Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и новые подходы к реализации государственной программы
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 23.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1Теоретические основы доступной среды жизнедеятельности инвалидов 6
1.1 Сущность доступной среды жизнедеятельности инвалидов 6
1.2 Нормативно-правовая база формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов 16
Глава 2. Обзор практики реализации государственной программы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов» 27
2.1 Государственная программа «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов» 27
2.2 Перспективы развития реализации государственной программы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов» 39
Заключение 47
Библиографический список 50
В качестве основных недостатков объектов инфраструктуры с точки зрения обеспечения доступности являются:
1. Недоступность исторических зданий, построенных в 18-19 веке.
2. Невозможность обеспечить доступность жилых зданий в связи с особенностями планировки.
3. Отсутствие доступности в тех зданиях, которые имеют такую возможность по недосмотру, либо халатности руководителей организаций.
4. Отсутствие доступности на дорогах и пешеходных переходах (в некоторых местах).
5.Несогласованность работы администрации районов города по вопросам обеспечения доступности.
Основными направлениями совершенствования практических мер реализации государственной программы «Доступная среда» являются:
Совершенствование организационной базы для создания доступных условий жизни для инвалидов и других маломобильных групп населения на основе оценки наличия приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизни инвалидов и других маломобильных групп населения;
Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных жилых помещениях для инвалидов и других маломобильных групп населения;
Повышение доступности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры;
Формирование позитивного отношения к проблеме преодоления социального разобщения в обществе и к проблеме инвалидов, обеспечение доступных условий жизни для инвалидов и других малоподвижных групп населения, а также развитие сотрудничества с социально ориентированными некоммерческими организациями и содействие интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Для достижения этих целей необходимо принять следующие меры:
1. Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры и доведение информации о доступности для людей с ограниченными возможностями.
2. Проведение работ по организации фактической доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов в сфере туризма, здравоохранения, образования, культуры, социальных услуг, физической культуры, спорта, занятости и трудоустройства.
3. Обеспечение доступности для людей с ограниченными возможностями на наземном пешеходном переходе, станции метро и устройства светофорной системы с звуковой сигнализацией для слабовидящих пешеходов.
4. Увеличение количества доступных транспортных средств, включая автобусы, троллейбусы и трамваи с пандусами, а также специальные места для инвалидных колясок.
5. Осуществление деятельности по обеспечению доступности жилых помещений, в которых проживают инвалиды (оснащение пандусами подъездов и лестничных пролетов в многоквартирных домах).
Необходимо также проведение работы среди населения с целью выработки толерантного, уважительного отношения к проблемам инвалидов. С этой целью необходимо производство социальной рекламы, проведение работы среди общественных организаций инвалидов, организация совместных культурно-массовых мероприятий.
Особое внимание необходимо уделять проблемам реализации программы в небольших городах и сельских поселениях, поскольку здесь возможностей по успешной реализации мероприятий программы куда меньше, чем в уже рассмотренных больших городах. Инвалидов в маленьких городах существенно меньше в силу чего им сложнее защитить свои права. Финансирование в нужном объеме не осуществляется, а нарушения со стороны организаций и должностных лиц в сфере обеспечения доступной среды остаются без внимания.
Для эффективной реализации программы совершенствования обеспечения доступной среды для инвалидов, необходимо, прежде всего создание региональных программ, действующих таким же образом как и федеральная программа. Это позволит сразу выделять финансовые средства и обеспечивать финансирование согласно нуждам конкретного региона. Таким образом, первым условием является нормативное обеспечение мероприятий программы на местах.
Вторым условием является финансовое обеспечение, поскольку все мероприятия по обеспечению доступности должны иметь под собой финансовую основу.
Третьим условием является согласование деятельности органов исполнительной власти по вопросам обеспечения доступной среды. В программе должны принимать участие администрации районов, а также органы исполнительной власти в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения и пр.
Важное значение имеет активное участие в реализации мероприятий по обеспечению доступной среды также организаций всех форм собственности органов власти, чьи учреждения должны быть приспособлены для нужд инвалидов. Поскольку именно халатное отношение к нормам законодательства об обеспечении доступной среды стало во многом причиной современной ситуации с доступной средой в РФ. А именно, причиной того, что на данный момент далеко не все объекты, в том числе и социально значимые на территории российских городов приспособлены для нужд инвалидов.
Однако все сложности, связанные в настоящий момент с организацией доступной среды для инвалидов связаны не только с тем, что органы власти или организации не желают исполнять требования закона. В первую очередь организация доступной среды - это сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. В качестве примера можно привести требования к организации доступной среды в образовательных учреждениях.
Очевидно, что для детей-инвалидов с разными физическими и сенсорными возможностями требуются разные приспособления и оборудование, для того чтобы они могли посещать обычные школы по месту жительства. Для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата вход в здание школы необходимо оборудовать пандусом с перилами с двух сторон. Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м. Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть 0,9–1 м в свету между перил, максимальный уклон пандуса – 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%.
Для того чтобы создать безбарьерную среду для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, необходима серьезная и дорогостоящая реконструкция здания и подготовка территории школы. Для детейс сенсорными ограничениями (инвалидов по зрению и слуху) внесения значительных корректив в основные параметры элементов среды, зданий и сооружений не требуется. Незрячие и слабовидящие, глухие и слабослышащие дети нуждаются в создании условий, компенсирующих имеющиеся у них ограничения жизнедеятельности.
При благоустройстве территории школы необходимо от ближайшей остановки и парковки до крыльца здания организовать безбарьерный пешеходный путь. Для инвалидов по зрению должны быть предусмотрены предупреждающие и направляющие тактильные полосы. Встречающиеся на пути высокие бордюры в местах пересечения тротуара с проезжей частью нужно понизить до одного уровня с дорогой, ступеньки или перепады высот – выровнять либо продублировать пологим пандусом. Ступеньки наружного крыльца лестницы должны иметь высоту 0,12 м и ширину 0,4 м.
Дверь в здание школы должна открываться в сторону, противоположную от пандуса. Ширина рабочего полотна двустворчатой двери должна быть не менее 0,9 м. Один из турникетов на входе необходимо сделать без «вертушки» и шириной не менее 0,9 м для свободного прохода учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, в т. ч. на инвалидных колясках.
Уже исходя из этого примера можно увидеть, насколько серьезной должна быть перестройка здания для обеспечения его доступности. При этом еще необходимо читывать наличие лестниц, необходимо определенным образом оборудовать классы, в том числе для незрячих и глухих, организовать доступ в туалет и решить множество других вопросов. При условии, что в данном определенном районе проживает, например, один или два инвалида школьного возраста, подобное переоборудование экономически невыгодно. Поэтому помимо прочих проблем при организации доступной среды возникает также проблема финансовая.
От программы совершенствования доступной среды нельзя получить прибыль в экономическом смысле, поскольку она этого не предполагает. Обеспечение доступной среды является частью социальной политики государства, поэтому программа может преследовать только социальные цели. Расходы, которые при этом будут произведены, распределяются между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местным бюджетом. Можно говорить об определенной экономической выгоде с точки зрения получения образования инвалидами, их дальнейшего трудоустройства. Однако данные расчеты являются слишком неопределенными и по сравнению с расходами предполагаемая прибыль представляется незначительной. В том числе и по причине экономической невыгодности, программы обеспечения доступной среды не реализуются так быстро и качественно, как другие виды программ.
Можно сделать вывод, что в случае создания новых региональных программ совершенствования доступной среды, потребуется существенное финансирование с учетом инфляции и объемов проведения работ. Несмотря на то, что существенные мероприятия в сфере обеспечения доступности окружающей среды уже были проведены согласно мероприятиям госпрограммы, тем не менее, как было показано в ходе исследования, требуются существенные изменения и дополнения в работе по обеспечению доступной среды.
Выводы по главе 2. Подводя итог основным направлениям совершенствования организации доступной среды в РФ, можно сделать вывод, что в качестве основных направлений необходимо избрать обеспечение доступности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поскольку именно в этой сфере необходимо проведение дорогостоящих мероприятий. Необходимо принятие региональных программ в рассматриваемой сфере, которая обеспечит необходимый перечень мероприятий, необходимо выделить определенные источники финансирования для этого. Можно констатировать на данный момент, что работа по обеспечению доступной среды проводится. Однако эта деятельность не является в достаточной мере упорядоченной. Преимущество программы заключается в том, что она будет содержать перечень мероприятий и ответственных за исполнение лиц. Благодаря программе деятельность различных органов исполнительной власти станет более упорядоченной. Кроме того для реализации программы будет предусмотрено необходимое финансирование.
Возможно одной из причин того, что федеральная программа в ряде случаев не реализуется должным образом является нехватка средств. Однако, так или иначе мероприятия по обеспечению доступной среды проводятся и финансируются. Программа поможет сделать этот процесс более эффективным. Говоря об экономическом обосновании, нельзя забывать, что обеспечение доступной среды входит в рамки социальной функции государства. Она направлена, прежде всего, на обеспечение достойного уровня жизни граждан с ограниченными возможностями, которые вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства в виде создания доступной среды. Поэтому финансирование указанной деятельности должно быть заложено в бюджет в качестве обязательной части социальной политики государства.
Заключение
Рассмотрев основные вопросы обеспечения доступной среды для инвалидов в РФ, в том числе на примере г. Москвы и Санкт-Петербурга, можно прийти к следующим выводам.
1. Инвалиды, в соответствии с законодательством РФ относятся к категории социально незащищенных граждан. Их возможности ограничены в связи с наличием определенных заболеваний и ограничений жизнедеятельности. Они не могут в полной мере вести трудовую деятельность и поэтому нуждаются в социальной поддержке со стороны государства. Признание лица инвалидом осуществляется по итогам специальной медико-социальной экспертизы, которую проводят врачи. Государство предусматривает для инвалидов широкий перечень мер социальной защиты. Сюда входят меры, направленные на реабилитацию инвалидов, предоставление технических средств, возможность получения образования осуществления трудовой деятельности. Законом предусмотрено создание доступной среды для инвалидов. Также установлен перечень социальных пособий и льгот. Однако, на практике в системе социальной защиты инвалидов существует множество проблем. Права инвалидов на предоставление социальных пособий и компенсаций нарушаются. Доступная среда не обеспечивается или обеспечивается не в том объеме, в котором необходимо. Инвалиды испытывают сложности с получением образования и осуществлением трудовой деятельности. Поэтому реализация положений закона о социальной защите инвалидов на данный момент осуществляется не в полном объеме.
2. Нормативная основа для социальной защиты инвалидов по всем направлениям в РФ создана. Закон о социальной защите инвалидов предоставляет лицам с ограниченными возможностями право на реабилитацию и на обеспечение достойных условий жизнедеятельности. Для полного или частичного восстановления утраченных функций используются технические средства реабилитации. Для обеспечения возможности нормального передвижения и пользования объектами социальной и культурной инфраструктуры установлена обязанность органов власти и организаций обеспечить доступ инвалидов к подведомственным им объектам. Несмотря на подобную, казалось бы, благоприятную ситуацию, на практике проблема обеспечения доступной среды стоит достаточно остро. Реальное исполнение норм закона с созданием соответствующей нормативной базы на федеральном уровне началось с 2015 года. В некоторых городах и населенных пунктах России не существует финансовой и практической возможности для создания доступной среды. Положения законодательства не выполняются или выполняются формально. в целом, по сравнению с предыдущими годами ситуация значительно улучшилась, но она продолжает оставаться неудовлетворительной.
3. В Москве и Санкт-Петербурге создана система обеспечения доступной среды для инвалидов. Многие объекты приспособлены для нужд инвалидов. Однако на настоящий момент региональных программ в этой сфере не принято. Для координации деятельности по обеспечению доступности создан специальный центр. В современную эпоху развития информационных технологий стало намного проще получать информацию о доступности тех или иных объектов. В частности в сети Интернет можно получить информацию о доступности тех объектов, которые были включены в эту систему. То есть в данном направлении проводится значительная работа. Однако, на практике ситуация также является неудовлетворительной. Реальные проверки доступности городской среды с участием инвалидов показывают, что далеко не все организации, государственные учреждения отвечают требованиям доступности. Следует проводить дальнейшую работу по совершенствованию доступной среды.
4. В качестве направлений совершенствования обеспечения доступной среды можно предложить проведение следующих мероприятий
принятие региональных программ для тех регионов где проблемы обеспечения доступной среды стоят особенно остро;
координация деятельности исполнительных органов власти и администрации районов в вопросах обеспечения доступной среды;
фактическое проведение мероприятий по обеспечению доступной среды на тех объектах, которые не являются доступными;
ужесточение мер ответственности для должностных лиц и организаций за несоблюдение требований об обеспечении доступной среды. В настоящий момент ст. 9.13 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Следует увеличить размер ответственности, например, до двадцати тысяч для должностных лиц, ста-двухсот тысяч для организаций;
внесение в ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» дополнения, согласно которым обязать органы социальной защиты проводить регулярные проверки и мониторинг доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для инвалидов;
формирование уважительного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями путем проведения совместно с органами социальной защиты и органами управления образованием воспитательной работы со школьниками (встречи, совместные мероприятия).
Библиографический список
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 12.06.2024).
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ.1995. № 48, ст. 4563;
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 29.03.2018) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" // СЗ РФ.2006. № 9, ст. 1018;
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" // СЗ РФ.2019. N 15 (часть III). ст. 1746
Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме") // СЗ РФ.2016. № 30, ст. 4914.
Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы // "Российская газета", № 301, 28.12.2012.
Приказ Минтранса России от 06.11.2015 № 329 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". 2016. № 5;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".2016. № 4;
Приказ Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". 2016. № 5.
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.10.2016 № 33-20452/2016 по делу № 2-2021/2016 // СПС Консультант Плюс.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.09.2017 № 33-15282/2017 по делу № 2-600/2017 // СПС Консультант Плюс.
Научная литература
Бегидов М.В. Правовые проблемы доступной среды маломобильных групп населения // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1. С. 120-122.
Благодир А.Л., Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2020.
Выдрин И.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов: вопросы теории и практики /И.В.Выдрин, И.И.Выдрина // Современное право. 2019. № 9. С. 27 — 34.
Глотов С.А. Международно-правовые основы защиты социальных прав инвалидов /С.А.Глотов, А.А.Ходусов// Безопасность бизнеса. 2016. № 5. С. 26 - 32.
Долинская В.В., Долинская Л.М. Требования безбарьерной среды в строительстве в источниках права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 10. С. 68 — 73.
Зеленькова А. Насколько доступна Москва для людей с инвалидностью? // https://rg.ru/2021/05/04/reg-cfo/naskolko-dostupna-moskva-dlia-liudej-s-invalidnostiu.html?ysclid=lxbwdrjzet14997634 (дата обращения 12.06.2024)
Курганова К.И. Проблемы формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 1. С. 230-235.
Лебедева Е.П., Минина А.А., Перепадя С.М., Ризк О.А. О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" до 2020 года: проблемы законодательства и правоприменения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 26 — 30.
Синельщикова Е.Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. № 3. С. 57 - 59.
Слобцов И.А. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (постатейный) /И.А.Слобцов, О.В.Кузнецова // СПС КонсультантПлюс. 2018.
Слобцов И.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный) /И.А.Слобцов, О.В.Кузнецова// СПС КонсультантПлюс. 2020.
Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Радькова Е.А., Чернова Г.И. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2017. № 1. С. 11 - 14.
Электронные ресурсы
Адаптация пространств для МГН и людей с ОВЗ: российский опыт // https://dailymoscow.ru/society/adaptaciya-prostranstv-dlya-mgn-i-lyudey-s-ovz-rossiyskiy-opyt (дата обращения 12.06.2024).
«Городской информационно-методический центр «Доступная среда» // URL: https://www.dostupnigorod.ru/ (дата обращения 12.06.2024).
Инклюзивная школа. Сайт для директоров школ Санкт-Петербурга // URL:http://inc.school688.ru (дата обращения 12.06.2024).
Инклюзия и доступная среда в общественных пространствах // https://softculture.cc/blog/entries/articles/inclusion-public-space?ysclid=lxbw76tm2d832349099 (дата обращения 12.06.2024).
Снесли, чтобы вернуть обратно // URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26770/3802755/ (дата обращения 12.06.2024).
Официальный сайт Государственной Программы Российской Федерации «Доступная среда» // URL: https://zhit-vmeste.ru/?ysclid=lxbt3otl6i63446765 (дата обращения 12.06.2024)
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ.1995. № 48, ст. 4563;
Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 "О признании лица инвалидом"СЗ РФ.2022. N 15. ст. 2506.
Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы // "Российская газета", № 301, 28.12.2012.
Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Радькова Е.А., Чернова Г.И. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2017. № 1. С. 14.
Инклюзия и доступная среда в общественных пространствах // https://softculture.cc/blog/entries/articles/inclusion-public-space?ysclid=lxbw76tm2d832349099 (дата обращения 12.06.2024).
Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 12.06.2024).
Курганова К.И. Проблемы формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 1. С. 232.
Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" // СЗ РФ.2016. № 30, ст. 4914.
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". 2016. № 5; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".2016. № 4; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". 2016. № 5.
Благодир А.Л., Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2020.
Долинская В.В., Долинская Л.М. Требования безбарьерной среды в строительстве в источниках права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 10. С.73.
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" // СЗ РФ.2019. N 15 (часть III). ст. 1746
Официальный сайт Государственной Программы Российской Федерации «Доступная среда» // https://zhit-vmeste.ru/?ysclid=lxbt3otl6i63446765 (дата обращения 12.06.2024)
СПб ГБУ ГИМЦ «Доступная среда» // https://www.dostupnigorod.ru (Дата обращения 12.06.2024)
Снесли, чтобы вернуть обратно // URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26770/3802755/ (дата обращения 12.06.2024)
Зеленькова А. Насколько доступна Москва для людей с инвалидностью? // https://rg.ru/2021/05/04/reg-cfo/naskolko-dostupna-moskva-dlia-liudej-s-invalidnostiu.html?ysclid=lxbwdrjzet14997634 (дата обращения 12.06.2024)
Адаптация пространств для МГН и людей с ОВЗ: российский опыт // https://dailymoscow.ru/society/adaptaciya-prostranstv-dlya-mgn-i-lyudey-s-ovz-rossiyskiy-opyt (дата обращения 12.06.2024).
См. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.09.2017 N 33-15282/2017 по делу N 2-600/2017 // СПС Консультант Плюс.
См. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.10.2016 N 33-20452/2016 по делу N 2-2021/2016 // СПС Консультант Плюс.
Бегидов М.В. Правовые проблемы доступной среды маломобильных групп населения // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1. С. 120-122.
Инклюзивная школа. Сайт для директоров школ Санкт-Петербурга // http://inc.school688.ru/ (дата обращения 12.06.2024. ).
32
Нормативные акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2. Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 12.06.2024).
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ.1995. № 48, ст. 4563;
4. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 29.03.2018) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" // СЗ РФ.2006. № 9, ст. 1018;
5. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" // СЗ РФ.2019. N 15 (часть III). ст. 1746
6. Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме") // СЗ РФ.2016. № 30, ст. 4914.
7. Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы // "Российская газета", № 301, 28.12.2012.
8. Приказ Минтранса России от 06.11.2015 № 329 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". 2016. № 5;
9. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".2016. № 4;
10. Приказ Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". 2016. № 5.
Судебная практика
11. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.10.2016 № 33-20452/2016 по делу № 2-2021/2016 // СПС Консультант Плюс.
12. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.09.2017 № 33-15282/2017 по делу № 2-600/2017 // СПС Консультант Плюс.
Научная литература
13. Бегидов М.В. Правовые проблемы доступной среды маломобильных групп населения // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1. С. 120-122.
14. Благодир А.Л., Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2020.
15. Выдрин И.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов: вопросы теории и практики /И.В.Выдрин, И.И.Выдрина // Современное право. 2019. № 9. С. 27 — 34.
16. Глотов С.А. Международно-правовые основы защиты социальных прав инвалидов /С.А.Глотов, А.А.Ходусов// Безопасность бизнеса. 2016. № 5. С. 26 - 32.
17. Долинская В.В., Долинская Л.М. Требования безбарьерной среды в строительстве в источниках права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 10. С. 68 — 73.
18. Зеленькова А. Насколько доступна Москва для людей с инвалидностью? // https://rg.ru/2021/05/04/reg-cfo/naskolko-dostupna-moskva-dlia-liudej-s-invalidnostiu.html?ysclid=lxbwdrjzet14997634 (дата обращения 12.06.2024)
19. Курганова К.И. Проблемы формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 1. С. 230-235.
20. Лебедева Е.П., Минина А.А., Перепадя С.М., Ризк О.А. О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" до 2020 года: проблемы законодательства и правоприменения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 26 — 30.
21. Синельщикова Е.Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. № 3. С. 57 - 59.
22. Слобцов И.А. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (постатейный) /И.А.Слобцов, О.В.Кузнецова // СПС КонсультантПлюс. 2018.
23. Слобцов И.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный) /И.А.Слобцов, О.В.Кузнецова// СПС КонсультантПлюс. 2020.
24. Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Радькова Е.А., Чернова Г.И. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2017. № 1. С. 11 - 14.
Электронные ресурсы
25. Адаптация пространств для МГН и людей с ОВЗ: российский опыт // https://dailymoscow.ru/society/adaptaciya-prostranstv-dlya-mgn-i-lyudey-s-ovz-rossiyskiy-opyt (дата обращения 12.06.2024).
26. «Городской информационно-методический центр «Доступная среда» // URL: https://www.dostupnigorod.ru/ (дата обращения 12.06.2024).
27. Инклюзивная школа. Сайт для директоров школ Санкт-Петербурга // URL:http://inc.school688.ru (дата обращения 12.06.2024).
28. Инклюзия и доступная среда в общественных пространствах // https://softculture.cc/blog/entries/articles/inclusion-public-space?ysclid=lxbw76tm2d832349099 (дата обращения 12.06.2024).
29. Снесли, чтобы вернуть обратно // URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26770/3802755/ (дата обращения 12.06.2024).
30. Официальный сайт Государственной Программы Российской Федерации «Доступная среда» // URL: https://zhit-vmeste.ru/?ysclid=lxbt3otl6i63446765 (дата обращения 12.06.2024)