Личностные особенности пациентов с зависимостью

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 42 42 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 09.09.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования личностных особенностей пациентов с зависимостью 6
1.1. Понятие психологической зависимости 6
1.2. Личностные особенности пациентов с аддикцией (на примере наркотической зависимости) 11
Выводы по Главе 1 20
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей пациентов с зависимостью 22
2.1 Диагностика личностных особенностей пациентов с зависимостью 22
2.2. Разработка рекомендаций с целью развития личностных качеств пациентов с зависимостью 26
2.3. Результаты контрольного этапа 33
Выводы по Главе 2 37
Заключение 38
Список использованных источников 39
Фрагмент для ознакомления

Данная часть также не ограничена по объему. - после завершения писем, психолог переходит к обсуждению эмоционального состояния клиента. Важно отметить, что психолог не ознакамливается непосредственно с продуктом данной техники, а ведет обсуждение, опираясь на рассказ клиента. Вопросами, которые могут помочь в обсуждении данной техники, могут являться следующими: Какое письмо вам было легче всего написать? Как письмо далось тяжелее всего? Как вы почувствовали себя после написания писем? Как чувствовали себя в процессе? Есть ли у вас новые мысли относительно вашего осознанного поведения после написания данных писем, и если да, можете ли вы ими поделиться? Время выполнения методики от 45 до 60 минут, и в случае незавершенности, может переноситься на следующую встречу. Рисуночная техника «Прощальная открытка» [6]. Используемые материалы: лист плотной бумаги А4, жидкие краски (гуашь или акварель), кисти, карандаш или ручка, конверт А5, упаковочные материалы. Цель методики: прощание с прошлым. Порядок выполнения состоит из трех этапов: - перед началом работы с помощью устной инструкции психолог предлагает клиенту закрыть глаза и сосредоточиться на своем дыхании и телесных ощущениях, а также, представить свой образ Я, с которым хотелось бы попрощаться; - после визуализации образа клиент берет сложенный вдвое лист бумаги, на котором ему предлагается изобразить образ прощания, который у него возник; - следующим этапом психолог предлагает написать на внутренней части открытки текст, несколько строк, обращенных к тому образу Я, с кем хотелось бы попрощаться. На этом шаге клиенту необходимо облечь свое прощание в слова. Место для письменного послания ограничено, поэтому клиенту приходится обдумать смысл, которые ему нужно заложить в эти строки; - последним шагом клиенту предлагается трансформировать свою открытку так, чтобы в его воображении она могла дойти до «адресата». Поэтому клиент может положить открытку в конверт, свернуть трубочкой, перевязать лентой или использовать другие упаковочные материалы. Длительность выполнения методики от 20 до 30 минут. При выполнении данной техники написанные строки остаются в личном пространстве клиента и не озвучиваются психологу, так как цель их написания не диагностическая, а выразительная. То же самое можно отнести и к изображению на открытке. При желании, клиент может поделиться своими мыслями о данном образе, но психолог задает уточняющие вопросы только относительно эмоционального состояния клиента в процессе и после выполнения техники. Блиц-опрос «Машина времени». Данная техника проводится устно и не требует дополнительной подготовки или материалов. Цель данной методики: создание оптимистичного прогноза, повышение уверенности в возможности преодолеть стрессовое состояние. Порядок выполнения: - психолог озвучивает следующую инструкцию «Представьте, что у нас есть машина времени, и благодаря ей, мы можем переместиться в любой день. Для этого мне нужно будет всего лишь назвать временной промежуток, и мы сразу же окажемся там. Сейчас я предлагаю вам обратить внимание на то, как вы будете чувствовать себя и как изменится ваше отношение к прошлому партнеру в то время, которое я назову»; - после инструкции психолог предлагает клиенту поделиться эмоциональным состояние в текущий момент, а затем озвучивает временные промежутки — 2 недели, 1,5 месяца, 3 месяца, полгода, 1 год, 3 года. Задача клиента — описать свое состояние относительно расставания по прошествии каждого из этих периодов; - после завершения техники психолог подводит итоги, делая акцент на том, что состояние клиента в будущем неизменно приведет к улучшениям.Длительность выполнения методики до 10 минут, что позволяет совмещать ее с другими техниками на одной встрече. Рисуночная техника «Я в отношениях / Я не в отношениях» Материалы: 2 листа бумаги А4, художественные мелки или пастель. Цель методики: отделение образа себя от образа отношений, коррекция мотивов вступления в отношения. Порядок выполнения: - психолог предлагает клиенту выполнить последовательно два рисунка на тему «Я в отношениях» и «Я не в отношениях» с использованием инструментария; - по завершению работы клиенту предлагается рассказать о своих чувствах с помощью рисунков, начиная с того, который больше нравится; - после обсуждения изображений, психолог предлагает изменить клиенту что-то в своих рисунках, если у него есть такая потребность, а затем, обсудить это. Время выполнения данной методики 30 минут. Вопросы, на которые может опираться специалист в процессе обсуждения: Какой рисунок вам было выполнять легче всего, а какой сложнее? Какие эмоции вы испытываете от каждого рисунка? Что вам больше всего нравится и не нравится в каждом из образов? Находят ли эти образы отражение в реальной жизни? Что бы вы могли изменить на рисунке, чтобы он стал более приятным и комфортным? Как эти изменения можно соотнести с вашей жизнью? Коллаж на тему «Мой мир». Коллаж — это технический приём в искусстве, который заключается в создании графического или живописного произведения путем наклеивания на основу разного рода материалов, отличающихся от основы по цвету или фактуре. В отличии от рисунка, коллаж предполагает полную свободу в самовыражении, так как картинки могут клеиться друг на друга, выходить за края основы, отрываться.Материалы: лист бумаги А3, журналы разнопланового содержания, ножницы, клей, и любые дополнительные художественные материалы. Цель методики: постановка целей для изменения в сферах жизни, повышение удовлетворенности собой. Данная методика выполняется в два отдельных этапа: - на первым этапе перед клиентом ставится задача ознакомиться с содержанием и журналов и вырезать те изображения, которые привлекли его внимания. Длительность этого этапа 20-25 минут, тематика коллаж на этом этапе не раскрывается; - на втором этапе психолог предлагает клиенту на бумажную или основу наклеить вырезанные изображения, фотографии и различные детали из журналов, объединяя их темой «Мой мир». На данный этап выделяется также 20-25 минут. При желании, коллаж можно дополнить своими рисунками и надписями. При составлении коллажа клиент пользуется только вырезанными изображениями. При желании, можно отказаться от некоторых вырезанных картинок; - последним этапом выступает обсуждение полученного результата. Клиенту предлагается рассказать о своей жизни с использованием полученного коллажа. Психолог, в свою очередь, может задавать наводящие вопросы и интерпретировать некоторые аспекты коллажа; - в процессе обсуждения клиенту дополнительно предлагается трансформировать свой коллаж таким образом, чтобы он вызывал больше положительных эмоций путем дополнения его новыми образами или изменения уже наклеенных. При выполнении коллажа допускается использовать фоновую музыку, где умеренно быстрый темп чередуется с медленным, так как это поможет создать благоприятную для творчества атмосферу. 2.3. Результаты контрольного этапаС целью определения эффективности и результативности разработанных рекомендаций по развитию личностных качеств пациентов с зависимостью были использованы результаты контрольной диагностики.В ходе проведения теста В.Ф. Ряховского в экспериментальной группе было установлено, что ни у одного из участников не было низкого уровня сформированности коммуникабельности. При этом высокий уровень отмечен у 60%, средний - у 40%. В контрольной группе 30% респондентов имели низкий уровень коммуникабельности, остальные 70% - средний уровень (рис. 4 - 5).Рисунок 4. – Оценка уровня сформированности коммуникабельности пациентов экспериментальной группы на контрольном этапеРисунок 5. – Оценка уровня сформированности коммуникабельности пациентов контрольной группы на контрольном этапеКак видно из приведённых данных, после реализации формирующего этапа с использованием арт-терапии происходило существенное повышение коммуникабельности пациентов экспериментальной группы. Следовательно, после реализации разработанной программы пациенты экспериментальной группы могли легче вступать в конструктивные контакты, достигать поставленных целей во взаимодействии, устанавливать доверительные отношения.Также проведена диагностика коммуникативных умений данных пациентов на контрольном этапе (рис. 6 – 7)Рисунок 6. – Оценка уровня сформированности коммуникативных умений пациентов экспериментальной группы на контрольном этапеРисунок 7. – Оценка уровня сформированности коммуникативных умений пациентов контрольной группы на контрольном этапеТаким образом, после реализации разработанной программы у пациентов экспериментальной группы не было низкого уровня сформированности коммуникативных умений, при этом у 50% из них данные умения были развиты на высоком уровне. В отличие от них, у пациентов контрольной группы коммуникативные умения были развиты преимущественно на низком уровне. Следовательно, после реализации разработанной программы участники экспериментальной группы не испытывали проблем в общении, могли подобрать в конкретной ситуации нужные слова, не боялись новых контактов, могли устанавливать доверительные взаимоотношения.Также рассмотрим, как изменилась социабельностьпациентов с зависимостью (рис. 8)Рисунок 8 – оценка социабельностипациентов экспериментальной и контрольной групп (ср. баллы)Как видно из приведённых данных, по всем показателям социабельности данные были выше у пациентов экспериментальной группы по сравнению с аналогичными результатами участников контрольной группы, что также свидетельствует об эффективности проведённой работы на формирующем этапе.С целью выявления различий в личностных качествахпациентов экспериментальной и контрольной групп сравним полученные результаты по всем методикам (табл. 2).Таблица 2Развитие личностных качествпациентов с зависимостью экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе№ п/пИсследуемый параметр в баллахЭкспериментальная группа, Х±m Контрольная группа, Х±mp1Коммуникабельность18,2±2,326,4±2,1<0,052Коммуникативные навыки14,4+1,99,5±2,3<0,053 Эмоциональная устойчивость17,3±2,39,7±1,9<0,054 Социальная эргичность17,9±2,617,4±1,7>0,055 Социальная приспосабливаемость14,4±2,513,8±2,1>0,056 Социальное познание10,5±2,09,6±1,4>0,057Контактность16,9±2,810,6±2,4<0,05В целом арт-терапевтическая работа привела к существенному возрастанию таких личностных качеств, как коммуникабельность, коммуникативные навыки, эмоциональная устойчивость, контактность.Это станет важной поддержкой пациентов с наркотической зависимостью на пути их социализации и адаптации после прохождения курса психологической реабилитации.Выводы по Главе 2В рамках данного исследования проведена диагностика личностных особенностей пациентов с наркозависимостью. Отмечено, что на низком уровне у них развита коммуникабельность. Этим лицам с трудом даётся вступление в контакты, они могут бояться новых знакомств, общения со значимыми людьми, а также могут неадекватно реагировать на возникающие проблемы в коммуникации. Имеются также проблемы с развитием коммуникативных навыков. Помимо этого, по таким показателям, как эмоциональная устойчивость и контактность получены баллы ниже среднего, что говорит о несбалансированности социабельности.На основе проведённого исследования из выборки наркозависимых были сформированы две группы – экспериментальная и контрольная. С пациентами экспериментальной группы проведена специальная работа, направленная на коррекцию личностных качеств. Практические занятия содержали в себе элементы тренинга, мини-лекции, самостоятельные и групповые заданияи др.После проведения коррекционной работы у пациентов экспериментальной группы отмечены статистически значимые различия по таким качествам, как как коммуникабельность, коммуникативные навыки, эмоциональная устойчивость, контактность.ЗаключениеЗавершено исследование по теме личностных особенностей пациентов с зависимостью. Задачи решены. Гипотеза подтверждена. По итогам исследования можно сделать следующие выводы:Проведен теоретический анализ проблемы психологической аддикции. Термин «аддикция» возник в конце 80-х гг. ХХ века и до сегодняшнего дня имеет очень разнообразную трактовку. Зависимость предполагает существование в жизни человека какого-либо фактора, формирующего навязчивую потребность, которая приводит к негативному воздействию индивида на себя и окружающих. В соответствии с поставленной целью исследования среди пациентов, имеющих наркозависимость, проведена диагностика сформированности личностных качеств. В соответствии с полученными результатамиустановлено, что коммуникабельность пациентов развита недостаточно.. Имеются также проблемы с развитием коммуникативных навыков. Помимо этого, по таким показателям, как эмоциональная устойчивость и контактность получены баллы ниже среднего, что говорит о несбалансированности социабельности.На основе проведённого исследования из выборки наркозависимых были сформированы две группы – экспериментальная и контрольная. С пациентами экспериментальной группы проведена специальная работа, направленная на коррекцию личностных качеств. Практические занятия содержали в себе элементы тренинга, мини-лекции, самостоятельные и групповые заданияи др.В соответствии с результатами контрольного этапа у пациентов экспериментальной группы установлено, что коммуникабельность, коммуникативные навыки, эмоциональная устойчивость, контактность стали значительно выше, чем у пациентов контрольной группы. Следовательно, проведённая работа является эффективной и результативной.Список использованных источниковАсмолов А.Г. Психология личности. М. Изд-во МГУ. 2020. 367 с.Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2021. 304 с.Берулава Г.А. Методологические ориентиры современной психологии / Г. А. Берулава. - Москва : Издательство Университета Российской академии образования, 2019. - 175 с.Бисалиев Р.В., Кубекова А.С. Агрессивное поведение у пациентов психиатрического профиля // Практическая медицина. – 2013. – № 1 (66). – С. 147-149.Воробьева, А.Е. «Когнитивно-поведенческая модель» патологического использования интернета Р. Дэвиса / А. Е. Воробьева. - Текст : непосредственный // В книге: Психология образования : Детство как стратегический ресурс развития общества. - Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – с. 56-59.Волкова, А. В. Возрастные особенности совладающего поведения // Инновационный потенциал молодежи – 2018. Сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества. Составители и ответственные редакторы: Михайлова И.В., Салахова В.Б.. 2018. С. 69-72.Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2022.Джеймс, У. Психология. Серия: Психологические технологии / У. Джеймс. - Москва : Академический проект, 2021. - 318 с.Жуков В.А., Баблоян Н.В., Лилюхин А.М., Вардомацкая Л.П. Аддиктивное поведение как часть поведения социального: социологический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – № 2. – С. 252-258.Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2020. 573 с..Изард, И. Эмоции человека / И. Изард. – Москва :РосМэн, 2020. – 439 с. -Калинина Д.С. Социально - педагогическое сопровождение: историко - педагогический анализ феномена // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Cборник статей. Научная редакция Т.С. Дороховой, Е.В. Донгаузер. - Екатеринбург, 2021. - С. 30-37.Кибитов, А.О. Интернет-зависимость: клинические, биологические, генетические и психологические аспекты / А.О. Кибитов, А.В. Трусова, А. Ю. Егоров // Вопросы наркологии. – 2019. – № 3(174). – С. 22-47.Козырева Е.А. Медико-психолого-педагогическая профилактика нарушений психического здоровья школьников. Опыт экспериментального исследования / Е. А. Козырева, И. Р. Максимяк. - Москва : МПГУ, 2020. – 378 с.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрии и мед. психологии. 2019. № 3. С. 8-15Лилюхин А.М., Баблоян Н.В., Кравченко Л.Н. Аддиктивное поведение молодежи как предмет социологического исследования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022 – № 3. – С. 267-272.Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не – зависимости : учебное пособие по курсу «Профилактика аддиктивного поведения». – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. – 113 с.Майер, Г. Психология эмоционального мышления. Хрестоматия по общей психологии / Г. Майер; под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – Москва : СФЕРА, 2018. – 587 сМережников, А.П. Особенности взаимосвязи между аддиктивным поведением и самоотношением у подростков / А. П. Мережников, А. В. Райх. - Текст : непосредственный // Актуальные психолого-педагогические исследования : Сборник научных трудов / под редакцией О. П. Степановой, Е. И. 84 Шулевой. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. - С. 46-49.Парыгин, Б. Д. Социальная психология : учебное пособие / Б. Д. Парыгин. – Санкт-Петербург : СПбГУП, 2019. - 616 с.Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти : учебное пособие / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2020. - 656 с.Хутыз, З. М., Мачкалян, К. А. Состояние проблемы компьютерной зависимости в психолого-педагогических исследованиях / З. М. Хутыз, К. А. Мачкалян. - Текст : непосредственный // Инновационные тенденции развития системы образования : сборник материалов III Международной научнопрактической конференции. - 2020. - С. 79-82.Чиркова Т.И. Методологические основы психологии : учебное пособие: [по специальности 030301 "Психология"] : соответствует Федеральному образовательному стандарту 3-го поколения / Т. И. Чиркова. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. – 404 с.


1.Асмолов А.Г. Психология личности. М. Изд-во МГУ. 2020. 367 с.
2.Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2021. 304 с.
3.Берулава Г.А. Методологические ориентиры современной психологии / Г. А. Берулава. - Москва : Издательство Университета Российской академии образования, 2019. - 175 с.
4.Бисалиев Р.В., Кубекова А.С. Агрессивное поведение у пациентов психиатрического профиля // Практическая медицина. – 2013. – № 1 (66). – С. 147-149.
5.Воробьева, А.Е. «Когнитивно-поведенческая модель» патологического использования интернета Р. Дэвиса / А. Е. Воробьева. - Текст : непосредственный // В книге: Психология образования : Детство как стратегический ресурс развития общества. - Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – с. 56-59.
6.Волкова, А. В. Возрастные особенности совладающего поведения // Инновационный потенциал молодежи – 2018. Сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества. Составители и ответственные редакторы: Михайлова И.В., Салахова В.Б.. 2018. С. 69-72.
7.Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2022.
8.Джеймс, У. Психология. Серия: Психологические технологии / У. Джеймс. - Москва : Академический проект, 2021. - 318 с.
9.Жуков В.А., Баблоян Н.В., Лилюхин А.М., Вардомацкая Л.П. Аддиктивное поведение как часть поведения социального: социологический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – № 2. – С. 252-258.
10.Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2020. 573 с..
11.Изард, И. Эмоции человека / И. Изард. – Москва : РосМэн, 2020. – 439 с. -
12.Калинина Д.С. Социально - педагогическое сопровождение: историко - педагогический анализ феномена // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Cборник статей. Научная редакция Т.С. Дороховой, Е.В. Донгаузер. - Екатеринбург, 2021. - С. 30-37.
13.Кибитов, А.О. Интернет-зависимость: клинические, биологические, генетические и психологические аспекты / А.О. Кибитов, А.В. Трусова, А. Ю. Егоров // Вопросы наркологии. – 2019. – № 3(174). – С. 22-47.
14.Козырева Е.А. Медико-психолого-педагогическая профилактика нарушений психического здоровья школьников. Опыт экспериментального исследования / Е. А. Козырева, И. Р. Максимяк. - Москва : МПГУ, 2020. – 378 с.
15.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрии и мед. психологии. 2019. № 3. С. 8-15
16.Лилюхин А.М., Баблоян Н.В., Кравченко Л.Н. Аддиктивное поведение молодежи как предмет социологического исследования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022 – № 3. – С. 267-272.
17.Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не – зависимости : учебное пособие по курсу «Профилактика аддиктивного поведения». – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. – 113 с.
18.Майер, Г. Психология эмоционального мышления. Хрестоматия по общей психологии / Г. Майер; под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – Москва : СФЕРА, 2018. – 587 с
19.Мережников, А.П. Особенности взаимосвязи между аддиктивным поведением и самоотношением у подростков / А. П. Мережников, А. В. Райх. - Текст : непосредственный // Актуальные психолого-педагогические исследования : Сборник научных трудов / под редакцией О. П. Степановой, Е. И. 84 Шулевой. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. - С. 46-49.
20.Парыгин, Б. Д. Социальная психология : учебное пособие / Б. Д. Парыгин. – Санкт-Петербург : СПбГУП, 2019. - 616 с.
21.Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти : учебное пособие / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2020. - 656 с.
22.Хутыз, З. М., Мачкалян, К. А. Состояние проблемы компьютерной зависимости в психолого-педагогических исследованиях / З. М. Хутыз, К. А. Мачкалян. - Текст : непосредственный // Инновационные тенденции развития системы образования : сборник материалов III Международной научнопрактической конференции. - 2020. - С. 79-82.
23.Чиркова Т.И. Методологические основы психологии : учебное пособие: [по специальности 030301 "Психология"] : соответствует Федеральному образовательному стандарту 3-го поколения / Т. И. Чиркова. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. – 404 с.