диагностика заболевания анемии у детей
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 18.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1 Теоретическая часть 8
1.1 Классификация анемий у детей 8
1.2 Этиология и патогенез анемий у детей 9
1.3 Клинические проявления анемий у детей 10
1.4 Факторы риска развития анемии у детей 12
1.5 Осложнения анемии у детей 13
1.6 Диагностика анемии у детей 15
1.7 Сбор анамнеза при подозрении на анемию у ребенка 15
1.8 Физикальное обследование ребенка с анемией 17
1.9 Лабораторная диагностика анемии у детей 18
1.10 Дифференциальная диагностика анемий у детей 21
1.11 Алгоритм диагностики анемии у детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Для установления точного диагноза и определения этиологии анемии необходимо следовать четко структурированному алгоритму обследования, основанному на последовательном применении различных методов диагностики.Первым шагом в диагностическом поиске является сбор тщательного анамнеза. Педиатр должен выяснить особенности питания ребенка, наличие хронических заболеваний, перенесенных инфекций, кровопотерь, прием лекарственных препаратов. Особое внимание следует уделять факторам риска развития анемии, таким как недоношенность, низкий социально-экономический статус семьи, отсутствие грудного вскармливания, раннее введение коровьего молока. Данные анамнеза позволяют заподозрить наличие анемии и предположить ее возможную этиологию.Следующим этапом является физикальное обследование ребенка. Осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек, пальпация лимфатических узлов, печени и селезенки позволяют выявить характерные клинические признаки анемии. Особое внимание уделяется оценке степени бледности, наличию желтухи, ломкости волос и ногтей, спленомегалии. Данные физикального осмотра дополняют представление о типе анемии и ее тяжести.Третьим шагом является проведение лабораторной диагностики. Ключевым исследованием является общий анализ крови, который позволяет оценить основные показатели эритроцитарного ростка: концентрацию гемоглобина, количество эритроцитов, средний объем эритроцитов (MCV), среднее содержание гемоглобина в эритроците (MCH). Снижение концентрации гемоглобина ниже возрастных норм является диагностическим критерием анемии [17].Следующим этапом является оценка биохимических показателей, отражающих статус железа в организме. Определяются уровень сывороточного железа, ферритина, общей железосвязывающей способности сыворотки (ОЖСС), коэффициента насыщения трансферрина железом. Снижение ферритина менее 12-15 мкг/л является высокочувствительным маркером железодефицитной анемии.В случае подозрения на мегалобластные анемии, связанные с дефицитом витамина B12 или фолиевой кислоты, необходимо провести определение уровня данных микронутриентов в крови. Для гемолитических анемий характерны повышение непрямого билирубина, лактатдегидрогеназы, снижение гаптоглобина.Важную роль в дифференциальной диагностике играет исследование мазка периферической крови, позволяющее выявить характерные морфологические изменения эритроцитов. Для железодефицитной анемии типичны микроцитарные, гипохромные эритроциты, для мегалобластных – макроциты с нарушением ядерно-цитоплазматического соотношения, для гемолитических – сфероциты, шизоциты, серповидные эритроциты.Комплексный подход к диагностике анемии у детей, включающий сбор анамнеза, физикальное обследование, лабораторные и инструментальные методы, позволяет установить точный диагноз, определить тип анемии и ее этиологию, что, в свою очередь, создает основу для разработки адекватной терапевтической тактики и профилактики возможных осложнений.Следует отметить, что диагностический поиск при анемиях у детей может представлять определенные трудности, особенно в случаях сочетанной патологии или наслоения различных этиологических факторов. В таких ситуациях требуется тщательный динамический мониторинг состояния ребенка и при необходимости проведение дополнительных специализированных исследований.При диагностике анемий у детей необходимо учитывать возрастные особенности. Для детей раннего возраста более характерны железодефицитные анемии, в то время как для подростков – анемии, связанные с дефицитом витамина B12 и фолиевой кислоты. Данный аспект должен быть принят во внимание при формировании диагностического алгоритма [1].Таким образом, алгоритм диагностики анемии у детей представляет собой последовательное применение различных методов обследования, направленных на установление точного диагноза и определение этиологии заболевания. Комплексный подход, включающий сбор анамнеза, физикальное обследование, лабораторные и инструментальные исследования, позволяет обеспечить раннее выявление анемии и разработать адекватную терапевтическую тактику.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенный анализ литературных данных позволяет сделать ряд важных выводов относительно диагностики заболевания анемии у детей.Анемия является одним из наиболее распространенных гематологических нарушений в детской популяции, что обуславливает высокую актуальность данной проблемы в современной педиатрии. По данным Всемирной организации здравоохранения, анемией страдает около 1,62 миллиарда человек во всем мире, причем дети входят в группу повышенного риска развития этого заболевания.Классификация анемий у детей основывается преимущественно на этиологическом принципе и включает следующие основные группы: железодефицитные анемии, анемии, обусловленные дефицитом других микронутриентов, гемолитические анемии, апластические анемии, а также анемии, ассоциированные с хроническими заболеваниями. Этиология и патогенез анемий у детей отличаются значительным многообразием, что определяет необходимость тщательного обследования для установления точного диагноза.Клинические проявления анемии у детей зависят от тяжести, скорости развития, этиологии и патогенетических механизмов заболевания. Ранние симптомы, как правило, неспецифичны и включают общую слабость, утомляемость, бледность кожных покровов и слизистых оболочек. По мере прогрессирования анемии могут присоединяться одышка, тахикардия, отставание в физическом и психомоторном развитии. Знание особенностей клинической картины различных типов анемий является важным аспектом их своевременной диагностики.Диагностика анемии у детей представляет собой многоэтапный процесс, включающий сбор анамнеза, физикальное обследование и комплекс лабораторных исследований. Ключевыми методами являются общий анализ крови, оценка биохимических показателей, отражающих статус железа, а также определение уровня витамина B12 и фолиевой кислоты. Исследование мазка периферической крови и при необходимости проведение дополнительных специальных тестов дополняют диагностический поиск.Дифференциальная диагностика различных типов анемий у детей является важным и сложным аспектом их выявления и лечения. Она основывается на комплексном анализе клинико-анамнестических данных, результатов лабораторных и инструментальных методов исследования. Только такой всесторонний подход позволяет установить точный диагноз и определить наиболее вероятную этиологию заболевания.Таким образом, своевременная и точная диагностика анемии у детей является ключевым условием для назначения адекватной терапевтической тактики и профилактики развития тяжелых осложнений. Раннее выявление анемии и устранение ее причин позволяют обеспечить полноценное формирование организма ребенка и избежать инвалидизирующих последствий.Дальнейшее совершенствование диагностики анемии у детей связано с внедрением новых высокотехнологичных методов исследования, а также углублением понимания патогенетических механизмов развития различных типов анемий.Одним из перспективных направлений является применение молекулярно-генетических методов, позволяющих выявлять наследственные формы анемий, такие как гемоглобинопатии, ферментопатии эритроцитов. Использование современных технологий секвенирования нового поколения, в том числе панельных генетических тестов, значительно расширяет возможности ранней диагностики этих заболеваний.Активно развиваются методы оценки функционального состояния эритроцитов, в частности, определение степени гидратации, деформируемости, способности к агрегации. Данные показатели могут служить дополнительными маркерами для дифференциальной диагностики различных типов анемий.Перспективным направлением также является применение протеомных и метаболомных технологий, позволяющих выявлять специфическиебиомаркеры, ассоциированные с теми или иными формами анемий. Это может способствовать более ранней диагностике заболевания и персонализации терапевтических подходов.Совершенствование методов визуализации, такие как магнитно-резонансная томография, могут быть использованы для оценки состояния кроветворных органов, что особенно важно при диагностике апластических анемий.Важным аспектом повышения эффективности диагностики анемий у детей является также разработка и внедрение в практику новых алгоритмов обследования, основанных на применении современных высокочувствительных и специфичных методов, позволяя оптимизировать диагностический поиск, сократить сроки постановки диагноза и своевременно назначать адекватную терапию.Таким образом, дальнейшее развитие диагностики анемий у детей связано с внедрением инновационных технологий, углублением понимания патогенетических механизмов заболевания, а также совершенствованием алгоритмов обследования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Анемии у детей: Учебное пособие для специалистов здравоохранения. – Хабаровск: Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Хабаровского края, 2021. – 80 с.2. Баранов, И. И. Клинические рекомендации по диагностике и лечению железодефицитных состояний: взгляд из 2022 г. / И. И. Баранов, И. А. Сальникова, Л. А. Нестерова // Акушерство и гинекология: Новости. Мнения. Обучения. – 2022. – № 2 (36).3. Ботвиньева, В. В. Перспективы диагностики и лечения различных видов анемии у детей / В. В. Ботвиньева, О. Б. Гордеева, Л. С. Намазова-баранова // ПФ. – 2012. – № 5.4. Гордеева, О. Б. Современные подходы к диагностике анемии, развивающейся при хронических воспалительных заболеваниях у детей / О. Б. Гордеева // Астраханский медицинский журнал. – 2013. – № 3.5. Долгов, В. В. Клиническая лабораторная диагностика. В 2 томах. Том 1.: национальное руководство / В. В. Долгов. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 928 с.6. Захарова, И. Н. Дефицит железа у детей раннего возраста и способы его коррекции / И. Н. Захарова, А. Н. Горяйнова, Е. Б. Мачнева, Ю. А. Дмитриева, М. В. Мозжухина // Вопросы современной педиатрии. – 2013. – Т. 12, № 2. – С. 52-58.7. Румянцев, А. Г. Классификация и диагностика анемий у детей / А. Г. Румянцев // ВСП. – 2011. – № 1.8. Румянцев, А. Г. Клинические рекомендации. Детская гематология / А. Г. Румянцев, А. А. Масчан, Е. В. Жуковская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 656 с.9. Румянцев, А. Г. Профилактика и лечение железодефицитной анемии у детей первого года жизни / А. Г. Румянцев, И. Н. Захарова, В. М. Чернов, И. С. Тарасова, А. Л. Заплатников, Н. А. Коровина, Т. Э. Боровик, Н. Г. Звонкова, Е. Б. Мачнева, С. И. Лазарева, Т. М. Васильева // ПФ. – 2015. – № 4.10. Стуклов, Н. И. Железодефицитная анемия. Современная тактика диагностики и лечения, критерии эффективности терапии / Н. И. Стуклов, Е. Н. Семенова // Клиническая медицина. – 2013. – № 12.11. Тарасова, И. С. Железодефицитная анемия у детей и подростков / И. С. Тарасова // ВСП. – 2011. – № 2.12. Allali, S. Anemia in children: prevalence, causes, diagnostic work-up, and long-term consequences / S. Allali, V. Brousse, A. S. Sacri, M. Chalumeau, M. de Montalembert // Expert Rev Hematol. – 2017. – Vol. 10, № 11. – P. 1023-1028.13. Aydogan, G. Causes of Hypochromic Microcytic Anemia in Children and Evaluation of Laboratory Parameters in the Differentiation / G. Aydogan, S. Keskin, F. Akici, Z. Salcioglu, C. Bayram, E. P. Uysalol, T. N. T. Gucer, G. Ersoy, N. Ozdemir // J PediatrHematolOncol. – 2019. – Vol. 41, № 4. – P. e221-e223.14. Baker, R. D. Diagnosis and prevention of iron deficiency and iron-deficiency anemia in infants and young children (0-3 years of age) / R. D. Baker, F. R. Greer; Committee on Nutrition American Academy of Pediatrics // Pediatrics. – 2010. – Vol. 126, № 5. – P. 1040-50.15. Blackall, D. Autoimmune HemolyticAnemia in Children: Laboratory Investigation, Disease Associations, and Treatment Strategies / D. Blackall, L. Dolatshahi // J PediatrHematolOncol. – 2022. – Vol. 44, № 3. – P. 71-78.16. Ladogana, S. Diagnosis and management of newly diagnosed childhood autoimmune haemolytic anaemia. Recommendations from the Red Cell Study Group of the Paediatric Haemato-Oncology Italian Association / S. Ladogana, M. Maruzzi, P. Samperi, S. Perrotta, G. C. Del Vecchio, L. D. Notarangelo, P. Farruggia, F. Verzegnassi, N. Masera, P. Saracco, S. Fasoli, M. Miano, G. Girelli, W. Barcellini, A. Zanella, G. Russo // Blood Transfus. – 2017. – Vol. 15, № 3. – P. 259-267.17. Özdemir, N. Iron deficiency anemia from diagnosis to treatment in children / N. Özdemir // Turk PediatriArs. – 2015. – Vol. 50, № 1. – P. 11-19.
2. Баранов, И. И. Клинические рекомендации по диагностике и лечению железодефицитных состояний: взгляд из 2022 г. / И. И. Баранов, И. А. Сальникова, Л. А. Нестерова // Акушерство и гинекология: Новости. Мнения. Обучения. – 2022. – № 2 (36).
3. Ботвиньева, В. В. Перспективы диагностики и лечения различных видов анемии у детей / В. В. Ботвиньева, О. Б. Гордеева, Л. С. Намазова-баранова // ПФ. – 2012. – № 5.
4. Гордеева, О. Б. Современные подходы к диагностике анемии, развивающейся при хронических воспалительных заболеваниях у детей / О. Б. Гордеева // Астраханский медицинский журнал. – 2013. – № 3.
5. Долгов, В. В. Клиническая лабораторная диагностика. В 2 томах. Том 1.: национальное руководство / В. В. Долгов. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 928 с.
6. Захарова, И. Н. Дефицит железа у детей раннего возраста и способы его коррекции / И. Н. Захарова, А. Н. Горяйнова, Е. Б. Мачнева, Ю. А. Дмитриева, М. В. Мозжухина // Вопросы современной педиатрии. – 2013. – Т. 12, № 2. – С. 52-58.
7. Румянцев, А. Г. Классификация и диагностика анемий у детей / А. Г. Румянцев // ВСП. – 2011. – № 1.
8. Румянцев, А. Г. Клинические рекомендации. Детская гематология / А. Г. Румянцев, А. А. Масчан, Е. В. Жуковская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 656 с.
9. Румянцев, А. Г. Профилактика и лечение железодефицитной анемии у детей первого года жизни / А. Г. Румянцев, И. Н. Захарова, В. М. Чернов, И. С. Тарасова, А. Л. Заплатников, Н. А. Коровина, Т. Э. Боровик, Н. Г. Звонкова, Е. Б. Мачнева, С. И. Лазарева, Т. М. Васильева // ПФ. – 2015. – № 4.
10. Стуклов, Н. И. Железодефицитная анемия. Современная тактика диагностики и лечения, критерии эффективности терапии / Н. И. Стуклов, Е. Н. Семенова // Клиническая медицина. – 2013. – № 12.
11. Тарасова, И. С. Железодефицитная анемия у детей и подростков / И. С. Тарасова // ВСП. – 2011. – № 2.
12. Allali, S. Anemia in children: prevalence, causes, diagnostic work-up, and long-term consequences / S. Allali, V. Brousse, A. S. Sacri, M. Chalumeau, M. de Montalembert // Expert Rev Hematol. – 2017. – Vol. 10, № 11. – P. 1023-1028.
13. Aydogan, G. Causes of Hypochromic Microcytic Anemia in Children and Evaluation of Laboratory Parameters in the Differentiation / G. Aydogan, S. Keskin, F. Akici, Z. Salcioglu, C. Bayram, E. P. Uysalol, T. N. T. Gucer, G. Ersoy, N. Ozdemir // J Pediatr Hematol Oncol. – 2019. – Vol. 41, № 4. – P. e221-e223.
14. Baker, R. D. Diagnosis and prevention of iron deficiency and iron-deficiency anemia in infants and young children (0-3 years of age) / R. D. Baker, F. R. Greer; Committee on Nutrition American Academy of Pediatrics // Pediatrics. – 2010. – Vol. 126, № 5. – P. 1040-50.
15. Blackall, D. Autoimmune Hemolytic Anemia in Children: Laboratory Investigation, Disease Associations, and Treatment Strategies / D. Blackall, L. Dolatshahi // J Pediatr Hematol Oncol. – 2022. – Vol. 44, № 3. – P. 71-78.
16. Ladogana, S. Diagnosis and management of newly diagnosed childhood autoimmune haemolytic anaemia. Recommendations from the Red Cell Study Group of the Paediatric Haemato-Oncology Italian Association / S. Ladogana, M. Maruzzi, P. Samperi, S. Perrotta, G. C. Del Vecchio, L. D. Notarangelo, P. Farruggia, F. Verzegnassi, N. Masera, P. Saracco, S. Fasoli, M. Miano, G. Girelli, W. Barcellini, A. Zanella, G. Russo // Blood Transfus. – 2017. – Vol. 15, № 3. – P. 259-267.
17. Özdemir, N. Iron deficiency anemia from diagnosis to treatment in children / N. Özdemir // Turk Pediatri Ars. – 2015. – Vol. 50, № 1. – P. 11-19.