Принципы права и их значение

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Юриспруденция
  • 59 59 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 18.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1 Теоретическая характеристика принципов права 6
1.1. Понятие принципов права 6
1.2. Виды принципов права 14
Глава 2 Практическая реализация принципов права 27
2.1. Принципы права в механизме правового регулирования 27
2.2. Пути совершенствования реализации права и его принципов в правовой действительности 44
Заключение 55
Список использованных источников 58

Фрагмент для ознакомления

Применение права в объективном смысле включает в себя не только использование предоставленных законом возможностей, но и выполнение обязанностей, соблюдение запретов.«Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима». Реализация правапроисходит в рамках практической деятельности всех субъектов правоотношений. Вступая в определенные общественные правоотношения, которые регламентируютсянормами права, субъекты этих отношений совершают действия в соответствии с установленными правилами. Соответственно, их поведение в таком случае становится правовым. Необходимо отметить, что реализация права возможна только в рамках правомерного поведения, то есть поведения, соответствующего правовым нормам. Если же определенные действия граждан или организаций нарушают нормы права, они уже не могут быть признаны реализацией права, а представляют собой правонарушение. «Правомерное поведение - это осознанное деяние (действие или бездействие) участника общественного отношения в соответствии с требованиями правовых норм». Правомерное поведение - это своего рода действия участников правоотношений, при котором гарантируется обеспечение законности и охрана правопорядка, необходимая стабильность в функционировании общественных отношений, которая обеспечивает соблюдение прав, свобод и интересов всех членов общества.Можно выделить следующие признаки правомерного поведения.1. Правомерное поведение соответствует требованиям норм права. Правомерное поведение может проявляться в нескольких видах действий: соблюдение положений правовой нормы, реализация прав и выполнение обязанностей, предусмотренных нормой. Правомерное поведение проявляется в том, что участники правоотношений согласуют свое поведение и приводят его в соответствии с требованиями нормативных документов. 2. Правомерное поведение является полезным для общества и общественных отношений, придавая им свойства упорядоченности и стабильности. «Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества». правомерное поведение также положительно влияет и на личность, поскольку путем участия в общественных отношениях реализуются ее права и интересы.3. Правомерное поведение осуществляется индивидом как результат внутреннего, осознанного психологического отношения к своим действиям . В психологическую сторонуправомерного поведения входят такие компоненты, какмотив и цель субъекта, степень осознанностипо возможным последствиям поступка и моральноесостояниечеловека.Процесс реализации права зависит от ряда факторов. Прежде всего, это качество правовых норм, принятие законов, отвечающих потребностям общества и координирующих общественные отношения в интересах участников общества. На процесс правоприменения также влияют социально-политическая обстановка, эффективность работы правоохранительных органов, уровень правового сознания и юридической культуры граждан. Разнообразны и негативные факторы, препятствующие реализации права и способствующие нарушению его норм.Так в литературе выделяются следующие причины низкой эффективности действующих законов в России: «кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д». Все эти негативные тенденции необходимо преодолеть, чтобы процесс реализации права проходил более эффективно. 2.2. Пути совершенствования реализации права и его принципов в правовой действительностиЧто же касается реализации принципов права, то здесь основные проблемы заключаются в возникновении различных препятствий к осуществлению регулятивной и охранительной функций права. Они возникают в процессе правоприменения. В частности, например, регулятивная функция права не может быть реализована должным образом, если нормы права нарушаются, если не соблюдается правовой режим законности и правопорядка. Охранительная функция права может быть нарушена в том случае, если не реализуются установленные законом меры юридической ответственности по отношению к нарушителям. В целом, основные проблемы при реализации функций права возникают в связи с нарушением основных принципов законности в обществе. «Функции права как основные направления правового воздействия на общественную жизнь непременно должны быть реализованы. Отсутствие реализации функций права будет означать, что право не действует, не оказывает влияния, а значит, не имеет никакой социальной ценности». Для того, чтобы принцип верховенства закона мог быть реализован на практике необходимо сочетание общесоциальных и юридических гарантий законности. "Реализация требований законности нуждается в гарантиях.Гарантии законности – это условия, специальные средства и способы, ориентированные на обеспечение реализации требований законности".Важнейшими общими гарантиями законности являются следующие: высокий уровень культуры и образования населения; стабильность и высокий уровень экономики; социальная защищенность и материальное благополучие граждан; чувство гражданской ответственности и нулевая терпимость к нарушениям законов; демократичность государственного и общественного устройства и другие.К юридическим гарантиям верховенства закона относится деятельность правоохранительных органов, котораяобеспечивает законность и охрану правопорядка. Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов является одним из способов обеспечения верховенства закона. Ч. 2 ст. 1 Федерального Закона о «Прокуратуре Российской Федерации»гласит обосновных полномочиях и направлениях деятельности прокуратуры, действующие в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.Прокуратура в качестве одной из своих функций осуществляет надзор за исполнением законов, который в свою очередь делится на несколько отраслей в рамках прокурорского надзора, то есть на подфункции:- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,- надзор за исполнением законов судебными приставами, - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание.Основная задача прокуратуры – это осуществление надзора в рамках соблюдения законов государственными органами и должностными лицами. Это включает в себя контроль за действиями и решениями конкретных должностных лиц органов государственной власти, юридических лиц и некоммерческих организаций, объединений, и проверка этих действий на законность и соблюдение прав и законных интересов граждан, общества и государства. Прокуратурой принимаются меры, выписывается акт прокурорского реагирования, тем самым устраняется нарушение закона и восстанавливается нарушенные права и привлечение виновных к ответственности.Акты прокурорского реагирования подразумевают под собой выполнение следующих действий: представление протеста на документ, который противоречит закону, затем направляется в государственный орган или должностному лицу, либо в суд для обжалования; внесение представления о необходимости устранения каких-либо нарушений законодательства; вынесение решения о возбуждении дела об административном правонарушении; предостережение о недопустимости нарушений закона.Одним из видов надзора за исполнением законов является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Наиболее важным аспектом является реализация и соблюдение процессуальных норм законодательства данными органами, так как их деятельность связана с расследованием и раскрытием преступлений, а также часто сопровождается ограничением права и свободылюдей.Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора устанавливаются в рамках уголовно-процессуального законодательства. В рамках прокурорского надзорапроисходит осуществлениесоблюдения исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.Надзор за исполнением законов предполагает и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в этих законах.«Законность требует, что бы при всеобщности регламентацииобщественных отношений государством, содержание закона, подзаконныхнормативных актов всегда соответствовало идее права. Только при наличиизаконодательства, адекватного объективной природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и справедливости и обеспечивается режим законности».В настоящее время в нашем обществе действуют далеко не все общесоциальные и юридические гарантии верховенства закона. Многие аспекты, такие как демократический политический режим, независимость судей, верховенство закона, равенство прав и свобод граждан и т д закреплены юридически, но на практике достаточно велико количество нарушений этих положений. Среди общесоциальных проблем в качестве одной из основных необходимо выделить низкий уровень жизни населения, высокую степень социальной напряженности. Основные проблемы, возникающие при реализации верховенства закона в РФ будут рассмотрены далее. С момента принятия Конституции РФ в 1993 году в России происходит переход от тоталитарной организации государственной системы к демократическому устройству государства. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.Как демократическое государствоРоссийская Федерация, начинает раскрываться, прежде всего, устанавливая тот факт, что единственный источник власти в России – это ее многонациональный народ, кроме того, эта власть осуществляется самим народом с помощью проведения референдума, илис помощью органов государственной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью.Российское государство является федерацией, что означает, что оно состоит из различных государственных и полу-государственных образований. В устройстве Российской Федерации есть республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа.Федеративное устройство государства - это определение при котором существуют несколько равноправных субъектов. В Российской Федерации происходит административное и национальное территориальное деление на отдельные субъекты. Национальный принцип определяется образованием и выделением субъектов федерации по типу национальности жителей на той или иной территории (в республиках, автономных округах). Остальныефедеративные субъекты (край, область, город федерального значения) создаются без учета национальных особенностей в соответствии с административным делением.Характеристика Российской Федерации как правового государства означает, что в ее организации и деятельности основным принципом является соблюдение законов. Правовое государство отличается тем, что оно подчиняется закону и признает за собой главную цель защиту прав и свобод человека. В этом государстве просматриваетсяреальное преобладание гарантирующих прав человека во всех областях. Характеристика правового государства определяется несколькими пунктами: режимом демократией, разделением властей, приоритетом прав и свобод гражданина, превосходством права и закона. Деятельность государственных органов основана на строгом соблюдении законодательства.Такая форма правления как республика,определяет, что все высшие органы государственной власти выбираются народом или формируются общенациональными избранными представительными учреждениями.Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Во главе Российской Федерации стоит Президент, который избирается на основании результатов проведенного референдума сроком на шесть лет. Парламентом в Российской Федерации признается Федеральное Собрание, которое является представительным и законодательным органом, состоящим из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации – это верхняя палата, в нее входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, а Государственная Дума – это нижняя палата и в нее входят депутаты, которые избираются гражданами РФна тайном голосовании. Высшим исполнительным органом является Правительство РФ. Судебная власть осуществляется системой судов.Республиканская форма правления в России означает, что высшие органы государственной власти формируются через всеобщие выборы. Президент и Федеральное Собрание избираются на ограниченный срок и полностью отвечают за свои действия. Конституция РФ устанавливает основные принципы республиканской формы правления, такие как выборность органов власти, ограниченный срок их полномочий и ответственность перед населением.Российская политическая система также отражает демократические принципы, включая политическое и идеологическое многообразие, разнообразие форм собственности, признание свободы мысли, слова и убеждений, а также свободу экономической деятельности.Таким образом, в настоящее время в РФ идет укрепление демократических принципов организации государственной власти. В этих условиях особое значение придается реальному осуществлению принципа верховенства закона. Принятие Конституции РФ,несомненно, явилось большим шагом вперед в деле укрепления принципа верховенства закона, конституция официально закрепила основные демократические принципы организации власти. Однако негативные последствия тоталитарного режима привели к тому, что соблюдение принципов законности на практике не осуществлялось. Необходимо выделить следующие проблемы реализации принципа верховенства закона.Достаточно часто возникает проблема совместного исполнения федерального законодательства и законодательства субъектов федерации. Субъектам федерации предоставляется определенная самостоятельность в принятии нормативных актов. Конституция выделяет предметы совместного исполнения законодательства федерации и ее субъектов и предметы совместного ведения субъектов, по которым они могут принимать нормативные акты. При этом возникает проблема соответствия федерального законодательства и законодательства субъектов. субъекты РФ нередко принимают законы, противоречащие законодательство РФ, чрезмерно расширяют пределы своего ведения. Таким образом, принцип единства законности нарушается. Проблема единства законности состоит в том, что в последнее время увеличилось число регионального сепаратизма, борьбы, одностороннего понимания самостоятельности и негативных настроений. Для возможного решения этих негативных установок необходимо укоренить общефедеральную законность, способность обеспечения единого правовогополя, единую защиту и охрану прав и свобод гражданина, и конечно же неукоснительное соблюдение Конституции РФ.Как упоминается в юридической литературе «сегодня в России фактически нет единой законности, общеюридическое поле размыто, на местах издаются законы и другие нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству. Нарушаются конституционные основы построения правовой системы, правового регулирования, рвутся экономические и культурные связи». Подобные негативные тенденции несомненно должны быть преодолены. в частности здесь значительна роль конституционного суда РФ, который вправе выносить решения по соответствию или несоответствию нормативных правовых актов Конституции РФ как основного закона страны.Принцип соотношения законности и целесообразности в период реформ неоднократно нарушался. Нередко отдавалось предпочтение не закону, а соображениям личной, политической и иной заинтересованности. В период реформ законодательство особенно быстро устаревает не соответствует меняющимся общественным отношениям. Отсюда возникают пробелы в законодательстве, и снижается эффективность правового регулирования. Эта проблема должна решаться повышением качества законов их своевременным дополнением и изменением.Принцип неотвратимости наказания хоть и обеспечивает важнейший принцип обеспечения законности, но в полной мере никогда не будет реализован. В России естьогромный спектр различного рода наказаний за совершение преступленийквалифицирующихся уголовным законодательством. Однако, проблема заключается в том, что эти наказания не всегда являются достаточно строгими для преступников. Часто виновные избегают наказания, в том числе из-за коррупции в правоохранительных органах. В России существует возможность рассмотрения применения смертной казни или пожизненного заключения, в рамках уголовных дел по статье убийство или других тяжких преступлений. Но, преступность не уменьшается, а даже наоборот, увеличивается, включая рост числа убийств.Каждый преступник надеется на избежание мер наказания. Несомненно, такое положение дел серьезно подрывает режим законности в России.Проблематика обеспечения верховенства закона на данный моментстоит оченьостро. В современных реалиях в России частенькослучаются ситуации, когда указы Президента, постановления Правительства и региональные правовые акты противоречат федеральным законам. Это неизбежно приводит к нарушению законности в стране. То же самое относится и к правовым актам некоторых ведомств. На деле же, необходимо исправить такую ситуацию и в целом поставить в приоритет реальное верховенство закона как главного регулятора нормативных актов в системе права РФ.«Особую тревогу при характеристике режима обеспечения верховенства закона в российском обществе вызывает состояние правовой культуры. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания». Соблюдение прав и законных интересов неразрывно связано с повышением уровня правосознания граждан и должностных лиц, так как, законы являются фундаментом общественных отношений и обязаны исполняться. Уровень же правовой культуры, очень зависит от качественного принятия законов: законы должны отражать реалии населения и учитывать все потребности граждан, и только в этом случае они будут соблюдаться. В период реформирования в России образовались коллизии в законодательстве, это привело к резкому скачку и снижению уровня правовой культуры. Для исправления ситуации нужно усовершенствовать принципы и уровень правовой культуры, постоянно повышать качество законов, также сформировать устойчивое соблюдение принципа ответственности за различного роданарушения, а также активно вести пропаганду соблюдения законов и проводить правовое воспитание среди граждан.Уполномоченные должностные лица государственных органов должны действовать в соответствии с законом, чтобы сформировать принцип ответственностиу гражданк правовым нормам. В годы реформирования в России действовали неэффективные законы и их нарушения повлекли за собой закономерноеотсутствие ответственности. Эти негативные факторысуществуют и в настоящее время. Поэтому в государстве необходимо постоянно закреплять нормы морали, законности и формировать правильное правосознание и правовую культуру граждан.Таким образом, в настоящее время созданы все необходимые предпосылки для формирования правового государства в России и укрепления верховенства закона. Но фактически реальное осуществление этого принципа не всегда проводится должным образом. На современном этапе для России остается актуальным: устранение пробелов в законодательстве, его постоянная корректировка на предмет соответствия потребностям общества, обеспечить соответствие законов субъектов РФ федеральному законодательству, обеспечить верховенство закона как нормативного правового акта высшей государственной юридической силы, стремление к тому, чтобы каждое нарушение не оставалось безнаказанным, повышать уровень правосознания и правовой культуры населения.ЗаключениеРассмотрев и изучив основные принципы и их непосредственную роль в правовом регулировании общественных отношений, можно выделить несколько тезисов и выводов.Право - универсальный регулятор общественных отношений, которому характерна формальная определенность, общеобязательность, возможность определения прав и обязанностей всех участников общественных отношений, механизм принудительного обеспечения со стороны государства. В результате правового регулирования общественные отношения становятся правовыми, приобретают стабильность и определенность. Правовые отношения возникают во всех сферах общественной жизни.Правовое регулирование общественных отношений основывается на определенных принципах, которые являются общими принципами права. Соблюдение этих принципов позволяет говорить о достижении целей правового регулирования и его эффективности. К числу наиболее важных принципов относятся принципы законности, справедливости и гуманизма. Для каждой отрасли права также характерны свои принципы. Они отражают особенности каждой отрасли. К ним относятся принципы, определяющие порядок судопроизводства, принципы, характеризующие трудовые и гражданско-правовые отношения. Многообразие правовой системы, охватывающей многие отрасли права, приводит и к возникновению различных правовых принципов.Суть применения правовых принципов заключается в соблюдении положений правовых норм. Правовые нормы могут устанавливать определенные права, возлагать обязанности на совершение определенных действий или же ставить запрет на определенного рода действия. Таким образом, можно выделить три формы реализации права: соблюдение, исполнение и использование.Вышеуказанные формы реализации носят позитивный характер и предполагают, что участники правоотношений соблюдают установленные нормой положения и используют норму в своих интересах. Нарушение запретов правовой нормы выступает не формой реализации, а негативным явлением правовой действительности. В ходе еще одной формы реализации права — правоприменительной деятельности государственных органов обеспечивается реализация прав субъекта, контролируется исполнение обязанностей и наступает ответственность за несоблюдение правовых норм.В России необходимые предпосылки реального действия основных принципов права были созданы и прописаны в статьях Конституции РФ, принятой в 1993 году, в которой провозгласили Россию, как демократическое и правовое государство. Однако на реализацию принципов законности оказывали влияние негативные факторы, такие как: разрозненность и несовершенство законодательства, принятие нормативных актов субъектами РФ, которые противоречили федеральному закону, повсеместное нарушение законодательства как государственными органами и должностными лицами, так и гражданами и как следствие этого низкий уровень правовой культуры. Эти нарушения принципов законности имеют место и в настоящее время и должны быть преодолены совместными усилиями государства и граждан. Повсеместное соблюдение законов и отсутствие нарушений, конечно же, не может быть достигнуто, но цель каждого государства обеспечить настолько высокий, насколько это возможно уровень соблюдения законов и соответственно реализацию принципа верховенства закона.Проблемы обеспечения реального действия принципов права в механизме правового регулирования могут быть решены следующими путями. Совершенствование качества законов, своевременное обновление законодательства, стремление к актуальному регулированию общественных отношений в соответствии с потребностями граждан и общества. Повышение уровня правовой культуры, как уграждан, так и у должностных уполномоченных лиц и обеспечение правомерного поведения, соответствующего с нормами права путем правового воспитания. Обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства путем мер ответственности за правонарушения, установленные законодательством. Список использованных источников"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301;Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 25. - Ст. 2954.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 3.Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений /М.И.Абдулаев. М.: Магистр-Пресс, 2019. - 410 с.Борисов Г.А. Теория государства и права :учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2021. – 292 с.Винниченко О. Ю., Попов В. И. Теория государства и права: Учебное пособие / О.Ю. Винниченко, В.И. Попов. М.: Издательство Проспект, 2016. - 401 с.Воронин М.В. Принципы права и системность права // Юридический мир. 2016. N 11. С. 63 — 66.Гринев В.П. Принципы права и проблемы их реализации в рамках новых разновидностей правоотношений // Право и экономика. 2016. N 6. С. 9 — 17. Любашиц В.Я.., Мордовцев А.Ю.., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. Учебник. Теоретический курс. - М.,2019. - 860 с.Макарова Н.А. Сущность и значение категорий «реализация функций права» и «формы реализации функций права» // Вестник Томского государственного университета. 2016. No 413. С. 187–192. Маматказин И.Р. К вопросу о формировании функций права социального обеспечения / под ред. О.А. Кузнецовой, В.Г. Голубцова, Г.Я. Борисевич, Л.В. Боровых, Ю.В. Васильевой, С.Г. Михайлова, С.Б. Полякова, А.С. Телегина, Т.В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. № 1. С. 428 - 436.Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник – М. Юристъ, 2020. – 640 с.Морозова Л.М. Теория государства и права. Учебник. - М. 2021. - 384 с.Нешатаева Т.Н. Об общих принципах права и судебном толковании // Журнал российского права. 2023. N 3. С. 113 - 125.Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 511 с. Осавелюк Е.А. Конституционные принципы - основополагающие правовые идеи или руководящие нормы права? // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 1. С. 26 - 28.Основы государства и права: учебное пособие / под ред. А.В. Малько. М.Кнорус, 2020. – 220 с.Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2020. – 656 с.Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2020. - 304 с.Сахапов Р.Р. Основные подходы к пониманию принципов права в российской правовой науке (советский и современный периоды) // История государства и права. 2014. N 15. С. 10 - 15.Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.:Издательство Норма, 2019. – 616 с.Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2019. – 776 с.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2020. - 544 с.Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций / В.И.Цыганов. Ниж-Новгород, 2020. - 168 с.Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник/ В.К.Цечоев, А.Р.Швандерова.- М.: Прометей, 2017. 330 с.

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301;
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 25. - Ст. 2954.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 3.
5. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений /М.И.Абдулаев. М.: Магистр-Пресс, 2019. - 410 с.
6. Борисов Г.А. Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2021. – 292 с.
7. Винниченко О. Ю., Попов В. И. Теория государства и права: Учебное пособие / О.Ю. Винниченко, В.И. Попов. М.: Издательство Проспект, 2016. - 401 с.
8. Воронин М.В. Принципы права и системность права // Юридический мир. 2016. N 11. С. 63 — 66.
9. Гринев В.П. Принципы права и проблемы их реализации в рамках новых разновидностей правоотношений // Право и экономика. 2016. N 6. С. 9 — 17.
10. Любашиц В.Я.., Мордовцев А.Ю.., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. Учебник. Теоретический курс. - М.,2019. - 860 с.
11. Макарова Н.А. Сущность и значение категорий «реализация функций права» и «формы реализации функций права» // Вестник Томского государственного университета. 2016. No 413. С. 187–192.
12. Маматказин И.Р. К вопросу о формировании функций права социального обеспечения / под ред. О.А. Кузнецовой, В.Г. Голубцова, Г.Я. Борисевич, Л.В. Боровых, Ю.В. Васильевой, С.Г. Михайлова, С.Б. Полякова, А.С. Телегина, Т.В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. № 1. С. 428 - 436.
13. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник – М. Юристъ, 2020. – 640 с.
14. Морозова Л.М. Теория государства и права. Учебник. - М. 2021. - 384 с.
15. Нешатаева Т.Н. Об общих принципах права и судебном толковании // Журнал российского права. 2023. N 3. С. 113 - 125.
16. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 511 с.
17. Осавелюк Е.А. Конституционные принципы - основополагающие правовые идеи или руководящие нормы права? // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 1. С. 26 - 28.
18. Основы государства и права: учебное пособие / под ред. А.В. Малько. М.Кнорус, 2020. – 220 с.
19. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2020. – 656 с.
20. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2020. - 304 с.
21. Сахапов Р.Р. Основные подходы к пониманию принципов права в российской правовой науке (советский и современный периоды) // История государства и права. 2014. N 15. С. 10 - 15.
22. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.:Издательство Норма, 2019. – 616 с.
23. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2019. – 776 с.
24. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2020. - 544 с.
25. Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций / В.И.Цыганов. Ниж-Новгород, 2020. - 168 с.
26. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник/ В.К.Цечоев, А.Р.Швандерова.- М.: Прометей, 2017. 330 с.