Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников старшей группы
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 06.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ………………………………………………………….…….6
1.1. Сущность понятия «музыкальные способности»………………………6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………11
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ………………..17
2.1. Анализ опыта педагогов-практиков по проблеме развития музыкальных способностей дошкольников старшей группы посредством музыкально-дидактической игры ………………………………………………17
2.2. Диагностика развития музыкальных способностей дошкольников старшей группы……………………………………………………….…………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…….31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..….33
Использованиепунктирного, синкопированного ритма и пауз.4. Диагностика динамического чувства проводится путем оценки адекватной слухомоторной реакции человека на изменения громкости звука, как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) звучания. Целью является определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения музыкального стимула. В ходе упражнения музыкальный руководитель предлагает исполнить музыку на барабане в соответствии с динамикой звучания, начиная с контрастного исполнения "громко-тихо" и заканчивая постепенным усилением или ослаблением звучания. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оцениваетсяв 1 балл.Оценка производится по количеству баллов, которые отражают уровень развития динамического чувства у исполнителя.1 набранный балл – низкий уровень развития динамического чувства,оценивается как 1 балл.2 – 3 набранных балла - средний уровень развития динамического чувства,оценивается как 2 балла.4 – 5 набранных баллов - высокий уровень развития динамического чувства,оценивается как 3 балла.5. Диагностика ладово-мелодического чувства «Девочки-припевочки» Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии. Музыкальный руководитель: я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка. Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Критерии оценки (способность различать ладовые функции мелодии): 1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну. 2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа. 3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.Таким образом, разработанный методический инструментарий для оценки развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста включает в себя диагностику метрического чувства, чувства ритма, звуковосприятия, динамики и мелодии.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие способностей ребенка является одним из важных аспектов работы педагогов дошкольных образовательных учреждений. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые могут существовать только в движении и развитии. Проявление способностей можно наблюдать уже в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок успешно выполняет какую-либо деятельность и испытывает при этом положительные эмоции. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности, а специальные позволяют выполнять конкретные практические действия. Развитие музыкальных способностей является важным средством всестороннего развития ребенка и его духовного становления. Музыка способствует расширению представлений дошкольника о культурных ценностях и опыте предшествующих поколений, развивает эмоциональную сферу, расширяет словарный запас и развивает познавательную деятельность. В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что наличие способностей является условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В основе способностей лежат задатки, которые имеют органическую природу и врожденный характер. Музыкальные способности зависят от врожденных индивидуальных задатков человека, но их можно и нужно развивать и воспитывать. В структуре музыкальных способностей выделяются ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Развитие музыкальных способностей начинается с раннего возраста.Существует несколько методов музыкального воспитания, которые широко используются при работе с дошкольниками: наглядные, словесные и практические. Поскольку игра является естественной для детей, использование игр для развития музыкальных способностей кажется наиболее целесообразным. Для этого необходимы специальные дидактические игры и игрушки, известные как музыкально-дидактические. Существует классификация таких игр в зависимости от дидактической задачи и характера игровых действий: "спокойное музицирование", где дети ведут себя статично; игры с движениями под музыку; хороводные игры, где движения детей ограничены.Во второй главе мы проанализировали опыт работы педагогов-практиков по проблеме развития музыкальных способностей дошкольников старшей группы посредством музыкально-дидактической игры, а также представили различные диагностики для выявления уровня развития музыкальных способностей старших дошкольников.В приложении нами был представлен комплекс музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. В него входят игры на развитие звуковысотного слуха, такие как "Музыкальные лесенки", "Бубенчики", "Лесенка-чудесенка", "Учёный кузнечик", игры на развитие чувства ритма, например "Весёлый поезд", "Наше путешествие", "Выполни задание", игры на различие тембровой окраски, такие как "Музыкальные загадки", "Кого встретил колобок", игры на различие динамики, например "Море", "Кто самый внимательный", и игры на восприятие музыки, такие как "Слушаем внимательно", "Чей это марш?".Таким образом, участие детей старшего дошкольного возраста в музыкально-дидактических играх способствует их музыкальному и интеллектуальному развитию, а также помогает им понимать музыкальное искусство как целостный духовный мир.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2021. - 208 c.Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2023. - 510 c.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 304 сКононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение,2022. – 96с., ил.Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание». / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1982. – 271 с. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2021. - 208 c.Михайлова Л. И., и Метлов Н. А. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях: Уч. пособие для пед. техникумов. М., Учпедгиз, 1935. – 178с.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 512 с.Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Владос, 2018. – 223 с.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – Москва; Ленинград: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. – 335 с.Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.Шадриков В. Д. Вопросы психологической теории способностей. // Психология. Журнал ВШЭ. – 2019. – №3. – С. 41-56.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9ПРИЛОЖЕНИЕКомплекс музыкально – дидактических игр на развитие представлений о средствах музыкальной выразительности для детей старшего дошкольного возраста.Игры на развитие звуковысотного слуха. 1. Музыкальные лесенки. Игровой материал: четыре комплекта карточек - с обоих сторон красного, жёлтого, зелёного цвета. В один комплект входят 12 карточек (6пар). Каждая пара состоит из карточки, на которой нарисована лесенка, карточки с изображением кружков, соответствуют ступенькам лесенки. Всего две карточки с 3-мя ступеньками вверх и вниз; 2 по 4 ступеньки; 2 по 5 ступенек. Металлофон, ширма. Ход игры: играют от 3-х до 7 детей, один – ведущий. Ведущий делит все карточки поровну: карточки с кружочками складывает перед собой, карточки с лесенками раздаёт поровну играющим. Затем показывает карточкус кружочками, дети поют звуки в определённом порядке вниз или вверх. На вопрос ведущего, у кого есть такая лесенка отвечает тот, у кого такая карточка. Побеждает тот, у которого первыми подберутся парные карточки. 2. Бубенчики. Игровой материал: 12 парных карточек. На их нотоносцах ноты до-2, ля-1, фа-1. 12 карточек с изображением бубенчиков на линейках, соответствующих этим нотам. Карточки с отдельными нотами и бубенчиками: красные, синие, зелёные и жёлтые. Металлофон, ширма. Ход игры: ведущий раздаёт детям карточки разноцветные с бубенчиками. Карточки с нотами и металлофон прячут за ширму. Дети поют песню «Бубенчики», затем ведущий показывает карточку с обратной стороны, играет звук, предлагает угадать детям, какая эта нота. Ребёнок отгадывает и накрывает изображение у себя на карточке. Выигрывает тот, кто первый соберёт парные карточки.3. Лесенка-чудесенка Игровой материал: лесенка со ступеньками, каждая ступенька разного цвета, 5 фишек, соответствующих по цвету ступенькам. Ход игры: музыкальный руководитель играет определённую мелодию, дети на лесенках выкладывают эту мелодию (движение вверх, вниз, через ступеньку, на одном звуке и т.д.)4. Учёный кузнечик. Игровой материал: картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон. Ход игры: вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз. Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».Игры на развитие чувства ритма.1. Весёлый поезд.Игровой материал: небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано. Ход игры: педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. Пир повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.2. Наше путешествие. Игровой материал: металлофон, бубен, ложки, барабан. Ход игры: музыкальный руководитель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).3. Выполни задание. Игровой материал: фланелеграф, карточки с изображением длинных и коротких звуков, музыкальные инструменты (металлофон, баян, триола, пианино). Ход игры: музыкальный руководитель проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок, ребёнок должен этот рисунок выложить на фланелеграфе. Дети, которые сидят за столом выкладывают ритмический рисунок на столе.Игры на различие тембровой окраски. 1. Музыкальные загадки. Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы. Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов,дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. 2. Музыкальные инструменты. Игровой материал: 8 карточек по типу лото с цветными полосками внизу (2 – красной, 2 – зелёной, 2 – жёлтой). На 4-х карточках каждого цвета по две пустые клетки. На остальных по одной пустой клетке. На всех остальных клетках контурное изображение музыкальных инструментов, повторяющееся 4 раза, на 28 маленьких карточках изображены такие же музыкальные инструменты, обратная сторона которых соответствует цвету полосок на больших карточках. Музыкальные инструменты: триола, аккоррдеон, барабан, бубен, цитра, домра, металлофон. Ход игры: играют четверо детей и пятый ведущий. После пения песни, ведущий напоминает звучание каждого инструмента, и все начинают играть. На вопрос ведущего: «Какой инструмент играет?», отвечает тот ребёнок, у которого соответствующая по цвету, полоска на карточке цвету карточке водящего. Выигрывает тот, кто первым закроет свои рисунки на карточках цветным изображением музыкальных инструментов.3. Кого встретил колобок. Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий). Игровой материал: карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей. Ход игры: дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь2 – очень низкий.После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку. Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Левкодимова.Игры на различие динамики. 1. Море. Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись. Ход игры: музыкальный руководитель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали. 2. Кто самый внимательный. Цель: упражнять детей в различении четырёх динамических оттенков музыки: громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо. Знать песню «Громко-тихо» Левкодимова. Игровой материал: три набора аккордеонов, разных по размеру: большой(красный), средний(синий), маленький(зелёный), очень маленький(жёлтый). Поощрительные жетоны, детский аккордеон, ширмы, карточки с заданиями – с изображением цветных кирпичиков, расположенных в различной последовательности: 1) красный, синий, зелёный, жёлтый; 2) синий, красный, зелёный, жёлтый; 3) жёлтый, зелёный, синий, красный; 4) жёлтый, синий, зелёный, красный. Ход игры: играют 4 детей, один из них ведущий. Он раздаёт детям по одному набору аккордеонов и ширму. Вначале дети поют песню, прослушивают звучание каждого аккордеона, стараясь правильно соотнести цвет с силой звучания. Затем ведущий просит прослушать задание. Дети за ширмами выкладывают аккордеоны разной величины в соответствии с предложенной последовательностью динамических оттенков. После этого они проверяют выполненное задание. За правильное выполнение ребёнок получает жетон.Игры на восприятие музыки. 1. Наши песни.Игровой материал: карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи песен, фишки. Ход игры: исполняется мелодия песни на металлофоне, проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и указывают на нужную картинку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. 2. Чей это марш? Цель: расширить у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша. Игровой материал: прямоугольная карточка (38-13см), разделённая на три квадрата. На первом - изображены марширующие пионеры; на втором - марширующие солдаты; на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (разноцветные). Ход игры: дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным особенностям дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку. Музыкальный материал: «Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» Г. Левкодимова. 3. Слушаем внимательно. Игровой материал: записи инструментальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка). Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их на столе. 4. Весело-грустно. Цель: развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная. Игровой материал: карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3. Ход игры: дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать двеили три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали. Музыкальный материал: «Три настроения» Левкодимова.
1. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2021. - 208 c.
2. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2023. - 510 c.
3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 304 с
4. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение,2022. – 96с., ил.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание». / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1982. – 271 с.
6. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2021. - 208 c.
7. Михайлова Л. И., и Метлов Н. А. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях: Уч. пособие для пед. техникумов. М., Учпедгиз, 1935. – 178с.
8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 512 с.
9. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Владос, 2018. – 223 с.
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – Москва; Ленинград: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. – 335 с.
11. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
12. Шадриков В. Д. Вопросы психологической теории способностей. // Психология. Журнал ВШЭ. – 2019. – №3. – С. 41-56.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9