Образ пионерского лагеря в отечественном кинематографе и прозе ХХ-ХХI вв
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 02.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Пионерский лагерь как социокультурный феномен 5
1.1. Концепция тотального института И. Гофмана 5
1.2. Структура повседневности в пионерском лагере 9
Глава 2. Пионерский лагерь в литературе и кинематографе 21
2.1. Образ пионерского лагеря в фильме Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» 21
2.2. Образ пионерского лагеря в романе А. Иванова «Пищеблок» и одноименной экранизации 26
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Они—символтого,чтосистемаизбавляетсяотвсех,ктоможетпосеятьсомнениявеенепогрешимости.Появление"посторонних"вызываетнастоящуюпаникусредируководствалагеря, так как онибоятся,чтодети,увидевдругойобразжизни,другиемоделиповедения,начнутзадумываться,сомневатьсяимогутперестатьбытьпослушнымивинтикамисистемы. "Посторонние"вфильме-этонестолькоконкретныеперсонажи,сколькосимволинакомыслия,независимостииборьбыстоталитаризмом.Онинапоминаютотом,чтодажевусловияхжесткогоконтроляипропагандывсегданайдутсялюди,готовыеотстаиватьсвоеправонасвободуииндивидуальность.Высокий забор с колючей проволокой – символ изоляции, контроля иограничениясвободы. Костюмы,вкоторыхдетиустраиваютпредставление,символизируютмаскиироли,которыеонивынужденыигратьвлагере. Радиопередача,котораябудитдетейкаждоеутро,символизируетпропагандуинавязываниеединомыслия.Климов используетсимволизм,чтобысделатьсвойфильммногослойнымидатьзрителювозможностьсамомуинтерпретироватьегосмыслы.Символыпомогаютрежиссёрукритиковатьтоталитарнуюсистему,котораяподавляетиндивидуальность,навязываетединомыслиеиотделяетчеловекаотестественнойрадостижизни. Режиссёр фильматакже используетпреувеличениеисатиру,чтобыподчеркнутьсвоимысли.Оннеговоритотом,чтовсепионерскиелагерябылибуквальнотюрьмами.Ноонобращаетвниманиенато,чтототалитарнаясистема,котораястремитсякполномуконтролюиподавлениюиндивидуальности,можетпроникатьдажевтакиесферыжизни,какдетскийотдых,ипревращатьихвинструментидеологии.2.2. Образ пионерского лагеря в романе А. Иванова «Пищеблок» и одноименной экранизацииИ роман Алексея Иванова «Пищеблок», и основанный на нем сериал представляют собой не ностальгический взгляд на советское детство, а скорее мрачную и пугающую интерпретацию пионерлагеря как места, где под поверхностью беззаботной летней жизни скрывается нечто зловещее.Роман и его одноименная экранизация, хоть и основаны на одном сюжете, имеют ряд существенных отличий, которые меняют восприятие истории. Роман – это политический триллер с элементами мистики и социальной драмы. В центре внимания —психология персонажей,атмосферастрахаиподозрительности,критикасоветскойсистемы.Экранизация, в свою очередь, представляет собой мистический триллер, ужасы. Основнойупорсделаннавизуальныеэффекты,саспенс,"страшилки".Социальнаяипсихологическаясоставляющаяотодвинутынавторойплан.Вампиры в романе – это метафоразла,проникшеговсоветскоеобщество.Онипитаютсянетолькокровью,ноижизненнойсилой,волей,эмоциями. «Сериальные» вампиры–скорееклассическиемонстрыизфильмовужасов:кровожадные,хищные,опасные.Ихметафорическийсмыслснижен.В литературном произведении многиеперсонажипрописаныглубокоипсихологично.Читательвидитихвнутренниймир,мотивацию,эволюциюнапротяженииистории. В экранизации некоторыеперсонажиупрощены,ихмотивыневсегдапонятны.Внекоторыхслучаяххарактерыгероевизмененыпосравнениюскнигой.С точки зрения проработанности сюжетных линий, вроманебольшевниманияуделяетсярасследованиюглавногогероя,егоборьбессистемойипопыткамразоблачитьзло.Всериаледобавленыновыесюжетныелинии,некоторыесобытияизменены,чтобыусилитьдинамикуинапряжение.Финал романа оставляетпослесебямноговопросовинедаётоднозначныхответов.Злопобеждено,нонеуничтоженополностью. Финалсериала жеболееопределенныйиоптимистичный.Злопобеждено,героиполучаютвозможностьначатьновуюжизнь.В целом, можно сказать, что экранизация "Пищеблока" - это вольная интерпретация романа,вкоторойакцентсмещенвсторонумистикииужасов.Сериалможнорассматриватькаксамостоятельноепроизведение,вдохновленноероманомИванова,нонеявляющеесяеготочнойэкранизацией.Идея пионерского лагеря как микромодели советского общества в "Пищеблоке" –один из ключевых элементов, связывающих мистический сюжет с социальной критикой:Пионерлагерь как отражение тоталитарной системы. В романе Иванов детально описываетпирамидувластивлагере"Буревестник",гденаверхустоятвожатые–студентыпедагогическогоинститута.Ониобладаютправомконтролироватькаждыйшагпионеров,наказыватьипоощрятьих.ЭтасистеманапоминаетвертикальвластивСССР,гдепартийнаяэлитаимеланеограниченныеполномочия. Всериалеэтаиерархиятожепоказана,хотяименеедетально.Акцентсделаннахаризмеивластностиотдельныхвожатых,которыепользуютсясвоимположением,чтобыманипулироватьдетьми. В романе жизньвлагеререгламентированамножествомправил,частоабсурдныхилишенныхздравогосмысла.Нарушениеправилкараетсянезависимоотобстоятельств.Этоотражаетпринциптоталитарнойсистемы,гдеважнееслепоеподчинение,чемздравыйсмыслигуманизм. Сериал также яркодемонстрируетабсурдностьнекоторыхправиллагеря,например,запретнакупаниевреке,которыйприводитктрагическимпоследствиям. "Стукачество"влагеренетольконеосуждается,ноипоощряетсявожатымикакспособконтролянаддетьми.Этонапоминаетатмосферуподозрительностиивсеобщейслежки,котораяцарилавСССР.Вампиризм как метафорапороков системы. В романе превращениеввампира–этонетолькофизическаятрансформация,ноисимволдуховногопорабощения. Вампирывроманепредставленыкак"пищевики" –существа,питающиесянетолькокровью,ноижизненнойэнергией,эмоциями,волей.Этоделаетихещёболееопасными,таккакониспособныпоработитьнетолькотело,ноидушу."Пищеблок"–непростоместохраненияпродуктов,ноисимволическоепространство,гдесосредоточенозло.Здесьвампирысобираютсявместе,здесьонисильнеевсего."Заражение"вампиризмомв –этонепростофизическийпроцесс,ноиметафорараспространениязла,котороеспособнопоработитьдажесамыесветлыедуши. То,какбыстровампиризмраспространяетсясредидетей,ито,какдолговзрослыеигнорируютпроблему,символизируетспособностьтоталитарнойсистемыпроникатьвовсесферыжизнииподавлятьлюбоепротиводействие.Дети какуязвимоезвеносистемы. Детивлагере–это"чистыйлист",накоторомсистемаможетнаписатьвсё,чтоугодно.Онилегкоподверженыпропаганде,манипуляциям,страху. В экранизации такжепоказано,какдети,пытаясьвыжитьвусловияхлагеря,готовынапредательство,ложьидажеубийство. Средидетейвлагереестьте,ктопринимаетправилаигры,ите,ктопытаетсяимпротивостоять.Этоотражаетразделениевсоветскомобществена"конформистов"и"инакомыслящих".Контраст света и тьмы. Роман показывает, как тоталитарная система использовала атмосферу всеобщего счастья и беззаботности, чтобы скрыть свои темные стороны. Сериал визуально подчеркивает этот контраст, используя яркие цвета и солнечный свет в сценах, где дети кажутся счастливыми, и мрачные тона – когда показывается истинная природа лагеря.Ночью лагерь превращается в место, где царят тайны и опасности. В темноте вампиры становятся сильнее, а дети – более уязвимыми. Сериал эффектно использует приемы ужасов, чтобы создать атмосферу напряжения и страха, которая царит в лагере по ночам."Пищеблок" –этохудожественноепроизведение,анедокументальноеотображениесоветскойдействительности. Однако,используяметафорупионерлагеря,Ивановсоздаетмощныйобразтоталитарнойсистемыиеёвоздействияначеловека. Экранизация,хотьиупрощаетнекоторыеаспектыромана,вцеломсохраняетидеюпионерлагерякакмоделисоветскогообществаидоноситеёдозрителя. И роман, и сериал "Пищеблок" используют образ пионерского лагеря как метафору для раскрытия темных сторон советского общества. Однако, в то время как роман сосредоточен на психологической и социальной стороне происходящего, сериал делает упор на мистику и ужасы.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что пионерские лагеря были неотъемлемой частью советской культуры, оказывая значительное влияние на воспитание и социализацию нескольких поколений. Они отражали как положительные, так и отрицательные стороны советской системы, и их наследие до сих пор остается предметом дискуссий. Пионерский лагерь давал детям возможность проявить себя, найти новых друзей и получить яркие впечатления. Несмотря на романтизированный образ пионерского лагеря, существовали иотрицательные стороны этой системы. Так, пионерские лагеряслужилиинструментомпропагандыинавязываниякоммунистическойидеологии,чтоограничивалосвободумышленияивоспитывалоконформизм. Всоветскоевремяширокопрактиковалосьпрославлениевождейигероев,чтонеспособствовалоразвитиюкритическогомышленияудетей.Коллективизм был одним из столпов идеологии пионерских лагерей, пронизывая все аспекты жизни детей: от распорядка дня до организации досуга. Цель была в том, чтобы подавить индивидуализм,считавшийся буржуазной ценностью, и воспитатьчувствосопричастности, взаимовыручкииответственностипередколлективом. Это хорошо было показано в фильме Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" и сериале "Пищеблок" и книге А. Иванова, на которой был основан данный сериал."Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён"—этоостраясоциальнаясатира,котораявысмеиваетнедостаткисоветскойсистемывоспитания.Фильмпризываетксвободе,индивидуальностиикритическомумышлению. Вместо идиллической картинки счастливого детства, фильм показывает изнанку системы, высмеивая её бюрократию, абсурдные правила и лицемерие.Строгий режим,высокий забор,постоянныйконтрольсоздаютугнетающуюатмосферу,скореенапоминающуютюрьму,чемместоотдыха. Портретывождей,лозунгиипризывысоздаютатмосферупостояннойпропагандыикульталичности. Действиявожатыхидиректоралагерячастолишенылогикииздравогосмысла,онислепоследуютинструкциямибоятсялюбыхотклоненийотнормы.Данная кинолентане является прямымотображениемреальности – он представляет собойгротескнуюсатиру,котораяпреувеличиваетотдельныечертысоветскойсистемы,чтобывыявитьеёабсурдностьипороки.Фильмкритикуеттоталитарныетенденциивсоветскомобществеипризываетксвободемыслиииндивидуальности.Несмотрянато,чтофильмбылснятв1964году,многиееготемыиобразыостаютсяактуальнымиисегодня."Пищеблок"–этомногослойноепроизведение,котороеможноинтерпретироватьпо-разному.Однако,идеяпионерскоголагерякакмоделисоветскогообществаявляетсяоднойизключевыхипозволяетглубжепонятьсмыслпроисходящего в романе и сериале. Пионерлагерь становится не просто местом действия, а метафорой целой эпохи, где под маской идеологии и показного благополучия скрывались темные стороны человеческой природы и системы в целом. Пионерлагерь в "Пищеблоке" А. Иванова и в его сериальной экранизации представлен как микромодель советского общества. Внешне лагерь "Буревестник" выглядит как образцовый уголок советского детства: линейки, песни у костра, спортивные соревнования. Но эта идиллия фальшива искрываетподсобойжестокость,ложьистрах.Используя метафору, Иванов в романе "Пищеблок" и создатели сериала обращают внимание на то, как тоталитарная система. Жесткая иерархия,культвожатыхинеобходимостьслепоследоватьправиламнеоставляютместадляиндивидуальности. «Стукачество»идоносительствопорождаютатмосферуподозрительности,гдекаждыйможетоказатьсяврагом. Системаманипулируетлюдьми,подменяяистинныеценностиложнымиидеалами,заставляяихсовершатьпоступки,противоречащиеихприроде. Кровососущиесуществав"Пищеблоке" –непростомонстрыизсказок,аметафоразла,паразитирующегонажизненнойсилеиневинностидетей. Место,гдехранитсяедаикудадетиприходятпоночам,превращаетсявсимволскрытогозла,котороеневозможноконтролировать. Распространениевампиризмасредидетейсимволизируетразрушительноевлияниезланадушииумылюдей.«Пищеблок»напоминаетнамотом,наскольковажносохранятькритическоемышление,небоятьсявысказыватьсвоемнение,боротьсязасвоиправаиправадругих.Список использованной литературыАбашкина Е.В. «Линейка», «Зарядка», «Свечка»: воспроизводство порядка в ритуалах повседневности летнего лагеря. / Е.В. Абашкина. // LogosetPraxis, №5, 2014, С. 53-57Абашкина Е.В. Советский пионерский лагерь: от послевоенного к позднесоветскому (опыт качественного исследования). / Е.В. Абашкина. // Известия Саратовского университета, №11-2, 2013, С. 19-24Агранат Д.Л. Тотальные институты. / Д.Л. Агранат // Знание. Понимание. Умение, №6, 2004, С. 19-24Вахштайн В.С. "Неудобная" классика социологии ХХ века: творческое наследие Ирвинга Гофмана / В. С. Вахштайн. Москва: ГУ ВШЭ, 2006, - 49 с.Гайдар А.П. Тимур и его команда: повесть, киноповесть, киносценарий, рассказы. / А.П. Гайдар. Москва: АСТ, 2017. - 317 с.Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре / В.В. Глебкин. М.: Янус-К, 1998. - 168 с.Гофман, Ирвинг. Тотальные институты: очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / ИрвингГоффман; перевод с английского Алексея Салина. Москва: Элементарные формы, 2019. - 457 с.Гуляихин В.Н. Молодежные и детские общественные объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования / В.Н. Гуляихин, А.П. Галкин, Е.Н. Васильева // Социологические исследования. – 2012, №6. - С. 127-132Димке Д.В. Летние трудовые школьные лагеря начала 1960-х годов как анклавы советского идеализма. / Д.В. Димке. // Вестник Пермского университета, 2013, №2(41), С. 35-39Евлешина Н.А. Социальное воспитание в детском общественном объединении: монография / Н.А. Евлешина. Москва: Канон+, 2009. - 319 с.Жуков И. Н. Игра и детское движение: в помощь организаторам детского движения и педагогам / сост. и автор вступ. ст. И. В. Руденко. М., 1992, - 132 с.Иванов А.В. Пищеблок. / А.В. Иванов. Москва: АСТ, 2019. - 413 с.Кукулин И. Веселые человечки: культурные герои советского детства: сборник статей / И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис. Москва: Новое лит.обозрение, 2008. - 536 с.Лунгин С.Л. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен: киносценарии. / С.Л. Лунгин, И.А. Нусинов. Санкт-Петербург: Мастерская Сеанс, 2010. - 573 с.Паничева Э.В. Один день жизни пионерского лагеря: из опыта работы пионерского лагеря "Спутник" ТЭЦ-1. / Э.В. Паничева. Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1973. - 22 с.Трухачева Т.В. Детское движение: слов.справ. / Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. Изд. 2-е, перераб. и доп. Москва: Ассоц. исследователей дет.движения, 2005. - 544 с.Фарафанова Л.Н. Идея воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации в советской педагогике 60-х - середины 70-х годов. / Л.Н. Фарафанова. Хабаровск, 2000, - 168 с.
2. Абашкина Е.В. Советский пионерский лагерь: от послевоенного к позднесоветскому (опыт качественного исследования). / Е.В. Абашкина. // Известия Саратовского университета, №11-2, 2013, С. 19-24
3. Агранат Д.Л. Тотальные институты. / Д.Л. Агранат // Знание. Понимание. Умение, №6, 2004, С. 19-24
4. Вахштайн В.С. "Неудобная" классика социологии ХХ века: творческое наследие Ирвинга Гофмана / В. С. Вахштайн. Москва: ГУ ВШЭ, 2006, - 49 с.
5. Гайдар А.П. Тимур и его команда: повесть, киноповесть, киносценарий, рассказы. / А.П. Гайдар. Москва: АСТ, 2017. - 317 с.
6. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре / В.В. Глебкин. М.: Янус-К, 1998. - 168 с.
7. Гофман, Ирвинг. Тотальные институты: очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / Ирвинг Гоффман; перевод с английского Алексея Салина. Москва: Элементарные формы, 2019. - 457 с.
8. Гуляихин В.Н. Молодежные и детские общественные объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования / В.Н. Гуляихин, А.П. Галкин, Е.Н. Васильева // Социологические исследования. – 2012, №6. - С. 127-132
9. Димке Д.В. Летние трудовые школьные лагеря начала 1960-х годов как анклавы советского идеализма. / Д.В. Димке. // Вестник Пермского университета, 2013, №2(41), С. 35-39
10. Евлешина Н.А. Социальное воспитание в детском общественном объединении: монография / Н.А. Евлешина. Москва: Канон+, 2009. - 319 с.
11. Жуков И. Н. Игра и детское движение: в помощь организаторам детского движения и педагогам / сост. и автор вступ. ст. И. В. Руденко. М., 1992, - 132 с.
12. Иванов А.В. Пищеблок. / А.В. Иванов. Москва: АСТ, 2019. - 413 с.
13. Кукулин И. Веселые человечки: культурные герои советского детства: сборник статей / И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис. Москва: Новое лит. обозрение, 2008. - 536 с.
14. Лунгин С.Л. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен: киносценарии. / С.Л. Лунгин, И.А. Нусинов. Санкт-Петербург: Мастерская Сеанс, 2010. - 573 с.
15. Паничева Э.В. Один день жизни пионерского лагеря: из опыта работы пионерского лагеря "Спутник" ТЭЦ-1. / Э.В. Паничева. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1973. - 22 с.
16. Трухачева Т.В. Детское движение: слов. справ. / Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. Изд. 2-е, перераб. и доп. Москва: Ассоц. исследователей дет. движения, 2005. - 544 с.
17. Фарафанова Л.Н. Идея воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации в советской педагогике 60-х - середины 70-х годов. / Л.Н. Фарафанова. Хабаровск, 2000, - 168 с.