ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 40 40 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 18.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 7
1.1. Состояние проблемы формирования речи в дошкольном возрасте 7
1.2. Характеристика и компоненты произносительной стороны речи 12
1.3. Специфика нарушений произносительной стороны речи в дошкольном возрасте 13
1.4. Этапы и содержание консультирования родителей по устранению нарушений произносительной стороны речи у дошкольников 16
Выводы по Главе I 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 21
2.1. Организация экспериментального исследования 21
2.2. Исследование произносительной стороны речи у старших дошкольников 27
2.3. Консультирование родителей дошкольников с ОНР на основе результатов исследования 33
Выводы по Главе II 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Фрагмент для ознакомления

В состоянии произношения изолированных звуков у старших дошкольников наиболее частые нарушения касались группы свистящих, шипящих звуков и соноров. Результаты детей контрольной и экспериментальной групп были близки друг к другу. Наиболее распространенным у детей старшего дошкольного возраста было нарушение произношения 2-х групп звуков. Нарушение хотя бы одной группы звуков присутствовало более чем у половины детей, что характерно для этого возраста. При проблемах с произношением двух групп звуков, свистящих и звонких, а также шипящих и сонорных, чаще всего нарушались, отмечались редкие пропуски звуков. У двух детей были нарушены в произношении три группы звуков, характерны были их искажения, регулярные замены, пропуски. При изучении звукопроизношения старших дошкольников были получены следующие количественные результаты в словах и фразовой речи (таблица 1).Таблица 1Количественные результаты диагностики произношения звуков, слов и фразовой речиДиагностическое заданиеКоличественные результаты0 баллов0,5 балла1 баллИсследование изолированного произношения звуков663Исследование произношения слов771Звукопроизношение фразовой речи762Как следует из диагностики, результаты звукопроизношения старших дошкольников в словах и, особенно, во фразовой речи были несколько ниже, чем при изолированном произношении, что свидетельствовало о недостаточной автоматизации навыков звукопроизношения, а также о необходимости специальной развивающей работы с использованием игровых средств, позволяющих детям преодолевать трудности произношения в непринужденной, развлекательной форме. Анализ диагностических данных показал, что особенность количественных нарушений звукопроизношения у старших дошкольников определялась, прежде всего, артикуляционной сложностью звуков, и важную роль в этом сыграли их акустические характеристики. Наиболее распространенными среди детей были нарушения произношения звонких звуков «Р», «Л», которые являются наиболее яркими в акустическом плане и наиболее сложными в артикуляционном плане. За ними последовали группы свистящих и шипящих. Некоторым детям было трудно в основном определить положение звука в слове, и они практически не допускали ошибок при повторении произношения за взрослым. Результаты этой части констатирующего опроса побуждают нас включить в формирующий эксперимент работу по обеспечению и автоматизации воспроизведения звука у детей старшего дошкольного возраста. Исследование фонематического восприятия показало, что старшие дошкольники хорошо распознают заданные звуки в ряду слов, но при уменьшении контрастности звуков количество ошибок увеличивается. Серия из трех похожих слов иногда воспроизводилась как повторение одного и того же слова. Дети способны распознавать слова, состоящие из звуков, которые не нарушаются в произношении самого ребенка, в других случаях они допускали ошибки. Испытуемые лучше произносят пары слогов со звуками, противоположными по мягкости и твердости, несколько хуже – трехэлементные единицы с противопоставлением звуков по глухоте и звонкости. Качественный анализ ошибок, допущенных детьми в процессе выполнения заданий на фонематическое восприятие, выявил следующие характерные ошибки: 1) дети хорошо распознают звук в звуковом ряду, но в ряду слов они не различают данный звук; 2) когда контраст звуков уменьшается, увеличивается количество ошибок (вместо серии «та – да – та» произносят «да – да» или «та – та – та»), перестановка в рядах из трех или четырех рядов гласных звуков, а также как повторение одного слова вместо серии из трех похожих слов (вместо «кошка – год – ход» – «кошка – кот – кот» или «год – год – год»; 3) дети распознают звуки в слогах и словах, которые не нарушаются в их произношении, но в других случаи, когда дети не могли различить правильное произношение слова на слух; 4) противопоставление звуков по твердости и мягкости воспринимается детьми лучше, чем при противопоставлении звуков по глухоте и звонкости, было много замен, смешений и переносов слогов из предыдущего ряда в произносимый (сначала «та – да – та», затем «га – ка – га», а в следующем ряду был микс – «ха–да–да»); 5) нарушения звукопроизношения большинством детей не распознаются в случае совпадения с дефектными звуками в их собственной речи (максимальное определение нарушений - не более двух у трех испытуемых): например, «суска», «фуфка», «суфка» выделяются как ошибочное произношение, но в качестве правильного – «сушка» и «шушка», поскольку последний вариант отсылает к их собственному неправильному произношению звуков; 6) многие дети называют первый вариант произносимого предложения неправильным, наиболее удачное исполнение касается только образца со словами-паронимами «козы – розы». Показатели фонематического восприятия у старших дошкольников несколько выше показателей звукопроизношения, что говорит о том, что при нарушениях первого начинает отставать звукопроизносительная функция. Некоторые ошибки можно объяснить недостаточным развитием речевой памяти у дошкольников, которое компенсируется на следующих возрастных этапах речевого развития детей. В конце диагностики фонематического восприятия был проведен количественный анализ результатов, который представлен в таблице 2.Таблица 2 Состояние фонематического восприятия у старших дошкольниковДиагностическое заданиеКоличественные результаты0 б 0,5 б 1 б Поймай звук6 6 3Покажи картинку663Повтори, как я скажу663Внимательные ушки663Найди ошибку672Из таблицы следует, что без ошибок выполнили задания 3 человека, 6 человек справились с заданиями частично; не справились с заданиями 6 человек. Для дошкольников, которые справились с заданиями частично, требовался многократный повтор инструкции и пример взрослого. По совокупности баллов, набранных детьми при выполнении всех диагностических заданий, были выделены три уровня успешности выполнения заданий. Результаты успешности выполнения старшими дошкольниками трех серий заданий представлены в таблице 3.Таблица 3 Распределение детей по уровням успешности выполнения заданийУровниКоличественные показателиНизкий 6Средний6Высокий3В процентном отношении результаты можно представить следующим образом (рис.1):Рис. 1. Уровни сформированности произносительной стороны речи у дошкольниковТаким образом, можно отметить, что произносительная сторона речи у детей данной выборки находилось в стадии развития, механизм нарушения звукопроизношения характерен для речевого развития детей на данном возрастном этапе. Из этого был сделан вывод, что специальная работа должна опираться на результаты структурного анализа речезвуковых проблем детей, и проводится в формах, соответствующих ведущему виду деятельности дошкольника, то есть игровой деятельности.2.3. Консультирование родителей дошкольников с ОНР на основе результатов исследованияОсновные положения консультационной работы: -учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка; -поэтапное воздействие опирается на сохранные функции; -ориентировка в коррекции на уровень актуального речевого развития ребенка; -одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук.Направления работы: Уменьшение степени двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях - нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата). Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. Методы: - дифференцированный логопедический массаж - пассивная артикуляционная гимнастика - активная артикуляционная гимнастика - искусственная локальная контрастотермия2. Развитие дыхания и голоса. Формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции. Методы: - постановка правильного физиологического дыхания (пассивные дыхательные упражнения) - развитие речевого дыхания 3. Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи). Методы: - работа над логическим ударением - совместное пропевание и проговаривание текстов и стихов - развитие естественных интонаций, выражающих различные эмоциональные состояния 4. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа: Методы: - развитие способности различать неречевые звуки - развитие способности различать речевые звуки - подготовка к звуковому анализу и синтезу 5. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.Методы: - массаж и пассивные упражнения для кистей и пальцев рук - выполнение пассивно-активных упражнений - активные движения кистей и пальцев рук - закрепление отдельных движений и их совершенствование в навыки самообслуживания и письма 6. Нормализация лексико-грамматических навыков импрессивной и экспрессивной речи. Развитие связной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся как дизартрической, так и алалической патологией речи). Методы: - развитие понимания обращенной речи - активизация собственной речевой активности - развитие и коррекция импрессивной речи - развитие и коррекция экспрессивной речи 7. Совместные занятия родителей с детьми. Коррекционно-логопедическая работа с детьми включает в себя постепенно усложняющиеся упражнения. Организация этой работы требует активного участия родителей ребенка в своевременном и правильном развитии, воспитании и лечении детей. 9. Оценка и контроль речевого развития ребенка. Таким образом, выбран общий подход к организации работы родителей по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с особыми принципами и условиями. Коррекционная работа по формированию произносительной стороны речи включает работу по нормализации голоса, речевого дыхания, темпо-ритмической стороны ре и, работу по преодолению артикуляционных нарушений, работа над звукопроизношением и развитие фонематических процессов.Выводы по Главе IIНа этапе экспериментального исследования мы выявили специфику нарушений артикуляционного, звукового и фонематического компонентов произношения у дошкольников. Собранные данные позволили установить механизмы и структуру нарушений произношения у данной категории детей. При изучении результатов экспериментального исследования мы учитывали механизмы и структуру нарушений произношения. Для родителей детей данной категории разработано содержание консультационной работы. Консультирование было направлено на коррекцию произносительной стороны речи у дошкольников. Работа носила комплексный характер и проводилась не только на занятиях, но и в учебной и повседневной деятельности, на что и было направлено наше исследование.ЗАКЛЮЧЕНИЕКонсультирование родителей по воспитанию правильной речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги. Дети, которые слышат нормальную речь, получают указания от взрослых, как следует правильно и внятно говорить, начинают испытывать интерес к правильной, чистой речи. Поэтому важно, чтобы речевая среда ребенка хорошо функционировала, то есть, чтобы родители говорили правильно, внятно. В данном исследовании показаны теоретические, методологические и практические аспекты изучения структуры произносительной стороны речи. На этапе экспериментального исследования мы обнаружили специфику нарушений артикуляционного, звукового и фонематического компонентов произношения у дошкольников. Собранные данные позволили установить механизмы и структуру произносительных расстройств у данной категории детей. Во время изучения результатов экспериментального исследования, мы учитывали механизмы и структуры произносительных расстройств. Для детей данной категории было разработано содержание консультационной работы. Коррекционная работа была направлена на коррекцию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Работа имела комплексный характер и осуществлялась не только на занятиях, но и, в образовательной и в повседневной деятельности, на что и было направлено наше исследование.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкименко, В.М. Исправление звукопроизношения дошкольников. Практическое пособие [Текст] / В.М. Акименко. – М.: Феникс, 2015. – 144 с. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей [Текст] / М.М. Алексеева ; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М., 2013. – 448 с. Алексеева, Д.Г. Некоторые вопросы усвоения фонетических средств языка [Текст]/ Д.Г. Алексеева // Материалы международной конференции «Актуальные проблемы образования и науки». – М.: Издательство Института управления, 2016. – С.203-205. Батяева, С.В. Альбом по развитию речи для дошкольников [Текст]/ С.В. Батяева. – М.: Гостехиздат, 2015. – 96 с. Бедрина, А.В. Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ А.В. Бедрина // Инновационные педагогические технологии: мат-лы VI международной научной конференции. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2017. – С.88-96.Бурачевская, О.В. Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр [Текст]/ О.В. Бурачевская, Н.И. Бурачевская // Школьная педагогика. – 2017. – №1. – С.1-4 Вакуленко, Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда : Учебно-методическое пособие [Текст]/ Л.С. Вакуленко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.– 128 с.Волкова, Г.А. Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения [Текст]/ Г.А. Волкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – №4. – С.77-86. Елкина, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н.В. Елкина, А.И. Агапова // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского: материалы научно-практической конференции; отв. редактор Е.О. Иванова. – Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, 2014. – С.350-357. Жинкин, Н.И. Психолингвистика: избранные труды [Текст]/ Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2009. – 382 с. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада [Текст]/ О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина ; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. «Совершенство», 2009. – 384 с. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) [Текст]/ Г.Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2013. – 144 с.Зиновьева, Т.И. Звуковая сторона речи и произносительная культура [Текст]/ Т.И. Зиновьева // Начальная школа. – 2014. – №7. – С.26-30Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 дет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз – словечко, два – словечко» [Текст]/ Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2012. – 72 с.Костарева, Е.А. Дидактическая игра «речевые шашки» как средство развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Е.А. Костарева // Амурский научный Вестник. – 2017. – №1. – С.113-119. Кузнецова, Р.З. Методика развития речевого слуха и формирования произносительной стороны речи [Текст]/ Р.З. Кузнецова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – С.187-192. Левина, А. Развиваем речь. Для детей 3-4 лет [Текст]/ А. Левина. – М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2008. – 17 с. Нищева, Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [р] и [р`] [Текст]/ Н.В. Нищева. – М.: Высшая школа, 2015. – 32 c Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. Изд. 2-е [Текст] / В.И. Селиверстов. – М.: Академический проект, 2017. – 399 сТуманова, Т.В. Этапы и закономерности развития речи ребенка в условиях онтогенеза [Текст]/ Т.В. Туманова // Основы дошкольной логопедии : учебное пособие / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – М.: 2015. – Разд.1, гл.3. – С.20-32.

1.Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения дошкольников. Практическое пособие [Текст] / В.М. Акименко. – М.: Феникс, 2015. – 144 с.
2.Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей [Текст] / М.М. Алексеева ; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М., 2013. – 448 с.
3. Алексеева, Д.Г. Некоторые вопросы усвоения фонетических средств языка [Текст]/ Д.Г. Алексеева // Материалы международной конференции «Актуальные проблемы образования и науки». – М.: Издательство Института управления, 2016. – С.203-205.
4.Батяева, С.В. Альбом по развитию речи для дошкольников [Текст]/ С.В. Батяева. – М.: Гостехиздат, 2015. – 96 с.
5.Бедрина, А.В. Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ А.В. Бедрина // Инновационные педагогические технологии: мат-лы VI международной научной конференции. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2017. – С.88-96.
6.Бурачевская, О.В. Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр [Текст]/ О.В. Бурачевская, Н.И. Бурачевская // Школьная педагогика. – 2017. – №1. – С.1-4
7.Вакуленко, Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда : Учебно-методическое пособие [Текст]/ Л.С. Вакуленко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.– 128 с.
8.Волкова, Г.А. Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения [Текст]/ Г.А. Волкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – №4. – С.77-86.
9.Елкина, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н.В. Елкина, А.И. Агапова // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского: материалы научно-практической конференции; отв. редактор Е.О. Иванова. – Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, 2014. – С.350-357.
10.Жинкин, Н.И. Психолингвистика: избранные труды [Текст]/ Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2009. – 382 с.
11.Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада [Текст]/ О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина ; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. «Совершенство», 2009. – 384 с.
12.Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) [Текст]/ Г.Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2013. – 144 с.
13.Зиновьева, Т.И. Звуковая сторона речи и произносительная культура [Текст]/ Т.И. Зиновьева // Начальная школа. – 2014. – №7. – С.26-30
14.Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 дет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз – словечко, два – словечко» [Текст]/ Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2012. – 72 с.
15.Костарева, Е.А. Дидактическая игра «речевые шашки» как средство развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Е.А. Костарева // Амурский научный Вестник. – 2017. – №1. – С.113-119.
16.Кузнецова, Р.З. Методика развития речевого слуха и формирования произносительной стороны речи [Текст]/ Р.З. Кузнецова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – С.187-192.
17.Левина, А. Развиваем речь. Для детей 3-4 лет [Текст]/ А. Левина. – М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2008. – 17 с.
18.Нищева, Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [р] и [р`] [Текст]/ Н.В. Нищева. – М.: Высшая школа, 2015. – 32 c
19. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. Изд. 2-е [Текст] / В.И. Селиверстов. – М.: Академический проект, 2017. – 399 с
20.Туманова, Т.В. Этапы и закономерности развития речи ребенка в условиях онтогенеза [Текст]/ Т.В. Туманова // Основы дошкольной логопедии : учебное пособие / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – М.: 2015. – Разд.1, гл.3. – С.20-32.