Административно-правовые и организационные средства обеспечения безопасности дорожного движения
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 28 + 28 источников
- Добавлена 17.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Безопасность дорожного движения как вид общественной безопасности 4
1.1. Понятие и виды общественной безопасности. Безопасность дорожного движения 4
1.2. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения 7
Глава 2. Организация деятельности ОВД по обеспечению безопасности дорожного движения 12
2.1 Правовое положение ГИБДД 12
2.2. Контроль ОВД за соблюдением правил дорожного движения в РФ 15
2.3. Административно-правовое принуждение как средство обеспечения безопасности дорожного движения 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Кроме того, в случаях необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или оружия, сотрудники имеют право использовать любые доступные средства для пресечения правонарушений. Это позволяет оперативно реагировать на угрозы безопасности на дорогах, предотвращая тяжкие последствия для невиновных участников движения.Важно, что законодательство предусматривает наказание не только за факты ДТП, но и за само нарушение правил дорожного движения, что является сдерживающим фактором для водителей.Факт управления транспортным средством без разрешения, с учетом его потенциальной опасности, должен классифицироваться как уголовное деяние. В странах, таких как Германия, управление без водительского удостоверения рассматривается как серьезное преступление. По закону о дорожном движении, в лучшем случае нарушителя ожидает крупный штраф, в худшем — тюремное заключение сроком до года.Административно-процессуальные меры, аналогично административно-пресекательным, имеют схожие особенности и единую цель: применение принудительных мер для укрепления и сбора доказательств, выполнения процедур по делам о правонарушениях, а также осуществления принятых решений. Эти меры тесно связаны с реализацией института административной ответственности, создавая необходимые условия для этого.Согласно ст. 27.1 КоАП РФ, для пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении на месте (или при невозможности составления его на месте), обеспечения своевременного и корректного рассмотрения дела и выполнения принятых решений, должностное лицо в рамках своих полномочий может использовать предусмотренные законом меры.Меры административного пресечения и процессуального обеспечения могут применяться одновременно. Например, проверка документов водителем ГИБДД может привести к его отстранению от управления из-за необходимости задержания или запрета на эксплуатацию транспортного средства и привлечения к ответственности.Согласно действующему законодательству, административные правонарушения в области дорожного движения рассматриваются руководителями и заместителями Госавтоинспекции, командирами и заместителями подразделений ДПС, госавтоинспекторами и инспекторами ДПС, а также участковыми уполномоченными полиции.Статистика МВД России показывает высокую частоту дорожных правонарушений, что требует применения административной ответственности для их предупреждения и искоренения. В современных условиях одних лишь мер убеждения недостаточно для обеспечения порядка на дорогах.Предупреждениенаправлено на отрицательную оценку неправомерных действий нарушителей дорожного движения, выраженную уполномоченными лицами, что ведет к нежелательным последствиям для самого нарушителя. Несмотря на его значимость, предупреждение применяется нечасто как мера воздействия.Административный штраф, в свою очередь, является одной из основных форм административного наказания и предполагает обязанность правонарушителя уплатить установленную законом денежную сумму. Эта мера направлена на ограничение имущественных прав нарушителя и служит методом коррекции его поведения, способствуя предотвращению дорожно-транспортных происшествий и является ответом на наиболее общественно опасные нарушения.Ответственность за исполнение решений о назначении административных штрафов в области дорожного движения возлагается на должностные лица ГИБДД. По статье 31.2 КоАП РФ, постановления о наказаниях вступают в силу немедленно после их законодательного утверждения и должны быть исполнены в течение 60 дней с момента этого утверждения, или после окончания периода отсрочки.С изменениями, вступившими в силу с 1 января 2013 года по Федеральному закону № 162-ФЗ, банки и другие финансовые учреждения обязаны оперативно передавать информацию об оплате штрафов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.Наиболее строгой мерой, применяемой за серьезные нарушения правил дорожного движения, является лишение права управления транспортным средством. Такое наказание может быть наложено только судом, который имеет право аннулировать или временно приостановить действие водительского удостоверения. Исследование практики административных мер показывает, что несмотря на широкие полномочия, иногда ГИБДД допускает процессуальные ошибки, что приводит к отмене многих решений при их обжаловании. Эффективность административного принуждения зависит от точности и законности действий инспекторов, а также от обстоятельств на дорогах и задач, стоящих перед дорожно-патрульной службой.ЗаключениеБезопасность дорожного движения отражает степень защиты участников от возможных дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Данная деятельность направлена на минимизацию причин возникновения аварий и уменьшение тяжести их последствий.В России функции контроля за соблюдением правил дорожного движения возложены на ГИБДД, действия которой регламентируются Административным регламентом МВД. Эта деятельность влияет на обеспечение личной безопасности участников дорожного движения, решает важные экономические и социальные вопросы, способствует улучшению качества жизни и поддерживает региональное развитие.В рамках анализа деятельности ГИБДД были изучены исторические этапы формирования этого органа, рассмотрены правовые основы и методы обеспечения безопасности, а также оценены административно-правовые меры воздействия на нарушителей. Основная задача ГИБДД — убеждение, а при необходимости — принуждение к соблюдению правил, что осуществляется через административное принуждение.Сложность ситуации на дорогах требует совершенствования законодательства, включая изменения в КоАП РФ для усиления дисциплины среди водителей. Рассматривается введение системы баллов, подобной практике СССР, и ужесточение санкций за многократные нарушения. Предлагается ввести в КоАП РФ новую статью для систематических нарушений.Технологии видеофиксации могут уменьшить необходимость присутствия понятых при административных процедурах, что требует законодательных изменений для упрощения процесса проведения мероприятий. Также предлагается внедрить процедуру экспресс-тестирования на наркотическое опьянение без участия медицинских работников.Эффективным методом повышения осведомленности о правилах дорожного движения является общественная реклама. Предложено устанавливать рекламные экраны в общественном транспорте с использованием статистики аварийности и визуальных образов, чтобы мотивировать водителей и пешеходов к соблюдению правил.Для уменьшения аварийности на дорогах предлагается разработать и внедрить комплекс мер, направленных на улучшение дорожных условий и безопасности движения, особенно для пешеходов. Важно внедрение современных технических средств контроля, которые помогут предотвратить аварийные ситуации и обеспечить более безопасное движение.Предложения по улучшению дорожной безопасности также включают в себя меры, которые будут способствовать реализации конституционного права каждого человека на жизнь в условиях повышенной безопасности дорожного движения. Эти меры должны стать частью общенациональной стратегии по улучшению дорожной инфраструктуры и повышению общественного осознания важности соблюдения правил дорожного движения.Список использованной литературы Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 (ред. от 30.09.2022) "Вопросы организации полиции" Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 11.02.2023) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации")Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.07.2024)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.06.2024) Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2024) Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" Постановление Правительства РФ от 17.01.2007 N 20 (ред. от 26.03.2020) "Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции" Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 19.04.2024) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41390) Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору (утв. МВД России 19.12.2012 N 13/5-8042) Борейко Ю.А. Проблемы административно-правового регулирования деятельности Госавтоинспекции в условиях реформирования МВД России // Административное право и процесс. 2018 №5. С. 45 - 46 Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2023 года. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2024 С. 9 Евенко С.А. Актуальные вопросы использования инновационных форм пропаганды безопасности дорожного движения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020 №3. – 316 с.Жадан А.В. Проблемы реализации специальных полномочий сотрудников ГИБДД МВД России при применении мер, огранивающих права и свободы граждан // Государство и право. 2021 №2. – 125 с.Зиганшин М. М. К вопросу об обеспечении дорожно-транспортной безопасности ДПС ГИБДД // Административное и муниципальное право. 2020 № 7 С. 66 - 67 Калюжный Ю. Н. Основные направления совершенствования несения службы нарядами дорожно- патрульной службы ГИБДД МВД России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019 № 11 – 315 с. Копытов Ю.А. Административное право: учеб. пособие / Ю.А. Копытов. М.: Юрайт, 2019 – 287 с. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: учеб. пособие / А.П. Коренев. М.: ЦОКР МВД России, 2019 – 201 с.Косинский О.В. Административный статус ГИБДД Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019 №1. – 214 с. Кузнецов А.С. Особенности организации контрольно-надзорной деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ // Административное право и процесс. 2019 № 12 С. 78 - 79 Лебедева М.Ю., Пиджаков А.Ю. Дефиниция «транспортная безопасность» // Научный вестник МГТУГА. 2019 № 196 – 317 с.Макарейко Н.В. Административное принуждение: проблемы теории и практики нормативно правового регулирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015 №5-6. С.109 - 110Нестеров, С. В. Понятие общественной безопасности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019 - № 11(127). - С. 4-14Ноговицина Е.Н. Организационные основы общественного контроля за деятельностью государственной инспекции безопасности дорожного движения // Наука и практика. 2020 № 1 (58). – 162 с.обеспечении // Административное право и практика администрирования. 2019 № 9 – 98 с. Оперативный обзор дорожно-транспортной аварийности за 1 полугодие 2023 года. [Электронный URL: https://xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1097/document_file/Operativnyy_obzor_dorozhno-transportnoy_avariynosti_za_I_polugodie_2023_g._.pdf (дата обращения: 17.07. 2024). Смоляков А. И. Административно-правовое принуждение и поощрение в системе государственно- правовых методов обеспечения безопасности дорожного движения: дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.И. Смоляков. Орел.: 2019 – 75 с.Хамхоев Б.Т. Генезис формирования понимания сущности общественной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2019 № 8 – 186 с.Шхагапсоев З.Л. К вопросу совершенствования правовой базы в современной политики в области организации и безопасности дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020 №1(23). - 194 с.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 (ред. от 30.09.2022) "Вопросы организации полиции"
3. Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 11.02.2023) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации")
4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.07.2024)
1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.06.2024)
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)
3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)
4. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2024)
5. Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе"
6. Постановление Правительства РФ от 17.01.2007 N 20 (ред. от 26.03.2020) "Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции"
7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 19.04.2024) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
8. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41390)
9. Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору (утв. МВД России 19.12.2012 N 13/5-8042)
10. Борейко Ю.А. Проблемы административно-правового регулирования деятельности Госавтоинспекции в условиях реформирования МВД России // Административное право и процесс. 2018 №5. С. 45 - 46
11. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2023 года. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2024 С. 9
12. Евенко С.А. Актуальные вопросы использования инновационных форм пропаганды безопасности дорожного движения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020 №3. – 316 с.
13. Жадан А.В. Проблемы реализации специальных полномочий сотрудников ГИБДД МВД России при применении мер, огранивающих права и свободы граждан // Государство и право. 2021 №2. – 125 с.
14. Зиганшин М. М. К вопросу об обеспечении дорожно-транспортной безопасности ДПС ГИБДД // Административное и муниципальное право. 2020 № 7 С. 66 - 67
15. Калюжный Ю. Н. Основные направления совершенствования несения службы нарядами дорожно- патрульной службы ГИБДД МВД России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019 № 11 – 315 с.
16. Копытов Ю.А. Административное право: учеб. пособие / Ю.А. Копытов. М.: Юрайт, 2019 – 287 с.
17. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: учеб. пособие / А.П. Коренев. М.: ЦОКР МВД России, 2019 – 201 с.
18. Косинский О.В. Административный статус ГИБДД Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019 №1. – 214 с.
19. Кузнецов А.С. Особенности организации контрольно-надзорной деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ // Административное право и процесс. 2019 № 12 С. 78 - 79
20. Лебедева М.Ю., Пиджаков А.Ю. Дефиниция «транспортная безопасность» // Научный вестник МГТУГА. 2019 № 196 – 317 с.
21. Макарейко Н.В. Административное принуждение: проблемы теории и практики нормативно правового регулирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015 №5-6. С.109 - 110
22.Нестеров, С. В. Понятие общественной безопасности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019 - № 11(127). - С. 4-14
23. Ноговицина Е.Н. Организационные основы общественного контроля за деятельностью государственной инспекции безопасности дорожного движения // Наука и практика. 2020 № 1 (58). – 162 с.
24.обеспечении // Административное право и практика администрирования. 2019 № 9 – 98 с.
25. Оперативный обзор дорожно-транспортной аварийности за 1 полугодие 2023 года. [Электронный URL: https://xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1097/document_file/Operativnyy_obzor_dorozhno-transportnoy_avariynosti_za_I_polugodie_2023_g._.pdf (дата обращения: 17.07. 2024).
26. Смоляков А. И. Административно-правовое принуждение и поощрение в системе государственно- правовых методов обеспечения безопасности дорожного движения: дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.И. Смоляков. Орел.: 2019 – 75 с.
27. Хамхоев Б.Т. Генезис формирования понимания сущности общественной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2019 № 8 – 186 с.
28. Шхагапсоев З.Л. К вопросу совершенствования правовой базы в современной политики в области организации и безопасности дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020 №1(23). - 194 с.