Мотив любви в произведениях И.А. Бунина 20-х годов
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 21.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Мотив любви в творчестве И.А. Бунина 1890-1910-х годах 6
1.1. История создания рассказа «Солнечный удар» 6
1.2. Проблема изучения мотива в современном литературоведении И. В. Силантьевым, А. Н. Веселовским и А.П. Скафтымовым 8
1.3. Мотив любви в творчестве И.А. Бунина 1890-1910-х годах 13
ГЛАВА 2. Семантика мотива любви и его источники в рассказе «Солнечный удар» 17
2.1. Основные сюжетные линии и композиция рассказа И.А. Бунина «Солнечный удар» 17
2.2. Система образов в рассказе «Солнечный удар» 23
2.3. Пейзаж как средство воплощения авторской позиции 25
2.4. Мотив любви в повести И.А. Бунина «Митина любовь» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Мимолетность счастья и неумолимый бег времени.Пароход, стремительно разрезающий водную гладь, становится символом неумолимого бега времени. Герои уплывают все дальше от места своей встречи, и вернуться назад уже невозможно. Бунин при этом делает акцент на быстрой смене картин за окном парохода: "мелькали города, сёла, леса", словно кадры старой кинохроники. Это символизирует быстротечность моментов счастья, их неуловимость и невозвратность.Автор также затрагивает вопрос контраста между прошлым и настоящим. Вспоминая недавние события, герой ощущает несоответствие между яркостью своих переживаний и обыденностью окружающего мира. Кажется, что вчерашний день был лишь сном, призрачным видением.Природа как символ вечности и безразличия.Здесь речь о «могучей Волге». В противоположность человеческим страстям, которые пылают и угасают, река Волга олицетворяет собой вечность и непрерывность жизни. Она равнодушна к драме, разыгрывающейся на её берегах, она - безмолвный свидетель тысяч подобных историй. После грозы в природе воцаряется спокойствие: "Дождь прошёл, но в воздухе было ещё свежо". Контраст между этой гармонией и душевным хаосом героя подчёркивает его одиночество и трагизм ситуации. Жизнь продолжается, не обращая внимания на человеческие страдания.Авторская позиция, проступающая сквозь призму пейзажа, заключается в идее о том, что любовь-вспышка – это одновременно и дар, и проклятие для главных героев рассказа. Бунин показывает, что любовь может быть прекрасной и разрушительной одновременно. Она захватывает нас целиком, но так же внезапно может и исчезнуть, оставив после себя лишь пустоту и боль.Автор говорит о том, что счастье не может длиться вечно, как не может вечно длиться летний день. Бунин напоминает нам о ценности каждого мгновения жизни, о том, что нужно ценить настоящее, пока оно не стало прошлым. На фоне грандиозного и безразличного мира природы человеческая жизнь кажется особенно хрупкой и незащищенной. Однако именно в этой хрупкости, в этой мимолётности и заключается её красота и уникальность.Пейзаж в рассказе "Солнечный удар" - это не просто декорация, а философский компонент, который помогает читателю проникнуться авторским видением темы любви, судьбы и времени. Бунин заставляет читателей задуматься о вещах, которые действительно важны и необходимы в жизни, а также научиться ценить каждый миг, подаренный человеку судьбой.2.4. Мотив любви в повести И.А. Бунина «Митина любовь»Открывая цикл произведений о любви, написанных Буниным за границей, повесть "Митина любовь" сразу же заявляет о нестандартном подходе к вечной теме. Зинаида Гиппиус в своей книге «Моя душа – любовь» метко подмечает, что заглавие повести неслучайно акцентирует внимание на Мите и его переживаниях."Митина любовь" – это история не о двух влюблённых, а о том, как любовь меняет и поглощает одного человека.Гиппиус отмечает, что любовь обрушивается на героя словно стихия,неожиданно и необъяснимо.Неважно, кто стал объектом этого чувства – Катя, Лиза или Соня.Сама Катя,несмотря на яркий и запоминающийся образ, практически не участвует в развитии сюжета, появляясь лишь в первых главах.Главное для Бунина–исследоватьвнутренний мир Мити,охваченноголюбовнымвихрем.Главный герой повести Митя - гимназист. Главная героиня Катя, в которой «женственность еще мешалась с детскостью», учится в театральной школе, директор которой «самодовольный актер с бесстрастными и печальными глазами», каждое лето отправляющийся на отдых с очередной совращенной им ученицей. Свободное время молодые люди проводят вместе. Все шло как будто нормально, «но Мите упорно казалось, что внезапно началось что-то странное, что-то стало меняться в Кате». Он считает, что среда, в которую погружена героиня, отбирает ее у него. Да и сам Бунин негативно относился к современному театральному искусству, считая его фальшивым, безнравственным, а также далеким от настоящей жизни.Митя начинает ревновать Катю «ко всем, ко всему, главное, к тому общему, им воображаемому, чем втайне от него будто бы начала жить она». Теперь Митина любовь выражается только в ревности. Представляя на своем месте кого-нибудь другого, он чувствует, как все переворачивается в нем, «превращается в нечто бесстыдное, возбуждающее жажду задушить Катю и, прежде всего, именно ее, а не воображаемого соперника». Кате же не нравятся эти вспышки ревности. «Ты любишь только мое тело, а не душу!» – горько отмечает она однажды.Героя мучает вопрос: что это значит вообще – любить? Ответить на этот вопрос ему очень сложно, так как «ни в том, что слышал Митя о любви, ни втом, что читал он о ней, не было ни одного точно определяющего его слова. В книгах и в жизни все как будто раз и навсегда условились говорить или только о какой-то почти бесплотной любви, или толькоо том, что называется страстью, чувственностью. Его же любовь была не похожа ни на то, ни на другое. Что испытывал он к ней? То, что называется любовью, или то, что называется страстью?».Размышления героя о любви отражают и позицию самого Бунина,который видел в этом чувстве неразрывноеединство духовного, эмоционального и физического начал.Такой подход, хотя и не был новым для мировой литературы,казался непривычным и дажевызывающим длярядасовременниковБунина –икритиков,ичитателей,иколлег-писателей.ВпопыткесправитьсясдушевнойбольюМитярешаетуехатьвдеревню,начтоКатянеохотносоглашается.Накороткоевремяимудаётсявернутьпрежнююлёгкостьвотношениях,ноэтолишьхрупкаяиллюзияпереднеизбежнымразрывом.Сидя в поезде, главный герой размышляет: «любовь, страсть, душа, тело? Это что такое? Ничего этого нет, – есть что-то другое, совсем другое! Вот этот запах перчатки – разве это тоже не Катя, нелюбовь, не душа, не тело? И мужики, рабочие в вагоне, женщина, котораяведет в отхожее место своего безобразного ребенка, тусклые свечи в дребезжащих фонарях, сумерки в весенних пустых полях – все любовь, все душа, и все мука, и все несказанная радость».Находясь в деревне, Митя как будто излечивается от своей любви. Так, при виде поденщицы, которая моет окна, в разговоре с Парашей у него появляются вожделение, чувственность, лишенные всякой духовности. «…намеки Соньки на какую-то любовь были ему приятны: ведь все-таки эти разговоры как бы касались того сокровенного, чем томилась его душа».Юноша посылает Кате пылкие письма, от нее же ничего в ответ не получая. Он ежедневно ездит на почтув надежде получить от нее хоть весточку. «Митя все время испытывал нечто подобное тому, чтоон испытывал перед отъездом из Москвы, – что опять он как будто пьян от какой-то тяжелой болезни». В отчаянии герой решает: «Если через неделю письма не будет, – застрелюсь!». Он перестает ездить на почту, писать письма. «Ведь все уже было испробовано, все написано», – как его устами утверждает Бунин.В это время староста предлагает ему за небольшое вознаграждение развлечься с Аленкой, невесткой лесника. Сначала Митя отказывается, но затем неожиданно для самого себя соглашается. Его поражает первая встреча с девушкой: «И Митя сразу увидел ее среди деревьев, сразу понял, что это она, хотя прежде не видал ее, и его, как молния, поразило нежданно и резко ударившее ему в глаза что-то общее, что было, – или только почудилось ему, – в Аленке с Катей». Но когда происходит то, чего он хотел, «поднялся, совершенно пораженныйразочарованием», телесное желание не перешло в духовное, как это случалось с Катей.Через несколько дней Митя получает письмо: «Забудьте, забудьте все, что было! Я безумно люблю искусство! … Я уезжаю – вы знаете с кем… Не пиши мне ничего, это бесполезно!».«Она, эта боль была так сильна, так нестерпима, что, не думал, что он делает, не сознавал, что из всего этого выйдет, страстно желал только одного – хоть на минуту избавиться от нее и не попасть опять в тот ужасный мир, где он только что был в самом ужасном и отвратном из всех земных снов». Митя, найдя в ящике ночного стола револьвер, «глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил».Таким образом, в повести «Митина любовь» мотив любви предстает многогранным и трагическим:Митина любовь к Кате - это любовь страстная, но безответная. Митя влюблен в ее красоту и молодость, но не замечает ее внутреннего мира, ее душевных переживаний. Он идеализирует ее, не замечая ее холодности и равнодушия.Катина любовь – это скорее легкомыслие, игра, желание быть любимой, но не любовь. Она не способна на глубокие чувства, ей нравится внимание, но она не готова отдаться им. Любовь Мити и Кати - это трагедия. Они не понимают друг друга, их чувства не находят отклика. Митя страдает от любви, не находя утешения ни в чем, Лариса же легко переключается на других.Тема любви в повести также затрагивает вопросы любви к Родине и любви к природе. Митя влюблен в русскую природу, он видит в ней красоту и силу. Эта любовь дает ему утешение и помогает пережить горечь любви к Кате.Любовная тема в повести «Митина любовь» - это тема несбывшейся мечты, трагической любви, которая не смогла преодолеть разницу в характерах и мировоззрении. Она показывает, как легко может быть разрушена любовь, если в ней нет взаимопонимания и глубины.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что в произведениях И.А. Бунина любовь – это не просто чувство, а целая вселенная, полная скрытых от посторонних глаз переживаний. Писатель убедительно показывает, что любовь не всегда бывает безоблачной и счастливой, она может быть и трагичной, и неразделенной, но от этого не менее значимой и настоящей. Бунин мастерски проводит параллель между любовью и смертью, словно светом и тенью. Эти два понятия неразрывно связаны в его произведениях, подчеркивая хрупкость человеческого бытия и силу всепоглощающих страстей. Так, к примеру, в рассказе «Солнечный удар» герои Бунина встречаются на пароходе, где между ними вспыхивает трудно сдерживаемоечувство. Влюбленная девушка говорит поручику о том, что чувство, которое их посетило, подобно солнечному удару, который затмил их разуму. Она говорит что никогда не испытывала ранее ничего подобного и вряд ли когда-нибудь испытает. Бунин с сожалением констатирует, что сам поручик очень поздно осознает, насколько он влюбился в девушку, ведь он даже не узнал ее имени фамилии и где она живет. Поручик готов был отдать свою жизнь ради еще одного дня проведенного с девушкой, которую он так сильно полюбил. Его переполняли чувства, но они были большими и светлыми.В другом произведении – повести «Митина любовь», главный герой безнадежно влюблен в Катин образ, в ее физическую красоту и молодость. Он идеализирует ее, не замечая ее холодности, бездуховности, и легкомысленности. Она для него словно богиня, недоступная и прекрасная. Митина любовь обречена на страдания. Он убивается горем от ее равнодушия, не находя утешения в реальности. Катя же легкомысленно увлекается другими. Можно говорить о том, что мотив любви в "Митиной любви" - это трагедия несбывшейся мечты, неразделенной любви, которая не смогла преодолеть разницу в характерах и мировоззрении. Повесть показывает хрупкость любви, ее неспособность выдержать испытание реальностью и жестокостью жизни.ВтворчествеБунина1920-хгодовусиливаетсямотивэротизма,чувственнойстрасти,котораячастооказываетсяобреченнойнастраданиеигибель.Любовьпредстаеткакстихийнаясила,неподвластнаяразумуиморали,чтопридаетейтрагическоезвучание.Любовьв произведенияхБунинаэтогопериодатесносвязанасэкзистенциальнымипроблемами—одиночества,смерти,смыслажизни.Встречасдругимчеловеком,дажееслионаприноситрадостьисчастье,неможетполностьюизбавитьчеловекаотчувстваэкзистенциальногоодиночестваистрахапереднебытием.Бунинсоздаетсложные,противоречивыеобразыгероев,раздираемыхпротивоположнымичувствами.Онтонкоанализируетпсихологиюлюбви,показывая,какэточувствоможетменяться,трансформироваться,умирать. Для автора любовь была не просто наивным чувством, оно было сильным и настоящим, часто сопровождалось трагедией, а в некоторых моментах и смертью. Тема любви, в разные годные его творческого пути, раскрывалась с разной стороны. В начале своего творчества Бунин описывал любовь между молодыми людьми, как нечто легкое, естественное и открытое. Она красива и нежна, но в то же время может принести разочарование. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБунин И.А. Полное собрание повестей и рассказов о любви в одном томе. / И.А. Бунин. Москва: ЭКСМО, 2012. - 699 с.Веселовский А.Н. Избранные труды и письма / А.Н. Веселовский. СПб.: Наука, 1999. - 363 с.Гиппиус З.И. Моя душа – любовь. / З.И. Гиппиус. - Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2023. - 348 с.Гриневич О.А. Сюжет усадебной любви в произведениях И. А. Бунина и В. В. Набокова. / О.А. Гриневич. // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука, №5(24), 2016, С. 99-103Есенгазиев А.М. Традиции символизма в репрезентации темы любви И.А. Буниным (на материале рассказов разных лет). / А.М. Есенгазиев. // Форум молодых ученых, №12, 2020, С. 80-86Капинос Е.В. Поэзия Приморских Альп: рассказы И. А. Бунина 1920-х годов. / Е. В. Капинос. Москва: Яз.славянской культуры (ЯСК), 2014. - 247 с.Коновалов А.А. Реалистическая традиция в творчестве русских писателей на переломе эпох. / А. А. Коновалов, Л. Н. Михеева. Москва: МПГУ, 2021. - 194 с.Михеичева Е.А. Поэтика любовного рассказа: Иван Бунин и Элис Манро. / Е.А. Михеичева. // Ученые записки Орловского государственного университета, №2, 2018, С. 19-24Петрова Т.Г. Тургеневская традиция в творчестве И. А. Бунина. / Т.Г. Петрова. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература, №5, 2020, С. 71-76Пращерук Н.В. Проза И. А. Бунина как художественно-философский феномен. / Н.В. Пращерук. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2012. - 229 с.Пращерук Н.В. Трижды юбилейный…: сборник статей молодых ученых, посвященный 150-летию И. А. Бунина, 80-летию филологического факультета, 5-летию Бунинского общества УрФУ / Н.В. Пращерук. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина", 2020. - 299 с.Ряднова Е.О. Актуальность философской проблематики рассказов И.А. Бунина в XXI веке. / Е.О. Ряднова. // Наука. Искусство. Культура, №7, 2021, С. 34-38Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев; отв. ред. Е.К. Ромодановская. Москва: Яз.славян. культуры, 2004. - 294 с.Силантьев И.В. Сюжетологические исследования. / И. В. Силантьев; Е. К. Ромодановская. Москва: Языки славянский культуры, 2009. - 223 с.Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения / А. П. Скафтымов. Москва: Высш. шк., 2007. - 533 с.Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. / Л. А. Смирнова. Москва: Просвещение, 1991. - 191 с.Спивак Р.С. Русская философская лирика, 1910-е годы: И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский. / Р. С. Спивак. 2-е изд. - Москва: Флинта, 2005. - 407 с.Чапанов И.М. Тема любви в творчестве И. Бунина. / И.М. Чапанов. // Вестник науки, №7(33), 2021, С. 60-64
1. Бунин И.А. Полное собрание повестей и рассказов о любви в одном томе. / И.А. Бунин. Москва: ЭКСМО, 2012. - 699 с.
2. Веселовский А.Н. Избранные труды и письма / А.Н. Веселовский. СПб.: Наука, 1999. - 363 с.
3. Гиппиус З.И. Моя душа – любовь. / З.И. Гиппиус. - Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2023. - 348 с.
4. Гриневич О.А. Сюжет усадебной любви в произведениях И. А. Бунина и В. В. Набокова. / О.А. Гриневич. // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука, №5(24), 2016, С. 99-103
5. Есенгазиев А.М. Традиции символизма в репрезентации темы любви И.А. Буниным (на материале рассказов разных лет). / А.М. Есенгазиев. // Форум молодых ученых, №12, 2020, С. 80-86
6. Капинос Е.В. Поэзия Приморских Альп: рассказы И. А. Бунина 1920-х годов. / Е. В. Капинос. Москва: Яз. славянской культуры (ЯСК), 2014. - 247 с.
7. Коновалов А.А. Реалистическая традиция в творчестве русских писателей на переломе эпох. / А. А. Коновалов, Л. Н. Михеева. Москва: МПГУ, 2021. - 194 с.
8. Михеичева Е.А. Поэтика любовного рассказа: Иван Бунин и Элис Манро. / Е.А. Михеичева. // Ученые записки Орловского государственного университета, №2, 2018, С. 19-24
9. Петрова Т.Г. Тургеневская традиция в творчестве И. А. Бунина. / Т.Г. Петрова. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература, №5, 2020, С. 71-76
10. Пращерук Н.В. Проза И. А. Бунина как художественно-философский феномен. / Н.В. Пращерук. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2012. - 229 с.
11. Пращерук Н.В. Трижды юбилейный…: сборник статей молодых ученых, посвященный 150-летию И. А. Бунина, 80-летию филологического факультета, 5-летию Бунинского общества УрФУ / Н.В. Пращерук. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина", 2020. - 299 с.
12. Ряднова Е.О. Актуальность философской проблематики рассказов И.А. Бунина в XXI веке. / Е.О. Ряднова. // Наука. Искусство. Культура, №7, 2021, С. 34-38
13. Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев; отв. ред. Е.К. Ромодановская. Москва: Яз. славян. культуры, 2004. - 294 с.
14. Силантьев И.В. Сюжетологические исследования. / И. В. Силантьев; Е. К. Ромодановская. Москва: Языки славянский культуры, 2009. - 223 с.
15. Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения / А. П. Скафтымов. Москва: Высш. шк., 2007. - 533 с.
16. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. / Л. А. Смирнова. Москва: Просвещение, 1991. - 191 с.
17. Спивак Р.С. Русская философская лирика, 1910-е годы: И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский. / Р. С. Спивак. 2-е изд. - Москва: Флинта, 2005. - 407 с.
18. Чапанов И.М. Тема любви в творчестве И. Бунина. / И.М. Чапанов. // Вестник науки, №7(33), 2021, С. 60-64