Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности детей и обучающихся к новым образовательным условиям (10-11 лет; 4-5 класс)
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 52 + 52 источника
- Добавлена 21.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ 4
1.1 Требования к личности школьника при переходе на вторую ступень общего образования в аспекте психологической готовности. 10
1.2 Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в основную 24
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 31
2.1 Методики для диагностики психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе 34
2.1.1 Выявление уровня интеллектуального развития младшего школьника 36
2.1.2 Выявление социально-личностной зрелости младшего школьника. Рисуночные тесты 41
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Это позволит выявить общие тенденции в отношении учащихся к школе и выделить возможные факторы, влияющие на их отношение.2) Интерпретация результатов: - Результаты анкеты могут быть интерпретированы с учетом статистических показателей и контекста исследования. Например, выявление высоких уровней удовлетворенности школьным процессом может указывать на успешные методики обучения или наличие поддерживающей школьной среды.3) Направленность методики: - Анкета "Отношение к школе" направлена на изучение эмоциональной и мотивационной составляющей обучения, позволяя оценить уровень удовлетворенности учебным процессом и выявить проблемные области, требующие внимания.4) Содержание методики: - Методика включает в себя вопросы о предпочтениях учащихся, их отношении к учителям, мнение о школьной программе и другие аспекты, которые могут влиять на уровень мотивации и удовлетворенности.5) Обработка данных (методика "Счет" и "Слова"): - Для обработки данных из методики "Счет" и "Слова" также могут использоваться статистические методы, а также специализированные тесты для оценки математических навыков (в случае "Счет") и лексического запаса (в случае "Слова").6) Интерпретация результатов (методика "Счет" и "Слова"): - Результаты этих методик могут помочь выявить индивидуальные сильные и слабые стороны учащихся в математике (в случае "Счет") и языковых навыках (в случае "Слова"). Интерпретация результатов может помочь разработать персонализированные образовательные программы.2.2. Результаты эмпирического исследования, их обсуждениеВозрастная группа участников исследования охватывала детей в возрасте от 9 до 11 лет. Результаты исследования считались недействительными при наличии 7 баллов или более у детей в возрасте 11-12 лет и 8 баллов или более у детей в возрасте 9-10 лет. При анализе ответов младших школьников на искренность использовался порог в 8 баллов и более, и бланки с такими совпадениями не рассматривались.Из общего числа заполненных бланков (38) было обнаружено, что 10,5% школьников (4 человека) отвечали нечестно на предоставленные вопросы. Следовательно, только 34 бланка были подвергнуты количественной обработке и анализу.Средний показатель познавательной активности по всей выборке составил 5,94, что указывает на средний уровень познавательной активности. Это свидетельствует о том, что учащиеся четвертого класса не всегда активно включаются в учебную деятельность, не всегда задают вопросы преподавателям (лишь 12% проявляют такую активность), и не всегда стремятся к решению сложных задач (лишь 12% проявляют интерес к поиску различных способов решения задач).Также было выявлено, что 58% школьников четвертого класса вспоминают о новой информации, полученной на уроках, даже когда они занимаются другими делами дома. Это свидетельствует о том, что мотивация к обучению проявляется не только в стенах учебного заведения.Половина учащихся, участвовавших в исследовании (55%), адекватно относится ко всем типам оценок, проявляет интерес к различным вопросам, разбираемым на уроках, и старается разрешить возникающие проблемы, обращаясь к дополнительной литературе (энциклопедии, словари и т. д.).Только небольшой процент учащихся (11%) способен сосредоточиться на одной деятельности в течение длительного времени и их трудно отвлечь.Данные по анкете "Отношение к школе" были обработаны с использованием контент-анализа. Были выделены показатели, соответствующие каждой категории, включая содержание учебных и внеучебных интересов, такие как математика, русский язык, иностранный язык и окружающий мир.1. Образовательный цикл:• Предметный цикл: Включает в себя предметы, которые не вызывают у учащихся особых сложностей в изучении. • День недели: Учебные дни - понедельник-пятница - связаны с посещением школы. Выходные - суббота и воскресенье - дни отдыха вне школы.2. Внеучебные интересы:• Активный отдых: Футбол, прогулки, игры на свежем воздухе.• Интеллектуальные занятия: Игра на гитаре, танцы.• Виртуальные развлечения: Компьютерные игры.• Прочие интересы: Другое - сюда относятся все остальные занятия, не попавшие в предыдущие категории.3. Возрастная идентификация:• Третий класс: Учащиеся испытывают желание активно учиться и познавать мир.• Пятый класс: Наблюдается стремление к переходу на более высокий уровень обучения.4. Самооценка и успеваемость:• Неуспеваемость: Учащиеся испытывают трудности в освоении некоторых предметов, что негативно влияет на их самооценку.• Взаимодействие с одноклассниками: Отношения в коллективе оказывают влияние на учебный процесс.• Стремление к успеху: Учащиеся стремятся к наилучшим результатам в учебе, желают стать отличниками.• Удовлетворенность: Дети довольны своими достижениями и оценкой своих знаний.• Ориентация на других: Учащиеся стремятся стать похожими на своих одноклассников, имитируя их поведение и успехи.• Проблемы с обучением: Учащимся не нравится форма проведения урока, способы аттестации и проверки знаний.• Отметка: Учащиеся негативно воспринимают систему оценивания и отметки.• Негативное отношение к школе: Учащиеся испытывают негативные эмоции по отношению к школе: перемена, плохая погода, необходимость посещать школу.5. Учебная деятельность во внеурочное время:• Заинтересованность в учебе: Учащиеся проявляют интерес к дополнительным занятиям, желание учиться преобладает над другими видами деятельности.Дополнительные рекомендации:•Избегайте технических терминов ("художественно-физкультурно-трудовой цикл") и сложных формулировок.• Используйте простые и понятные слова.• Старайтесь делать текст более кратким и информативным. • Избегайте ненужных повторений. • Добавьте примеров для более ясной иллюстрации описываемых понятий.Из гистограммы процентного соотношения видно, что наиболее значимыми (от 8% до 12%) для выпускников начальной школы являются такие категории как учебные дни недели (11,48%), желание перейти в 5 класс (11,11%), стремление к повышению (8,15%), содержание учебных интересов (10,37%), возникающие трудности с предметами учебного цикла (10%), содержание внеучебных интересов, включающих разнообразную деятельность (8,89%). Это можно объяснить тем, что учащиеся четвертого класса, проявляя достаточное внимание предметному содержанию обучения, точнее, к определенным дисциплинам, а не ко всему процессу, стремятся к переходу на новую ступень образования, желает занять более высшее положение среди преуспевающих в учебе учеников, но при этом делают акцент на имеющиеся у них трудности в усвоении информационного материала, получаемого в ходе обучения. Мало значения (от 0% до 2%) выпускники средней школы придают таким дням недели, как выходные (1,48%), переменам между уроками (1,85%), ориентации на другого учащегося ( 1,11%), форме урока (1,85%).Это говорит о том, что большая часть испытуемых стремиться к самосовершенствованию, самостоятельности, выделению себя, а не желанию быть таким, которого считают идеалом, их в меньшей степени волнует форма организации урока, для него не столь важны перерывы между занятиями, а, скорее, сами занятия. На неуспеваемость и возникающие трудности мало влияют побочные эффекты, такие как плохая погода, шум в классе и пр. Наиболее стабильными, занимающими среднее положение в предпочтении четвероклассников, являются разнообразные виды деятельности во внеучебное время – футбол (5,5%), игра в компьютер (2,96%), проблемы, связанные с взаимоотношениями с одноклассниками (2,59%), удовлетворенность своим положением (4,81%), отношение к отметке (2,59%), учеба во внеурочное время (2,59%). Можно предположить, что учащиеся четвертого класса имеет достаточно разнообразный досуг во внеурочное время, они любят заниматься спортом, предпочитают компьютерный вариант игр, адекватно относятся к оцениванию их знаний, не завышая и не занижая полученные отметки. В основном, школьники удовлетворены свои положением по успеваемости. Они стараются проявлять интерес к учебе и во внеурочное время. Но проблемы, связанные с взаимоотношениями между сверстниками, могут вызывать некоторую нестабильность в организации совместной учебной деятельности, нарушение эмоционально – психологического климата в группе. Завершающим этапом в исследовании являлось изучение мотивационной сферы учащихся. Все мотивы, предназначенные для выбора школьникам, были объединены в 7 категорий:Мотивы долга и ответственностиСамоопределения и самосовершенствованияБлагополучияМотивации престижаМотивация избегания неприятностейМотивация содержания ученияСоциальные мотивы, заложенные в учебной деятельностиКогда испытуемым предлагалось разложить предоставленные карточки согласно пяти группам, отражающих важность каждого из мотива для учащегося, то было выявлено, что наиболее важными являются мотивы:Понимание, что ученик должен хорошо учиться; Стремление быстро и точно выполнять требования учителя;Желание окончить школу и учиться дальше;Понимание, что знания необходимы для будущего;Стремление получать хорошие отметки;Получение одобрения учителей и родителей.Из этого следует, что учащиеся четвертого класса понимают долю своей ответственности, стремятся к выполнению долга ученика школы. В учебной деятельности они видят свое самосовершенствование, самоопределение. Но стоит заметить, что такое отношение к учебной деятельности стимулируется желанием получения похвалы, хорошей отметки, одобрения окружающих. На второй план выходят мотивы содержания учебной деятельности, интерес ко всему новому, нахождение оригинальных способов решения задач. Выпускники начальной школы стремятся избежать всевозможные неудачи, о чем говорит их нежелание получать плохие отметки, потеря статуса среди сверстников и негативное отношение к ним родителей и учителей. Поэтому они хотят стать лучшими учениками в классе, блистать своими ответами на уроке, занимать авторитетное положение среди товарищей. Наименьшее внимание уделяется социальным мотивам, заложенным в учебной деятельности. Это может свидетельствовать об уклонении от возникающих трудностей, самостоятельного их разрешения, стремление к рассуждению на уроке.Стоить заметить, что из всех мотивов, предложенных для рассмотрения учащимся, нет таких, которые совсем не имеют значения (по группе). На этапе исследования глубокого осознания своего отношения к учению, когда испытуемым необходимо было выделить только три мотива, имеющих очень важное значение для них, ситуация распределения мотивов несколько изменилась. Теперь на первый план вышли такие мотивы, как мотив благополучия (84,21%), мотив самоопределения и самосовершенствования (79,95%), мотив престижа (44,74%). Второстепенными являются мотивы избегание неприятностей (36,84%), содержания учения (28,95%), долга и ответственности (18,42%). Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности, осталось на прежней позиции (7,89%). Это может косвенно говорить о неслучайности выборов испытуемых, об их четкой мотивировке. Таким образом, можно сделать вывод об уровне сформированности психологической готовности младших школьников к переходу на новую ступень обучения. На сегодняшний день выпускники начальной школы проявляют мотивацию учения, желают перейти в 5 класс, но это стремление обусловлено, скорее всего, достижением престижа, самосовершенствования, чем осознанием необходимости обучения, стремлением занять более высокое положение по успеваемости. При этом, у будущих пятиклассников уже сейчас возникают проблемы, связанные с усвоением материала; наравне с учебной деятельностью у них идут увлечения разнообразными видами деятельности, которые имеют малую связь с обучением (игра, прогулка, и пр.). Больше всего четвероклассники желают получить одобрение учителей и родителей, они пытаются избегать неудачи, о чем говорит их нежелание получать плохие отметки. Заключение Переход из начальной школы в основную является важным этапом в развитии ученика. В этот период ребенок узнает новые вещи, ценности и становится активным участником разнообразных занятий, что усложняет его общение. Адаптация к новым условиям и более сложным требованиям помогает ученикам успешно осваивать учебный процесс, преодолевать трудности и адаптироваться к новой социальной среде. Психологическая готовность учеников к переходу на следующий этап образования играет важную роль в их жизни, делая ее более результативной, творческой и лишенной стресса, что способствует успешному развитию. Она является ключевым показателем психологических возможностей учеников. Подготовка младших школьников к новой ступени образования имеет большое значение, так как трудности переходного периода могут негативно сказаться на их успеваемости и личностном развитии. Важно учитывать возрастные особенности учеников при предъявлении требований и не перегружать их заданиями, которые им пока сложно выполнить. Содержание и структура психологической готовности учеников к новому этапу образования должны соответствовать требованиям основной школы и учитывать типичные трудности переходного периода. Для успешной адаптации в новой школе ученики должны обладать определенными личностными качествами, характеризующими успешное завершение начальной школы и предыдущего этапа развития. Исследования показывают, что сегодня школа и семья не всегда готовы полностью подготовить учеников к переходу в основную школу. Недостаточная преемственность в работе учителей начальных классов и предметных учителей является одной из основных причин неудовлетворительной подготовки учеников к новому этапу обучения. Требуется пересмотр комплекса учебно-воспитательной работы с учетом требований следующего этапа образования, типичных трудностей переходного периода и особенностей развития детей данного возраста.Список используемой литературы 1. Абрамова Г.С. Ведение в практическую психологию. / М., 2023 2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. / М.: Просвещение, 2020 3. Анастези А. Психологическое тестирование: кн.2 /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского – М., 20214. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года зрелости. / М.: Учдетгиз, 20235. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. Под ред. Ю.М. Забродина, В.Ф. Ломова /М., 20216. Бабанский Ю.А. Рациональная организация учебной деятельности. /М.: Знание, 2023 7. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. / М.: Изд – во «Совершенство», 20228. Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель. / М.: Просвещение, 2023 9. Блонский П.П. Психология младшего школьника. /М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2023 10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /М.: Просвещение, 2022 11. Робертс А. Словарь – справочник по психологической диагностике. Пер.с англ. / М., 2019 / 12. Вереникина И.М. Психологические условия перестройки отношения детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста. / М., 2022 13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Спб.: 202314. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. / М.: Прогресс, 202015. Глоточкин А.Д. К вопросу о динамической функциональной структуре личности. / Славянск, 202216. Гройсман А.Л. Акцентуация характера и неврозы у школьников // Психологический журнал. 202317. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / М., 202118. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 202319. Диагностика характера подростков. – Вып.10. / М., 201920. Джуан С. Занимательная психология. Пер. с англ. А.А. Давыдовой. /М.: РИПОЛ классик, 202321. Дональсон М. Мыслительная деятельность детей. /М., 202222. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. / Минск: изд – во БГУ, 2021 23. Зайцев В.Н. Потерянные навыки. Первая четверть. Восстановление общеучебных умений // Учительская газета (Директорский клуб). № 29. 21 июля 201924. Зильберберг Н.И. Проблема преемственности между начальной и средней школой // Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения. Материалы региональной научно – методической конференции. / Псков: ПГПИ, 202125. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. / М.: Знание, 202126. Карандашев Ю.Н. Социально-психологическая готовность дошкольников к труду и развитие у них понимания // Формирование социально – психологической готовности к труду. Сб. научных трудов. /Минск: МПИ, 202227. Кинг Ф. Методы психологической диагностики. – Вып.1. Пер.с англ. / М., 2023 28. Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению. /2023 29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. /М.: Педагогика, 202330. Краковский А.П. Трудный возраст (о психологических особенностях младших подростков и путях решения «проблемы пятых классов»). /М.: Просвещение, 201931. Круглов В.С. Некоторые проблемы содержания и организации психологической службы в системе народного образования // Психологическая служба в школе: Сб. науч. трудов, 202032. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. возрастная психология. / М.: ТЦ Сфера, 202233. Лебедева Н.В. Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования. /М., 2023 34. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. / М.: Просвещение, 202235. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / М.: Политиздат, 201936. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. /Л.: Медицина, 202337. Ломпшер Й . Развитие личности и педагогическая организация деятельности учащихся // Перспективы. 202238. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. / М.: Просвещение, 2021 39. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / М.: Просвещение, 202240. Матвеева О., Львова Е. Программа психолого – педагогического сопровождения. «Каждому пятикласснику – творческий шанс» // Народное образование. 201941. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. /М.: Педагогика, 2022 42. Новикова Е.В. Особенности обучения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. /М.: Педагогика, 202143. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искуство придумывания историй. / М., 2020 44. Платонов К.К. Структура и развитие личности. /М.: Наука, 2022 45. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. / М.: Просвещение, 201946. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./2021 47. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие. / Свердловск, 201948. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно полезному труду. 202049. Филдс Г. Открытие «Я». Пер. англ. / М.: Политиздат, 202250. Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. / М.: Педагогика, 202251. Цукерман Г.А. Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 2021 52. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2020.
1. Абрамова Г.С. Ведение в практическую психологию. / М., 2023
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. / М.: Просвещение, 2020
3. Анастези А. Психологическое тестирование: кн.2 /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского – М., 2021
4. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года зрелости. / М.: Учдетгиз, 2023
5. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. Под ред. Ю.М. Забродина, В.Ф. Ломова /М., 2021
6. Бабанский Ю.А. Рациональная организация учебной деятельности. /М.: Знание, 2023
7. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. / М.: Изд – во «Совершенство», 2022
8. Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель. / М.: Просвещение, 2023
9. Блонский П.П. Психология младшего школьника. /М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2023
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /М.: Просвещение, 2022
11. Робертс А. Словарь – справочник по психологической диагностике. Пер.с англ. / М., 2019 /
12. Вереникина И.М. Психологические условия перестройки отношения детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста. / М., 2022
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Спб.: 2023
14. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. / М.: Прогресс, 2020
15. Глоточкин А.Д. К вопросу о динамической функциональной структуре личности. / Славянск, 2022
16. Гройсман А.Л. Акцентуация характера и неврозы у школьников // Психологический журнал. 2023
17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / М., 2021
18. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 2023
19. Диагностика характера подростков. – Вып.10. / М., 2019
20. Джуан С. Занимательная психология. Пер. с англ. А.А. Давыдовой. /М.: РИПОЛ классик, 2023
21. Дональсон М. Мыслительная деятельность детей. /М., 2022
22. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. / Минск: изд – во БГУ, 2021
23. Зайцев В.Н. Потерянные навыки. Первая четверть. Восстановление общеучебных умений // Учительская газета (Директорский клуб). № 29. 21 июля 2019
24. Зильберберг Н.И. Проблема преемственности между начальной и средней школой // Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения. Материалы региональной научно – методической конференции. / Псков: ПГПИ, 2021
25. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. / М.: Знание, 2021
26. Карандашев Ю.Н. Социально-психологическая готовность дошкольников к труду и развитие у них понимания // Формирование социально – психологической готовности к труду. Сб. научных трудов. /Минск: МПИ, 2022
27. Кинг Ф. Методы психологической диагностики. – Вып.1. Пер.с англ. / М., 2023
28. Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению. /2023
29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. /М.: Педагогика, 2023
30. Краковский А.П. Трудный возраст (о психологических особенностях младших подростков и путях решения «проблемы пятых классов»). /М.: Просвещение, 2019
31. Круглов В.С. Некоторые проблемы содержания и организации психологической службы в системе народного образования // Психологическая служба в школе: Сб. науч. трудов, 2020
32. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. возрастная психология. / М.: ТЦ Сфера, 2022
33. Лебедева Н.В. Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования. /М., 2023
34. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. / М.: Просвещение, 2022
35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / М.: Политиздат, 2019
36. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. /Л.: Медицина, 2023
37. Ломпшер Й . Развитие личности и педагогическая организация деятельности учащихся // Перспективы. 2022
38. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. / М.: Просвещение, 2021
39. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / М.: Просвещение, 2022
40. Матвеева О., Львова Е. Программа психолого – педагогического сопровождения. «Каждому пятикласснику – творческий шанс» // Народное образование. 2019
41. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. /М.: Педагогика, 2022
42. Новикова Е.В. Особенности обучения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. /М.: Педагогика, 2021
43. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искуство придумывания историй. / М., 2020
44. Платонов К.К. Структура и развитие личности. /М.: Наука, 2022
45. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. / М.: Просвещение, 2019
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./2021
47. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие. / Свердловск, 2019
48. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно полезному труду. 2020
49. Филдс Г. Открытие «Я». Пер. англ. / М.: Политиздат, 2022
50. Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. / М.: Педагогика, 2022
51. Цукерман Г.А. Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 2021
52. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2020.