Автоматизация рабочего места сотрудника (На примере определнной компании) НЕ ДОБАВЛЯТЬ В МГР.
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 24.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Аналитическая часть 6
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности «КАК ЕСТЬ» 6
1.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности 6
1.1.2. Организационная структура управления предприятием 7
1.1.3 Программная и техническая архитектура ИС предприятия 8
1.2. Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации 12
1.2.1. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов 12
1.2.2. Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и ее описание 14
1.2.3. Обоснования необходимости использования вычислительной техники для решения задачи 16
1.2.4. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации 18
1.3Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» 19
1.3.1. Анализ существующих разработок для автоматизации задачи 19
1.3.2. Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи 22
1.3.3. Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации комплекса задач 24
1.4 Обоснование проектных решений 25
1.4.1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению 25
1.4.2 Обоснование проектных решений по программному обеспечению 25
1.4.3 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению 26
Глава 2. Проектная часть 28
2.1 Разработка проекта автоматизации 28
2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации 28
2.1.2 Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание 32
2.1.3 Организационно-правовые и программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации 33
2.2 Информационное обеспечение задачи 34
2.2.1 Информационная модель и ее описание 34
2.2.2.Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации 36
2.2.3 Характеристика результатной информации 37
2.3.Программное обеспечение задачи 37
2.3.1.Общие положения (дерево функций и сценарий диалога) 37
2.3.2. Характеристика базы данных 38
2.3.3. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей) 42
2.3.4. Описание программных модулей 43
2.4 Контрольный пример реализации проекта и его описание 44
Глава 3. Обоснование экономической эффективности проекта 52
3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности 52
3.2 Расчёт показателей экономической эффективности проекта 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список использованных источников 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Далее проведено определение реквизитного состава указанных информационных объектов (таблицы 12-17).Таблица 12Список атрибутов сущности «Виды услуг»АтрибутФорматОписаниеПроверкаПримеры записейКод вида услугЧисло (10,0)Первичный индексПроверка на дубль1Наименование вида услугТекстЗначение непустоеРазработка бухгалтерского ПОТаблица 13Список атрибутов сущности «Цены»АтрибутФорматОписаниеПроверкаПримеры записейКод ценыЧисло (10,0)Первичный индексПроверка на дубль1Вид услугиЧисло (10,0)Выбор из списка номенклатуры Значение непустое1Дата актуальностиДатаЗначение непустое10.01.2024Цена услугиДенежныйНеотрицательное значение10000Единица измеренияТекстЗначение непустоеед.Таблица 14Список атрибутов сущности «Организации»АтрибутФорматОписаниеПроверкаПримеры записейКод организацииЧисло (10,0)Первичный индексПроверка на дубль1НаименованиеТекстЗначение непустоеООО КлаусКонтактный телефонТекстЗначение непустое+79874566363АдресТекстЗначение непустоеУл. Танковая, 66-4Таблица 15Список атрибутов сущности «Договоры»АтрибутФорматОписаниеПроверкаПримеры записейКод договораЧисло (10,0)Первичный индексПроверка на дубль1ОрганизацияЧисло (10,0)Выбор из списка организацииЗначение непустоеООО ИскраСостояние исполненияТекстПеречислениеЗначение непустоеВ работеОписаниеТекстЗначение непустоеО разработке бухгалтерского ПОДата договораДатаЗначение непустое21.01.2024Таблица 16Список атрибутов сущности «Платежи»АтрибутФорматОписаниеПроверкаПримеры записейКод платежаЧисло (10,0)Первичный индексПроверка на дубль1ДоговорЧисло (10,0)Выбор из списка актуальных договоровЗначение непустоеДоговор 256 от 01.01.2024Сумма платежаЧисло (10,2)>010000р.Дата платежаДатаЗначение непустое21.01.2024Таблица 17Список атрибутов сущности «Оказанные услуги»АтрибутФорматОписаниеПроверкаПримеры записейКод оказанной услугиЧисло (10,0)Первичный индексПроверка на дубль1ДоговорЧисло (10,0)Выбор из списка актуальных договоровЗначение непустоеДоговор 256 от 01.01.2024ЦенаЧисло (10,0)Автоматическая установка актуальной ценыЗначение непустое2500руб.На рис.12 приведена диаграмма логической модели разрабатываемой системы. Рисунок 12 – Диаграмма логической модели2.3.3.Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)На рисунке 13 показано дерево вызова программных модулей.Рисунок 13 – Дерево вызова программных модулейВ таблице 18 приведено описание программных модулей системы.Таблица 18Описание программных модулей№ п/пНаименование модуля Функции подсистемы1Производственные партииАнализ полномочий пользователя2Модуль авторизацииУчет данных о выпуске продукции 3Модуль отчетностиФормирование отчётности по учету расчетов с клиентами4Модуль учета видов услугУчет видов выпускаемой продукции 5Модуль учета номенклатурыУчет номенклатуры6Модуль учета оказания услугУчёт подразделений предприятия2.3.4. Описание программных модулейВыбран модуль учета подразделений.При вызове модуля производится работы с информацией о производственном подразделении. Развернутая блок-схема формирования отчёта по комплектации представлена на рисунке 14. Как показано на блок-схеме алгоритма, приведенной на рисунке 14, работа с системой по учету данных о подразделениях (производственных цехах) включает этапы:открытие главной формы;открытие формы справочника подразделений (цехов);заполнение карточки подразделения;проверка корректностисохранение результатов.Рисунок 14 – Блок-схема работы со справочником подразделенийТаким образом, интерфейс разрабатываемого программного продукта должен соответствовать показанной структуре и включать перечень указанных основных и служебных функций. В приложении приведен программный код работы с модулем учета подразделений. 2.4 Контрольный пример реализации проекта и его описаниеУсловия использования клиентского приложения:ОЗУ – от 4GB;Операционные системы Windows 8.1 и выше или Linuxактуальных версий;Установленная платформа "1С: Предприятие". Для функционирования системы необходимо наличие установленной среды «1С: Предприятие 8.3». Далее проведено описание функционала разработанной системы автоматизации. На рисунке 15 приведён справочник клиентов.Рисунок 15 – Справочник клиентов в режиме спискаНа рис.16 приведен справочник клиентов в режиме добавления записи. Рисунок 16 – Справочник клиентов в режиме добавленияНа рис.17 приведен справочник видов услуг в режиме списка.Рисунок 17 – Справочник видов услуг в режиме спискаНа рис.18 приведен режим списка цен на услуги по интеграции ПО. На рис.19 приведен режим ввода данных о ценах на услуги исследуемой компании.Рисунок 18 - Режим списка цен на услуги интеграции ПОРисунок 19 – Режим ввода цен на услуги исследуемой компанииНа рис.20 приведен режим ввода заказа клиентов на оказание услуг исследуемой компании.Рисунок 20 – Режим ввода заказа клиентов на оказание услуг исследуемой компанииНа рис.21 приведен список введенных заявок на оказание услуг.Рисунок 21 – Список введенных заявок на оказание услугНа рис.22 приведен отчет по клиентам и видам услуг.Рисунок 22 – Отчет по клиентам и видам услугНа рис.23 приведен режим ввода оплаты за услуги исследуемой компании.Рисунок 23 – Режим ввода оплаты за услуги исследуемой компанииНа рис.24 приведен отчет по суммам к оплате за услуги компании.Рисунок 24 - Отчет по суммам к оплате за услуги компанииНа рис.25 приведен отчет по суммам оплат в разрезе номенклатуры.Рисунок 25 - Отчет по суммам оплат в разрезе номенклатурыЦелью тестирования системы является анализ соответствия реализованного функционала поставленным задачам, анализ параметров быстродействия системы, проверка реализации ролевой модели, корректности проводимых расчётов. Тестирование проводится на этапе отладки приложения, выявляются несоответствия, проверяется наличие системных ошибок, совместимость с ИТ-инфраструктурой компании. Выявленные ошибки устраняются до передачи в работу программного решения. Тестирование проводится на предмет соответствия заявленному функционалу, на корректность проводимых расчетов, правильность формирования печатных форм, отсутствие системных ошибок.В таблице 18 представлены типы проводимых тестов и их общее описание.Таблица 18Типы проводимых тестов и их общее описаниеТип тестаКоличествоЦель тестированияФункциональное3Проверка реализации функционала, связанного с работой администраторов в части заявленных задачОценочное2Проверка на соответствие основным требованиямНагрузочное1Тестирование по показателям быстродействия в основных режимах работыПротокол проверки режимов по работе с пользователями приведён в таблице 19.Таблица 19Протокол проверки режимов по работе с пользователями№ФункционалВид тестаПредусловиеПостусловиеОжидаемый результат1Учет заказов клиентов на оказание услугВвод заказов клиентов на оказание услугПоступило обращение клиента 1.Нажать «добавить заказ»2. Заполнение карточки3. Проверка корректности вводаЗаказ добавленПротокол проверки режимов по учету платежей клиентов приведен в таблице 20.Таблица 20Протокол проверки режимов по учету выполненных работ№ФункционалВид тестаПредусловиеПостусловиеОжидаемый результат1Учет принятых платежейПроверка режима учета оплат, текущей задолженности Поступили данные о поступлении оплат 1.Нажать «Расчет»2. Ввести суммы оплаты 3. Нажать кнопку «Запись»Проверен режим уста оплатПроверка формирования сводного отчета по клиентам и видам услуг (таблица 21)Таблица 21Проверка формирования сводного отчета по клиентам и видам услугДействиеРеакция системыЗапуск режима формирования отчета сводного отчета по клиентам и видам услугОткрыта форма формирования сводного отчета по клиентам и видам услугСтарт создания формы выходного документа Формирование выходного документаВыходной документ готов для распечаткиПодготовка печатного макетаПроверка формирования сводного отчета по поступающим оплатам (таблица 22)Таблица 22Проверка формирования сводного отчета по клиентам и видам услугДействиеРеакция системыЗапуск режима формирования отчета сводного отчета по поступающим оплатамОткрыта форма формирования сводного отчета по поступающим оплатамСтарт создания формы выходного документа Формирование выходного документаВыходной документ готов для распечаткиПодготовка печатного макетаТаким образом, по итогам проведённого тестирования ошибок не выявлено.Выводы по разделуПрактическая часть работы содержит описание проекта по созданию и программной реализации программного решения по автоматизации учета оказываемых услуг. Далее проведена разработка программного обеспечения в соответствии с поставленными задачами: описана структура входных и результатных данных, построена реляционная модель, описаны требования к архитектуре приложения. Далее приведено описание режимов работы созданной системы автоматизации.По итогам анализа реализованного функционала было показано, что режимы работы со справочной (по учету клиентов, видов услуг), оперативной (по учету платежей и договоров) и отчетной (по расчетам) информацией соответствуют поставленным задачам, программный продукт возможно использовать в деятельности компании в рамках технологии учета оказания услуг.Таким образом, все поставленные задачи автоматизации выполнены.Глава 3. Обоснование экономической эффективности проекта3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективностиПринятие решения о вводе системы в промышленную эксплуатацию принимается на основании обоснованной экономической эффективности, при отсутствии которой разработка проекта не имеет смысла. Далее проведён анализ факторов получаемой экономической выгоды и оценка размеров получаемого эффекта.Принятие решения о целесообразности внедрения созданного программного продукта предполагает проведение расчетов сметы на создание системы автоматизации, оценки дополнительных расходов, которые предполагаются в компании за счет внедрения новой технологии в сравнении с получаемым снижением трудоемкости выполнения операций, связанных с учетом расчетов с клиентами. Смета на реализацию проекта автоматизации включает расчет стоимости приобретаемых материалов в рамках работы над проектом автоматизации, расчет сумм заработной платы привлеченных специалистов. Снижение трудоёмкости операций по учету расчетов с клиентами производится из соотношения: (1) – трудоемкостьтехнологии по учету расчетов с клиентамив годовом выражении по базовой технологии;Т - трудоемкостьтехнологии по учету расчетов с клиентами в годовом выражении по внедряемой технологииСтоимостное выражение снижения трудоемкости операций: (2)С0 – стоимость технологии по учету выпуска продукции в годовом выражении по базовой технологии. – величина получаемой выгоды в денежном выражении.С учетом эксплуатационных затрат величина получаемой выгоды рассчитывается из соотношения: (3)(Z – эксплуатационные затраты, связанные с использованием системы автоматизации учета оказания услуг)Полученное значение сравнивается с вычисленным значением экономического эффекта, связанного с сокращением времени учетных операций по работе с клиентами. 3.2 Расчёт показателей экономической эффективности проекта1. Далее проведеновычислениеобъемов затрат на проект автоматизации технологииучета оказания услуг. Расходы предполагаются по следующим статьям:Оплата труда разработчиков и сотрудников профильных отделов, задействованныхвсоздании системы;Затраты, связанные с использованием компьютерного оборудования;Покупка материалов, необходимых для работы проектной команды. В таблице 23показаны расчетызатрат на оплату труда сотрудников, задействованныхвсоздании системы.Таблица 23Расчет сумм оплаты труда специалистов, задействованных в создании системыДолжностьЧасовойтариф заработной платы, руб.Длительностьучастия, час.Итоговая сумма оплаты трудаПрограммист45018081000Сотрудник профильного отдела3508028000Руководитель отдела4604018400Финансист100101000Итого128400Далее проводится расчет расходов по фонду оплаты труда с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды (30,2%).Затраты на заработную плату сотрудников с учетом отчислений: 128400*1,302 руб. = 167176 руб.Амортизационные затраты, связанные с эксплуатацией компьютерного оборудования,рассчитываются с учетом величины срока полезнойэксплуатации (5лет), длительностииспользования техники (1,5 мес.) и её балансовой стоимости (80 тыс.руб.).Оплата за потребленную электроэнергию при тарифе в 6 руб./кВт*ч и 180 часах работы, 0,7кВт мощности, рассчитывается из соотношения: Затраты на покупку материалов, необходимых в работе проектной команды, оцениваются в 4700 руб.Величина затрат на создание ИТ-проекта: Эффект от внедрения разработанной системы автоматизации учета услуг компании обусловлен снижением времени по поиск информации, выполнение работ, связанных с учетом оказанных услуг, формированием отчётных данных. Расчет экономии проведен через вычисление трудоемкости одной операции по существующей технологии, одной операции при внедрении разработанной системы в работу компании. Далее вычисляется экономия времени на одну операцию. Далее с учетом годового количества выполняемых операций вычисляется экономия трудозатрат в годовом выражении и далее полученная величина переводится в денежные единицы с учетом ставки оплаты труда сотрудников, выполняющих указанные технологические операции. Таблица 24Расчеты показателей экономии трудозатрат на выполнение технологических операцийОперацияГодовая периодичность выполнения работВремя на операцию по существующей технологии, мин.Время на операцию по предлагаемой технологии, мин.Снижение трудоёмкости операции, мин.Годовое снижение трудозатрат, мин.Годовое снижение трудозатрат, руб. Учет клиентов200010281600080000Учет видов услуг30015114420021000Учет оплат50004131500075000Формирование сводов50003121000050000Формирование отчетности50201193801900Учет договоров10001019900045000Сводные показатели6010194502250Итого275150Таким образом, оценка полученного эффекта составляет 275150 руб.Срок окупаемости проекта составит: Выводы по разделуПринятие решения о целесообразности внедрения созданного программного продукта предполагает проведение расчетов сметы на создание системы автоматизации, оценки дополнительных расходов, которые предполагаются в компании за счет внедрения новой технологии в сравнении с получаемым снижением трудоемкости выполнения операций, связанных с учетом расчетов с клиентами. Смета на реализацию проекта автоматизации включает расчет стоимости приобретаемых материалов в рамках работы над проектом автоматизации, расчет сумм заработной платы привлеченных специалистов. Эффект от внедрения разработанной системы автоматизации учета услуг компании обусловлен снижением времени по поиск информации, выполнение работ, связанных с учетом оказанных услуг, формированием отчётных данных. Расчет экономии проведен через вычисление трудоемкости одной операции по существующей технологии, одной операции при внедрении разработанной системы в работу компании. Далее вычисляется экономия времени на одну операцию. Далее с учетом годового количества выполняемых операций вычисляется экономия трудозатрат в годовом выражении, и далее полученная величина переводится в денежные единицы с учетом ставки оплаты труда сотрудников, выполняющих указанные технологические операции. Рассчитаны показатели окупаемости проекта, показано, что внедрение системы в работу компании экономически обосновано. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках данной работы проведена программная реализация информационной системы для автоматизации рабочего места специалиста поучету оказания услуг для использования в работе компании, профиль деятельности которой связан с разработкой, внедрением и сопровождением бухгалтерских программных продуктов в части учета данных о поступлении заказов и процессе их исполнения.Проведено решение задач:Изучение организационной структуры, видов оказываемых услуг компании;Разработана функциональная модель технологии интеграции ПО;Сформулированы задачи, предполагающие необходимость программной реализации;Разработана информационная модель проектируемой системы;Разработаны требования к архитектуре проектируемого приложения;Создан программный продукт, произведено тестирование результатов его работы;Разработан проект по установке и развертыванию системы в ИТ-инфраструктуре компании;Сделан расчет экономического эффекта, получаемого компанией за счет использования разработанного ПО.Проведено описание деятельности компании, ее подразделений, обязанностей специалистов. Проведен анализ технологии оказания услуг по интеграции программного обеспечения. Результаты анализа существующей технологии учета услуг интеграции программного обеспечения показали, что в отсутствие использования специализированного программного решения для автоматизации указанной задачи в технологии работы специалистов наблюдаются следующие недостатки:невозможность получения данных по стоимости услуг на текущий момент;невозможность оперативного получения данных по клиентам, заключённым договорам, проведенным расчетам;невозможность получения сводной информации по оказанным услугам в разрезе видов номенклатуры, клиентов и др. Проведено определение задач, требующих использования программного обеспечения, внедрение которого позволит повысить эффективность работы специалистов компании, снизить управленческие издержки. В проектной части работы проведено создание структуры данных информационной системы учета оказания услуг в рамках услуг интеграции ПО, описана реляционная модель данных. Далее проведен выбор платформы разработки приложения, описаны требования к архитектуре системы. Описаны режимы функционирования созданного приложения в формате "1С: Предприятие". По результатам проведённого тестирования было показано соответствие функционала приложения поставленным задачам. Факторы экономического эффекта связаны с сокращением времени выполнения операций, связанных с ведением учета проведённых расчетов за оказанные услуги интеграции ПО, формированием отчётности, получением возможностей оптимизации политики предоставления услуг по интеграции ПО на основе информации, получаемой в аналитической отчётности, формируемой в системе. В экономической части работы описан проект внедрения системы в работу компании, рассчитаны показатели окупаемости проекта, по итогам которого показано, что внедрение разработанной системы является экономически целесообразным.Список использованных источниковПРИЛОЖЕНИЕФрагменты программного кодаПроцедура ОбработкаПроведения(Отказ, Режим)Движения.РасчетыСКлиентами.Записывать = Истина;Для Каждого ТекСтрокаУслуги Из Услуги ЦиклДвижение = Движения.РасчетыСКлиентами.Добавить();Движение.ВидДвижения = ВидДвиженияНакопления.Приход;Движение.Период = Дата;Движение.Клиент = Клиент;Движение.Услуга = ТекСтрокаУслуги.Услуга;Движение.Оплата = ТекСтрокаУслуги.Цена;КонецЦикла;КонецПроцедурыВЫБРАТЬРасчетыСКлиентамиОбороты.Услуга КАК Услуга,СУММА(РасчетыСКлиентамиОбороты.ОплатаПриход) КАК ОплатаПриходИЗРегистрНакопления.РасчетыСКлиентами.Обороты КАК РасчетыСКлиентамиОборотыГДЕРасчетыСКлиентамиОбороты.ОплатаПриход > 0СГРУППИРОВАТЬ ПОРасчетыСКлиентамиОбороты.УслугаВЫБРАТЬРасчетыСКлиентамиОстатки.Клиент КАК Клиент,РасчетыСКлиентамиОстатки.ОплатаОстаток КАК ОплатаОстатокИЗРегистрНакопления.РасчетыСКлиентами.Остатки КАК РасчетыСКлиентамиОстаткиВЫБРАТЬРасчетыСКлиентамиОбороты.Клиент КАК Клиент,РасчетыСКлиентамиОбороты.Услуга КАК Услуга,РасчетыСКлиентамиОбороты.ОплатаПриход КАК ОплатаПриходИЗРегистрНакопления.РасчетыСКлиентами.Обороты КАК РасчетыСКлиентамиОборотыГДЕРасчетыСКлиентамиОбороты.ОплатаПриход > 0ВЫБРАТЬРасчетыСКлиентамиОбороты.Клиент КАК Клиент,РасчетыСКлиентамиОбороты.Услуга КАК Услуга,РасчетыСКлиентамиОбороты.ОплатаПриход КАК ОплатаПриходИЗРегистрНакопления.РасчетыСКлиентами.Обороты КАК РасчетыСКлиентамиОборотыВЫБРАТЬРасчетыСКлиентамиОбороты.Услуга КАК Услуга,СУММА(РасчетыСКлиентамиОбороты.ОплатаПриход) КАК ОплатаПриходИЗРегистрНакопления.РасчетыСКлиентами.Обороты КАК РасчетыСКлиентамиОборотыГДЕРасчетыСКлиентамиОбороты.ОплатаПриход > 0СГРУППИРОВАТЬ ПОРасчетыСКлиентамиОбороты.УслугаВЫБРАТЬРасчетыСКлиентамиОстатки.Клиент КАК Клиент,РасчетыСКлиентамиОстатки.ОплатаОстаток КАК ОплатаОстатокИЗРегистрНакопления.РасчетыСКлиентами.Остатки КАК РасчетыСКлиентамиОстаткиВЫБРАТЬРасчетыСКлиентамиОбороты.Клиент КАК Клиент,РасчетыСКлиентамиОбороты.Услуга КАК Услуга,РасчетыСКлиентамиОбороты.ОплатаПриход КАК ОплатаПриходИЗРегистрНакопления.РасчетыСКлиентами.Обороты КАК РасчетыСКлиентамиОборотыГДЕРасчетыСКлиентамиОбороты.ОплатаПриход > 0ВЫБРАТЬРасчетыСКлиентамиОбороты.Клиент КАК Клиент,РасчетыСКлиентамиОбороты.Услуга КАК Услуга,РасчетыСКлиентамиОбороты.ОплатаПриход КАК ОплатаПриходИЗРегистрНакопления.РасчетыСКлиентами.Обороты КАК РасчетыСКлиентамиОбороты
2. Таюрская И. С. Проектирование информационных систем: учебно-методическое пособие / Таюрская И. С. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбУТУиЭ, 2022. – 145 с.
3. Баранов В. В., Горошко И. В., Лебедев В. Н. Информационные технологии управления и организация защиты информации: учебник / В. В. Баранов, И. В. Горошко, В. Н. Лебедев и др. - Москва: Академия управления МВД России, 2018. - 453 с.
4. Фешина Е. В. Инженерия информационных систем: учебник / Е. В. Фешина, Т. В. Лукьяненко. - Краснодар: КубГАУ, 2022. - 217 с.
5. Гагарин А. Г., Костикова А. В. Вопросы проектирования информационных систем: учебное пособие / А. Г. Гагарин, А. В. Костикова. - Волгоград: ВолГТУ, 2015. – 57 с.
6. Громов А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 367 с.
7. Деменков, М.Е. Современные методы и средства проектирования информационных систем: учебное пособие / М. Е. Деменков, Е. А. Деменкова. - Архангельск: САФУ, 2015. – 89с.
8. Долганова О. И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 289 с.
9. Заграновская А. В. Системный анализ: учебное пособие для вузов / А. В. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 424 с.
10. Задорожный, В.Н. Информационные технологии и автоматизация управления / В. Н. Задорожный. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. - 269 с.
11. Подобай Н. В. Методология и технология проектирования информационных систем: (краткий курс лекций): учебное пособие / Н. В. Подобай. - Брянск : Новый проект, 2022. - 185 с.
12. Лебедева С. В. Проектирование информационных систем. Работа с MS SQL Server : учебное пособие / С. В. Лебедева. - Санкт-Петербург: ФГБОУВПО СПГУТД, 2014. - 120 с.
13. Микляев И. А. Универсальные объектно-ориентированные базы данных на реляционной платформе : монография / И. А. Микляев. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 223с.
14. Некрасов В. Н., Архипова О. И. Информационно-коммуникационные технологии управления и особенности разрешения их противоречий: монография / В. Н. Некрасов, О. И. Архипова. - Ростов-на-Дону: Профпресс, 2014. – 105 с.
15. Нестеров С. А. Базы данных: учебник и практикум для вузов / С. А. Нестеров. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 230 с.
16. Прокофьева Т. А. Системный анализ в менеджменте: учебник для вузов /Т. А. Прокофьева, В. В. Челноков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 313 с.
17. Ратманова И. Д. Базы данных: учебное пособие / И. Д. Ратманова. - Иваново: Ивановский государственный энергетический университет, 2014. - 159 с.
18. Стрекалова Н. Б., Маризина В. Н. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие / Н.Б. Стрекалова, В.Н. Маризина. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2016. - 128 с.
19. Стружкин Н. П. Базы данных: проектирование: учебник для вузов / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 477 с.
20. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами : учебное пособие / М. А. Сурушкин. - Белгород : НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
21. Чубукова С.Г. Правовая информатика: учебник и практикум для вузов / С. Г. Чубукова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 314 с.
22. Шичкина Ю. А. Методы построения схемы и выполнения запросов в базах данных / Ю. А. Шичкина. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2016. - 205 с.
23. Чистов Д.В. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. В. Чистов, П. П. Мельников, А. В. Золотарюк, Н. Б. Ничепорук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 293 с.
24. Грекул, В. И. Проектирование информационных систем: учебник и практикум / В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Г. А. Левочкина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 423 с.
25. Григорьев, М. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие для вузов / М. В. Григорьев, И. И. Григорьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 278 с.