Коррекционно-педагогическая работа по развитию словесной речи соабослышащих детей дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дефектология
  • 93 93 страницы
  • 79 + 79 источников
  • Добавлена 24.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Развитие словесной речи в старшем дошкольном возрасте 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика дошкольников с нарушениями слуха 15
1.3 Особенности развития словесной речи слабослышащих дошкольников 20
Вывод по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Организация исследования по изучению словесной речи у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Методики диагностики уровня словесной речи у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 35
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента диагностики уровня словесной речи у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 39
Вывод по главе 2 44
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 45
3.1 Специальные педагогические условия, необходимые для развития словесной речи слабослышащих дошкольников 45
3.2 Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы 65
3.3 Анализ эффективности предложенных коррекционно-педагогических мероприятий 71
Вывод по главе 3 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Фрагмент для ознакомления

2 раза в неделю групповые занятия, 1 раз в месяц проводились беседы с родителями о результатах. Индивидуальные занятия и групповые проводились согласно режимным моментам общешкольной образовательной программы и распорядка.Программа развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возрастапредставлена в таблице 3.1.Таблица 3.1. Программа развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста№ЭтапЦельСодержание 1Подготовительный Формирование коммуникативных навыков словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возрастас диагнозом ЗПР, Алалия, Дизартрия, ТНР, ОНР. Игра «Назови себя» (позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде) «Снежный ком» (позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт)«Ласковое  имя» (упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.)«Давайте поздороваемся» (развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы)«Встаньте те, кто...» (развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга)«Газета» (развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров)2Основной Развитие словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста«Клеевой дождик» (развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими)«Менялки игрушек игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения) «Пирамида любви» ( воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности)«Гномики» (Игра позволяет детям проявить способность к сопереживанию, отзывчивости, подсказывает выход из сложившейся ситуации)«Игрушка» (Ролевое проигрывание ситуации, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать)На развитие навыков взаимодействия«Пожалуйста» (Игра вырабатывает навык употребления «волшебных слов»)«Воздушная кукуруза» (Развитие двигательной координации, создание положительных эмоций)«Липучки» (Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!».)3Заключительный закрепление умений и навыков по программе Успокаивающие игрыСходство и противоположностьУзнай по голосуДоставалки (чехия)Игры доверияПеретягивание на палкахСбор “грибовГлавное – не рассмеяться!“Массаж для глаз”“Точки и крестики”“Пишем носом”.На подготовительном этапе мы проводили игры направленные на развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Цель этапа: Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий.В реализации подготовительного этапа применялась игра «Газета». В процессе игры дети развивали коммуникативные навыки, а так же игра способствовала преодолению психологических барьеров и тактильной неприязни. Игра «Газета», имела положительный результат, однако возникали трудности в преодолении тактильности, у мальчика Ильи прикосновения других детей вызывали негативные эмоции. Игра «Назови себя». Данная игра имела положительный результат, а так же полную активизацию детского коллектива. Поскольку суть игры заключалась в сравнении себя с любимым героем, животным и т.д. Игра позволяет детям познакомиться друг с другом, поделиться личным опытом, а так же найти друзей по интересам, способствует адаптации в новой среде. Игра « Ласковое имя». Игра так же рассчитывалась на взаимодействие детей, не только с педагогом, но и со сверстниками. В процессе игры, дети запоминали имена друг друга, и называли ласковым, приятным словом. Например «Соня – солнышко», «Илья - зайчик». Игра имела положительный результат, дети смогли подружиться, и даже после проведения игры старались завлечь друг друга в беседы или пальчиковые игры. Игра «Снежный ком». Игра направлена на развитие слухового восприятия детей с нарушением зрения. Задача игры отгадать название предмета или вещества основываясь лишь на звуки, шуршание, звон. Требование к детям старшего дошкольного возраста заключается не только в названии предмета или вещества, а так же дать полную характеристику и сферу использования. Например, мяч, он из резины и издает глухой звук при ударе. Мяч мы используем для игры. Игра «Ритм»Задача игровой деятельности заключается в отбивании ритма пальцами или ритма хлопками в ладоши. Дети изначально повторяют за педагогом, а потом самостоятельно придумывают ритм, а остальные участники должны повторить. Игра направлена на слуховую память, на развитие мышления, а так же на умение слушать и слышать других детей. В данной игре так же развивается взаимоуважение каждого участника, а именно дети не перебивают, и терпеливо ждут своей очереди. Игра на развитие вкусовых рецепторов «Сладкое соленое». В процессе игры перед детьми стоит задача определить вкус угощения или напитка, рассказать из чего он приготовлен и где произрастает данный фрукт или овощ. Игровая деятельность направлена на развитие вкусовых рецепторов, активизацию речевой деятельности, а так же навыка анализа и сравнения.«Во саду ли в огороде»Данная игра направлена на развитие вкусовых рецепторов. Однако перед ребенком стоит задача определить предмет по запаху. Предметы могут быть съедобные и не съедобные. Игровая деятельность направлена на развитие вкусовых рецепторов, активизацию речевой деятельности, а так же навыка анализа и сравнения.Игровая деятельность детей с ограниченными возможностями существенно отличается от игровой деятельности детей с нормальным развитием. Однако для детей начальной школы рекомендуется использовать мини - эстафеты. В процессе реализации, которых педагог тщательно следить за состоянием и самочувствием каждого участника игры. Дети с ограниченными возможностями склонны к быстрому утомлению. Игры с бегом.Игра направлена на активное передвижение ребенка по подготовленной территории, а так же развитие внимания, памяти, пространственного осязания, и координации движения. В процессе игры ребенку необходимо догнать колокольчик. Данная игра развивает быстроту мышления и движений, ловкость.На заключительном этапе проведения программы развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возрастаперешли к более усложненной групповой деятельности и упражнениям. Цель этапа: закрепление умений и навыков образовательной активности у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.В реализации заключительного этапа деятельность преобладала в развитии мелкой моторики, координации движений, ловкости и высокого уровня познавательной активности. Педагог рассадил детей по командам, из 12 человек. Образовалось 3 команды, каждой команде выдали по 1 мешку из плотной ткани. В мешок вложили предметы: крышка от бутылки, ножницы, чайная ложка, мяч ёжик, карандаш, губка для посуды, стеклянный шар, слайм. Задача каждого участника команды на скорость поочередно определить предмет на ощупь. Победит та команда, которая быстрее и точно назовет все предметы в мешке. Данная игровая деятельность направлена на развитие и формирование тактильной памяти, а так же умения ориентироваться в плоскости.На заключительном этапе проводилась подвижная игра, в процессе которой каждому ребенку необходимо было поймать обруч, а так же выполнить упражнения набивания мяча ногой. Данная спортивная игра развивает равновесие и точности движений, а так же ощущение пространства при отсутствии зрительного контроля. Спортивные игры развивают у детей дошкольного возраста ловкость и скорость.Программа организации групповой работы детей младшего школьного возраста на уроках в инклюзивном классе положительно отразилась на развитии познавательной активности и коммуникативных навыках детей с ограниченными возможностями. Дети активно участвовали во всех этапах и играх, проявляли интерес к подвижным играм в силу своих возможностей, отвечали на вопросы и выполняли упражнения, участвовали в распевке и разминках. Таким образом, мы разработали и апробировали программу организации групповой работы развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, степень эффективности, которой будет определена на этапе реализации психолого – педагогической программы. 3.3 Анализ эффективности предложенных коррекционно-педагогических мероприятийЗаключительный этап экспериментального исследования имел контрольный характер и выявлением эффективности проведенной коррекционно – логопедической работы по развитию словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно – логопедическая деятельность проводилась согласно учебному плану и расписанию. Индивидуальная деятельность с детьми проводилась 2 раза в неделю, коллективная деятельность проводилась в актовом зале 1 раз в неделю.В процессе реализации комплексной логопедической программы, основанной на подобранных педагогических и коррекционных методиках, мы выявили бедность словарного запаса, нарушение расстановки и склонения слов в предложении, а также нарушение связного повествования. Необходимо отметить, что некоторые дети так же имеют трудности в выговаривании слов, путают расположение букв в слове, например, ребенок говорит не «Потому что», а заменяет на «помату что». На формирующем этапе мы реализовали комплексную логопедическую программу, направленную на развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. В ходе комплексной программы использовали наглядные, словесные, практические методы образования. А так же серию заданий по формированию речи, логической цепочки фраз и предложений, а так же пересказ и описание. Применялись игровые и мотивационные методики, дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения и логопедический массаж. На контрольном этапе экспериментального исследования, мы провели повторно методики:Методика на дыхание при произношении певчих звуков, Автор А.В. Землянская.Логопедическая методика на определение звука « Что и где?», автор А.О. Кузнецова.Методика на составление фразы по опорному материалу, автор Р.Ж. Забибулин.На основе содержания и результатов констатирующего этапа, мы провели контрольный срез уровня развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Методика на дыхание при произношении певчих звуков, автор А.В. Землянская.При повторном проведении данной методики, дети имели представление и понимание поставленной задачи. Активно выполняли разминки, дыхательную гимнастику, правильно распределяли воздух при вдохе и выдохе, а так же проговаривания слов и скороговорок. Одним из упражнений методики, были на одном дыхании проговорить скороговорку «Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня. У нас семеро саней. По семеро в сани мы уселись сами.» Данное упражнение способствует отработки дикции и скороговорение у детей старшего дошкольного возраста. Результаты повторного проведения методики на дыхание при произношении певчих звуков, автор А.В. Землянская, представлены в диаграмме 3.1.Диаграмма 3.1. Методика на дыхание при произношении певчих звуков, автор А.В. Землянская На основе полученных результатов проведения методики на дыхание при произношении певчих звуков, мы наблюдаем, что артикуляция у многих детей на удовлетворительном уровне, с дыхательными упражнениями заметно улучшился результат. Дети научились распределять вдохи и выдохи, этим речь стала четкой и выше по тональности. Протягивание звуков не имело четкого роста, так как для группы детей было затруднительно протягивание гласных и согласных звуков.Данная методика является актуальной для применения в работе логопеда.Логопедическая методика на определение звука « Что и где?», автор А.О. Кузнецова.Данная методика состояла из 3 упражнений, на внимательность, на слуховую активность, а так же на ориентационное восприятие в пространстве и помещении. В реализации логопедической методики, педагог выполняла шуршащие, звонкие и мелодичные звуки. Задача ребенка была назвать предмет издающий данные звуки, а также повторить. Так же задача методики была в обучении описанию комнаты или картинки. В процессе повторного проведения логопедической методики, дети проявили активность, сложных моментов и вспомогательных элементов и вопросов применялось на порядок меньше, наблюдался положительный рост уровня развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.Результаты проведения логопедической методики на определение звука « Что и где?», автор А.О. Кузнецова, представлены в диаграмме 3.2.Диаграмма 3.2. методика на определение звука « Что и где?», автор А.О. КузнецоваРезультаты методики показывают, что количественные данные полученные после проведения констатирующего этапа и контрольного отличаются. Заметный рост наблюдается в выполнении упражнений на вид и действие предмета. Средний результат наблюдался в упражнении на слуховую деятельность и на внимательность. Достаточный показатель отразился в третьем упражнении с описанием комнаты и картинки.Методика на составление фразы по опорному материалу, автор Р.Ж. Забибулин.Методика заключался в формировании навыка на логическое выстраивание фраз, пересказа, описания картинки по сюжету и действию. В процессе реализации методики, ребенок активно использует речевые обороты, использует в предложении сложные слова и т.д. В реализации методики дети с интересом выполняли поставленные задачи, заслушивали отрывки из художественной детской литературы. Обсуждали и пересказывали услышанный текст, иллюстрировали содержание по памяти. Результативность повторного проведения методики на составление фразы по опорному материалу, автор Р.Ж. Забибулин, представлены в диаграмме 3.3.Диаграмма 3.3. методика на составление фразы по опорному материалу, автор Р.Ж. Забибулин.Полученные результаты показывают, что задания с расстановкой картинок в хронологическом порядке имели значительно высокие показатели, так как данное упражнение не вызывало трудностей у детей. Задание на описание содержания и действия иллюстрации имело стабильные показатели, поскольку данное упреждение базировалось на обсуждении и беседе педагога с ребенком. Упражнение с заданием полного пересказа отрывка художественного произведения из детской литературы, не имел четких показателей. Однако в процессе деятельности дети активно демонстрировали память, воображение, дикцию, логику и последовательность событий сказки.Анализ контрольного этапа показал, что использованные методики положительно повлияли на формирование развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Приведем количественные данные результативности использованных методик:Методика на дыхание при произношении певчих звуков, Автор А.В. Землянская.На констатирующем этапе результативность методики в экспериментальной группе составила 51%, в контрольной группе 63%. После проведения данной методике на контрольном этапе, показатели изменили в экспериментальной группе на 9%, а контрольной группе показатель не изменился.Логопедическая методика на определение звука « Что и где?», автор А.О. Кузнецова.На констатирующем этапе показатели не имели четкой траектории, показатели колебались от 25% - 40%, в контрольной группе показатели были на 35%. После проведения контрольного этапа в экспериментальной группе показатели установились на 35%, в контрольной группе на 35%.Методика на составление фразы по опорному материалу, автор Р.Ж. Забибулин.На констатирующем этапе данная методика проводилась с трудностями, однако показатели в экспериментальной группе были в районе 35%, в контрольной группе на 40%. После повторного проведения методики на составление фраз по опорному материалу, показатели возросли к 50% и более в экспериментальной и контрольной группе.Проведение логопедических методик и комплекса логопедической программы на развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста является актуальным. И рекомендуется к применению в практической педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, а так же для проведения коррекционной работы развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.Вывод по главе 3Для осуществления логопедической работы слабослышащими детьми старшего дошкольного возраста необходима организация диагностической программы, в которую входит сбор анамнестических данных, наблюдение за внешними особенностями состояния артикуляционного аппарата, мимической моторики, социального развития ребенка. Для оценки речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на констатирующем этапе эксперимента необходимо обследовать следующие компоненты речи: звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи. В рамках констатирующего этапа эксперимента мы выбрали методики:Методика на дыхание при произношении певчих звуков, Автор А.В. Землянская.Логопедическая методика на определение звука « Что и где?», автор А.О. Кузнецова.Методика на составление фразы по опорному материалу, автор Р.Ж. Забибулин.Анализ коррекционных методик развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста позволил сделать вывод о том, что авторы методик уделяют особое внимание в процессе формирования связной речи звукопроизношению, фонематическим процессам, развитию лексико-грамматического строя и фразовой речи.Для формирующего этапа эксперимента мы выбрали модифицированную методику В.К. Воробьевой, Н.В. Нищевой которые направлены на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня посредством сказко – терапии и выстраивания ассоциативного мышления. Сказко - терапия и наглядные иллюстрации помогают выстроить доверительные и дружеские взаимоотношения педагога и ребенка дошкольного возраста. Данные методики рекомендуется применять совместно, тем самым дополняя задания и упражнения. Например, педагог выстраивать работу на основе народных сказок, подкрепляя деятельность иллюстрациями или сюжетными картинками, с пометкой на распределение действий согласно сюжету. После педагог может предложить ребенку ответить на ряд вопросов: кто это? Что он делает? Куда идет? И т.д. Данные методики имеют положительный эффект в работе педагога и расширяют кругозор и словарный запас дошкольников.Выбор данных методик обусловлен возможностьюприменения в деятельности педагога и логопеда сказко – терапии, развитие логики и мышления при помощи иллюстраций и сюжетных иллюстраций. Так же данные методики развивают навык рассказа, пересказа, дополнения, развитие воображения и выстраивание логической цепочки предложений. Не мало важным фактором является то, что ребенок учится узнавать произведение или сказку на слуху, формирует связную речь, подкрепляет анализ и отдает отчет выполнению деятельности как совместно с педагогом, так и самостоятельно.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведения научного и эмпирического исследования, мы анализировали психолого - педагогическую литературу, основывались на методические пособия и интернет источники, а так же книги и статьи методистов и зарубежных психологов и педагогов и психологов, логопедов, методистов.В ходе проведения исследования применялись виды деятельности:Система заданий, направленная на оценку уровня развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста;Анализ исследовательских работ;Методика обследования связной речи В.П. Глухова.Методика развития речи детей дошкольного возраста О.С.Ушакова.Методика развития связной речи дошкольников Л.П.Носкова.Метод математической обработки данных.Мы смогли сформирировать следующие выводы:Из 28 участников принятых в исследования, 4 участников были на низком уровне. Участники не проявляли заинтересованность в проведении образовательной программы, все время отвлекались и всячески старались прервать проведение методики. В моменты, когда удавалось привлечь внимание, самостоятельно не могли одолеть текстовые задачи и во многом требовали помощи педагога.На среднем уровне проведения методик было 13 испытуемых, из них 7 девочек и 6 мальчиков. Данные участники проявили заинтересованность в проведении методик , активно участвовали в решении поставленных вопросов и опросов, в моменты, когда возникали трудности, обращались за помощью к педагогу, а так же проявили высокий уровень взаимопомощи.На высоком уровне было 13 человек. Дети с интересом участвовали в методиках, отвечали на вопросы, выполняли все без исключения задания и упражнения.В период проведения коррекционных методик на выявление уровня развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы ориентировались на методические рекомендации В.П. Глухова.Коррекционные методики были направлены на улучшение атмосферы в коллективе, и выявление и решение логопедических проблем. А так же на развития словесной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на материале. Так же коррекционные методики включали в себя ряд коллективных игр разной сложности и типологии, встречались задания на групповое выполнение, парное, и индивидуальное. В проведении коррекционных методик дети разделялись на 5 команд по 3 - 5 человек.На низком уровне результативности коррекционных методик из 28 человек принявших участие в исследовании, было 4 человек. Участники с трудом соглашались на выполнение парных заданий, так же встречались моменты протеста и отказа. Однако в конечном итоге получилось наладить контакт с участниками в проведении методик.На среднем уровне проведения коррекционных методик было 11 человек, в ходе проведения и пояснения заданий участники проявляли сотруднический характер поведения. Активно выбирали понравившийся раздаточный материал, разбивались по парам в целях необходимости выполнения задания. В моменты недопонимания или возникновения конфликтной ситуации, справлялись самостоятельно.На высоком уровне результативно использованных коррекционных методик, оказалось 15 человек. Данные испытуемые проявили отличное взаимодействие в парах, активно отвечали и участвовали во всех этапах проведения методики. Конфликтных ситуаций не возникало, если были проблемные задания, не соответствие ответов и т.д., самостоятельно находили решение.Данная методикаоправдала и достигла в полной мере поставленных целей и задач исследования. Для подведения итогов данной работы невозможно не отметить широкую активность развития социальной сферы в профессиональной деятельности современного педагога. Средства и методы диагностики помогают молодому специалисту избежать неприятных трудовых ситуаций, значительно облегчают проведение и планирование профессиональной деятельности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫОнтогенез речевых актов / Дж. С. Брунер // Психолингвистика : сб. ст. : [пер. с англ., итал., нем., фр.] / сост. А. М. Шахнарович ; общ.ред. А. М. Шахнаровича ; предисл. Р. М. Фрумкиной. – М., 1984. – С. 21–49.Ахутина Т.В., Горелов И.Н. и др. Исследование речевого мышления в психолингвистике.— М. : Наука, 1985. – 240 с.Арсеньева М.В.// Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада.//М.В. Арсеньева - М.: Просвещение, 2020.-128 с.Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком [Текст] : [Сборник статей] / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой ;Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Науч.-метод. центр рус. яз. Сектор психологии и методики обучения. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 235 с. : черт.; 21 см.Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 451–458Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме "формирование умственных действий и понятий" : [доклад на соискание ученой степени доктора психологических наук (по психологии)] / П.Я. Гальперин. – Москва : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1965. – 51 с. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=163317 .Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка – СПБ.: СОЮЗ – 1997. – 256 с.Запорожец, А.В. Психология действия : избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательcтво НПО 'МОДЭК', 2000. – 736 с. – (Психологи Отечества : избранные психологические труды : в 70-ти томах) . – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12564 . – 38,64 усл. печ. л. – Экземпляр № 609/37 находится в Открытом доступе на Сретенке. – ISBN 5-89502-104-2.Гумбольдт, Вильгельм Избранные труды по языкознанию / Вильгельм фон Гумбольдт; Пер. с нем. под ред., с предисл. [с. 5-33, и примеч.] Г. В. Рамишвили. - Москва : Прогресс, 1984. - 397 с. : 1 л. портр.; 22 см. - (Языковеды мира).Бондарко А. В. Теория инвариантности P. O. Якобсона и вопрос об общих значениях грамматических форм // Вопросы языкознания. – 1996. – Выпуск № 4 C. 5-18 .Гвоздев, Александр Николаевич. От первых слов до первого класса : дневник науч. наблюдений / А.Н. Гвоздев. - Изд. 2-е, испр. - Москва : УРСС, 2005 (ООО Ленанд). - 322 с.; 21 см. - (Психология, педагогика, технология обучения).; ISBN 5-484-00006-8 (в обл.)Лепская, Наталия Ильинична. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н. И. Лепская ; [Российский государственный гуманитарный университет]. - 2-е изд., стер. - Москва : РГГУ, 2017. - 313, [1] с. : ил., портр., табл., факс.; 20 см.; ISBN 978-5-7281-1907-4 : 500 экз.Виноградов, Виктор Владимирович (1894-1969.). Русский язык : (Грамматическое учение о слове) : [Учеб.пособие для вузов по спец. "Рус. яз. и лит."] / В. В. Виноградов. - 3-е изд., испр. - Москва :Высш. шк., 1986. - 639,[1] с. :портр.; 22 см.; ISBN (В пер.) (В пер.) : 2 р. 50 к., 27000 экз.Эльконин, Даниил Борисович. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] : (Краткий очерк) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 115 с.; 20 см.Лалаева, Раиса Ивановна.Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москва : Гуманитарно-издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 220, [3] с. : ил.; 22 см. - (Коррекционная педагогика).; ISBN 5-691-00137-X (в пер.)Мастюкова, Елена Михайловна. Ребенок с отклонениями в развитии : Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1992. - 94,[1] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-09-004049-4 : Б. ц.Основы теории и практики логопедии [Текст] / [Р. Е. Левина и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва : Альянс, 2013. - 366, [1] с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-91872-037-0Филичева, Татьяна Борисовна. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - Москва :Дрофа, 2010. - 189, [1] с.; 20 см. - (Дошкольник.Логопедия).; ISBN 978-5-358-08661-6Туманова, Татьяна Володаровна. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2005. - 45 с.Ефименкова, Людмила Николаевна. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общ.недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1985. - 111 с. : ил.; 21 см.Землянская А.В.// Методика дыхательной гимнастики. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология".//А.В. Землянская - 2-е изд., - М..: Просвещение, 2018.- 288с.Жукова, Надежда Сергеевна. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] : [книга для логопедов : учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург :Литур, 2011. - 316, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Мастерская человека).; ISBN 978-5-9780-0422-9 (в пер.)Спирова, Людмила Федоровна. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи : (I - IV кл.) / Л. Ф. Спиро ва. - Москва : Педагогика, 1980. - 192 с.; 20 см.Мурындина, Н. А. Развитие связной речи учащихся с особыми образовательными потребностями : Сборник текстов. 2–3 классы / Н. А. Мурындина. — СПб. :КАРО, 2020. — 144 с. : ил. — (Мастер-класс логопеда).Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки- на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика).Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов,родителей. М.: Издательство «Альфа», 1993. — 103 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). - М.: Издательство «Альфа», 1993. 87 с.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004 – 168 с.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. —Москва: ВЛАДОС, 2019,— 277 с.Носкова, Л.П. Методика развития связной речи дошкольников / Л.П.Носкова.—Москва: ВЛАДОС, 2018,—401с.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А.Волкова. —СПб.: Детство-пресс,2018,—144 с.Федоренко, Г. А. Методика связной развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарева, А. П. Николаичева. – М. : 2005 – 175 с.Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О. И. Соловьева. – М. : 2010 – 63 с.Ушакова, О. С. Методика выявления речевого развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова – М. :Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 288 с.Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология". - 2-е изд., - М..: Просвещение, 2006.- 288сВоробьева В. К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией// Нарушение речи и голоса у детей. - М., 2010Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2009Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2010.-128 с.Кузнецова А.О.// Логопедическая методика на определение происхождение звука. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 2020. - 208 сНищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003Забибулин Р.Ж.// Методика на составление фразы по опорному материалу. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.]Синцова А.А. Занятия по развитию речи. Москва: Чистые пруды, 2006.Зинкевич – Евстигнеевой Т.Д.// Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2020. -223 сПоволяева А.М.// Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // А.М. Поволяева. - Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24.Грабенко Т.М.// Логопедия. Основы теории и практики.// Т.М. Грабенко М.:Эксмо, 2011Черняева С.А.// Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов// С.А. Черняева. - М.: Просвещение, 2020. С. 88Чебанян Г.Г. // Воспитание правильной речи у детей.//Г.Г. Чебанян М., 2015. С.15 – 20Погосова Н.М.// Альбом для логопеда - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар.//Н.М. Погосова. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.Гвездилов А.В.// преодоление недоразвития речи у детей.//А.В. Гвоздилов М.: Педагог, 2004Соколов Д.Ю.// Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи./\Д.Ю. Соколов. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.Защиринская О.В.// Психическое развитие в детских возрастах.// О.В. Защиринская. - 2-е изд. -М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2017. -416 с.Сергеева Т.А.// Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей//Т.А. Сергеева. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. – 112Мутыгуллина А.Т.// Занятия по развитию речи.//А.Т. Мутыгуллина Москва: Чистые пруды, 2006Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. Ладыженская Т. А. и др. Речь. Речь. Речь. – М., 1983. – С.115. 258).Яцышина Ксения Алексеевна, Пащенко Елена Владимировна, Отева Надежда Ивановна Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-rechemyslitelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (дата обращения: 30.03.2023).Коротовских Татьяна Владимировна, Пяшкур Юлия Сергеевна Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // КПЖ. 2016. №6 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-izucheniya-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Калинина Ольга Валерьевна, Неустроева Елена Сергеевна МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-logopedicheskoy-diagnostiki-svyaznoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr-iii-urovnya (дата обращения: 30.03.2023).Изутова Екатерина Андреевна, Медведева Елена Юрьевна СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна Коррекция нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами авторской сказки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniy-svyaznoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-sredstvami-avtorskoy-skazki (дата обращения: 30.03.2023).Привалова Ольга Алексеевна Театрализовнная деятельность в логопедической корреции нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovnnaya-deyatelnost-v-logopedicheskoy-korretsii-narusheniy-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Штефан Светлана Евгеньевна, Медведева Елена Юрьевна Метод моделирования в логопедической корреции связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-modelirovaniya-v-logopedicheskoy-korretsii-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Глухов Вадим Петрович Исследование особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №2 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-sistemnym-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Глухов Вадим Петрович Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология образования. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Грибановская Виктория Евгеньевна Диагностический инструментарий и процедура его использования для изучения способностей дошкольников с патологией речи продуцировать рассказы с элементами творчества // Концепт. 2018. №V10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnosticheskiy-instrumentariy-i-protsedura-ego-ispolzovaniya-dlya-izucheniya-sposobnostey-doshkolnikov-s-patologiey-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Татаренкова Полина Александровна Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у детей с ОНР // Символ науки. 2016. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-po-formirovaniyu-navyka-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-u-detey-s-onr (дата обращения: 30.03.2023).Грибановская Виктория Евгеньевна Технология логопедической работы по развитию у старших дошкольников с патологией речи умений структурно-семантического оформления текстов с элементами творчества // Концепт. 2019. №V6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-logopedicheskoi-raboty-po-razvitiyu-u-starshih-doshkolnikov-s-patologiei-rechi-umenii-strukturno-semanticheskogo (дата обращения: 30.03.2023).Филютина Татьяна Николаевна, Федорова Надежда Сергеевна Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Концепт. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-povestvovatelnyh-rasskazov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (дата обращения: 30.03.2023).Ковригина Лариса Валентиновна, Крупина Анастасия Александровна Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии // Концепт. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-diagnostiki-narusheniy-svyaznoy-rechi-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-na-sovremennom-etape-razvitiya-logopedii (дата обращения: 30.03.2023).Быкова Валентина Петровна Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Концепт. 2017. №S11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-svyazannogo-vyskazyvaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Глухов Вадим Петрович Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №3 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-formirovaniyu-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Жулина Елена Викторовна, Дадашова Сабина Дмитриевна Значение сказки в коррекции недостатков построения связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-skazki-v-korrektsii-nedostatkov-postroeniya-svyaznogo-rechevogo-vyskazyvaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 30.03.2023).Зубаилова П.Ф. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) // Вестник СПИ. 2021. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-svyaznoy-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-uroven-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 30.03.2023).https://www.defectologiya.pro/zhurnal/ovladenie_svyaznyim_vyiskazyivaniem_v_ontogenezeЯковлева, Е. А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения / Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1417/ (дата обращения: 19.01.2024).Feklistova, S. Pedagogical diagnostics of auditory-speech development of children with hearing impairment of preschool age: methodology and results [Electronic resource] / S. Feklistova // ARPHA Proceedings 3: р. 575-583. – IFTE – 2020: VI International Forum on Teacher Education. – Mode of access : https://doi.org/10.3897/ap.2.e0575.– Dateofaccess : 25.11.2020.Yugova, O. Specifics of diagnosing young children and counseling their families / O. Yugova, O. Prikhodko, E. Rykova, S. Feklistova // SHS Web of Conferences 98, 02012 (2021). – https://doi.org/10.1051/shsconf/20219802012. – Date of access : 15.03.2021.Feklistova, S. Тheretical framework of development of methodology for complex pedagogical diagnostics of auditory-verbal development in children with hearing impairments / S. Feklistova // СопровождениеобучающихсясОВЗнаосновеФГОС :сб. ст. Всероссийской науч.-практ. конф. с международн.участием, Иркутск, 22-23 марта 2019 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под ред.Е. Л. Инденбаум. – Иркутск, 2019 – С. 74–78.

1.Онтогенез речевых актов / Дж. С. Брунер // Психолингвистика : сб. ст. : [пер. с англ., итал., нем., фр.] / сост. А. М. Шахнарович ; общ. ред. А. М. Шахнаровича ; предисл. Р. М. Фрумкиной. – М., 1984. – С. 21–49.
2.Ахутина Т.В., Горелов И.Н. и др. Исследование речевого мышления в психолингвистике.— М. : Наука, 1985. – 240 с.
3.Арсеньева М.В.// Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада.//М.В. Арсеньева - М.: Просвещение, 2020.-128 с.
4.Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком [Текст] : [Сборник статей] / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Науч.-метод. центр рус. яз. Сектор психологии и методики обучения. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 235 с. : черт.; 21 см.
5.Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 451–458
6.Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме "формирование умственных действий и понятий" : [доклад на соискание ученой степени доктора психологических наук (по психологии)] / П.Я. Гальперин. – Москва : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1965. – 51 с. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=163317 .
7.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка – СПБ.: СОЮЗ – 1997. – 256 с.
8.Запорожец, А.В. Психология действия : избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательcтво НПО 'МОДЭК', 2000. – 736 с. – (Психологи Отечества : избранные психологические труды : в 70-ти томах) . – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12564 . – 38,64 усл. печ. л. – Экземпляр № 609/37 находится в Открытом доступе на Сретенке. – ISBN 5-89502-104-2.
9.Гумбольдт, Вильгельм Избранные труды по языкознанию / Вильгельм фон Гумбольдт; Пер. с нем. под ред., с предисл. [с. 5-33, и примеч.] Г. В. Рамишвили. - Москва : Прогресс, 1984. - 397 с. : 1 л. портр.; 22 см. - (Языковеды мира).
10.Бондарко А. В. Теория инвариантности P. O. Якобсона и вопрос об общих значениях грамматических форм // Вопросы языкознания. – 1996. – Выпуск № 4 C. 5-18 .
11.Гвоздев, Александр Николаевич. От первых слов до первого класса : дневник науч. наблюдений / А.Н. Гвоздев. - Изд. 2-е, испр. - Москва : УРСС, 2005 (ООО Ленанд). - 322 с.; 21 см. - (Психология, педагогика, технология обучения).; ISBN 5-484-00006-8 (в обл.)
12.Лепская, Наталия Ильинична. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н. И. Лепская ; [Российский государственный гуманитарный университет]. - 2-е изд., стер. - Москва : РГГУ, 2017. - 313, [1] с. : ил., портр., табл., факс.; 20 см.; ISBN 978-5-7281-1907-4 : 500 экз.
13.Виноградов, Виктор Владимирович (1894-1969.). Русский язык : (Грамматическое учение о слове) : [Учеб. пособие для вузов по спец. "Рус. яз. и лит."] / В. В. Виноградов. - 3-е изд., испр. - Москва : Высш. шк., 1986. - 639,[1] с. : портр.; 22 см.; ISBN (В пер.) (В пер.) : 2 р. 50 к., 27000 экз.
14.Эльконин, Даниил Борисович. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] : (Краткий очерк) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 115 с.; 20 см.
15.Лалаева, Раиса Ивановна.Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москва : Гуманитарно-издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 220, [3] с. : ил.; 22 см. - (Коррекционная педагогика).; ISBN 5-691-00137-X (в пер.)
16.Мастюкова, Елена Михайловна. Ребенок с отклонениями в развитии : Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1992. - 94,[1] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-09-004049-4 : Б. ц.
17.Основы теории и практики логопедии [Текст] / [Р. Е. Левина и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва : Альянс, 2013. - 366, [1] с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-91872-037-0
18.Филичева, Татьяна Борисовна. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2010. - 189, [1] с.; 20 см. - (Дошкольник. Логопедия).; ISBN 978-5-358-08661-6
19.Туманова, Татьяна Володаровна. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2005. - 45 с.
20.Ефименкова, Людмила Николаевна. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общ. недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1985. - 111 с. : ил.; 21 см.
21.Землянская А.В.// Методика дыхательной гимнастики. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология".//А.В. Землянская - 2-е изд., - М..: Просвещение, 2018.- 288с.
22.Жукова, Надежда Сергеевна. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] : [книга для логопедов : учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2011. - 316, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Мастерская человека).; ISBN 978-5-9780-0422-9 (в пер.)
23.Спирова, Людмила Федоровна. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи : (I - IV кл.) / Л. Ф. Спиро ва. - Москва : Педагогика, 1980. - 192 с.; 20 см.
24.Мурындина, Н. А. Развитие связной речи учащихся с особыми образовательными потребностями : Сборник текстов. 2–3 классы / Н. А. Мурындина. — СПб. :КАРО, 2020. — 144 с. : ил. — (Мастер-класс логопеда).
25.Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки- на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика).
26.Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов,родителей. М.: Издательство «Альфа», 1993. — 103 с.
27.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). - М.: Издательство «Альфа», 1993. 87 с.
28.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
29.Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004 – 168 с.
30.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. —Москва: ВЛАДОС, 2019,— 277 с.
31.Носкова, Л.П. Методика развития связной речи дошкольников / Л.П.Носкова.—Москва: ВЛАДОС, 2018,—401с.
32.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А.Волкова. —СПб.: Детство-пресс,2018,—144 с.
33.Федоренко, Г. А. Методика связной развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарева, А. П. Николаичева. – М. : 2005 – 175 с.
34.Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О. И. Соловьева. – М. : 2010 – 63 с.
35.Ушакова, О. С. Методика выявления речевого развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 288 с.
36.Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология". - 2-е изд., - М..: Просвещение, 2006.- 288с
37.Воробьева В. К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией// Нарушение речи и голоса у детей. - М., 2010
38.Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24
39.Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2009
40.Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2010.-128 с.
41.Кузнецова А.О.// Логопедическая методика на определение происхождение звука. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 2020. - 208 с
42.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
43.Забибулин Р.Ж.// Методика на составление фразы по опорному материалу. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.]
44.Синцова А.А. Занятия по развитию речи. Москва: Чистые пруды, 2006.
45.Зинкевич – Евстигнеевой Т.Д.// Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2020. -223 с
46.Поволяева А.М.// Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // А.М. Поволяева. - Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24.
47.Грабенко Т.М.// Логопедия. Основы теории и практики.// Т.М. Грабенко М.:Эксмо, 2011
48.Черняева С.А.// Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов// С.А. Черняева. - М.: Просвещение, 2020. С. 88
49.Чебанян Г.Г. // Воспитание правильной речи у детей.//Г.Г. Чебанян М., 2015. С.15 – 20
50.Погосова Н.М.// Альбом для логопеда - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар.//Н.М. Погосова. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
51.Гвездилов А.В.// преодоление недоразвития речи у детей.//А.В. Гвоздилов М.: Педагог, 2004
52.Соколов Д.Ю.// Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи./\Д.Ю. Соколов. - МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
53.Защиринская О.В.// Психическое развитие в детских возрастах.// О.В. Защиринская. - 2-е изд. -М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2017. -416 с.
54.Сергеева Т.А.// Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей//Т.А. Сергеева. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. – 112
55.Мутыгуллина А.Т.// Занятия по развитию речи.//А.Т. Мутыгуллина Москва: Чистые пруды, 2006
56.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
57.Ладыженская Т. А. и др. Речь. Речь. Речь. – М., 1983. – С.115. 258).
58.Яцышина Ксения Алексеевна, Пащенко Елена Владимировна, Отева Надежда Ивановна Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-rechemyslitelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (дата обращения: 30.03.2023).
59.Коротовских Татьяна Владимировна, Пяшкур Юлия Сергеевна Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // КПЖ. 2016. №6 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-izucheniya-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
60.Калинина Ольга Валерьевна, Неустроева Елена Сергеевна МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-logopedicheskoy-diagnostiki-svyaznoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr-iii-urovnya (дата обращения: 30.03.2023).
61.Изутова Екатерина Андреевна, Медведева Елена Юрьевна СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
62.Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна Коррекция нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами авторской сказки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniy-svyaznoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-sredstvami-avtorskoy-skazki (дата обращения: 30.03.2023).
63.Привалова Ольга Алексеевна Театрализовнная деятельность в логопедической корреции нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovnnaya-deyatelnost-v-logopedicheskoy-korretsii-narusheniy-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
64.Штефан Светлана Евгеньевна, Медведева Елена Юрьевна Метод моделирования в логопедической корреции связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-modelirovaniya-v-logopedicheskoy-korretsii-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
65.Глухов Вадим Петрович Исследование особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №2 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-sistemnym-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
66.Глухов Вадим Петрович Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология образования. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
67.Грибановская Виктория Евгеньевна Диагностический инструментарий и процедура его использования для изучения способностей дошкольников с патологией речи продуцировать рассказы с элементами творчества // Концепт. 2018. №V10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnosticheskiy-instrumentariy-i-protsedura-ego-ispolzovaniya-dlya-izucheniya-sposobnostey-doshkolnikov-s-patologiey-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
68.Татаренкова Полина Александровна Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у детей с ОНР // Символ науки. 2016. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-po-formirovaniyu-navyka-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-u-detey-s-onr (дата обращения: 30.03.2023).
69.Грибановская Виктория Евгеньевна Технология логопедической работы по развитию у старших дошкольников с патологией речи умений структурно-семантического оформления текстов с элементами творчества // Концепт. 2019. №V6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-logopedicheskoi-raboty-po-razvitiyu-u-starshih-doshkolnikov-s-patologiei-rechi-umenii-strukturno-semanticheskogo (дата обращения: 30.03.2023).
70.Филютина Татьяна Николаевна, Федорова Надежда Сергеевна Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Концепт. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-povestvovatelnyh-rasskazov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (дата обращения: 30.03.2023).
71.Ковригина Лариса Валентиновна, Крупина Анастасия Александровна Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии // Концепт. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-diagnostiki-narusheniy-svyaznoy-rechi-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-na-sovremennom-etape-razvitiya-logopedii (дата обращения: 30.03.2023).
72.Быкова Валентина Петровна Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Концепт. 2017. №S11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-svyazannogo-vyskazyvaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
73.Глухов Вадим Петрович Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №3 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-formirovaniyu-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
74.Жулина Елена Викторовна, Дадашова Сабина Дмитриевна Значение сказки в коррекции недостатков построения связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-skazki-v-korrektsii-nedostatkov-postroeniya-svyaznogo-rechevogo-vyskazyvaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 30.03.2023).
75.Зубаилова П.Ф. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) // Вестник СПИ. 2021. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-svyaznoy-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-uroven-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 30.03.2023).https://www.defectologiya.pro/zhurnal/ovladenie_svyaznyim_vyiskazyivaniem_v_ontogeneze
76.Яковлева, Е. А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения / Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1417/ (дата обращения: 19.01.2024).
77.Feklistova, S. Pedagogical diagnostics of auditory-speech development of children with hearing impairment of preschool age: methodology and results [Electronic resource] / S. Feklistova // ARPHA Proceedings 3: р. 575-583. – IFTE – 2020: VI International Forum on Teacher Education. – Mode of access : https://doi.org/10.3897/ap.2.e0575.– Date of access : 25.11.2020.
78.Yugova, O. Specifics of diagnosing young children and counseling their families / O. Yugova, O. Prikhodko, E. Rykova, S. Feklistova // SHS Web of Conferences 98, 02012 (2021). – https://doi.org/10.1051/shsconf/20219802012. – Date of access : 15.03.2021.
79.Feklistova, S. Тheretical framework of development of methodology for complex pedagogical diagnostics of auditory-verbal development in children with hearing impairments / S. Feklistova // Сопровождение обучающихся с ОВЗ на основе ФГОС : сб. ст. Всероссийской науч.-практ. конф. с международн. участием, Иркутск, 22-23 марта 2019 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под ред. Е. Л. Инденбаум. – Иркутск, 2019 – С. 74–78.