Требования к профессиональным и личным качествам менеджера на конкретном предприятии.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 18.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты требований к профессиональным и личным качествам менеджера ……………..
5
1.1 Содержание труда менеджера, его функции на разных уровнях управления в организациях сферы торговли ………………..
5
1.2 Предъявляемые к менеджеру требования на современном этапе развития общества ………………………………………………..
14
Глава 2. Анализ профессиональных и личных качеств руководителя и их влияние на эффективность управления на примере ООО «DNS Ритейл» (г. Владивосток) ……………………
22
2.1 Характеристика ООО «DNS Ритейл» (г. Владивосток) …… 22
2.2 Анализ профессиональных и личных качеств руководителя ООО «DNS Ритейл» ……………………………………………………..
28
Заключение ……………………………………………………………….. 36
Список использованных источников ……………………………………. 37
Приложение 1 ........................................................................................... 39
ООО «DNS Ритейл» предоставляет широкий ассортимент цифровой техники. Цены на реализуемую продукцию ООО «DNS Ритейл» ниже цен конкурирующих фирм.
Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) приведен в Приложении №1.
Финансовые показатели, а также основные показатели рентабельности по годам отображены на рис. 1.
Рис. 1. Финансовые показатели ООО «DNS Ритейл» [10]
В 2023 году организация получила выручку в сумме 727 млрд руб., что на 130 млрд руб., или на 21,7%, больше, чем годом ранее. По состоянию на 31 декабря 2023 года совокупные активы организации составляли 376 млрд руб. Это на 78,4 млрд руб. (на 26,4%) больше, чем годом ранее. Чистые активы ООО «DNS Ритейл» по состоянию на 31.12.2023 составили 185 млрд руб. [10].
Выпуск и реализация товаров высокого качества адекватно отражают социально-экономические интересы, как производителя, так предприятий торговли. От качеств и услуг во многом зависят конкретные преимущества торгового предприятия, его товарная и ценовая политика, успех в коммерческом деле и объемы прибыли.
Именно розничная торговля, реализуя потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает балл между спросом и предложением, в этом случае и производители и торговые организации имеют ряд взаимосвязанных социально-экономических интересов.
Общей целью и производителей и торговых организаций является завоевание доверия потребителей, которое и является гарантом стабильной прибыли в результате реализации продукции (таблица 2).
Таблица 2. Социально-экономические интересы товаропроизводителя и торгового предприятия по выпуску и реализации качественной продукции
Задачи товаропроизводителя Задачи торгового предприятия Повышение репутации товаров, обладающих заданными потребительскими качествами Создание конкурентных преимуществ при купле-продаже товаров Рост конкурентоспособности товаров Более полное удовлетворение спроса на товары Тесное взаимодействие с торговым предприятием Стимулирование покупательских намерений Обеспечение устойчивых позиций при закупке продукции Повышение стабильности в области продажи товаров Снижение издержек производства Повышение уровня качества обслуживания покупателей Выпуск продукции высокого качества Сокращение затрат при реализации продукции Удовлетворение интересов потребителей продукции Снижение издержек Развитие фонда материального поощрения за выпуск продукции надлежащего качества Получение гарантированной прибыли от реализации качественной продукции
«DNS» ( один из лидеров цифрового ритейла России, и за годы развития приобрёл все необходимые атрибуты «федеральной сети» ( разветвлённая сеть розничных магазинов, свои сервисные и логистические центры, надежные связи с поставщиками и производителями с мировыми именами (таблица 3).
Таблица 3. Мировые производители цифровой техники и аксессуаров
Canon Тайланд Panasonic, Sony, Canon, SIGMA, Nikon, Pioneer Япония Romer, BlBraun Германия BARD, HP, Apple США PHILIPS Нидерланды Asus, Acer, HTC Тайвань LG, Samsung Group Южная Корея Nokia Финляндия
Из анализа приведенных в работе данных следует, что данное предприятие работает в целом эффективно. Результатом работы ООО «DNS Ритейл» за 2023 год стала прибыль в размере 42,2 млрд руб. Это на 12% больше, чем в 2022 г.
2.2 Анализ профессиональных и личных качеств руководителя ООО «DNS Ритейл»
Данные, полученные на основе опросника «Анализ своих ограничений», позволяют выделить следующие области, в которых руководитель, по его мнению, почти не имеет трудностей:
1) творческий подход к деятельности (способность генерировать и использовать достаточно новые идеи);
2) навык решения проблем (присутствие стратегии, необходимой в принятии решений, способность решать современные проблемы);
3) осознание своих личных целей (ясность в вопросе о целях своей личной или деловой жизни, цели совместимы с условиями работы и жизни);
4) умение влиять на людей (способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих, влиять на их решения).
На основе самоанализа данный руководитель подчеркивает те личностные особенности, которые требуют первоочередного развития:
1) слабые навыки руководства (отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных;
2) неумение обучать (отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности);
3) низкая способность формировать коллектив (неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов);
4) неумение управлять собой (неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами жизни управленца).
Как показывает проведенный анализ личных ограничений руководителя ООО «DNS Ритейл», некоторые из них связаны именно с приобретением навыков самоменеджмента руководителя. Поэтому можно высказать предположение о том, что приобретение этих навыков может несколько повлиять на эффективность деловой деятельности руководителя и предприятия в целом (табл. 4, 5).
Таблица 4. Результаты опросника «Анализ своих ограничений»
1 2 3 4 5 6 7 8 - - 11 - 13 14 15 - 17 - - - - 22 23 - - - - - 29 30 31 32 - - 35 - 37 38 - 40 41 - 43 44 - 46 47 - - 50 - 52 - - - - - 58 - 60 61 - - 64 - - 67 68 - 70 71 72 73 74 - - - 78 - - 81 82 83 84 - - 87 - - 90 91 - 93 94 95 - 97 - - 100 101 102 103 104 105 106 107 - 109 110 Сумма ответов 5 7 6 6 7 8 7 6 3 4 4 Таблица 5. Сводные результаты опросника «Анализ своих ограничений»
Результат Сильные стороны Ранг Обратный ранг Ограничения 5 Способность управлять собой 4 3 Неумение управлять собой 7 Четкие ценности 2 5 Размытость личностных ценностей 6 Четкие личные цели 3 4 Смутные личные цели 6 Продолжающееся саморазвитие 3 4 Остановленное саморазвитие 7 Хорошие навыки решения проблем 2 5 Недостаточность навыка решать проблемы 8 Творческий подход 1 6 Недостаток творческого подхода 7 Умение влиять на окружающих 2 5 Неумение влиять на людей 6 Понимание особенностей управленческого труда 3 4 Недостаточное понимание особенностей управленческого труда 3 Способность руководить 6 1 Слабые навыки руководства 4 Умение обучать 5 2 Неумение обучать 4 Умение наладить групповую работу 5 2 Низкая способность формировать коллектив
Представления подчиненных о «сильных» и «слабых» сторонах деятельности и личности руководителя носят несколько иной характер. Так, среди «сильных» сторон подчиненные называют:
1) умение влиять на людей;
2) способность формировать коллектив;
3) творческий подход к деятельности;
4) навыки решения проблем; стремление к саморазвитию (настроенность и восприимчивость к новым ситуациям и возможностям).
«Слабые» стороны данного руководства выглядят следующим образом:
1) недостаточное понимание особенностей управленческого труда (недостаточное понимание мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя);
2) неумение обучать;
3) смутные личные цели;
4) слабые навыки руководства; размытые личные ценности (отсутствие ясного понимания своих личных ценностей).
Проведенный анализ позволяет выделить следующие проблемные для предприятия ООО «DNS Ритейл» вопросы управления, по которым наблюдается наибольшая степень рассогласования представлений руководителя о самом себе и его коллектива. Руководитель рассматривает свою способность формировать коллектив как «низкую», сам же коллектив оценивает ее как «высокую», отмечая способность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп. Наиболее, как кажется, конфликтная область между руководителем и подчиненными складывается на основе их противоречивых представлений о понимании особенностей мотивации труда работников, несовпадающие представления о роли руководителя. Возможно, это расхождение в представлениях вызвано и неудовлетворенностью работников по поводу неопределенности в понимании целей личной и деловой жизни руководителя, а также его, по мнению сотрудников, неспособностью помогать другим людям развивать свои возможности.
В некоторой степени это может быть связано и с некоторым обновлением коллектива в течение последнего года (2 новых менеджера по продажам и 3 программиста). Оценки пяти новых сотрудников могут в какой-то мере определять данное противоречие.
Полученные на основе опросника «Работа» первоочередные требования, предъявляемые к руководителю данной фирмы: способность формировать коллектив, умение обучать, обладание сильными навыками руководства, понимание особенностей управленческого труда, умение влиять на людей и сопоставление с данными опросника «Анализ своих ограничений» позволяет сделать вывод о том, что выделяемые личные качества руководителя фирмы, нуждающиеся в специальном доразвитии, совершенствовании и выстраиваются в следующую иерархию [4]:
1) умение управлять собой;
2) ясные и четкие личные цели;
3) сформированные навыки руководства;
4) творческий подход к работе.
Наибольшее расхождение наблюдается по вопросу рационального использования своего времени, энергии, умений; способности противостоять стрессам (табл. 6, 7).
Таблица 6. Сводные результаты опросника «Работа»
Ограничения Результаты опросника «Работа» Результаты/2 Ранг Неумение управлять собой 8 4 8 Размытые личные ценности 12 6 4 Смутные личные цели 10 5 6 Остановленное саморазвитие 12 6 4 Недостаточность навыка решать проблемы 11 5,5 5 Недостаток творческого подхода 9 4,5 7 Неумение влиять на людей 13 6,5 3
Продолжение таблицы № 6
Недостаточное понимание особенностей управленческого труда 15 7,5 2 Слабые навыки руководства 15 7,5 2 Неумение обучать 15 7,5 2
Таблица 7. Расхождения результатов опросников «Работа» и «Анализ личных ограничений»
Ограничения Результаты опросника «Работа» Результаты опросника «Анализ личных ограничений» Расхождение Неумение управлять собой 8 3 5 Размытые личные ценности 4 5 Смутные личные цели 6 4 2 Остановленное саморазвитие 4 4 Недостаточность навыка решать проблемы 5 5 Недостаток творческого подхода 7 6 1 Неумение влиять на людей 3 5 Недостаточное понимание особенностей управленческого труда 2 4 Слабые навыки руководства 2 1 1 Неумение обучать 2 2
Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, позволяют выделить некоторые направления для руководителя фирмы, нуждающиеся в развитии и совершенствовании: более эффективное использование времени и энергоресурсов, поддержание работоспособности руководителя; недостаточно ясное понимание своих личных целей и ценностей, а также особенностей управленческого труда; недостаточно развитые навыки руководства, умение обучать.
Программа с целью коррекции личностных особенностей и поведения, предложенная М. Вудкок и Д. Фрэнсис, так характеризует позиции руководителя, способного управлять собой: поддержание своего здоровья, ограничение рабочего времени, поддержание равновесия между личной и деловой жизнью, планирование и организация перерывов для отдыха, эффективное использование времени, разумное отношение к своим поездкам, освоение навыков эффективного общения, свободное выражение эмоций, самопознание, обладание чувством собственного достоинства, принятие на себя только тех нагрузок, с которыми возможно справиться. Обладание четкими личными ценностями: сомнение по поводу своих ценностей, последовательность, поведение в соответствии с декларированными ценностями, стремление понять чужие взгляды, жизненная активность, стремление к установлению обратной связи.
Четкие личные цели: уточнение предстоящих задач, регулярная оценка своего продвижения, планирование развития своей карьеры, эффективное использование времени и распределения сил, умелое делегирование полномочий, объективность в оценке подчиненных.
Понимание особенностей управленческого труда: обсуждение принципов управления, умение анализировать собственные слабости, создание позитивной рабочей атмосферы, осознание собственного стиля руководства, изменение стиля руководства по потребности, способность добиться от подчиненной качественной работы.
Высокие навыки руководства: в случае необходимости умеет навести дисциплину, приспособление стиля руководства к переменам в обществе, развитие добрых отношений с окружающими, поощрение лучших примеров, избегание слишком частого применения негативного подкрепления, умение защитить свою группу в случае возникновения угрозы, установление критериев успеха, поиск способов максимизации вклада в работу сотрудников.
Умение обучать: умение создать в коллективе среду, способствующую обучению, осведомленность о потребности сотрудников в обучении, систематическая, умелая оценка и консультирование сотрудников, знание сильных и слабых сторон подчиненных, умение ставить цели, требующие усилий, помощь сотрудникам при планировании развития собственной карьеры.
Для качественной реализации проведенного анализа и развития собственной личности руководителю ООО «DNS Ритейл» рекомендуется пройти обучение на семинаре-тренинге «Управление персоналом коммерческих предприятий», проводимое Институтом практической психологии. В программе данного семинара-тренинга поднимаются вопросы эффективного управления организацией, влияния руководителя на подчиненных, постановки задач перед сотрудниками, привлечения специалистов в компанию, мотивации персонала, работы в конфликтных ситуациях.
Сотрудникам из отдела продаж также рекомендуется принять участие в работе «Тренинга продаж», повышая уровень своей профессиональной компетентности, приобретая практические навыки обучения торгового персонала.
Таким образом, вышеперечисленные методы совершенствования профессиональных и личных качеств менеджеров ООО «DNS Ритейл» помогут достичь наиболее эффективной и продуктивной трудовой деятельности, что повысит доход предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы быть руководителем необходимо обладать определенными знаниями, умениями, навыками. Руководитель должен сочетать в себе качества квалифицированного специалиста, который обладает экономическими и техническими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. Из личных качеств важными являются предприимчивость, самостоятельность, инициативность, творческое мышление и готовность к риску.
Проблема личной эффективности руководителя стоит достаточно остро для многих организаций, предприятий, фирм. Важность и острота данной проблемы, как показало проведенное нами исследование, обусловлены тем, что качество работы руководителя неизбежно проецируется на качество и результаты работы всей организации, а личная эффективность руководителя, таким образом, влияет на эффективность организации.
Повышение личной эффективности необходимо проводить системно, последовательно, как налаживание регулярного менеджмента фирмы.
Для руководителя очень важно усвоить последовательный и систематизированный подход к своему развитию. По мере того как совершенствуются профессиональные навыки и умения руководителя, формируется более твердая основа для компетентной работы.
Поскольку в жизни современных организаций все больше требовательности, им необходимы в качестве руководителей более способные, в том числе и в плане самоорганизации кадры. Люди, занятые на руководящей работе в силу самой профессии участвуют в процессе перемен ( качество их деятельности зависит от способности управлять окружающей действительностью, выбирать лучшие решения, концентрировать усилия и умело приспосабливаться. Поэтому от менеджера во все большей степени требуется способность опираться на самого себя, учиться с большей ответственностью относиться к самому себе и своему времени, карьере и потенциалу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вырупаева Т.В. Психология управления и лидерства в организации [Текст]: учебное пособие / Вырупаева Т.В., Моськина И.Ю. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. – 128 c.
Ким, С.А. Теория управления [Текст]: учебник / С.А. Ким. – Москва: Дашков и К°, 2019. – 240 с.
Кови С. Лидерство, основанное на принципах [Текст] / С. Кови. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 305 c.
Мескон М.Х. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2021. – 702 с.
Шекшня С.В. Управление персоналом в современных организациях [Текст] / С.В. Шекшня. ‒ М.: ЮристЪ, 2018. ‒ 268 с.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика [Электронный ресурс]: электронный учебник / В.Р. Веснин. ( Москва: КНОРУС, 2019. ( Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/vesnin-vr-upravlenie-personalom-teoriya-i-praktika _b7be6770b2b.html. ( 17.06.2024.
Иванова И.А. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.А. Иванова, А.М. Сергеев. ( М.: Издательство Юрайт, 2021. ( 305 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/471003. ( 17.06.2024.
Коргова М.А. Менеджмент организации [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / М.А. Коргова. ( 2-е изд., испр. и доп. ( М.: Издательство Юрайт, 2022. ( 197 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/474145. ( 17.06.2024.
Основы менеджмента [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. – М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2021. – 240 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/254666. ( 17.06.2024.
Официальный сайт ООО «DNS Ритейл» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: www.dns-shop.ru. ( 17.06.2024.
Хьюлетт С. Облик лидера: недостающее звено между способностями и успехом [Электронный ресурс] / Сильвия Энн Хьюлетт; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 233 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1078441. ( 17.06.2024.
3
2. Ким, С.А. Теория управления [Текст]: учебник / С.А. Ким. – Москва: Дашков и К°, 2019. – 240 с.
3. Кови С. Лидерство, основанное на принципах [Текст] / С. Кови. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 305 c.
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2021. – 702 с.
5. Шекшня С.В. Управление персоналом в современных организациях [Текст] / С.В. Шекшня. ‒ М.: ЮристЪ, 2018. ‒ 268 с.
6. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика [Электронный ресурс]: электронный учебник / В.Р. Веснин. Москва: КНОРУС, 2019. Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/vesnin-vr-upravlenie-personalom-teoriya-i-praktika _b7be6770b2b.html. 17.06.2024.
7. Иванова И.А. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.А. Иванова, А.М. Сергеев. М.: Издательство Юрайт, 2021. 305 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/471003. 17.06.2024.
8. Коргова М.А. Менеджмент организации [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / М.А. Коргова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 197 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/474145. 17.06.2024.
9. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. – М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2021. – 240 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/254666. 17.06.2024.
10. Официальный сайт ООО «DNS Ритейл» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: www.dns-shop.ru. 17.06.2024.
11. Хьюлетт С. Облик лидера: недостающее звено между способностями и успехом [Электронный ресурс] / Сильвия Энн Хьюлетт; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 233 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1078441. 17.06.2024.