Философия Сократа
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 18.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Ученик и преданный друг Сократа, присутствовавший на его последней беседе. По мнению ряда учёных, родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. Особенностью учения киников было неприятие норм поведения. Пренебрежение к внешнему виду и мнению толпы стали «визитной карточкой» представителей кинической школы. Для Антисфена и его последователей залогом счастья было следование законам добродетели, что предполагало не только свободу от власти идеалов и моральных ценностей общества, но и свободу от собственных побуждений и страстей. Антисфен не отрицал наслаждения, но видел в стремлении к ним главное препятствие к добродетели. Сочинения с группированы в 10 томов.Исократ (436–338 до н. э.), древне-греческий оратор, разработавший жанр письменного красноречия. Происходил из состоятельной афинской семьи, получил превосходное образование под руководством софистов, из которых Горгий был его главным наставником. В молодые годы был также близок к Сократу, чья нравственная философия и критика изъянов демократии оказали на него большое влияние. Славу и богатство доставила Исократу преподавательская деятельность, сначала на Хиосе, потом в Афинах, а также составление наставительно-политических сочинений. Из речей наибольший интерес представляют «Панегирик» (380), «Ареопагитик» (354) и «Филипп» (344). Политические идеалы Исократа отражали интересы знатной и богатой части греческого общества. Аристипп (около 435, Кирена – после 366 до н. э., там же), древнегреческий философ, ученик Сократа, основатель киренской школы. В отличие от остальных учеников Сократа практиковал платное обучение и некоторое время вел жизнь странствующего софиста, в том числе при дворе тиранов Дионисия Старшего и Дионисия Младшего в сицилийских Сиракузах. Учение Аристиппа было развито впоследствии его внуком, Аристиппом Младшим (сыном его дочери и ученицы Ареты) по прозвищу Метродидакт (буквально – обученный матерью). Согласно философии Аристиппа, познание основывается на одних только восприятиях, причины которых, однако, непознаваемы. Восприятия других людей для нас также недоступны, мы можем основываться только на их высказываниях, «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им». Сочинения Аристиппа (философские диалоги, этические трактаты и «История Африки») утрачены.Платон (427 до н. э., Афины – 347 до н. э., там же), древнегреческий философ, основатель Афинской Академии и многовековой традиции платонизма в европейской философии. Ученик Сократа, учитель Аристотеля. Писал философские сочинения в форме диалогов, действующим лицом большинства из которых был Сократ. В центре философии Платона учение об идеях, источнике бытия эмпирических вещей. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого в целом относится к вещам умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени. Платон считал задачей философии исследование истинных принципов человеческого общежития, которому посвящены работы «Государство» и «Законы», и проведение их в жизнь. Известно 36 сочинений, вошедших в тетралогии (это диалоги, за исключением «Апологии Сократа» и 13 писем), они считались подлинно платоновскими вплоть до XIX в., до начала научной критики текстов. Федон из Элиды (около 417 года до н. э., Элида – IV век до н. э.) – древнегреческий философ, самый младший из учеников Сократа и основатель элидо-эретрийской философской школы. Согласно античной традиции, родился в знатной элидской семье. После завоевания его родного города спартанцами ребенком был продан в рабство. В Афинах юного раба заметил Сократ. По просьбе знаменитого философа Федонавыкупили, и он стал одним из учеников Сократа. Находился рядом со своим учителем до самой его смерти. Платон озаглавил именем Федона диалог с описанием последних часов жизни Сократа. После смерти учителя Федон вернулся на родину в Элиду, где основал элидо-эретрийскую философскую школу. Написанные им трактаты утеряныЗАКЛЮЧЕНИЕФилософия Сократа оказала значительное влияние на последующее развитие философской мысли. Совершив переворот в философии от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека, он первый обозначил важность изучения не только Вселенной, но и человека.Самым значительным вкладом Сократа в философскую мысль, позволившим ему остаться в мировой истории на века,стал диалектический метод исследования. Философ не учил других какой-либо определенной системе знаний, но помогал людям прийтик истине путем размышлений, наталкивая на нее наводящими вопросами. Данный способ до сих пор важен и интересен, поскольку побуждает человека использовать свой ум, вызывает интерес к проблеме, а также помогает развиваться в интеллектуальном плане.Основными понятиями в философии Сократа были познание, добродетель, душа, истина, мудрость. При этом, Сократ утверждал, что он ничего не знает. Но знание можно найти в рассуждениях, диалогах. Сократ не записывал свои мысли и признавал лишь устные беседы, поэтому уже после его смерти, а прожил он 70 лет, его преданные ученики – Платон и Ксенофонт – оформили в письменном виде изречения великого учителя. Это, безусловно, было важным решением в сохранении имени Сократа как одного из величайших философов Античности.ИСТОЧНИКИВысказывания Великих Людей. Сократ // Режим доступа: https://author.today/post/238283 (дата обращения 17.06.2024).Голованова С.О., Ротанова В.А., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Сократ и его вклад в философию // Современные научные исследования и инновации. 2018. –№ 8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87352 (дата обращения: 17.06.2024).Жеуров А.Д. Понятие сократического диалога, эпистемология Сократа и принцип ведения диалога // Сайт психологов b17.ru/ – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/335744/ (дата обращения 17.06.2024).Киселев А.Ф. Идеалы личности от Античности до наших дней: Статья первая. Сократ и Платон: открытие микрокосма человеческой души. Высшее образование сегодня, 2019. –№ 5. – С. 67–73.Коваленок А. Сократ. Общий очерк // Проза.ру. Режим доступа: https://proza.ru/2021/06/24/1084 (дата обращения 17.06.2024).Лебедев С. П. Место иронии в философии Сократа / С. П. Лебедев // Вестник СанктПетербургского университета. 2010. – № 3. – С. 28–32.Майевтика // Философская энциклопедия. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2661/МАЙЕВТИКА (дата обращения 17.06.2024).Мусский, И. А. Сто великих мыслителей / И. А. Мусский–Москва : Вече, 2000. – 685 с.Мысли Сократа: свобода, счастье и теология // История философии. Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y3SfMhxq_yh50Uu2 (дата обращения 17.06.2024).Сократические школы // Большая российская энциклопедия 2004–2017. Режим доступа: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/3633806 (дата обращения 17.06.2024).Софистика // Гуманитарный портал. Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7281 (дата обращения 17.06.2024).Стоукс, Ф. Мыслители, изменившие мир : от Аристотеля до Юнга : [98 гениев философии: сборник биографий / Филип Стоукс ; пер. с англ. Г. Сахацкого ; авт. ст. о рус. Философах Н. Павлова].– Москва :Эксмо, 2012. – 416 с.Этика // Большая Российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/c/etika-c4ef12 (дата обращения 17.06.2024).
2.Голованова С.О., Ротанова В.А., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Сократ и его вклад в философию // Современные научные исследования и инновации. 2018. – № 8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87352 (дата обращения: 17.06.2024).
3.Жеуров А.Д. Понятие сократического диалога, эпистемология Сократа и принцип ведения диалога // Сайт психологов b17.ru/ – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/335744/ (дата обращения 17.06.2024).
4.Киселев А.Ф. Идеалы личности от Античности до наших дней: Статья первая. Сократ и Платон: открытие микрокосма человеческой души. Высшее образование сегодня, 2019. – № 5. – С. 67–73.
5.Коваленок А. Сократ. Общий очерк // Проза. ру. Режим доступа: https://proza.ru/2021/06/24/1084 (дата обращения 17.06.2024).
6.Лебедев С. П. Место иронии в философии Сократа / С. П. Лебедев // Вестник СанктПетербургского университета. 2010. – № 3. – С. 28–32.
7.Майевтика // Философская энциклопедия. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2661/МАЙЕВТИКА (дата обращения 17.06.2024).
8.Мусский, И. А. Сто великих мыслителей / И. А. Мусский – Москва : Вече, 2000. – 685 с.
9.Мысли Сократа: свобода, счастье и теология // История философии. Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y3SfMhxq_yh50Uu2 (дата обращения 17.06.2024).
10.Сократические школы // Большая российская энциклопедия 2004–2017. Режим доступа: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/3633806 (дата обращения 17.06.2024).
11.Софистика // Гуманитарный портал. Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7281 (дата обращения 17.06.2024).
12.Стоукс, Ф. Мыслители, изменившие мир : от Аристотеля до Юнга : [98 гениев философии: сборник биографий / Филип Стоукс ; пер. с англ. Г. Сахацкого ; авт. ст. о рус. Философах Н. Павлова]. – Москва : Эксмо, 2012. – 416 с.
13.Этика // Большая Российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/c/etika-c4ef12 (дата обращения 17.06.2024).