«Тексты о текстах в системе уроков по теме "Синтаксис простого(//сложного) предложения"»
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 23.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ…......……5
1.1 Основные понятия синтаксиса.................………………………………....5
1.2 Структура простого предложения…….................................................…..7
1.3 Структура сложного предложения……….....................………………...11
ГЛАВА 2 ПОСТРОЕНИЕ И АНАЛИЗ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ: СИСТЕМА УРОКОВ………………………………………...........………….18
2.1Развитие навыков анализа сочинительных конструкций и их использование в практике………....................................................................18
2.2 Практические методики и рекомендации для успешного изучения структуры простых и сложных предложений………....................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
- Составление собственных сложноподчиненных предложений различных типов.
5. Правила построения сложноподчиненных предложений (5 минут):
- Обсуждение основных правил построения сложноподчиненных предложений: порядок слов, использование союзов и т.д.
6. Применение знаний (5 минут):
- Обсуждение важности использования разнообразных придаточных предложений для точного и эмоционального выражения мыслей.
7. Заключение (5 минут):
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: составить несколько сложноподчиненных предложений различных видов.
7)План урока на 45 минут по теме "Бессоюзные предложения":
Цель урока: Познакомить учеников с понятием бессоюзных предложений, их особенностями и правилами построения.
Ход урока:
1. Введение (5 минут):
- Приветствие и объявление темы урока.
- Обсуждение важности бессоюзных предложений для разнообразия и экспрессивности речи.
2. Теоретическое введение (10 минут):
- Объяснение понятия бессоюзного предложения.
- Разбор структуры бессоюзного предложения и его отличий от сложноподчиненного и простого предложений.
- Примеры бессоюзных предложений на доске.
3. Виды бессоюзных предложений (10 минут):
- Обсуждение основных видов бессоюзных предложений: односоставные и двусоставные.
- Пояснение различий между односоставными и двусоставными бессоюзными предложениями.
- Примеры каждого вида бессоюзного предложения.
4. Практическая часть (15 минут):
- Упражнения на составление бессоюзных предложений различных типов.
- Анализ текстов на наличие бессоюзных предложений и выделение их особенностей.
- Составление собственных текстов с использованием бессоюзных предложений.
5. Правила построения бессоюзных предложений (5 минут):
- Обсуждение основных правил построения бессоюзных предложений: порядок слов, использование знаков препинания и т.д.
6. Применение знаний (5 минут):
- Обсуждение ситуаций, когда целесообразно использовать бессоюзные предложения для большей выразительности речи.
7. Заключение (5 минут):
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: составить несколько бессоюзных предложений различных видов.
2.2 Практические методики и рекомендации для успешного изучения структуры простых и сложных предложений
Для успешного изучения структуры простых и сложных предложений существует ряд практических методик и рекомендаций, которые помогут учащимся лучше понять и применять основные синтаксические конструкции. Вот некоторые из них:
1. Разбор предложений на составные части: Первым шагом является разбор предложений на подлежащее и сказуемое в простых предложениях, а также на главное и зависимое предложения в сложных предложениях. Учащимся стоит уделить время пониманию различий между этими частями предложения и их ролями в построении смысла.
2. Изучение союзов и связок: Очень важно понимать, какие союзы и местоимения-связки используются для соединения частей предложения и придания им логической связности. Разнообразные упражнения на применение союзов в предложениях помогут закрепить эти знания.
3. Практические упражнения на построение предложений: Учащимся следует проводить практические упражнения на создание простых и сложных предложений на заданные темы. Это позволит им применить изученную теорию на практике и развить навыки построения правильных синтаксических конструкций.
4. Пунктуация: Следует уделить внимание правилам пунктуации в простых и сложных предложениях. Учащиеся должны знать, где ставить запятые и другие знаки препинания для правильного разделения частей предложения и передачи его смысла.
5. Создание собственных текстов: После изучения основных правил и принципов структуры предложений, учащиеся могут попробовать создать собственные тексты, применяя полученные знания. Это позволит им усовершенствовать навыки использования простых и сложных предложений в письменной речи.
6. Обсуждение и анализ текстов: Важным шагом является обсуждение и анализ текстов, в которых присутствуют простые и сложные предложения. Обсуждение структуры предложений и их смысла поможет учащимся лучше понять применение различных синтаксических конструкций.
Понимание и применение указанных методик и рекомендаций помогут учащимся успешно изучать и осваивать структуру простых и сложных предложений, развивая навыки анализа текста, логического мышления и языковой компетенции. Кроме того, систематическое повторение и применение полученных знаний в различных контекстах способствует более глубокому усвоению материала и повышению уровня владения языком.
Помимо перечисленных практических методик, для успешного изучения структуры простых и сложных предложений также полезно следовать следующим методическим рекомендациям:
1. Постепенное усложнение заданий: Начинать изучение с простых предложений, а затем постепенно переходить к изучению сложных синтаксических конструкций. Это поможет учащимся постепенно осваивать новый материал и не перегружать их информацией.
2. Индивидуальный подход: Учитывать индивидуальные особенности и уровень знаний каждого учащегося при составлении заданий и коррекции ошибок. Подбирать задания, которые соответствуют уровню подготовки каждого ученика.
3. Использование разнообразных учебных материалов: Для более эффективного усвоения материала рекомендуется использовать различные учебные материалы: учебники, рабочие тетради, онлайн-ресурсы, аудио- и видеоматериалы.
4. Постоянный контроль и обратная связь: Организовать систематический контроль за выполнением заданий и оценку результатов. Предоставлять учащимся обратную связь, помогать исправлять ошибки и давать рекомендации по улучшению навыков.
5. Игровые методики: Использование игровых форм обучения поможет сделать процесс изучения более увлекательным и интересным, стимулируя учащихся к активному участию и усвоению материала.
6. Групповая работа и обсуждение: Организация групповой работы и дискуссий по теме изучения структуры предложений способствует обмену знаниями и мнениями, а также развитию навыков коллективного решения задач.
Соблюдение данных методических рекомендаций позволит эффективно организовать процесс обучения, повысить мотивацию учащихся и улучшить качество усвоения материала по изучению структуры простых и сложных предложений.
Глава 2 "Построение и анализ сложных предложений: Система уроков" является ключевой частью изучения структуры сложных предложений и играет важную роль в формировании навыков анализа и построения сложных синтаксических конструкций.
Эта глава предлагает систему уроков, которая позволяет учащимся постепенно осваивать концепции и правила построения сложных предложений. Последовательное изучение различных типов сложных предложений, их структуры, особенностей и функций помогает учащимся улучшить свои навыки письма и говорения, а также структурировать свои мысли и передавать информацию более четко и логично.
В результате изучения системы уроков по построению и анализу сложных предложений, учащиеся приобретают следующие навыки и умения:
1. Умение анализировать предложения на наличие различных типов сложных связей (причинно-следственные, временные, условные и пр.).
2. Навык построения сложных предложений различных типов и степени сложности для точного и эффективного выражения мыслей.
3. Понимание синтаксической структуры сложных предложений и умение использовать соответствующую пунктуацию для их правильного оформления.
4. Развитие креативного мышления и умения строить сложные аргументированные высказывания.
В целом, изучение и отработка материала данной главы помогает учащимся расширить свой языковой репертуар, улучшить навыки работы с текстом и повысить свою языковую компетенцию в целом. Глава 2 является важным этапом в изучении структуры языка и помогает учащимся стать более уверенными и грамотными в использовании сложных синтаксических конструкций.
Изучение системы уроков по построению и анализу сложных предложений также способствует развитию критического мышления у учащихся. Понимание структуры сложных предложений и их функций помогает обучающимся анализировать информацию более глубоко, делать выводы на основе аргументированных анализов и выражать свои мысли более четко и логично. Эти навыки являются важными не только для успешного обучения языку, но и для развития умения анализировать и критически оценивать информацию в различных областях.
Построение сложных предложений и их анализ также способствует улучшению коммуникативных навыков учащихся. Умение строить сложные материалы является важным для успешного общения как в учебных, так и в повседневных ситуациях. Выразительное и грамотное использование сложных предложений позволяет учащимся передавать информацию более точно, аргументированно и креативно, что поддерживает развитие полноценного общения с окружающими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение двух глав "Структура предложения в системе уроков по синтаксису простого и сложного предложения" и "Построение и анализ сложных предложений: Система уроков" играет важную роль в формировании навыков анализа и построения сложных синтаксических конструкций у учащихся.
Первая глава представляет собой введение в структуру предложений, которое помогает учащимся понять основные концепции и правила построения простых и сложных предложений. Важным аспектом данной главы является освоение основных терминов и понятий, необходимых для дальнейшего изучения синтаксиса. Учащиеся узнают об основных элементах предложения, их функциях и взаимосвязи, что является основой для построения более сложных конструкций.
Вторая глава, посвященная построению и анализу сложных предложений, предлагает систему уроков, которая позволяет учащимся углубленно изучить различные типы сложных конструкций, их структуру и функции. Эта глава развивает навыки построения сложных предложений различных типов, помогает понять специфику каждого типа связей в предложении и правильно оформлять их с пунктуационной точки зрения.
В совокупности, изучение двух глав обеспечивает учащимся комплексный подход к изучению синтаксиса, помогает им систематизировать знания о структуре предложений и развивает навыки анализа и построения сложных конструкций. Эти главы не только способствуют улучшению языковых навыков учащихся, но и развитию их коммуникативных способностей, критического мышления и способности аргументированно выражать свои мысли. В итоге, изучение предложенной системы уроков становится важным этапом в языковом обучении, который помогает учащимся стать более компетентными и уверенными в использовании сложных синтаксических конструкций.
Список используемой литературы
Абдишарипова Т.Ж. Синтаксис и его классификация // Экономика и социум. 2021. №3-1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintaksis-i-ego-klassifikatsiya (дата обращения: 16.06.2024).
Валгина, Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник [Текст] / Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003. — 416 с.
Диёрова Н.О. Методика преподавания русского языка и литературы // Ученый XXI века. 2022. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 16.06.2024).
Золотова, Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского язык [Текст] / Г.А. Золотова. — М.: Наука, 1973. — 352 с.
Лекант, П.А. Современный русский язык: учебник для бакалавров [Текст] / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П.А. Лекан-та. — 5-е изд. — М.: Юрайт, 2014. — 559 с.
Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с.
Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. 2000. № 4. С. 3-7.
Петрова О. О. Простое предложение и его структура в теоретических исследованиях и учебных пособиях // Преподаватель ХХI век. 2018. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostoe-predlozhenie-i-ego-struktura-v-teoreticheskih-issledovaniyah-i-uchebnyh-posobiyah (дата обращения: 16.06.2024).
Пипченко, Н. М. Современный русский язык : Синтаксис словосочетания и простого предложения / Н. М. Пипченко. – Минск : БГУ, 2008. – 196 с.
Синтаксис современного русского языка : учебник для для высших учебных заведений Российской Федерации / Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, В. П. Казаков, Д. В. Руднев; под ред. С. В. Вяткиной / Учебно-методический комплекс по курсу «Синтаксис современного русского языка». — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 347 с.
Скобликова Е.С. Современный русский язык… — С. 79; Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. — С. 22— 23.
Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис : сборник элементов учебно-методического комплекса по дисциплине для студентов, обучающихся по направлению подготовки специальности 031000 «Филология. Русский язык и литература» / сост. О.Г. Каменская, Р.А. Кан. – Тольятти : Мзд-во ТГУ, 2012. – 195 с. : обл.
Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка [Текст] / А.А. Шахматов / Вступит, статья д-ра филол. наук, проф. Е. В. Кло-букова, редакция и комментарии проф. Е.С. Истриной. — 3-е изд. — М.: Эдито-риал УРСС, 2001. — 624 с.
3
1. Абдишарипова Т.Ж. Синтаксис и его классификация // Экономика и социум. 2021. №3-1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintaksis-i-ego-klassifikatsiya (дата обращения: 16.06.2024).
2. Валгина, Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник [Текст] / Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003. — 416 с.
3. Диёрова Н.О. Методика преподавания русского языка и литературы // Ученый XXI века. 2022. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 16.06.2024).
4. Золотова, Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского язык [Текст] / Г.А. Золотова. — М.: Наука, 1973. — 352 с.
5. Лекант, П.А. Современный русский язык: учебник для бакалавров [Текст] / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П.А. Лекан-та. — 5-е изд. — М.: Юрайт, 2014. — 559 с.
6. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
7. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с.
8. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
9. Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. 2000. № 4. С. 3-7.
10. Петрова О. О. Простое предложение и его структура в теоретических исследованиях и учебных пособиях // Преподаватель ХХI век. 2018. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostoe-predlozhenie-i-ego-struktura-v-teoreticheskih-issledovaniyah-i-uchebnyh-posobiyah (дата обращения: 16.06.2024).
11. Пипченко, Н. М. Современный русский язык : Синтаксис словосочетания и простого предложения / Н. М. Пипченко. – Минск : БГУ, 2008. – 196 с.
12. Синтаксис современного русского языка : учебник для для высших учебных заведений Российской Федерации / Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, В. П. Казаков, Д. В. Руднев; под ред. С. В. Вяткиной / Учебно-методический комплекс по курсу «Синтаксис современного русского языка». — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 347 с.
13. Скобликова Е.С. Современный русский язык… — С. 79; Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. — С. 22— 23.
14. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис : сборник элементов учебно-методического комплекса по дисциплине для студентов, обучающихся по направлению подготовки специальности 031000 «Филология. Русский язык и литература» / сост. О.Г. Каменская, Р.А. Кан. – Тольятти : Мзд-во ТГУ, 2012. – 195 с. : обл.
15. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка [Текст] / А.А. Шахматов / Вступит, статья д-ра филол. наук, проф. Е. В. Кло-букова, редакция и комментарии проф. Е.С. Истриной. — 3-е изд. — М.: Эдито-риал УРСС, 2001. — 624 с.