Регулирование и взыскание налоговой задолженности
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 23.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 11
3. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В РФ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Причиной этого является постепенное увеличение налоговой нагрузки на бизнес в РФ. Задолженность, урегулированная налоговыми органами в административном порядке, главным образом, связана с приостановкой взыскания в связи с введением процедуры банкротства. Среднее значение этого показателя составило 210 029 540 тыс. рублей в период с 2019 по 2023 год.В процессе изучения практики административного взыскания налоговой задолженности были проанализированы причины, по которым налоговым органам не удается взыскать задолженность. Кроме того, была проведена оценка налоговой задолженности, связанной с утратой жизни налогоплательщиков, а также ликвидацией организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих налоговую задолженность.Таблица 4 - Анализ урегулированной налоговыми органами налоговой задолженности в административном порядке за 2019-2023 гг. (тыс. руб.)ПоказателиНа 01.01.2019На 01.01.2020На 01.01.2021На 01.01.2022На 01.01.2023Реструктурированная задолженность7 813 2005 855 0304 424 6423 034 9101 857 907Отсрочка49 85668 7691 056 4255 015 9978 599 157Рассрочка712 494530 0084 217 3464 573 7426 532 320Инвестиционный налоговый кредит300 000348 531203 848206 794309 191Задолженность приостановленная к взысканию в связи с введением процедуры банкротства203 211 768217 113 367193 504 937196 901 407239 416 222 Таблица 5 - Анализ задолженности по налогам и сборам, невозможной к взысканию налоговыми органами, в административном порядке (тыс. руб.)ПоказателиНа 01.01.2019На 01.01.2020На 01.01.2021На 01.01.2022На 01.01.2023Задолженность умерших физических лиц1 029 7201 152 5921 436 4952 004 7152 493 661Задолженность ликвидированных организаций и индивидуальных предпринимателей2 380 7731 177 4843 618 0162 410 6312 172 860 В результате анализа данных, причины задолженности физических лиц после смерти или ликвидации организации отражены в таблице 5. Согласно данным таблицы 5, выявлены следующие выводы. Сумма задолженности умерших физических лиц увеличивается с 2019 по 2023 год, что препятствует взысканию налоговой задолженности налоговыми органами. Это обусловлено неблагоприятной демографической ситуацией и высокой смертностью физических лиц в России. В период с 2019 по 2023 год налоговым органам не удалось взыскать задолженности на сумму 8 117 183 тыс. рублей в досудебном административном порядке.В таблице 6 изображена динамика задолженности по налогам у компаний и индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность с 2019 по 2023 год. На первое января 2021 года наблюдается значительный рост задолженности этих организаций и предпринимателей. Причина этого заключается в ухудшении экономической ситуации в стране, введении санкций против нашего государства и расширении мирового экономического кризиса.Таблица 6 - Динамика налоговой задолженности в консолидированный бюджет Иркутской области за 2019–2022 годы, тыс. руб.2019 год 2020 год2021 год2022 годТемпы роста, %2020/ 20192021/ 20202022/ 20212022/ 2019Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам2386,91805,72929,23035,375,7162,2127,2127,2Задолженность по налогам и сборам невозможная к взысканию30,751,635,545,2168,168,8127,3147,2Урегулированная задолженность788,4347,7301,3720,044,186,7239,091,3Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства319,4161,9299,858,050,7185,2219,9206,0За рассматриваемый период наблюдается увеличение задолженности по налогам и сборам перед бюджетом на 27,2 %. Также наблюдается увеличение на 47,2 % задолженности по налогам и сборам, которая невозможна к взысканию, и увеличение на 2,6 раза задолженности, взыскиваемой судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства. Исследование таблицы показывает рост задолженности по налогам и сборам в Иркутской области. Важно принять комплекс мер по взысканию налоговой задолженности, предусмотренных налоговым кодексом, для эффективного налогового администрирования [5, с].Сотрудничество с правоохранительными органами и Службой судебных приставов станет ключевым фактором в уменьшении дотаций для республики и закрытии бюджетного дефицита. Этой цели можно достичь, используя эффективное взаимодействие.Таблица 7 - Динамика налоговой задолженности в консолидированный бюджет по налогам за 2019–2022 гг., тыс. руб.2019 год 2020 год2021 год2022 годТемпы роста, %2020/ 20192021/ 20202022/ 20212022/ 2019Федеральные налоги и сборы 1673,7 1003,2890,41296,059,988,8145,677,7Задолженность по пеням и налоговым санкциям882,3449,9280,0299,856,756,0107,134,0Региональные налоги и сборы 299,0 401,0528,6507,6134,1128,996,0169,8 Задолженность по пеням и налоговым санкциям59,2 83,193,3 66,3140,4112,371,1112,0Местные налоги 272,7 265,4 408,1 427,5 97,3 153,8 104,8 156,8 Задолженность по пеням и налоговым санкциям56,669,771,147,6123,1102,066,984,1Специальные налоговые режимы 141,5 136,0 154,3 136,7 96,1 113,5 88,6 96,6 Задолженность по пеням и налоговым санкциям87,091,872,757,6105,579,279,266,2Исходя из данных таблицы 2 видно, что задолженность по федеральным налогам и сборам за 2019–2020 гг. имеет тенденцию к снижению на 40,1 %, за 2020–2021 гг. на 11,2 %, а за весь исследуемый период, т. е. 2019–2022 гг., 22,3 %. Задолженность по пеням и налоговым санкциям за анализируемый период снизилась на 66,0 %.Вывод Существует ряд проблем, с которыми ФНС РФ сталкивается при взыскании налоговой задолженности. Исследование показывает, что процедура административного порядка взыскания налоговой задолженности нуждается в существенных изменениях. Для успешного погашения задолженности ФНС РФ должна оценивать платежеспособность налогоплательщика и улучшать налоговое законодательство. Также необходимо внедрять новые программные комплексы для повышения качества налогового контроля. В результате таких изменений будет увеличено взыскание налоговой задолженности. Кроме того, анализ показывает нестабильность налоговой системы РФ, что приводит к оптимизации налогообложения организациями и ИП.С 2019 по 2023 год в Российской Федерации наблюдался рост задолженности перед бюджетом как по налогам и сборам (средний прирост на 9,1% в год), так и по налоговым санкциям и пеням (средний прирост на 1,5% в год). Однако за последние пять лет налоговым органам не удалось взыскать задолженности на сумму 8 117 183 тыс. рублей в досудебном административном порядке. С начала 2019 года был замечен значительный скачок задолженности у ликвидированных фирм и частных предпринимателей, увеличившейся с 1 177 484 тыс. рублей до 3 618 016 тыс. рублей. Параллельно с этим, из-за неблагоприятной демографической ситуации в стране, налоговая задолженность умерших граждан за последние 5 лет увеличилась в 2,5 раза, достигнув к 01.01.2024 года отметки в 2 493 661 тыс. рублей.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, по курсовой работе можно сделать следующие выводы. В форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, налог является обязательным, индивидуальным и безвозмездным платежом, который взимается с организаций и физических лиц в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Целью налога является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения. Налог устанавливается и вводится законом, а его уплата осуществляется принудительно. Налог является абстрактным платежом, не имеющим целевого назначения.Существует риск возникновения задолженности перед государством в виде пеней, штрафов и недоимок из-за выполнения этой обязанности. Эта проблема не ограничивается нашей страной, она распространена по всему миру, как в развивающихся странах, так и в странах с передовой экономикой. Существует множество способов и методов погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства. Эти методы можно разделить на три основные группы - принудительные, добровольные и добровольно - принудительные.Государственные налоговые инспекции активно работают по взысканию задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также по начислению штрафных санкций и пеней за нарушения налогового законодательства. Налогоплательщики могут добровольно погасить свою налоговую задолженность, внося недоимку как после проверки налоговыми органами, так и самостоятельно обнаружив нарушения.Погашение налоговой задолженности совершается налогоплательщиком-недоимщиком добровольно или принудительно. Эти действия направлены на погашение задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Они также включают в себя погашение штрафов и пеней, начисленных за нарушения налогового законодательства. Этот процесс осуществляется под контролем соответствующей государственной налоговой инспекции и сопряжен с угрозой правовой ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.Налоговая система России подвергается постоянным изменениям в связи с неэффективностью процедур взыскания налоговых платежей. Отсутствие стопроцентного взыскания налоговой задолженности связано с недостаточной результативностью механизмов взыскания, что приводит к накоплению значительных сумм задолженности. Хотя основы налоговой системы уже сформированы, необходимо продолжать динамичное изменение налоговой системы в соответствии с проводимыми социально-экономическими преобразованиями.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс» Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп. от 06.08.2021) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.11.2021 № 379-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 146−ФЗ // СПС «Консультант плюс». Об упрощенной системе налогообложения : Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2016 // СПС «Консультант плюс». Об основах налоговой системы в Российской Федерации Федеральный Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2013) // СПС «Консультант плюс». Об основах налоговой системы в Российской Федерации : Федеральный Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 11.11.2013) // СПС «Консультант плюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп. от 06.08.2021) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.11.2021 № 379-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 146−ФЗ // СПС «Консультант плюс».
5. Об упрощенной системе налогообложения : Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2016 // СПС «Консультант плюс».
6. Об основах налоговой системы в Российской Федерации Федеральный Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2013) // СПС «Консультант плюс».
7. Об основах налоговой системы в Российской Федерации : Федеральный Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 11.11.2013) // СПС «Консультант плюс».