Роль олигополии в современной рыночной экономике
Заказать уникальную курсовую работу- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 06.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Теоретические аспекты изучения особенностей поведения олигополистических фирм в России 5
1.1Сущность олигополии 5
1.2 Особенности олигополистического рынка 7
2 Анализ олигополии на российском рынке 10
2.1 Государственное регулирование олигополистических рынков 10
2.2 Место и роль олигополии в современной экономике 13
Заключение 16
Существовала ранее нерыночная экономика России и других стран, нерыночное ведение хозяйства, огромный перевес между производством и производством военно-промышленного комплекса и производством потребления, массовая концентрация, направленная на упрощение управления хозяйствующими субъектами, привела к высокой долей отдельных предприятий в различных секторах экономики.Российские олигополии как рыночные системы находятся на стадии развития, приобретая впоследствии транснациональные особенности, аналогичные чертам иностранной олигополии: космополитизация, приобретение активов за границей, появление иностранных владельцев, формирование транснациональной структуры.Российский рынок характеризуется тенденциями повышения концентрации капиталов, слияния структур корпоративных организаций, чтобы получить большее вознаграждение от увеличения объемов производства черной металлургии, автопрома с одновременным расширением рынка из-за того, что появились новые игроки, в первую очередь зарубежные компании, которые получили доступ в российскую экономику в результате либерализации законов и присоединения России к ВТО.Важнейшим моментом является то, что нередко в России государство – крупнейший акционер крупных компаний на олигополическом рынке.На одной стороне этот показатель можно считать показатель более устойчивой корпоративной структуры с участием государства, на другой - это еще сильнее усиливает тенденцию монополизации рыночных рынков,создаваяпрогосударственные структуры необоснованными конкурентными преимуществами, используя бюджетные ресурсы материального или нематериального происхождения, что дополнительный барьер для вхождения в отрасли, повышающий трансакционные затраты компаний - конкурентов.Таким образом, говоря об олигополизме в России, мы можем сказать, что это достаточно высокая роль, поскольку олигополизация огромного количества высокоразвитых предприятий достаточно велика, но главной задачей правительства в этом этапе является создание всех необходимых условий для этого, чтобы данные фирмы не вступили в сговор и не появились монополизированные отрасли в РФ. Полагается, что государство в условиях реальной стагнации экономики должно вмешаться в олигополистический процесс ценообразования для воздействия конкурентной среды в этих отраслях, регулятивные меры должны усиливать конкурентное поведение, воздействуя в том числе и на трансакционные издержки корпораций.ЗаключениеОлигополия является одной из самых распространённых структур на современном рынке. По мнению многих западных экономистов, данная структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок, и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.Несовершенство конкуренции на рынке включает в себя элементы чистого монополизма и абсолютного монополизма. Такие рынки имеют определенный контроль за ценой фирм. Однако на самом деле они испытывают конкуренцию с существующими или потенциальными продавцамиНа монополистических рынках много фирм продают товары, дифференцированные каждому продавцу, есть свободный доступ к рынку. Кривые требования к товару любой компании поднимаются. Фирма может контролировать цены.Хотя в долгосрочной перспективе каждая компания может только покрывать затраты, цена превышает предельные затраты. Избыточная производственная мощность и повышение цен - социальные затраты на разнообразие товаров.Рекламные и прочие мероприятия, направленные на продвижение товаров на рынке, - попытки фирм повысить спрос на свой товар. При олигофобии фирмы рассматривают реакцию конкурентов перед рекламой своих товаров.На рынках олигополии есть только одни продавцы, и вход на рынки новых сложно или невозможно. Продукты различных производителей могут быть стандартизированы, дифференцированы. Отдельные компании понимают свою зависимость от других конкурентов.Динамика на рынках олигополии зависит от предпосылок, которые фирмы делают о том, как конкуренты реагируют на изменение цены и объема производства.Ценовая война на олигополистических рынках может привести к опустению цен до уровня конкурентного равновесия.Модели конкурентов могут объяснять твердость колебаний цен и лидирующие позиции в ценах и побуждающие мотивы отказа от текущей прибыли, сохраняя достаточно низкие цены для удержания новых покупателей на рынке.Список использованных источников1. Абрамов А.Е. Экономический рост и развитие. М.: ПКФ “Экаунт”, 2021.- 157 с.2. Акопов А.С. Модель двухпродуктовой олигополии, описывающая взаимодействие нефтяных компаний на внутреннем рынке // Аудит и финансовый анализ. - 2022. - № 1. - С.230-234.3. Алешин Д.А. Современные подходы ФАС России к анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках // Современная конкуренция. - 2023. - №5. - С.25-38.4.Атаева С.С. Особенности олигополистической структуры рынка// Экономика и социум.2020.-№9.-С.129-132.5.Бакальская Е.В. Несовершенная конкуренция в торговле//Казанская наука. 2022.-№7.-С.51-53.6.Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. М.: Финансы и статистика.- 2020.-640 с.7.Илышев А.М., Шубат О.М. Финансы и кредит (СПО). М.: КноРус. - 2019. - С. 32.8.Казанцева Е.Г. Развитие российских олигополистических рынков // Новые технологии. 2019.- С. 1-8.9. Климова А.С. Олигополия в Российской экономике / А.С. Климова, Ю.Ю. Швец // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020.- С. 359-360.10.Прокопов Б.И. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2019. - №1. - С.81-88.
2. Акопов А.С. Модель двухпродуктовой олигополии, описывающая взаимодействие нефтяных компаний на внутреннем рынке // Аудит и финансовый анализ. - 2022. - № 1. - С.230-234.
3. Алешин Д.А. Современные подходы ФАС России к анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках // Современная конкуренция. - 2023. - №5. - С.25-38.
4.Атаева С.С. Особенности олигополистической структуры рынка// Экономика и социум.2020.-№9.-С.129-132.
5.Бакальская Е.В. Несовершенная конкуренция в торговле//Казанская наука. 2022.-№7.-С.51-53.
6.Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. М.: Финансы и статистика.- 2020.-640 с.
7.Илышев А.М., Шубат О.М. Финансы и кредит (СПО). М.: КноРус. - 2019. - С. 32.
8.Казанцева Е.Г. Развитие российских олигополистических рынков // Новые технологии. 2019.- С. 1-8.
9. Климова А.С. Олигополия в Российской экономике / А.С. Климова, Ю.Ю. Швец // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020.- С. 359-360.
10.Прокопов Б.И. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2019. - №1. - С.81-88.