Эксперимент в психологических исследованиях

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 28 28 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 17.08.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Основные этапы проведения психологического эксперимента 7
Классификация экспериментов в психологическом исследовании 12
Особенности проведения экспериментов с участием людей 15
Методы и методики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28



Фрагмент для ознакомления

Однако тест Роршаха позволяет выявить следующие аспекты личности: эмоциональное состояние, образное мышление, уровень стресса, уровень тревоги, уровень агрессии, уровень эмпатии, уровень креативности, уровень самооценки, уровень мотивации.Рис.2 – тест РоршахаОпросник Айзенка - это тест, который используется для измерения личностных черт и темперамента человека. Он состоит из 57 вопросов, которые касаются различных аспектов личности, таких как экстраверсия, интроверсия, нейротизм и психотизм. Опросник Айзенка основан на теории личности, которая утверждает, что люди могут быть разделены на две основные категории: экстраверты и интроверты. «Несуществующее животное» относится к числу проективных методик. Испытуемый должен нарисовать вымышленное животное, а после придумать ему несуществующее название, описать, кто его враги и друзья, чем питается и где живет. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. Психолог описывает глубину нажатия карандаша, внешний вид животного, расположение рисунка на листе и другие характеристики. 4. Анкетирование - это метод опроса, при котором ответы на вопросы анкеты заполняются испытуемыми самостоятельно. Анкеты могут быть как открытыми, так и закрытыми. Для проведения психологического исследования с помощью анкетирования необходимо разработать анкету, которая будет содержать вопросы, соответствующие целям исследования. Вопросы должны быть сформулированы ясно и точно, чтобы респонденты могли легко понимать их. В анкете могут быть заданы вопросы о личности респондента, его опыте, мнениях и предпочтениях. Например, можно спросить о том, как часто респондент испытывает стресс, какие методы он использует для борьбы со стрессом, какие фильмы или книги он предпочитает. Анкетирование может быть проведено как с помощью бумажных анкет, так и с помощью онлайн-опросов. Бумажные анкеты могут быть распространены среди респондентов вручную или отправлены по почте. Онлайн-опросы могут быть проведены с помощью специальных платформ для проведения опросов, таких как Google Forms или SurveyMonkey. После проведения анкетирования результаты должны быть обработаны и проанализированы. Анализ результатов может помочь понять, какие факторы влияют на поведение и мнения респондентов, а также выявить тенденции и закономерности в их ответах. Важно помнить, что результаты анкетирования не являются окончательными и должны быть интерпретированы с осторожностью. Они могут быть подвержены ошибкам выборки, таким как смещение выборки или ошибки измерения.5. Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (праксиметрические методы) – методы, используемые для сбора данных о процессах и продуктах жизнедеятельности, таких как действия, высказывания, продукты труда. Этот метод используется в экспериментальных психологических исследованиях для изучения различных аспектов поведения и деятельности человека.Хронометраж - это метод исследования, который позволяет измерить время выполнения задач или действий. В психологическом исследовании хронометраж может использоваться для измерения времени, затраченного на выполнение заданий или на решение задач, а также для определения временных характеристик поведения. При проведении эксперимента с использованием метода хронометража, необходимо заранее определить, какие действия или задачи будут измеряться. Затем, во время эксперимента, необходимо следить за временем, затраченным на каждое действие или задачу. Обычно, для этого используются специальные программы или устройства, которые могут измерять время с высокой точностью. После проведения эксперимента, полученные данные можно анализировать и интерпретировать. Например, можно определить среднее время выполнения каждой задачи или действия, а также сравнить его с другими задачами или действиями. Это может помочь выявить различия в поведении или производительности участников эксперимента.Циклография – метод психологического исследования, который заключается в наблюдении за движениями глаз испытуемого во время выполнения им различных заданий. Этот метод позволяет получить информацию о том, как человек воспринимает информацию и как он ее обрабатывает. Циклография позволяет изучить процессы внимания, памяти, мышления и других когнитивных процессов. Для проведения циклографии используются специальные приборы – циклографы. Они фиксируют движения глаз испытуемого и записывают их на видео или на фото. Затем полученные данные анализируются с помощью специальных программ, которые позволяют определить, на какие объекты и в течение какого времени смотрел испытуемый.Профессиография позволяет определить основные характеристики и требования к профессиональной деятельности. Он включает в себя описание основных задач, функций, требований к квалификации, условий труда, а также личностных качеств, необходимых для успешной работы в профессии. В эксперименте психологического исследования профессиография может быть использована для создания профиля личности, который соответствует требованиям конкретной профессии. Это позволяет оценить соответствие кандидата на вакансию профессиональным требованиям и выявить его сильные и слабые стороны. Кроме того, профессиография может использоваться для определения уровня мотивации и удовлетворенности работой у сотрудников, что помогает улучшить условия труда и повысить эффективность работы.6. Психофизиологические методики - это методы исследования и диагностики, которые используются для оценки физиологических и психологических характеристик человека. Они помогают определить уровень развития психических и физических функций человека, выявить возможные отклонения от нормы, а также оценить эффективность различных методов обучения и тренировок. Некоторые из наиболее распространенных психофизиологических методик включают: - Электроэнцефалография (ЭЭГ) - метод исследования электрической активности головного мозга. - Электрокардиография (ЭКГ) - метод изучения электрической активности сердца. - Реография - метод измерения кровенаполнения сосудов. - Кинезиография - метод анализа движений и поз тела. - Психофизиологические тесты - методы оценки психических процессов и состояний. - Опросники и анкеты также включены сюда.-Аппаратные методы диагностики - методы, использующие специальные приборы для измерения физиологических показателей.7. Пробы на высшие психические функции -это специальные тесты в патопсихологическом эксперименте, которые используются для оценки различных аспектов высших психических функций у людей. Далее приведем несколько примеров проб.Корректурная проба Бурдона - это проба на внимание, которая используется для измерения способности человека к обнаружению определенных букв в тексте. Исследуется психомоторный темп, устойчивость внимания (количество просмотренных знаков в минуту), концентрация внимания (количество ошибок), распределяемость и переключаемость внимания, избирательность внимания. В норме не должно быть изменения психомоторного темпа, колебаний продуктивности, нарастания количества ошибок во второй части задания, отвлекаемости, утомляемости, застревания.Рис.3 – Корректурная проба БурдонаМетодика 10 слов Лурия - это метод исследования памяти, он заключается в том, что испытуемому предлагается запомнить 10 слов, а затем воспроизвести их в любом порядке. Методика 10 слов позволяет оценить объем памяти и механическую память, процессы запоминания и сохранения информации. Динамика мнестической деятельности в норме, когда у испытуемого нет повторений уже названных слов, отсутствует кривая по типу «плато». Произвольная память в норме, если испытуемый старательно все выполняет, не отвлекается и использует мнемонические техники (загибает пальцы, отстукивает такт, запоминает по ассоциациям). Опосредованная память обычно исследуется по пиктограммам.Пиктограммы для оценки мышления - это изображения, которые представляют собой символы или рисунки, связанные с определенными понятиями или эмоциями. В пиктограммах исследуется операциональная сторона мышления, ее возможными нарушениями могут быть снижение и искажение процесса обобщения, расстройство категориального строя. Также исследуется динамическая сторона мышления, в который испытуемые с нарушениями могут иметь непоследовательность мышления, инертность и лабильность. Выявляются нарушения мотивационно-личностной сферы: соскальзывания (чередование ошибок разного уровня обобщения), разноплановость, резонерство, нарушение целенаправленности, нарушение критичности мышления и мотивационного компонента. Рис.4 – Пример пиктограммПо каждой высшей психической функции обычно проводится 2-4 пробы для полного исследования. Также в патопсихологический эксперимент входит исследование эмоциональный сферы, мотивационной сферы и других сфер в зависимости от цели эксперимента. В конце патопсихологического эксперимента патопсихолог пишет заключение по результатам исследования. В заключении описывается патопсихологический симптомокомплекс либо его отсутствие с доказательствами. Существует семь патопсихологических симптомокомплексов: психотической дезорганизации, шизофренический, личностно-аномальный, эпилептоидный, органический, аффективно-эндогенный, невротический, олигофренический.8. Интерпретационные методыв психологическом исследовании включают генетический и структурный методы, а также психографию. Генетический метод - это подход, который изучает происхождение и развитие психологических характеристик и поведения. Он основан на предположении, что все психологические характеристики и поведение имеют генетическую основу, которая определяет их проявление в поведении. Структурный метод изучает структуру психологических характеристик и их взаимосвязи. Он используется для определения того, как различные психологические характеристики связаны между собой и как они взаимодействуют в поведении. Структурный метод включает в себя структурные исследования, которые используют математические методы для анализа данных и определения структуры связей между различными психологическими характеристиками. Психография - это подход, который используется для изучения личности и ее психологических характеристик. В основе психографии лежит предположение, что личность имеет свою уникальную структуру и конфигурацию психологических характеристик, которые определяют ее поведение и реакции на окружающую среду. Психография включает в себя психографические исследования, которые используются для описания и классификации различных типов личности на основе их психологических характеристик.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе были изучены основные этапы и классификации экспериментов в психологических исследованиях, различные методы и методики и особенности проведения экспериментов с участием людей.Эксперименты являются одним из наиболее эффективных методов психологических исследований. Они позволяют контролировать условия исследования, измерять и анализировать результаты, а также проверять гипотезы и теории. Психологические эксперименты могут проводиться в различных областях психологии, таких как когнитивная психология, социальная психология, психофизиология, патопсихология и других областях. Результаты экспериментов могут быть использованы для разработки новых теорий и моделей, а также для улучшения практических методов работы с людьми.Таким образом, эксперимент в психологических исследованиях играет важную роль в изучении человеческого поведения и психических процессов, позволяя установить причинно-следственные связи и проверить гипотезы. Важно при этом соблюдать этические нормы и стандарты, чтобы защитить интересы и благополучие участников исследования.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.  Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 11 c.2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 13 c.3.Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Учебник для бакалавров / Т.В. Корнилова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 45 c. 4. Белова А.Н. Шкалы, тесты и опросники в неврологии и нейрохирургии, 2018 – 35 с.5. Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psylab.info/

1.  Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 11 c.
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 13 c.
3.Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Учебник для бакалавров / Т.В. Корнилова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 45 c.
4. Белова А.Н. Шкалы, тесты и опросники в неврологии и нейрохирургии, 2018 – 35 с.
5. Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psylab.info/