравнительного анализа показали, что вегетарианцы представляют мясоедов более честными, чем веганы. Веганы представляют веганов и вегетарианцев более невозмутимыми и спокойными, чем вегетарианцы.У мясоедов значительно больше, чем у веганов образ «чужой» представляется как сильный, добрый, независимый,отзывчивый, справедливый, дружелюбный и честный.Веганы представляют вегетарианцев более невозмутимыми и спокойными, чем мясоеды.У мясоедов значительно больше, чем у вегетарианцев образ «чужой» представляется как честный.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Представления веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге значимо различаются.Список литературыАлишев Б.С. Понятие представление в современной психологии // Ученые записки казанского университета. – 2014. – том 156, кн. 6. – С. 141 – 148.Бетильмерзаева М.М. Общественное сознание как феномен и как понятие. В сборнике: Наука в современном мире: взгляд молодых ученых. Материалы IX Международной научно-практической конференции и Материалы круглого стола. – Грозный-Махачкала, 2023. – С. 508-516.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 671 c.Долгополов Д.В., Соловьева А.Д., Черказьянова М.С. Анализ социального влияния на потребительское поведение молодежи на рынке «зеленых» продуктов питания // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2023. – № 10 (228). – С. 38-45.Кириллова В.В. Современный взгляд на вегетарианство. В сборнике: Методы математического анализа социально-экономических процессов. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 162-165.Кравченко А. Кто такие веганы и чем отличаются от вегетарианцев? Основные убеждения и предпочтения в питании // Лента. – 2024. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2024/03/25/kto-takie-vegany/Леонова Е.Н. Социально-психологические закономерности пищевого поведения // Вестник Удмуртского университета. – 2017. – № 2(27). – С. 174-181.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.Макеева А.А. Понятие социальных представлений в психологии. В сборнике: Молодёжная наука: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 126-128.Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. – 1992. – № 2. – С. 83 – 96.Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. – Т. 16. – № 1. – С. 3-18. Никулина Н.Л. Вегетарианство в современном обществе.уровень осведомлённости населения о данной культуре питания. В сборнике: Актуальные вопросы современных научных исследований.сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях. – Пенза, 2023. – С. 281-283.Пфейлер Т.М. и Эглофф Б. Личность и потребление мяса: важность различия между типами мяса // Аппетит. – 2018. – № 130. – С. 11-19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2020. – 720с. Суворова О.В., Авдиенко Ю.А. Психологические и социально-психологические особенности личности с вегетарианским типом пищевого поведения // Health, Food & Biotechnology. – 2022. – Т. 4. – № 2. – С. 17-30.Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки / Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 349с.Тузова О.Н. Социальные представления как социально-психологическое понятие // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 4 (96). – С. 91-95.Холлер С., Крамер Х., Либшер Д., Джейтлер М., Шуман Д., Мерти В., Михальсен А. и Кесслер К.С. Различия между всеядными и вегетарианцами в профилях личности, ценностях и эмпатии: систематический обзор // FrontiersinPsychology. – 2021. – № 7. – Р. 72 – 78.Юдина Г.Ф., Ганиева И.Р. Вегетарианство vsмясоедство. В сборнике: Материалы 47-й Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов с международным участием. – 2020. – С. 1020-1023.Abric J.-Cl. Experimental study of group creativity: Task representation, group structure and performance // European Journal of Social Psychology. – 1971. – № 1 (3). – P. 311 – 326.Docherty D. Jasper C. The cheese paradox: How do vegetarians justify consuming non-meat animal products? // Appetite. – 2023. – №9. – Р. 25 – 29.The hidden biases that drive anti vegan hatred // BBC, 2020. – №9.The vegetarian town: They wouldn't hurt a fly but the Jains upset Palitana with meat-free plea // The Independent. – 2014-07-06. ПриложениеТаблица 1Результаты диагностики по методике «Семантический дифференциал»Ч. Осгуда в трех группах испытуемыхХарактеристикиОбразы*ВеганыВегетарианцыМясоеды19121315М3781114М245610МСильныйС111111110110,8011110,8Ч000000011010,6111100,8ВН011110,8110110,8110100,6ВЦ011110,8110110,8111010,8М001010,4101000,4011010,6ДобросовестныйС111111111100,8110010,6Ч000010,2110010,6110000,4ВН011110,8111111111111ВЦ011110,8111100,8111111М001000,2111100,8110010,6УпрямыйС110010,6111000,6101110,8Ч011100,6010110,6101110,8ВН010110,6111111111111ВЦ010010,4101100,6111100,8М001010,4110100,6111010,8ДобрыйС101110,8111111111111Ч000000100000,2110110,8ВН011100,6011110,8110110,8ВЦ010100,4011110,8110010,6М000000000010,2110000,4НезависимыйС111111111111010110,6Ч000000100010,4111111ВН011100,6011110,8111010,8ВЦ010100,4011100,6111111М000000001000,2010010,4ОтзывчивыйС111111111111111111Ч000000010010,4110110,8ВН011100,6011110,8111111ВЦ011100,6011110,8111010,8М001110,6011010,6110110,8СправедливыйС111111111111110110,8Ч000000010010,4110110,8ВН011110,8111111111010,8ВЦ010110,6111111111111М000010,2110010,6110010,6ДружелюбныйС111111111111111111Ч000000100010,4110110,8ВН011110,8011110,8110110,8ВЦ011110,8011110,8111111М000010,2011110,8110010,6УверенныйС111111011110,8111111Ч000110,4110010,6111111ВН011100,6011110,8111111ВЦ011100,6011100,6111111М011100,6011110,8111010,8ЧестныйС111111111111111111Ч000000000010,2111111ВН011110,8111111111111ВЦ010110,6111100,8110010,6М000010,2111111111010,8РаздражительныйС100010,4110010,6100110,6Ч011110,8111111100110,6ВН000000110110,8110010,6ВЦ000000101110,8110110,8М011100,6011100,6111111*Образы: С – свой; Ч – чужой; ВН – веган; ВЦ – вегетарианец; М – мясоед.Таблица 2Результаты диагностики по шкале враждебности В. Кука, Д. Медлей, CMHS в трех группах испытуемых ВеганыВегетарианцыМясоеды№ЦинизмАгрессивностьВраждебность№ЦинизмАгрессивностьВраждебность№ЦинизмАгрессивностьВраждебность156412515041261584219261362824927142383618331241335631183573227465342046538304513626557432354829215473718М54,035,621,8М53,633,221,8М50,236,621,6σ13,37,45,7σ7,16,06,3σ8,23,64,5Таблица 3Результаты диагностики по шкале принятия других В. Фейя в трех группах испытуемых№ВеганыВегетарианцыМясоеды16249592295269366544444040465505256М49,449,454,8σ15,35,510,2Таблица 4Результаты сравнительного анализапредставлений веганов, вегетарианцев, мясоедов друг о друге (U-критерий Манна-Уитни)Группа 1 и 2 Группа 1 и 3Группа 2 и 3UрUрUрСильныйС10,00,31710,00,31712,51Ч5,00,052,50,01410,00,513ВН12,5110,00,51310,00,513ВЦ12,5112,5112,51М12,5110,00,54910,00,549ДобросовестныйС10,00,3177,50,13410,00,513Ч7,50,22110,00,51310,00,549ВН10,00,31710,00,31712,51ВЦ12,5110,00,31710,00,317М5,00,0727,50,22110,00,513УпрямыйС12,5110,00,51310,00,513Ч12,5110,00,51310,00,513ВН7,50,1347,50,13412,51ВЦ10,00,5497,50,22110,00,513М10,00,5497,50,22110,00,513ДобрыйС10,00,31710,00,31712,51Ч10,00,3172,50,0145,00,072ВН10,00,51310,00,51312,51ВЦ7,50,22110,00,54910,00,513М10,00,3177,50,13410,00,513НезависимыйС12,517,50,1347,50,134Ч7,50,1340,00,0035,00,05ВН10,00,51310,00,51312,51ВЦ10,00,5495,00,057,50,134М10,00,3177,50,13410,00,513ОтзывчивыйС12,5112,5112,51Ч7,50,1342,50,0147,50,221ВН10,00,5137,50,13410,00,317ВЦ10,00,51310,00,51312,51М12,5110,00,51310,00,513СправедливыйС12,5110,00,31710,00,317Ч7,50,1342,50,0147,50,221ВН10,00,31712,5110,00,317ВЦ7,50,1347,50,13412,51М7,50,2217,50,22112,51ДружелюбныйС12,5112,5112,51Ч7,50,1342,50,0147,50,221ВН12,5112,5112,51ВЦ12,5110,00,31710,00,317М5,00,0727,50,22110,00,513УверенныйС10,00,31712,5110,00,317Ч10,00,5495,00,057,50,134ВН10,00,5137,50,13410,00,317ВЦ12,517,50,1347,50,134М10,00,51310,00,51312,51ЧестныйС12,5112,5112,51Ч10,00,3170,00,0032,50,014ВН10,00,31710,00,31712,51ВЦ10,00,51312,5110,00,513М2,50,0145,00,07210,00,317РаздражительныйС10,00,54910,00,54912,51Ч10,00,31710,00,5137,50,134ВН2,50,0145,00,0510,00,513ВЦ2,50,0142,50,01412,51М12,517,50,1347,50,134Цинизм9,00,4628,50,40211,00,754Агрессивность9,50,5312,00,9168,00,346Враждебность12,00,91711,00,75312,51Принятие других12,5110,00,6028,00,346

1.Алишев Б.С. Понятие представление в современной психологии // Ученые записки казанского университета. – 2014. – том 156, кн. 6. – С. 141 – 148.
2.Бетильмерзаева М.М. Общественное сознание как феномен и как понятие. В сборнике: Наука в современном мире: взгляд молодых ученых. Материалы IX Международной научно-практической конференции и Материалы круглого стола. – Грозный-Махачкала, 2023. – С. 508-516.
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 671 c.
4.Долгополов Д.В., Соловьева А.Д., Черказьянова М.С. Анализ социального влияния на потребительское поведение молодежи на рынке «зеленых» продуктов питания // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2023. – № 10 (228). – С. 38-45.
5.Кириллова В.В. Современный взгляд на вегетарианство. В сборнике: Методы математического анализа социально-экономических процессов. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 162-165.
6.Кравченко А. Кто такие веганы и чем отличаются от вегетарианцев? Основные убеждения и предпочтения в питании // Лента. – 2024. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2024/03/25/kto-takie-vegany/
7.Леонова Е.Н. Социально-психологические закономерности пищевого поведения // Вестник Удмуртского университета. – 2017. – № 2(27). – С. 174-181.
8.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
9.Макеева А.А. Понятие социальных представлений в психологии. В сборнике: Молодёжная наука: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 126-128.
10.Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. – 1992. – № 2. – С. 83 – 96.
11.Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. – Т. 16. – № 1. – С. 3-18.
12.Никулина Н.Л. Вегетарианство в современном обществе. уровень осведомлённости населения о данной культуре питания. В сборнике: Актуальные вопросы современных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях. – Пенза, 2023. – С. 281-283.
13.Пфейлер Т.М. и Эглофф Б. Личность и потребление мяса: важность различия между типами мяса // Аппетит. – 2018. – № 130. – С. 11-19.
14.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2020. – 720с.
15.Суворова О.В., Авдиенко Ю.А. Психологические и социально-психологические особенности личности с вегетарианским типом пищевого поведения // Health, Food & Biotechnology. – 2022. – Т. 4. – № 2. – С. 17-30.
16.Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки / Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 349с.
17.Тузова О.Н. Социальные представления как социально-психологическое понятие // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 4 (96). – С. 91-95.
18.Холлер С., Крамер Х., Либшер Д., Джейтлер М., Шуман Д., Мерти В., Михальсен А. и Кесслер К.С. Различия между всеядными и вегетарианцами в профилях личности, ценностях и эмпатии: систематический обзор // Frontiers in Psychology. – 2021. – № 7. – Р. 72 – 78.
19.Юдина Г.Ф., Ганиева И.Р. Вегетарианство vs мясоедство. В сборнике: Материалы 47-й Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов с международным участием. – 2020. – С. 1020-1023.
20.Abric J.-Cl. Experimental study of group creativity: Task representation, group structure and performance // European Journal of Social Psychology. – 1971. – № 1 (3). – P. 311 – 326.
21.Docherty D. Jasper C. The cheese paradox: How do vegetarians justify consuming non-meat animal products? // Appetite. – 2023. – №9. – Р. 25 – 29.
22.The hidden biases that drive anti vegan hatred // BBC, 2020. – №9.
23.The vegetarian town: They wouldn't hurt a fly but the Jains upset Palitana with meat-free plea // The Independent. – 2014-07-06.