Сохранение культурного наследия г. Москве

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 24.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Нормативно – правовая база охраны культурного наследия…..................…....................................................................................…5
1.1 Формирование понятий «Культурное наследие» и «объект культурного наследия».................……………………................................................................5
1.2 Классификация, виды и характерные признаки объектов культурного наследия……...........................................................................................................9
1.3. Культурное наследие г. Москвы...................................................................12
Глава 2. Анализ современного состояния охраны объектов культурного наследия Москве......................................... …….................................................15
2.1 Оценка эффективности мер по сохранению объектов культурного наследия в Москве………....................................................................................15
2.2 Идентификация основных проблем и вызовов, с которыми сталкиваются объекты культурного наследия города...............................................................25
Заключение………………………………...................................................…….29
Список литературы...............................................................................................30

Фрагмент для ознакомления

Информация об ОКН и потребностях
Что нужно, чтобы вы приняли лично участие в сохранении ОКН? (возможны несколько ответов, расставьте их в приоритетном порядке, где 1 – самое важное).Информация об ОКН и формах участия
Что нужно, чтобы вы приняли лично участие в сохранении ОКН? (возможны несколько ответов, расставьте их в приоритетном порядке, где 1 – самое важное).Организация волонтерских акций
Есть ли у вас (был) опыт участия в сохранении ОКН?
По результатам данного опроса можно сделать следующие выводы:
1. Около 65% опрошенных знают о наличии объектов культурного наследия (ОКН) в своем городе или районе.
2. Половина опрошенных (50%) не считают себя осведомленными о наличии и степени сохранности ОКН в непосредственной близости от своего места жительства.
3. Большинство опрошенных (35%) считают, что за сохранение ОКН должно отвечать государство.
4. Примерно четверть опрошенных (25%) считают, что за сохранение ОКН должны отвечать городские власти.
5. 15% считают, что за сохранение ОКН должны отвечать районные власти, а 20% - общественные и некоммерческие организации.
6. Методы участия жителей в сохранении ОКН включают волонтерство (40%), добровольные отчисления/взносы в специальные фонды (30%) и отчисления из налогов (15%).
7. Некоторые опрошенные (10%) считают, что жители не должны участвовать в сохранении ОКН.
8. Большинство опрошенных (60%) видят ценность ОКН в сохранении и передаче истории города и памяти об исторических событиях.
9. 35% считают, что ценность ОКН заключается в их красоте и украшении городской среды.
10. Примерно четверть опрошенных (25%) видят ценность ОКН в связи с историей страны/города.
11. Разнообразные мнения о том, кто должен быть ответственен за сохранение ОКН (государство, городские или районные власти, общественные организации) свидетельствуют о необходимости совместных усилий различных сторон для успешной охраны культурного наследия.
12. Выбор различных форм участия жителей (волонтерство, добровольные отчисления, отчисления из налогов) указывает на желание общества активно влиять на сохранение исторических объектов.
13. Поддержка образовательных и туристических аспектов ОКН показывает осознание их значимости для культурного развития и экономики города.
14. Низкая оценка важности транспортной доступности и окружающего ландшафта для ОКН может быть использована для улучшения планирования и развития инфраструктуры вокруг исторических объектов.
15. Важность связи с историей страны/города и национальными традициями указывает на желание сохранения культурной идентичности через сохранение ОКН.
Таким образом, результаты опроса позволяют сделать вывод о широкой поддержке и важности сохранения объектов культурного наследия, а также о необходимости вовлечения различных сторон общества в процесс их сохранения и продвижения. Опрос показал, что большинство опрошенных считают важным сохранение исторического наследия в своем городе, признают значимость ОКН и поддерживают участие жителей в их сохранении. Важными аспектами ценности ОКН для опрошенных были их историческая значимость, красота, а также связь с историей города и страны.
2.2 Идентификация основных проблем и вызовов, с которыми сталкиваются объекты культурного наследия города
Идентификация основных проблем и вызовов, с которыми сталкиваются объекты культурного наследия в городах, имеет важное значение для их сохранения и популяризации. Ниже перечислены некоторые из основных проблем и вызовов:
1. Угроза разрушения и утраты: Многие объекты культурного наследия подвергаются риску разрушения из-за природных бедствий, человеческой деятельности, неинформированности или недостаточного ухода. Без должного внимания и защиты этих объектов, они могут быть потеряны навсегда.
2. Недостаток финансирования и ресурсов: Финансирование для сохранения и реставрации объектов культурного наследия часто ограничено. Недостаток средств может привести к отсутствию необходимых реставрационных работ, что повышает риск сохранения исторических ценностей.

3. Нехватка профессиональных навыков и знаний: Сохранение объектов культурного наследия требует специализированных знаний и навыков. Нехватка профессиональных специалистов, обученных в области консервации и реставрации исторических объектов, может затруднить процесс сохранения.
4. Неопределенность в вопросах правовой защиты: Некоторые объекты культурного наследия могут находиться под угрозой из-за неопределенности вопросов правовой защиты. Недостаточная законодательная база или недейственные меры защиты могут привести к разрушению или нежелательным изменениям объектов.
5. Исторические конфликты и изменения в использовании: Некоторые объекты культурного наследия могут оказаться в зоне конфликтов из-за противоречий в использовании или управлении. Изменения в функциях объектов, реконструкции или перепланировки могут нарушить их историческое и культурное значение.
6. Отсутствие осведомленности и вовлечения общественности: Недостаток осведомленности и понимания значения объектов культурного наследия может привести к их недооценке со стороны общественности. Вовлечение общественности в процесс сохранения и продвижения объектов культурного наследия является важным для обеспечения их долгосрочной защиты.
Решение этих проблем и вызовов требует комплексного подхода со стороны государственных, частных и общественных организаций, а также активного участия общественности. Важно уделять должное внимание сохранению и продвижению объектов культурного наследия, учитывая их культурное, историческое и социальное значение для городов и общества в целом.
Для решения проблем, с которыми сталкиваются объекты культурного наследия в городах, могут быть предложены следующие стратегии и подходы:
1. Повышение осведомленности: Организация образовательных программ, выставок, мероприятий и туров, направленных на повышение осведомленности об объектах культурного наследия, их истории и значимости для общества.
2. Мобилизация фондов: Привлечение финансовой поддержки через государственное финансирование, частные пожертвования, субсидии, гранты и другие источники для проведения реставрационных работ и обеспечения ухода за объектами.
3. Обучение специалистов: Поддержка обучающих программ и курсов, направленных на подготовку специалистов в области консервации, реставрации и управления объектами культурного наследия.
4. Усиление правовой защиты: Разработка и улучшение законодательства, а также принятие необходимых мер для защиты объектов культурного наследия от несанкционированных изменений и угроз разрушения.
5. Участие общественности: Привлечение общественности через программы волонтерства, акции по сбору средств, общественные консультации, а также вовлечение местных сообществ в управление и заботу об объектах культурного наследия.
6. Партнерство и сотрудничество: Установление партнерских отношений между государственными органами, частными компаниями, общественными организациями и академическими учреждениями для совместной работы по сохранению и продвижению объектов культурного наследия.
Эти стратегии могут способствовать более эффективному сохранению и управлению объектами культурного наследия в городах, содействуя сохранению исторического, культурного и социального наследия для будущих поколений.
Исходя из проведенного анализа современного состояния охраны объектов культурного наследия в Москве, можно сделать следующие основные выводы:

1. Необходимость улучшения эффективности мер по сохранению объектов культурного наследия: Результаты оценки показывают, что существующие меры не всегда достаточно эффективны для обеспечения адекватной защиты и ухода за объектами культурного наследия в городе.
2. Выявление основных проблем и вызовов: Анализ выявил ряд основных проблем, с которыми сталкиваются объекты культурного наследия в Москве, такие как недостаточное финансирование, отсутствие согласованных стратегий управления, несоблюдение законодательства, а также недостаточное вовлечение общественности и партнерства.
3. Необходимость комплексного подхода к решению проблем: Для эффективного улучшения состояния охраны объектов культурного наследия в Москве необходим комплексный подход, включающий в себя улучшение финансирования, разработку и реализацию согласованных стратегий управления, усиление правовой защиты, участие общественности и установление партнерских отношений.
4. Значение сотрудничества и партнерства: Важным фактором для успешной охраны объектов культурного наследия является сотрудничество и партнерство между государственными органами, частным сектором, общественными организациями и академическими учреждениями для совместного развития и реализации программ и проектов.
Таким образом, для обеспечения эффективной охраны объектов культурного наследия в Москве необходимо принятие комплексных мер, направленных на решение выявленных проблем и вызовов, а также на установление партнерских отношений и сотрудничества между различными заинтересованными сторонами.





Заключение
Исходя из проведенного анализа нормативно-правовой базы охраны культурного наследия в г. Москве и современного состояния охраны объектов культурного наследия, можно сделать следующее общее заключение:
1. Нормативно-правовая база: Охрана культурного наследия в г. Москве базируется на сложной системе нормативно-правовых актов, включая законы, постановления, распоряжения и др. Ключевыми понятиями, определяющими эту базу, являются "Культурное наследие" и "объект культурного наследия". Важно, чтобы законы и правила охраны культурного наследия были четко определены и согласованы для обеспечения эффективной защиты объектов.
2. Анализ современного состояния охраны объектов культурного наследия: В процессе анализа были выявлены некоторые недостатки и проблемы, с которыми сталкиваются объекты культурного наследия в Москве, включая недостаточную эффективность мер по сохранению, финансовые затруднения, отсутствие согласованных стратегий управления и недостаточное вовлечение общественности.
3. Общее заключение: Для улучшения состояния охраны объектов культурного наследия в г. Москве необходимо принятие комплексных мер, включающих в себя улучшение финансирования, разработку согласованных стратегий управления, укрепление правовой защиты, активное участие общественности и установление партнерских отношений. Важно также продолжать анализировать ситуацию и корректировать подходы в соответствии с изменяющейся обстановкой.
Таким образом, для успешной охраны объектов культурного наследия в Москве необходимо учитывать как нормативно-правовую базу, так и современные вызовы и проблемы, и принимать комплексные меры для их эффективного решения.


Список литературы
Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Охрана культурного наследия: международный и российский опыт // Вестник СПбГУК. 2014. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-kulturnogo-naslediya-mezhdunarodnyy-irossiyskiy-opyt (дата обращения: 29.11.2019).
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения 19.11.2019).
Государственная программа РФ «Развитие культурного наследия РФ и международного сотрудничества по их охране, сохранению». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102444487&backlink=1&&nd =102349848 (дата обращения 21.11.2019).
Декларация принципов международного культурного сотрудничества от 4 ноября 1966 года. Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 14 сессии. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (дата обращения 25.11.2019).
Добровольская Э.Д. Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика (80-е годы). // Музейное дело и охрана памятников: Обзор информации / НИО: «Информакультура». – Вып. I. - М., 1989, - 45 с.
Информационный интернет-портал «Хранители наследия». URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/proekty/chto-sulit-pamyatnikam-gosbyudzhet2017-2019/ (дата обращения 21.11.2019).
Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Исполнительный Регламент и Протокол (рус., англ.). Дата сдачи ратификационной грамоты СССР - 4 января 1957 года. Конвенция и Протокол к ней вступили в силу для СССР 4 апреля 1957 года. // URL: http://docs.cntd.ru/document/1900810 (дата обращения 26.11.2019).
8. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения 25.11.2019).
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 19.11.2019).
10. Лекция В.Д. Зорькина о Конституции и правосудии Государственной Думе от 22 марта 2013 г. URL: http://www.duma.gov.ru/about/gdfsrf20/ (дата обращения 25.11.2019).
11. Мазенкова А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система: Автореф. дис. канд. философ.наук: 24.00.01. Тюмень - 2009., С. 12.
12. Медведева Н.В., Стоналова А.С. Понятие "культурное наследие" и основные теоретические подходы к его изучению // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kulturnoe-nasledie-i-osnovnye-teoreticheskie-podhody-k-ego-izucheniyu (дата обращения: 23.06.2024).
13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/ (дата обращения 25.11.2019).
14. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (посл. ред.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения 19.11.2019).

Полименопуло Е. Культурное наследие коренных народов и его художественное выражение: «Локализация» прав интеллектуальной собственности и требования ЮНЕСКО // Право будущего: Интеллектуальная собственность, инновации, Интернет. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-korennyh-narodov-i-egohudozhestvennoe-vyrazhenie-lokalizatsiya-prav-intellektualnoy-sobstvennosti-itrebovaniya (дата обращения: 11.03.2020).
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 317 (ред. от 17.08.2019) «Об утверждении государственной программы Российской 75 Федерации «Развитие культуры и туризма»» // URL: http://docs.cntd.ru/document/499091763 (дата обращения 19.11.2019).
Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (подготовлен Минфином России, ID проекта 04/13/09-19/00095294) (ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.09.2019) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 25.09.2019. URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=189284#010 885845736846433 (дата обращения 19.11.2019).
Сабитов Т.Р. Понятие и виды культурных ценностей по российскому законодательству // Южноуральский юридический вестник №3. -2000., С2, с9.
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ (посл. ред.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения 19.11.2019).
Филатова Н.В., Бузина Д.М., Айтуганова Н.Л. Влияние статуса объекта всемирного наследия на сам объект и его непосредственное окружение // Журнал Института Наследия. 2019. №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-statusa-obekta-vsemirnogo-naslediya-nasam-obekt-i-ego-neposredstvennoe-okruzhenie (дата обращения: 19.11.2019).
ЮНЕСКО: официальный сайт – URL: whc.unesco.org (дата обращения 19.11.2019).
Karel Vasak’s Generations of Rights and the Contemporary Human Rights Discourse / Spasimir Domaradzki, Margaryta Khvostova, David Pupovac - №20, 2019. - с. 423-443. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12142- 019-00565-x (дата обращения 11.03.2020).








3

Список литературы
1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Охрана культурного наследия: международный и российский опыт // Вестник СПбГУК. 2014. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-kulturnogo-naslediya-mezhdunarodnyy-irossiyskiy-opyt (дата обращения: 29.11.2019).
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения 19.11.2019).
3. Государственная программа РФ «Развитие культурного наследия РФ и международного сотрудничества по их охране, сохранению». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102444487&backlink=1&&nd =102349848 (дата обращения 21.11.2019).
4. Декларация принципов международного культурного сотрудничества от 4 ноября 1966 года. Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 14 сессии. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (дата обращения 25.11.2019).
5. Добровольская Э.Д. Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика (80-е годы). // Музейное дело и охрана памятников: Обзор информации / НИО: «Информакультура». – Вып. I. - М., 1989, - 45 с.
6. Информационный интернет-портал «Хранители наследия». URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/proekty/chto-sulit-pamyatnikam-gosbyudzhet2017-2019/ (дата обращения 21.11.2019).
7. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Исполнительный Регламент и Протокол (рус., англ.). Дата сдачи ратификационной грамоты СССР - 4 января 1957 года. Конвенция и Протокол к ней вступили в силу для СССР 4 апреля 1957 года. // URL: http://docs.cntd.ru/document/1900810 (дата обращения 26.11.2019).
8. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения 25.11.2019).
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 19.11.2019).
10. Лекция В.Д. Зорькина о Конституции и правосудии Государственной Думе от 22 марта 2013 г. URL: http://www.duma.gov.ru/about/gdfsrf20/ (дата обращения 25.11.2019).
11. Мазенкова А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система: Автореф. дис. канд. философ.наук: 24.00.01. Тюмень - 2009., С. 12.
12. Медведева Н.В., Стоналова А.С. Понятие "культурное наследие" и основные теоретические подходы к его изучению // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kulturnoe-nasledie-i-osnovnye-teoreticheskie-podhody-k-ego-izucheniyu (дата обращения: 23.06.2024).
13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/ (дата обращения 25.11.2019).
14. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (посл. ред.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения 19.11.2019).

15. Полименопуло Е. Культурное наследие коренных народов и его художественное выражение: «Локализация» прав интеллектуальной собственности и требования ЮНЕСКО // Право будущего: Интеллектуальная собственность, инновации, Интернет. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-korennyh-narodov-i-egohudozhestvennoe-vyrazhenie-lokalizatsiya-prav-intellektualnoy-sobstvennosti-itrebovaniya (дата обращения: 11.03.2020).
16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 317 (ред. от 17.08.2019) «Об утверждении государственной программы Российской 75 Федерации «Развитие культуры и туризма»» // URL: http://docs.cntd.ru/document/499091763 (дата обращения 19.11.2019).
17. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (подготовлен Минфином России, ID проекта 04/13/09-19/00095294) (ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.09.2019) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 25.09.2019. URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=189284#010 885845736846433 (дата обращения 19.11.2019).
18. Сабитов Т.Р. Понятие и виды культурных ценностей по российскому законодательству // Южноуральский юридический вестник №3. -2000., С2, с9.
19. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ (посл. ред.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения 19.11.2019).
20. Филатова Н.В., Бузина Д.М., Айтуганова Н.Л. Влияние статуса объекта всемирного наследия на сам объект и его непосредственное окружение // Журнал Института Наследия. 2019. №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-statusa-obekta-vsemirnogo-naslediya-nasam-obekt-i-ego-neposredstvennoe-okruzhenie (дата обращения: 19.11.2019).
21. ЮНЕСКО: официальный сайт – URL: whc.unesco.org (дата обращения 19.11.2019).
22. Karel Vasak’s Generations of Rights and the Contemporary Human Rights Discourse / Spasimir Domaradzki, Margaryta Khvostova, David Pupovac - №20, 2019. - с. 423-443. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12142- 019-00565-x (дата обращения 11.03.2020).