Государственное регулирование экономики: цели, модели, практика.
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 16 + 16 источников
- Добавлена 01.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1 Регулирование рыночной экономики 5
1.2 Зарубежный опыт регулирования рыночной экономики 7
Глава 2. Анализ регулирования деятельности АО «Тулачермет» 11
2.1. Характеристика предприятия 11
2.2. Анализ экономического положения предприятия 12
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования рыночной экономики на примере АО «Тулачермет» 25
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы государственного регулирования в рыночной экономике 25
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 26
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 34
В данном случае значение итогового коэффициента составило 0,3, поэтому вероятность банкротства можно считать низкой.Другой методикой диагностики возможного банкротства предприятий, адаптированной для условий российской экономики, является модель Р.С. Сайфуллина и Г.Г.Кадыкова. Данная пятифакторная модель выглядит следующим образом:R = 2К1 + 0,1К2 + 0,08К3 + 0,45К4 + К5 , гдеТаблица 12 - Прогноз банкротства Коэф-т Расчет Значение на 31.12.2021 Множитель Произведение (гр. 3 х гр. 4) 12345К1 Коэффициент обеспеченности собственными средствами -0,692 -1,38К2 Коэффициент текущей ликвидности 1,280,1 0,13К3 Коэффициент оборачиваемости активов 1,510,08 0,12К4 Коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции)-0,010,45 -<0,01К5 Рентабельность собственного капитала -0,391 -0,39Итого (R): -1,52Согласно модели Сайфуллина-Кадыкова, при значении итогового показателя R<1 вероятность банкротства организации считается высокой, если R>1, то вероятность низкая. В данном случае значение итогового показателя составило -1,52. Это значит, что вероятность банкротства существует, финансовое положение организации неустойчивое. Однако полученный результат следует рассматривать как условный ориентир. Упрощенная модель не учитывает отраслевые особенности деятельности и не претендует не высокую степень точности прогноза.Глава 3. Совершенствование государственного регулирования рыночной экономики на примере АО«Тулачермет»3.1 Мероприятия по совершенствованию системы государственного регулирования в рыночной экономикеВ связи с падением производства АО«Тулачермет» предлагаются следующие мероприятия государственной поддержки в рамках государственного регулирования сферы металлургии.Система мероприятий косвенной промышленной политики может быть разделенапо типовым уровнямуправления: страна в целом, отрасль, кластер, фирма, продукт, товар.Средства фонда должны направляться на следующие цели:- обеспечение государственного заказа и государственных лизинговых компаний в области машиностроения, авиапрома, транспортного машиностроения, сельхозмашиностроения;- компенсация части учетной банковской ставки, гарантии и страхование по коммерческим кредитам;Совокупность системных мероприятий по содействию развития национальной промышленности включает:оценка социально-экономической ситуации;долгосрочное прогнозирование макроэкономического, финансового, технологического развития;выработка вариантов научно-технического развития;создание стратегии развития;выработка механизмов поддержки инновационного развития;разработка государственных программ научно-технического развития;создание условий для повышения творческой активности;развитие сектора научных исследований и разработок;разработка механизма привлечения инвестиций;создание агентства стратегических инициатив;образование фонда стратегических разработок;облегчение доступа к специализированной информации;облегчение доступа к квалифицированной рабочей силе;содействие взаимосвязи промышленности с вузами и научно-исследовательскими институтами;стимулирование создания новых бизнес образований;содействие внутринациональной кооперации.3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятийДля дальнейшего развития руководство завода выбрало стратегию на разработку новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Данная стратегия применяется в том случае, если предприятие имеет успешные инновационные продукты, пользующиеся спросом. Тогда предприятие продолжает разрабатывать новые или модифицировать старые продукты для существующих рынков. Также продолжают осуществляться более мелкие инновации, связанные с внедренными товарами и реализация их лояльному потребителю.Общеизвестен следующий факт, что клиенты, закупающие какой-либо товар в некоторой фирме, работают именно с этой фирмой не только потому, что она представляет им определённые выгодные условия, но и потому, что представитель клиента (покупатель) лично знаком с представителем продавца. Между ними могут установиться определённые деловые и дружеские отношения, взаимопонимание и договорённости, вследствие которых им удобно и приятно работать друг с другом. Поэтому весьма вероятно, что если продавец предложит покупателю работать с ним на не менее выгодных условиях через другую, новую фирму, то покупатель согласится. В целом, алгоритм работы с покупателями также прост, как и с поставщиками. Работой с покупателями занимаются менеджеры отдела продаж. Контрагенты (клиенты) условно разделены на группы:1) Корпоративные клиенты. Группа, которая, в свою очередь, разделена на ещё две подгруппы: а) VIP-клиенты. Объёмы закупок таких фирм самые большие, соответственно, от этих фирм компания получает большие прибыли. Таким клиентам предоставляются самые выгодные условия сотрудничества (срочность выполнения обязательств, обязательная доставка, разгрузка, отсрочка платежа, подарки по случаю праздников и т.д.). В эту подгруппу входят всего 5-6 организаций. б) Постоянные клиенты. Объёмы закупок этих фирм не так велики, как у компаний из первой подгруппы, но закупки эти регулярны. Им также предоставляются удобные условия сотрудничества. 2) Прочие юридические лица. Клиенты с небольшим объёмом заказов, прибыль от которых невелика, заказы от которых компания получает периодически.3) Физические лица.У каждого контрагента есть ответственный менеджер, который курирует определённую группу контрагентов. Общение с клиентами и приём заказов от них происходит по телефону, по электронной почте, по «ICQ» или при личных встречах в офисе. Покупателям выставляются счета, далее, в зависимости от условий оплаты (до или после отгрузки) осуществляется доставка.Приведем следующие варианты разработки инноваций для предприятия:БСИТ-транзистор;Жаропрочный хромоникелевый сплав;Трубная сталь.Значение условного индекса нововведений покажет следующие значения:Таблица 13 - Условный индекс нововведенийУсловный индекс нововведенийНововведенияБСИТ-транзисторЖаропрочный хромоникелевый сплавТрубная стальЗначение26,1322,5026,25Произведем расчет безусловного индекса по следующей формуле:,(2)где xi - относительная рейтинговая оценка показателя;yijmax – оценка максимальной силы влияния нововведения на показатели конкурентоспособности;n – количество показателей конкурентоспособности.Тогда значение безусловного индекса нововведений покажет следующие значения:Таблица 14 – Безусловный индекс нововведенийУсловный индекс нововведенийНововведенияБСИТ-транзисторЖаропрочный хромоникелевый сплавТрубная стальЗначение0,90,81Все приведенные инновации являются улучшающими.ЗаключениеПодведем итоги. Теория управления, частью которой выступает стратегическое управление, представляет собой науку, решающую вопросы определение направлений, миссии, цели и задач управления предприятием. Стратегическое управления определяет образ компании через установленный период времени. По результатам исследования можно заключить, что структура АО«Тулачермет» относится к типу дивизионной организационной структуры.В ходе исследования выявлены следующие проблемы сферы действия АО«Тулачермет»:неразвитый внутренний рынок;удаленность производства от потребления;инвестиционный застой в отрасли последнее десятилетие ХХ века;нестабильность внешней среды;государственная политика в сфере;информационный вакуум;качество получаемой предприятием информации.В результате было принято решение инновационный реализовывать проект. Для этого были рассчитаны необходимые инвестиции по следующим статьям:земля;подготовка площадки;здания, сооружения;оборудование.Объем общих инвестиций составил 34,1 млрд. руб.Длительность проекта составляет 10 лет и включает следующие этапы проекта:разработка проектного задания;моделирование целевого применения;разработка технологического процесса (ТП);разработка эскизного проекта (ЭП);моделирование режимов функционирования;рабочее проектирование;изготовление моделей;подготовка производства;доработка рабочего проекта;изготовление экспериментальных изделий;проведение испытаний;испытание ТЗ;доработка изделий;разработка эксплуатационной документации;испытания;эксплуатация;доработка по результатам эксплуатации.По результатам проекта индекс доходности составил 1,03. Срок окупаемости – 11 лет.Список литературыБобозодаП.Д., Хайдарова М.М. Государственное регулирование занятости и рынка труда в современных условиях экономики // В сборнике: цивилизационная стратегия лидерства в ХХI веке. Материалы международной научно-практической конференции. Душанбе, 2024. С. 464-474.Буров М.П. Государственное регулирование национальной экономики: современные парадигмы и механизмы развития российских регионов / (6-е издание, переработанное и дополненное) Москва, 2024.ВеремьеваА.Н. Государственное регулирование экономики // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2024. Сборник научных статей 13-й Международной молодежной научной конференции. В 3-х томах. Курск, 2024. С. 44-47.Государственное регулирование кредитования предприятий реального сектора экономики / Дудаева Н.К., Дудаева Н.К., ГутиеваА.С. // Научный Лидер. 2024. № 11 (161). С. 75-76.Золотова Е.А., Манукян М.А. Банки с государственным участием: роль в экономике России, проблемы и совершенствование регулирования на современном этапе развития // Гуманитарный научный вестник. 2024. № 1. С. 41-49.Исследование российских и мировых подходов к государственному регулированию экономики / Усачев Д.И., Пьянова Н.В., Пьянов Р.Р. // В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. сборник научных статей 6-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курск, 2024. С. 342-345.Малышева В.А., Конева Д.А. Антимонопольное регулирование маркетплейсов как актуальный вызов государственному регулированию экономики / В книге: Научные исследования современных проблем развития России: тенденции развития в условиях неопределенности. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета. В 2-х частях. Санкт-Петербург, 2024. С. 39-42.Мартыненко Т.В., Гончарова О.Ю. Государственное регулирование экономики Российской Федерации: состояние, проблемы и тенденции развития / Москва, 2024.Матвеева Н.С. Государственное регулирование экономики: Учебник для студентов бакалавриата и магистратуры / Сер. Бакалавриат и магистратура. Москва, 2024.Методы государственного регулирования экономики / Ханова О., Бабеков С., Атаева М. // CognitioRerum. 2024. № 5. С. 74-75.МысляеваИ.Н. Государственное регулирование социально-трудовых отношений в условиях цифровой экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Т. 20. № 1. С. 27-38.ПосаженниковМ.В., Огородников А.А. Государственное регулирование экономики в направлении интеграции инвалидов в трудовой процесс // В сборнике: Мы - как все!. Сборник статей Международного форума, посвященного Международному дню людей с ограниченными возможностями. Новополоцк, 2024. С. 21-23.Радченко Р.В., Шевцов В.В. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой // В сборнике: Управление в 21 веке: проблемы и перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвящённой 20-летию кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина. Краснодар, 2024. С. 407-411.Самаренкин К.Д. Государственное регулирование экономики: правовой аспект // Молодой ученый. 2024. № 17 (516). С. 332-333.ХаляпинА.А. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования аграрного сектора экономики // В сборнике: Современные векторы развития науки. Сборник статей по материалам ежегодной научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2023 год. Краснодар, 2024. С. 634-636.ЯрескоИ.И. «Институциональные ловушки» государственного регулирования экономики в России // В сборнике: Государство и бизнес в современной экономике. Материалы V Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2024. С. 209-212.Приложение 1Основные признаки монополииПриложение 2Наиболее известные судебные разбирательства в США, связанные с нарушением антимонопольного законодательстваПриложение 3Сфера действия правовых антимонопольных норм ЕСПриложение 4Структура органов антимонопольного регулирования ЕСПриложение 5Критерии доминирующего положения фирмы на рынкеПриложение 6Этапы антимонопольного регулирования в РоссииПриложение 7Пути повышения эффективности антимонопольного регулирования в РоссииПриложение 8Способы определения размеров штрафных санкций
2. Буров М.П. Государственное регулирование национальной экономики: современные парадигмы и механизмы развития российских регионов / (6-е издание, переработанное и дополненное) Москва, 2024.
3. Веремьева А.Н. Государственное регулирование экономики // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2024. Сборник научных статей 13-й Международной молодежной научной конференции. В 3-х томах. Курск, 2024. С. 44-47.
4. Государственное регулирование кредитования предприятий реального сектора экономики / Дудаева Н.К., Дудаева Н.К., Гутиева А.С. // Научный Лидер. 2024. № 11 (161). С. 75-76.
5. Золотова Е.А., Манукян М.А. Банки с государственным участием: роль в экономике России, проблемы и совершенствование регулирования на современном этапе развития // Гуманитарный научный вестник. 2024. № 1. С. 41-49.
6. Исследование российских и мировых подходов к государственному регулированию экономики / Усачев Д.И., Пьянова Н.В., Пьянов Р.Р. // В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. сборник научных статей 6-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курск, 2024. С. 342-345.
7. Малышева В.А., Конева Д.А. Антимонопольное регулирование маркетплейсов как актуальный вызов государственному регулированию экономики / В книге: Научные исследования современных проблем развития России: тенденции развития в условиях неопределенности. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета. В 2-х частях. Санкт-Петербург, 2024. С. 39-42.
8. Мартыненко Т.В., Гончарова О.Ю. Государственное регулирование экономики Российской Федерации: состояние, проблемы и тенденции развития / Москва, 2024.
9. Матвеева Н.С. Государственное регулирование экономики: Учебник для студентов бакалавриата и магистратуры / Сер. Бакалавриат и магистратура. Москва, 2024.
10. Методы государственного регулирования экономики / Ханова О., Бабеков С., Атаева М. // Cognitio Rerum. 2024. № 5. С. 74-75.
11. Мысляева И.Н. Государственное регулирование социально-трудовых отношений в условиях цифровой экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Т. 20. № 1. С. 27-38.
12. Посаженников М.В., Огородников А.А. Государственное регулирование экономики в направлении интеграции инвалидов в трудовой процесс // В сборнике: Мы - как все!. Сборник статей Международного форума, посвященного Международному дню людей с ограниченными возможностями. Новополоцк, 2024. С. 21-23.
13. Радченко Р.В., Шевцов В.В. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой // В сборнике: Управление в 21 веке: проблемы и перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвящённой 20-летию кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина. Краснодар, 2024. С. 407-411.
14. Самаренкин К.Д. Государственное регулирование экономики: правовой аспект // Молодой ученый. 2024. № 17 (516). С. 332-333.
15. Халяпин А.А. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования аграрного сектора экономики // В сборнике: Современные векторы развития науки. Сборник статей по материалам ежегодной научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2023 год. Краснодар, 2024. С. 634-636.
16. Яреско И.И. «Институциональные ловушки» государственного регулирования экономики в России // В сборнике: Государство и бизнес в современной экономике. Материалы V Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2024. С. 209-212.