Подход к работе со сновидениями. Три школы: классическая, архетипическая, школа развития. Современные идеи в подходе к работе со сновидениями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 36 36 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 29.09.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение ........................................................................................................................................3
1. Актуальность работы со сновидениями..................................................................................5
2. Подход к работе со сновидениями...........................................................................................6
2.1 Предпосылки к развитию аналитического подхода.............................................................6
2.2 Классическая Юнгианская школа........................................................................................12
2.3 Подход к работе со сновидениями архетипической школы.............................................18
2.4 Подход к работе со сновидениями школы развития..........................................................21
3. Современные идеи в подходе к работе со сновидениями...................................................28
Заключение...................................................................................................................................34
Список использованных источников........................................................................................36
Фрагмент для ознакомления

Здесь, прежде всего, можно сослаться на событие «впечатления». Анализ в подходе школы развития строится, таким образом, как процесс творческого выслушивания и усиления этой обращенности к отзывчивости. Исходная целостность личности рождает поток сознания, который может жить и двигаться только по своим собственным законам. Пациент объясняет самостоятельно в контакте с этой исходной целостностью смысл сновидения. Соответственно, терапевт обращается к собственной феноменологии сновидения – к тому, что не надо объяснять и доказывать, а надо высвобождать так, чтобы дать присутствовать во всей своей полноте. Надо создать условия для раскрытия и становления, которые откроют сновидению возможность самому сказывать себя. Человек идет по пути понимания сновидения, когда есть эти условия. Отношения с терапевтом усиливают самопонимание. Диалог должен открывать возможность живой работе сознания: позволять сновидцу творчески выслушивать свои отклики, ориентируясь на высвобождение исходной целостности – той, которая окликнула его во сне. Выслушивая своими откликами это окликающее, сновидец все больше настраивается на него, усиливая его возможность самому себя сказывать. Сновидение не надо разгадывать – надо лишь амплифицировать текст сновидения, вводя новые контексты. Текст диалога становится той формой объективации, тем инструментом, в котором и которым порождается понимание. Обнаруживая свои чувства и переживания через текст, человек может внезапно увидеть новые аспекты и новые связи, которых он ранее не осознавал. Они впервые производятся самим текстом и в самом тексте.В процессе интерпретации можно двигаться хронологически и стимулировать сновидца приводить свои ассоциации к элементам сновидения в том порядке, в котором эти элементы встречаются в его сообщении о сновидении. В случае выделения наиболее яркого фрагмента можно начать работу по интерпретации с какого-либо одного отдельного элемента сновидения, который выбирается из его середины. Эффективно может оказаться сначала совершенно игнорировать явное содержание и вместо этого спросить сновидца, какие события предыдущего дня ассоциируются в его голове с описанным сновидением. Наконец, позволить сновидцу самому решать, какие элементы сновидения использовать в качестве опорной точки.Интерпретация должна укладываться в рамку следующих условий: 1.различные смыслы сновидения должны соответствовать друг другу;2.они должны соответствовать эмоциональному состоянию сновидца на момент видения сна;3.не следует принимать часть за целое;4.не следует подгонять интерпретацию под шаблон;5.Работа должна учитывать и текущую проблему, и предыдущий сходный опыт (учитывается аспект переноса);6.успешная историческая интерпретация может быть осуществлена только на основе нескольких сновидений:7.должна быть доступна непротиворечивая реконструкция мыслительных процессов.Интерпретация сновидений, как и другие формы интерпретации, должна учитывать три компонента: трансферентные (пациента к аналитику) отношения, текущие внешние отношения и историческое измерение, так как проблема не может быть решена пациентом во всех этих трех областях сразу. Поэтому рекомендуется найти узнаваемые значимые связи в материалах текущей и нескольких предыдущих сессий. Предпосылкой и основой интерпретации сновидений являются ассоциации. Благодаря им психоаналитик строит свое понимание сновидения и проблемы, выстраивает свое альтернативное решение для сновидца, которое составляет важную часть того, что обозначается термином «контекст» сновидения. Поскольку метод свободных ассоциаций в современной психодинамической терапии больше не рассматривается как простая инверсия работы сновидения, рекомендуется относиться к свободным ассоциациям прагматически, с учетом значительной роли, которую активно слушающий психотерапевт играет в создании связей, которые он интерпретирует.Непосредственно после каждой интервенции (перерыва в речи пациента) сессия начинает вращаться вокруг одной из тем. Даже полное отсутствие какой бы то ни было ответной реакции на интерпретацию расценивается терапевтом как реакция. Соответственно «свободно парящее» внимание терапевта сосредоточивается на теме в той же степени, в какой на этой теме сосредоточивается и пациент, реагирующий на вмешательства терапевта, а не игнорирующий их. Чем более разнообразны и подробны ассоциации пациента, тем большие трудности возникают у терапевта, так как ему необходимо сделать и обосновать выбор материала. Поэтому целесообразно рассматривать то, что говорит пациент, с позиции непрерывности, задаваясь вопросом, что из прошлой сессии продолжается сегодня. Одновременно рекомендуется рассматривать текущую сессию как самостоятельную, отвечая на вопрос: какую проблему пытается решить пациент? [4, c.122]Большая часть символов сновидения понимается через связь с Матерью, Отцом и Группой. Сны содержат элементы инициации, нуминозные сигналы, необходимые знания для процесса трансформации.Индивидуальные символы могут конфликтовать с выражениями группового авторитета и выходить за его пределы. В сновидениях индивидуация выраженав виде сильного, настойчивого желания отправиться в путешествие. Непредсказуемая цель такого путешествия, вероятно, предает ему особое очарование. Сновидения зрелых людей отражают личнуюмифологию соответствующую процессу индивидуации. Опытные анализанты воспринимают индивидуацию, как образ жизни. Цель сновидениявидится в помощи сновидцу прочно укорениться в реальности для изучения своих возможностей и ограничений в процессе развития.Во сне любого индивидавне зависимости от возраста может появиться потребность в освобождении от требований внешней реальности и ухода в себя для индивидуальной переориентации. Эти сны приносят на сеанс и молодые люди, испытывающие кризис идентичности, находящиеся только в предвкушении развития, и люди во второй половине своей жизни, зачарованные юношеской силой героического мифа, с помощью которой они могут разрешить свою будущую проблему развития. Таким образом, мы можем утверждать о циклическом характере каждого порогового перехода и его частичной реализации в сновидении. Индивидуация состоит из каскада таких переходов, интегрируемых психикой посредством сна.3. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ В ПОДХОДЕ К РАБОТЕ СО СНОВИДЕНИЯМИВ современной практической психологии все большее значение уделяется работе в области воображения – такие практики помогают справляться с эмоциями, которые человек не научился контейнировать, осваивать новые навыки, перепроживать травмирующие ситуации, налаживать контакт с собой. Сновидения, в частности, мало объяснить с точки зрения их феноменологии, требуется учить их трактовать, а иногда встречается запрос на управление сновидениями. При том, что различные подходы предлагают различное понимание сущности состояния сновидца, а соответственно, различные технологии и техники работы с клиентом, обратимся к механизмам, признаваемым тремя рассмотренными школами [3].Изучив изложенный выше материал, можно сделать вывод, что, в общем и целом, при всей разнице теоретических баз, практика в подходах имеет много общего.В обществе наблюдается запрос на самопознание и обретение «внутренней гармонии», путь к которой видится анализантам в единении с глубинными структурами психики. Независимо от того, понимает ли психоаналитик сновидение как исполнение эгоистических желаний или как способ психической саморегуляции, сам процесс анализа дает клиенту безопасную среду. С этих позиций важно знать и понимать принципы работы всех трех школ, не забывая об их общем корне интуитивной доступности для клиентов. Не смотря на критику Фрейда в отношении записи сновидений и готовности психики к проведению работы над ними, в современной популярной психологии и духовных практиках единогласно приветствуется запись. В этих трудах можно почерпнуть и другие идеи, касающиеся работы со сновидениями. Бетти Бетардс, вслед за своими собратьями по вере, рекомендует записывать сновидения, держа пишущие принадлежности у постели и обращаясь к памяти в просоночном состоянии, когда реальность ещё не успела обрушиться на мозг и загрузить его рутинными сигналами. Фрейд не одобрял такие идеи, считая забывание признаком неготовности психики к работе над материалом, однако современные школы, такие как гештальтизм, например, утверждают, что психика в состоянии справиться с любой фигурой, если уже выделила ее из фона, пусть и в ночное время [2].Помимо записи, на сессиях и вне их можно использовать метод активного воображения. После выяснения структуры сна у анализанта может возникнуть потребность прояснить с объектами или персонажами некоторые вопросы, полнее изучить их, или вовсе завершить прервавшийся по какой-то причине сон. Метод состоит из простых последовательных стадий. Предлагается обеспечит себе спокойную обстановку, закрыть глаза и проделать всего четыре шага:Приглашение образов к взаимодействию. Это могут быть метафорические отражения актуальной проблемы, страхи, архетипические образы помощников или просто визуализация хранилища архаического материала, которое является источником объективности и мудрости – природного массива, детского места силы или любого другого подходящего объекта. Им предлагается дать свободу выражения, не направляя волевым усилием, приняв себя за равного участника воображаемой сцены, но не её демиурга.Диалог. На правах равного следует образно или вербально вступить в коммуникацию по актуальному вопросу. Важно продолжать держать волевые порывы под контролем и не навязывать их образам.Анализ этики и ценностей. В ходе диалога от образов получается материал, в который необходимо внести этические ограничения, принятые нами долженствования суперэго, дабы не травмироваться о полученные знаки подсознания.Ритуал. После получения информации и её анализа необходимо закрепить возвращение из пространства воображения в «здесь и теперь», уложить информацию в голове и позволить психике заняться её интеграцией.Другой идеей сходного ритуального направления можно назвать рекомендацию вызывать своеобразные управляемые сновидения. Религиозные люди пытаются просить совета у Бога перед сном, и этот метод работает. Напоминаем, имеются неврологические подтверждения, что эмоционально значимый вопрос действительно продолжает прорабатываться мозгом после прекращения бодрствования. Эти сны результат деятельности психики, а не знаки свыше, но напоминая анализанту, что сновидение есть мост к собственной душе, можно сподвигнуть его чаще контактировать с бессознательным. Опираясь на идею Юнга, что осознание внутриличностного конфликта является обязательным условием для развития, автор находит идею «заказа» и последующего занесения в журнал сновидений хорошим аналитическим материалом. Восприятие сновидений, как некой особой реальности может нести пользу с точки зрения облегчения напряжения и возможности проецирования для сновидца. Хотя безусловно, всегда следует напоминать о том, что сон – продукт его собственной психической деятельности. Психическая реальность, или внутренняя реальность по Винникоту, может послужить безопасной площадкой для контейнирования эмоций, проигрывания диалогов между субличностями, перепроживания травматических воспоминаний, обращения к силам Архетипов. Выделить чистый подход, на который не влияли бы идеи теоретиков других течений, крайне тяжело. Юнг сам использовал арт-терапию в самоанализе, как и многие его последователи. Конечно, все эти подходы в существенной степени дублируют и взаимно накладываются друг на друга, так как имеют общий объект работы, не смотря на разные языки описания и понятийный аппарат. Такие дополнения кажутся автору пригодными к использованию в практической психоаналитической работе, поскольку лишь расширяют метафоры сновидения и позволяют более гибко прорабатывать сновидения, сталкиваясь с меньшим числом психических защит сновидца.Толкование сновидений представляется автору задачей анализанта, поскольку уже выяснена степень влияния личности на символы. Одно и то же сновидение одного и того же сновидца может истолковываться или использоваться подчас фактически противоположным образом в зависимости от личности психолога (психотерапевта) и от его теоретико-прикладных воззрений.По Богачеву, такая ситуация создает немалые трудности в рамках практической работы и становится причиной критики практической психологии, в том числе со стороны клиентов. Конечно, субъективную сторону психокоррекции и психотерапии устранить невозможно, и не нужно, однако потребность в формировании максимально целостной структуры работы со сновидениями безусловно является весьма острой [3].В связи с этим предлагается использование синтетического подхода к работе со сновидениями. Он обобщает ряд уровней сновидения, позволяя рассматривать их целостно, понимая под сновидением сообщение от бессознательного о наиболее актуальных мыслях и состояниях на текущий момент.Богачевым выделяются нами семь уровней сновидения:Психофизиологический, на котором происходит прямое воображаемое исполнение эгоистических желаний и переработка осадочных впечатлений предыдущего дня;Косвенного, символического исполнения желаний, согласно описанным З. Фрейдом механизмам обработки;Глубинных межличностных, или так называемых «объектных» отношений, то есть выражение на символическом уровне эмоционально значимых отношений с объектами, влияющими на жизнь, поступки и выборы сновидца во внешней реальности;Субличностно-символический, уровень диалога между частями личности, используемый в гештальт-подходе, но так же потенциально могущий интерпретироваться, как внутриличностный конфликт в изложении Юнга;Символический, а именно уровень восприятия символов, как образов, лишь частично касающихся индивидуального сознания и биографических событий внешней реальности сновидца;Символико-архетипический уровень, на котором внимание уделяется глубинным образам коллективного бессознательного.Духовный уровень, концентрирующийся на духовном опыте, смысловых и экзистенциальных предпосылках сновидения. Причинность всех материалов сновидения.Еще раз подчеркнем, что на любом уровне анализа сновидение понимается, как продукт высшей нервной деятельности сновидца. Оно представляет собой непосредственное послание сознанию от бессознательного, выражающее наиболее актуальные импульсы, конфликты, задачи или переживания. На основании вышеизложенного можно постулировать и следующий тезис: практически все образы сновидения символизируют собой ту или иную часть личности сновидца, и этот факт следует учитывать при практически любой работе со сновидением. Важно возвращать сновидца к его проекциям, в том числе внутрь себя. Базовая практика отработки сновидения, таким образом, будет включать следующие этапы:Выделение ведущего уровня сновидения с оглядкой на жизненную ситуацию и личностные особенности сновидца, определение универсальной и контекстуальной символики сновидения, отношений между ними.Определение частей личности сновидца, символизирующихся в сновидении. Это могут быть теневые, конфликтные части личности. Следует помнить, что такие значимые конструкции шифруются через незначительные частности, обращать на них внимание анализанта и следить за реакцией. Вытеснение, умалчивание и отрицание заслуживают отдельной работы на данном этапе. Осмысление значений явленых в сновидении символом в контексте текущей жизненной ситуации и личностных особенностей сновидца.Акцентирование на любых элементах диалога, блокировку диалога, его отсутствие, односторонность сновидения, защитные механизмы в данном сновидении.Толкование с учетом предоставления пространства для внутриличностного диалога, интеграции, осознания внутриличностного конфликта и его разрешения.Возвращение при необходимости в сновидение в режиме «здесь и сейчас». Используется для завершения или совершения действий, начала диалога или изменения барьерных критериев сознания, если есть запрос.Закрепление полученного опыта, его интеграция в структуру внутренней реальности сновидца, завершение работы со сновидением.Адекватность проделанной работы представляется возможным оценить по нижеперечисленным критериям: Субъективное переживание инсайта сновидцем;Появление нового комплекса эмоций, ощущений, мыслей;Сопротивление, вызывающее новый психический материал, подтверждающий интерпретацию;Чувство внутренней интеграции;Субъективное ощущение благополучия, изменения в сторону целостности, гармонизации личности сновидца;Автономная динамика поведения образов в момент толкования и/или при работе со сновидением;Регистрация сновидцем новых поведенческих возможностей, чувство выхода из тупика;Продолжение истолкованного сновидения в серии материалов на ту же тему.Все эти признаки означают очередной виток движения по направлению к Самости. При неэффективности можно использовать вспомогательные инструменты других модальностей, если того требуют личностные особенности клиента и хватает квалификации. Впрочем, любые методики, так или иначе, перекликаются с психоаналитическим подходом, используя представления о структуре психики. В рамках одной сессии целесообразно придерживаться одного подхода и усиливать его другим только после оценки адекватности анализа, чтобы избежать путаницы символов и фигур, не перегрузить анализанта. Примером может служить современный интегративный подход Роберта Боснака.В нём отражены современные тенденции в психотерапии, где акцент делается на индивидуальном опыте, гибкости интерпретации и интеграции тела и психики. Эти идеи делают его работу актуальной для современного психотерапевтического сообщества и открывают новые возможности для использования сновидений в терапии и личностном развитии. Концепция символов и архетипов в его работе расширена за счёт телесно-ориентированного аспекта, феноменологического подхода, коллаборации между терапевтом и пациентом, гибкости интерпретации и возможностей творческого самовыражения.Его методы основаны на идеях классической юнгианской психологии, но расширены и обогащены современными концепциями из различных направлений психотерапии, таких как соматическая психотерапия, экзистенциальная и гуманистическая психология, а также креативные методы работы с психикой. Одной из ключевых черт подхода Боснака является внимание к телесным ощущениям, возникающим в процессе работы со сновидениями. Автор учитывает тело как важнейший источник информации. Телесные ощущения, возникающие во время сна или при его воспоминании, могут дать ключ к бессознательным процессам и эмоциональным реакциям, которые невозможно осознать только через разум и логический анализ. Этот подход перекликается с современными направлениями психотерапии, которые подчеркивают важность связи между телом и психикой.Боснаком введён феноменологический подход к анализу сновидений, сфокусированный на непосредственном опыте сновидца. Психолог рассматривает сновидение, как переживание в реальном времени, а не как текст для «чтения». Он считает, что каждый сон — это уникальное событие, которое требует непосредственного внимания к деталям, эмоциям и ощущениям. Сновидения из статических символов превращаются в динамический процесс, включающий активное участие сновидца.Боснак предлагает клиентам коллаборацию - совместную работу, в которой сновидец играет активную роль, а терапевт выступает не столько интерпретатором, сколько со-исследователем. Вместо того чтобы следовать строгим интерпретационным правилам, терапевт и клиент вместе исследуют смысл сновидений, опираясь на уникальный опыт и восприятие клиента.Этот процесс помогает клиенту самостоятельно находить значимые элементы своих сновидений и интегрировать их в свою жизнь.Боснак подчеркивает, что каждый сон может иметь множество смыслов в зависимости от контекста и восприятия сновидца. Он отрицает правильные и неправильные интерпретации, признавая их гибкость и множественность.Сны так же рассматриваются в качестве площадки для самовыражения, ресурс для творчества и самопознания. Клиенту могут быть предложены методы активного воображения, повторного входа в сновидение и перепросмотра для решения актуальных задач. Сновидение может быть проиграно в формате психодраммы или монодраммы, после выделения заряженных фигур сновидения. Материалом для анализа будут служить озвучиваемые клиентом смыслы сновидения, в том числе скрытые, а так же реакции на различные объекты и действия при проигрывании. Результатом экспериментов может стать произвольная, регулируемая интеграция нового опыта [23]. Хорошие результаты дает уже упоминавшаяся методика восстановления содержания сновидения путем ведения журнала сновидений в письменной, печатной или даже устной форме. Такое возвращение в сновидение наяву даже без интерпретации способствует перепроживанию эмоций, высвобождению психической энергии и озарениям.Сновидение может работать как повод к контакту двух людей, вливающийся в систему отношений клиента с психотерапевтом. Важно отметить причины, по которым анализу подвергается именно этот сон. Любой из участников анализа может предположить, что говорит этот сон о системе их взаимоотношений. Так же сновидение помогает переработке скрытых или вытесненных явлений и озвучиванию их терапевту.Можно рассмотреть сновидение, как проекцию, вычленить поводы к ней, а так же осознать, расшифровать и интегрировать фигуры сновидения в психическую структуру.Проигрывание сновидений в виде песочных миров в Юнгианской песочнице так же может дать богатый материал для контакта с бессознательным. Особенно хорошо метод подойдёт для людей, испытывающих затруднения при работе с воображением.Сновидение – как экзистенциальное послание. Сновидение связано с поиском своего истинного «Я», отражающего индивидуальность и уникальность человека. Особенно это имеет отношение к повторяющимся снам. Один из способов работы – диалог и переживание отношений со Сном (несуществующим, повторяющимся, забытым, навязчивым и пр). Можно попросить клиента «побыть Сном», рассказать, зачем он снился и для чего нужен, сформулировать послание от него [22].Запоминание сновидений является необходимым и тренируемым навыком для развития целостной личности, расширения инструментов психической саморегуляции. Однако психика человека во время сна гармонизирует внутреннее пространство даже без запоминания и интерпретации сновидений. Сознательно-бессознательный канал общения работает беспрерывно, независимо от осознания этого взаимодействия. Даже использование клиентом сонников может служить аналитическим материалом, если наблюдать за реакциями на предлагаемые в них интерпретации и интеграцию их в картину внутреннего пространства. Влияние интерпретации на поведение анализанта может в целом быть предметом отдельного изучения.ЗАКЛЮЧЕНИЕРабота со сновидениями в аналитической психологии занимает внушительную долю всей терапии. Сформулированные ещё Фрейдомидеи изучения бессознательного, переработанные Юнгом в инструмент индивидуации дают высокие результаты при решении самых разных клиентских запросов:Самопознание и личностный рост. Сны через символы указывают на наиболее актуальные ситуации, требующие внимания. Анализируя символы, можно осознать истинные причины беспокойства и дискомфорта, научиться принимать более осознанные решения.Разрешение конфликтов. Многие сновидения отражают теневые качества индивида, позволяют осознать единство противоборствующих сторон личности, что при непрекращающемся кружении по этим осям гармонизирует личность, способствует успешной интеграции подавляемых частей и обретению Самости.Эмоциональная проработка. Сны могут помочь переработать травматичный опыт, предоставляя безопасное пространство для выражения эмоций, показать новые способы отреагирования, легитимировать запрещённые эмоции.Вдохновение, творческий импульс, поиск озарения. В образах и символах ночных видений содержатся ресурсы для разрешения самых разных задач, преодоления трудностей, подсказки для выхода из привычных моделей поведения.Освоение нового, современного подхода, учитывающего достижения разных модальностей, может позволить проводить коррекционную работу на высоком уровне, улучшая качество жизни пациентов. Работа со сновидением формирует адекватную самооценку через обретение внутренней гармонии, осознание конфликтующих частей личности и разрешение этих конфликтов.Интерес пациентов к теме сновидений и их интерпретации позволяет вовлечь в процесс консультируемого не с патерналистской позиции, а на правахполноправного хозяина своего сновидения, повысить субъектность и научить критически осмыслять свои защитные механизмы. В стремлении контактировать с собственным бессознательным содержится огромный потенциал для работы, способствующий процессу Индивидуации. Контакт с собой посредством Архетипов, понимание личных комплексов, осознание внутриличностного конфликта, отреагирование подавленных воспоминаний – все это способы высвобождения огромного потенциала психической энергии, способствующего личностному росту.В процессе анализа источников сформировано представление о разных ветвях психоаналитического подхода к работе со сновидением. В качестве базиса можно назвать положения о том, что сновидение – продукт деятельности психики, создаваемый сновидцем, а не имеющий внешнюю, навязанную природу. Все источники материала сновидения связаны с личностью сновидца и не могут интерпретироваться в отрыве от его индивидуальных особенностей, опыта, стадии развития, копингов и других частностей. Универсальные символы рождаются из культурологических особенностей, коллективного бессознательного, подлежат осмыслению самим анализантом и не должны слепо приниматься на веру.Все рассмотренные подходы в конечном итоге приводят к мысли, что суть работы со сновидением не в толковании его, а в предоставлении доброжелательной среды для контакта индивида с собственной Самостью. Для достижения обозначенной цели пригоден любой подход, так как, заходя с разных сторон, школы все же во многом перекликаются друг с другом, местами даже дублируют. Качественные же дополнения могут повысить эффективность работы в силу большей тропности к конкретному анализируемому случаю.Выполнив работу по всестороннему разбору психоаналитических подходов к работе со сновидениями, ориентируясь на классическую (Юнгианскую), архетипическую и школу развития, автор нашел для себя свод принципов и алгоритмов, применимых в частной практике.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАртемидор. Онейрокритика. СПб.: Кристалл, 1999. 448 с.Бетардс Бетти. Книга сновидений. Символы для самопознания. М.: Касталия, 2023г. – 308 с.Богачев А.М. – О некоторых аспектах практической работы со сновидениями // Психология и Психотехника. – 2020. – № 1. – С. 54 - 67.БурлачукЛ., Кочарян А., Жидко М. – Психотерапия. Психотерапия: Учебник для вузов. 2-е изд., стереотип. — СПб.: Питер, 2007 — 480 с.Буякас Т.М., Попов С.А. Феноменологический подход к пониманию сновидений // Консультативная психология и психотерапия. 2012. Том 20. № 2. С. 66–109.Каст В. Сновидения. – М.: Новгородова Ю., 2018– 188 с.ЛабержС. Осознанное сновидение / С.Лаберж. – К.: «София», Ltd, M.: Из-во Трансперсонального Института, 1996. - 288 с. Нойманн, Э. Великая мать. Женские изображения и символы / Э. Нойманн. – СПб: Изд-во Питер, 2022. – 608 с.Нойманн, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн. – М: Изд-во Рефл-бук, 1998. – 462 с.Протопопова И. А. Сновидение у Гомера и Платона // Сны и видения в народной культуре. М.: РГГУ, 2001. 382 с., с. 340.Ротенберг В.С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга / В.С.Ротенберг. - М.: Центр гуманит. лит. РОН, 2001.Сэмуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы / Э. Сэмуэлс. – М: Изд-во Добросвет, 2015. – 408 с.Франц, М.-Л. О снах и смерти / М.-Л. фон Франц. – М: Изд-во Касталия, 2016. – 234 с.Франц М.-Л. Путь сновидения. - М.: Клуб Касталия, 2015.Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З.Фрейд. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.Холл Дж. Структура сновидения. - М.:КлубКасталия. 2015.Холл, Д. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство / Д. Холл. – М: Изд-во Городец, 2017. – 168 с.Юнг К.Г. Символическая жизнь. 2-е изд. - М.: Когито-Центр, 2009.Юнг К.Г. Структура и динамика психического. - М.: Когито- Центр,2009.Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг, Д.Л. Хендерсон, М.-Л. фон Франц. – М: Изд-во Серебряные нити, 2012. – 352 с.Якоби, И. Психологическое учение К.Г. Юнга / И. Якоби // Карл Густав Юнг: дух и жизнь. Сборник. Пер. с нем. / под ред. Д. Г. Лахути. – М.: Изд-во Практика, 1996. – С. 385 – 532https://www.b17.ru/blog/rabota_so_snovideniyami_1/https://www.phantastike.com/dreams/in_the_world_of_dreams/html/

1. Артемидор. Онейрокритика. СПб.: Кристалл, 1999. 448 с.
2. Бетардс Бетти. Книга сновидений. Символы для самопознания. М.: Касталия, 2023г. – 308 с.
3. Богачев А.М. – О некоторых аспектах практической работы со сновидениями // Психология и Психотехника. – 2020. – № 1. – С. 54 - 67.
4. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. – Психотерапия. Психотерапия: Учебник для вузов. 2-е изд., стереотип. — СПб.: Питер, 2007 — 480 с.
5. Буякас Т.М., Попов С.А. Феноменологический подход к пониманию сновидений // Консультативная психология и психотерапия. 2012. Том 20. № 2. С. 66–109.
6. Каст В. Сновидения. – М.: Новгородова Ю., 2018 – 188 с.
7. Лаберж С. Осознанное сновидение / С.Лаберж. – К.: «София», Ltd, M.: Из-во Трансперсонального Института, 1996. - 288 с.
8. Нойманн, Э. Великая мать. Женские изображения и символы / Э. Нойманн. – СПб: Изд-во Питер, 2022. – 608 с.
9. Нойманн, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн. – М: Изд-во Рефл-бук, 1998. – 462 с.
10. Протопопова И. А. Сновидение у Гомера и Платона // Сны и видения в народной культуре. М.: РГГУ, 2001. 382 с., с. 340.
11. Ротенберг В.С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга / В.С.Ротенберг. - М.: Центр гуманит. лит. РОН, 2001.
12. Сэмуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы / Э. Сэмуэлс. – М: Изд-во Добросвет, 2015. – 408 с.
13. Франц, М.-Л. О снах и смерти / М.-Л. фон Франц. – М: Изд-во Касталия, 2016. – 234 с.
14. Франц М.-Л. Путь сновидения. - М.: Клуб Касталия, 2015.
15. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З.Фрейд. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.
16. Холл Дж. Структура сновидения. - М.:Клуб Касталия. 2015.
17. Холл, Д. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство / Д. Холл. – М: Изд-во Городец, 2017. – 168 с.
18. Юнг К.Г. Символическая жизнь. 2-е изд. - М.: Когито-Центр, 2009.
19. Юнг К.Г. Структура и динамика психического. - М.: Когито- Центр,2009.
20. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг, Д.Л. Хендерсон, М.-Л. фон Франц. – М: Изд-во Серебряные нити, 2012. – 352 с.
21. Якоби, И. Психологическое учение К.Г. Юнга / И. Якоби // Карл Густав Юнг: дух и жизнь. Сборник. Пер. с нем. / под ред. Д. Г. Лахути. – М.: Изд-во Практика, 1996. – С. 385 – 532
22. https://www.b17.ru/blog/rabota_so_snovideniyami_1/
23. https://www.phantastike.com/dreams/in_the_world_of_dreams/html/