Развитие памяти младшего школьника на основе использования средств наглядности в процессе обучения в условиях инклюзивного образования
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 07.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………….3
1 Особенности памяти младших школьников с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………..………..6
2 Использование средств наглядности в обучении школьников в условиях инклюзивного образования……………………………………….….10
3 Условия развития памяти младших школьников на основе использования средств наглядности в процессе обучения в условиях инклюзивного образования………………………………………...……………13
Заключение………………………………………………………….…….19
Список используемых источников……………………………………….20
Также появляется интерес к заучиванию стихов. Словарный запас детей повышается, а также они преодолевают свою робость и застенчивость, учатся уверенно выступать перед аудиторией.Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается и не может долго работать.Дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии.Игра имеет огромное влияние на развитие памяти у детей с ослабленным здоровьем и интеллектуально-пассивных детей. Она является средством моделирования окружающей действительности и эффективным способом развития памяти. Взрослый должен создавать игровую ситуацию, учитывая возможности ребенка. Игра может быть настольной, подвижной или музыкальной, но всегда должна осуществляться под руководством взрослого. Центральным элементом игры является создание активной творческой зоны, которая развивает различные виды памяти (двигательную, эмоциональную, слуховую, зрительную, тактильную). При организации игры с детьми 7-8 лет с ослабленным здоровьем необходимо использовать многократные повторения и частую смену деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются, их психические процессы развиваются медленно, а восприятие замедленное. Для успешной организации игры взрослому необходимо учитывать, что и как запомнит ребенок. Он должен создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребенка интерес и эмоциональный отклик, объяснить правила игры и обеспечить ее дидактическим материалом. Реакция ребенка и его интерес проявляются в мимике, жестах, движениях, речи и желании продолжать игру. Важно организовывать увлекательные и познавательные игры с ребенком систематически. В игре ребенок может накапливать информацию при многократных повторениях действий и положительном отношении к учебной задаче. Игра включает в себя развивающую цель, правила и действия. Взрослый организует игру и остается полноправным участником, направляя действия ребенка или группы детей. Он должен проявить заинтересованность и соучастие, чтобы вызвать эмоциональный отклик и желание продолжать игру у ребенка. Современные методы воспитания нацелены на новые подходы к развитию ребенка, где отношения "взрослый - ребенок" приобретают новый статус, основанный на личностно-ориентированных отношениях.Рассмотрим на примере ниже различные наглядные игровые упражнения, направленные на развитие памяти младших школьников в условиях инклюзивного образования.«Чего не стало?»Цель: Развитие зрительной памяти.На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает.«Найди сам.»Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек , поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки ребенок может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего школьного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).Прогулка в картинках»Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.По возвращении в школу попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.«Разрезанные картинки»Цель: развить зрительную память, восприятие.Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календари, открытки.Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.Таким образом, коррекция и развитие памяти могут осуществляться с помощью различных наглядных технологий, упражнений и игр. Если работа по коррекции и развитию проводится с детьми в разнообразных и интересных форматах, это более заинтересует их и способствует более интенсивному развитию памяти и других процессов. Показатели памяти улучшатся, если методы, средства и формы работы будут правильно подобраны и использованы учителем и специалистами в течение длительного времени.ЗаключениеПри изучении памяти как познавательного процесса было установлено, что она представляет собой психофизиологический и культурный процессы, выполняющие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации в жизни человека. Особенно важно учитывать психологические факторы при развитии памяти у интеллектуально-пассивных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого необходимо поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, развивать у них чувство лидерства, давать яркие игровые роли и помогать преодолевать коммуникативные трудности для застенчивых и малоактивных детей.В условиях, описанных выше, можно значительно улучшить развитие памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместо заучивания и механической тренировки памяти, достаточно заинтересовать ребенка и организовать совместную увлекательную игру. Ребенок с благодарностью будет вспоминать счастливые моменты, проведенные вместе с взрослым во время игры. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует и что вызывает у них радость. Исследования показали, что существует множество методов и приемов развития памяти у детей младшего школьного возраста, а также различные наглядные игры и упражнения. Таким образом, память является важным познавательным процессом, способствующим всестороннему развитию личности ребенка.Можно сделать вывод, что успех работы учителя в современных условиях заключается в умении сочетать теоретические знания с различными способами их трансляции. Использование средств наглядности в работе позволяет достичь более высоких результатов в процессе обучения младших школьников в условиях инклюзивного образования, в том числе развитии памяти.Список используемых источниковВыготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.Житникова Л.И. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 1973 г. - 94 с.Землянская, Елена Николаевна. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов : по педагогическим направлениям / Е. Н. Землянская . – Москва : Юрайт, 2021 . – 245, 1 с. : ил., табл. – (Высшее образование) (УМО ВО рекомендует) (Выбор редакции) . – Авторы МПГУ . – Библиогр.: с. 242-246 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-534-13271-7 : 924,81 .Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание - М., Просвещение, 1961 г.Коррекционная педагогика в начальном образовании, под ред. Г. Ф. Кумариной. М. Просвещение 1994.Лохов, М.И. Интеллект ребенка и профилактика нарушений / М.И. Лохов. - М.: Элби, 2019. - 205 c.Мальцева К.П. Развитие памяти школьника. М. 1956Педагогика инклюзивного образования : Учебник для вузов : Для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова и др. ; Под ред. Н. М. Назаровой . – Москва : ИНФРА-М, 2018 . – 333, 1 с. – (Высшее образование. Бакалавриат) . - Авт. указаны на 4-й с. текста . – На тит. л. и пер.: Электронно-библиотечная система znanium.com . – Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 978-516-011182-7 . - ISBN 978-5-16-106313-2 .Смирнов, Сергей Дмитриевич. Психология и педагогика в высшей школе : Учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов . – 3. изд., перераб. и доп . – Москва : Издательство Юрайт, 2019 . – 352 с. : ил., табл. – (Образовательный процесс) . - На тит. л. в подзаг.: Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru . – На пер. подзаг.: Соответствует программам ведущих научно-образовательных школ . – Библиогр.: с. 337-351 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-534-08294-4Стребелева, Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта / Е.А. Стребелева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 212 c.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9
1. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.
2. Житникова Л.И. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 1973 г. - 94 с.
3. Землянская, Елена Николаевна. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов : по педагогическим направлениям / Е. Н. Землянская . – Москва : Юрайт, 2021 . – 245, 1 с. : ил., табл. – (Высшее образование) (УМО ВО рекомендует) (Выбор редакции) . – Авторы МПГУ . – Библиогр.: с. 242-246 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-534-13271-7 : 924,81 .
4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание - М., Просвещение, 1961 г.
5. Коррекционная педагогика в начальном образовании, под ред. Г. Ф. Кумариной. М. Просвещение 1994.
6. Лохов, М.И. Интеллект ребенка и профилактика нарушений / М.И. Лохов. - М.: Элби, 2019. - 205 c.
7. Мальцева К.П. Развитие памяти школьника. М. 1956
8. Педагогика инклюзивного образования : Учебник для вузов : Для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова и др. ; Под ред. Н. М. Назаровой . – Москва : ИНФРА-М, 2018 . – 333, 1 с. – (Высшее образование. Бакалавриат) . - Авт. указаны на 4-й с. текста . – На тит. л. и пер.: Электронно-библиотечная система znanium.com . – Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 978-516-011182-7 . - ISBN 978-5-16-106313-2 .
9. Смирнов, Сергей Дмитриевич. Психология и педагогика в высшей школе : Учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов . – 3. изд., перераб. и доп . – Москва : Издательство Юрайт, 2019 . – 352 с. : ил., табл. – (Образовательный процесс) . - На тит. л. в подзаг.: Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru . – На пер. подзаг.: Соответствует программам ведущих научно-образовательных школ . – Библиогр.: с. 337-351 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-534-08294-4
10. Стребелева, Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта / Е.А. Стребелева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 212 c.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9