Влияние здорового образа жизни на психологическое развитие юноши
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 22.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты исследования влияния здорового образа жизни на психологическое развитие юноши 6
1.1 Теоретические подходы к изучению здорового образа жизни 6
1.2 Факторы здорового образа жизни молодежи 13
1.3 Значение здорового образа жизни для психологического развития юноши 16
Глава 2. Практические аспекты исследования влияния здорового образа жизни на психологическое развитие юноши 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2. Описание результатов исследования и их обсуждение 23
Заключение 36
Список использованных источников 38
Оставшиеся спортом не занимаются (девушки - 5, юноши - 4).Кроме того, обнаружилось, что юноши по сравнению с девушками, придерживаются правильного режима питания (девушки – 7, юноши - 9). Это объясняется тем, что молодые люди в настоящее время посещают самые разные тренажёрные залы для поддержания формы. Остальные молодые люди этого не поддерживает (девушки – 8, юноши - 6). Это связано с тем, что они не могут найти времени для правильного режима питания в связи с работой, нехваткой времени либо нежелания вовсе разумно питаться.Что касается правильного режима труда и отдыха, то можно заметить, что многие опрошенные соблюдают данные режимы (девушки – 11, юноши - 10) Это нужно, потому что нагрузки без определенных перерывов сказываются начеловеческом здоровье. Оставшимся (девушки – 4, юноши - 5) стоит об таком задуматься.Среди причин, мешающих соблюдать ЗОЖ, молодые люди выделили следующие: отсутствие свободного времени (девушки – 14, юноши - 13), вредные привычки (девушки – 11, юноши - 11), отсутствие желания (девушки – 9, юноши - 7).На вопрос о вредных привычках, большая часть респондентов дала ответ, что их у них нет (девушки – 10, юноши - 9), у оставшихся опрошенных вредные привычки присутствуют (девушки – 5, юноши - 6).Все молодые люди в один голос заявляют, что ЗОЖ помогает достичь успеха в остальных областях человеческой деятельности.По результатам проведенного социологического исследования, мы констатируем, что молодые люди с положительной стороны относятся к ЗОЖ. Они полагают, что занятия спортом, соблюдение режима дня, разумное питание - это основные факторы, непосредственно влияющие на ЗОЖ, чего как раз придерживается молодежь. Среди причин, которые мешают вести ЗОЖ, молодежь выделяет: отсутствие свободного времени, вредные привычки и нежелание вести здоровый образ жизни.Таким образом, современная молодежь обеспокоена своим образом жизни и проявляет особый интерес к спорту.На основе анкетирования мы разделили выборку на тех, кто поддерживает здоровый образ жизни и тех, кто пренебрегает здоровым образом жизни.Сначала исследовалась группа юношей, не поддерживающих здоровый образ жизни,с помощью следующих методик: Баса-Дарки для диагностики агрессивности, «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс), экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС), анкетный тест Спилбергера и шкала нервно-психического напряжения НПН. Результаты представлены в таблице 1: Таблица 1. – Результаты по методике Баса-Дарки для диагностики агрессивностиУровеньФизическая агрессияКосвенная агрессияРаздражениеНегативизмНизкий40%20%10%10%Средний40%30%10%20%Высокий20%50%80%70%Представим полученные результаты исследования студентов графически:Рисунок 1 – Анализ показателей по методике Баса-Дарки для диагностики агрессивности.Таким образом, полученные результаты диагностики психологического развития у юношей, не поддерживающих здоровый образ жизни,позволяют сделать выводы, что у испытуемых наблюдается высокий уровень негативизма и раздражения. Это говорит о том, что такие лица готовы проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).Таблица 2. – Результаты по методике по методике «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).УровеньСпокойствиеТревожностьЭнергичностьУсталостьПриподнятостьПодавленностьНизкий40%10%40%20%40%20%Средний40%10%40%30%40%30%Высокий20%80%20%50%20%50%Представим полученные результаты исследования студентов графически:Рисунок 2. – Анализ показателей по методике «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).Таким образом, полученные результаты диагностики психологического развития у юношей, не поддерживающих здоровый образ жизни,свидетельствуют о том, что у испытуемых наблюдается высокий уровень тревожности. Это говорит о том, что такие люди отличаются задерганностью, запуганностью, закомплексованностью, нерешительностью, пугливостью, нервностью, неуверенностью, напряженностью, боязливостью.Таблица 3. – Результаты по методике экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС).УровеньУровень переживания стрессаНизкий10%Средний10%Высокий80%Представим полученные результаты исследования студентов графически:Рисунок 3. – Анализ показателей по методике экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС). Таким образом, полученные результаты диагностики психологического развития у юношей, не поддерживающих здоровый образ жизни, показывают, что у юношей наблюдаются проявления высокого уровня стресса. Это говорит о том, что большинство испытуемых часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой.Таблица 4. – Результаты по шкале нервно-психического напряжения НПН.УровеньУровень НПННизкий10%Средний10%Высокий80%Представим полученные результаты исследования студентов графически:Рисунок 4. – Анализ показателей по шкале нервно-психического напряжения НПН.Таким образом, полученные результаты диагностики психологического развития у юношей, не поддерживающих здоровый образ жизни указывают н а то, что у подобных тестируемых наблюдаются проявления высокого уровня нервно-психического напряжения.Потом исследовалась группа юношей, поддерживающих здоровый образ жизни, с помощью следующих методик: Баса-Дарки для диагностики агрессивности, «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс), экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС) и шкала нервно-психического напряжения НПН. Представим полученные результаты исследования женщин графически:Таблица 5. – Результаты по методике Баса-Дарки для диагностики агрессивностиУровеньФизическая агрессияКосвенная агрессияРаздражениеНегативизмНизкий40%50%80%70%Средний40%30%10%20%Высокий20%20%10%10%Представим полученные результаты исследования студентов графически:Рисунок 5 – Анализ показателей по методике Баса-Дарки для диагностики агрессивности.Таким образом, полученные результаты психологического развития у юношей, поддерживающих здоровый образ жизни демонстрируют, что у испытуемых наблюдается низкий уровень проявлений агрессии. Это говорит о том, что эти студенты в состоянии сдерживать себя.Таблица 6. – Результаты по методике по методике «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).УровеньСпокойствиеТревожностьЭнергичностьУсталостьПриподнятостьПодавленностьНизкий10%80%10%50%10%60%Средний10%10%40%30%10%20%Высокий80%10%50%20%80%20%Представим полученные результаты исследования студентов графически:Рисунок 6. – Анализ показателей по методике «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).Таким образом, полученные результаты диагностики психологического развития у юношей, поддерживающих здоровый образ жизни, позволяют констатировать, что у испытуемых наблюдается высокий уровень спокойствия, энергичности и приподнятости настроения. Это говорит о том, что такие студенты отличаются выдержанностью, сдержанностью, терпеливостью, степенностью, благоразумностью, уравновешенностью, невозмутимостью, терпимостью.Таблица 7. – Результаты по методике экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС).УровеньУровень переживания стрессаНизкий80%Средний10%Высокий10%Представим полученные результаты исследования студентов графически:Рисунок 7. – Анализ показателей по методике экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС). Таким образом, полученные результаты диагностики психологического развития у юношей, не поддерживающих здоровый образ жизни,дают возможность говорить, что у юношей наблюдаются проявления низкого уровня стресса. Это говорит о том, что большинству испытуемых часто присущ самоконтроль в стрессовой ситуации и умение владеть собой.Таблица 8. – Результаты по шкале нервно-психического напряжения НПН.УровеньУровень НПННизкий80%Средний10%Высокий10%Представим полученные результаты исследования студентов графически:Рисунок 8. – Анализ показателей по шкале нервно-психического напряжения НПН.Таким образом, полученные результаты диагностики психологического развития у юношей, не поддерживающих здоровый образ жизни,позволяют сделать выводы, что у юношей наблюдаются проявления низкого уровня НПН. Это говорит о том, что большинству испытуемых часто присущ самоконтроль в стрессовой ситуации и умение владеть собой.Теперь сравним полученные результаты поддерживающих не поддерживающих ЗОД студентов. Результаты представлены на рисунках 9, 10, 11 и 12.Рисунок 10 – Сравнительный анализ показателей по методике Баса-Дарки для диагностики агрессивности.Рисунок 11. – Сравнительный анализ показателей по методике «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).Рисунок 12. – Сравнительный анализ показателей по методике экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС).Рисунок 13. – Сравнительный анализ показателей по шкале нервно-психического напряжения НПН.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что здоровый образ жизни влияет на психологическое развитие юноши, подтверждена.ЗаключениеЗдоровый образ жизни - это не только способ организации всех сторон жизни человека, направленный на улучшение здоровья и реализацию общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Эта категория предусматривает развитие общечеловеческих ценностей, приоритетом среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, а на этой основе - выбор личностного поведения в различных сферах, позволяющий обеспечить физическое, психическое и социальное компоненты здоровья.Современная система мер, предпринимаемых обществом для формирования образа жизни, способствующего укреплению здоровья молодых людей и включения их в активную социальную жизнь, развивается и реализуется на трёх уровнях:- социальном: пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации, проведение образовательной и информационно-просветительской работы учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, подростково-молодежными клубами, общественными объединениями и др.;- инфраструктурном: создание условий для ведения здорового образа жизни в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), развитие сети физкультурно-спортивных и досуговых организаций, региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики, восстановительной медицины и реабилитации); проведение экологического контроля; оснащение образовательных, медицинских и др. учреждений, организаций необходимым оборудованием и проч.;- личностном: формирование системы ценностных ориентаций молодого человека, стандартизация бытового уклада его жизни.Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. Особую актуальность это приобретает в молодежной среде - потенциально наиболее активной части населения. Как ни банально это звучит, но от того, насколько здорова наша молодёжь зависит будущее России. Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны, развитие физической культуры и спорта поддерживается на уровне президента России.Список использованных источников Афонюшкин, О. С. Теоретические аспекты модели формирования здорового образа жизни у молодежи / О. С. Афонюшкин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 399-400.Беспалова С.С., Губина Н.В. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020396 (дата обращения: 15.05.2021 ).
Горева О.М., Гордиевская Е.Ф. ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14156 (дата обращения: 12.05.2021). Еремина Э.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035304 (дата обращения: 15.05.2021 ).Завьялов А.Е. Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Завьялов Андрей Евгеньевич; [Место защиты: Рос.акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2013.- 129 с.Зыбуновская Н. В., Покида А.Н. Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - №, 2017. – С. 48-56.Кобозева Н.Н. Социальное самочувствие как социологическая категория. // Наука. Инновации. Технологии. - №52, 2007. – С. 117-122Лепешкин Н.Я. Социальное самочувствие населения на современном этапе трансформации российского общества: Региональный аспект: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Хабар.гос. техн. ун-т. - Хабаровск, 2004. - 22 с.Мартыненко, А.В., Здоровый образ жизни молодежи / А. В. Мартыненко // Знание. Понимание. Умение, 2004. № 1. C. 137.Нестерова И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 2. — С. 92- 94.Осинский И.И., Бутуева З.А. Социальное самочувствие: понятие, факторы формирования и показатели измерения. // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - №, 2015. – С. 82-91.Павлова Е. О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе / Е. О. Павлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). Пономарева Т.В. Особенности формирования ценностных ориентаций населения на здоровый образ жизни. // Социология власти. - №, 2010. – С. 82-91.Суняяйкина О.Н. Понятие «Социальное самочувствие» в социологии. // Инженерные технологии и системы. - №, 2011. – С. 98-102Тер-Геворкова Н. К. Социальное здоровье современной молодежи российского общества / Н. К. Тер-Геворкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 237-241.Царёв Е. А. Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни / Е. А. Царёв, И. Б. Крылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 29-32.2. Беспалова С.С., Губина Н.В. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020396 (дата обращения: 15.05.2021 ).
3. Горева О.М., Гордиевская Е.Ф. ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14156 (дата обращения: 12.05.2021).
4. Еремина Э.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035304 (дата обращения: 15.05.2021 ).
5. Завьялов А.Е. Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Завьялов Андрей Евгеньевич; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2013.- 129 с.
6. Зыбуновская Н. В., Покида А.Н. Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - №, 2017. – С. 48-56.
7. Кобозева Н.Н. Социальное самочувствие как социологическая категория. // Наука. Инновации. Технологии. - №52, 2007. – С. 117-122
8. Лепешкин Н.Я. Социальное самочувствие населения на современном этапе трансформации российского общества: Региональный аспект: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Хабар. гос. техн. ун-т. - Хабаровск, 2004. - 22 с.
9. Мартыненко, А.В., Здоровый образ жизни молодежи / А. В. Мартыненко // Знание. Понимание. Умение, 2004. № 1. C. 137.
10. Нестерова И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 2. — С. 92- 94.
11. Осинский И.И., Бутуева З.А. Социальное самочувствие: понятие, факторы формирования и показатели измерения. // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - №, 2015. – С. 82-91.
12. Павлова Е. О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе / Е. О. Павлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65).
13. Пономарева Т.В. Особенности формирования ценностных ориентаций населения на здоровый образ жизни. // Социология власти. - №, 2010. – С. 82-91.
14. Суняяйкина О.Н. Понятие «Социальное самочувствие» в социологии. // Инженерные технологии и системы. - №, 2011. – С. 98-102
15. Тер-Геворкова Н. К. Социальное здоровье современной молодежи российского общества / Н. К. Тер-Геворкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 237-241.
16. Царёв Е. А. Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни / Е. А. Царёв, И. Б. Крылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 29-32.