Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 19.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА 5
1.1Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями 5
1.2 Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта 9
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 15
2.1 Организация и методики исследования 15
2.2 Анализ результатов исследования особенностей зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 29

Фрагмент для ознакомления

На среднем уровне у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями развито зрительное и пространственное восприятие. Следует отметить, что детям с отклонениями в развитии требуется больше времени для выполнения заданий, чем нормально развивающимся детям.Таким образом, можно сделать выводо несформированности зрительного восприятие у детей имеет нарушение интеллектуального развития: нарушение предмета и структуры восприятия, затруднение ориентации в пространстве вправо и влево, что отрицательно влияет на изобразительные навыки. Рассмотрим результаты исследования целостного восприятия у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями интеллекта.В целом при сравнительном анализе данных двух групп по различным показателям развития целостного восприятия у нормальных и умственно отсталых детей – средний показатель в группе с нормальным развитием составляет 3,5 балла, в группе детей с нарушениями умственного развития. , средний балл – 2,5 балла. Данные исследования уровня развития целостного восприятия представлены в таблице 13 (приложение 6)[8].В группе нормального развития и в группе детей с нарушениями умственного развития 50% детей имеют средний уровень целостного восприятия: принимают и понимают цель задания, выполняют способ выбора, после обучения переходят на метод целенаправленных проб, другие дети с ограниченными интеллектуальными возможностями принимают задание, но не понимают условий задания, действуют хаотично, после обучения не переходят к самостоятельному способу выполнения, т.е. у них низкий уровень развития целостного восприятия, что свидетельствует о его нарушении.Остальные дети с нормальным развитием (50 %) приняли и поняли цель задания, действовали самостоятельно посредством проб или практических испытаний, что свидетельствует о полном формировании целостного восприятия. Проведем сравнительный анализ особенностей восприятия объемной формы тела и его плоского изображения у нормальных детей и детей с ограниченными умственными способностями (Забрамная С. Д.). Данные о развитии восприятия объемной формы тела и его плоского изображения у детей в норме и с нарушениями умственного развития представлены в таблице 14 (приложение 6)[8].В целом проведен сравнительный анализ данных двух групп по различным показателям развития восприятия объемной формы тела и его плоского изображения у детей с нормальным и нарушенным умственным развитием – средний показатель в группе с нормальным развитием составляет 3,7 балла, в группе детей с ограниченными интеллектуальными возможностями средний показатель составляет 2,6 балла. Основным отличием двух исследуемых групп детей является разница в преобладании высокого уровня восприятия объемной формы тела и его плоского изображения.Так, в группе детей с нормальным развитием преобладает высокий уровень цветовосприятия (59% детей), в группе детей с нарушениями умственного развития высокий уровень развития формы отсутствует. В группе детей с ограниченными интеллектуальными возможностями у 50% детей уровень низкий - действия нецеленаправленны, используется сила нажатия цифр, многие действия неадекватны. Помощь малоэффективна, такие же трудности возникают при повторении задания, в группе детей с нормальным развитием только один ребенок (8% младших школьников) имеет такой уровень развития восприятия формы.Средний уровень развития, когда старшеклассники понимают цель, используют метод выбора вариантов при выполнении задания, используют силу нажатия цифр, но после обучения действуют методом Целевых тестов, имеют 50% детей с интеллектуальные нарушения и 33% детей с нормальным развитием. Но даже после обучения детям с ограниченными интеллектуальными возможностями требуется больше времени для выполнения целевых тестов и поиска правильного плоского изображения трехмерной формы тела. Старшие школьники с нормальным развитием после обучения больше используют метод зрительной корреляции при выполнении заданий.Таким образом, сравнительный анализ особенностей развития восприятия у детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием свидетельствует о формировании зрительного и целостного восприятия у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием. У детей с нарушениями интеллекта наблюдаются нарушения в развитии восприятия: нарушаются перцептивные свойства предмета и структуры, затруднено узнавание предмета с необычной стороны, буквы и буквенные элементы не всегда распознаются и смешиваются, страдает целостность восприятия.Выводы по второй главе. Таким образом, эксперимент по выявлению уровня развития восприятия у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и интеллектуальными нарушениями был основан на методах, направленных на изучение зрительного восприятия и комплексном исследовании восприятия цвета и формы. Данные исследования свидетельствуют о формировании целостного восприятия формы и цвета у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием зрительного восприятия. У детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта наблюдаются нарушения в развитии восприятия: нарушаются такие свойства восприятия, как предмет и структура.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта были рассмотрены теоретические аспекты данной проблемы, а также проведены практические исследования.Зрительное восприятие играет важную роль в жизни человека, позволяя ему ориентироваться в пространстве, распознавать объекты, понимать их свойства и отношения между ними. Однако у детей с нарушениями интеллекта могут наблюдаться различные нарушения зрительных функций, которые могут затруднять процесс восприятия и обработки информации.На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что зрительное восприятие у детей с интеллектуальными нарушениями имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке коррекционно-развивающих программ. Эти программы должны быть направлены на развитие и коррекцию нарушенных функций зрительного восприятия, а также на формирование навыков анализа и интерпретации визуальной информации.Для успешной реализации таких программ необходимо использовать разнообразные методы и приемы работы, такие как упражнения для улучшения восприятия формы, размера и пространства, обучение навыкам анализа и интерпретации визуальной информации, развитие памяти и мышления, использование наглядных материалов и специальных техник и методов обучения.Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость разработки и внедрения специализированных программ коррекции и развития зрительного восприятия для детей с нарушением интеллекта. Это позволит им улучшить свои способности к восприятию и обработке визуальной информации и повысить уровень адаптации к окружающей среде.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста./ Е. Е. Алексеева. - М. : Издательство Юрайт, 2022. - 195 с.2. Баранова К. В. Методы формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / К. В. Баранова. // Образование и воспитание. - 2024. - № 1 (47). - С. 30-32. 3. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. - СПб.: Педагогика, 2022. - 368 с. 4. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. / О. О. Гонина. - М. : Издательство Юрайт, 2021. - 425 с. 5. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста./ С. А. Козлова - М. : Издательство Юрайт, 2022. - 202 с. 6. Комплексный тест М. Фростик [Электронный ресурс] - URL: https://ok.ru/tiflopedag/topic 7. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. / О. В. Крежевских. -М. : Издательство Юрайт, 2016. - 165 с.8. МБОУ №113. [Электронный ресурс] - URL: https://school113-nn.edusite.ru/?ysclid=lxeowsngiq2407070419. Меликян З. А. Организация зрительного восприятия у младших школьников / З. А. Меликян. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. - 136 с.10. Методика «Коробка форм, или «Почтовый ящик» С. Д. Забрамной [Электронный ресурс] - URL: https://www.eduportal44.ru/sharya_ 11. Методика «Разрезные картинки» С. Д. Забрамной. [Электронный ресурс] - URL: https://valdou7.ucoz.net/elkatalog/blok0/1_blok_kc.pdf12. Методика «Цветные кубики» Е. А. Стребелевой [Электронный ресурс] - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley13. Петрова В. Г. Психология умственно отсталого школьника. / В. Г. Петрова. - М.: Изд-во РОУ, 2021. - 46 с.14. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников./ Петрова В.Г. - М.: Академия, 2022. 160 с.15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника./ Рубинштейн С.Я. - М.: Просвещение, 2023. 192 с.16. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения./ Е. А. Сорокоумова. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 216 с. 17. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. / О. В. Тихомирова. - М. : Издательство Юрайт, 2021. - 155 с.18. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. - М. : Издательство Юрайт, 2020. - 367 с.19. Шеботинова Е. А. Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте / Е. А. Шеботинова. // Молодой ученый. - 2020. - № 2.1 (240.1). - С. 44–46 20. Шкляр Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников // Начальная школа. 2021, № 8. С. 71-73.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Таблица 1 Характеристика детей с нормальным развитиемИмяВозрастСостав семьиСоциальный статус родителейПетр О.4,8полнаяслужащиеЮля К.5,0полнаяИПИра Т.4,9неполнаярабочийОля Д.4,4полнаяслужащая, рабочийСаша П.4,6неполнаяслужащаяВаня С.5,1неполнаярабочаяДенис И.4,3неполнаяИПТома Ш.4,7полнаябезработная, служащийИгорь Э.4,9полнаяслужащая, ИПРома С.4,3неполнаярабочийВитя В.4,5неполнаяИПМаа П.4,7неполнаяслужащаяТаблица 2 Характеристика детей с нарушением интеллектуального развитияИмяВозрастСостав семьиСоциальный статус родителейДиагнозПаша О.4,2полнаслужащиелегкая степень умственной отсталостиЖеня И.4,7полнабезработная, ИПлегкая степень умственной отсталостиОлег Ш.5,0неполнаяслужащаялегкая степень умственной отсталостиТаня С.4,8полнаяИПлегкая степень умственной отсталостиРима В.4,5неполнаярабочаяумеренная степень умственной отсталостиДина П.4,8полнаяслужащая, ИПлегкая умственная отсталостьУля Ч.4,9полнаярабочиелегкая степень умственной отсталостиАнна П.5,0неполнаярабочийумеренная степень умственной отсталостиМарат С.4,2неполнаяслужащаялегкая умственная отсталостьНина К.4,6полнаябезработная, ИПумеренная степень умственной отсталостиПриложение 2Таблица 3Уровень развития восприятия цвета младших школьников с нормальным развитием по методике Е.А. СтребелевойИмябаллыуровень развитияПетр О.4высокийЮля К.4высокийИра Т.3среднийОля Д.4высокийСаша П.4высокийВаня С.3среднийДенис И.4высокийТома Ш.4высокийИгорь Э.3среднийРома С.4высокийВитя В.4высокий Мая П.4высокийМ (средний показатель)3,7Таблица 4 Уровень развития показателей зрительного восприятия детей с нормальным развитием (комплексный тест М.Фростик)ИмяСубтестыИтог теста 1 2 3 4Петр О.181471958Юля К.151371752Ира Т.161561755Оля Д.151361549Саша П.191071955Ваня С.181361855Денис И.181361956Тома Ш.151271751Игорь Э.141371852Рома С.181071954Витя В.191371958Мая П.17971851М (средний показатель)16,812,46,81854Приложение 3Таблица 5 Уровень развития целостного восприятия у детей с нормальным развитиемИмябаллыуровень развитияПетр О.3среднийЮля К.3среднийИра Т.4высокий Оля Д.3среднийСаша П.4высокийВаня С.3среднийДенис И.4высокийТома Ш.3среднийИгорь Э.4высокийРома С.3среднийВитя В.4высокий Мая П.4высокийМ (средний показатель)3,5Таблица 6 Уровень развития восприятия формы у детей с нормальным развитиемИмябаллыуровень развитияПетр О.4высокийЮля К.3среднийИра Т.4высокий Оля Д.3среднийСаша П.4высокийВаня С.4высокийДенис И.4высокийТома Ш.4высокийИгорь Э.4высокийРома С.3среднийВитя В.4высокий Мая П.2низкийМ (средний показатель)3,5Приложение 4Таблица 7 Уровень развития восприятия цвета у детей с нарушением интеллектаИмяВозрастСостав семьиПаша О.2низкийЖеня И.2низкийОлег Ш.3среднийТаня С.2низкийРима В.3среднийДина П.3среднийУля Ч.2низкийАнна П.3среднийМарат С.3среднийНина К.3среднийМ (среднее)2,6Таблица 8 Уровень развития показателей зрительно-пространственного восприятия детей с нарушением интеллектуального развитияИмяСубтестыИтогтеста1234Паша О.131151241Женя И.121161342Олег Ш.151051444Таня С.12941338Рима В.12961441Дина П.111051238Уля Ч.13951441Анна П.131041340Марат С.141151141Нина К.15951140М (среднее)139512,739,7Приложение 5Таблица 9 Уровень развития целостного восприятия у детей с нарушением интеллектаИмябаллыуровень развитияПаша О.2низкийЖеня И.3среднийОлег Ш.3среднийТаня С.3среднийРима В.2низкийДина П.2низкийУля Ч.3среднийАнна П.3среднийМарат С.2низкийНина К.2низкийМ (среднее)2,5Таблица 10 Уровень развития восприятия формы у детей с нарушением интеллектаИмябаллыуровень развитияПаша О.3среднийЖеня И.2низкийОлег Ш.2низкийТаня С.3среднийРима В.2низкийДина П.2низкийУля Ч.2низкийАнна П.3среднийМарат С.3среднийНина К.3средний М (среднее)2,5Приложение 6Таблица 11 Уровень развития восприятия цвета детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллекта (по Е.А. Стребелевой)Группа детейУровень восприятия цветавысокийсреднийнизкийДети с нормой75%25%-Дети с нарушением интеллекта-40%60%Таблица 12 Показатели зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нормой и нарушением интеллектуального развитияПоказатели зрительного восприятияНарушение интеллектаНормальное развитиеФигуро-фоновое различение1316,8Зрительно-пространственное восприятие912,4Зрительная память56,8Графомоторные навыки12,718Таблица 13 Уровень развития целостного восприятия детей младшего школьного возраста в норме и нарушением интеллекта (С.Д. Забрамной)Группа детейУровень восприятия цветавысокийсреднийнизкийДети с нормой75%25%-Дети с нарушением интеллекта-40%60%Таблица 14 Уровень развития восприятия формы объемного тела и ее плоскостного изображения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушением интеллектаГруппа детейУровень восприятия цветавысокийсреднийнизкийДети с нормой59%33%8%Дети с нарушением интеллекта-50%50%

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста./ Е. Е. Алексеева. - М. : Издательство Юрайт, 2022. - 195 с.
2. Баранова К. В. Методы формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / К. В. Баранова. // Образование и воспитание. - 2024. - № 1 (47). - С. 30-32.
3. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. - СПб.: Педагогика, 2022. - 368 с.
4. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. / О. О. Гонина. - М. : Издательство Юрайт, 2021. - 425 с.
5. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста./ С. А. Козлова - М. : Издательство Юрайт, 2022. - 202 с.
6. Комплексный тест М. Фростик [Электронный ресурс] - URL: https://ok.ru/tiflopedag/topic
7. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. / О. В. Крежевских. -М. : Издательство Юрайт, 2016. - 165 с.
8. МБОУ №113. [Электронный ресурс] - URL: https://school113-nn.edusite.ru/?ysclid=lxeowsngiq240707041
9. Меликян З. А. Организация зрительного восприятия у младших школьников / З. А. Меликян. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. - 136 с.
10. Методика «Коробка форм, или «Почтовый ящик» С. Д. Забрамной [Электронный ресурс] - URL: https://www.eduportal44.ru/sharya_
11. Методика «Разрезные картинки» С. Д. Забрамной. [Электронный ресурс] - URL: https://valdou7.ucoz.net/elkatalog/blok0/1_blok_kc.pdf
12. Методика «Цветные кубики» Е. А. Стребелевой [Электронный ресурс] - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley
13. Петрова В. Г. Психология умственно отсталого школьника. / В. Г. Петрова. - М.: Изд-во РОУ, 2021. - 46 с.
14. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников./ Петрова В.Г. - М.: Академия, 2022. 160 с.
15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника./ Рубинштейн С.Я. - М.: Просвещение, 2023. 192 с.
16. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения./ Е. А. Сорокоумова. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 216 с.
17. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. / О. В. Тихомирова. - М. : Издательство Юрайт, 2021. - 155 с.
18. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. - М. : Издательство Юрайт, 2020. - 367 с.
19. Шеботинова Е. А. Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте / Е. А. Шеботинова. // Молодой ученый. - 2020. - № 2.1 (240.1). - С. 44–46
20. Шкляр Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников // Начальная школа. 2021, № 8. С. 71-73.