Психологическая профилактика школьной дезадаптации первоклассников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 40 40 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 01.08.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 6
1.1 Феномен психологической адаптации первоклассника к школе 6
1.2 Характеристика понятий «дезадаптация» и «психологическая профилактика дезадаптации» первоклассников 16
1.3 Технологии психологической профилактики и сопровождения первоклассников с проблемами школьной дезадаптации 20
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМПИРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 25
2.1 Диагностический инструментарий для эмпирического исследования уровня школьной дезадаптации первоклассников 25
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Фрагмент для ознакомления

2. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина).Анкета «Мое отношение к школе» проводилась непосредственно с детьми, а методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» была проведена с их родителями. Полученные результаты по первой методике представлены в виде диаграммы на рисунке 2.1:Рисунок 2.1. – Результаты анкеты Р.В. Овчаровой «Мое отношение к школе»Представленные на рисунке 2.1. результаты анкетирования первоклассников по анкете Р.В. Овчаровой сводятся к следующим:- у 4 учащихся (16%) выявлен высокий уровень адаптации к школе, эти дети положительно относятся к школьному обучению, предъявляемые требования к процессу обучения воспринимают адекватно и спокойно, интересуются учебными предметами, эффективно взаимодействуют со сверстниками и учителями;- у 6 учащихся (24%) выявлен средний уровень адаптации к школе, что подтверждается положительным (чаще нейтральным) отношением детей к обучению, эти дети заинтересованы в активном времяпрепровождении со сверстниками, имеют круг общения, но иногда выявляют желание остаться дома, не посещать школу по причине незаинтересованности в некоторых предметах, качестве общения со сверстниками и т.д.;- у 15 учеников (60%) выявлен низкий уровень адаптации к школе – это проявляется через отрицательное и негативное отношение к обучению в школе у данных детей; эти ученики стараются избегать вопросов про школу, крайне отрицательно относятся к учебным предметам, необходимости соблюдать установленные школой правила и требования, практически не общаются со сверстниками. Вторая методика была проведена с родителями первоклассников. Результаты диагностической работы представлены в виде диаграммы на рисунке 2.2:Рисунок 2.2. – Результаты диагностики родителей первоклассников по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина)Представленные на рисунке 2.2. результаты диагностики родителей первоклассников по методикеВ.И. Чиркова, О.Л. Соколовой и О.В. Сорокинойсводятся к следующим:- 5 учащихся (20%) находятся в зоне адаптации - при этом родители этих первоклассников указывают на положительное отношение своих детей к обучению в школе, взаимодействие со сверстниками и педагогами;- 5 учащихся (20%) находятся в зоне неполной адаптации к школе, что подтверждается в среднем положительным отношением к школе, но иногда ученики жалуются родителям на усталость, нежелание посещать уроки по отдельным учебным предметам; периодически учащихся приходится заставлять посещать школу;- 15 учеников (60%) находятся в зоне дезадаптации к школе - родители этих детей отмечают негативное и отрицательное отношение своих детей к обучению в школе, крайнем нежелании посещать школу, готовиться к урокам; эти дети, по словам родителей, не имеют в школе друзей, практически не общаются со сверстниками. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у обследуемых первоклассников существуют проблемы в сфере коммуникативного взаимодействия со сверстниками и педагогом, которые выражаются в агрессивном реагировании на несправедливую критику, неумении обратиться к однокласснику с просьбой, ответить отказом на чужую просьбу, оказать сочувствие, поддержку, продуктивно строить общение.В результате полученных данных целесообразно отметить, что в условиях общеобразовательных организаций необходимо внедрить разнообразные технологии психологической профилактики школьной дезадаптации первоклассников. Выводы по главе 2.Диагностический инструментарий для изучения (актуального среза) уровня школьной дезадаптации первоклассников составили следующие методики - анкета Р.В. Овчаровой «Мое отношение к школе» на определение уровня адаптации ученика к школе (проводится с учащимися индивидуально в форме беседы) и методика В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой и О.В. Сорокиной«Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» на определение той или иной зоны пребывания ученика - зоны адаптации, неполной адаптации и дезадаптации (проводится с родителями учащихся). Высокий процент дезадаптированных к школе первоклассников позволил определить, что в условиях общеобразовательных организаций необходимо внедрить разнообразные технологии психологической профилактики школьной дезадаптации первоклассников.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящей курсовой работе рассмотрен вопрос, посвященный специфике психологической профилактики школьной дезадаптации первоклассников. В рамках научного изложения темы были представлены 2 главы. В первой теоретической главе «Теоретические основы психологической профилактики школьной дезадаптации первоклассников» были подробно рассмотрены вопросы относительно особенностей проявления феномена психологической адаптации первоклассника к школе, специфики понятий «дезадаптация» и «психологическая профилактика дезадаптации» первоклассников, а также особенностей технологии психологической профилактики и сопровождения первоклассников с проблемами школьной дезадаптации. В рамках обозначенных задач было определено, что адаптация как неотъемлемый процесс жизнидеятельности любого человека представляет собой освоение общественной среды (социума), в рамках которой ему предстоит не только привыкать к новым условиям жизни, но развивать и реализовывать свой потенциал. Следует выделить основные уровни адаптированности индивида – это адаптация в чистом виде и дезадаптация. Адаптацию относят в основном к периодам кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Младший школьный возраст именуют вершиной детства, в котором происходит смена образа и стиля жизни, меняются интересы и ценности. Вступление ребенка в школу неотъемлемо с необходимостью адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Приспособление к образовательному учреждению происходит на нескольких уровнях: социальном, психологическом и физиологическом. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности. Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности.Проблема школьной дезадаптации учащихся первого класса акцентирует внимание на необходимости психолого-педагогической и социально-психологической работы на начальном этапе образовательного процесса. В связи с этим для эффективного решения выявленной проблемы целесообразно внедрить и апробировать на практике различные технологии психологической поддержки и профилактики школьной дезадаптации первоклассников.На сегодняшний день реализация технологии психологического сопровождения и профилактики школьной дезадаптации первоклассников способствуют положительной динамике в аспекте их социализации и решения вопросов дезадаптации, приобщению родителей дезадаптированных учащихся к активному участию в жизнидеятельности своих детей и школы в целом. В эмпирической главе настоящего исследования «Характеристика эмпирической работы по психологической профилактике школьной дезадаптации первоклассников» был проведен анализ выбранных методик для изучения актуального уровня адаптации/дезадаптации к школе у первоклассников. Также проведен диагностический инструментарий для изучения (актуального среза) уровня школьной дезадаптации первоклассников составили следующие методики - анкета Р.В. Овчаровой «Мое отношение к школе» на определение уровня адаптации ученика к школе (проводится с учащимися индивидуально в форме беседы) и методика В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой и О.В. Сорокиной «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» на определение той или иной зоны пребывания ученика - зоны адаптации, неполной адаптации и дезадаптации (проводится с родителями учащихся). Полученные результаты свидетельствуют, что у обследуемых первоклассников существуют проблемы в сфере коммуникативного взаимодействия со сверстниками и педагогом, которые выражаются в агрессивном реагировании на несправедливую критику, неумении обратиться к однокласснику с просьбой, ответить отказом на чужую просьбу, оказать сочувствие, поддержку, продуктивно строить общение. Таким образом, высокий процент дезадаптированных к школе первоклассников позволил определить, что в условиях общеобразовательных организаций необходимо внедрить разнообразные технологии психологической профилактики школьной дезадаптации первоклассников, что позволило говорит о полном подтверждении выдвинутой гипотезы. Цель исследования достигнута, задачи реализованы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные и правовые актыФГОС. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). –URL: https://base.garant.ru/55170507/(дата обращения: 01.07.2024)Учебная литератураАйгумова, З. И. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: Юрайт, 2019. – 424 с.Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? // Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М., 2019. – 282 с.Белова, Л. В. В семье – первоклассник: записки учительницы. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика, 2019. – 214 с. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: учеб. пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2016. – 320 с.Дубровина, И. В. Готовность к школе. Руководство практ. психология: метод. пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / И. В. Дубровина; Рос. академия образования. Психол. ин-т; под ред. И. В. Дубровиной. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Наука, 2020. – 348 с.Ефимова Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н. С. Ефимова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С.170-180.Костяк, Т. В. Психологическая адаптация к школе. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: «Академия», 2020. – 210 с. Кузнецов, П. С. Адаптация как функция развития личности / П. С. Кузнецов // Под ред. Р. Х. Тугушева. – 4-е изд., доп. и перераб. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. – 189 с.Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. – 3-е изд., доп. – Белгород, 2021. – 149 с.Левко, А. И. Социальная педагогика: учебное пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2023. – 341 с. Налчаджан, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 2019. – 428 с.Подласый, И. П. Проблемы адаптации детей к школе / И. П. Подласый // Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 350 с.Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: практич. пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 507 с.Соколова, Н. А. Социальная педагогика: учебник и практикум / Н.А. Соколова [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 309 с.Сосновский, Б.А. Возрастная и педагогическая психология: учебник / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2018. – 359 с.Цукерман, Г. А., Поливанова, К. Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., 2019. – 145 с.Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология» / Д. Б. Эльконин // Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 2019. – 384 с. Научная литератураБожович, Л. И. Психологическое развитие школьников и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. – 7-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2019. – 194 с.Воронкина, М. А. Специфика дезадаптации в младшем школьном возрасте // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2016. – №1. – С. 176-180. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения / Н. В. Вострокнутов. – 5-е изд., доп. – М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, 2019. – 360 с.Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Детская психология / Под редакцией Эльконина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика, 2021. – 378 с. Гусова, А. Д. Адаптация детей в пространстве начальной школы как условие успешного обучения / А. Д. Гусова, И. М. Слободчиков // Социальная педагогика в России: науч.-метод. журнал. – 2018. – № 5. – С.55-61.Долгова, В. И., Рокицкая, Ю. А., Копыл, Л. В. Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С.28-34.Зыбина, Л. Н., Мантурова, Н. М. Родительское отношение и школьная дезадаптация учащихся младших классов // Антология российской психотерапии и психологии: Материалы Международного конгресса. – М.: МГПУ, 2018. – С. 86-90.Кулямин, С. Б., Олешко, С. Н. Усвоение норм поведения в младшем школьном возрасте как профилактика социальной дезадаптации в школе // Векторы образования: от традиций к инновациям: Материалы III всероссийской научно-практической конференции. – М.: АСОУ, 2016. – С. 147-149.Кумарина, Г. Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Ф. Кумарина: Народное образование. – 2013. – №1. – С. 111-116. Урманцев, Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. – 1998. – № 12. – С.21-36.Шумаков, В. А., Дубровина, Д. А., Платонова, А. В. Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия. – 2019. – №12. – С.107. Словари, справочникиОвчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 11-е изд. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 2019. – 512 с.Сайты, порталы, базы данныхЧирков, В. И., Соколова, О. Л., Сорокина, О. В. Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе. – URL: https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2021/03/jekspertnaja-ocenka-adaptirovannosti-rebjonka-k-shkole.pdf (дата обращения: 01.07.2024).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные и правовые акты

1. ФГОС. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). – URL: https://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 01.07.2024)

Учебная литература

2. Айгумова, З. И. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: Юрайт, 2019. – 424 с.
3. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? // Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М., 2019. – 282 с.
4. Белова, Л. В. В семье – первоклассник: записки учительницы. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика, 2019. – 214 с.
5. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: учеб. пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2016. – 320 с.
6. Дубровина, И. В. Готовность к школе. Руководство практ. психология: метод. пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / И. В. Дубровина; Рос. академия образования. Психол. ин-т; под ред. И. В. Дубровиной. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Наука, 2020. – 348 с.
7. Ефимова Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н. С. Ефимова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С.170-180.
8. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация к школе. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: «Академия», 2020. – 210 с.
9. Кузнецов, П. С. Адаптация как функция развития личности / П. С. Кузнецов // Под ред. Р. Х. Тугушева. – 4-е изд., доп. и перераб. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. – 189 с.
10. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. – 3-е изд., доп. – Белгород, 2021. – 149 с.
11. Левко, А. И. Социальная педагогика: учебное пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2023. – 341 с.
12. Налчаджан, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 2019. – 428 с.
13. Подласый, И. П. Проблемы адаптации детей к школе / И. П. Подласый // Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 350 с.
14. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: практич. пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 507 с.
15. Соколова, Н. А. Социальная педагогика: учебник и практикум / Н.А. Соколова [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 309 с.
16. Сосновский, Б.А. Возрастная и педагогическая психология: учебник / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2018. – 359 с.
17. Цукерман, Г. А., Поливанова, К. Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., 2019. – 145 с.
18. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология» / Д. Б. Эльконин // Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 2019. – 384 с.

Научная литература

19. Божович, Л. И. Психологическое развитие школьников и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. – 7-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2019. – 194 с.
20. Воронкина, М. А. Специфика дезадаптации в младшем школьном возрасте // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2016. – №1. – С. 176-180.
21. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения / Н. В. Вострокнутов. – 5-е изд., доп. – М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, 2019. – 360 с.
22. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Детская психология / Под редакцией Эльконина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика, 2021. – 378 с.
23. Гусова, А. Д. Адаптация детей в пространстве начальной школы как условие успешного обучения / А. Д. Гусова, И. М. Слободчиков // Социальная педагогика в России: науч.-метод. журнал. – 2018. – № 5. – С.55-61.
24. Долгова, В. И., Рокицкая, Ю. А., Копыл, Л. В. Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С.28-34.
25. Зыбина, Л. Н., Мантурова, Н. М. Родительское отношение и школьная дезадаптация учащихся младших классов // Антология российской психотерапии и психологии: Материалы Международного конгресса. – М.: МГПУ, 2018. – С. 86-90.
26. Кулямин, С. Б., Олешко, С. Н. Усвоение норм поведения в младшем школьном возрасте как профилактика социальной дезадаптации в школе // Векторы образования: от традиций к инновациям: Материалы III всероссийской научно-практической конференции. – М.: АСОУ, 2016. – С. 147-149.
27. Кумарина, Г. Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Ф. Кумарина: Народное образование. – 2013. – №1. – С. 111-116.
28. Урманцев, Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. – 1998. – № 12. – С.21-36.
29. Шумаков, В. А., Дубровина, Д. А., Платонова, А. В. Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия. – 2019. – №12. – С.107.

Словари, справочники

30. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 11-е изд. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 2019. – 512 с.

Сайты, порталы, базы данных

31. Чирков, В. И., Соколова, О. Л., Сорокина, О. В. Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе. – URL: https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2021/03/jekspertnaja-ocenka-adaptirovannosti-rebjonka-k-shkole.pdf (дата обращения: 01.07.2024).