Акцентуации характера. Основные положения типологии К. Леонгарда
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 14.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Понятие акцентуаций характера 4
Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду 7
Факторы развития акцентуаций характера 12
Возможности коррекции акцентуаций характера 15
Заключение 16
Список литературы 18
Возможности коррекции акцентуаций характераПсихологической коррекции акцентуаций характера поддаются только в подростковом возрасте. Гипертимному типужелательно обеспечить возможность широких контактов, включить в группу молодежи старшей по возрасту, в разнообразные виды работы.Эпилептоидному типунеобходимо отдавать предпочтение работе, требующей аккуратности и тщательности выполнения. Лабильный тип нуждается в эмоциональной поддержке, близком друге - утешителе. Учебная среда и трудовая деятельность не должны создавать излишнего эмоционального напряжения. Конформному типу необходимо создание ситуаций, вовлекающих в положительную микросреду. Поощрять, самостоятельность, ответственность, смелость в решении вопросов. Неустойчивый тип может приобрести положительные трудовые навыкив условиях жесткого режима и дисциплины. Истероидному типунеобходимо отыскать среду, где эгоцентрические устремления могли бы быть удовлетворены безболезненно для окружающих – публичные выступления, театральная деятельность.С циклоидным типом при подъеме необходимо действовать как с гипертимом, при спаде – ровное теплое отношение. Сенситивному типужелательно создание ситуаций, в которых подросток может ощутить свою необходимость другим, чувствовать свою состоятельность, достигнуть успеха в деятельности. Психастенический тип хорошо поддается рациональному разубеждению. Астено-невротический тип нуждается в поддержке, одобрении, успокоении, также в помощи при разрешении конфликтных ситуаций. Включение в активную деятельность должно быть постепенным. Шизоидному типунеобходимо избегать ситуаций, где он может стать объектом насмешек, издевательства. Можно помочь найти друга со сходным типом характера.Взрослый индивид способен изменить лишь определённые аспекты своей личности. Основная задача заключается в адаптации к таким чертам характера, которые не поддаются коррекции.Для лиц, склонных к гипертимности, важно избегать повторяющихся шаблонов, активно осваивать новое, предпочитать динамичные виды спорта и стремиться к рабочим местам, где ценится активность и оперативность.В случае с ригидностью рекомендуется избавляться от чёрно-белого восприятия мира, создавать окружение, которое не подвергает человека насмешкам, избегать ситуаций, угрожающих репутации, не допускать неоднозначности и работать в местах, где ценятся бдительность и скептицизм.При эмотивности необходимо развивать способность к самоанализу чувств, работать в области, где эмоциональность ценится, такие как искусство, кинематограф или актёрское искусство. В случае тревожности важно поддерживать баланс между работой и отдыхом, работать с чувствами обиды, стыда и вины, избегать насмешек и шуток со стороны окружающих и выбрать для себя сферы деятельности, где требуется внимательность, аккуратность и следование инструкциям. При циклотимии важно осознанно заботиться о своём здоровье, переносить ответственные задачи на периоды активности и минимизировать стрессовыые ситуации во время депрессивных фаз.В случае истероидности важно осознавать, что настоящий успех не всегда связан с вниманием публики. Вместо этого важно уделять внимание профессиональной подготовке и развитию в таких областях, как актёрское искусство, киноиндустрия, а также в области ораторского искусства и сценического представления.Приэпилептоидности важно научиться контролировать гнев, агрессивность и раздражительность, уделить внимание эмоциональной стабильности и саморегуляции, а также направлять свои силы и энергию в такие виды спорта, как бокс или борьба.Шизоидные личности должны уделять внимание развитию способности распознавать эмоции окружающих, избегать принятия чрезмерной ответственности и направлять свои творческие способности в такие сферы, как изобразительное искусство, писательство или музыка.ЗаключениеДанное исследование было предпринято с цельюизучения акцентуаци1характера в типологии К. Леонгарда.В ходе теоретического анализа литературы было подчеркнуто, что акцентуация характера отражает чрезмерную выраженность черты или группы черт характера, обусловливающих повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий.Классификация типов акцентуаций характера базируется на разработанной в психиатрии квалификации психопатий, отражая и свойства характера психически здорового человека. На основе этих типов выделяют также смешанные типы - на них падает почти половина случаев явных акцентуаций.Выступая преморбиднымфоном как для развития психогенных расстройств, так и для проявления яркой индивидуальности, сама по себе акцентуация не является чем-то отрицательным. Характер акцентуации будет зависеть от факторов и условий ее становления и проявления.Среди основных акцентуаций были К. Леонгардом выделены следующие акцентуации характера подростков: гипертимный, дистимный, циклотимный, эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, тревожный, экзальтированный, педантичный. В подростковом возрасте от типа акцентуации характера в значительной степени зависят особенности поведения в различных условиях и под влиянием различных ситуаций. Большинство акцентуаций характера обостряет негативные тенденции поведения подростков, в частности поведение в конфликтных ситуациях.Проблема психологической коррекции акцентуаций характера заключается в том, что ей поддаются только акцентуации в подростковом возрасте. У взрослого человека возможна коррекция лишь некоторых черт характера. Остальная работа сводится к тому, чтобы человек приспособился и принял те черты своего характера, которые невозможно изменить.Список литературыАлексеева М.Н., Алексеева Т.И., Гадаева В.А. Влияние акцентуации характера на статус подростков в группе сверстников. // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. – 2015. – С. 207-211.Алябьев А.Е. О взаимосвязи социально-психологической адаптации и акцентуации характера у подростков. // Акмеология. – 2015. – №3 (55). – С. 186-189.Вакарина С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных акцентуаций черт характера педагога: дис. . канд. психол. наук. – Казань, 2002. – 154 с.Ганнушкин П.Б.Постановка вопроса о границах душевного здоровья: избранные труды. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 416 с.Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков: Восток, 2014. – 222 с.Калинина О.В. Активность личности как смысловое назначение//Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 290-293.Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-пресс, 1995. – 607 с.Куклина А.В., Козырева О.Н. Акцентуации характеров и проблемы их психологической коррекции. // В сборнике: Наука XXI века: теория, практика и перспективы Международная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 282-283.Кулагина И.Ю. Полякова Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте // Системная психология и социология. – 2011. – №3. – С. 78-84.Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д: Феникс,2000. – 544с.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2013. – 255с.Лоллини С.В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками. // В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит.гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.].. – 2015. – С. 41-42.Морозова Е.А. Особенности понимания категории "личность" в отечественной психологической науке. // В сборнике: Научные труды Самарской Духовной семинарии Сборник статей. – Самара, 2014.– С. 153-172.Хакимова П. Акцентуации характера и стратегии принятия решений // Collegiumlinguisticum– 2020. Тезисы ежегодной конференции Студенческого научного общества. – 2020. – С. 189-190.Шадриков В.Д. МазиловВ.А. Общая психология: Учебник для академическогобакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.Шутова Е.П., Великанова А.С. Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии // Вестник университета. – 2021. – №10. – С. 187-194.
2. Алябьев А.Е. О взаимосвязи социально-психологической адаптации и акцентуации характера у подростков. // Акмеология. – 2015. – №3 (55). – С. 186-189.
3. Вакарина С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных акцентуаций черт характера педагога: дис. . канд. психол. наук. – Казань, 2002. – 154 с.
4. Ганнушкин П.Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья: избранные труды. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 416 с.
5. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков: Восток, 2014. – 222 с.
6. Калинина О.В. Активность личности как смысловое назначение // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 290-293.
7. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-пресс, 1995. – 607 с.
8. Куклина А.В., Козырева О.Н. Акцентуации характеров и проблемы их психологической коррекции. // В сборнике: Наука XXI века: теория, практика и перспективы Международная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 282-283.
9. Кулагина И.Ю. Полякова Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте // Системная психология и социология. – 2011. – №3. – С. 78-84.
10. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.
11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2013. – 255с.
12. Лоллини С.В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками. // В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.].. – 2015. – С. 41-42.
13. Морозова Е.А. Особенности понимания категории "личность" в отечественной психологической науке. // В сборнике: Научные труды Самарской Духовной семинарии Сборник статей. – Самара, 2014. – С. 153-172.
14. Хакимова П. Акцентуации характера и стратегии принятия решений // Collegium linguisticum – 2020. Тезисы ежегодной конференции Студенческого научного общества. – 2020. – С. 189-190.
15. Шадриков В.Д. Мазилов В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.
16. Шутова Е.П., Великанова А.С. Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии // Вестник университета. – 2021. – №10. – С. 187-194.