СВЯЗЬ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 64 + 64 источника
- Добавлена 06.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ...........................................................................................................9
1.1 Сущность индивидуальных особенностей личности........................................9
1.2 Понятие “стиль лидерства”................................................................................18
1.3 Психологические особенности детей подросткового возраста..................... 34
Выводы по главе 1.....................................................................................................39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ..............................40
2.1 Общая характеристика объекта и процедур исследования.............................40
2.2 Анализ диагностики стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности.....................................................................................................................43
Выводы по главе 2.....................................................................................................53
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ.54
3.1 Экспериментальная программа по профилактике и коррекции стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности....................................54
3.2 Результаты апробации экспериментальной программы..................................61
Выводы по главе 3.....................................................................................................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................71
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................75
Респондентам, которые сомневаются в ответе на то или иное высказывание, предлагается сделать отметку «+» или «-» в пользу результата, к которому он/она больше склоняется. Все утверждения теста являются обязательными для реагирования при использовании данной методики.По результатам тестирования лидерские качества испытуемого оцениваются как низкие, средние или высокие. 2.2 Анализ диагностики стиля лидерства с индивидуальными особенностями личностиПроцедура исследования состояла из двух этапов: экспериментальный оценочнойаналитическийРабота состояла из трех серий, где все испытуемые подростки выполняли условия методик индивидуально. На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика самооценки испытуемых по методике Дембо-Рубинштейна. При анализе результатов учитывались как уровень притязаний, так и уровень самооценки респондентов. Полученные результаты представлены в таблице 1 ниже. Таблица 1Результаты экспериментальной группы по методике «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн»Уровень притязанийШкалаУровень притязанийнизкийсреднийвысокийочень высокийум, способности15%45%30%10%характер20%50%25%5%авторитет у сверстников20%60%10%10%умение многое делать своими руками, умелые руки10%70%20%0%внешность20%50%20%10%уверенность в себе20%50%20%10%Уровень самооценкиШкалаУровень притязанийнизкийсреднийвысокийочень высокийум, способности30%40%20%10%характер50%20%20%10%авторитет у сверстников40%30%30%10%умение многое делать своими руками, умелые руки30%50%20%0%внешность40%40%15%5%уверенность в себе50%20%10%10%Как видим из таблицы, большая часть испытуемых имела средний или высокий уровень притязаний по всем 6-ти шкалам. В то же время, уровень самооценки подавляющего большинства испытуемых по 6-ти шкалам находился на низком или среднем уровне. Наконец, респондентам было предложено пройти тест на выявление лидерских способностей по методике Е. Жарикова и Е. Крушельницкого. Полученные результаты отображены на диаграмме ниже на Рисунке 2.Рисунок 2. Диагностика лидерский способностей по методике Е. Жарикова и Е. КрушельницкогоКак видно из приведенной выше диаграммы, большая часть испытуемых на констатирующем этапе исследования имела средний уровень лидерских способностей. А у приблизительно одинакового количества участников уровень лидерских способностей можно было оценить, как низкий или высокий.Полученные данные совпадают с данными, собранными при помощи методики Дембо-Рубинштейна и позволяют предположить, что средние лидерские способности участников выборки обусловлены средним уровнем их самооценки по ряду параметров.Выводы по главе 2 В данной главе проводилось эмпирическое исследование личностных качеств подростков, их самооценки и ее связи с выраженностью лидерских качеств в ситуациях повседневного общения. Для его проведения была составлена характеристика объекта и процедур исследования. На основании поставленной цели и учитывая особенности личности детей подросткового возраста, был сформирован комплекс методик. Нами были выбраны диагностические методики, которые позволяют исследовать лидерские качества с учетом индивидуальных особенностей исследуемых подростков в досуговой деятельности как ресурсе адаптации и повышения лидерского стиля личности. Процедура исследования состояла из экспериментального, оценочного и аналитического этапов. После проведения первого этапа исследования, можно сделать вывод о том, что применённые три методики дали полную картину проявления у детей старшего подросткового возраста лидерских свойств, умения работать в команде и индивидуально. Проводимые методики вызывали у подростков заинтересованность, что побуждало их к дальнейшему сотрудничеству. Было выявлено, что большинство опрошенных имели средний уровень лидерских способностей. Только у каждого пятого респондента уровень лидерских способностей был высоким. Сравнивая результаты, полученные с помощью тестирования Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, с данными, полученными посредством методики Дембо-Рубинштейна, полагаем, что средний уровень лидерских способностей в выборке обусловлен относительно невысокими результатами тестирования самооценки по ключевым параметрам. Подросткам нужна помощь в повышении самооценки, чтобы они чувствовали большую уверенность для проявления лидерских качеств. Следовательно, необходимо использовать в игровых и учебных действиях с детьми младшего подросткового возраста приемы и методы, в процессе которых подросток может в наибольшей степени проявить свои индивидуальные и лидерские показатели. Основной задачей следующего этапа эксперимента будет поднять заниженную самооценку детей до адекватной.ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ3.1. Экспериментальная программа по профилактике и коррекции стиля лидерства с индивидуальными особенностями личностиСвязь лидерства и индивидуальных особенностей детей подросткового возраста является результатом взаимосвязанной и целенаправленной психолого-педагогической работы, правильно подобранных методик и занятий. Психолого-педагогический климат в детском коллективе представляет собой один из важнейших аспектов в формировании и становлении, как самого лидера, так и индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также способствующий развитию данных качеств. Для формирования лидерских качеств и индивидуальных особенностей детей подросткового возраста в детском коллективе нами была разработана программа по профилактике и коррекции стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности. Цель программы: изучить особенности связи стиля лидерства в детском коллективе и апробировать программу по профилактике и коррекции стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности у детей подросткового возраста. Задачи программы: - выявления уровней сформированности показателей деятельностного критерия – степень лидерства и участия в коллективной работе; - выявления инициативности в выполнении задач; - апробировать программу по профилактике и коррекции стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности у детей подросткового возраста; -установление состояния связи лидерского потенциала и индивидуальных особенностей подростков в практике работы педагогов учебного заведения; - проанализировать результаты внедрения программы.Место проведения программы: помещение учебного заведения. Время проведения: 2 дня в неделю. Исполнитель: учитель, психолог учебного заведения. I. Цель и задачи программы. Цель: определение уровня и коррекция стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности у детей подросткового возраста. Задачи: - определение уровня лидерства в группе, - выявить лидеров коллектива.II. Содержание работы Для решения поставленных задач нами были использованы следующие приемы: - игровая методика «Дигикон» (участникам игры-тренинга предстоит решить поставленные перед ними задачи, примеряя на себя одну из ролей: «робота», «узника» или «хозяина»); - методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн»;- методика Е. Жарикова и Е. Крушельницкого.III. Форма работы: групповая и индивидуальная форма. IV. Методика «Дигикон» состояла в предоставлении подросткам сценария, по которому они должны были действовать в рамках одной из отведенных ими ролей. Во время выполнения своих ролей от подростков также требовалось взаимодействие друг с другом для достижения общей цели - освобождение из плена. Исследователь наблюдал за поведением подростков, чтобы выявить тех, кто обладает сильными лидерскими задатками, а также тех, кто способен слышать указания лидера и слаженно работать в команде.Игровая методика «Дигикон» являлась частью тематического тренинга, план которого представлен в Таблице 2. Таблица 2План тематического тренинга№ этапаПериод выполнения Содержание Цель Процедура проведенияВведение15 минутПредставление методикиФормирование положительного взаимоотношения среди подростковНа данном этапе педагог предлагает детям выбрать сказку или рассмотреть рисунок210 минутВведение правил, распределение ролей, инструкцияОпределение лидера, эффективности взаимодействия в команде, индивидуальной работыПодростков знакомят со сценарием и правилами игры35 минутОценка основных параметров лидеров, работы в команде ииндивидуальноВведение правилорганизованной коммуникации,правило чуткости к себе и окружающим, дисциплиныОсновная часть430 минутИгра «Дигикон»Установление доверительных отношений, снятие тревожности и эмоционального напряжения; психологическое раскрепощение с целью созданияблагоприятного климата в группе; формирование эмоционально-волевого единства группы; повышение уровня сплоченности участников; определение наиболее ценных индивидуальныхспособностей, которые необходимо развивать у детей; развитие чувств взаимоподдержки ивзаимоответственности; развитиеассоциативной памяти для запоминания.Подросткам предоставляется право выбрать роль в соответствии со сценарием.Исследователь наблюдает за участниками в процессе выполнения выбранных ролейЗаключительная часть5Рефлексия10 минутПодведение итогов, анализ деятельностиПедагог предлагаетвысказаться детям освоих эмоцияхв процессе игры.Каждыйучастник прощается сгруппой, говорит всемтеплые слова.Результаты, полученные в процессе применения игровой методики «Дигикон» представлены в Таблице 3. На основе полученных результатов мы сделали следующий вывод: во время проведения задачи главную роль брали на себя дети с завышенной самооценкой. Нами было выявлено два лидера в каждой из подгрупп.Участники, которые брали на себя роль «хозяина» были уверены в своих силах и точности своих действий. В обеих обследованных группах наблюдалась похожая поведение подростков. Сложно разделить обязанности между собой было подросткам, где в одной подгруппе объединялось два лидера. В таких ситуациях роль лидера изменялась с каждым следующим заданием. Подростки-лидеры проявили быструю реакцию на поставленные задачи, точность своих действий и умение руководить другими в ситуациях, требующих быстрых действий. Таблица 3Результаты по игровой методике «Дигикон» в экспериментальной группе.№ испытуемогоПол Степень лидерстваУчастие в коллективной работеВыявление инициативы1М3232М3233М2324М3235М2336Ж2327Ж3338Ж2229Ж33310Ж322V. Участникам тренинга также было предложено повторно пройти тестирование по методике Дембо-Рубинштейна и методике Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, чтобы выявить являлось ли участие в тренинге фактором повышения самооценки и более уверенной демонстрации лидерских качеств. VI. Анкетирование педагогов. Для выяснения состояния исследуемой проблемы в практике работы подросткового учебного заведения мы провели беседу и опрос педагогов, работающих с данными детьми (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Целью беседы было выяснить решения исследуемой проблемы педагогами учебного заведения. По результатам опроса мы определили, что педагоги осознают необходимость развития лидерского потенциала у детей старшего подросткового возраста, знают эффективные методы и приемы для улучшения взаимоотношений между детьми. Однако педагоги не всегда применяют их на практике. Проведенное исследование показало, что в группе есть лидеры, и подростки-аутсайдеры, у которых ограниченный круг общения. Коммуникативные навыки, присущие лидеру, у многих подростков на низком уровне. Эти подростки редко выражают свое несогласие, недовольство партнерами. Подростки с завышенной самооценкой всегда берут на себя главные роли. Поэтому основным задачей формирующего этапа эксперимента будет поднять заниженную самооценку подростков к адекватной, а воспитанников с завышенной самооценкой научить считаться с интересами и желаниями сверстников. После проведения второй серии эксперимента по выбранным, полученные результаты можно рассматривать следующим образом: переживания, стрессы, непонимание со стороны сверстников и родных, состояние стресса – это все влияет проявление и вырабатывания лидерских качеств и развития индивидуальный способностей. Были выявлены уровни: социометрического статуса, уровень лидерства, у экспериментальной и контрольной групп подростков. Результаты прогнозируемые по итогам проведения программы: - улучшение взаимодействия между подростками в группе; - повышение достижений в индивидуальных занятиях; - увеличение лидерского потенциала.3.2 Результаты апробации экспериментальной программыВ данном разделе приведен анализ результатов повторного использования методики «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн» были получены следующие результаты. Результаты повторной диагностики представлены в Таблице 4. Таблица 4Результаты повторной диагностики испытуемых с использованием методике «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн»Уровень притязанийШкалаУровень притязанийнизкийсреднийвысокийочень высокийум, способности10%30%45%15%характер10%35%40%15%авторитет у сверстников15%55%20%10%умение многое делать своими руками, умелые руки0%65%35%10%внешность15%35%35%15%уверенность в себе10%50%25%15%Уровень самооценкиШкалаУровень притязанийнизкийсреднийвысокийочень высокийум, способности15%40%30%15%характер30%25%35%10%авторитет у сверстников25%15%45%15%умение многое делать своими руками, умелые руки20%45%30%5%внешность30%45%20%5%уверенность в себе30%40%20%10%Затем был проведен сравнительный анализ уровня самооценки (параметр «Уровень самооценки») на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования. Полученные результаты представлены на рисунках 3, 4.Рисунок3. Динамика испытуемых с низким уровнем самооценкиИз диаграммы видим существенное снижение количества участников с низким уровнем самооценки на контрольном этапе исследования.Рисунок4. Динамика испытуемых со средним уровнем самооценкиЗа исключением шкалы «Ум, способности», видим изменения в количестве испытуемых со средним уровнем самооценки на констатирующем и контрольном этапах исследования (рисунки 5, 6).Рисунок 5. Динамика испытуемых с высоким уровнем самооценкиНа контрольном этапе исследования наблюдаем существенное увеличение количества испытуемых с высоким уровнем самооценки.Рисунок 6. Динамика испытуемых с очень высоким уровнем самооценкиНа контрольном этапе экспериментального исследования наблюдаем существенное увеличение количества испытуемых с очень высоким уровнем самооценки по отдельным шкалам. Стоит, однако, заметить, что по 3-м шкалам показатели остались без изменений. На контрольном этапе экспериментального исследования также была проведена повторная диагностика лидерских качеств подростков с использованием методики Е. Жарикова и Е. Крушельницкого. Сравнительный анализ результатов представлен на рисунке 8. Рисунок 7. Динамика лидерских качеств участников исследованияКак видно из диаграммы, на контрольном этапе экспериментального исследования наблюдалось увеличение количества респондентов, продемонстрировавших высокий уровень лидерских способностей. В то же время, количество респондентов с низкими лидерскими способностями снизилось.Для подтверждения гипотезы исследования проведем математический расчет по методике «Дигикон» (см. Таблицу 3). Для доказательства того, что у младших подростков существует взаимосвязь между параметрами «Степень лидерства», «Участие в работе» и «Выявление инициативы», возможно применение: непараметрического критерия ранговой корреляции R-Спирмена, так как результаты измерены количественно на одной и той же выборке испытуемых. При этом изучаемые параметры имеют смешанный тип шкал (параметрический и непараметрический), а также количество связанных рангов по всем параметрам составляет менее 10%. Н0: корреляция между параметрами «Степень лидерства», «Участие в работе» и «Выявление инициативы»равна нулю.Н1: корреляция между параметрами «Степень лидерства», «Участие в работе» и «Выявление инициативы»не равна нулю.Расчет критерия.Таблица 5 Результаты применения непараметрического критерия ранговой корреляции R-СпирменаПараметрыСпирмена - RУр.знач.(p)Степень лидерства и Выявление инициативы 0,940,001Степень лидерства и Участие в работе0,950,001Выявление инициативы и Участие в работе0,910,001Статистический вывод: по данным таблице 5 принимается гипотеза Н1 между параметрами «Степень лидерства», «Участие в работе» и «Выявление инициативы», так ка р≤0, 005.Полученный расчет находится в соответствии с данными, собранными при повторной диагностики респондентов при помощи методики Дембо-Рубинштейна. Повышение общего уровня самооценки участников привело к росту респондентов, продемонстрировавших высокий уровень лидерских способностей. Лидерские качества взаимосвязаны с индивидуальными особенностями личности младшего подростка – его самооценкой, что является своеобразным двигателем к проявлению активности среди сверстников.Таким образом, гипотеза о взаимосвязи самооценки и лидерства, моделируемая тренингом, была подтверждена. Выводы по главе 3 В данной главе нами была предложена программа для выявления и развития у детей подросткового возраста лидерских и индивидуальных качеств. В процессе выполнения методики «Дигикон» подростки принимали участие в мини-игре, выполняя одну из ролей предложенного сценария. При помощи методики «Диагностикасамооценки Дембо-Рубинштейн» мы определили уровень самооценки и притязаний участникам по 6-ти ключевым критериям. Также было задокументировано увеличение количества участников, продемонстрировавших высокий уровень лидерских способностей на контрольном этапе исследования. Почувствовав себя более уверенно, участники тренинга стали более активно демонстрировать свой лидерский потенциал. Кроме того, была проведена беседа и анкетирование педагогов, целью которых было выяснить решения исследуемой проблемы педагогами учебного заведения. По результатам опроса мы определили, что педагоги осознают необходимость развития лидерского потенциала у детей старшего подросткового возраста, знают эффективные методы и приемы для улучшения взаимоотношений между детьми. Таким образом, результаты нашего исследования показали и подтвердили, что взаимосвязь между стилем лидерства и индивидуальными особенностями личности ребенка подросткового возраста существует, следовательно - гипотеза доказана. Планомерная работа с использованием обусловленных методик, дала возможность в экспериментальной группе повысить уровень развития лидерских качеств, что позволяет нам сделать вывод об эффективности и правильности при использовании подобранных методик, как средства развития лидерских качеств детей подросткового возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕДля достижения цели были поставлены и решены следующие основные задачи, поставленные в работе: Изучили понятие и сущность индивидуальных особенностей личности. - Выявили специфику формирования особенности связи стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности подростков. - Проанализировали диагностики стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности. - Выявили уровень сформированности стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности у подростков - Разработана программа, направленную на профилактику и коррекцию стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в основе исследования, а собственно: что имеется зависимость взаимосвязи у детей подросткового возраста между стилем лидерства и индивидуальными особенностями личности - подтвердилась. Потому, что на основе полученных результатов, допускается сделать вывод о том, что лидерские качества имеется возможность усилить у старших подростков, в случае если составить и использовать особый комплекс программ и методик. Нами были применены: 1. методика "Дигикон" на основе сюжетно-ролевой деятельности для определения способности подростков действовать в предложенной ситуации и брать на себя ответственность за принятые решения.2. методика "Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн" при помощи которой было определено социометрическое положение подростка в коллективе. 3. Методика диагностирования лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого.Таким образом, проведенное теоретическое исследование позволило выявить ряд направлений, позволяющих развивать лидерские способности подростка. На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств у подростков являются групповые и индивидуальные методики. Для эмпирического этапа исследования мы поставили следующие задачи: 1. Выявить исходный уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста. 2. Подобрать и апробировать программу, по профилактике и коррекции стиля лидерства с индивидуальными особенностями личности. 3. Выявить эффективность подобранных методик, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста. Было проведено статистическое исследование. Таким образом, результаты нашего исследования доказали гипотезу о положительном влиянии тренинга на самооценку участников и их готовность к демонстрации лидерских способностей. Планомерная работа с использованием обусловленных методик, дала возможность в экспериментальной группе повысить уровень развития лидерских качеств, что позволяет нам сделать вывод об эффективности и правильности при использовании подобранных методик, как средства развития лидерских качеств детей подросткового возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАдлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. -Киев : Наука жить, 1997. - 357 с. Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа. Дисс. Канд. Психол. Наук. М., 1992 – 213 с.Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 394 с.Ананченко М.Ю. Влияние архетипов на представления о лидере и лидерстве // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 715 с.Андреева Г.М. Социальная психология: учеб.для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2008 – 199 с. Базаров Т. Ю. Социально-психологическая ориентировка непосредственного руководителя трудового коллектива. Автореф. дис.канд. психол. наук. – М., 1981. – 317 с.Базаров Т. Ю., Нестик Т., Козева А., Ладионенко М. Информационно-аналитический бюллетень. №5. – М.; СПб., 2015 – 48 с. Базаров Т.Ю., Шевченко Ю.С. Организационный лидер посткризисного периода // Организационная психология. 2019. Т. 4. № 3. – 69 с. Батаева Б. Женщины в руководстве компаний: особенности продвижения и подготовки / Бэла Батаева // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 8. – 432 с. Бегг Я. К структуре лучших практик руководства проектами [Электронный ресурс] / Бегг Я., Кокс Г. - Управление проектами и программами . - 2018. - N 1. – 87 с. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 :Москва, 2002, - 197 c. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: монография. Оренбург,2000. – 167 с.Бендас Т.В. Психологи лидерства // Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: Автореф. дис. ... психол. наук. Курск, 2015. - 18 с. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоз. о-во "Знание". — М. : Знание, 1979. — 37 с.Васильева Е.Н. Человековедческая компетентность субъекта управленияв сфере культуры. – Томск: Изд-во Томского университета, 2005. – 316 с. Веснин Р. В. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2019. - 688 с. Гонина, О. О. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 сГапоненко А. Л. Теория управления [Книга] : учебник для бакалавров / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. - М. : ЮРАЙТ, 2021. - 342 с. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2007. – 168 с.Гроф С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания. - М.: АСТ, 2001. - 476 с. Гусев А.Н. 1С: Школьная Психодиагностика. Руководство по использованию психодиагностических методик психологами образовательных учреждений. — М.: Смысл, 2018. — 259с. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001. — 720 с. ДжойнерРик. Лидерство и творческий потенциал в жизни; Скобелкин - Москва, 2013. - 216 c. Ершов А.А. Лидер и авторитет группы // «Экспериментальная и прикладная психология». Л., 1971, вып.4 – 223 с. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологических исследований // Руководство и лидерство / под ред. Б.Д.Парыгина. Л., 1973. – 511 с. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 416 с. Зеер Э., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России, 2005. -№ 4. с. 23–30. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. -77 с. Иванов Д.А., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М.: ACADEMIA, 2013. – 155 с. Ицках А. Развитие лидеров, Москва, 2018. - 134 с. Камынина Н. Н., Островская И. В., Пьяных А. В. Менеджмент и лидерство / Н. Н. Камынина, И. В. Островская, А. В. Пьяных – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 328с. Козлова Н.В., Берестнева О.Г. Профессиональные компетенции: экспертно-статистический анализ. Вестник Томск.гос. ун-та. - 2007. - №295. Колесникова, И. С. Психологические особенности подросткового возраста / И. С. Колесникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/234/42998/ (дата обращения: 06.06.2024).Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. - М.: Статус, 2007. – 187 с. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен: социальная психология: хрестоматия для вузов. М: Аспект Пресс, 2003. 89 35. Кудряшова Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: дис. ... докт. филос. наук / Е.В. Кудряшова. - М. 1996. – 177 с. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и само тренировки. М.: Изд-во «Корпоративные стратегии», 2014. - 496 с.Логвинов И.Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства современной отечественной психологии // Научный журнал КубГАУ -ScientificJournalofKubSAU . 2014. №97. – 342 с.Морозова Г.Б. Концепция компетентности в практике профессионального отбора. – М.: Норма, 2000. – 68 с. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 2013. – 198 с.Панарин И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М., 2010. - 145 с.Парыгин Б.Д. Лидерство как инструмент интеграции общности. СПб.:Питер, 2000. – 187 с.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971 – 43 с. Первитская А.М. Исследование лидерства как особого вида деятельности (на примере юношеского возраста) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 3, - 264 с. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. – 190 с.Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие, реализация. – М.: Когнито-Центр, 2002. – 534 с. Розанова В.А. Психология управления. М.: Интел-Синтез, 1999. - 352 с. Сарычев С.В. Лидерство в напряженных ситуациях совместной деятельности как социально-психологический механизм надёжности группы // Проблемы социальной психологии XXI столетия: материалы международного конгресса: в 6 т. Ярославль, 2001. Т. 3. – 166 с. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малыхгрупп в различных социальных условиях: Автореф. дис. ... д-ра психол.наук. Курск, 2009. - 142 с. Свенцицкий АЛ. Социальная психология: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 336 с. 52. Сергеева С.А. Проблематика развития лидерства в психологи и управления // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3 – 88 с.Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 216 с. Столяренко Л. Д. Психология / учебник для вузов / Л. Д. Столяренко – СПб: Питер, 2010. – 592 с. Трейси Б., Шелеен Ф. Личность лидера / Б. Трейси, Ф. Шелеен – Москва: Попурри, 2018. – 363 с. Тягунова Е.А. Мотивация лидерства: монография / Е. А. Тягунова; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский:КамГУим. Витуса Беринга, 2013. — 161 с. Тягунова Е.А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии //Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты .2014. №10. – 91 с. Уманский А.Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства // Ярославский педагогический вестник. № 3 (40), 2004. – 376 с.Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: Избранные труды. Кострома, 2001. – 235 с.Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / И. П. Чередниченко, Н. В. Тельных – Ростов - на – Дону : Феникс, 2014. – 456с. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии. 2002. Фрейд З. Бессознательное. - М., 2006. – 143 с.Шафеева Н.Д. Теоретические основы лидерских качеств студентов / Н.Д.Шафеева // Среднее профессиональное образование. – 2011. - №10. – С. – 61Павленко, Т. А. Психолого-педагогические технологии развития общения детей младшего подросткового возраста со сверстниками / Т. А. Павленко. - Текст: непосредственный// Детский сад от А до Я. - 2016. - № 5. - С. 95Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]/ под ред. Е.О. Смирновой. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у подростков: Методические рекомендации [Текст]/ Л.А. Снегирева. -Москва: «ВЛАДОС», 2012.-88с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Анкета для педагоговНомер учебного заведения____, возрастная группа ____. 1. Планируется ли работа по развитию индивидуальных особенностей и лидерского потенциала детей в вашем коллективе? Да, нет. Если да, то: - выделяется как специальная задача; - планируется эпизодически; - используются некоторые методические приемы (внесение новшеств в программы, занятия, методики и др.); - другие варианты ответов (укажите их). Если нет, то: - нет необходимости планировать такую работу, так как дети хорошо воспринимают новый материал; - у детей не остается времени на такую деятельность; - не знаю особенностей планирования развития индивидуальных особенностей и лидерского потенциала детей; - другие варианты ответов (укажите их). 2. Как вы считает, все ли условия созданы в вашей группе для развития индивидуальных особенностей и лидерского потенциала детей?Да, нет. Если да, то: - наличие раздаточных материалов и оборудования с учетом специфики возраста; - регулярно планируется работа по развитию индивидуальной деятельности детей; - организация предметно методической – образовательной среды и отражение методов руководства внеурочной деятельностью в плане учительно-образовательной работы в группе; - другие варианты ответов (укажите их). Если нет, то: - отсутствие необходимого оборудования; - отсутствие необходимых знаний об особенностях организации развития индивидуальных особенностей и лидерского потенциала детей; другие варианты ответов (укажите их). Носит ли предметно методическая – игровая среда вашего учебного заведения развивающий характер? Да, нет. Какие методические приемы используются вами для развития индивидуальных особенностей и лидерского потенциала в непосредственной работе с подростками? Назовите их.Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них. Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа прошла проверку на корректность заимствования в системе «Антиплагиат.ру».Настоящим подтверждаю, что даю разрешение Университету «Синергия» на размещение полного текста моей выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы, отзыва на мою выпускную квалификационную работу в электронно-библиотечной системе Университета «Синергия»._Стройло Александра Сергеевна _ ФИО________________________ Подпись«___» ___________________202___г.
2. Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа. Дисс. Канд. Психол. Наук. М., 1992 – 213 с.
3. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 394 с.
4. Ананченко М.Ю. Влияние архетипов на представления о лидере и лидерстве // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 715 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб.для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2008 – 199 с.
6. Базаров Т. Ю. Социально-психологическая ориентировка непосредственного руководителя трудового коллектива. Автореф. дис.канд. психол. наук. – М., 1981. – 317 с.
7. Базаров Т. Ю., Нестик Т., Козева А., Ладионенко М. Информационно-аналитический бюллетень. №5. – М.; СПб., 2015 – 48 с.
8. Базаров Т.Ю., Шевченко Ю.С. Организационный лидер посткризисного периода // Организационная психология. 2019. Т. 4. № 3. – 69 с.
9. Батаева Б. Женщины в руководстве компаний: особенности продвижения и подготовки / Бэла Батаева // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 8. – 432 с.
10. Бегг Я. К структуре лучших практик руководства проектами [Электронный ресурс] / Бегг Я., Кокс Г. - Управление проектами и программами . - 2018. - N 1. – 87 с.
11. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 :Москва, 2002, - 197 c.
12. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: монография. Оренбург,2000. – 167 с.
13. Бендас Т.В. Психологи лидерства // Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
14. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: Автореф. дис. ... психол. наук. Курск, 2015. - 18 с.
15. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоз. о-во "Знание". — М. : Знание, 1979. — 37 с.
16. Васильева Е.Н. Человековедческая компетентность субъекта управленияв сфере культуры. – Томск: Изд-во Томского университета, 2005. – 316 с.
17. Веснин Р. В. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2019. - 688 с.
18. Гонина, О. О. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с
19. Гапоненко А. Л. Теория управления [Книга] : учебник для бакалавров / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. - М. : ЮРАЙТ, 2021. - 342 с.
20. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2007. – 168 с.
21. Гроф С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания. - М.: АСТ, 2001. - 476 с.
22. Гусев А.Н. 1С: Школьная Психодиагностика. Руководство по использованию психодиагностических методик психологами образовательных учреждений. — М.: Смысл, 2018. — 259с.
23. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
24. Джойнер Рик. Лидерство и творческий потенциал в жизни; Скобелкин - Москва, 2013. - 216 c.
25. Ершов А.А. Лидер и авторитет группы // «Экспериментальная и прикладная психология». Л., 1971, вып.4 – 223 с.
26. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологических исследований // Руководство и лидерство / под ред. Б.Д. Парыгина. Л., 1973. – 511 с.
27. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
28. Зеер Э., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России, 2005. -№ 4. с. 23–30.
29. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. -77 с.
30. Иванов Д.А., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М.: ACADEMIA, 2013. – 155 с.
31. Ицках А. Развитие лидеров, Москва, 2018. - 134 с.
32. Камынина Н. Н., Островская И. В., Пьяных А. В. Менеджмент и лидерство / Н. Н. Камынина, И. В. Островская, А. В. Пьяных – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 328с.
33. Козлова Н.В., Берестнева О.Г. Профессиональные компетенции: экспертно-статистический анализ. Вестник Томск. гос. ун-та. - 2007. - №295.
34. Колесникова, И. С. Психологические особенности подросткового возраста / И. С. Колесникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/234/42998/ (дата обращения: 06.06.2024).
35. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. - М.: Статус, 2007. – 187 с.
36. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен: социальная психология: хрестоматия для вузов. М: Аспект Пресс, 2003. 89 35. Кудряшова Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: дис. ... докт. филос. наук / Е.В. Кудряшова. - М. 1996. – 177 с.
37. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и само тренировки. М.: Изд-во «Корпоративные стратегии», 2014. - 496 с.
38. Логвинов И.Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства современной отечественной психологии // Научный журнал КубГАУ -ScientificJournalofKubSAU . 2014. №97. – 342 с.
39. Морозова Г.Б. Концепция компетентности в практике профессионального отбора. – М.: Норма, 2000. – 68 с.
40. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 2013. – 198 с.
41. Панарин И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М., 2010. - 145 с.
42. Парыгин Б.Д. Лидерство как инструмент интеграции общности. СПб.: Питер, 2000. – 187 с.
43. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971 – 43 с.
44. Первитская А.М. Исследование лидерства как особого вида деятельности (на примере юношеского возраста) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 3, - 264 с.
45. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. – 190 с.
46. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие, реализация. – М.: Когнито-Центр, 2002. – 534 с.
47. Розанова В.А. Психология управления. М.: Интел-Синтез, 1999. - 352 с.
48. Сарычев С.В. Лидерство в напряженных ситуациях совместной деятельности как социально-психологический механизм надёжности группы // Проблемы социальной психологии XXI столетия: материалы международного конгресса: в 6 т. Ярославль, 2001. Т. 3. – 166 с.
49. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: Автореф. дис. ... д-ра психол.наук. Курск, 2009. - 142 с.
50. Свенцицкий АЛ. Социальная психология: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 336 с. 52. Сергеева С.А. Проблематика развития лидерства в психологи и управления // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3 – 88 с.
51. Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 216 с.
52. Столяренко Л. Д. Психология / учебник для вузов / Л. Д. Столяренко – СПб: Питер, 2010. – 592 с.
53. Трейси Б., Шелеен Ф. Личность лидера / Б. Трейси, Ф. Шелеен – Москва: Попурри, 2018. – 363 с.
54. Тягунова Е.А. Мотивация лидерства: монография / Е. А. Тягунова; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский: КамГУим. Витуса Беринга, 2013. — 161 с.
55. Тягунова Е.А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии //Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты .2014. №10. – 91 с.
56. Уманский А.Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства // Ярославский педагогический вестник. № 3 (40), 2004. – 376 с.
57. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: Избранные труды. Кострома, 2001. – 235 с.
58. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / И. П. Чередниченко, Н. В. Тельных – Ростов - на – Дону : Феникс, 2014. – 456с.
59. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии. 2002.
60. Фрейд З. Бессознательное. - М., 2006. – 143 с.
61. Шафеева Н.Д. Теоретические основы лидерских качеств студентов / Н.Д. Шафеева // Среднее профессиональное образование. – 2011. - №10. – С. – 61
62. Павленко, Т. А. Психолого-педагогические технологии развития общения детей младшего подросткового возраста со сверстниками / Т. А. Павленко. - Текст: непосредственный// Детский сад от А до Я. - 2016. - № 5. - С. 95
63. Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]/ под ред. Е.О. Смирновой. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 392с.
64. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у подростков: Методические рекомендации [Текст]/ Л.А. Снегирева. -Москва: «ВЛАДОС», 2012. -88с.