Воспитание гуманных отношений в сюжетно-ролевой игре (старший дошкольный возраст).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 32 32 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 07.08.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре…………………6
1.1. Педагогические условия формирования отношений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………..6
1.2. Проблематика процесса развития сюжетно-ролевой игры дошкольников в процессе анализа психолого-педагогической литературы……………………...8
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………..17
Глава 2. Содержание работы по внедрению сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманного отношения у старших дошкольников……………21
2.1. Целесообразность использования сюжетно-ролевой игры для воспитания гуманного отношения у детей старшего дошкольного возраста………………21
2.2. Конспект сюжетно-ролевой игры «В зоопарке» для воспитанников старшей возрастной группы МОБУ «Преображенская СОШ» (Оренбургской области, Бузулукского района) ………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………31

Фрагмент для ознакомления

Сюжетно-ролевая игра позволяет воспитателю наблюдать за каждым из детей, который принимает участие в игровой деятельности. В связи с этим педагог может определить круг интересов ребенка, индивидуальные способности каждого из них, выявить доминирующие чувства и эмоции, которые испытывает ребенок в процессе проигрывания той или иной роли, его отношение к игре, к роли и к товарищам по игре, определить дальнейшие пути взаимодействия в плане воспитания гуманного отношения со старшими дошкольниками.Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой один из основных видов коллективной деятельности детей, в условиях которой происходит воспитание гуманных отношений, а также важнейшее средство воспитания у детей таких качеств личности, как ответственность, исполнительность, командный дух, общительность и т.д. При этом содержание сюжетно-ролевых игр и исполнение детьми определенных ролей, подчинение установленным правилам игры, формирование взаимоотношений между детьми, согласованность в совместных действиях с играющими сверстниками – все это позволяет развивать у дошкольников основные представления гуманности и нравственности.2.2. Конспект сюжетно-ролевой игры «В зоопарке» для воспитанников старшей возрастной группы МОБУ «Преображенская СОШ» (Оренбургской области, Бузулукского района)Цель: воспитание гуманных отношений (уважения к ближнему, отзывчивости, эмпатии, доброжелательности) у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры «Зоопарк». Задачи:1. Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их.2. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.3. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.4. Воспитывать гуманные отношения (дружеские взаимоотношения в игре, любовь к животным, уважения к ближнему, отзывчивости, эмпатии, доброжелательности). Предварительная работа:1) проведение строительной игры «Вольеры для зоопарка»;2) беседа «Животные в зоопарке»;3) рассматривание тематических картинок «Дикие животные».Материалы и оборудование: вольер для зоопарка из строительного материала (подготовленная заранее), игрушки – заменители, набор для ветеринара, билеты в зоопарк, картинки-половинки из дидактической игры «Чей детеныш», овощи-заменители, макеты мяса, рыбы.Методы и приемы работы с детьми: сюрпризный момент, проблемная игровая ситуация, беседа, стихи, дидактическая игра. Ход:— Ребята, давайте, наконец, сыграем в игру «Зоопарк». Ведь не просто же так мы с вами построили вольер для зоопарка! Кто расскажет, что означает вольер? Для чего он нужен? и кто живет в зоопарке?Организуется беседа с детьми по вопросам.— В зоопарке есть еще больница для животных. Она называется – ветеринарная.Там работает врач для животных – ветеринар.Как вы думаете, кто лучше всех из вас справиться с ролью ветеринара? (дети предлагают, ребенок одевает белый халат и направляется на рабочее место). Воспитатель предлагает детям подойти к построенному вольеру для зоопарка и рассмотреть игровой материал, который понадобится для организации сюжетно-ролевой игры. — Зоопарк уже готов, а зверей еще нет (заезжает грузовик и завозит животных). Давайте посмотрим, какие животные к нам приехали? (дети перечисляют). А как можно назвать одним словом? (дикие животные). Проводится беседа по вопросам с детьми:— Ребята, несмотря на то что животные дикие, как к ним следует относиться? Их можно обижать? (нет, к ним нужно относиться осторожно, аккуратно; их нельзя обижать, потому что они тоже живые существа).— Молодцы! А как вы думаете, ребята, как ведет себя смотритель за животными в зоопарке? Может он грубо и жестоко обращаться с животными? (нет, смотритель не может себя так вести; ему нужно любить животных, относиться к ним по-доброму, с теплом, чтобы животные чувствовали себя вне опасности).Воспитатель с детьми проводит осмотр животных – дети знакомятся с работой ветеринара.— Давайте мы расселим животных по вольерам, их должен осмотреть ветеринар (ветеринар осматривает и прослушивает каждого животного). Ну что (воспитатель обращается к ребенку ветеринару) все животные у нас здоровы (да). Тогда будем заселять всех животных в наши просторные, красивые вольеры. Ребята мы с вами подготовили стихи, про которого животного расскажете, того и заселите к себе в вольер.Воспитатель предлагает детям вспомнить стихи, зачитывает их. Дети слушают. — Ребята, а чтобы пройти в зоопарк, что нужно сделать? (купить билеты). А где их можно приобрести? (в кассе). А кто вам их продаст? (кассир). Проводится беседа по вопросам с детьми:— Ребята, если мы пришли в кассу, чтобы купить билет, как нам нужно себя вести? Что мы должны использовать в общении с взрослыми людьми? (мы должны поздороваться и попросить билет; мы должны использовать при общении вежливые слова).— Как вы думаете, приятно будет кассиру, если мы не попросим, а потребуем дать нам билет? (нет, будет очень неприятно; кассир не захочет с нами общаться).Продолжение игровой деятельности:—А кассиром у нас сегодня будет (назначается ребенок по считалочке).Дети распределяются по считалочке на роли:- кассир;- ветеринары (2 ребенка);- смотритель зоопарка (2 ребенка);- экскурсовод-рассказчик (1 ребенок);- посетители (остальные дети).В течение игры дети меняются ролями. Воспитатель подводит итоги игры, проводит рефлексию игровой деятельности:— Вам понравилась игра в зоопарк?— Какие животные вызвали у вас интерес?— Как вы думаете, дикие животные нуждаются в нашей помощи, как домашние животные? —Как нужно вести себя в зоопарке? Как нужно относиться к диким животным?— Как следует обращаться ко взрослым, которые работают в зоопарке? (ответы детей). ЗаключениеВ настоящем исследовании рассмотрен вопрос специфики воспитания детей старшего дошкольного возраста гуманных отношений в сюжетно-ролевой игре. В рамках темы курсовой работы нами были изучены работы таких авторов, как Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, О.В. Дыбиной-Артамоновой и др., позволившие нам прийти к следующим выводам и заключениям.Дошкольный период представляет собой самое благоприятное время для формирования и развития у детей гуманно-нравственных качеств, которые помогут им стать неотъемлемой частью созидающего общества. В период дошкольного детства у ребенка развивается и расширяется представление о характере взаимоотношения его со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности. Опираясь на мир взрослых, дошкольник начинает выделять в нем ключевые моменты, способствующие воспитанию у него эффективного взаимоотношения с окружающими. При этом ребенок должен уметь использовать на практике те правила и нормы, которыми пользуются взрослые - учитывать мнение собеседника (товарища), уважать его интересы, быть отзывчивым и уметь сопереживать, проявлять эмпатию и сдержанность в общении или взаимодействии с другими.На сегодняшний день проблема воспитания отношений у детей дошкольного возраста остается актуальной и перспективной для изучения. В дошкольный период начинают формироваться более-менее устойчивые отношения между детьми. Именно этот первый опыт взаимоотношений представляет собой базу для последующего эффективного развития и становления нравственной личности, что в большей степени определяет характерные черты самопознания, отношение к окружающему миру, поведению ребенка и его внутреннего состояния в социуме.В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.Важной является и тематика детских сюжетно-ролевых игр, которая должна быть направлена в первую очередь на формирование гуманного отношения у детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.Специфика сюжетно-ролевых игр заключается в том, что их сюжетная основа и само игровое действие вводят детей в широкую область морально-нравственных отношений: поддержки, сопереживания, заботы, уважения, ответственности, взаимопомощи, милосердия, внимательности по отношению к ближнему. Играя по определенным правилам, дети осваивают гуманно-нравственные качества, моральные принципы и нормы, которые заключены в самих игровых ролях. Вступая в коммуникативные отношения со сверстниками в игре, ребенок формирует в себе навыки внимательного отношения к окружающим. При этом с уверенностью можно отметить, что сюжетно-ролевая игра является достаточно эффективным средством воспитания у ребенка гуманных чувств и качеств.Подводя итоги, следует отметить, что сюжетно-ролевая игра представляет собой один из основных видов коллективной деятельности детей, в условиях которой происходит воспитание гуманных отношений, а также важнейшее средство воспитания у детей таких качеств личности, как ответственность, исполнительность, командный дух, общительность и т.д. Содержание сюжетно-ролевых игр и исполнение детьми определенных ролей, подчинение установленным правилам игры, формирование взаимоотношений между детьми, согласованность в совместных действиях с играющими сверстниками – все это позволяет развивать у дошкольников основные представления гуманности и нравственности.Список использованной литературы:Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – 4-е изд., испр. - М., 2023. – С. 200-205.Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – 2-е изд., доп. и испр. - М.: Форум, 2020. – 142 c.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2020. - 400 с.Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Айрис-пресс, 2022. – 125 с. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 359 с.Гайнуллова Ф.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методическое пособие. ФГОС / Ф. С. Гайнуллова, И. С. Сергеева. – 2-е изд., доп. и испр. - М: Кнорус, 2019. – 112 с. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста / О.О. Гонина. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 426 с. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы / В. В. Давыдов. – 3-е изд., доп. и испр. – М., 2019. – 215 с. Дидактические игры по формированию количественных представлений у дошкольников 4–7 лет: учебно-методическое пособие / автор-составитель М. В. Афанасьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 88 с. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: Учеб.-метод. пособие / О. В. Дыбина-Артамонова; Самар. гос. пед. ун-т. – 5-е изд., доп. и испр. – Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 2019. – 104 с.Зворыгина Е.В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 31-40.Карпова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 80 c.Кормильцева Е.С. Межличностное общение / Е. С. Кормильцева, А. А. Рояк. - СПб.: Питер, 2019. - 544 с.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя детского сада // Д. В. Менджерицкая / Под ред. Т. А. Марковой. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 127 с.Мкртчян М.А. Цели образования // Организационно-деятельностные игры в образовании: сб. статей. Красноярск, 2021. – С. 5-10.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогика, 2023. - 405 с.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2020. - 384 с.Мухина В.С. Таинство детства. В двух томах / В. С. Мухина. - 4-е изд., доп. и испр. - М.: У-Фактория, 2022. - 443с.Педагогика и психология игры / Межвузовский сб. науч. трудов. - 6-е изд., доп. и перераб. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 2022. - 220 с.Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения / Т. А. Репина. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогика,2021. - 125 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Е. Егерева. – СПб.: Питер, 2019. – 713 с.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Академия, 2021. - 151 с.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. - 158 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Инфа М, 2021. – 401 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Изд-во стандартов, 2014. – 34 с.Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей. – 2-е изд., доп. – М.: Аркти, 2020. – 83 с.Шанц Е.А. Роль игровой деятельности в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – №12. – 2019. – С. 58–62.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 3-е изд., доп. и перераб. – 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Книга по Требованию, 2019. – 228 с.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 7-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. –144 с.Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М., 2020. – 374 с.

Список использованной литературы:

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – 4-е изд., испр. - М., 2023. – С. 200-205.
2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – 2-е изд., доп. и испр. - М.: Форум, 2020. – 142 c.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2020. - 400 с.
4. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Айрис-пресс, 2022. – 125 с.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 359 с.
6. Гайнуллова Ф.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методическое пособие. ФГОС / Ф. С. Гайнуллова, И. С. Сергеева. – 2-е изд., доп. и испр. - М: Кнорус, 2019. – 112 с.
7. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста / О.О. Гонина. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 426 с.
8. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы / В. В. Давыдов. – 3-е изд., доп. и испр. – М., 2019. – 215 с.
9. Дидактические игры по формированию количественных представлений у дошкольников 4–7 лет: учебно-методическое пособие / автор-составитель М. В. Афанасьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 88 с.
10. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: Учеб.-метод. пособие / О. В. Дыбина-Артамонова; Самар. гос. пед. ун-т. – 5-е изд., доп. и испр. – Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 2019. – 104 с.
11. Зворыгина Е.В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 31-40.
12. Карпова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 80 c.
13. Кормильцева Е.С. Межличностное общение / Е. С. Кормильцева, А. А. Рояк. - СПб.: Питер, 2019. - 544 с.
14. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя детского сада // Д. В. Менджерицкая / Под ред. Т. А. Марковой. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 127 с.
15. Мкртчян М.А. Цели образования // Организационно-деятельностные игры в образовании: сб. статей. Красноярск, 2021. – С. 5-10.
16. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогика, 2023. - 405 с.
17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2020. - 384 с.
18. Мухина В.С. Таинство детства. В двух томах / В. С. Мухина. - 4-е изд., доп. и испр. - М.: У-Фактория, 2022. - 443с.
19. Педагогика и психология игры / Межвузовский сб. науч. трудов. - 6-е изд., доп. и перераб. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 2022. - 220 с.
20. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения / Т. А. Репина. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогика,2021. - 125 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Е. Егерева. – СПб.: Питер, 2019. – 713 с.
22. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Академия, 2021. - 151 с.
23. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. - 158 с.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Инфа М, 2021. – 401 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Изд-во стандартов, 2014. – 34 с.
26. Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей. – 2-е изд., доп. – М.: Аркти, 2020. – 83 с.
27. Шанц Е.А. Роль игровой деятельности в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – №12. – 2019. – С. 58–62.
28. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 3-е изд., доп. и перераб. – 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Книга по Требованию, 2019. – 228 с.
29. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 7-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. –144 с.
30. Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М., 2020. – 374 с.