Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей.
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 07.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1. Специфика понятий «познавательная деятельность» и «познавательные способности» ……………………………………………………………………..5
1.2. Особенности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
1.3. Игра как форма организации занятий в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………………………………21
Глава 2. Изучение потенциала дидактических игр для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста………………….25
2.1. Дидактические игры как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………..25
2.2. Содержание работы по организации дидактических игр для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста………………..31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………37
Приложение 1. …………………………………………………………………...41
Третий этап отражен в анализе результатов игровой деятельности дошкольников, оценке эффективности и степени достижения ранее поставленных задач [6].Важным направлением интеллектуального развития детей дошкольного возраста является активное преобразования процессов мышления и речи, поскольку данные психические функции формируются и развеиваются в ходе познавательной деятельности ребенка, при которой он узнает окружающий его мир. Дидактическая игра предполагает опору на воспринятые ранее объекты, что способствует развитию навыка размышлять о тех предметах, которые не воспринимаются непосредственно в конкретное время. В ходе данного вида игровой деятельности дети выполняют ряд самостоятельных мыслительных действий, таких как отгадывание предмета по описанию, самим составлять простое описание различных предметов, находить общие свойства, различия, в зависимости от этого классифицировать предметы, находить ошибки в описании или суждениях, самостоятельно придумывать рассказы с элементами небылиц [14].Дидактическая игра как игровой метод обучения помогает через непосредственно игровые действия детей среднего дошкольного возраста сформировать нужную базу знаний и навыков об окружающем мире и способствует всестороннему личностному воспитанию ребенка.Посредством дидактической игры развивается не только само мышление, но и зависящая от него речь дошкольника, а именно происходит формирование и активное развитие словарного запаса, устанавливается верное произношение звуков, что способствует связности речи, также ребенок учится структурированно и логично излагать свои мысли, приводить доводы и аргументы. В то же время, помимо речи дидактическая игра влияет и на развитие других психических процессов, таких как память и внимание.Таким образом, дидактическая игра, являясь одним из видов деятельности детей среднего дошкольного возраста, помогает воздействовать на личность детей с целью достижения развивающих, воспитательных и образовательных задач. Дидактические игры при незначительной материальной базе способны влиять на положительную динамику развития мышления детей дошкольного возраста, включая один из его более актуальных видов в данном периоде – наглядно-образное.2.2.Содержание работы по организации дидактических игр для развития познавательных способностей у детей дошкольного возрастаЦель работы заключается в организации комплекса дидактических игр по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста.Задачи:развиватьцелостноевосприятиеситуацийудетей;сформироватьу детейпонимание внутренней логикидействий в процессе игры;сформироватьудетейпониманиеявлений,связанныхмеждусобой следственнымизависимостями;сформироватьустановлениепричинно-следственныхсвязей и отношениймеждуобъектами;развивать мыслительные процессы анализа, синтеза и сравнения.В содержание работы по организации дидактических игр в средней возрастной группе «Знайки» вошли 10 игр, направленных на развитие наглядно-образногомышления у детей 4-5 лет. Игры с детьми должны проводиться5развнеделюпо10-15 минутнапротяжениидвухнедель.Картотека дидактических игр:1. Д/и «Где живут животные?».2. Д/и «Установи последовательность событий».3. Д/и «Дорисуй фигуры».4. Д/и «Пройди лабиринт».5. Д/и «Животные и их детёныши».6. Д/и «Найди пару».7. Д/и «Собери фрукт».8. Д/и «Найди отличия».9. Д/и «Продолжи ряд».Картотека дидактических игр, направленных на развитие наглядно-образного мышления у детей 4-5 лет представлена в Приложении 1.В процессе дидактической игры «Где живут животные?», педагог даёт каждому ребёнку набор разрезанных картинок с животными и лист изображением домиков животных. Задача детей правильно положить картинку с изображением животного на его домик. После индивидуальной работы проводится совместное обсуждение изображенных на картинках животных и их домов. Данная игра развивает умение классифицировать предметы по признаку, дети учатся различать особенности и место обитания диких и домашних животных, животных леса и животных водоёмов.В процессе дидактической игры «Установи последовательность событий», педагог предлагает каждому ребенку разрезные карточки из 4 рисунков, на которых изображена определенная последовательность действий, и просит разложить рисунки по порядку: что должно быть сначала, что потом, чем заканчивается. После этого дети составляют рассказ по картинкам, разложенным в правильной последовательности. Данная игра формирует у детей понимание явлений, связанными между собой причинно-следственными зависимостями, умение устанавливать последовательность событий, изображённых на картинках. В процессе составления рассказа о мальчике, который упал с велосипеда дети развивают свои речевые навыки.В процессе дидактической игры «Дорисуй фигуры» каждому ребёнку предлагается дорисовать геометрические фигуры. После индивидуальной работы дети называют фигуры, сравнивают их между собой. Данная игра развивает пространственное мышление, способность к наглядному моделированию. При сравнении двух фигур между собой дети запоминают название геометрических фигур их характерные признаки.В процессе дидактической игры «Пройди лабиринт» дети помогают Винни-Пух дойти до мёда. Каждый ребёнок проходит по лабиринту с помощью простого карандаша. Данная игра развивает у детей умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить способы решения поставленной задачи.В процессе дидактической игры «Животные и их детёныши» каждому ребёнку предлагается изображения взрослых животных и их детёнышей в перепутанном порядке. Задача детей правильно соединить линией простым карандашом животного с его детёнышем, ориентируясь на его внешний облик. Данная игра развивает наглядно-образное мышление в процессе соотнесения животных с их детёнышами. В процессе игры дети запоминают названия животных, их внешний облик и названия, учатся различать животных между собой.В процессе дидактической игры «Найди пару» каждому ребёнку предлагается изображения разных предметов, предназначенных для совместного использования в перепутанном порядке. Задача детей правильное соединить линией простым карандашом предметы, ориентируясь на логическую связь между ними. После этого дети по очереди объясняют какие предметы они соединили и почему. Данная игра развивает способность определять взаимосвязь между предметами.В процессе дидактической игры «Собери фрукт» каждому ребёнку выдаётся образец целой картинки и её фрагменты. Дети собирает картинки из частей, и называют фрукт, который у них получился. Данная игра развивает у детей умение делить целое на часть, умение устанавливать связь между частями, объединив их в целостный образ предмета. Дети запоминают названия и внешний вид фруктов в процессе работы с разрезными картинками.В процессе дидактической игра «Найди отличия» каждому ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением грустного и весёлого клоуна и постараться найти между ними как можно больше отличий. После индивидуальной работы педагог вместе с детьми обсуждает найденные ими отличия. Данная игра развивает способности к сравнению объектов, внимательность.В процессе дидактической игры «Продолжи ряд» каждому ребёнку предлагается листы с изображением рядов из геометрических фигур, задача каждого ребёнка выявить закономерность в каждом ряду и продолжить его, после индивидуального выполнения проводится совместное обсуждение закономерностей в каждом ряду геометрических фигур. Данная игра развивает умение устанавливать причинно-следственные связи, понимание закономерностей. При работе с геометрическими фигурами дети запоминают названия и внешний облик геометрических фигур.Таким образом, содержание работы по организации дидактических игр для детей 4-5 лет имеет общую цель – развитие познавательных (когнитивных) способностей дошкольника в игровой форме, при этом наглядность и занимательность дидактического материала способствуют вовлеченности и активизации базовых познавательных процессов ребенка. ЗаключениеВ настоящем исследовании рассмотрен вопрос специфики развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры. В рамках темы курсовой работы нами были изучены работы таких авторов, как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, О.В. Дыбина и др., позволившие нам прийти к следующим выводам и заключениям. «Познавательная деятельность» и «познавательные способности» близкие друг другу понятия и взаимосвязанные. Познавательная деятельность, в процессе которой происходит развитие психических познавательных процессов, структура которой представляет собой систему: цель – мотив – способы – условия – результат, в основе которой обязательно лежит проблема. Овладение приемами познавательной деятельности – это база для формирования учебных умений и навыков, т.е. познавательных способностей ребенка. Комплекс создаваемых педагогом условий способствует развитию когнитивных способностей: опора на активную мыслительную деятельность ребенка, применение исследуемого материала, содержащего частичку нового ранее неизвестного, использование разных видов деятельности, создание благоприятного психологического климата, применение метода проектов и дидактических игр. Детям дошкольного возраста очень важно показать их личную заинтересованность в знаниях, которые они приобретают, и в том, что эти знания могут и должны пригодиться им в жизни.Дидактическая игра предполагает опору детей на воспринятые ранее ими объекты, что в свою очередь способствует развитию навыка размышлять о тех предметах, которые не воспринимаются непосредственно в конкретное время. Мы склонны утверждать, что дидактические игры при незначительной материальной базе способны влиять на положительную динамику развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Обучение детей дошкольного возраста осуществляется именно посредством включения в игровую деятельность дидактических задач, скрытых от внимания детей за счет различных предметов и материалов, формы, вызывающих интерес к деятельности. Достижение данных задач обусловлено выполнением детьми игровых действий, без которых сама игра существовать в принципе не может.Содержание работы по организации дидактических игр в среднем дошкольном возрасте основывается на интересе детей к рассматриваемым объектам. Дидактический материал игр должен быть ярким, занимательным и интересным. В связи с этим в практической части настоящего исследования нами представлена система организации дидактических игр с детьми 4-5 лет, направленных на развитие познавательных способностей детей (сенсорных, интеллектуальных, творческих), а разработанный комплекс дидактических игр вынесен в Приложение к данной работе. Список использованных источниковАксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977. – С. 200-205.Алферов А.Д. Психология развития ребенка: учеб. пособие / А. Д. Алферов. – 5-е изд., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 68 с. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Вопросы психологии: книга для педагогов-психологов / Б. Г. Ананьев. – М.: Изд-во Наука, 2000. – 351 с.Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: учебное пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Л. А. Беляева. – Урал. гос. Пед. ин-т. Екатеринбург, – 1993. – 112 с.Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 359 с.Гриценко Н.М. Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста / Н. М. Гриценко. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 3 (30). – С. 9-11Давыдова Е.Н. Дидактическая игра: сущность и содержание // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3 (часть 1) – С. 69-72.Джиоева А.Р., Бжинаева К.А. К проблеме формирования универсальных учебных действий в условиях дошкольного образовательного учреждения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – №2 (11). – 2016. – С. 29-34.Дыбина О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной организации: учебно - методическое пособие / О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, С. Е. Анфисова; под ред. О. В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015, – 304 с.Зотова И.В., Тимербулатова Э.Р. Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы науки и образования. – №4. – 2017. – С. 97-101.Зубкова П.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / П. И. Зубкова. – М.: Просвещение, 2005. – 363 с.Ковынева О.Г., Введенский В. Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: психология и образование. – 2017. – №11 (41). – С. 20-28.Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 411 с. Мухатдинова С.С. Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста / С. С. Мухатдинова, Е. А. Медведева, О. Л. Точилина, О. И. Харченко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 7 (349). – С. 67-69.Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено / Э. Райл // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002. – № 2. – С. 23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Е. Егерева. – СПб.: Питер, 2019. – 713 с.Скалина О.В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста / О. В. Скалина. – Текст: непосредственный // Вопросыдошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 51-54.Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 2021. – 576 с.Ставцева Ю.Г. Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – Т.15. – №2. – 2016. – С. 109-117.Степанова О.А. Теория и методика игры: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 265 с. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Инфа М, 2021. – 401 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Изд-во стандартов, 2014. – 34 с.Фокина Э.Д. Познавательно-речевые занятия в детском саду. – 4-е изд. – СПб., 2016. – 240 с.Чернышова И.А. Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста / И. А. Чернышова. – Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). –Казань: Бук, 2016. – С. 237-240.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология – М.: Юрайт, 2019. – 457 с. Шепилова Н.А. Моделирование непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2020. – № 1. – С.70-73. Щукина И.Н. Познавательное развитие дошкольников в процессе исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / И. Н. Щукина // Социальная сеть работников образования. – 2016. – URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/11/poznavatelnoerazvitie-doshkolnikov-v-protsesse (дата обращения: 05.07.2024).Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –144 с.Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 2020. – 217 с. Приложение 1.Картотека дидактических игр по развитию познавательных способностей (сенсорных, интеллектуальных, творческих) детей 4–5 летДидактическая игра «Где живут животные?»Цель: развивать умение классифицировать предметы по признаку.Педагог даёт каждому ребёнку набор разрезанных картинок с животными и лист изображением домиков животных. Задача детей правильно положить картинку с изображением животного на его домик. После индивидуальной работы проводится совместное обсуждение изображенных на картинках животных и их домов.Дидактическая игра «Установи последовательность событий»Цель: формировать умение устанавливать последовательность событий, изображённых на картинках.Педагог предлагает каждому ребенку разрезные карточки из 4 рисунков, на которых изображена определенная последовательность действий, и просит разложить рисунки по порядку: что должно быть сначала, что потом, чем заканчивается. После этого дети составляют рассказ по картинкам, разложенным в правильной последовательности. Дидактическая игра «Дорисуй фигуры»Цель: развивать пространственное мышление, способность к наглядному моделированию.Каждому ребёнку предлагается дорисовать геометрические фигуры. После индивидуальной работы дети называют фигуры, сравнивают их между собой. Дидактическая игра «Пройди лабиринт»Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве,самостоятельно находить способы решения поставленной задачи.Детям даётся следующая инструкция «Помогите Винни-Пуха дойти до мёда. Пройдите по лабиринту с помощью простого карандаша, за пределы лабиринта выходить нельзя.». После этого педагог проверяет у детей выполнение задания.Дидактическая игра «Животные и их детёныши»Цель: развивать наглядно-образное мышление в процессе соотнесения животных с их детёнышами.Каждому ребёнку предлагается изображения взрослых животных и их детёнышей в перепутанном порядке. Задача детей правильно соединить линией простым карандашом животного с его детёнышем, ориентируясь на его внешний облик.Дидактическая игра «Найди пару»Цель: развивать способность определять взаимосвязь между предметами.Каждому ребёнку предлагается изображения разных предметов, предназначенных для совместного использования в перепутанном порядке. Задача детей правильное соединить линией простым карандашом предметы, ориентируясь на логическую связь между ними. После этого дети по очереди объясняют какие предметы они соединили и почему.Дидактическая игра «Собери фрукт»Цель: развивать умение делить целое на часть, умение устанавливать связь между частями, объединив их в целостный образ предмета.Каждому ребёнку выдаётся образец целой картинки и её фрагменты. Дети собирает картинки из частей, и называют фрукт, который у них получился.Дидактическая игра «Найди отличия»Цель: развивать способности к сравнению объектов, внимательность.Каждому ребёнку предлагается рассмотреть картинки и постараться найти между ними как можно больше отличий. После индивидуальной работы педагог вместе с детьми обсуждает найденные ими отличия.Дидактическая игра «Продолжи ряд»Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, понимание закономерностей.Каждому ребёнку предлагается листы с изображением рядов из геометрических фигур, задача каждого ребёнка выявить закономерность в каждом ряду и продолжить его, после индивидуального выполнения проводится совместное обсуждение закономерностей в каждом ряду геометрических фигур.
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977. – С. 200-205.
2. Алферов А.Д. Психология развития ребенка: учеб. пособие / А. Д. Алферов. – 5-е изд., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 68 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Вопросы психологии: книга для педагогов-психологов / Б. Г. Ананьев. – М.: Изд-во Наука, 2000. – 351 с.
4. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: учебное пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Л. А. Беляева. – Урал. гос. Пед. ин-т. Екатеринбург, – 1993. – 112 с.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 359 с.
6. Гриценко Н.М. Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста / Н. М. Гриценко. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 3 (30). – С. 9-11
7. Давыдова Е.Н. Дидактическая игра: сущность и содержание // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3 (часть 1) – С. 69-72.
8. Джиоева А.Р., Бжинаева К.А. К проблеме формирования универсальных учебных действий в условиях дошкольного образовательного учреждения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – №2 (11). – 2016. – С. 29-34.
9. Дыбина О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной организации: учебно - методическое пособие / О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, С. Е. Анфисова; под ред. О. В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015, – 304 с.
10. Зотова И.В., Тимербулатова Э.Р. Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы науки и образования. – №4. – 2017. – С. 97-101.
11. Зубкова П.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / П. И. Зубкова. – М.: Просвещение, 2005. – 363 с.
12. Ковынева О.Г., Введенский В. Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: психология и образование. – 2017. – №11 (41). – С. 20-28.
13. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 411 с.
14. Мухатдинова С.С. Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста / С. С. Мухатдинова, Е. А. Медведева, О. Л. Точилина, О. И. Харченко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 7 (349). – С. 67-69.
15. Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено / Э. Райл // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002. – № 2. – С. 23.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Е. Егерева. – СПб.: Питер, 2019. – 713 с.
17. Скалина О.В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста / О. В. Скалина. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 51-54.
18. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 2021. – 576 с.
19. Ставцева Ю.Г. Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – Т.15. – №2. – 2016. – С. 109-117.
20. Степанова О.А. Теория и методика игры: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 265 с.
21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Инфа М, 2021. – 401 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Изд-во стандартов, 2014. – 34 с.
23. Фокина Э.Д. Познавательно-речевые занятия в детском саду. – 4-е изд. – СПб., 2016. – 240 с.
24. Чернышова И.А. Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста / И. А. Чернышова. – Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). –Казань: Бук, 2016. – С. 237-240.
25. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология – М.: Юрайт, 2019. – 457 с.
26. Шепилова Н.А. Моделирование непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2020. – № 1. – С.70-73.
27. Щукина И.Н. Познавательное развитие дошкольников в процессе исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / И. Н. Щукина // Социальная сеть работников образования. – 2016. – URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/11/poznavatelnoerazvitie-doshkolnikov-v-protsesse (дата обращения: 05.07.2024).
28. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –144 с.
29. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 2020. – 217 с.