Ощущения в составе когнитивных процессов
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 26.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Теоретические аспекты исследования ощущений в составе когнитивных процессов 5
1.1. Характеристика процесса ощущения 5
1.2. Связь ощущений с другими когнитивными процессами 19
Выводы по главе 1 24
Глава II. Организация эмпирического исследования ощущений в составе когнитивных процессов 25
2.1. Методы исследования ощущений 25
2.2. Методики диагностики ощущений 28
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 34
Психические познавательные процессы при всём своём многообразии находятся в единстве. Ощущения и восприятие выступают в единстве, ощущения являются основой восприятия, однако восприятие не сводится к сумме ощущений. Внимание также невозможно без органов чувств, так как оно организует многообразие ощущений. Информация для запоминания, хранения и воспроизведения поступает через органы чувств. На формирование и развитие мышления оказывает влияние новая информация и имеющиеся представления, которые поступают и формируются через ощущения.Глава II. Организация эмпирического исследования ощущений в составе когнитивных процессов2.1. Методы исследования ощущенийДля диагностики ощущений основным методом является психофизический метод, позволяющий раскрывать отношения между физическими величинами, воздействующими на органы чувств, и возникающими при этом воздействии. Чаще всего определяются пороги чувствительности:- абсолютный нижний порог ощущения – это минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения;- абсолютный верхний порог ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения;- разностный порог – это минимальное различие в силе однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения. Для измерения порогов чувствительности используются следующие методы.Метод установки. Испытуемый сам регулирует величину стимула от первоначально вызвавшей у него отчетливое ощущение, плавно снижая интенсивность стимула до тех пор, пока не установит такое её значение, при котором он впервые утрачивает ощущение его воздействия. При обработке полученных результатов в качестве показателей абсолютного порога чувствительности используют меры центральной тенденции – медиану (Ме) и среднюю арифметическую величину (М).Метод постоянных раздражителей или метод констант предполагает предъявление раздражителей различной интенсивности в случайном порядке. В случае определения абсолютного порога чувствительности испытуемый каждый раз сообщает, ощущает он или не ощущает предъявленное ему раздражение. Величина порога вычисляется в результате подсчета правильных и ложных ответов, данных испытуемым при оценке предъявленных ему раздражителей разной интенсивности. В течение всего опыта эти выбранные интенсивности остаются неизменными и предъявляются испытуемому обязательно при одной и той же кратности использования каждого стимула.Метод минимальных изменений предусматривает определение величины абсолютного порога чувствительности путем последовательного предъявления испытуемому ряда раздражителей в возрастающей и убывающей интенсивности, при этомвеличина сигнала меняется очень незначительно. Сначала предъявляется стимул, который испытуемый явно определить. Затем интенсивность стимула при каждом его предъявлении снижается до тех пор, пока ответы испытуемого не изменятся. Величина стимула, при которой ответ испытуемого изменяется, соответствует величине порога исчезновения ощущения. На втором этапе измерения испытуемому предъявляют стимул, который он никак не может определить. Затем интенсивность стимула при каждом его предъявлении повышают до тех пор, пока ответ испытуемого не изменится. Эта величина стимула соответствует величине порога появления ощущения. Абсолютный порог чувствительности равен среднеарифметическому порогов появления и исчезновения ощущения. Метод средней ошибки. Испытуемому предъявляют одновременно два стимула – эталон и переменный, причем величину переменного стимула испытуемый изменяет самостоятельно. Задача испытуемого состоит в подравнивании переменного стимула к эталону. Для вычисления разностного порога испытуемый должен произвести множество подравниваний, что дает возможность рассчитать среднюю арифметическую величину (М) и среднее квадратичное отклонение (σ) точности подравнивания. В эксперименте с использованием метода средней ошибки величина разностного порога чувствительности в значительной мере зависит от формулировки инструкции, даваемой испытуемому. Испытуемому можно предложить подравнивать переменный стимул относительно эталона, сказав, что переменный стимул будет, например, всегда меньше (или всегда больше), чем эталон.При нарушениях ощущений применяется клинический метод.Например, при исследовании болевой чувствительности острием булавки наносят уколы в симметричные области кожи туловища, конечностей. В норме человек чувствует каждый укол. При изменении чувствительности возможно отсутствие реакции на укол (анестезия), снижение (гипостезия) или усиление (гиперестезия) реакции.Исследование вибрационной чувствительности может проводиться с помощью камертонов с числом колебаний 128 или 256 в 1 мин. Определяют длительность ощущения колебаний камертона после установки ножки вибрирующего камертона на каком-либо участке кожи конечностей. Вибрационная чувствительность определяется более точно с помощью паллестезиометров.При исследовании температурной чувствительности берут одну пробирку с горячей (около 400 С), другую с холодной водой (18-220 С) и поочередно прикладывают к симметричным участкам кожи туловища и конечностей. В норме человек хорошо различает прикосновение холодной и горячей воды. Нарушение чувствительности возможно по типам анестезии, термогипестезии, реже термогиперстезии.Для исследования слуха с целью определения состояния функции слухового анализатора применяют тональную пороговую аудиометрию, исследование слуха речью и с помощь камертона.Для ориентировочной оценки состояния слуха используют шепотную и разговорную речь как наиболее естественный критерий состояния слуха. Расстояние, на котором исследуемый разборчиво воспринимает речь, служит ориентировочным показателем остроты слуха. Слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6 м, разговорную речь человек с нормальным слухом воспринимает на расстоянии до 60-80 м.[3].Таким образом, при исследовании нарушений ощущений в основном используются клинические методы (при исследовании тактильной, болевой, температурной чувствительности, расстройств органов слуха и зрения). В психологических и экспериментальных исследованиях чаще применяются психофизические методы для оценки порогов чувствительности. 2.2. Методики диагностики ощущенийВ психологии для диагностики ощущений применяются следующие методики:1. Методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов Е.Ф. Бажина.2. Методика исследования зрительных ощущений. 3. Методика определения порогов ощущений для звуков.4. Методика исследования тактильных ощущений.5. Методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии.6. Таблицы В. Поппельрейтерадля выявления зрительной агнозии (представляют собой изображения, наложенные друг на друга).7.Таблицы Дж. Равена для исследования зрительного восприятия.8. Таблицы М.Ф. Лукьяновой для исследования сенсорной возбудимости (движущиеся квадраты, волнистый фон).9. Тахистоскопиядля исследования слухового восприятия (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т.д.).Для нашего исследования, поскольку его проведение планируется на здоровых людях, наиболее удобными являются следующие методики:1. Методика исследования зрительных ощущений. 2. Методика определения порогов ощущений для звуков.3. Методика исследования тактильных ощущений.Характеристика методик1. Методика исследования зрительных ощущений проводится для определения величины абсолютного нижнего порога зрительного ощущения и оценки остроты зрения. Для проведения теста необходима рулетка и 5 стандартных плакатов с изображением колец Ландольдта (диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв кольца 1.5 мм; важно, чтобы разрывы колец на плакатах были обращены в разные стороны). В комнате, где проводится исследование, должно быть хорошее освещение, а ее длина – не менее 6,5 м. Задача испытуемого с расстояния 6 м в положении спиной к плакату, по команде экспериментатора повернуться и приближаться к плакату, пока не увидит разрыв в кольце. Экспериментатор определяет расстояние от плаката до положения испытуемого, с которого он правильно устанавливает местоположение разрыва кольца, и в протоколе записывается результат, то есть длина в сантиметрах. Затем испытание повторяется с помощью другого плаката, а затем – третьего. Показателем нижнего абсолютного порога зрительного ощущения является средний результат трех серий. Пзо = (Р1+Р2+Р3)/3,Где Р1, Р2, РЗ – величины расстояний с которых испытуемый определял разрывы в кольце соответствующих опытов. Оценка остроты зрения проводится с помощью таблицы. Если разрыв определен испытуемым с расстояния 5 м, то угол различения равен 1, а зрение находится в диапазоне средних показателей. Оценки остроты зрения в 1, 2, 3 балла – свидетельство ослабленности зрения [2].Оценка остроты зрения в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Показатель порога зрительного различения (в см) 640 621-640 591-620 551-590 501-550 431-500 331-430 201-330 200 и менее 2. Методика определения порогов ощущений для звуков предполагает исследование слуха речью. В нашем исследовании планируется применение шепотной речи. Для чистоты эксперимента речь записывается на электронный носитель. В первой серии испытуемые должны распознать речь постепенно приближаясь к источнику звука. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6-7м [6]. Во второй серии эксперимента испытуемым завязывают глаза, после некоторой адаптации (5-7 минут) испытуемые также должны распознать речь постепенно приближаясь к источнику звука, но с завязанными глазами.В протоколе отмечается расстояние в сантиметрах, при котором испытуемый правильно расслышал речь.3. Методика исследования тактильных ощущений проводится с целью установления отличий ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов. Для проведения методики необходим набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер. В ходе выполнения методики испытуемому завязывают глаза, ему также необходимо развернуть руку ладонью вверх. В первой серии задача испытуемого, не совершая ощупывающих движений рукой, дать словесный отчет об ощущениях. Вторая серия проводится через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемому завязывают глаза, но ему разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Задача испытуемого также дать словесный отчет об ощущениях.Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них – 10 секунд. При обработке результатовсравниваются величины показателей тактильного распознавания в первой и второй сериях [15]. Таким образом, подбор методик обеспечивает исследование зрительных, слуховых и тактильных ощущений, а также возможность дифференцировать ощущения от процесса восприятия.Выводы по главе 2При исследовании нарушений ощущений в основном используются клинические методы клинические методы (при исследовании тактильной, болевой, температурной чувствительности, расстройств органов слуха и зрения). В психологических и экспериментальных исследованиях чаще применяются психофизические методы для оценки порогов чувствительности. Чаще всего определяются пороги чувствительности: абсолютный нижний порог ощущения, абсолютный верхний порог ощущений, разностный порог – это минимальное различие в силе однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения. Для измерения порогов чувствительности используются: метод установки, метод постоянных раздражителей или метод констант, метод минимальных изменений, метод средней ошибки. В психологии для диагностики ощущений применяются следующие методики: методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов Е.Ф. Бажина, методика исследования зрительных ощущений, порогов ощущений для звуков, тактильных ощущений, методика «Классификация предметов», таблицы В. Поппельрейтера, Дж. Равена, М.Ф. Лукьяновой, тахистоскопия. Для нашего исследования подобраны следующие методики:1. Методика исследования зрительных ощущений. 2. Методика определения порогов ощущений для звуков.3. Методика исследования тактильных ощущений.ЗаключениеДанное исследование было предпринято с целью изучения психологических особенностей восприятия младших школьников.В ходе достижения целей был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического изучения проблемы было подчеркнуто, что ощущение – это психический познавательный процесс отражения отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Физиологическую основу ощущений составляют анализаторы. С помощью ощущений субъект деятельности может определить наличие стимула или объекта, обладающего свойством (качеством), представленным в ощущении, определить направление расположения источника излучаемой или отраженной энергии воздействия и даже определить примерное расстояние до него. Для более полного целостного отражения необходим уже такой процесс как восприятие. Многообразие ощущений выполняет основную функцию нашего мировосприятия, а все виды ощущений рассматриваются в психологии, как способ распознавания окружающей действительности. Поэтому здоровый организм, способный ощущать максимальный спектр воздействия как внутренних, так и внешних факторов, воспринимает жизнь более полно и точно.Психические познавательные процессы при всём своём многообразии находятся в единстве. Ощущения и восприятие выступают в единстве, ощущения являются основой восприятия, однако восприятие не сводится к сумме ощущений. Внимание также невозможно без органов чувств, так как оно организует многообразие ощущений. Информация для запоминания, хранения и воспроизведения поступает через органы чувств. На формирование и развитие мышления оказывает влияние новая информация и имеющиеся представления, которые поступают и формируются через ощущения.При исследовании нарушений ощущений в основном используются клинические методы клинические методы (при исследовании тактильной, болевой, температурной чувствительности, расстройств органов слуха и зрения). В психологических и экспериментальных исследованиях чаще применяются психофизические методы для оценки порогов чувствительности. Чаще всего определяются пороги чувствительности: абсолютный нижний порог ощущения, абсолютный верхний порог ощущений, разностный порог – это минимальное различие в силе однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения. Для измерения порогов чувствительности используются: метод установки, метод постоянных раздражителей или метод констант, метод минимальных изменений, метод средней ошибки. В психологии для диагностики ощущений применяются следующие методики: методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов Е.Ф. Бажина, методика исследования зрительных ощущений, порогов ощущений для звуков, тактильных ощущений, методика «Классификация предметов», таблицы В. Поппельрейтера, Дж. Равена, М.Ф. Лукьяновой, тахистоскопия. Для нашего исследования подобраны следующие методики:1. Методика исследования зрительных ощущений. 2. Методика определения порогов ощущений для звуков.3. Методика исследования тактильных ощущений.Список литературыАгаджанян Н.А. Нормальная физиология / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. – М.: Медицинское информ. агентство, 2012. – 576 с.Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб : Питер, 2008. – 317 с. ВосковскаяЛ.В.Психологияощущенийивосприятия. – М.: Юрайт,2022. – 511 с.Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Эксмо, 2003. – 240 с.ГусевА.Н.Вкладобщепсихологическойтеориидеятельностивразвитиесубъектнойпсихофизики / А.Н.Гусев,И.Г.Скотникова // ВестникМосковскогоуниверситета. – 2023. – Т.46. – №2.С.99 – 123.Гусев А.Н. Общепсихологический практикум: Измерения в психологии / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская – М.: Смысл, 2011. – 317 с.Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. – М.: Академия, 2007. – 414 с.Иванников В.А. Познавательная сфера личности: Курс лекций. 2-е изд. – АСОУ, 2011. – 88 с. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2008. – 368 с.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2019. – 509с.Макарова И.В. Общая психология: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2023. – 188 с.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2017. – 583с.Милорадова Н.Г.Основы психологии: от телесного ощущения до личностного "Я": учебное пособие для вузов. – СПб.: Лань-Пресс, 2023. – 288с.Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. – М.: Юрайт, 2020. – 292 c.Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 480 с.Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2007. – 479с.Психология восприятия: трансцендентальный вектор развития. Коллективная монография/ под ред. Г. В. Шуковой. – СПб.: Нестор-История, 2020. – 384 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2020. – 712с.Худяков А.И.Обобщенный образ и проблема психологических измерений // Психолого-экономические исследования. – 2023. – Т. 10. – № 1. С. 34 – 43.Чертовикова А.С. Общаяпсихология.субъектпознания / А.С.Чертовикова,М.С.Коданева. Учебноепособие. – Вологда,2022. – 318с.
2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб : Питер, 2008. – 317 с.
3. Восковская Л.В. Психология ощущений и восприятия. – М.: Юрайт, 2022. – 511 с.
4. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Эксмо, 2003. – 240 с.
5. Гусев А.Н. Вклад общепсихологической теории деятельности в развитие субъектной психофизики / А.Н. Гусев, И.Г. Скотникова // Вестник Московского университета. – 2023. – Т. 46. – № 2. С. 99 – 123.
6. Гусев А.Н. Общепсихологический практикум: Измерения в психологии / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская – М.: Смысл, 2011. – 317 с.
7. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. – М.: Академия, 2007. – 414 с.
8. Иванников В.А. Познавательная сфера личности: Курс лекций. 2-е изд. – АСОУ, 2011. – 88 с.
9. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2008. – 368 с.
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2019. – 509с.
11. Макарова И.В. Общая психология: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2023. – 188 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2017. – 583с.
13. Милорадова Н.Г. Основы психологии: от телесного ощущения до личностного "Я": учебное пособие для вузов. – СПб.: Лань-Пресс, 2023. – 288с.
14. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Юрайт, 2020. – 292 c.
15. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 480 с.
16. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2007. – 479с.
17. Психология восприятия: трансцендентальный вектор развития. Коллективная монография / под ред. Г. В. Шуковой. – СПб.: Нестор-История, 2020. – 384 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2020. – 712с.
19. Худяков А.И. Обобщенный образ и проблема психологических измерений // Психолого-экономические исследования. – 2023. – Т. 10. – № 1. С. 34 – 43.
20. Чертовикова А.С. Общая психология. субъект познания / А.С. Чертовикова, М.С. Коданева. Учебное пособие. – Вологда, 2022. – 318с.