Пути совершенствования оперативного учета в организации ООО МИГКЛИН
Заказать уникальную дипломную работу- 67 67 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 24.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие оперативного учета и его место в технологии работы организаций 8
1.2. Теоретические аспекты разработки и внедрения информационных систем для автоматизации задач оперативного учёта 13
1.3. Теоретические аспекты планирования реализации ИТ-проектов 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА 24
2.1. Общая характеристика организации 24
2.2 Информационная модель системы оперативного учета 34
2.3. Описание функционала системы автоматизации оперативного учета 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Рисунок 15 - Диаграмма деятельности для прецедента «Проведение платежа»На рисунке 16 приведена диаграмма компонентов.Рисунок 16 - Диаграмма компонентовКомпоненты разрабатываемой системы включают модели работы с договорами с клиентами, учет данных по оплатам, а также модель аналитики, посредством которого осуществляется работа с отчетной информацией.На рис.17 приведена диаграмма развёртывания.Рисунок 17 – Диаграмма развертыванияКак показано на рис.17, разрабатываемое программное обеспечение включает: серверную часть, на которой развернута база данных, клиентскую часть, представляющую собой пользовательское приложение, а также модули управления системой и аналитическую систему. Диаграмма активности для прецедента «Учет договоров» приведена на рисунке 18.Рисунок 18 – Диаграмма деятельностиНа диаграмме деятельности отображена схема взаимодействия пользователя, клиентского интерфейса и источника данных в рамках ведения информации по заключенным договорам. На рис.19 приведена диаграмма последовательности. Рисунок 19 – Диаграмма последовательности для сценария учета договоров Как показано на рис.19, в системе предполагается использование последовательности форм, что включает: главную форму, из которой открывается режим оформления договора и далее проводится учет принятых платежей.2.3. Описание функционала системы автоматизации оперативного учетаУсловия использования клиентского приложения:ОЗУ – от 4GB;Операционные системы Windows 10 и выше или Linuxактуальных версий;Установленная платформа "1С: Предприятие".Далее проведено описание функционала разработанной системы автоматизации. На рисунке 21 показан список организаций, обслуживаемых в ООО «Мигклин».Рисунок 20 – Справочник клиентов в режиме спискаНа рис.22 показана карточка клиента. Рисунок 21 – Карточка клиентаНа рис.23 показан список услуг, оказываемых компанией.Рисунок 22 – Список услуг, оказываемых компаниейНа рис.24 приведен режим списка цен на услуги компании. На рис.25 приведен режим ввода данных о ценах на услуги исследуемой компании.Рисунок 23 - Режим списка цен на услуги клинингаРисунок 24 – Режим ввода цен на услуги исследуемой компанииНа рис.26 приведен режим ввода заказа клиентов на оказание услуг исследуемой компании.Рисунок 25 – Режим ввода заказа клиентов на оказание услуг исследуемой компанииНа рис.26 приведен список введенных заявок на оказание услуг.Рисунок 26 – Список введенных заявок на оказание услугНа рис.27 приведен режим ввода оплаты за услуги исследуемой компании.Рисунок 27 – Режим ввода оплаты за услуги исследуемой компанииНа рис.28 приведен отчет по суммам к оплате за услуги компании.Рисунок 28 - Отчет по суммам к оплате за услуги компанииНа рис.29 показан отчет по поступлениям оплат за оказанные услуги.Рисунок – Отчет по поступлениям оплат за оказанные услугиНа рис.30 показан отчет по клиентам и оплатам.Рисунок – Отчет по клиентам и оплатамТаким образом, все задачи проектирования информационной системы выполнены.Далее проведено тестирование режимов работы внедряемого программного продукта. В рамках проведения тестирования проверяется заявленный функционал, параметры быстродействия, режимы разграничения доступа.По результатам анализа функционала разработанной системы проведено описание результатов тестирования приложения.При тестировании приложения выполняются операции, в которые входят:анализ работы приложения в части исполнения функциональных и нефункциональных требований;анализ качества реализации алгоритмов, поиск возможностей улучшения параметров быстродействия и оптимизации;анализ работы приложения в системной среде компании, изучение характеристик его работы при предельно возможных нагрузках.Основные принципы организации работ по тестированию разработанной системы включают:при проверке состояния программной реализации системы необходимо оперативное внесение изменений в функционал системы;отсутствие гарантий полного отсутствия ошибок в программе, передаваемой заказчику в качестве финального варианта;тестирование производится в системной среде, соответствующей инфраструктуре компании-заказчика;при проведении тестирования задействованы представители подразделений, в которых будет эксплуатироваться приложение.При выполнении тестов ПО необходимо обеспечить исполнение следующих условий [24, с.90]:Корректность (точность формулировок критериев оценки правильности работы ПО);Проверяемость (для каждого проверяемого критерия вводятся показатели оценки);Полнота (требования к модулям ПО должны быть в полной мере прописаны в задании на разработку);Недвусмысленность (все функциональные требования не должны иметь двойного толкования);Непротиворечивость (отсутствие противоречий и различных трактовок в тексте заданий);Приоритетность (необходимо определить степень важности для каждого из требований заказчика);Атомарность (каждое задание не должно содержать подзадач);Модифицируемость (в случае необходимости корректировки требований задание на разработку необходимо заново утверждать);Прослеживаемость (результаты тестирования должны записываться в протоколы).Тестирование проводится на предмет соответствия заявленному функционалу, на корректность проводимых расчетов, правильность формирования печатных форм, отсутствие системных ошибок.В таблице 19представлены типы проводимых тестов и их общее описание.Таблица 19Типы проводимых тестов и их общее описаниеТип проверкиНазначение проверкиПроверка функций Тест функционала задач в соответствии с техническим заданиемПроверка реализации расчётов и алгоритмовПроверка правильности формируемых отчетных данных Оценка показателей быстродействия Тестирование по показателям быстродействия в основных режимах работыТаким образом, для проверки корректности работы созданного приложения необходимо провести тестирование как реализованного функционала, так и показателей быстродействия приложения, его совместимости с ИТ-инфраструктурой компании. В таблице 20 показан протокол тестирования режима учета заявок на оказание услуг клининга.Таблица Протокол тестирования режима учета заявок на оказание услуг клинингаОперацияРабота системыУчет заявок сотрудников в ИТ-отдел- вызов режима ввода данных по пользователям- заполнение выпадающих списковЗаполнение данных:- выбор ИТ-ресурса - Дата принятия- пользователь- Время Данные о расписании уроков подготовленыЗапись обращенияПосле проведения проверки информации данные сохраняются в базеПо результатам проведенного тестирования было показано, что реализованный функционал соответствует требованиям.Сопровождение внедряемых систем предполагает необходимость дополнительных затрат, связанных с работой ИТ-специалистов в части выполнения работ по обслуживанию базы данных, управления учетными записями, установкой обновлений, резервному копированию и др.При оценке показателей ожидаемого экономического эффекта проводится расчет сокращения трудозатрат на операции, связанные с учетом заявок сотрудников в ИТ-отдел и процессом их отработки. Вычисляется сокращение времени выполнения операций в годовом выражении с переводом в денежные единицы и далее рассматриваются возможности перераспределения нагрузки на специалистов, либо оптимизации штатной численности.Целесообразность внедрения системы в работу компании обоснована в случае, когда показатели ожидаемого эффекта превышают вложения в реализацию и затраты, связанные с ее использованием. Далее проведен расчет стоимости вложений в создание информационной системы оперативного учета в рамках работы с заявками на оказание услуг, что предполагает оплату труда специалистов, приобретение необходимых материалов, а также затраты, связанные с использованием компьютерного оборудования. В таблице 21 показаны расчеты показателей по фонду оплаты труда задействованных специалистов.Таблица Расчеты показателей по фонду оплаты труда задействованных специалистовПолученное значение по вложениям в фонд оплаты труда необходимо увеличить на тариф страховых взносов. Таким образом, затраты по фонду оплаты труда принимают значение: 140600 * 1,302 = 182780 рублей.Амортизационные затраты, связанные с эксплуатацией оборудования, рассчитываются с учетом срока полезного использования (60 месяцев), продолжительности разработки (1,5 месяца) и балансовой стоимости используемого оборудования (80000 рублей).Затраты на электроэнергию при тарифе в 6 рублей за кВт*ч и 180 часов работы с мощностью 700 Вт составят: S_E = 6 * 180 * 0,7 = 756 рублей.Также в смету проекта заложены затраты, связанные приобретением материалов для работы проектной команды в размере 7800 руб.Общая сумма расходов на реализацию системы составит: S = 182780 + 2000 + 756 + 7800 = 193336руб.В рамках проведения расчета ожидаемой экономической эффективности проведен хронометраж работы с обращениями пользователей по существующей технологии работы специалистов, определен готовой объем выполняемых операций. Далее проведено измерение времени выполняемой операции после внедрения системы, рассчитано снижение трудозатрат на одну операцию и сокращение трудоемкости учета обращений в годовом выражении. Далее с учетом известной ставки оплаты труда в час вычислен готовой показатель экономии фонда оплаты труда (таблица 22). Таблица Расчет показателей ожидаемого экономического эффекта от внедрения системыОперацияКоличество операций в годВремя выполнения без автоматизации, мин. Время выполнения при внедрении ИС, мин.Сокращение времени выполнения на 1 операцию, мин.Снижение трудоемкости операций, мин.Снижение трудоемкости операций, руб.Регистрация обращений200010281600080000Ведение журналов учета услуг15030114420021000Определение профиля заявки25007161500075000Выбор специалистов на выполнение работ по заявкам 50003121000050000Отчетность по работе с заявками50201193801900Ведение картотек обслуживаемых объектов 10001019900045000Печать выходных документов 6010194502250Итого275150Таким образом, оценка полученного эффекта составляет 275150 руб.Срок окупаемости проекта составит:Таким образом, внедрение проекта в работу исследуемой компании является экономически обоснованным.Выводы по главе 2Проведено изучение структуры информационных потоков. циркулирующих в системе оперативного учета в клининговой компании. Рассмотрен реквизитный состав используемых документов, формируемых отчетов, а также рабочих классификаторов. Далее построена архитектурная модель программного решения и писана ее программная реализация. Также проведено тестирование режимов работы внедряемого программного решения. Показано, что внедряемая системы позволяет решить задачи, связанные с ведением оперативного учета.Показано, что внедрение системы автоматизации оперативного учета обеспечивает возможности сокращения времени на поиск данных по проводимым операциям, ведение журналов, в которых хранится информация по истории оказания услуг и приёма оплат, выполнения работ по договорам. Внедрение систем автоматизации обеспечивает возможности более оперативного выполнения работ, сокращает управленческие издержки и делает продукцию компании более конкурентоспособной.В экономической части работы описаны факторы, позволяющие получить эффект от внедрения информационной системы оперативного учета, проведена оценка показателей по хронометражу операций до и после внедрения информационной системы. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе проведен анализ технологии работы компании, профиль деятельности которой связан с предоставлением услуг клининга.В аналитической части работы проведен анализ деятельности компании. Рассмотрена организационная структура компании, построена модель бизнес-процессов. По итогам проведённого изучения технологии работы специалистов по учету оказанных услуг был сделан вывод о наличии недостатков, связанных с:значительными временными затратами на поиск информации для заполнения документов и договоров;по ряду процессов отмечается необходимость дублирования ввода идентичной информации;отсутствие системы контроля корректности ввода пользовательской информации;отсутствием инструмента, позволяющего формировать аналитическую информацию по оказанию услуг клининга.В рамках данной работы проведено изучение вопросов использования клиент-серверных технологий для автоматизации бизнес-процессов организации в части управления услугами для клиентов, описана ИТ-инфраструктура организации. Также проведено описание функциональных требований к автоматизации технологии учета оказания услуг.В рамках анализа теоретических аспектов функционирования системы оперативного учета было выполнено изучение основных стандартов организации разработки ИТ-решений, описаны модели внедрения системы и полномочий специалистов в рамках использования программного обеспечения.Показано, что внедрение системы автоматизации оперативного учета обеспечивает возможности сокращения времени на поиск данных по проводимым операциям, ведение журналов, в которых хранится информация по истории оказания услуг и приёма оплат, выполнения работ по договорам. Внедрение систем автоматизации обеспечивает возможности более оперативного выполнения работ, сокращает управленческие издержки и делает продукцию компании более конкурентоспособной.В экономической части работы описаны факторы, позволяющие получить эффект от внедрения информационной системы оперативного учета, проведена оценка показателей по хронометражу операций до и после внедрения информационной системы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБудагов А. С., Колесников А. М., Дагаев А. В. Информационные системы и технологии в экономике: учебно-методическое пособие / А. С. Будагов, А. М. Колесников, А. В. Дагаев. - Санкт-Петербург: ГУАП, 2021. – 110 с.Волк В. К. Базы данных: проектирование, программирование, управление и администрирование: учебник / В. К. Волк. - Санкт-Петербург: ЛАНЬ, 2020. – 241с.Гагарина Л. Г. Основы проектирования и разработки информационных систем: учебное пособие / Л. Г. Гагарина, Ю. С. Шевнина. - Москва: ИНФРА-М, 2024. - 210 с.Галеев И. Х. Интеллектуальные обучающие системы (проектирование): учебное пособие / И. Х. Галеев. - Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. – 70 с.Гордеев С. И. Организация баз данных в 2 ч.: учебник / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 513 сГрадусов Д. А., Шутов А. В. Управление информационными системами в экономике: учебно-практическое пособие / Д. А. Градусов, А. В. Шутов. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. - 98 с.Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 367 с. Демина Ирина Дмитриевна, Полулех Мила Викторовна ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ: ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Учет. Анализ. Аудит. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/operativnyy-uchet-transformatsiya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 25.07.2024).Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 322 с.Ефимова Т. Б. Оценка эффективности информационных систем: учебное пособие: для студентов / Т.Б. Ефимова. - Самара : Изд-во СГЭУ, 2020. – 256с.Заграновская А. В. Системный анализ: учебное пособие для вузов / А. В. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 424 сКаменнова М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч.: учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 282 с.Каменнова М. С. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 534 с. Кафиятуллина Ю. Н., Сердечный Д. В. Проекты в цифровой экономике: организационное и экономическое сопровождение создания и реализации: учебник / Ю. Н. Кафиятуллина, Д. В. Сердечный. - Москва : Спутник+, 2023. - 395 с.Кирей В. В. Многофункциональные информационные системы в экономике: учебно-методическое пособие/ Кирей Владимир Владимирович. - Москва: Актуальность.РФ, 2023. - 96 с.Клименко, И. С. Информационная безопасность и защита информации: модели и методы управления: монография / И. С. Клименко. - Москва: ИНФРА-М, 2020. – 178 с.Колесников А. М. . Информационные системы в логистике: учебно-методическое пособие / А. М. Колесников, А. В. Дагаев, О. С. Лосева. - Санкт-Петербург : ГУАП, 2022. - 115 с.Кузнецов В.В. Системный анализ: учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 270 с.Кумратова А. М., Третьякова Н. В., Курносов С. А., Василенко И. И. Экономическая эффективность информационных систем: учебное пособие / А. М. Кумратова, Н. В. Третьякова, С. А. Курносов, И. И. Василенко. - Краснодар :КубГАУ, 2022. - 176 с.Лазарев С. А. Проектирование высокоуровневой архитектуры распределенных информационных систем: учебное пособие / С. А. Лазарев, К. А. Польщиков. - Белгород: Издательский дом "БелГУ": НИУ "БелГУ", 2023. - 54 с.Лапина Т. И. Проектирование информационных систем : учебное пособие / Т. И. Лапина, А. Л. Желанов. - Курск : Университетская книга, 2022. - 316 с.Лычкина Н.Н. Информационные системы управления производственной компанией: учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. Н. Лычкиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 249 с. Минаева Ю. В. Методы статистического и интеллектуального анализа данных : учебное пособие / Ю. В. Минаева. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2017. - 90 с.Нестеров С. А. Базы данных: учебник и практикум / С. А. Нестеров. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 230 с. Нестеров, С. А. Базы данных : учебник и практикум для вузов / С. А. Нестеров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 258 с. Разумников С.В. Модели, алгоритмы и программное обеспечение поддержки принятия стратегических решений к переходу на облачные технологии: монография/ Разумников С.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2020. – 176 с. Романова Ю.Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум / Ю. Д. Романова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 467 с. Романова Ю.Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум для вузов/ Романова Ю.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 411 с. Рыжко А.Л. Экономика информационных систем: учебное пособие для вузов / А. Л. Рыжко, Н. А. Рыжко, Н. М. Лобанова, Е. О. Кучинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 176 с. Серова Г. А Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / Г. А. Серова. - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 239с. Советов, Б. Я. Базы данных: учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 420 с.Соколовская С. А. Информационные системы в экономике: учебное пособие / С. А. Соколовская. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2020. - 81 с. Стружкин Н. П. Базы данных: проектирование: учебник для вузов / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 477 с. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами: учебное пособие. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.Толстобров А. П. Управление данными: учебное пособие для вузов / А. П. Толстобров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 272 с. ПРИЛОЖЕНИЕОбзор основных видов рисков при работе по созданию ИТ-решений№ этапаЭтап ИТ-проекта Факторы рисковДействия по профилактике рисков1Изучение технологии контроля исполнения документовНекорректное построение модели отработки документов и типов обрабатываемых данных Экспертиза постановка задач, документирование технического задания с подписями руководства отделов 2Выявление потребностей во внедрении ИТ-системыОшибки при постановке задач автоматизации, алгоритмов расчета отчетных показателей Экспертиза технического задания в профильных отделах, в которых предполагается эксплуатация системы3Программная реализация системыНеудовлетворительные параметры быстродействия, ошибки при реализации пользовательских интерфейсов, формировании отчётных показателей Тестирование и сдача работ по каждому этапу, своевременное выявление и корректировка функционала4Установка и настройка системы Ошибки совместимости с системной средой и оборудованиемТестирование системы на этапе разработки, выявление системных ошибок и ошибок совместимости5Эксплуатация системы Необходимость организации службы поддержкиЗаключение договора поддержки и сопровождения системыПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫВыпускная квалификационная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них. «_____» ___________________ 202__ г.________________________/__________________________ (подпись) (Ф.И.О.)
2. Волк В. К. Базы данных: проектирование, программирование, управление и администрирование: учебник / В. К. Волк. - Санкт-Петербург: ЛАНЬ, 2020. – 241с.
3. Гагарина Л. Г. Основы проектирования и разработки информационных систем: учебное пособие / Л. Г. Гагарина, Ю. С. Шевнина. - Москва: ИНФРА-М, 2024. - 210 с.
4.Галеев И. Х. Интеллектуальные обучающие системы (проектирование): учебное пособие / И. Х. Галеев. - Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. – 70 с.
5.Гордеев С. И. Организация баз данных в 2 ч.: учебник / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 513 с
6. Градусов Д. А., Шутов А. В. Управление информационными системами в экономике: учебно-практическое пособие / Д. А. Градусов, А. В. Шутов. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. - 98 с.
7.Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 367 с.
8.Демина Ирина Дмитриевна, Полулех Мила Викторовна ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ: ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Учет. Анализ. Аудит. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/operativnyy-uchet-transformatsiya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 25.07.2024).
9.Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 322 с.
10.Ефимова Т. Б. Оценка эффективности информационных систем: учебное пособие: для студентов / Т.Б. Ефимова. - Самара : Изд-во СГЭУ, 2020. – 256с.
11.Заграновская А. В. Системный анализ: учебное пособие для вузов / А. В. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 424 с
12.Каменнова М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч.: учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 282 с.
13.Каменнова М. С. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 534 с.
14. Кафиятуллина Ю. Н., Сердечный Д. В. Проекты в цифровой экономике: организационное и экономическое сопровождение создания и реализации: учебник / Ю. Н. Кафиятуллина, Д. В. Сердечный. - Москва : Спутник+, 2023. - 395 с.
15. Кирей В. В. Многофункциональные информационные системы в экономике: учебно-методическое пособие/ Кирей Владимир Владимирович. - Москва: Актуальность.РФ, 2023. - 96 с.
16.Клименко, И. С. Информационная безопасность и защита информации: модели и методы управления: монография / И. С. Клименко. - Москва: ИНФРА-М, 2020. – 178 с.
17. Колесников А. М. . Информационные системы в логистике: учебно-методическое пособие / А. М. Колесников, А. В. Дагаев, О. С. Лосева. - Санкт-Петербург : ГУАП, 2022. - 115 с.
18.Кузнецов В.В. Системный анализ: учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 270 с.
19.Кумратова А. М., Третьякова Н. В., Курносов С. А., Василенко И. И. Экономическая эффективность информационных систем: учебное пособие / А. М. Кумратова, Н. В. Третьякова, С. А. Курносов, И. И. Василенко. - Краснодар : КубГАУ, 2022. - 176 с.
20. Лазарев С. А. Проектирование высокоуровневой архитектуры распределенных информационных систем: учебное пособие / С. А. Лазарев, К. А. Польщиков. - Белгород: Издательский дом "БелГУ": НИУ "БелГУ", 2023. - 54 с.
21. Лапина Т. И. Проектирование информационных систем : учебное пособие / Т. И. Лапина, А. Л. Желанов. - Курск : Университетская книга, 2022. - 316 с.
22.Лычкина Н.Н. Информационные системы управления производственной компанией: учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. Н. Лычкиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 249 с.
23.Минаева Ю. В. Методы статистического и интеллектуального анализа данных : учебное пособие / Ю. В. Минаева. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2017. - 90 с.
24.Нестеров С. А. Базы данных: учебник и практикум / С. А. Нестеров. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 230 с.
25.Нестеров, С. А. Базы данных : учебник и практикум для вузов / С. А. Нестеров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 258 с.
26.Разумников С.В. Модели, алгоритмы и программное обеспечение поддержки принятия стратегических решений к переходу на облачные технологии: монография/ Разумников С.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2020. – 176 с.
27.Романова Ю.Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум / Ю. Д. Романова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 467 с.
28.Романова Ю.Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум для вузов/ Романова Ю.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 411 с.
29.Рыжко А.Л. Экономика информационных систем: учебное пособие для вузов / А. Л. Рыжко, Н. А. Рыжко, Н. М. Лобанова, Е. О. Кучинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 176 с.
30.Серова Г. А Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / Г. А. Серова. - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 239с.
31.Советов, Б. Я. Базы данных: учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 420 с.
32. Соколовская С. А. Информационные системы в экономике: учебное пособие / С. А. Соколовская. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2020. - 81 с.
33.Стружкин Н. П. Базы данных: проектирование: учебник для вузов / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 477 с.
34.Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами: учебное пособие. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
35.Толстобров А. П. Управление данными: учебное пособие для вузов / А. П. Толстобров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 272 с.